Автопортрет с другом рафаэль. Мужской портрет и скульптура

24 февраля 2015, 18:12

Многие известные художники были весьма симпатичными мужчинами.

Альбрехт Дюрер

Выше - Автопортрет Дюрера. Ниже - тоже Автопортрет, но в образе Христа, 1500

Портрет молодого мужчины.

Не красавец, но, по-моему, есть в нем обаяние.

Рафаэль

Также был весьма симпатичным мужчиной.

Автопортрет с другом (Рафаэль слева, с длинными волосами)

Сандро Боттичелли

Помимо всем известной "Весны" и "Рождения Венеры", писал отличные мужские портреты. Вот один из них.

Портрет молодого человека, 1483

Питер Пауль Рубенс

Портрет герцога Букингема, 1625

Автопортрет с Изабеллой Брандт (первой женой)

Тот самый неловкий момент, когда муж красивее жены.

Автопортрет

Тициан

У Тициана много красивых мужских портретов.

Мужской портрет, 1544-1545 (фрагмент)

Вблизи

Юноша с разорванной перчаткой, 1523

Портрет мужчины в красной шапке, 1516

Портрет Ариосто, 1510

Итальянцы часто писали мужчин с горячим взором

Тинторетто

Мужской портрет (Франческо Боссано)

Андреа дель Сарто

Портрет молодого человека, ок. 1517

Аньоло Бронзино

Портрет молодого человека с книгой, 1530

Начитан и интеллегентен либо хочет казаться таковым.

Микеланджело

Тетки у него были страшные (за исключением Пьеты). А вот мужчины - очень даже. Видать, знал в них толк...

Рождение Адама (фрагмент росписи в Сикстинской капелле) (надеюсь, не потрут за пропаганду порнографии)

Умирающий раб (некоторые утверждает, что он тут явно не умирает...)

Давид (эталон мужской красоты всех времен и народов)

Веласкес

В отличие от итальянцев Веласкес не льстил никому, даже королям. Поэтому всего лишь пара портретов с неклассическими красавцами, но совершенно замечательными по исполнению. Их хочется рассматривать.

Мужской портрет, 1635

Франсиско де Риоха, поэт

Антонис Ван Дейк

Автопортрет

Находится в Эрмитаже. Фото не показывает всю красоту картины. Но те, кто видел его вживую, наверняка подтвердят, что Ван Дейк там очень хорош.

На этом фрагменте можно рассмотреть лицо вблизи

Эль Греко

Писал людей с красивыми и выразительными глазами, вытянутыми чертами лица. Мужские портреты не исключение.

Хорхе Теотокопулос (сын художника)

Портрет монаха (фрагмент)

Лоренцо Бернини

Именно он создал множество прекрасных фонтанов по всему Риму и наваял много красивых статуй, которые теперь стоят в музеях. Был весьма привлекательным и, по преданию, пылким мужчиной. За что чуть не угодил в тюрьму.

Автопортрет, 1623

Автопортрет, 1630

Караваджо

Писал миловидных юношей, если только это не были какие-нибудь грешники. Некоторые утверждают, что указанные ниже портреты - автопортреты либо самого Караваджо либо его, гхм, любовника.

"Юноша с лютней (Лютнист)", 1595

Мальчик с корзиной фруктов, 1593

Голландцы не стремились к приукрашиванию людей. Но уж если им попадались красавцы, они их и рисовали таковыми.

Франс Хальс

Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. Фрагмент. 1627

Очень напоминает Вениамина Смехова - Атоса из "Д`Артаньяна и трех мушкетеров"

Перенесемся в 19 век

Доминик Энгр

Еще один художник-красавец.

Портрет Энгра кисти Жана-Пьера Коро

Гюстав Курбе

Портрет Поля Варлена

Еще один портрет черноглазого горячего мужчины

Эдгар Дега

Писал в основном женщин во всевозможных ракурсах, но есть у него и весьма привлекательные мужчины

Портрет Леона Бонна (тоже художника)

А это - Леон Бона в собственном исполнении (автопортреты)

Эжен Делакруа

Портрет Леона Рьезенера, 1835

Ну а вот так бы выглядели наши звезды в классическом обрамлении. По-моему, оригиналы все-таки лучше...

Орландо Блум


Марат Башаров

Рафаэль Санти… Один из гениев итальянского Возрождения. Писать о его жизни нет смысла. Величайшему итальянскому живописцу, графику, архитектору и поэту посвящены книги, статьи, научные исследования и сайты. Сегодня хочу показать вам, каким его видели и написали его другие живописцы. К счастью Рафаэль Санти, или как его называли современники, Рафаэль из Урбино (Raffaello Sanzio (Raffael da Urbino), 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим), оставил потомкам свои автопортреты. Всего я насчитал их шесть, но родно половину можно с уверенностью назвать именно автопортретами Рафаэля. Вот два самые известные из них:

Raffaello Sanzio (1483-1520) Autoritratto.1506 г. Galleria degli Uffizi, Firenze
Raphael Self-Portrait with a Friend, a Fencing Master. 1519-20 гг. Musée du Louvre, Paris

Второй автопортрет Рафаэль написал в последние годы жизни (1518-1520), изобразив себя с другом, хотя историки до сих пор не могут решить, какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо. Выдвинуто множество версий, но все они малоубедительны. В XVI веке считалось, что рядом с собой художник изобразил Джованни Антонио Порденоне (Giovauni Antonio Pordenone, 1483/1484, Порденоне - 1539, Феррара) или Якопо Каруччи по прозвищу Понтормо (Jacopo Carucci (Pontormo), 24 мая 1494, Понтормо - 2 января 1557, Флоренция), но их портреты очень отличаются от молодого человека, изображенного рядом с Рафаэлем. Позже в списке «претендентов» появились имена Джулио Романо, Пьетро Аретино, Антонио да Сангало Молодого и Бранконио дель Агюла – исполнителя завещания художника. Но и эти версии оказались недостоверными. Интересно, что в некоторых источниках полное название картины звучит как «Автопортрет с другом, учителем фехтования», и это говорит о том, что навряд ли удастся персонифицировать личность этого друга художника. Сначала картина с 1607 года находилась в коллекции кардинала Гранвеля и вообще считалась работой Порденоне. Около 1625 года портрет появился в Фонтенбло и попал в коллекцию Людовика XIV в Лувр, где находится до сих пор.

Еще один автопортрет Рафаэля тоже известен, он точно принадлежит художнику и является деталью огромной знаменитой фрески «Афинская школа», написанной в Ватикане в 1509-11 годах.

Raphael Affresco «La scuola di Atene» (фреска «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

В своей фреске Рафаэль изобразил храм науки, где с полной непринужденностью расположились философы древности, олицетворяя свободу и независимость представляемой ими науки, ее различных отраслей и методов. Двигающиеся из глубины – это величайшие философы древности Платон и Аристотель. Интересно, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи, а в образе Гераклита (древнегреческого философа-материалиста) – Микеланджело. Себя же художник скромно изобразил в правом углу за группой, где Эвклид - крупнейший древнегреческий математик, разбирает на полу сложный чертеж. Перед собой Рафаэль изобразил художника сиенской школы Джованни Антонио Бацци, которого все больше знают по прозвищу Содома (Giovanni Antonio Bazzi (Il Sodoma), 1477, Верчелли, Пьемонт - 15 февраля 1549, Сиена).

Raphael Autoritratto, frammento di un affresco «La scuola di Atene» (Автопортрет, фрагмент фрески «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

Ну, а следующие три работы считаются автопортретами Рафаэля по утверждению историков и исследователей его творчества на основе изучения физиономистики, черепа художника и тщательного исследования самих полотен. Я не пытался собрать материал именно об этих исследованиях, поэтому представляю вам картины, как предполагаемые варианты автопортретов Рафаэля. Причем, если две картины из трех точно являются произведениями художника, то первая из представленных ниже работ атрибутирована его авторством и точно не датирована (кое-где стоит 1525 год, хотя художник умер в 1520-м). Так что верить или не верить ученым – решайте сами!

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля). Accademia di San Luca, Rome

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael, detail (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля, деталь). Accademia di San Luca, Rome

Raphael Christ Blessing (Pax Vobiscum) (Христос благословляющий) 1505-06 гг. Pinacoteca Tosio Martinengo, Brescia

Второй вариант картины находится в коллекции мюнхенской Пинакотеки. Смущает, что художник решил изобразить себя в образе Христа.

Raphael The Judgement of Paris (Суд Париса). 1512 г. Private Collection

Raphael The Judgement of Paris, detail (Суд Париса, деталь). 1512 г. Private Collection

А в этой картине нестыковка в том, что Рафаэль себя в 1512 году изобразил моложе, чем на самом известном автопортрете в 1506 году. Хотя, возможно, будучи уже почти 30-летним мужчиной, он решил написать себя в образе Аполлона – семнадцатилетним!

Но помимо всех этих картин, я нашел в интернете еще больше десятка работ, в основном гравюр, и большей частью из коллекции Британского музея, на которых художники XVI-XVIII веков изобразили Рафаэля, каким они его представляли в свое время. Часть картин, конечно же, если не являются копиями автопортрета итальянца, то явно ассоциируются с ним. Но есть и весьма интересные интерпретации внешнего вида представителя умбрийской школы живописи, коим являлся Рафаэль. Предлагаю посмотреть и сравнить.

Giorgio Vasari (Italian, 1511-1574) Retrato de Rafael Sanzio.

XVII век

Paulus Pontius (Flemish, 1603-1658) Portrait of Raphael de Urbin 1630-40 British Museum

С этим портретом тоже можно поспорить, поскольку гравюра Понтиуса - это зеркальная картина Рафаэля "Портрет юноши".

Raphael Portrait of Young Man. 1509-11 гг. Czartoryski Museum, Cracow

Unknown Italian artist Portrait of Raphael. 1600-1649 гг. Biblioteca Ambrosiana

Wenzel Hollar (Czech, 1607-1677) Portrait of Raphael. 1651 г. Metropolitan Museum, New York

Engraved frontispiece by Carlo Maratta (Italian, 1625-1713) Portrait of Raphael Sanzio.

William Lodge (British, 1649 - 1689) Bust of Raphael in an oval. 1679 г. British Museum

XVIII век

Jonathan Richardson Senior (British, 1667-1745) Portrait of Raphael, after the Self-Portrait. 1730 г.

Nicolas IV de Larmessin (French, 1684-1753) Raphael d’Urbin (print).

Matthijs Pool (Dutch, 1676–1732) Raphael Sanzio d’Urbino. Château de Versailles

William Bromley (British, 1769-1842) Portrait of Raphael after 1782 г.

XIX век

Friedrich Wilhelm Bollinger (German, 1777-1825) The Divine Raphael.

Agostino Aglio (Italian-British, 1777-1857) Portrait of the young Raphael.

Auguste Gaspard Louis Boucher Desnoyers (French, 1779-1857) Portrait of Raphael de Urbin. 1836 г. British Museum

Louis Georges Brillouin (French, 1817-1893) Portrait de deux artistes - Raphael and Giulio Romano. 1848 г. Palais des Beaux-Arts, Lille

Anonymous Copy of Raphael"s Self-portrait in the Galleria degli Uffizi, Florence. 1850 г.

Ну, и напоследок, все же публикую небольшую «памятку», себе в первую очередь, о биографии художника. Так сказать, «конспект» хронологии его жизни.

1. 28 марта 1483 года родился в Урбино в семье художника и поэта Джованни Санти, поэтому первые уроки рисования получил в мастерской отца. Рафаэль рано потерял родителей: отец умер в 1494 году, мать - Марджи Чарла, в 1501 году. Кстати, до сих пор сохранился отчий дом художника, где находится его музей.

2. После смерти матери Рафаэль поступает в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже. Он часто приезжает в Урбино, знакомится с Пинтуриккьо, совместно с которым посещает Сиену и выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая из рафаэлевских Мадонн, которых он будет писать всю жизнь.

3. В 1504 году в Урбино знакомится с писателем Бальдассаром Кастильоне, поступившим на службу к герцогу Урбинскому, и по его приглашению в конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь художник лично знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами, которые оказали влияние на стиль и манеру молодого художника. Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых и Мадонн, во Флоренции Рафаэль создал около двадцати Мадонн.

4. В 1507 году он знакомится с архитектором Донато Браманте (1444-1514), который во второй половине 1508 года приглашает переехать Рафаэля в Рим. При содействии Браманте художник становится официальным художником папского двора, расписывает фресками Станцу делла Сеньятура в Ватикане (1508-1511) и еще три зала, причём Папа Юлий II уже начавших там росписи художников Перуджино и Синьорелли отстранил от работ ради Рафаэля.
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты, в 1512 году пишет портрет папы Юлия II, позже многих кардиналов из папского окружения. Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля. В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу нового Папы выполнил картоны с сюжетами из Библии для десяти гобеленов, которые предназначались для Сикстинской капеллы, потом спроектировал в виде 13 аркад и расписал с учениками лоджии, выходящие во внутренний двор Ватикана (1513-1518) 52 фресками на библейские сюжеты. У Рафаэля было много учеников, самым талантливым из которых был Джулио Романо. Имена других – Джованни Нанни, Франческо Пенни, Перин дель Вага, практически не известны.

5. В 1514 году, когда умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, в 1515 году он получает должность главного хранителя древностей. В этом же 1515 году Рафаэль лично знакомится с Дюрером, посетившим Рим. Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов. В Риме он продолжает писать Мадонн, пишет около десяти картин на эту тему, самой знаменитой из которых стала «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

6. В 1511 году банкир и покровитель искусств Агостино Киджи пригласил Рафаэля для украшения фресками на сюжеты из античной мифологии своей загородной виллы Фарнезина, построенной на берегу Тибра.

7. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет Рафаэль умирает в Риме. Был похоронен в Пантеоне. Художник и писатель Джорджо Вазари в своей книге биографий, многие из фактов которой, позже опроверглись историками, написал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Но историки считают, что причиной смерти стала римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Правда, каких и где – не уточняется…

Рафаэль Санти… Один из гениев итальянского Возрождения. Писать о его жизни нет смысла. Величайшему итальянскому живописцу, графику, архитектору и поэту посвящены книги, статьи, научные исследования и сайты. Сегодня хочу показать вам, каким его видели и написали его другие живописцы. К счастью Рафаэль Санти, или как его называли современники, Рафаэль из Урбино (Raffaello Sanzio (Raffael da Urbino), 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим), оставил потомкам свои автопортреты. Всего я насчитал их шесть, но родно половину можно с уверенностью назвать именно автопортретами Рафаэля. Вот два самые известные из них:

Raffaello Sanzio (1483-1520) Autoritratto.1506 г. Galleria degli Uffizi, Firenze
Raphael Self-Portrait with a Friend, a Fencing Master. 1519-20 гг. Musée du Louvre, Paris

Второй автопортрет Рафаэль написал в последние годы жизни (1518-1520), изобразив себя с другом, хотя историки до сих пор не могут решить, какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо. Выдвинуто множество версий, но все они малоубедительны. В XVI веке считалось, что рядом с собой художник изобразил Джованни Антонио Порденоне (Giovauni Antonio Pordenone, 1483/1484, Порденоне - 1539, Феррара) или Якопо Каруччи по прозвищу Понтормо (Jacopo Carucci (Pontormo), 24 мая 1494, Понтормо - 2 января 1557, Флоренция), но их портреты очень отличаются от молодого человека, изображенного рядом с Рафаэлем. Позже в списке «претендентов» появились имена Джулио Романо, Пьетро Аретино, Антонио да Сангало Молодого и Бранконио дель Агюла – исполнителя завещания художника. Но и эти версии оказались недостоверными. Интересно, что в некоторых источниках полное название картины звучит как «Автопортрет с другом, учителем фехтования», и это говорит о том, что навряд ли удастся персонифицировать личность этого друга художника. Сначала картина с 1607 года находилась в коллекции кардинала Гранвеля и вообще считалась работой Порденоне. Около 1625 года портрет появился в Фонтенбло и попал в коллекцию Людовика XIV в Лувр, где находится до сих пор.

Еще один автопортрет Рафаэля тоже известен, он точно принадлежит художнику и является деталью огромной знаменитой фрески «Афинская школа», написанной в Ватикане в 1509-11 годах.

Raphael Affresco «La scuola di Atene» (фреска «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

В своей фреске Рафаэль изобразил храм науки, где с полной непринужденностью расположились философы древности, олицетворяя свободу и независимость представляемой ими науки, ее различных отраслей и методов. Двигающиеся из глубины – это величайшие философы древности Платон и Аристотель. Интересно, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи, а в образе Гераклита (древнегреческого философа-материалиста) – Микеланджело. Себя же художник скромно изобразил в правом углу за группой, где Эвклид - крупнейший древнегреческий математик, разбирает на полу сложный чертеж. Перед собой Рафаэль изобразил художника сиенской школы Джованни Антонио Бацци, которого все больше знают по прозвищу Содома (Giovanni Antonio Bazzi (Il Sodoma), 1477, Верчелли, Пьемонт - 15 февраля 1549, Сиена).

Raphael Autoritratto, frammento di un affresco «La scuola di Atene» (Автопортрет, фрагмент фрески «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

Ну, а следующие три работы считаются автопортретами Рафаэля по утверждению историков и исследователей его творчества на основе изучения физиономистики, черепа художника и тщательного исследования самих полотен. Я не пытался собрать материал именно об этих исследованиях, поэтому представляю вам картины, как предполагаемые варианты автопортретов Рафаэля. Причем, если две картины из трех точно являются произведениями художника, то первая из представленных ниже работ атрибутирована его авторством и точно не датирована (кое-где стоит 1525 год, хотя художник умер в 1520-м). Так что верить или не верить ученым – решайте сами!

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля). Accademia di San Luca, Rome

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael, detail (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля, деталь). Accademia di San Luca, Rome

Raphael Christ Blessing (Pax Vobiscum) (Христос благословляющий) 1505-06 гг. Pinacoteca Tosio Martinengo, Brescia

Второй вариант картины находится в коллекции мюнхенской Пинакотеки. Смущает, что художник решил изобразить себя в образе Христа.

Raphael The Judgement of Paris (Суд Париса). 1512 г. Private Collection

Raphael The Judgement of Paris, detail (Суд Париса, деталь). 1512 г. Private Collection

А в этой картине нестыковка в том, что Рафаэль себя в 1512 году изобразил моложе, чем на самом известном автопортрете в 1506 году. Хотя, возможно, будучи уже почти 30-летним мужчиной, он решил написать себя в образе Аполлона – семнадцатилетним!

Но помимо всех этих картин, я нашел в интернете еще больше десятка работ, в основном гравюр, и большей частью из коллекции Британского музея, на которых художники XVI-XVIII веков изобразили Рафаэля, каким они его представляли в свое время. Часть картин, конечно же, если не являются копиями автопортрета итальянца, то явно ассоциируются с ним. Но есть и весьма интересные интерпретации внешнего вида представителя умбрийской школы живописи, коим являлся Рафаэль. Предлагаю посмотреть и сравнить.

Giorgio Vasari (Italian, 1511-1574) Retrato de Rafael Sanzio.

XVII век

Paulus Pontius (Flemish, 1603-1658) Portrait of Raphael de Urbin 1630-40 British Museum

С этим портретом тоже можно поспорить, поскольку гравюра Понтиуса - это зеркальная картина Рафаэля "Портрет юноши".

Raphael Portrait of Young Man. 1509-11 гг. Czartoryski Museum, Cracow

Unknown Italian artist Portrait of Raphael. 1600-1649 гг. Biblioteca Ambrosiana

Wenzel Hollar (Czech, 1607-1677) Portrait of Raphael. 1651 г. Metropolitan Museum, New York

Engraved frontispiece by Carlo Maratta (Italian, 1625-1713) Portrait of Raphael Sanzio.

William Lodge (British, 1649 - 1689) Bust of Raphael in an oval. 1679 г. British Museum

XVIII век

Jonathan Richardson Senior (British, 1667-1745) Portrait of Raphael, after the Self-Portrait. 1730 г.

Nicolas IV de Larmessin (French, 1684-1753) Raphael d’Urbin (print).

Matthijs Pool (Dutch, 1676–1732) Raphael Sanzio d’Urbino. Château de Versailles

William Bromley (British, 1769-1842) Portrait of Raphael after 1782 г.

XIX век

Friedrich Wilhelm Bollinger (German, 1777-1825) The Divine Raphael.

Agostino Aglio (Italian-British, 1777-1857) Portrait of the young Raphael.

Auguste Gaspard Louis Boucher Desnoyers (French, 1779-1857) Portrait of Raphael de Urbin. 1836 г. British Museum

Louis Georges Brillouin (French, 1817-1893) Portrait de deux artistes - Raphael and Giulio Romano. 1848 г. Palais des Beaux-Arts, Lille

Anonymous Copy of Raphael"s Self-portrait in the Galleria degli Uffizi, Florence. 1850 г.

Ну, и напоследок, все же публикую небольшую «памятку», себе в первую очередь, о биографии художника. Так сказать, «конспект» хронологии его жизни.

1. 28 марта 1483 года родился в Урбино в семье художника и поэта Джованни Санти, поэтому первые уроки рисования получил в мастерской отца. Рафаэль рано потерял родителей: отец умер в 1494 году, мать - Марджи Чарла, в 1501 году. Кстати, до сих пор сохранился отчий дом художника, где находится его музей.

2. После смерти матери Рафаэль поступает в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже. Он часто приезжает в Урбино, знакомится с Пинтуриккьо, совместно с которым посещает Сиену и выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая из рафаэлевских Мадонн, которых он будет писать всю жизнь.

3. В 1504 году в Урбино знакомится с писателем Бальдассаром Кастильоне, поступившим на службу к герцогу Урбинскому, и по его приглашению в конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь художник лично знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами, которые оказали влияние на стиль и манеру молодого художника. Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых и Мадонн, во Флоренции Рафаэль создал около двадцати Мадонн.

4. В 1507 году он знакомится с архитектором Донато Браманте (1444-1514), который во второй половине 1508 года приглашает переехать Рафаэля в Рим. При содействии Браманте художник становится официальным художником папского двора, расписывает фресками Станцу делла Сеньятура в Ватикане (1508-1511) и еще три зала, причём Папа Юлий II уже начавших там росписи художников Перуджино и Синьорелли отстранил от работ ради Рафаэля.
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты, в 1512 году пишет портрет папы Юлия II, позже многих кардиналов из папского окружения. Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля. В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу нового Папы выполнил картоны с сюжетами из Библии для десяти гобеленов, которые предназначались для Сикстинской капеллы, потом спроектировал в виде 13 аркад и расписал с учениками лоджии, выходящие во внутренний двор Ватикана (1513-1518) 52 фресками на библейские сюжеты. У Рафаэля было много учеников, самым талантливым из которых был Джулио Романо. Имена других – Джованни Нанни, Франческо Пенни, Перин дель Вага, практически не известны.

5. В 1514 году, когда умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, в 1515 году он получает должность главного хранителя древностей. В этом же 1515 году Рафаэль лично знакомится с Дюрером, посетившим Рим. Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов. В Риме он продолжает писать Мадонн, пишет около десяти картин на эту тему, самой знаменитой из которых стала «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

6. В 1511 году банкир и покровитель искусств Агостино Киджи пригласил Рафаэля для украшения фресками на сюжеты из античной мифологии своей загородной виллы Фарнезина, построенной на берегу Тибра.

7. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет Рафаэль умирает в Риме. Был похоронен в Пантеоне. Художник и писатель Джорджо Вазари в своей книге биографий, многие из фактов которой, позже опроверглись историками, написал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Но историки считают, что причиной смерти стала римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Правда, каких и где – не уточняется…


Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величены талант.

Сикстинская Мадонна. 1515


РАФАЭЛЬ Автопортрет с другом, учителем фехтования.

Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути.


Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.

Святые у распятия. 1503

The Wedding of the Virgin , Raphael"s most sophisticated altarpiece of this period.
Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.

Мадонна Грандука. 1504
В скоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.

Мадонна на троне с Младенцем и святыми. 1504-05

Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же вокруг гробницы - двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены - Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу, и он же в храме на руках Симеона.

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1505
Вещь эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.

Святой Георгий побеждающий дракона. 1504-06

К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.

Святой Георгий побеждающий дракона. 1505

Святой Михаил и дракон. 1505

В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

Малая Мадонна Каупера. 1505

В последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507, галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.

Дама с единорогом. 1505

В последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.

Мадонна Бельведерская. 1506

После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.

Снятие с креста. 1507

Святая Катерина. 1507

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).


Триумф Галатеи. 1512-14

Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции.

Донна Велата. 1514

В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).

фреска Рафаэль Санти

В 1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.

Портрет Балдасаре Кастильоне. 1514-15

На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.

Мадонна. 1515

Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.

Папа Лев 10 с кардиналами. 1518

:Pope Julius II.

Portrait de Jeanne d"Aragon, by Raffaello Sanzio
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.

Заметный след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан"Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами

Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды, им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил.

Сон рыцаря

Действительно, творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.

Преображение. 1518-20

Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Raphael, The Miraculous Draught of Fishes (1515)Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.



«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем»

Resurrection of Christ (The Kinnaird Resurrection ), 1499-1502

The en:Coronation of the Virgin 1502-3

Il Spasimo 1517, brings a new degree of expressiveness to his art
В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509-1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины,


Афинская школа. Платон и Аристотель (задний план), Гераклит и Диоген (передний план)Последняя роспись Рафаэлем (1514—1517 гг.).

Форнарина полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля , чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника.

Рафаэль портрет молодой женщины или Форнарины 1518—1519,

«Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле» , 1514

Self-portrait? by Raphael, missing since World War II or Francesco Maria della Rovere




Top