Чем отличаются массовая народная и элитарная культура. Формы культуры

Разработанные концепции управления содержат различные определения социального управления, в которых представлены его субъект и объект. Это очень важно, потому что управление в живой природе бессубъектно, т.е. живым организмом управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом. И управляет она не организмом как объектом, а процессами, которые в нем происходят. В технических системах также имеются программы управления и процессы, но управление в них также бессубъектно. Управление на уровне общества – субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно.

В.Г. Афанасьев, классик отечественного управления, дает наиболее полное и научно обоснованное определение управления обществом. Научное управление обществом – это процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на общественную систему в целом, ее сферы или отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия и т.д.) на основе познания и использования присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития… Это воздействие на систему, чтобы сохранить ее качественную специфику и обезопасить от внешних и внутренних разрушительных воздействий». В определении находим ответ и на вопросы: «Какое это воздействие?», «Какова цель этого воздействия?», «Что составляет содержание социального управления?» А содержанием является сохранение качественной специфики и целостности управляемой системы и всего социума в целом, обеспечение их нормального функционирования, совершенствования и развития, достижения целей, поставленных субъектом управления.

Управление как целостная система включает ряд подсистем (компонентов), определенным образом взаимодействующих и развивающихся в соответствии с законами данной системы. В качестве системных компонентов выступают субъект и объект, соединенные между собой прямыми и обратными связями.


Под субъектом (S) в социальном управлении понимается управляющая подсистема – тот, кто подает управленческие команды. Объект (О) – это управляемая подсистема – тот, на кого направлены команды, кто подчиняется этим командам. Команды, установки субъекта управления, адресованные объекту управления, и есть прямые связи (п.с.). Обратные связи (о.с.) – это ответная реакция объекта управления на команды субъекта управления. Без наличия прямых и обратных связей, предопределяющих взаимодействие субъекта и объекта, их (S и О) как компонентов управленческой системы просто не существует.

Вместе с тем положение субъекта и объекта не является постоянной величиной: тот, кто в одном случае выступает в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Каждая более высокая инстанция управленческой иерархии выполняет роль субъекта, уступая место объекта нижестоящей комплексной структуре, направляя на нее управленческие установки – прямые связи. Деканат ФМ – субъект по отношению к кафедрам и студентам (объектам), ректорат БГЭУ – субъект по отношению к деканату ФМ (объекту).

В самом общем плане управление – это процесс воздействия (взаимодействия) управляющей подсистемы (субъекта) на управляемую (объект) с тем, чтобы обеспечить их движение к заданной цели. При этом роль объекта не пассивна. Она не сводится лишь к сигнализации субъекту о реакции на прямые связи-установки.

В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами управленческого процесса принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой:

В социальном управлении основным элементом управляющей и управляемой систем выступают социальные институты, люди, общности, и сущность управления состоит в воздействии одних людей (или социальных институтов, органов управления) на сознание и поведение других людей (или целых общностей), т.е. субъекты и объекты управления однокачественны ;

Объекты социального управления имеют собственные закономерности функционирования и развития, с которыми необходимо считаться при осуществлении управления;

Объекты социального управления обладают социальной активностью, а не только реагируют на управляющие воздействия субъекта, потому в определенных условиях объект может не принять заведомо неверную установку, побудить субъект скорректировать или отменить свое решение. Он может выйти за рамки данного решения, скажем, улучшить результаты требований субъекта, проявив инициативу, самостоятельность.

Что касается субъектов управления, то они, кроме того, что также как и объекты имеют ряд особенностей. В частности, субъект социального управления может эффективно выполнять свои обязанности, если ему предоставлены необходимые полномочия:

Наличие прав и обязанностей

Наличие соответствующих качеств (образование, знание, опыт и т.д.)

Наличие материально-технических средств и достаточного времени.

Знание специфики субъектов и объектов имеет важное практическое значение. Изучение их качеств и взаимосвязей, а также их внешних связей, позволяет выявить зависимости между субъективными условиями, ответить на вопрос: от кого в большей мере зависит в данном конкретном случае успех или провал дела – от субъекта или объективных условий.

Взаимодействие субъекта и объекта в системе управления относится к числу «вечных» проблем, отражающих диалектику личности и общества и предопределяющих успех социального развития. Чрезмерное выпячивание роли управляющих (субъектов) при забвении роли управляемых (объектов), их способностей и качеств ведет к серьезным перекосам в жизни стран, а часто и к управленческому тоталитаризму, когда все успехи относят на счет мудрого руководства, а настоящие создатели материальных и духовных ценностей уходят на второй план, они якобы только исполняют руководящие установки. И самое ущербное в этой ситуации то, что люди сами не просто уходят в тень, но и снимают с себя всякую ответственность за происходящее.

Знание особенностей взаимодействия субъектов и объектов управления важно при решении проблем и совершенствования управленческой деятельности, повышения ее результативности. В нашей практике (и особенно в последние годы) утвердилось одностороннее понимание задачи улучшения управления: все сводится к предъявлению требований только к субъекту управления, объект же практически не затрагивается. Между тем, очевидно, что совершенствование управления в современных условиях предполагает одновременные, параллельные качественные изменения и субъекта, и объекта, и способов их взаимодействия и взаимоотношений с внешней средой, и всей системы общественных отношений.

Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

Содержание науки социального управления - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

Система социального управления

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Социальные системы
и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :

техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую .

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Лекция 3. Социальное управление как особый вид управленческой

деятельности.


1. Понятие социального управления.

Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

Процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

Процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического менеджмента, « управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации».

2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. «Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения».

3. С позиции кибернетики, управление – это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения , управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.

5. С позиции политологии управление – это управление обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством. Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.

6. Ф.Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

7. Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».


В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».
Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность : каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму),

Социальное управление (широкое) - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

Социальное управление (узкое) - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с с управлением фирмой,социальное управление (social administration,public administration) обычно связывают с управлением социальной системой,под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое,включающее отдельных индивидов и социальные общности,объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями»/ /. Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

В России понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Эти понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо друг от друга (рис. 1):

УПРАВЛЕНИЕ

Менеджмент

Административная система

Рис. 1 Соотношение понятий "управление", "административная система " и "менеджмент "

Административная система - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.

Менеджмент - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

Как управление производством;

Так и управление государством.

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

2. Особенности социального управления.

1. Социальное управление (или, просто, управление), в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом.

2. Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении.

3. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы; Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

4. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

5.Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей

6. Управление субъективное;

7. Целенаправленное, сознательное воздействие на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе реализации стоящих перед обществом целей и задач;

8. Система социального управления включает разных специалистов, объединенных в органах управления; исполь­зует целую совокупность методик управления , в том числе и совокупность средств поддержки принятия решений в виде вычислительной и организационной техни­ки; использует различные виды экономической, социальной, политической, организационной и другой информации, которая по­зволяет установить взаимосвязь; между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

9. Основными механизмами социального управления являются: взаимодействие и воздействие. Взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, определяющий взаимную связь и обусловленность, характер изменений их состояния. В результате процесса взаимодействия происходит объединение отдельных элементов в систему, формирование ее целостности. Взаимодействие служит основополагающим понятием теории социального управления при анализе системообразующих типов связей, определении содержания и направленности управленческого воздействия.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. Чтобы данная социальная система сохраняла свое существование, взаимодействие интересов должно быть устойчивым. Содержательно социальное взаимодействие выступает как обмен деятельностью. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае выбор индивидами, социальными группами или общностями обусловлен непосредственно их качествами; во втором - содержанием и результатами их деятельности как средствами реализации своих потребностей. Социальное взаимодействие носит противоречивый характер ввиду различий в направленности особых интересов индивидов, социальных групп и общностей. Социальное управление, регулируя их положение в системе социальных отношений, обеспечивает разрешение противоречий в процессе социального взаимодействия, в результате достигаются согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение потребностей, развитие социальных качеств.

Управленческое воздействие - действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы) управления. Социальное управленческое воздействие связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов), имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объекта.10. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен
«очеловечиться», то есть воплотиться в действиях конкретных людей.

11.Возникнув в рамках социальной организации , управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем.

12.Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

13. Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь.

14. Уровни социального управления:

1) Государственное управлениеглавная функция это регламентация деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

Внутренние экономические и социальные процессы;

Охрана правопорядка внутри государства;

Обеспечение безопасности;

Выработка основных принципов и направлений в социальной политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества : политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

3. Объект и субъект социального управления.
Субъект социального управления – это источник воздействия, управляющая система или носители реальной публичной власти, организационно оформленные общности людей, наделенные функциями, полномочиями, правами и ответственностью по осуществлению управленческого воздействия. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

Это муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность; должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

В конечном счете, управленческие решения фактически принимают реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполагающей ответственность. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой - предполагает и природную одаренность. Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также переработки. Все это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.

Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей.

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий . Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. Это деятельность, поведение человека и социальных групп (люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы). Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек.

Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)

По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).

По характеру: массовый, системный, эпизодический.

По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).

По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы: - мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления.


4. Модели социального управления.

Под "моделью управления" следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления , стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

Три модели социального управления: субординация, координация, реординация

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления.

Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. субординация (от лат.- сопдчинение) Такая модель соц. управления при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов явл. ведущим, определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинения. Такая модель в основном применима гос.службе, гос.органа. Она сущ-ет опред. период времени. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности , недоиспользованию их творческого потенциала.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Такая модель управления при кот.осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равноликостью. Пример: взаимоот.людей в составе семьи - > взаимоот.семей в составе наций. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Реординация – упорядочение снизу вверх. реординация (с лат. - переподчинение) Такая модель соц.управления, при кот. осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Общество и каждая функционирующая в нём организация представляют собой управляемые системы.

Социальное управление изучали исследователи: Ф.У. Тейлор,
А. Файоль, М. Вебер, П. Блау, Р. Блейк, Г. Эмерсон, Г. Форд, П. Друкер и др. .

Социальное управление – это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения нормального его функционирования, совершенствования и развития. В качестве управляемого объекта может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономическая, политическая, духовная и т.д., либо его звенья (предприятия, фирмы, организации, банки и т.д.) .

У социального управления есть определённые цели и задачи.

Цели социального управления:

· обеспечение функционирования общества и его подсистем;

· сохранение целостности общества;

· совершенствование и развитие общества.

Задачи управления:

· определение цели;

· формирование корпоративной культуры;

· мотивация персонала к достижению цели;

· формирование в управляемой организации организационного порядка;

· разработка и осуществление технологии изменений;

· диагностика управляемости;

· реализация управленческих решений .

Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами.

Принципы социального управления:

· принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления;

· принцип государственной законности;

· принцип обеспечения внутренней правовой регламентации;

· принцип найма руководителя;

· принцип единства специализации и унификации процессов управления;

· принцип многовариантности управленческих решений;

· принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде;

· принцип мобильности процесса управления;

· принцип автоматизации управления;

· принцип единства руководства .

Двумя исходными компонентами управленческой структуры является объект и субъект управления.

Субъект управления – это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение её нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.

Объект управления – это социальная система (страна, регион, область, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью её совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели.


Виды объектов управления:

· производственные;

· социальные;

· политические;

· культурные и т.д. .

В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни (ступени), звенья управления и связи (горизонтальные и вертикальные).

Т. Парсонс выделил три уровня управления :

· низовое звено (действует на техническом уровне);

· управленческое звено (согласовывает действия внутри организации, т.е. управленческий уровень);

· руководство высшего звена (институциональный уровень, например, на уровне государства).

В структуре управления выделяют два типа связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуются иерархической соподчинённостью (низовое звено подчинено вышестоящему), а горизонтальные связи представляют один уровень управления (например, на одном предприятии несколько производственных отделов) .

Для чего же в обществе и общественных организациях необходимо управление? Ответ на этот вопрос наиболее чётко прослеживается в функциях, выполняемых социальным управлением.

Функции управления:

· функция целеполагания и целедостижения;

· административная функция;

· информационно-аналитическая функция;

· социальная функция;

· функция прогнозирования;

· мотивационно-стимулирующая функция;

· функция корректирующей деятельности;

· функция удержания отклонений в функционировании системы в определённых пределах;

· осуществление контроля;

· создание благоприятного климата для работы;

· обеспечение целостности системы;

· повышение качества и эффективности служебной деятельности .

Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Всякий процесс управления носит циклический характер. Этот процесс, взятый в единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата .

Рекомендации социологов по организации управленческой деятельности сосредотачивают внимание на управлении людьми, на мотивации их сознательной и целеустремлённой творческой деятельности в интересах не только развития производства, но и в интересах развития человека.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

2. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.

3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999 – 382 с.

4. Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272 с.

6. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

7. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две постоянно взаимодействующие системы (управляющую и управляемую). Управляющая система (субъект управления) является частью управляемой (объекта управления). Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

Объекты социального управления - это , в обобщенном виде, человек и его труд, в более широком масштабе - это большие коллективы и общности людей (организация, регион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть также отдельные функции, например управление финансами, сбытом, персоналом и т. д.

Вида объектов социального управления :
производственные, включающие в себя звенья организации общественного производства;
структурные, возникающие как звенья системы управления;
функциональные, являющиеся функциями, которые выделяются специальным механизмом управления.

Таким образом, в обобщенном виде объект социального управления - это комплекс деятельности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управления.

Объекты социального управления начинают формироваться с организационного выделения их в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Например, такое звено - это производственное предприятие, являющееся своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Это звено является основой формирования производственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, народного хозяйства в целом.

Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Эти объекты выделяются по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формирование и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствования системы управления обществом.

Наиболее важную роль в формировании объектов социального управления играют экономические, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Факторы, отражающие требования объективных законов социального развития, диалектически взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, экономическое и социальное положение, систему управления.




Top