Бахус да винчи. Леонардо да винчи

С. Нагуевичи, Дрогобычский повет, Галиция - 28 мая , Львов) - писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения на западе Украины . Один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии , действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станиславов переименован в Ивано-Франковск .

Биография

Родился в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах изображает самыми светлыми красками. Отец умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу. Отчим, тоже крестьянин, заботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей; по признанию Ивана Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, он шёл первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, писал на народном украинском языке.

Поступив в 1875 году во Львовский университет , Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой «москвофильской », которая тогда была в Галиции ещё сильна; эта партия пользовалась в качестве литературного языка «язычием », то есть смесью церковнославянского со словами польскими и украинскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детріи и Добощуки», в стиле Гофмана. Одним из первых кто обратил своё внимание на творчество молодого поэта Ивана Франко был украинский поэт Белиловский Кесарь Александрович , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко».

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова , молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа - украинский; таким образом украинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор «Слова» В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены её в 1877 году были все арестованы, и Иван Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое консервативное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, то есть украинофильские националисты старшего поколения, с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными. Франко должен был оставить и университет (он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году и ещё одно и 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (переведено на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения Галиции, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами России.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

Дом Ивана Франко во Львове, ныне музей писателя

‎ Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой украинскому шовинизму чуялась «москалефильство».

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин i низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных украинцев Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 г. (это так называемая «новая эра») украинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно, но зато на украинскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересам крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-95), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті i Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался украинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

Около 1893 г. Франко вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и украинской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье i Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру украинской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мій Ізмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспільности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспільности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Франко поплатился за своё исследование о Мицкевиче, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьей.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченко во Львове» получило, под председательством профессора М. С. Грушевского , прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечён Франко С 1898 г. он был редактором «Літературно-Наукового Вістника», украинского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехресні стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Із днів журби» = «Из дней скорби» (1900). Учёные сочинения Франко по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898).

Франко был знаком с лидерами венского модерна Артуром Шницлером, Гермонам Баром, чешским философом и будущим президентом Чехословакии Томашем Масариком, оснавателем сионизма Теодором Герцлем, главой польских символистов Станиславом Пшибышевским.

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1899 г. украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения Франко переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинувший политику в 1904 г., умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.

Литература

  1. предисловие Драгоманова к «В поті чола» (Львов, 1890), где помещена автобиография Франко;
  2. обстоятельная биография и анализ произведений - в «Истории малороссийской литературы» профессора Огоновского;
  3. статья О. Маковея в «Літ.-Н. Вістн.» (1898, книга XI); 4) «I в. Франко» - обзор профессора свой А. Крымского (Львов, 1898). См. статью Дегена в «Нов. Слове» (1897, книга III) и предисловие Славинского к русскому переводу «В поте лица» (Санкт-Петербург, 1901). Об этнографических трудах Франко - у профессора Мусцова, во II тому «Современной малороссийской этнографии».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иван Франко" в других словарях:

    - «ИВАН ФРАНКО», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 100 мин. Историко биографический фильм. Об украинском поэте, писателе, публицисте и общественном деятеле Иване Франко (1856 1916), за пропаганду идей русских демократов трижды подвергшемся… … Энциклопедия кино

Имя: Иван Франко (Ivan Franko)

Возраст: 59 лет

Деятельность: писатель, поэт, учёный, публицист

Семейное положение: был женат

Иван Франко: биография

Иван Франко – выдающийся украинский беллетрист, поэт, публицист и ученый. Наследие классика огромное, а влияние на культуру трудно переоценить. В 1915 году писателя выдвинули на Нобелевскую премию, но до рассмотрения кандидатура Ивана Франко не дошла из-за кончины претендента.

Детство и юность

Будущий классик украинской литературы родился в зажиточной семье. Ее глава – галицкий крестьянин Яков Франко – зарабатывал деньги кузнечным делом, а мама – Мария Кульчицкая – была из «благородных». Младше мужа на 33 года, женщина из обедневшего рода русинов-шляхтичей растила детей. Первые годы жизни классик называл светлыми.


Когда Ивану Франко исполнилось 9 лет, умер отец. Мама вышла замуж во второй раз, отчим заменил детям отца. С Иваном он наладил дружбу и сохранял ее всю жизнь. В 16 Иван стал сиротой: не стало мамы.

В Дрогобычской школе при католическом монастыре Иван оказался лучшим учеником: преподаватели прочили ему профессорское будущее. У парня обнаружилась феноменальная память – лекции цитировал дословно, а «Кобзаря» знал наизусть.


Франко знал польский и немецкий языки, делал стихотворные переводы Библии, запоем читал европейских классиков, труды по истории и естественным наукам. Зарабатывая деньги репетиторством, гимназист Иван Франко умудрился собрать библиотеку из полутысячи книг. Зная иностранные языки, он ценил родной украинский, собирал и записывал старинные народные песни, легенды.


Жил Иван Франко у дальней родственницы, владевшей столярным бизнесом в Дрогобыче. Случалось, что спал юноша в свежеструганных гробах (рассказ «В столярке»). Летом будущий классик украинской литературы пас скот в родных Нагуевичах и помогал отчиму в поле. В 1875 году Иван Франко получил аттестат с отличием и поступил во Львовский университет, выбрав факультет философии.

Литература

Первые сочинения Иван Франко печатал в университетском журнале «Друг», благодаря ему превратившийся в печатный орган революционеров. Доносы недоброжелателей и реакционеров стали причиной первого ареста Ивана Франко и членов редколлегии «Друга».


Франко осудили на 6 недель, но освободили через 9 месяцев (8 месяцев ждал суда). Юношу поместили в камеру к отпетым уголовникам, беднякам, которых нищета подтолкнула на тяжкие преступления. Общение с ними стало источником написания беллетристических сочинений, которые после освобождения Иван Франко напечатал в редактируемых им изданиях. Рассказы «тюремного цикла» переведены на иностранные языки и названы лучшими в наследии литератора.

Покинув тюремные застенки, Иван Франко столкнулся с реакцией консервативного общества: от «преступника» отвернулись и народовольцы, и русофилы. Из университета юношу отчислили. Молодой революционер с социалистическими взглядами очутился в авангарде борцов с австрийской монархией. С соратником М. Павликом издавал журнал «Общественный друг», где напечатал стихи, очерки и первые главы повести «Boa constrictor».


Вскоре полиция конфисковала издание, но Иван Франко возобновил выход под другим, более говорящим названием – «Колокол». В журнале печатается программное стихотворение Франко – «Каменщики» («Каменярі»). И снова конфискация и смена названия. В четвертом и последнем номере журнала, названном «Молот», Иван Яковлевич напечатал окончание повести и стихи.

Иван Франко издавал журнал и подпольно печатал брошюры с переводами трудов и , к которым писал предисловия. В 1878 году галичанский революционер возглавил журнал «Praca» («Труд»), превратив орган печатников в издание львовских рабочих. В эти годы Иван Франко перевел поэму Генриха Гейне «Германия», «Фауста» , «Каина» , написал роман «Борислав смеется».


Весной 1880 года по дороге в Коломыю Ивана Франко арестовали вторично: политический деятель встал на сторону коломыйских крестьян, с которыми вело судебную тяжбу правительство Австрии. После трехмесячного пребывания в тюрьме Ивана Яковлевича отправили в Нагуевичи, но по дороге в деревню за дерзкое поведение он попал в застенки тюрьмы в Дрогобыче. Увиденное стало поводом для написания рассказа «На дне».

В 1881 году Иван Франко издает журнал «Мир», в котором печатает повесть «Борислав смеется». Читатели так и не увидели последних глав произведения: журнал закрыли. Стихи Ивана Франко взял в печать журнал «Свет». Из них вскоре был сформирован сборник «С вершин и низин». После закрытия «Света» литератор вынужден зарабатывать, печатаясь в изданиях народовольцев. В эти годы в журнале «Заря» вышла знаменитая повесть «Захар Беркут», но вскоре сотрудничество писателя с «Зарей» прекратилось.


В середине 1880-х в поисках заработка Иван Франко дважды приезжал в Киев, выпрашивая у столичных либералов денег на издание собственного журнала. Но обещанные деньги попали не Ивану Яковлевичу, а в редакцию «Зари». Летом 1889 года в Галицию приехали российские студенты. Вместе с ними Иван Франко отправился в поездку по стране, но вскоре группу арестовали, Франко обвинили в попытке «оторвать» Галицию от Австрии и намерении присоединить ее к России. Через два месяца всю группу выпустили без суда.

В начале 1890-х Франко написал докторскую диссертацию, взяв за основу политическую поэзию . Но Львовский университет не принял диссертацию к защите. Иван Яковлевич подал диссертацию в Черновицкий университет, но и там ему отказали. Осенью 1892 года литератор отправился в Вену, где написал диссертацию о древнехристианском духовном романе. Через год в Австрии Ивану Франко дали степень доктора философии.


В 1894 году после смерти возглавлявшего во Львовском университете кафедру украинской литературы профессора О. Огоновского Франко пытается занять вакантное место. Его пробная лекция вызвала громадный интерес у студентов, но на кафедру Ивана Яковлевича не взяли. К 25-летию творчества Ивана Франко, которое писатели и творческая молодежь Украины праздновали широко, вышел сборник стихов «Мой измарагд».

Революция 1905 года в России вызвала у писателя воодушевление, он откликнулся на событие поэмой «Моисей» и сборником стихов «Semper tiro», в который вошло стихотворение «Конкистадоры».


В начале 1900-х отношения Ивана Франко с украинскими националистами, во главе которых стоит Михаил Грушевский, обостряются. В 1907 году попытка возглавить кафедру в Львовском университете в очередной раз провалилась: заявление Франко даже не рассматривали. Поддержка пришла с Харькова: университет присудил Ивану Яковлевичу степень доктора русской словесности. Чествуют литератора и ученого в России и Приднепровской Украине.

Иван Франко, как и его предшественники и современники, неоднократно обращался к теме теологической, библейской. Интерпретация писателем христианского гуманизма оригинальная. Ярчайший образец – стих «Легенда о вечной жизни».

В 1913 году литератор и ученый отметил 40-летие творчества, но издание юбилейных сборников приостановилось из-за начавшейся империалистической войны. Десятки прозаических и поэтических сочинений мэтра опубликовали после его смерти.

В общей сложности Иван Франко написал более пяти тысяч произведений. Современники сравнивали его с великими людьми Ренессанса, называли «большим астральным телом, согревающим всю Украину». Но говоря о жизни украинского классика, часто вспоминают его цитату: «Живут, как боги, палачи, и хуже пса бедняк живет».

Личная жизнь

С будущей женой Ольгой Хоружинской писатель познакомился в Киеве в середине 1880-х. Иван Франко красавцем не был: рыжеволосый, со слезящимися глазами, невысокий. Он привлекал женщин невероятной эрудицией, прогрессивными взглядами и энциклопедическими знаниями. Красавица Ольга полюбила галичанина. Предостережения родственников и друзей о том, что молодой человек принадлежит к другому кругу, ни к чему не привели. На свадьбу Иван Франко опоздал: надев свадебный фрак, он зачитался редкой книгой в библиотеке.


Переезд киевлянки в столицу Галиции счастья не принес: чопорные львовянки называли Ольгу «москалькой», молодой женщине вопреки стараниям так и не удалось стать своей. Семья, в которой один за другим появилось четверо детей, остро нуждалась в деньгах. Ивана Франко не брали на работу, его преследовали полиция и власти, творчество приносило скромные доходы.


Сыновьям Андрею, Тарасу, Петру и дочери Анне отец читал сказки братьев Гримм, Иван Яковлевич молниеносно переводил их с немецкого языка. В родной деревне Франко водил детей в лес и на реку. Ольга, уложив детей спать, переводила с немецкого и французского языков, писала статьи для альманахов, обсуждала с мужем его сочинения. Но жизненные неурядицы и бедность подорвали нестойкую психику – у Ольги проявилась наследственная склонность к нервным срывам.


В 1898 году Иван Франко получил национальную премию. К этим деньгам Ольга добавила оставшиеся от приданого и взяла на себя постройку дома во Львове. Но пожить в новом доме счастливо не получилось. Психическое расстройство Ольги усугубилось, нервные расстройства и срывы начались у Ивана Яковлевича. Последней каплей стала смерть старшего сына Андрея в мае 1913 года, Ольга попала в психиатрическую лечебницу.

Смерть

Последние месяцы жизни Иван Франко жил в приюте для сечевых стрельцов: за писателем ухаживали студенты-волонтеры. До 60-летнего юбилея Франко не дожил 3 месяца. Он умирал в полном одиночестве. Сын Тарас в плену, Петр воевал, дочь Анна работала в киевском госпитале.


Писатель умер дома: Франко сбежал из приюта в мае 1916 года. В том году его выдвинули на соискание Нобелевской премии, но ее дают живым. Не стало ученого и литератора 28 мая. Похоронили его на львовском Лычаковском кладбище.

Библиография

  • 1877 – «Обращенный грешник»
  • 1880 – «На дне»
  • 1882 – «Захар Беркут»
  • 1882 – «Борислав смеется»
  • 1884 – «Boa constrictor»
  • 1887 – «Лель и Полель»
  • 1887 – «Яць Зелепуга»
  • 1890 – «Лис Микита»
  • 1891 – «Приключения Дон Кихота»
  • 1892 – «Краденое счастье»
  • 1894 – «Столпы общества»
  • 1895 – «Абу-Касимовы туфли»
  • 1897 – «Для домашнего очага»
  • 1899 – «Нефтяник»
  • 1900 – «Перекрестные тропы»

Был и человек, первым почуявший в ней мужчину, - Иван Франко. Этот добрый господин в вышиванке, большую часть жизни проживший в польско-австрийском Лемберге, негров и папуасов считал низшей расой, а в мужчинах видел не только друзей, но и объект для влюбленности.

Общеизвестно, что Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи на Львовщине, жители которого твердо верили в нечистую силу и еще незадолго до рождения будущего писателя сжигали колдунов. Но немногие помнят, что по мужской линии предки писателя были немцами. На это указывает их фамилия. «Франками» на Галичине называли выходцев из Германии - преимущественно кузнецов. Они селились между крестьянами-русинами и зарабатывали на жизнь своим ремеслом. Простым кузнецом был и отец писателя - весельчак и гуляка.

Дом Ивана Франко в Нагуевичах

Но «арийские» корни все-таки сказывались. В юности Иван Франко не только увлекался социализмом, но и был убежденным сторонником расистских теорий. Знания по этому вопросу он почерпнул во Львовском университете, где, кроме лекций по филологии, прослушал «бесплатные курсы психологии, палеонтологии и национальной экономии».

Свои воззрения, почерпнутые из немецкоязычных брошюр, он изложил в «Мыслях об эволюции в истории человечества», изданных, когда их автору едва исполнилось двадцать пять. Молодой Франко верил, что расы делятся на низшие и высшие. К первым он относил вымерших неандертальцев, а также негров, бушменов и папуасов, которых скопом вообще называл «найнижчими» - то есть самыми примитивными.

По теории Франко, примитивные расы раньше других «вирізнилися з мавп». И только от них через тысячи лет произошли более совершенные индивидуумы. Случилось это где-то между Африкой и Индией, где сейчас плещется океан, а в допотопные времена, по утверждению Ивана Яковлевича, находилась «суха земля» - утонувший впоследствии континент Лемурия.

К чести Франко следует сказать, что он всегда оставался расистом-теоретиком. Негров на улицах Львова не бил - как по причине отсутствия таковых в Австро-Венгрии XIX в., так и из-за слабого телосложения. Низкорослого, рыжего и физически недоразвитого литератора даже не взяли в армию. Специальная «суперарбитрационная» комиссия признала хилого расиста непригодным для службы императору Францу-Иосифу II с винтовкой в руках.

К сожалению, об интересных антропологических взглядах юного Каменяра у нас сегодня умалчивают.

Наверное, чтобы не привлекать внимание скинхедов к его творчеству.

Расистские взгляды Франко гармонично сочетал с масонством. Стихотворение Ивана Яковлевича «Каменярі» сегодня, как и в советские времена, входит в школьную программу. При социализме его трактовали как гимн революции - свидетельство истинно пролетарской ориентации украинского классика. «Лупайте сю скалу!» - учили мы на уроках, продираясь через завалы франковского творчества.

Иван Франко

На самом деле, в пору написания «Каменярей» поэт пережил бурное увлечение масонством. Именно их называли «вольными каменщиками». Да и вся символика стихотворения - отнюдь не рабоче-крестьянская.

По словам историка и политолога Константина Бондаренко, «в середине XIX столетия, наверное, процентов девяносто всей галицкой интеллигенции (и поляков, и немцев, и украинцев) принадлежали к масонам. Масонских лож существовало несколько. Некоторые вели свой отсчет еще с XVIII века. Некоторые только образовались. Система строгого признания со стороны мирового масонства еще не считалась обязательной. К какой именно ложе принадлежал Франко, неизвестно. Однако его творчество периода 70-х гг. во многом пронизано масонскими мотивами. В «Каменярах» это влияние, несомненно - мессианство, голос сверху, призывающий к жертвенности во имя других - все это очень характерно для идеологии «вільних каменярів». Но масоном Франко пробыл недолго. С конца 70-х годов он включился в социалистическое движение, которое отвергало и религию, и масонство как пережитки прошлого».

Но не стоит полагать, что Иван Франко только то и делал, что горел на общественных работах. Искал он себя и в других сферах. Иногда довольно пикантных.

Вот отрывок из письма слегка растаявшего «каменяра» к невесте Ольге Рошко. В январе 1879 г. он признается ей в своих тайных увлечениях: «Красота людська, - чи то мужчин, чи то женщин, - все робить на мене дуже сильне враження… Впрочім женщини тутешні відстрашують, ні, відражають мене. З мужчинами я сміліший. Ти не знаєш, певно, що коли хто міг бути предметом твоєї заздрості, то скорше мужчини, ніж женщини. Я більше мужчин любив у своїм житті, ніж женщин знав. І знаєш що, - се в мене якась неприродна дика, любов».

Двадцатитрехлетний Франко описывает, как он обожает разгуливать по Львову, всматриваясь в мужские лица, иногда знакомится, заговаривает с приглянувшимися экземплярами, разочаровывается… Все это вызывает у него очень противоречивые чувства: «Мені встидно і страшно не раз, коли почну викликувати в своїй памяті ті лиця, що мені подобалися і притягали мене до себе, але що я можу зробити? Я знаю, що причина того неприродного потягу до мужчин дуже проста - виховання, зовсім відособлене від женщин, - але чи ж міг я се змінити?»

Наслушавшись таких признаний, Ольга Рошко - дочь священника - взяла и вышла замуж. Но не за Франко, а за надежного сельского попа - Владимира Озаркевича. И чего, спрашивается, испугалась? Ну, любил жених цепляться на улицах к понравившимся представителям своего пола. Что ж тут такого? Члены нашего Союза писателей, наверняка, в этом никакой крамолы не усмотрят. Мол, скучал человек, хотел поговорить…

В конце концов, Каменяру все-таки удалось жениться. Невесту он нашел аж «за границей» - в Киеве. Приехав в «мать городов русских» из австрийского Львова за деньгами для задуманного журнала, Иван Яковлевич встретил девушку, которая «созрела». Звали ее Ольга Хоружинская. Она приходилась сестрой жены преподавателя коллегии Галагана Е. К. Тригубова. Свела их так называемая «українська справа», имевшая порой сексуальный подтекст.

Вскоре Франко предложил Ольге руку и сердце. И сразу же получил положительный ответ. Ученой барышне страшно хотелось замуж! Чтобы жених, не дай Бог, не передумал, она приехала во сама с двумя сотнями рублей, собранными на журнал. Впоследствии Франко признавался, что женился без любви - «з доктрини, що треба оженитися з українкою і то більш освіченою, курсисткою». Свой выбор он называл не архиблестящим, утверждая, что с другой женой мог бы «розвитися краще і доконати чогось більшого». В общем, по примеру большинства наших мужчин во всех неудачах винил не себя, а бабу.

Иван Франко и Ольга Хоружинская

Был рожден в семье коваля 27 августа 1856г ., в с. Нагуевичи (Львовская область). Учился Франко в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а потом в соседнем селе Ясенице Сильном. В 1864 перешел учиться в Дрогобицкую «нормальную» школу.

В 1865г . в его семье случается горе - умирает отец. Вскоре в дом Ивана Франка приходит отчим Гринь Гаврилик. Именно про смерть отца Иван Франко напишет свое первое стихотворение «Великдень 1871 року» (1871г .). Отчим оказался не злым человеком и дал возможность пасынку продолжать учебу. В 1867г . будущий писатель оканчивает школу, а с 1873г . учиться в гимназии, которую заканчивает на «отлично» 26 июля 1875г . и получает аттестат зрелости. Во время учебы в гимназии у Франка умерла мать Мария (в 1872г .), которую он очень любил и посвятил ей свои воспоминания в стихотворении «Пісня і праця» (1883г .), в поэме «Гадки на межі» (1881г .).
После смерти матери отчим женился вновь, но своего отношения к приемному сыну не поменял и помогал ему продолжать учиться.

С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченка стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык.

Летом 1874г . Иван Яковлевич Франко впервые путешествует самостоятельно по Подкарпатью и делает фольклорные записи. После Дрогобича осенью 1875г . он едет в Львов, поступает на философский факультет Львовского университета. Очень много пишет и становится самой влиятельной персоной в редакции журнала «Друг».

Еще гимназистом он печатает свои первые литературные произведения в студентском университетском журнале во Львове «Друг». Вступив в студентский «Академический кружок», Франко стал активным работником и автором журнала «Друг». В журнале он помещает поэзии, переводы, печатает первую большую повесть «Петрії і Довбущуки». Также Франко напечатал перевод романа «Что делать?» М. Чернышевского в журнале «Друзья» (1877г .).

Его деятельность, благодаря доносам завистников, скоро была замечена, и его вместе с членами журнала «Друг» арестовали. В тюрьме И.Франко просидел 8 мес. до суда, а присудили ему только 6 недель. После выхода с тюрьмы писатель не сдался и продолжал свою деятельность. Вместе с М.Павликом И.Франко начинает издавать журнал «Общественный досуг», в котором печатает свои стихотвореня «Товаришам із тюрми», «Патріотичні пориви», начало повести «Boa constrictor». К сожалению, после второго номера милиция конфисковала журнал, поэтому название журнала пришлось сменить на «Дзвін».

В переименованном журнале Франко напечатал свое знаменитое стихотворение «Каменярі» и рассказ «Моя стріча з Олексою». Последний номер журнала(четвертый по счету) вышел под названием «Молот».В этом выпуске Иван Яковлевич закончил печатать повести «Boa constrictor», сатирическое стихотворение «Дума про Наума Безумовича», свою очень популярную статью «Література, її завдання і найважніші ціхи».


В конце 1878г . И. Франко стал редактором «Praca», который в конечном итоге он превратил на орган для всех работников Львова. Иван Яковлевич начал выдавать «Дрібну бібліотеку», писать для «Словянського альманаха» целый список новелл, среди которых «Муляра» для задуманной новой газеты «Нова основа», «Борислав сміється», работает над переводами «Німеччина» Г. Гейне, «Фауст» Гете, «Каїн» Байрона и т. д., создает «Катехізис економічного соціалізму».

В марте 1880г . И. Франко едет в Коломойский повет. По дороге его арестовывают второй раз в связи с судовым процессом, который вело австрийское правительство против селян Коломии. В тюрьме Франко просидел три месяца, после чего его отправили в сопровождении полиции до Нагуевичей, но по дороге еще раз посадили в Дрогобицкую тюрьму, которую И.Я. Франко описал позже в рассказе «На дні».

Вернувшись после таких приключений во Львов, он принимает активное участие в рабочей газете «Praca», пишет социалную программу «Чого хоче Галицька робітницька громада». Также в газете «Praca» Франко публикует свое известное стихотворение «Гімн» («Вічний революціонер»).

В 1881г . Франко выдает на польском языке брошюру «Про працю. Книжечка для робітників». В этом же году он начинает издавать журнал «Світ». В нем он практически в каждом номере публикует части повести «Борислав сміється», к сожаленью И.Я.Франко так и смог опубликовать повесть до конца, т.к. журнал закрыли. Но до закрытия журнала он еще успел напечатать многим известную статью «Причинки до оцінення поезій Тараса Шевченка». В 1881г ., в апреле, Иван Франко едет в с. Нагуевичи. Там он, кроме написания новых произведений, исполняет ежедневную селянскую работу.

В феврале 1885г . И.Франко едет в Киев, где встречается с О. Кониским и В. Антоновичем по поводу издания газеты. Но к, сожалению, переговоры не увенчались успехом. Единственное теплое воспоминание о Киеве осталось про встречи с семьями Лысенков, Старицких и Косачей .Тарас Шевченко

В журнале «Світ» Иван Яковлевич Франко печатает ряд революционных поэзий, которые позже вошли в сборку «З вершин і низин». После закрытия и этого журнала Франку пришлось зарабатывать на жизнь в журналах «Діло» и «Зоря». В «Зорі» он публикует историческую повесть «Захар Беркут», и очень большую статью «Іван Сергійович Тургенєв».

Мечтая про издание своего собственного журнала, Иван Яковлевич дважды ездит в Киев (1885г ., 1886г .), что бы получить от киевской «Громады» материальную помощь. Но киевские либералы попросту не сдержали слова и отдали деньги «Зорі», а не писателю.

В 1886г . в Киеве Иван Франко обвенчался с Ольгой Хорунжинской и повез ее во Львов. Но его счастье было омрачено увольнением с «Зорі», с этого момента ему нужно было искать как заработать на хлеб.Ему повезло- он стал работником газеты «Курьер львовский». В этом же году выходит сборка «З вершин і низин».

Тяжелое материальное состояние вынуждает Ивана Франка работать в «Правді». Но даже нужда денег не смогла его долго там удержать - в мае 1889г . он разрывает свои связи с «Правдою» и в письме «Кому за цесаром» обвиняет «правдян» в националистической замкнутости.

В августе 1889г . И.Франко едет со студентской группой из Росси в туристическое путешествие. Австрийское правительство увидело в попытку писателя отделить Галечину от Австрии и присоединить ее к России. За это его арестовали вместе со студентами. В результате Франко просидел в тюрьме 10 недель, после чего его выпустили без суда.

В 1890г . вместе с М. Павликом Иван Франко издает двухнедельник «Народ», который стал органом основанной в этом году «Української радикальної партії». В «Народе» писатель печатает рассказы «Свиня», «Як то згода дім будувала». В этом же году выходит его сборка рассказов «В поті чола» с автобиографией Франка.

Во Львове Иван Франко организовывает «Наукову читальню», в которой он сам и выступает по вопросам политэкономии, научного социализма, истории революционной борьбы. Борьбу Франко решил устроить и в научной сфере. Он задумал написать докторскую диссертацию, выбрав тему: «Политическая поэзия Т.Г. Шевченка».

Львовский университет не взял диссертацию к защите. Поэтому писатель едет в Черновцы, но и там его ждет неудача. Разочаровавшись Франко пишет новую докторскую диссертацию «Варлам і Йоасаф» - старохристиянський духовний роман і його літературна історія». В июне 1893г . ему дают ступень доктора философии.

В 1893г Франко издает второе (дополненное) издание сборки «З вершин і низин». После нее выходят еще четыре замечательные сборки: «Зів’яле листя» (1896г .), «Мій Ізмарагд» (1898г .), «Із днів журби» (1900г .) и повесть «Перехресні стежки» (1900г .).

С 1898г . во Львове начинает выходить журнал «Літературно-науковий вісник». Естественно. Что Франко сразу же становится самым активным работником журнала, а потом и редактором. В этом журнале он публикует свои статьи «Із секретів поетичної творчості», «Леся Українка» другие.

В 1905г . И. Франко пишет в честь революции в России свою знаменитую поэму «Мойсей», стихотворение «Конкістадори».В это же время писатель пишет статью-рецензию «Нова історія російської літератури». Также он выступает со своей знаменитой и популярной статьей «Ідеї» і «ідеали» галицької москвофільської молодіжі», в которой показывает Галицких москвофилов во всей их «красе».

В 1906г . выходит сборка поэзий «Semper tiro», а годом позже - повесть «Великий шум».

В 1907г . Франко пытается занять место на кафедре Львовского университета, но на свою просьбу он не получает ответа, т.к. это место уже занял Грушевский.

В 1908г . Иван Франко заболевает. Большая перенагрузка привела к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук. Вылечиться от этого помогло лечение в Хорватии. Но со временем здоровье снова начало ухудшаться. Он выезжал на лечение в Киев, Карпаты, Одессы (1913г .). Как только ему становилось хоть чуть-чуть легче, он сразу брался за работу. Благодаря такой самоотдаче он написал статью про драму Пушкина «Борис Годунов» (1914г .), статью «Тарас Шевченко» (1914г .), поэмы «Євшан-зілля», «Кончакова слава» и другие.


В 1915г . состояние здоровья писателя ухудшилось дальше не куда. Весной 1916г . больной Франко переехал в свой дом во Львове. 9 марта 1916г предчувствуя скорую смерть, Иван Яковлевич Франко составляет завещание, в котором все свои рукописные произведения вместе с собственной библиотекой просит передать Научному обществу им. Т.Г. Шевченка. 28 мая 1916г . Иван Франко скончался. Через три дня труна с его телом была временно поставлена в склепе. Но «временно» растянулось на 10 лет, только после этого срока останки великого писателя были перенесены на Личаковское кладбище во Львове. На могиле Ивана Франка был построен памятник с высеченным на нем работником - каменяром. Этот памятник можно увидеть и сейчас.

Окончив школу, обучался в гимназии, попутно работал, чтобы обеспечить себе жизнь после смерти родителей. Высшее образование в биографии Ивана Франка было начато в 1875 году в университете Львова. Там присоединился к «москвофильсков партии».

В 1877 году был арестован, 9 месяцев провел в заточении, так и не смог доучиться в университете. В дальнейшей биографии Франко еще дважды находился под арестом – в 1880, 1889.

Во время заточения собрал значительный материал для своих произведений. В душе писателя разгорелся огонь борьбы с несправедливостью, который нашел отражение в его романах. С 1885 по 1887 Франко работал главным редактором издания «Зоря». Большую популярность среди народа получили его сборник «З вершин i низин», повесть «Миссiя», «Чума».

Также биография Ивана Франка известна как активного общественного, политического деятеля. Вместе с Павликом он организовал партию строгих демократов – Русско-украинскую радикальную партию, долгое время публиковал издание «Народ». В 1893 году вышел лирический сборник Франка «Увядшие листья». Примерно с того же года вновь посвящает себя обучению.

За исследования о Мицкевиче Ивану Франко запретили печататься в Польше. Став сотрудничать с обществом Шевченко, Франко начал работать редактором «Лiтературно-Наукового Вiстника».

С тех пор издал множество ученых сочинений. Умер великий украинский писатель в 1916 году в бедности.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку




Top