Автор картины натюрморт с черепом. Живой язык символов жанра "ванитас"

Случился пару дней назад в нашем городе ураган. Подхожу к остановке. Передо мной идет девчонка (фигурка классная, потом обернулась - твердая 7) в короткой легкой юбке, которую сильный ветер все время пытается задрать. Она пытается ее держать, но в руках пакет с покупками - мешает. Идя за ней и наблюдая эту веселую картину секунд 15, решил действовать. Догоняю, обхожу сбоку (по всем правилам):

Девушка, Вам помочь?

Чем помочь?

Как чем - подержать юбку! - Не ахти какой шаблон, зато свой родной.

К++ Ну не знаю, лучше помогите пакет нести, а с юбкой я уж сама справлюсь.

Ну, Вы такая стройная...

Красивая...

А следовательно здоровая и сильная, и посмотрите на меня, - делаю страдальческую физиономию и осанку. - Нет, мой доктор запретил мне поднимать что-нибудь тяжелее юбки.

К++ Ну хорошо, держите.

Я взял ее за юбку (кинестетика?) и пошли мы к остановке. Картина, я вам скажу, была еще та: вся остановка ржала (сами представьте).Дошли:

Ой, спасибо, молодой человек.

Девушка, а Вы знаете, что мои услуги платные?

И сумма исчисляется шести-, а то и десятизначным числом, в зависимости от валюты.

- ???????? (чувствую, в напряг впадает).

Так что Вы мне должны... номер своего телефона и имя. Меня, кстати, Павел зовут.

И всего лишь? А Вы меня уже напугали. Я - Ира.

Достаем мобильники, записываю ее телефон. Тут подходит мой троллейбус, прощаюсь, уезжаю. Можно было попытаться что-то типа фаста закрутить (видно было, что я ей своим подходом слегка снес крышу, да я честно и сам от себя такого не ожидал), но уж сильно я замерз, да и не умею я пока.

Ладно, доехал до своей остановки, подхожу к дому. Прохожу мимо лавочки, на которой сидят и пьют пиво (в такую-то погоду) 6 и 4. Кричат мне:

Молодой человек, Вам не холодно? - Забыл сказать, что, т.к. до этого дня погодка стояла под +30, и я - балбес вышел из дома в тонкой рубашке с коротким рукавом и, видимо, производил впечатление очень замерзшего человека, и не зря, я вам скажу, было около +6.

Т.к ВД был напрочь убит холодом и песком в глазах, не подумав и секунды, отвечаю:

До того, как встретил вас мне было очень холодно, но, увидев столь красивый образчик женской красоты, в моем сердце вспыхнул пожар, который меня согрел, - нифига себе, неужели енто я сказанул?

А окончательно меня согреют только номера ваших телефонов. Девушки, не дайте мне замерзнуть.

Опять короткий ритуал записи телефонов и домой, потому как на самом деле у меня от холода зуб на зуб не попадал.

Вот так за пол часа у меня было 2 телефона (4ку я не считаю) . ИМХО получилось довольно-таки изящно и непринужденно, особенно в первом случае. Вот что делают с человеком экстримальные условия. Ошибки, конечно, есть поэтому ЧМБСЛ.

Кстати, сегодня позвонил 6ке, хотел забиться на выходные. Сказала, что очень занята, но как будет свободное время - позвонит. 7ке, наверное, завтра позвоню.

Сегодня иду с лекций домой, по пути решаю позвонить своей 7ке и вытащить ее вечером на свиданку:

Привет, ты кто?

Ну, помнишь того офигенно-суперского красивого и умного мол чела, который помог тебе держать юбку?

К+ Ой помню, конечно, ты что так долго не звонил? - Так-так, девочка, ты моя.

Да проблем много было, как-то не до этого.

У-у какой ты деловой, - с легкой обидой в голосе, - надеюсь, сегодня-то ты свободен?

Сегодня да, может сходим куда-нибудь?

Давай, можно прямо сейчас, я как раз в *****, - это в 15 мин ходьбы от меня, - а ты где?

- ******, но я хотел сначала домой заехать, - у меня в кармане толко мелочь на проезд.

Нет, давай сейчасс, а то я вечером к подружке на днюху иду.

Встретились, она без разговоров поцеловала меня, правда только в щеку. Прогуливаемся, проходим мимо кафешки, она говорит:

Давай зайдем?

Ну, думаю, я попал. Что делать, попытаться отмазаться? Решаю честно сказать:

У меня денег с собой нету.

Бедняжка. Все равно пошли зайдем.

Ну пошли, - неужели за меня платить будет? Хотя мне, в принципе, по барабану, я ее предупредил.

Зашли. Сели за столик. Заказали по мороженому. Болтаем о всякой ерунде. У меня легкий напряг, как расплачиваться. Да и что-то стандартных проверок нет - ой, неспроста. И тут начинается самое интересное - телефонный звонок, оказывается, звонит та 6ка.

Привет, узнал?

Конечно, у меня твой номер определился.

Как дела?

Нормально, а у тебя?

Тоже ничего. Слушай, как у тебя со временем? Давай встретимся, у меня как раз денек свободный.

Нет, сейчас не могу, у меня дела, но к вечеру, думаю, освобожусь, - кошусь на 7ку и думаю, какой сошл пруф мне на башку свалился.

Дела? - С недоверием, т.к. вокруг музыка долбит, люди громко разговаривают.

И тут, видимо, 7ку заусило и она не выдержала. Подходит ко мне и нарочно громко, почти криком, говорит:

Паша, пойдем потанцуем.

Ну думаю *издец. В трубке 6ка мычит что-то нечленораздельное. Говорю, что садится батарея и выключаю телефон. Ну, а дальше мы потанцевали (я прокинестил ее по полной), доели мороженое. И попрощались, т.к. ей надо было бежать на днюху. Напоследок поцеловал ее, она не сопротивлялась.

Приехал домой, поел, взял денег. Звоню 6ке.

Привет, ну все, я освободился. Говори, где встречаемся.

У тебя что, есть девушка?!

Девочка моя, мы с тобой еще почти не знакомы, а ты уже начинаешь грузить. Я ж тебя не спрашиваю, есть ли у тебя парень (кстати неплохой шаблончик для ответа на вопрос о девушке, на любой ее ответ можно удачно среагировать, и, по-моему, сам придумал.

Да, у мея есть парень.

Ну вот видишь. У тебя есть парень, а ты встречаешься со мной. Так что не лечи меня, если не хочешь встречаться - так и скажи.

Короче, встретились, погуляли часок, поболтали. В конце свиданки попытался поцеловать, она не дала.

Ну вот и все. Такой насыщенный у меня вышел денек. Вот и думаю, что дальше делать, 6ка от меня по ходу не в восторге, зато 7ке понравился!

Всем привет! Меня зовут Алиса, мне 24. Я живу и работаю в Челябинске.
А теперь небольшое предисловие. В канун Нового 2014 года в день раздачи мандаринов с предсказаниями мне попался один с надписью «свадьба». Однако, на носу ноябрь-месяц, а предпосылок к этому торжеству, увы, никаких. В попытке форсировать события и оправдать мандариновое обещание был создан этот пост. Под катом 42 фотографии моего дня - 28 октября.

1. Каждый будний день я встаю ровно в 6.30, в выходные чуть позже.

2. Но по сути я «жаворонок» в чистом виде. Хотя по утрам могу напоминать привидение - «дииииикое, но симпатишное...». Примерно как в этот раз. Помимо меня в кадре - моя соседка по квартире и 3 кг чистого счастья, это киса Саша.

3. Первая задача с утра - включить чайник. Поскольку я боюсь спать в гордом одиночестве и полной темноте, мне был подарен чайник с подсветкой - вместо ночника. Ночью он источает голубой свет.

4. Потом я иду умываться и «чистить перышки». Мой стоматолог говорит, что зубы надо чистить по меньшей мере минут 5, чтобы все труднодоступные места получили свой порцию чистоты и свежести. Но у меня, зачастую, не хватает терпения, потому что 5 минут тянутся неимоверно долго.

5. На очереди завтрак - каша + кофе с молоком + банан...

6. ... + порция «Иронии судьбы...». Я боооольшой любитель советских фильмов, могу пересматривать их 100500 раз и цитировать на ходу. Поэтому в ситуации, когда я не знаю, чего бы еще посмотреть, выбираю беспроигрышный вариант - шедевр советского кинопроката.

7. После такой воодушевляющей трапезы я пошла собирать обед, чтобы взять с собой на работу. «Тут нам с вами одной минуты терять нельзя...»

8. А потом... «Каждое утро в нашем учреждении начинается одинаково. Это уже обычай, традиция. Я бы сказал, ритуал.»

9. Время. «Цыгель, цыгель, ай-лю-лю».

10. Пора сделать свою Вселенную немножко чище и помыть посуду, например. Эффект «до»...

11. ... и после.

12. Потом неплохо было бы одеться. Поскольку большинство рабочего времени я бегаю как ужаленная, приходится выбирать между удобством и красотой в пользу первого. Но в платья и туфли на шпильке я тоже периодически «выгуливаю», чтобы они подышали свежим воздухом и почувствовали свою значимость.

13. Еще я два раза в неделю хожу на тренировки. Сегодня как раз такой день, поэтому нужно собрать «реквизит».

14. Пока есть время, прогуляемся по окрестностям. В любом помещении (квартира/гараж/кладовка/туалет) я люблю, чтобы было пусто и максимально свободно. По-моему, в интерьере это называется «минимализм». Именно поэтому все, что плохо лежит или вышло из обихода я выкидываю. По той же причине этим летом обои в зале были переклеены и покрашены в радикально белый цвет. На очереди - туалет. Он тоже будет белым.

15. Пора собираться на выход, нужно открыть жалюзи, чтобы маленькой Саше было светло. Она имеет привычку сидеть и смотреть в окно, когда же я приеду. За день она успевает так соскучиться, что вечером « как налетииит, как обнимет!»

16. Те же самые телодвижения надо проделать на кухне. В этом году на моем подоконнике появились фикус и «бабочки». По заверению некоторых товарищей, это очень действенный способ для заведения мужа. Прошло полгода, муж пока не завелся.

17. Ноги в руки и на выход.

18. Время.

19. Наш экипаж приветствует вас на борту самолета... Но самолет еще нужно прогреть, а то вдруг не взлетит.

20. Я приезжаю на работу за час до начала рабочего дня. Мне так комфортно - на дорогах почти никого нет, и в офисе тоже. Сначала я оцениваю объем того что мне предстоит сегодня отправить в другие регионы.

21. Все напечатанные накладные надо подписать и наклеить на коробки, чтобы все везде уехало. А если не уедет, то будет ата-та!

22. Весь основной инструментарий в одном кадре - скотч, маркер, телефон. Если забыть взять что-то одно, случится апокалипсис.

23. Пока я решала текущие задачи, наступило время обеда. И мы перебазировались в столовую. Но, увы, не мы одни. Таких желающих много.

24. Время.

25. «Нормальные герои всегда идут в обход...» очереди. Прямиком к микроволновке, чтобы разогреть, открыть и съесть вот это - спагетти + гуляш + огурец.

26. Обычно в обед случается все самое интересное. Я называю это «закон подлости в действии». Потому что именно в этот временной промежуток начинают все звонить и писать. Три часа ты был никому не нужен, но ровно полдень понадобился всем и рискуешь превратиться в тыкву, если не ответишь сию секунду. В этот день пока я закусывала макароны огурцом, открылись наши новые объекты. И нужно поменять общее количество на досках. Вооружаюсь до зубов.

27. Еще нужно отправить самое драгоценное. А чтобы самое драгоценное не разбили по дороге, нужно об этом написать со всех сторон крупными буквами.

28. Краем глаза читаю заголовки в ЖЖ. Глаза с каждым новым заголовком округляются.

27. Ближе к концу дня мониторю ежедневник, смотрю все ли задачи «открыжены». Встреча закончилась со счетом 1:0 в мою пользу.

28. В 18.00 выдвигаемся на «аэродром» - готовиться к новому «взлету».

29. Прибываем к пункту назначения - СК «Восход».

30. И выходим на финишную прямую с полной готовностью потренироваться. К концу тренировки я буду думать, что гори оно все синим пламенем, никогда больше не приду сюда! - «все болит, ничего не помогает». Но каждый раз выхожу отсюда с ясной головой и красивой попой. Поэтому возвращаюсь снова.

31. При полном параде.

32. После тренировки идем еще в одно заведение, буквально на 6 минут.

33. И... home, sweet home!

34. Через 5 минут я выбегаю из дома, чтобы забрать маму. Потом наш дружественный тандем отправляется за продуктами...

35.... и в пиццерию. После обеда я вообще ничего не ела. Перед тренировкой есть - тоже не вариант. Послее нее - могу съесть все, что угодно, в разумных пределах. Логике это не паддается, потому что здесь ее нет.

37. Захожу домой и с разбега кидаюсь в душ. А Саша пока охраняет вещи - мало ли что.

38. На последок обрывки обзорной экскурсии. Я уже говорила, что люблю советские фильмы?

39. И всякие эстетичные мотивирующие постеры тоже обожаю.

40. На этом наша экскурсия подходит к концу. Мы стремимся принять горизонтальное положение, растянуться, поваляться.

41. Одним краем глаза смотрим, одним ухом слушаем. Над вторым ухом мурчит Саша - просто симфония звуков.

42. Тут я засыпаю с мыслью сделать этот пост.

P. S. Все предложения руки и сердца (а не печени и почек) рассмотрю оперативно!)

Здравствуйте, друзья!


В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц, любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину. Однако, когда совсем недавно появилась новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить:)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак,согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603. Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит


Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...

Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали.Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна , ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа ; колпачок для гашения свечей горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда , обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин , анатомические рисунки . Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами , шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например:

Vanitas vanitatum (Суета сует);

Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка);

Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе);

Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава);

Memento mori (Помни о смерти);

Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь);

In ictu oculi (В мгновение ока);

Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон);

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей);

Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том, насколько умело они использовали символику в своих работах...



Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...


Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657

Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.

Николай Рерих 1874 - 1947
русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.

Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942

Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.

Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962

Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.

Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982

Молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический

Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009
Том Френч (Tom French) родился в 1982

Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas

Fernando Vincente, Vanitas - Carne d"amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007

Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori ! ). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я" и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!


Здравствуйте, друзья!


В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц, любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину. Однако, когда совсем недавно появилась новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить:)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак,согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603. Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит


Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...

Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали.Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна , ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа ; колпачок для гашения свечей горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда , обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин , анатомические рисунки . Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами , шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например:

Vanitas vanitatum (Суета сует);

Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка);

Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе);

Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава);

Memento mori (Помни о смерти);

Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь);

In ictu oculi (В мгновение ока);

Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон);

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей);

Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том, насколько умело они использовали символику в своих работах...



Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...


Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657

Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.

Николай Рерих 1874 - 1947
русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.

Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942

Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.

Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962

Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.

Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982

Молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический

Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009
Том Френч (Tom French) родился в 1982

Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas

Fernando Vincente, Vanitas - Carne d"amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007

Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori ! ). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я" и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!


Ванитас/ Vanitas - «суета, тщеславие» - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический , композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные , ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1705

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!».
, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений

UTRECHT, Adriaen van Vanitas Still-Life with a Bouquet and a Skull 1642

CLAESZ., Pieter Vanitas with Violin and Glass Ball 1628

BAILLY, David Self-Portrait with Vanitas Symbols 1651

Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas

VINNE, Vincent I Laurensz. van der Vanitas with a Royal Crown after 1649

PEREDA, Antonio de Vanitas

Гнилые фрукты - символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life

Цветы (увядающие); роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку.
Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.
Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.


Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) - символ возрождения и круговорота жизни.
MIGNON, Abraham The Nature as a Symbol of Vanitas 1665-79

Морские раковины, иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.
STEENWIJCK, Harmen Vanitas Still-Life 1640

Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life

Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь».
BRUYN, Barthel Vanitas Still-Life

CLAESZ, Pieter Vanitas Still-Life 1630

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
COLLIER, Edwart Self-Portrait with a Vanitas Still- Life 1684

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1697

BOEL, Pieter Large Vanitas Still-Life 1663

Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в

Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
HALS, Frans Young Man with a Skull (Vanitas) 1626-28

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности. Бутылка - символ греха пьянства.
HEEM, Cornelis de Vanitas Still-Life with Musical Instruments after 1661

Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
Песочные и механические часы - быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life

Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо - символ наук.
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
RIBERA, Jusepe de The Penitent Magdalen or Vanitas 1609-11

Красные сургучные печати.
Медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
TRECK, Jan Jansz. Vanitas Still-Life 1648

Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Юриан ван Стрек, ок. 1670

Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока);
Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); LiveInternet.ru




Top