Чайка краткое содержание по действиям. «Чайка» Чехов главные герои

Комедия в четырех действиях

Действующие лица

Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса

Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек

Петр Николаевич Сорин, ее брат

Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика

Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий в Сорина

Полина Андреевна, его жена

Маша, его дочь

Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист

Евгений Сергеевич Дорн, врач

Семен Семенович Медведенко, учитель

Яков, работник

Горничная

Действие происходит в имении Сорина.

Между третьей и четвертой действиями проходит два года.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В парке имения Сорина, широкая аллея ведет к озеру, она перегорожена эстрадой, кое-как взбитой для домашнего спектакля.

Маша в черной одежде вместе с Медведенко возвращаются с прогулки. Она говорит, что носит траур по своей жизнью, так и ходит в черном. Ее собеседник искренне не понимает: «Почему? (В раздумье) Не понимаю … Вы здоровы, отец у вас хотя и небогатый, но с достатком. Мне живется гораздо тяжелее, чем вам. Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще отчисляют из меня … а все же я не ношу траур ». Маша говорит, что и бедный может быть счастлив, но Медведенко понимает, что это теория, а на практике он на те двадцать три рубля должен кормить не только себя, но еще и мать, двух сестер и брата. Они разговаривают о предстоящем спектакль по пьесе Треплева, о том, что будет играть в нем Нина Заречная и что эти молодые люди влюблены друг в друга. Воспользовавшись случаем, Медведенко говорит о своей любви к Маше, но напрасно, она не отвечает на его чувства.

Приходят Треплев и Сорин. Константин Гаврилович заметно нервничает, опасаясь, что Нина опоздает, ведь отец и мачеха стерегут ее, не дают никуда ходить, чтобы она не нашла случайно себе мужчину, который потребует за ней часть имущества в вино. Сорин с племянником говорят о Аркадину, и Константин Треплев объясняет, почему мать не в настроении: ей обидно, что на этой сцене будет не она, а Нина: «Психологический курьез — моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книгой, моментально выдаст тебе всего Некрасова наизусть, больных ухаживает, как ангел; но попробуй при ней похвалить Дузе. Ого-го! Следует хвалить только ее саму, следует писать о ней, кричать, восторгаться ее потрясающей игрой в «Даме с камелиями» и т. д. Здесь в селе ей недостает этого дурмана, вот она и скучает. Да и скупая, имеет деньги в банке — не менее семидесяти тысяч, но в долг не допросишься ». На замечание о том, что мать его все же любит, Треплев с горечью отмечает: «Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! ей хочется жить, любить, носить светлые кохтинкы, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, а при мне же сорок три, а за это она меня ненавидит … Она знает также, что я не признаю театра. Она любит театр, ей кажется, что она служит человечеству, служит святому искусству, а по-моему, современный театр — это рутина, предрассудки ». Его раздражает, когда «из пошлых картин и фраз стараются извлечь мораль — мораль маленькую, мелкую, удобную и понятную, полезную для домашнего употребления». Он считает, что нужны новые формы. Вспоминая о детстве, полна унижений за того, что вокруг матери все время находятся гении, таланты, а он только ее сын, он сожалеет, что она не обычная женщина. Может, тогда они объяснились, ведь он ее так любит. На вопрос Сорина о Тригорина Треплев отвечает, что тот человек умный, простой, немного меланхоличная и порядочный. Он значительно моложе мать. Говорят, что талантливый, но «после Толстого и Золя не захочешь читать Тригорина». Когда появляется Нина, Треплев забывает обо всем, потому что любит ее до безумия. Она же, как всегда, боится отца и спешит: «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема … боятся, чтобы не подалась в актрисы … А меня тянет сюда к озеру, будто чайку … Мое сердце наполнено вами ».

Все собрались для просмотра спектакля, поставленного Константином Треплева. Когда начинается спектакль, Треплев говорит, что намерен представить будущее через двести тысяч лет. Поднимаются самодельные кулисы, и на сцене в белом все видят саму и одинокую на фоне озера Нину, которая произносит: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие некогда в воде, морских звезды и те, которых не увидишь глазом, — словом все жизни, все жизни, все жизни, завершив печальное круг, угасли … »Она передает холод и страх одиночества земли, лишенной жизни, и свое намерение бороться с дьяволом. Когда показываются две красные точки, пахнет серой. Так задумал Треплев для усиления эмоционального воздействия действия. Но Аркадина все портит, начиная отпускать комментарии и смеяться. Треплев прерывает спектакль и в отчаянии и образе уходит. Аркадина делает вид, что она тут ни при чем. И тут же возмущается, что этот «самолюбивый мальчишка …» «хочет поучать нас», здесь «претензии на новые формы, на новую эпоху в искусстве». Однако через некоторое время он начинает испытывать угрызения совести и кричит его. Маша идет искать Треплева, а тем временем Аркадина представляет Нину Тригорина и пренебрежительно-снисходительно хвалит ее, предрекая карьеру актрисы. Тригорин говорит, что ничего не понял в пьесе и Нина называет ее странной. Вскоре она идет, и все также расходятся.

Остается только врач Дорн, который рассуждает вслух о том, что пьеса его взволновала, что она таки интересная, и нужно побольше хорошего сказать о ней автору. Он так и поступает, когда тот появляется. Дорн называет его талантливым: «Вы взяли сюжет из области отвлеченных идей. Так и следовало, потому что художественное произведение обязательно должно выражать какую большую мысль. Только то является прекрасным, что серьезное … »Треплев благодарит Дорну на добром слове, но теперь его интересует только Нина. Узнав, что ее здесь нет, он быстро уходит.

Маша признается Дорна, что любит Константина. И Дорн восклицает: «Какие все нервные! Какие все нервные! И столько любви … О, волшебное озеро! Ну что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что? »

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Действие происходит в полдень возле дома Сорина. Видно озеро, в котором отражается солнце. Жара. Под липой в тени Аркадина, Дорн и Маша. Аркадина хвастается своей осанкой, гордо расхаживая мимо площадки для крикета. Она говорит Маше, что никогда не позволяет себе распускаться: всегда зачисана к лицу, Подтянутая, корректная, стройная, даже в деревне, даже когда выходит в парк, но еще и работает. Это все позволяет ей чувствовать молодой. Маша же говорит, что в свои двадцать два года едва «волочит свою жизнь, как бесконечный шлейф», и часто в ней не бывает желание жить. Она, правда, говорит, что надо встряхнуть это из себя и то собраться. На этих беседах их застают Сорин, Нина и Медведенко. У Нины радость: ее родители уехали в Тверь, и она на три дня совершенно свободна. Аркадина хвалит ее внешний вид, но она обеспокоена строгости сына и спрашивает Нину, почему он целыми днями на озере. Маша говорит, что у него неспокойно на душе и просит Нину читать то из его пьесы, но и отвечает, что это неинтересно. Маша отрицает и говорит, что когда он сам читает то, глаза у него горят, а лицо становится бледным. «У него прекрасный печальный голос, а манеры, как у поэта». Сорин тем временем засыпает и храпит. Его с шутками будят и поучают, как беречь здоровье, а он отвечает: «Я прослужил в судебном ведомстве двадцать восемь лет, но еще не жил, ничего не испытал в конце концов, и, конечно, жить мне очень хочется. Вы сыты и равнодушны, и потому имеете наклонность к философии, я же хочу жить и потому пью за обедом херес и курю сигары и все ».

Между тем приходит Шамраев с Полиной Андреевной, и Аркадина просит у него лошадей для выезда в город. Тот отказывает, потому что все лошади в поле, вывозят рожь. Аркадина обижается и грозится сразу же поехать совсем или пойти пешком. Шамраев, в свою очередь, угрожает Сорину, что он уйдет с поста управляющего. Нина удивляется, что известная артистка плачет из-за пустяка, а Тригорин, такой знаменитый, просто сидит с удочкой и радуется двум пойманным рыбкам. Между тем Полина Андреевна, оставшись наедине с Дорном, ревниво упрекает его за общение с другими женщинами и потихоньку выбрасывает букет цветов, подаренный ему Ниной. Треплев, увидев Нину самую, бросает к ее ногам убитую чайку, которую он только подстрелил на озере, и упрекает ее за то, что она стала с ним холодной и чужой: «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха … »Он ревниво наблюдает ее захвата, когда к ним приближается Тригорин. Тот способен всю жизнь превратить в сюжет и записывает в книге характеристику личности, в которой узнаем Машу. Нина и Тригорин разговаривают о том, что каждый из них хотел бы на некоторое время оказаться на месте другого, чтобы его понять. Тригорин долго и подробно рассказывает, как он пишет и какое у него нелегкая жизнь, и все ради того, «чтобы сказали лишь, что он пишет мыло, талантливо … но далеко до Толстого ». Он говорит, что не любит себя как писателя: оно не успевает: «я чувствую, что если я писатель, то я обязан писать о народе, о его страданиях, о его будущем, говорить о науке, о правах человека и такое другое … но в конце концов я чувствую, что умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив, и фальшив до костей ». Его зовут, и он сожалеет, что они больше не увидятся, а ему так не хочется уезжать. Увидев судьбы чайку, спросил, что это. Нина сказала. И он сразу записывает в книжечку: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как эту чайку ». Вдруг из окна выглянула Аркадина и известила, что они остаются здесь.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Действие в столовой. Заметные приготовления к отъезду. Тригорин завтракает. Маша говорит с ним, стоя у стола, о своем безнадежное любви к Треплева и обещает вырвать это чувство из сердца, выйдя замуж за Медведенко. Тригорин жалуется Маше, что они вынуждены ехать: «Сын ее ведет себя крайне бестактно. То стрелялся, а теперь, говорят, собирается меня на дуэль вызвать. А чего бы это? Дуется, фыркает, проповедует новые формы … Но ведь всем хватит места, и новым, и старым, — зачем же толкаться? «Маша говорит, что это из ревности, ведь ей это знакомо, и попрощавшись, уходит. Заходит Нина, в руке держит горошину, пытаясь несложным гаданиям решить, идти ли ей в актрисы. Затем она дарит Тригорина медальон, на котором она приказала вырезать с одной стороны его инициалы, а с другой — название его книги «Дни и ночи». Тригорин целует подарок и говорит, что всегда будет вспоминать ее, особенно в светлом платье, когда у ног ее лежала белая чайка. Нина, услышав голоса, торопливо исчезает, а Тригорин читает: «страница 121, строки 11 и 12». Теперь его очень интересует, что там у него написано. Он идет в кабинет Сорина искать свою книгу «Дни и ночи». Между тем Аркадина и Сорин разговаривают о Константине, ее сыну. Она беспокоится, что до сих пор не знает, почему стрелялся сын, вероятно, из-за ревности? Но Сорин говорит, что были и другие причины: человек он молодой, умный, живет в глухом селе, без денег, без определенного положения в обществе, без будущего. Никаких занятий. Стесняется и боится своего безделья. Сорин говорит, что любит его сердечно, но Треплев кажется, что он здесь лишний, нахлебник. Аркадина говорит: «А не сходить ему на службу ли …» Сорин говорит, что парня бы потребовалось немного одеть, дать ему хоть немного денег, может, отправить за границу на время. Но Аркадина, сначала сгоряча согласившись дать денег на костюм, и это обещание берет назад: ведь она актриса, и ей надо одеваться самой. Ее брат видит, что ему не уговорить Аркадину помочь сыну, а сам он не имеет денег, потому полностью зависит от своего управляющего. Сорину становится плохо, он идет, опираясь на палку. Именно подвернулся Треплев и просит мать перевязать ему голову, потому что врач-то опаздывает. Он с радостью вспоминает лучшие времена из их прошлого, когда она была такая внимательная, отзывчивая, впрочем, больше к чужим, незнакомым или посторонних людей. Ему так не хватает его внимания и любви, понимания. Но она больше заботится своим любовником Тригорина, через которого едва не погиб ее сын. Она утверждает, что он такой благородный, талантливый, а сын, мол, просто завидует ему. Треплев пытается раскрыть ей глаза на захват Тригорина Ниной, однако Аркадина только раздражается еще больше, они ссорятся, потом извиняются друг в друга. Но встречаться с Тригорина сын Аркадиной не желает и стремительно уходит, увидев того. Ирину Николаевну все устраивает, лишь бы не было дуэли с ее любовником. Он утверждает найдены в книге слова, которые были на 121 странице его книги: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизни, то приди и возьми». Охваченный страстью, которой повеяло от этих слов, он умоляет Аркадину отпустить его, быть ему другом, потому его так манит любовь Нины. С горечью Аркадина говорит: «Неужели я такая старая и уродливая, что со мной можно, не стесняясь, говорить о других женщинах? (Обнимает и целует его) О, ты обезумел! Мой прекрасный, удивительный … Ты последняя страница моей жизни! Моя радость, моя гордость, мое блаженство … (Становится на колени). Если ты покинешь меня, хоть на час, то я не переживу, сойду с ума, мой странный, мой прекрасный, мой повелитель … »Она вспоминает и призывает все свое искусство актрисы, чтобы удержать его возле себя и добивается обещания остаться с ней. Но встретив перед отъездом Нину, которая сказала, что решила уйти от отца в Москву и поступить в актрисы, назначает ей там встречу в гостинице «Славянский базар».

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Прошло два года. Одну из комнат Сорина его племянник превратил в свой кабинет. За окнами осенний ветер качает деревья, воет в трубе. Маша и ее муж Медведенко говорят о Константине Треплева, которого дядя все время зовет к себе, чтобы было на глазах. Медведенко вспоминает о старом театре у озера и говорит, что надо бы его сломать, потому что он похож на скелет и кажется, что там кто плачет. Он просит Машу ехать с ним домой, там, наверное, уже голодная их ребенок, но Маша надеется на служанку и собирается остаться ночевать в доме Сорина. Сам же Сорин собирается ночевать на диванчике в комнате с Костей. Полина Андреевна приносит постель и говорит Треплева: «Никто и не думал и не гадал, что из вас, Костя, выйдет настоящий писатель. А вот, слава Богу, и деньги стали вам присылать из журналов. И красивый стал … »Отослав домой Машиного мужа, она просит Треплева быть ласковее с ее Машей. Константин молча встает и уходит. Маша в разговоре с матерью обещает вырвать эту любовь из сердца, пусть только ее мужа переведут подальше от этого дома. Вдруг заходит Медведенко, потому что отец Маши не дал ему лошадей, чтобы ехать. Среди общего разговора Сорин говорит о том, что его жизнь — сюжет под названием «Человек, который хотел». В молодости он хотел быть литератором, говорить хорошо, жениться и жить в городе, а взамен должен оставаться одиноким в селе, не совершив ничего. Правда, он дослужился до чина действительного статского советника. А Дорн отмечает, что «выражать недовольство жизнью в шестьдесят два года … — Это не великодушно ». Сам он относится к жизни и смерти несколько философски: «Страх смерти — животный страх … Надо душить его ». Вспоминая о поездке за границу, он говорит о интересное ощущение, которое охватило его во время пребывания в Генуе — тогда, в толпе, передвигался будто живое существо, — он почувствовал нечто похожее на существование мировой души. Нечто вроде той мировой души, которую играла в пьесе Треплева Нина Заречная. Когда вспомнили о Нине, Треплев рассказал, что она сбежала из дома и сошлась с Тригорина. У них был ребенок, который потом умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним женщин и обязательств, которых и не покидал, успевая и там и здесь. Относительно театра, то она дебютировала в подмосковном дачном театре, а потом поехала в провинции. Треплев время ездил за ней, потом она писала ему письма и подписывалась Чайкой. Теперь она приехала в город и находится на постоялом дворе: Отец и мачеха расставили везде сторожей, чтобы не пускать ее и близко к дому. Треплев, обращаясь к Дорна, отмечает, что легко быть философом на бумаге, а в жизни гораздо сложнее.

Комедия в четырех действиях

Действие происходит в усадьбе Сорина. Между третьим и вторым действиями проходит два года.

Действие первое
Часть парка. Широкая аллея ведет к озеру, где сколочена деревянная эстрада для домашнего спектакля. Озера зрителям не видно. Перед эстрадой — несколько стульев, столик. Здесь намечается поставить пьесу Константина Гавриловича Треплева, сына актрисы Ирины Николаевны Арка-диной. Они гостят у брата Аркадиной — Петра Николаевича Сорина.

Играть в дачном спектакле должна Нина Заречная, молодая девушка. Треплев влюблен в нее. Она тоже питает к нему нежные чувства. Во всяком случае так думает дочь управляющего Маша: «Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ». За Машей безуспешно ухаживает учитель Медведенко. У него большое семейство (мать, две сестры, братишка) и маленькое жалованье. Не удивительно, что говорить он может только о деньгах — вернее, о том, что их нет.

Заречная запаздывает. Отец и мачеха стерегут ее, не дают свободы в общении с соседями («богемой»): боятся, как бы она не пошла в актрисы.

Треплев раздражен, волнуется, высказывает дяде претензии к матери, которая приехала со своим любовником — успешным беллетристом Борисом Алексеевичем Тригориным.

Треплев (об Аркадиной): Она уже и против меня, и против спектакля, и против моей пьесы, потому что не она играет, а Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее.

Ей уже досадно, что вот на этой маленькой сцене будет иметь успех Заречная, а не она. Психологический курьез — моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой... За больными ухаживает, как ангел. Но... Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенной игрой...

Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода.

У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч — это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать.

Кроме того, Аркадина считает, что «она служит человечеству, святому искусству», а по мнению ее сына, «современный театр — это рутина, предрассудки». Он считает, что «нужны новые формы» — или не нужно вообще ничего.

Известность матери, ее слава, круг ее прославленных и уважаемых знакомых — все это уязвляет Треплева, заставляет остро ощущать его собственное ничтожество.

О Тригорине Константин отзывается снисходительно: «умный, простой... Очень порядочный. Что же касается его писаний... Мило, талантливо... но после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Появляется Нина. Константин бросается к ней: «Волшебница, мечта моя!»

Нина расспрашивает Костю о Тригорине: «Он молод?» И восхищается: «Какие у него чудесные рассказы!»

Треплев отвечает холодно: «Не знаю. Не читал».

Заречная замечает, что в пьесе Треплева трудно играть — нет действия, одна читка. И любви нет — а в пьесе обязательно должна быть любовь, живые лица.

Треплев исполнен презрения к театру прошлого: «Живые лица! Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как она должна быть, а такой, как она представляется в мечтах».

Треплев (начиная пьесу):

— О вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет ч«рез двести тысяч лет!..

Декорация продумана так, что, когда раздвигается занавес, открывается вид на озеро, луна над горизонтом и отражение ее в воде. На большом камне сидит Нина Заречная, одетая во все белое.

— Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде... Все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли... Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно... Тела живых существ исчезли в прахе... а души всех слились в одну. Общая мировая душа — это

По режиссерскому замыслу, появляются болотные огни, а потом над озером загораются красные глаза дьявола, который «скучает по человеку» . Пахнет серой.

— Да, это эффект! — смеется Аркадина.

В публике (доктор Дорн, жена управляющего Полина Андреевна) порхают безразличные или иронические реплики.

Треплев приказывает опустить занавес. Он оскорблен и уходит. Из молодого самолюбия он предупреждал всех, что эта пьеса — шутка. Но, как догадывается его мать, «ему хотелось поучить нас, как нужно писать и что нужно играть... Тут претензии на новые формы, на новую эру в искусстве!»

Аркадина, глядя на озеро, припоминает, что лет десять назад на этом озере было шесть помещичьих усадеб, гости, музыка, пение, смех, шум, бесконечные романы. «Кумиром всех усадеб» был доктор Дорн.

Маша отправляется искать «бедного обиженного мальчика». Нина, о которой Костя в сердцах забыл, выходит из-за эстрады. Ее представляют Тригорину. Она, конфузясь, выражает свое восхищение его творчеством.

В ответ беллетрист говорит, что в пьесе он ничего не понял, но искренняя игра Нины ему понравилась. Впрочем, рассуждать об искусстве писателю не по душе — и он начинает говорить о рыбной ловле, большего наслаждения для него нет.

Нина считает, что если кто-то хоть раз испытал наслаждение творчества, то другого уже не надо.

Так считает и Дорн — доктор завидует «подъему духа», который, по его мнению, испытывают творцы. Он находит Треплева, хвалит его пьесу, говорит, что изображать нужно «только важное и вечное». Константин со слезами на глазах обнимает доктора — его самолюбие удовлетворено. Он нервно просит, чтобы все оставили его в покое. Он отправляется к дому Нины.

Маша, искавшая Треплева всюду, говорит Дорну о любви к Косте.

— Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви... О, колдовское озеро!

Действие второе
Все та же дачная компания. Сорин все больше дремлет, хрипит, кашляет. Сестра просит его полечиться, Дорн рекомендует бросить курить: «Вино и табак обезличивают человека».

Маша от безответной любви к Косте и тоски взяла в обычай нюхать табак и пропускать «пару рюмок» перед обедом.

У Треплева нехорошо на душе, он все бродит у озера. Его мучает уязвленное самолюбие и осознание того, что Нине ни он, ни его пьесы больше неинтересны — ее сознание и душу заполонил Тригорин.

Аркадина критикует скуку деревенской жизни — «никто ничего не делает, все философствуют». Ей куда более по душе сидеть у себя в номере и учить роль.

Нина мечтает повторить путь Ирины Николаевны — стать актрисой! Учить роли! Посвятить себя искусству!

Аркадина поддразнивает Машу — той всего двадцать два года, а она унылая, угрюмая, заранее уставшая от жизни. То ли дело Аркадина — она в суете, в работе, следит за своей прической, одеждой, внешностью... Отсюда моложавость — хоть сейчас в театре пятнадцатилетнюю девочку играть!

Деревенская жизнь, праздность вроде бы сулят покой. Но жизнь наполнена мелкими дрязгами. Управляющий Шамраев не дает Аркадиной лошадей для выезда в город, так как он всех лошадей выгнал в поле — страда! Аркадина в истерике. Она собирается тут же уехать из имения в город.

Жена Шамраева, Полина Андреевна, страдает от грубости мужа. Она влюблена в Дорна — и просит его забрать ее к себе. Между ними, очевидно, близкие отношения. Но Дорн отговаривается тем, что ему в пятьдесят пять лет поздно менять свою жизнь.

Нина удивлена: как знаменитые люди могут расстраиваться по пустякам! Как может известный писатель радоваться пойманным голавлям! Ей казалось, что они горды, что презирают толпу, что упиваются своей славой.

Перед Ниной появляется Треплев. Он переживает ее охлаждение, ее слишком явное тяготение к Тригорину. Свое отчаяние он выражает картинно: швыряет к ногам девушки мертвую чайку, которую «имел подлость убить сегодня» ...

Очевидно, молодой человек помнит, что Нина когда-то сравнивала себя с чайкой.

Константин угрожает, что когда-нибудь так же убьет себя. Вот рукопись он свою уже сжег!

Нина говорит, что не понимает его. Он выражается слишком символистически...

Тригорин заносит в свою записную книжку простые детали простого быта — они пригодятся ему в работе.

Нина восторженно объясняется с писателем: как, должно быть, значительна и счастлива его жизнь!

Тригорин отвечает ей, что жизнь писателя подобна каторге. Одну повесть завершаешь, другую начинаешь, третью обдумываешь... Вот он разговаривает с Ниной, а сам думает, что его ждет неоконченная рукопись. Запах цветов, «облако, похожее на рояль», — все идет в копилку писателя.

Писатель чувствует себя сумасшедшим, боится, что его отвезут в клинику. Ему кажется, что он отстает от жизни и науки — «словно мужик, опоздавший на поезд».

«Я умею писать только пейзаж, а во всем остальном фальшив до мозга костей». Заметив мертвую чайку, беллетрист тут же записывает «сюжет для небольшого рассказа»:

— На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как эту чайку».

Показывается Аркадина и объявляет, что отъезд отменяется.

Действие третье
Константин Гаврилович пытался застрелиться, однако только несерьезно себя ранил. Вот теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль.

Маша решает вырвать любовь к Косте из своего сердца и дает согласие Медведенко. Решено: она выходит замуж за учителя! Она просит Тригорина прислать ей книжки с автографом: «Марье, родства не помнящей, неизвестно для чего живущей на этом свете». И выпивает рюмочку. Потом другую.

Тригорин и Аркадина собираются теперь уже на самом деле уезжать. Нина на прощание дарит Тригорину медальон с его инициалами и надписью: «Дни и ночи» (это его повесть), страница 121 строки 11 и 12».

Писатель целует медальон:

— Как грациозно! Прелестный подарок!

Аркадина жалуется брату, что не может понять, отчего стрелялся Константин. Ревность?

Сорин советует ей дать сыну денег: на новый костюм (в одном сюртуке уже три года ходит!), на поездку за границу — молодому писателю это необходимо. Аркадина тут же начинает плакать и говорить, что денег у нее нет. Брат ее от деревенской тоски совсем разболелся, ему трудно дышать. Костя просит мать дать ее брату денег на житье в городе, но актриса опять отказывает: ей нужны деньги на туалеты! А Костя мог бы поступить на службу...

И актриса начинает нежно перевязывать сыну голову: «А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?»

Костя уверяет, что «то была минута безумного отчаяния». Он вспоминает, как его мать умела быть милосердной к избитой во дворе прачке, чьих детей мыла в корыте, к каким-то богомольным балеринам...

Сыну кажется, что мать испортило общение с Тригориным. В болезненной ненависти к беллетристу смешивает зависть к его литературной славе, неприязнь из-за влияния на мать, из-за того, что Нина так явно влюблена в знаменитого писателя...

Мать и сын бурно ссорятся, сыплют оскорблениями:

— Отправляйся в свой милый театр и играй там в жалких, в бездарных пьесах!

— Киевский мещанин! Приживал! Оборвыш!

Так же бурно они и мирятся.

Тригорин читает строки, которые отметила Нина в его книге: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее».

Тригорин признается актрисе, что увлечен Ниной, что в юности, когда он был беден и обивал пороги редакций, у него не было «юной, прелестной, поэтической любви». Так пусть же Аркадина будет ему умным и великодушным другом — и отпустит его.

Актриса оскорбляется:

— Неужели я уже так стара и безобразна, что со мною можно, не стесняясь, говорить о других женщинах?

Актриса унижается, обнимая колени любовника:

— Ты последняя страница моей жизни!

Она осыпает творчество Тригорина преувеличенными похвалами:

— Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России!

Тригорин сдается: «Бери меня, увози, только не отпускай от себя ни на шаг...»

Лошади для отъезда на станцию готовы. Тригорин на минуту возвращается в дом (якобы за забытой тростью). Там его ждет Нина, она сообщает, что завтра же уезжает в Москву для поступления на сцену.

«Остановитесь в «Славянском базаре... Дайте мне тотчас же знать...» — и оглянувшись, Тригорин сообщает свой адрес.

Следует продолжительный поцелуй.

Действие четвертое
Между третьим и четвертым действиями, как говорилось в начале пьесы, проходит два года. Погода скверная. Ветер. На озере волны. Старый театр все еще стоит на берегу — почти разрушенный, страшный. Кажется, там кто-то плачет...

Медведенко с женой Машей в усадьбе Сорина. Маша не хочет уезжать, собирается остаться ночевать. Муж просит ее ехать домой, ребеночек их третью ночь без матери, но Маша отмахивается: «Его Матрена покормит...»

Костя работает в доме Сорина, здесь ему устроили кабинет. Ему уж и деньги стали присылать из журналов за его произведения.

Маша все еще влюблена в Треплева, она надеется, что мужа переведут в другую губернию — и тогда она избавится от своей несчастной любви.

Треплев с Дорном беседуют о судьбе Нины Заречной. «Она убежала из дому и сошлась с Тригориным... Был у нее ребенок. Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать...

Дебютировала она под Москвой в дачном театре, потом уехала в провинцию... Бралась она все за большие роли, но играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты... »

Есть ли у нее талант, нет ли — неизвестно.

Треплев ездил за ней, но она не хотела его видеть. Тогда он вернулся в имение Сорина. Заречная писала ему умные, теплые, интересные письма, но в них в каждой строчке чувствовался надрыв. Подписывалась Чайкой.

Теперь Нина живет в соседнем городе на постоялом дворе, отец и мачеха отказали ей от дома. Медведенко видел ее одиноко бродящей в поле, звал в гости, но вряд ли она придет.

В имение приезжают Аркадина и Тригорин, который привозит Косте журнал с его новым рассказом и передает отзывы благодарных читателей.

Все от скуки садятся играть в лото, кроме Треплева, который уходит «пройтись».

За игрой Аркадина хвастается своими новыми туалетами, букетами и подношениями поклонников. Тригорин критически отзывается о прозе Константина: «Что-то странное, неопределенное, порой даже похожее на бред. Ни одного живого лица». Да и нет никаких благодарных отзывов, а в газетах его сильно ругают. Дорн вступается, ему кажется, что у Треплева есть талант.

Аркадина вообще произведений сына не читала, «все некогда».

Треплев в своем кабинете собирается писать, все сравнивает себя с Тригориным, у которого выработаны приемы: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса —.вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля... Это мучительно».

К нему по террасе пробирается Нина. Это она плакала у театра, вспоминая свою загубленную жизнь. Завтра она уезжает в Елец — там у нее ангажемент (театральный контракт). Страдая из-за Тригорина, из-за его неверия в ее талант, из-за постоянного страха за ребенка, она играла плохо, неестественно. Теперь она многое передумала и ощущает в себе новые силы. Так говорит Заречная — но правда ли это? Слишком часто она повторяет безнадежное: «Я — чайка».

Прощаясь с Костей, молодая актриса читает ему начало его первой пьесы: «Люди, львы, орлы и куропатки...». Она говорит ему о своей любви к Тригорину: «Я люблю его даже сильнее, чем прежде». Порывисто обнимает Треплева.

Костя выводит Нину в стеклянную дверь и рвет все свои рукописи.

Управляющий Шамраев достает из шкафа и подает Тригорину чучело чайки, сделанное когда-то по его заказу.

Тригорин отвечает, что не помнит.

За сценой раздается выстрел. Все вздрагивают. Дорн отправляется посмотреть. Вернувшись, сообщает, что это у него в шкафу лопнула склянка с эфиром. Потом отводит Тригорина в сторону и просит его вполголоса:

— Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился...

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, - актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет ещё сорока. О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо но после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблён. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, ещё не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом - а ему двадцать пять лет - он напоминает ей о собственных годах. К тому же Константину не даёт покоя тот факт, что его мать - известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери. Он страдает также из-за того, что его мать открыто живёт с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена - Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблён в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.

Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить. Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.

Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома даёт ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актёров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.

Нина и Тригорин остаются вдвоём. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку. Нина восхищается тем миром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищается восторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами. Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку. «Случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать ее. Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.

Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребёнок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребёнок, а сам Медведенко очень от этого страдает.

Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребёнок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось, кажется, ещё хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен, что не придёт.

Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чем и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.

Треплев после ее ухода рвёт все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздаётся выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

«Чайка», спектакль. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова

«Чайка», действие 2 – кратко

Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.

После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло. Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений. Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка. Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.

«Чайка», действие 3 – кратко

Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город. Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их. Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.

Нина дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12». Заглянув на эту страницу, Тригорин видит, что эти строки гласят: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его. Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.

«Чайка», фильм-спектакль, 1974

«Чайка», действие 4 – кратко

4-е действие пьесы происходит через два года после 3-го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной. Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете. Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».

4-е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.

Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.

Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.

В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.

В 1896 году написал пьесу "Чайка" Чехов. Краткое содержание этого произведения представлено в данной статье. В этом же 1896 году комедия была впервые опубликована в журнале "Русская мысль" и поставлена на сцене Александринского театра. Сегодня во многих театрах мира ставится пьеса "Чайка" (Чехов). Краткое содержание этого произведения известно многим ценителям искусства не только в нашей стране, но и во всем мире.

Действие пьесы происходит в усадьбе Сорина Петра Николаевича. Сестра его - Аркадина Ирина Николаевна - актриса. Эта женщина гостит в имении Сорина с Треплевым Константином Гавриловичем, своим сыном, а также с Тригориным Борисом Алексеевичем.

Тригорин Борис Алексеевич

Это довольно известный беллетрист, хотя ему не исполнилось еще и сорока лет. О Тригорине отзываются как о простом и умном человеке, склонном к меланхолии и очень порядочном. По словам Треплева, литературные труды его - это "талантливо" и "мило", однако после Золя и Толстого читать Тригорина не захочешь.

Константин Треплев готовится ставить пьесу

Треплев также пытается писать. Он считает предрассудком современный театр и ищет его новые формы. Собравшиеся в имении гости готовятся смотреть поставленную среди естественных декораций пьесу. Единственную роль в ней играть должна Заречная Нина Михайловна - молодая девушка, в которую влюблен Константин. Она является дочерью богатых помещиков. Отец и мачеха Нины против увлечения дочери театром, и поэтому девушка вынуждена тайно приехать в усадьбу, о чем нам рассказывает в своей пьесе Чехов ("Чайка"). Читать краткое содержание и оригинал произведения - это, как говорится, две большие разницы. Но мы постараемся передать основные события, не упустив ничего.

Взаимоотношения Константина с матерью

Константин уверен в том, что мать его против постановки этой пьесы и заранее ее горячо ненавидит. Ведь беллетристу, в которого она влюблена, может приглянуться Нина. Ему кажется также, что мать не любит его, поскольку своим возрастом (Константину 25 лет) он ей напоминает о собственных годах. Кроме того, ему не дает покоя тот факт, что Ирина Николаевна является известной актрисой.

Константин полагает, что поскольку он, как и его покойный отец, киевский мещанин, то его терпят в обществе известных писателей и артистов лишь из-за матери. Константин страдает из-за того, что мать его живет открыто с Тригориным и имя ее постоянно мелькает на страницах газет. Ему не нравится также, что она ревнива к чужому успеху, суеверна и скупа. Он рассказывает обо всем этом своему дяде, пока они ждут Заречную. Сорин театр очень любит, как и литераторов. Он признается Треплеву, что когда-то сам мечтал стать писателем, но не вышло. Вместо этого он прослужил 28 лет в судебном ведомстве.

В ожидании спектакля

Другие люди, ожидающие спектакля: Шамраев Илья Афанасьевич, поручик в отставке, работающий у Сорина управляющим; Полина Андреевна, супруга его, с дочерью Машей; Дорн Евгений Сергеевич, доктор; Медведенко Семен Семенович, учитель. Последний безответно любит Машу, которая влюблена в Константина Треплева.

Приезжает Заречная. Она лишь на полчаса смогла вырваться из дома, поэтому все начинают спешно собираться в саду. Нет никаких декораций на эстраде, лишь занавес, 1-я и 2-я кулисы. Зато имеется красивый вид на озеро.

Неудавшаяся постановка

Полная луна стоит над горизонтом и отражается в воде. Заречная, вся в белом, читает что-то из декадентской литературы (что сразу же отмечает Аркадина), сидя на большом камне. Зрители во время читки постоянно переговариваются друг с другом, несмотря на замечания Константина. Ему это вскоре надоедает, и, вспылив, Треплев прекращает представление. Он уходит. За ним спешит Маша для того, чтобы успокоить. Аркадина тем временем представляет Тригорина Нине. Заречная после недолгого разговора уезжает домой.

Никому не понравилась пьеса, кроме Дорна и Маши. Дорн хочет сказать Треплеву как можно больше приятного, что и делает. А Мария признается Дорну в том, что любит Константина, и просит у него совета. Однако он не может ничего ей посоветовать.

Ссора Аркадиной с Шамраевым

Несколько дней проходит с того времени. На площадке для крокета продолжается действие пьесы. О чем же рассказывает далее в комедии "Чайка" Чехов? Краткое содержание знакомит читателя с главными событиями.

Мачеха и отец Нины отправились на 3 дня в Тверь, что дало возможность девушке приехать к Сорину. Полина Андреевна и Аркадина собираются в город, но Шамраев не соглашается предоставить им для этого лошадей, мотивируя свой отказ тем, что все они находятся на уборке ржи в поле. Происходит небольшая ссора, Аркадина грозится уехать в Москву. Полина Андреевна по дороге в дом практически признается в любви Дорну. Однако встреча их у самого дома с Ниной дает ей понять, что он любит Заречную, а не ее.

Убитая чайка

Чехов, краткое содержание пьесы которого вы читаете, создал очень удачный с художественной точки зрения образ убитой чайки. Расскажем о том, как он впервые появляется в произведении.

Нина бродит по саду и удивляется тому, что у знаменитых писателей и актеров жизнь такая же, как и у обычных людей: с перепалками, бытовыми ссорами, радостями и слезами, хлопотами. Константин приносит девушке убитую чайку и сравнивает ее с собой. Заречная говорит ему, что практически перестала его понимать, поскольку он начал выражать свои чувства и мысли символами. Треплев пытается объясниться, однако быстро уходит, увидев показавшегося Тригорина.

Тригорин и Нина остаются вдвоем. Писатель постоянно что-то записывает в свою записную книжку, что отмечает Чехов ("Чайка"). Краткое содержание было бы неполным, если бы мы не отметили, что Заречная восхищается миром, в котором, по ее представлению, живут Аркадина и Тригорин. Она считает, что жизнь этих людей наполнена чудесами и счастьем. Тригорин же ее рисует как мучительное существование. Заметив чайку, убитую Треплевым, он записывает новый сюжет для рассказа о похожей на эту птицу молодой девушке. Человек пришел случайно, увидел ее и погубил от нечего делать.

События, произошедшие за неделю

Проходит еще неделя. О множестве событий, произошедших за это время, рассказывает нам А.П. Чехов ("Чайка"). Краткое содержание их следующее. Маша в столовой Сорина признается Тригорину в том, что любит Константина. Она решает выйти за Медведенко для того, чтобы вырвать из своего сердца эту любовь. Тригорин хочет уехать в Москву с Аркадиной. Ирина уезжает из-за своего сына, который стрелялся, а сейчас хочет вызвать на дуэль Тригорина. Нина тоже собирается уезжать, поскольку мечтает стать актрисой. Девушка приходит, чтобы проститься (прежде всего с Тригориным). Она дарит ему медальон, в котором обозначены строки из его книги.

Писатель хочет последовать за Заречной. Ему кажется, что это чувство он искал всю свою жизнь. Ирина Аркадина, узнав об этом, умоляет на коленях не покидать ее. Но, на словах согласившись, Тригорин все-таки договаривается с Заречной о тайном свидании, которое должно состояться по дороге в Москву.

Спустя два года

Еще два года проходит. Мы составили краткое содержание пьесы Чехова "Чайка", выделив основные моменты. Сорину уже 62 года, он болен, но в то же время полон жажды жизни. Маша и Медведенко женаты, у них родился ребенок, однако счастья в семье нет. Маше отвратительны и ребенок, и муж, а Медведенко от этого очень страдает.

Судьба Нины

Интересующемуся Заречной Дорну Треплев рассказывает ее судьбу. Девушка убежала из дома и вступила в связь с Тригориным, от которого у нее родился ребенок, вскоре умерший. Писатель уже разлюбил Нину и вернулся к Аркадиной. У Нины на сцене все складывалось также очень плохо. Она много играла, но очень "безвкусно", "грубо", "с завываниями". Девушка писала письма Треплеву, но не жаловалась никогда. Она подписывалась в письмах Чайкой. Родители Нину знать не хотят и даже близко не подпускают к дому. Она сейчас в городе и даже обещала прийти. Однако Константин уверен, что Нина не придет.

Объяснение Треплева с Заречной

Однако ошибается этот герой, которого создал Чехов (пьеса "Чайка"). Краткое содержание продолжается тем, что Заречная появляется неожиданно для всех. В который раз Константин признается девушке в любви и преданности. Он готов ей все простить и посвятить ей всю жизнь. Однако Нина его жертвы не принимает. Она все еще любит Тригорина, о чем говорит Треплеву. Заречная уезжает, чтобы играть в провинциальном театре, и приглашает взглянуть на ее игру Треплева, когда девушка станет великой актрисой.

Уже приближается к финалу "Чайка" Чехова (краткое содержание). Вам интересно, чем закончится эта пьеса? Предлагаем краткое описание заключительных событий произведения.

Смерть Треплева

Константин после ухода Нины рвет свои рукописи. Он бросает их под стол и уходит в соседнюю комнату. В оставленной им комнате собираются Дорн, Тригорин, Аркадина и другие. Они хотят играть и петь.

Вдруг раздается выстрел. Сказав, что это, вероятно, лопнула его пробирка, Дорн уходит на шум. Возвратившись, он отводит в сторону Тригорина и просит куда-нибудь увести Аркадину, так как сын ее застрелился.

Так заканчивается произведение, которое создал Чехов, - "Чайка". Краткое содержание, конечно, нельзя сравнить с оригиналом пьесы, тем более с поставленным на сцене. Безусловно, стоит посмотреть спектакль по этому произведению. "Чайка" Чехова, краткое содержание которой было представлено выше, является одним из лучших произведений этого драматурга.




Top