Бэла герой нашего времени хронологические события.

Очень наглядно выстраивает хронологию романа и путь Печорина замечательный русский писатель XX века В.В. Набоков.

1. Около 1830 года офицер Григорий Александрович Печорин получает назначение на Кавказ в действующую воинскую часть. По дороге из Санкт-Петербурга он останавливается в небольшом крымском городке Тамань. То, что с ним произошло, стало сюжетом главы «Тамань». По счёту это третья глава романа.

2. Печорин участвует в военных действиях против горцев, и «вылазках» — так их тогда называли. После некоторого срока службы ему полагается отпуск, и 10 мая 1832 года он приезжает отдохнуть «на воды». Там, «на водах», в Пятигорске и Кисловодске, он со скуки пытается завести роман, а после подслушанного разговора участвует в трагически развивавшихся событиях. Они закончились дуэлью, и 17 июня 1832 года он убивает на дуэли Грушницкого. Эти события излагаются в четвёртой главе «Княжна Мери».

3. Осенью 1832 года Печорин приезжает в находящуюся в Чечне крепость. Он был переведён туда 19 июня. В крепости Печорин знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем.

4. В декабре 1832 года, во время службы в крепости, Печорин уезжает на две недели в казачью станицу. История, которая произошла там и которая является ключом к теме судьбы, описывается в пятом, последнем рассказе — «Фаталист».

5. Весной 1833 года Печорин похищает черкесскую девушку, надеясь, что это приключение пробудит в нём интерес к жизни. Спустя четыре с половиной месяца девушку убивает горец Казбич. В декабре 1833 года Печорин уезжает в Грузию, а затем — в Петербург. Эти события происходят в «Бэле», в главе, открывающей роман.

6. Осенью 1837 года повествователь-путешественник и Максим Максимыч, направляясь на север, делают остановку во Владикавказе. Случайно они встречают там Печорина, который держит путь в Персию. Происходит трогательная сцена, которая описывается во второй главе «Максим Максимыч».

7. Через год, возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Повествователь-путешественник публикует посмертно его журнал, полученный от Максима Максимыча. Он упоминает о смерти Печорина в своём предисловии (1841) к «Журналу Печорина», в который включены «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

Нарушая хронологию событий, автор реализует свой творческий замысел — раскрыть историю души Печорина. Он стремится подчеркнуть загадочность своего героя, а также всесторонне его обрисовать. Кажется, что роман окончательно завершён: но обратите внимание — Печорин умирает лишь по слухам, и это замечание оставляет финал романа отчасти открытым. Печорин даже после своей исповеди, даже после рассказов с разных точек зрения остаётся загадкой для читателя. Особенности композиции и финала помогают создать такое представление.

Особенности сюжета романа

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н». Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом - раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё - не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

Тест по произведению

1. Хронологическая последовательность событий.
2. Смешение жанров.
3. Смысл нарушения хронологии в романе.

Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Прост она родных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
А. С. Пушкин

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей-глав. Эти главы в свою очередь объединены в две части в соответствии с том, от чьего лица ведется рассказ. В первой части повествование ведется от лица автора и Максима Максимыча. Вторая часть — дневник самого Печорина, то есть рассказ от первого лица.

Расположение глав в романе не совпадает с хронологической последовательностью событий в жизни героя. Очевидно, что события развивались таким образом. По пути к месту назначения на Кавказе Печорин проезжал через Тамань (глава «Тамань»). Через некоторое время, после участия в военной экспедиции, Печорин отправляется в Пятигорск и Кисловодск, где происходит его дуэль с Грушницким (глава «Княжна Мери»). В дальнейшем по распоряжению начальства Печорин прибывает в крепость за Тереком под начальство Максима Максимыча (глава «Бэла»). По-видимому, на «линию» Печорина отправили за дуэль. Пари с Вуличем (глава «Фаталист») происходит в казачьей станице, где Печорин пробыл две недели, отлучившись из крепости. По прошествии пяти лет Печорин, вышедший в отставку и теперь праздно путешествующий по миру, едет в Персию и во Владикавказе встречается с Максимом Максимычем (глава «Максим Максимыч»). Здесь же автор романа имел возможность лично увидеть героя своего произведения. Возвращаясь из Персии в Россию, Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»).

Также необходимо отметить, что роман Лермонтова представляет собой сложный сплав элементов различных жанров. В «Герое нашего времени» можно обнаружить черты романа-описания нравов, авантюрного романа, исповедального романа, а также черты путевого очерка, бивуачного рассказа, светской повести и кавказской новеллы. Но вернемся к композиции романа. Зачем автору понадобилась столь причудливая игра со временем, когда события в повествовании не следуют друг за другом так, как они происходили в реальной жизни? Время и его восприятие персонажами произведения в большинстве случаев являются значимыми категориями для понимания авторского замысла, характеров героев и особенностей их жизненного пути. Роман Лермонтова не является исключением. С одной стороны, в образе Печорина воплотился ряд типических черт поколения. Многие ситуации, описанные в романе, также характерны для определенного времени, в частности война на Кавказе. Но с другой стороны, многие глубинные переживания Печорина не зависят от времени, в которое живет этот человек. Скука и жажда деятельности, желание быть любимым, жажда власти над другими, восхищение перед красотой природы или творением талантливого писателя, беспристрастный самоанализ — все это вне времени. А Лермонтов стремился не просто рассказать о событиях, произошедших в жизни Печорина, но и показать особенности его характера, движения души, зачастую незримые для окружающих: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».

Сначала Лермонтов показывает своего героя со стороны так, как все мы видим окружающих нас людей. Максим Максимыч достаточно долго общался с Печориным, знает о многих его странностях, при этом относясь к нему с дружеской приязнью. Но, невзирая на искреннюю доброжелательность по отношению к Печорину, Максим Максимыч не слишком хорошо его понимает. В этом нет ничего удивительного — между ними большая разница в возрасте и социальном положении, а главное, в мировосприятии. Образ Максима Максимыча является достаточно типичным для его времени и среды. Это честный, исполнительный офицер, сердечный, добрый человек, однако круг его интересов достаточно ограничен. В глазах Максима Максимыча Печорин, представитель светского общества, авантюристичный и непостоянный в своих увлечениях, является странной, загадочной личностью.

Сложность композиции романа проявилась уже в первой главе «Бэла», которая построена по принципу рассказа в рассказе. Эта глава-повесть играет роль завязки сюжета: из нее мы узнаем о главном герое романа. Здесь же развивается и романтическая история любви офицера и дочери черкесского князя, в которой ярко проявляется характер Печорина: пока на его пути имелись препятствия, его энергия и изобретательность не знали покоя, но едва Бэла полюбила его, как он вскоре охладел к ней.

Максим Максимыч повествует о внешних событиях жизни Печорина, которым он был свидетелем; однако штабс-капитан не понимает поступков своего приятеля. Многочисленные вопросы, проскальзывающие в повести «Бэла», так и остаются без ответа.

Автор наблюдал за Печориным гораздо менее продолжительное время, чем Максим Максимыч, даже не общался с ним лично. Однако взгляд Лермонтова на своего героя психологически оказывается более глубоким. Автор не только знает ряд подробностей жизни Печорина. Он лучше Максима Максимыча представляет светское общество, в котором вращался герой романа, поэтому ему легче разобраться в причинах того, что характер Печорина сформировался именно так, а не иначе. Повесть «Максим Максимыч» не только дает возможность взглянуть на героя глазами человека, не знакомого с ним лично, следовательно, свободного от каких-либо симпатий или антипатий, но и объясняет, как к автору романа попал дневник Печорина. Кроме того, в этой повести наглядно демонстрируется равнодушное отношение Печорина к окружающим людям, которого он, впрочем, и сам не отрицает в своих записках.

Глава «Тамань» своего рода мини-роман внутри большого произведения, романтическая повесть о разбойниках, проникнутая духом зловещей и притягательной тайны. В этой главе просматриваются движущие силы характера Печорина — его жажда деятельности, решительность и храбрость, которые заставляют его вмешиваться в жизнь окружающих просто из любопытства.

Глава «Княжна Мери» построена по принципу дневниковых записей — Печорин указывал дату, к которой относились те или иные события и размышления. В этой главе значительное место отводится самоанализу героя. Мы не просто становимся свидетелями событий, а узнаем, что побуждало Печорина к тем или иным действиям, что он думает по различным вопросам и даже как он оценивает собственную личность, свой характер, свое предназначение и реальное положение вещей. Еще сильнее звучит мотив влияния Печорина на окружающих, на их судьбы. Тесное взаимодействие с ним заставляет людей раскрываться в своей подлинной сущности, но никого не делает счастливее, наоборот, нередко становится причиной страданий.

В главе «Фаталист» поднимается проблема судьбы: есть ли предопределение, может ли человек сам выбирать свою участь? Противостояние человека судьбе, мотив игры с судьбой, со смертью неоднократно звучали в литературе. Тема судьбы, несомненно, не случайна в романе Лермонтова. Печорин полагает, что у него было высокое предназначение, но в чем оно? Найти ответ на этот вопрос ему так и не удается. В конце главы «Фаталист» Печорин возвращается в крепость и пытается обсудить проблему предопределения с Максимом

Максимычем, однако то даже не понимает сущности вопроса. Повествование замыкается в кольцо. Крепость, куда возвращается Печорин, фигурировала и в повести «Бэла», с которой начинается роман. Кольцевая композиция романа отражает порочный круг поисков смысла жизни Печорина.

В то же время подобная композиция как бы делает героя бессмертным — сообщение о его кончине затерялось где-то в середине романа, но за долгими приключениями, о которых повествуется в дневнике Печорина, мысль о том, что этот человек уже умер, отодвигается на второй план.

История души человеческой, пусть даже самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа. М.Ю. Лермонтов

Кадр из фильма "Страницы журнала Печорина", режиссёр Анатолий Эфрос; в роли Печорина - Олег Даль. Источник фото - телеканал "Культура"

Роман "Герой нашего времени" создавался в период с 1838 по 1840 гг. Он стал продолжением написанного, но не завершённого Лермонтовым в 1837 году романа "Княгиня Лиговская". Источниками "Героя нашего времени" стали в русской литературе - "кавказские" произведения А.А. Бестужева-Марлинского ("Аммалат-бек", "Мулла-Нур", "Письма из Дагестана") и поэма А.С. Пушкина "Кавказский пленник", в зарубежной литературе - роман Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" (в данном случае очевидно даже идейное сходство названий).

"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе и, безусловно, самое глубокое произведение Лермонтова. Жанр произведения вызвал дискуссию среди критиков 19 и 20 веков:

А) Версия В.Г. Белинского : это социально-психологический роман, образец психологической прозы; образ и поведение героя мотивированы социальными причинами.

Б) Версия А.И. Герцена : это "роман мысли", философский роман, образец интеллектуальной прозы: в центре романа - исповедь героя, попытка его сампознания, попытка ответить на важнейшие вопросы смысла бытия и существования предопределённости судьбы.

В) Версия Б.М. Эйхенбаума : это не роман, а цикл повестей: каждая глава - сюжетно завершённое произведение с самостоятельной жанровой природой; повести объединены лишь образом главного героя.

Г) Версия Б.Т. Удодова : "Герой нашего времени" содержит признаки полифонического романа * . Главный герой романа Печорин показан с нескольких равноправных точек зрения - с точки зрения повествователя, с точки зрения Максима Максимыча, с позиции самоанализа героя, а также с позиции Веры: в своём прощальном письме (глава "Княжна Мери") она даёт исчерпывающую характеристику Печорину; к тому же у Печорина есть герои-двойники , пародийно отражающие некоторые стороны его характера - это Грушницкий, доктор Вернер, Вулич. Именно благодаря перечисленным характеристикам образ главного героя обретает беспрецедентную для русской литературы объёмность.

Композиция романа и нарушение хронологии

Весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых.
В.В. Набоков

Роман построен таким образом, чтобы читатель постепенно постигал характер Печорина. Главы в романе расположены не в хронологическом порядке, а в "порядке рассказывания". Задача Лермонтова - не проследить жизненный путь героя, а нарисовать его психологический портрет. Поэтому Печорин показан в пяти экстремальных ситуациях, в которых его человеческие качества раскрываются с максимальной силой. В романе есть хронология событий (в их логической последовательности) и хронология рассказывания (см. таблицу). Каждая последующая глава романа сложнее предыдущей : если первая глава "Бэла" носит авантюрный характер, то в последней главе "Фаталист" ставятся и решаются "последние вопросы человеческого бытия", и образ Печорина дан уже в контексте не любовного приключения, а сложнейших философских проблем.

Повествование определяется не внешними событиями, а логикой углубления в характер героя . Каждая из глав рассказывает о каком-либо напряжённом, критическом моменте жизни героя, когда он преодолевает смертельные опасности и раскрывает каждый раз новые качества своей личности.

"Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения", - пишет Лермонтов. Печорин, с одной стороны, продолжает тему "лишнего человека", начатую Пушкиным в романе "Евгений Онегин"; с другой стороны, Печорин - герой-индивидуалист с обострённым самосознанием, с огромной склонностью к самоанализу, к рефлексии (этого не было у Онегина). В основе его личности - эгоизм и сомнение, и из них вытекают этические принципы героя. Например, Печорин не верит в дружбу, считая, что "в дружбе всегда один раб другого"; не верит в счастье, полагая, что это не что иное как "насыщенная гордость"; считает себя творцом собственной судьбы и потому единственным судьёй своих поступков. Если пушкинский Онегин скучал и хандрил, то Печорин стремится действовать, не особо задумываясь над последствиями своих поступков для других людей. Будучи всегда готовым подвергать свою жизнь смертельному риску, он не жалеет и других, будь то возлюбленная Бэла или приятель Грушницкий. Будучи переменчивым в чувствах, не задумывается над тем, что он значит для других: для Мери, Веры, Максима Максимыча.

Нарушение хронологии позволяет ослабить сюжетную интригу и внимательнее относиться к внутреннему состоянию героя. Уже в середине романа мы узнаём, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Поэтому события, связанные с попыткой убить Печорина в главе "Тамань", с дуэлью в главе "Княжна Мери" или захватом пьяного казака-убийцы, предсказуемо не могут завершиться смертью Печорина: читатель уже знает, как именно и когда умрёт герой романа, поэтому более важное значение приобретают мотивы его поступков и их самоанализ.

В романе ложный открытый финал : роман обрывается как бы на середине, оставляя героя и читателя перед вопросом о том, предопределена судьба человека или он сам распоряжается своей жизнью.

Вслед за Печориным галерею "лишних людей" продолжили Бельтов (роман А.И. Герцена "Кто виноват?"), Рудин (роман И.С. Тургенева "Рудин"), Лаврецкий (роман И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"), Обломов (роман И.А. Гончарова "Обломов").

* ЧТО ТАКОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН?

Термин "полифонический роман" ввёл в 1920-е гг. великий русский литературовед Михаил Михайлович Бахтин. В основе полифонического романа лежит диалог идей и сознаний . Диалог - основная форма античных философских произведений, и поэтому диалог является фундаментом полифонического романа.

Слово "полифонический" означает "многоголосый". Полифонический роман, во-первых , сочетает в себе черты различных жанров . Во-вторых , в полифоническом романе автор не возвышается над героями: точка зрения автора либо скрыта, либо звучит как одна из равноправных . В-третьих , полифонический роман отличает диалогичность . Каждая идея, выдвигаемая героями, проверяется в диалоге, в сопоставлении с другими идеями. Именно так писатель приближает читателя к познанию истины. В-четвёртых , каких-либо окончательных выводов в полифоническом романе нет, его финал принципиально открыт . В-пятых , Бахтин выделяет ещё такую черту полифонического романа, как карнавальность . Карнавал - это жизнь наоборот. Герои романов (подобно карнавальным королям, которых сначала коронуют, а затем избивают) примеривают на себя несвойственные им роли, а в финале терпят крах.

Одной из отличительных черт романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является нарушение хронологического порядка повествования.

Действительно, если проследить сюжетный и фабульный порядок, различие становится заметным: согласно сюжету, читатель уже в предисловии узнает о смерти Печорина, фабула же логично и поэтапно ведет к гибели главного героя.

Такой структурный подход обусловлен несколькими причинами. Во-первых, по замыслу автора, линия повествования постепенно приближает читателя к более глубокому пониманию личности Печорина. Повествование, таким образом, ведется тремя рассказчиками. Сначала за Печориным наблюдает Максим Максимыч. Он фиксирует его поступки, однако мотивировок им не дает. Это и неудивительно: глубинного понимания между героями нет, они выходцы из разных слоев, разделенные, к тому же, военной субординацией (Печорин выше чином). Таким образом, Максим Максимыч, будучи к Печорину близким лишь в силу жизненных обстоятельств, может поведать читателю о нем очень немного.

Большая эмоциональная составляющая присуща второму плану повествования: здесь рассказчиком выступает офицер. В отличие от Максима Максимыча, он одного с Печориным сословия, а стало быть, на равных может взглянуть на Печорина и проанализировать его типаж и поступки. Здесь впервые появляется описание внешности героя, а также характеристика: «холодный, высокий, одинокий». Замечая столь кардинальную разницу между Максимом Максимычем и Печориным, офицер даже жалеет первого, понимая, как, должно быть, тяжко существовать бок о бок с холодностью, подобной печоринской.

Наконец, третьим повествователем становится сам Печорин, его самоанализ есть максимальное раскрытие личности героя. Лермонтов использует форму прямого психологизма, приоткрывает глубинное и сокровенное, показывает, что на самом деле стоит за холодностью героя, и обнажает его боль и внутреннюю трагедию. Читатель ощущает себя более причастным к событиям, описанным в главе «Журнал Печорина», поскольку написана она от первого лица.

Есть и еще одна причина нарушения Лермонтовым хронологической последовательности при изложении событий романа - это намерение «прописать» характер Печорина как таинственный, авантюрный, ищущий ярких поворотов на своем жизненном пути. Яркий образ требует яркой среды, недоговоренность, возникающая при хронологических смещениях, усиливает интерес к герою. Таким образом, к нарушению хронологии автор прибегает в угоду занимательности, для привлечения внимания к образу Печорина.

Наконец, нарушение хронологии - вернейший способ показать эволюцию Печорина как сложного романного героя. Противоречивость Печорина подана не аксиоматически, как бы это было возможно при линейном повествовании. Соединяя кусочки мозаики жизни Печорина, путешествуя от одного полюса его личности (демонстративная сила и культивация воли) к другому (тайная слабость), читатель самостоятельно для себя эту противоречивость приоткрывает и исследует.

Никитина Валерия, 11 класс, 2013




Top