Астраханская государственная картинная галерея имени П. Астраханская областная картинная галерея имени П

М узей открыт 15 декабря 1918 года как Картинная галерея и музей Совета профессиональных союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Павел Михайлович Догадин (1876–1919) – выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве. В 1918 г. он передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на набережной реки Кутум, где и размещалась галерея первоначально.

С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющимся памятником архитектуры («Усадьба И. Н. Плотникова» – особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П. М. Догадина уходит из его названия: 1922–1928 – Астраханская картинная галерея, 1929–1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949–1957 – Астраханская областная картинная галерея. В 1958 г. галерее было присвоено имя Б. М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ – Дом-музей Б. М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина».

Во время существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О. Я. Виблингера, купца-мецената И. А. Репина, собирателя А. А. Перова, художницы и педагога Е. И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М. П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н. М. Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы – Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям.

Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI–XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. В собрании отдела зарубежного искусстваживописные работы Ж. Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX вв., в том числе граверных мастерских П. П. Рубенса, Дж. Б. Пиранези.

В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка».

Опубликовано: Октябрь 31, 2007

Астраханская областная картинная галерея имени П. М. Догадина

Астраханская картинная галерея является одним из наиболее ярких в России провинциальных собраний живописи. Как и многие музеи нашей страны, она начиналась с энтузиазма частного коллекционера, желавшего сделать искусство доступным народу.

Астраханская картинная галерея располагается в особняке, некогда принадлежавшем купцу И. И. Плотникову .

Астраханская картинная галерея - ровесница многим музеям в нашей стране. Ее история началась в 1918 году. Тогда она носила более длинное название, чем теперь, - Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Некоторое время директором галереи был сам Догадин, подаривший свое собрание картин родному городу. Именно это собрание (более ста картин и графических листов русских художников) составило экспозиционное ядро галереи.

Одновременно с догадинским собранием в галерею поступили еще две частные коллекции - австрийского консула О. Я. Виблингера (фарфор, стекло, живопись, скульптура) и семьи Сапожниковых, богатых астраханских рыбопромышленников. Нужно сказать, что Сапожниковы, владея огромными капиталами, собрали просто уникальную коллекцию произведений искусства. В частности, владели они «Мадонной Бенуа» Леонардо да Винчи. Но у рыбопромышленников не было идеи, что их картины должны остаться в родном городе, поэтому они постепенно вывозили их из Астрахани и время от времени продавали различным музеям и частным лицам. «Мадонну Бенуа» приобрел у них Эрмитаж. К 1918 году в коллекции Сапожниковых остались почти одни только фамильные портреты, большинство из которых представляло скорее историческую, чем художественную ценность.

«Каминный зал» галереи .

Первое время музей располагался в особняке Догадина, на набережной реки Кутум. Но фонды его пополнялись столь стремительно (то и дело к крыльцу подъезжали возы, нагруженные реквизированными у бывших владельцев произведениями искусства), что скоро экспозиции стало тесно в стенах довольно скромного дома Догадина. В 1921 год) галерею перевели в более обширный особняк, до революции принадлежавший купцу И. Н. Плотникову. Здесь она находится и посейчас.
На нынешний день в собрании галереи насчитывается более десяти тысяч единиц хранения. Особенным богатством и своеобразием отличается, конечно же, отдел русского искусства. Экспозиция этого отдела способна познакомить посетителей практически со всеми направлениями, когда-либо существовавшими в русской живописи. Начинается она с небольшой, но весьма интересной коллекции древнерусского искусства (самые ценные экспонаты здесь - иконы XVI века). XVIII столетие представлено в галерее, главным образом, портретами - как неизвестных авторов, так и прославленных Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника Кустодиева, находится в Доме-музее мастера, филиале Астраханской галереи .

Следующие залы занимает экспозиция, посвященная искусству XIX века. Начинается она с работ Брюллова, Тропинина, Щедрина. Также очень много в собрании музея работ передвижников (почти все картины из «передвижнической» коллекции были приобретены самим Догадиным). При этом несомненный «конек» галереи - это русский пейзаж XIX столетия. Он представлен великолепными полотнами Куинджи, Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана (последний бы любимым пейзажистом Догадина).

Рубеж XIX-XX веков проиллюстрирован в галерее работами таких художников, как Нестеров, Серов,
Головин, Врубель, Борисов-Мусатов, Коровин и, конечно же, Сомов. В 1938 году в музее был торжественно открыт отдел советского искусства.

Несколько слов об «имени» галереи. С 1958 по 2007 год она носила имя Бориса Кустодиева, тоже уроженца Астрахани, - правда, к собранию музея не имевшего никакого отношения. Задавался вопрос: не лучше ли было бы вернуть ему имя Догадина? Наконец, решили, что такое переименование будет совершенно справедливым. А память о Кустодиеве в городе и так увековечена - здесь существует его дом-музей, являющийся филиалом Астраханской областной картинной галереи.

Помимо Дома-музея Кустодиева, у галереи есть и еще один интересный филиал - Дом-музей Велимира Хлебникова, который тоже родился в Астрахани. Музей этот открылся сравнительно недавно - в 1993 году, - а в основу его экспозиции легло фамильное хлебниковское собрание, подаренное городу племянником поэта - М. П. Митуричем-Хлебниковым. В это собрание входят прижизненные издания Хлебникова, его личные вещи (железный сундучок, где Хлебников хранил рукописи, галстук, подаренный ему Маяковским, самодельная ручка из сучка вербы и прочие не менее любопытные экспонаты), семейный альбом с фотографиями, а также живопись Веры Хлебниковой, графика Петра и Мая Митуричей. Одним словом, выставочные залы не пустуют.

Павел Михайлович Догадин

П. М. Догадин родился в семье астраханских купцов, получил инженерное образование. Идеей создать в Астрахани картинную галерею он увлекся в начале 1910-х годов и, не откладывая дела в долгий ящик, послал задаток московскому коллекционеру А. Г. Голикову на покупку трех картин. За пять лет, с 1912то по 1917 год, Догадин увеличил свою коллекцию до ста тридцати произведений искусства. Уже в 1916 году он вынашивал мысли о передаче этого собрания в дар городу, которыми делился с художником М. В. Нестеровым, Сохранился ответ живописца собирателю: «Можно только приветствовать прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно...» Но коллекция еще не была, по мнению Догадина, сформирована полностью, поэтому он медлил. Поторопиться его заставил октябрьский переворот. Опасаясь за судьбу собрания, Догадин передал его в собственность города, вместе со своим особняком и библиотекой. Умер коллекционер от тифа в 1919 году.



От: Смирнова Н.,  

Ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 18.00, четверг - с 13.00 до 21.00, понедельник - выходной. Последний день месяца - санитарный день

Филиал или подчиненная организация:
Дом-музей Б.М. Кустодиева - M1448
Дом-музей Велимира Хлебникова - M1450
Музейно-культурный центр "Дом купца Г.В. Тетюшинова" - M2357

Членство в организациях:
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова - M1102
Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" - M2628
Астраханское областное государственное учреждение "Государственный архив Астраханской области" - R1931
Астраханское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1933

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
ОАО "Лукойл"
ООО "Газпром"
Н.А. Богданов, даритель
А.Н. Родионов, частный коллекционер
Н.М. Краевская, даритель, жена художника Ву Зан Тана
А.В. Резников, частный коллекционер

Единиц хранения:
19547, из них 12800 предметов основного фонда

Copyright (c) 1996-2016 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Как в Москве в свое время был купец Павел Михайлович так и его полный тезка в Астрахани, только не Третьяков, а Догадин решил вкладывать все свои средства в искусство.

Так и и появилась Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина - первый художественный музей города Астрахани, основанный в 1918 году. Идея создать в городе картинную галерею пришла к нему в 1910, за несколько лет он собрал большую коллекцию, которую отписал городу, но при этом и печальна судьба его - умер от тифа в 1919. Так как коллекция в доме П.М. Догадина не помещалась, она была перенесена в 1921 году в 3 этажную усадьбу Плотниковых. Удивительно, но в 1958 году галерее было присвоено имя Бориса Кустодиева, и лишь спустя 50 лет в 2008 переименована в Астраханскую государственную картинную галерею имени П. М. Догадина.

И немного о картинах и художниках мой внутренний хит-парад

Самое масштабное полотно галереи и автор - Клавдий Васильевич Лебедев (учитель В.Г. Перов), который оставил потомкам большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси, а также художник иллюстрировал русские сказки.

От ученика к учителю, Василий Григорьевич Перов вернее Васильев. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное в свое время мальчику его учителем грамоты, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Василий Григорьевич был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Портрет матери интересен был тем, что одновременно на лице уйма эмоций, и ожидание чего то, и внутренние переживание, и такое ощущение, что хочет, что то сказать, от чего то остановить и в то время молчит, возможно я нафантазировала и все было иначе, но это то, что увидела лично я.

В поездке как раз я читала книгу о Малевиче, в какой то степени художник стал ближе, хотя его творчество не мое совсем. Но это не единственная картина в данном стиле, просто она более реалистична.

набрела на эскиз Врубеля Михаила Александровича, представляю какой бы был камин шикарный, особенно если учесть, что в Москве видела его одну работу, впрочем сравните сами: камин и Царевну Лебедь на картине

но возвращаемся в Астрахань

Руфим Гаврилович Судковский, прекрасный маринист, жаль тиф унес его в самом расцвете лет и творчества, и мы лишились того, что он мог бы написать

Этот художник стал для меня открытием - С.Ю. Судейкин, и конечно стала искать информацию о нем, которой как оказалась очень мало. Итак, Судейкин Сергей Юрьевич (1884, Санкт-Петербург-1946) пользовался широкой известностью как представитель «дерзкого»поколения живописцев, пришедшего на смену Коровину, Врубелю, Серову. С первых шагов вступления в художественную жизнь Судейкин обращает на себя внимание театральных деятелей и приобщается к их работе и к процессу преобразования и обновления искусства сцены, который захватил русский театр. В ту пору в театре творили, такие выдающиеся режиссеры и театральные деятели, как В.Ф. Комиссаржевская, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Н.Н. Евреинов. Основное направление творчества Сергей Юрьевича создание декораций и костюмов, особенно запоминающимися для артистических кабаре „Бродячая собака" и „Привал комедиантов". В 1920 г. Сергей Юрьевич эмигрирует в Париж… что ж, очень жаль, хотя его работы зацепили.

Николай Павлович Ульянов (1875-1949) русский и советский как написано в вики живописец и в принципе все, но по сути как и С.Ю. Судейкин связал свою творческую жизнь с театром.

Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) много путешествовал по Средней России, изучая старинные «дворянские гнезда», одно из которых мы и видим на картине.

Николай Андреевич Кошелев практически большую часть жизни писал на религиозные сюжеты, всегда было интересно почему именно такие черты лиц художники придают тем кого по сути они никогда не видели, его работы были в Храме Христа Спасителя (Москва) и есть в нашем Спасе на Крови, и за эту картину в 1864 году он получил Малую золотую медаль Академии художеств Санкт-Петербурга.

Александр Карлович Беггров, знакомые места города которые почти не изменились с тех времен, встречала несколько его работ в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург), по сути офицер флота, хотя служба на такой красавице вполне могла способствовать развитию художественного вкуса.

Практически такая же картина заявлена только под другим названием «Петербургская биржа», и находится в Третьяковской галерее, но что то в моем каталоге по Третьяковке ее нет, собственно и на сайте Третьяковки я ее тоже не нашла после прочитанного, вводит нас в заблуждение вики что то.

Очень большая коллекция картин Константина Алексеевича Коровина, на мой взгляд самая большая, чем в любом музее нашей страны, что опять противоречит вики, по ее данным Русский музей Санкт-Петербурга

И конечно есть работы Бориса Кустодиева, и вот одна из них. Очень интересное название Поэзия, глядя на картину просятся строчки стихотворения Дмитрия Васильевича Иванова

На этих улицах не видно суеты.

И в этом городе не ведают обмана.

Ты помнишь, как по этим улицам шагала?

Как выводили звонко каблучки

Мелодию на мокром тротуаре...

Ты шла, и были так легки...

Шаги и дни, что душу наполняли...

Мелодия на тонких каблучках...

Полёт души исполненный так тонко...

И трепет сердца прячущегося в облачках,

И тёплый взгляд в твоих глазах - глазах ребёнка…

А теперь перейдем к моим любимчикам

немного не привычно видеть такой портрет, обычно у Карла Брюллова лица заужены, хотя визуально воротником видимо пытался сделать художник.

Художник с неповторимыми сочетаниями цветов - Архип Иванович Куинджи, вычитала следующий факт о картине «Ночь на Днепре» - Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Еще до публичного показа картина была продана Великому князю Константину Константиновичу, вторая картина хранится в Государственной Третьяковской галерее 1882, другая находится в Ялтинском художественном музее. В художественной коллекции Уралвагонзавода (Нижний Тагил) хранится один из авторских вариантов . Видимо вариантов было значительно больше, раз он есть и в Астрахани, о чем собственно вики умалчивает.

И в отличии от ночного пейзажа дневной (картина - Море.Крым) просто окутывает нас теплым и солнечным светом, хочется забыть про все заботы и нырнуть в теплые воды моря.

И дальше переходим к нашему чудесному маринисту и окунаемся в атмосферу теплого вечера, легкого морского бриза и возможному походу по воде. Кстати, в Феодосии в его доме музее обратила внимание, что он очень любил полумрак видимо поэтому большая часть его картин показывает вечернее время.

И к его ученику Льву Феликсовичу Лагорио, какую его картину не возьми, у него вся земля прогрета каким то неземным теплом и светом.

И самое самое шедевры Боголюбова Алексея Петровича, составителя многих морских атласов и просто прекрасный художник чьи картины завораживают.

Что хочется сказать о галерее еще, то, что на фото малая толика того, что представлено в Картинной галерее, там можно встретить картины таких художников (кроме перечисленных выше): А.Я.Головина, С.М.Романович, И.Клюна, П.С.Уткина, П.В.Кузнецова, Н.А.Тархова, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Н.П.Крымова, К.Я.Крыжицкого, А.М.Герасимова, И.С.Остроухова, П.И.Первичева, С.А.Виноградова, А.П.Рябушкина, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, В.А.Серова, Н.В.Неврева, В.Зарецкого, А.И.Соломаткина, Н.А.Ярошенко, Н.Р.Матвеева, И.И.Творожникова, И.Л.Калмыкова, И.И.Шишкина, А.А.Киселёва, К.А.Савицкого, И.Е.Репина, К.В.Лемоха, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева, Е.С.Сорокина, Л.Л.Каменева, Н.Н.Дубовского, М.К.Клодта, С.И.Светославского, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова и В.В.Верещагина, и многих других.

 

Координаты: N46 20.952 E48 3.114.

Картинная галерея Догадина (Астрахань) на сегодняшний день является одним из самых богатых и интересных музеев Поволжья. Здесь можно познакомиться с картинами практически всех знаменитых русских художников, начиная от иконописцев XVI столетия, портретистов XVIII века и заканчивая современным искусством.

Картинная галерея Догадина открыла свои двери для посетителей 15 декабря 1918 года. Инициатором и первым заведующим стал астраханский инженер Павел Михайлович Догадин, который после революции передал в дар своему городу коллекцию предметов искусства конца XIX–начала XX века. Собрание включало в себя не только уникальные произведения живописи и графики, но и автографы известных людей, обширную библиотеку семьи Догадиных, мебель и даже особняк по набережной реки Кутум (сегодня это Красная Набережная, 39). Именно там на первых порах размещалась картинная галерея.

Вскоре галерея Догадина (Астрахань) заметно расширилась. Со своими коллекциями решили расстаться сначала богатые астраханские рыбопромышленники Сапожниковы, а затем и австро-венгерский вице-консул Отто фон Виблингер. Дом Догадина на набережной реки Кутум стал слишком тесным для новых шедевров, и в 1921 году их переместили в более вместительный бывший дом купца И. Н. Плотникова. Этот особняк по ул. Свердлова, 81 сам по себе тоже представляет немалую ценность: красивейшее трехэтажное здание с флигелем и внутренним двором построено в начале XX века и является памятником архитектуры («Усадьба И.Н. Плотникова»). Дом построил сам Иван Николаевич Плотников, выходец из известной астраханской семьи. Его отец, например, знаменит сооружением Зимнего (сейчас это драматический) театра в Астрахани .

Усадьбу в 1925 году национализировали. Что случилось с семьей Плотниковых потом – неизвестно. Хотя есть версия, что после 25-го года они еще некоторое время жили на чердаке своего бывшего особняка и подрабатывали в догадинской галерее. Семья покинула город после того, как большевики расстреляли Ивана Плотникова.

Во время войны в здании был госпиталь для военнопленных, коллекция же находилась в консервации. Астраханская картинная галерея Догадина вновь открылась лишь в самом конце 43-го года.

За время своей работы музей называли по-разному. Это была сначала Астраханская картинная галерея, затем Астраханская государственная картинная галерея. Дальше государственная сменилась областной, а в 1958 году Совет Министров РСФСР решил дать ей имя Б. М. Кустодиева, хотя он к собранию самого музея отношения не имел. Справедливость восстановили не так давно, в 2006 году, вернув галерее исконное название по имени ее основателя П. Догадина. Официально музей называется так: областное государственное бюджетное учреждение культуры «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина».

Фонды картинной галереи в Астрахани включают в себя ценности Русского музея, Третьяковской галереи, бывшего Императорского Румянцевского музея, известной Цветковской галереи, а также экспонаты из частных коллекций купца-мецената И. А. Репина, художника М. П. Митурича-Хлебникова, собирателя А. А. Перова, галериста Н. М. Краевской и др. Свои картины дарили и знаменитые астраханцы: Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов.

Сегодня экспозиции Астраханской картинной галереи располагаются в 23-х залах купеческой усадьбы и включают более 19 тысяч редких предметов живописи, графики и скульптуры.

Искусство XIX–XX веков воплощено в картинах К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, М. В. Нестерова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха и многих других знаменитых художников.

Гордостью Астраханской картинной галереи Догадина являются пейзажи А. И. Куинджи, А. П. Боголюбова, И. И. Шишкина и И. И. Левитана.

Подлинную ценность представляет собрание русского авангарда, включающее картины В. В. Кандинского, К. С. Малевича, А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька, М. З. Шагала.

В коллекции отдела зарубежного искусства галереи Догадина множество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX веков и стран Азии и Востока XVIII–начала XXI веков. В инновационном выставочном зале «Гравюрный кабинет» есть действующая модель гравировального станка XVII века. Здесь можно посетить интерактивные занятия по классическому эстампу.

Приобщиться к прекрасному можно ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме четверга и понедельника. В четверг картинная галерея Догадина (Астрахань) работает с 13.00 до 21.00. Понедельник и каждое последнее число месяца – выходной.




Top