Честь и бесчестие белый клык. Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему: «Белый Клык» по произведению Джека Лондона 4.00 /5 (80.00%) 2 votes

Роман Джека Лондона «Белый Клык» описывает жизнь и быт населения Аляски конца девятнадцатого века. Повествование в романе в большинстве своем ведется от лица главного героя – волка по кличке Белый Клык.

Мать волчонка была наполовину собакой, от нее он унаследовал привязанность к людям. Однако люди далеко не всегда дружелюбны к тем, кого приручили. Попав вместе со своей матерью в индейское поселение, волчонок с трудом привыкает к новой жизни. Его здесь не любят, он слишком похож на волка.
Автор очень тонко подмечает черты характера волчонка и убедительно описывает чувства, возникающие у него. Бесконечная вражда с собаками и пренебрежительное отношение людей делают его замкнутым и настороженным. Сильный и напористый, и в то же время верный и ласковый, Белый Клык мог бы стать настоящим другом и защитником. Но в его дружбе здесь никто не нуждается.

Несмотря на это, молодой волк все же хранит свою преданность человеку. Попав к новому хозяину, он переживает не просто насмешки и безразличие, но самую настоящую жестокость. Став свирепым и озлобленным, Белый Клык с легкостью выигрывает собачьи бои. А его жадный и бессердечный хозяин зарабатывает на этом немалые деньги. Волк ненавидит уже не только этого человека, но и весь мир, который его окружает.
Описывая собачьи бои, автор наводит читателя на размышления: кто же на самом деле является зверем? Собаки, которых насильно заставляют проявлять агрессию, или их хозяева, получающие удовольствие от кровавого зрелища?

Бой с бульдогом стал поворотным моментом в судьбе Белого Клыка. Смертельно раненое животное обретает нового хозяина, заботливого и терпеливого Уидона Скотта, инженера с приисков. Раны, нанесенные бульдогом, вскоре заживают. Но не так просто вылечить душевные раны.
Однако у Скотта хватает терпения и ласки приручить своего нового питомца. Чувство искренней привязанности наконец-то берет верх над всеми былыми обидами. На новой родине, в Калифорнии, Белый Клык смог полюбить не только семью Смита, но даже их овчарку. Здесь волка ожидает новое испытание, но он уже готов к нему. И, не жалея собственной жизни, защищает жизнь отца своего хозяина.

Описывая события глазами волка, автор показывает, что между ним и человеком очень много общего. Желание быть другом и защитником, желание любить и заботиться присуще не только людям. Но только от людей зависит, кто их будет окружать – враги или друзья.

07.12.2016

Либерцова Валентина Васильевна,

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.): «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда» 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. 5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Приложение 5. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям: Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
  • Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
  • Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  • «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»;
  • «Грамотность».
  • Критерии № 1 и № 2 являются основными.
  • Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Задание на дом
  • Записать списки прочитанных произведений по направлениям
Списки литературы по направлениям
  • 1. Разум и чувство - И.С. Тургенев «Отцы и дети» - И.А. Бунин «Чистый понедельник», Тёмные аллеи», «Натали» - А.М. Горький «Старуха Изергиль» - Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» - А. Н. Островский. «Гроза»
  • - А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся»
2. Честь и бесчестие - А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» - Джек Лондон «Белый клык» - Л.Н. Толстой «Война и мир» - В.В. Быков «Сотников»
  • О. Павлов. «Конец века»
  • М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • В. Распутин. «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В ту сторону»
  • А. Солженицын. «Матрёнин двор»
3. Победа и поражение - Э. Хемингуэй «Старик и море», - Б.Л. Васильев «В списках не значился», - Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», - В.П. Астафьев «Царь-рыба» - М. Шолохов. «Судьба человека» 4. Опыт и ошибки
  • - Джек Лондон «Мартин Иден», - А.П. Чехов «Ионыч», - М.А. Шолохов «Тихий Дон», - Генри Марш «Не навреди»
  • - М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», - Э.М. Ремарк «Три товарища», - Даниель Дефо «Робинзон Крузо», - В.А. Каверин «Два капитана»
Ресурсы https://neznaika.pro/text.html
  • Что важнее для развития личности: разум или чувства?
  • Как определить границы чести и бесчестия?
  • Самая трудная и радостная победа – это победа над собой.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.



Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

Слов

О чести

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Примерный список и все самое полезное смотрите ниже.

Разум и чувство

И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

И.А. Бунин «Чистый понедельник»,

А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»

Список примерных тем:

1. Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк). 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский). 4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин). 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор). 7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь). 8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг). 9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский). 10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой).Читатьдалее:

Сочинение по направлению "Разум и чувство" Примеры сочинений Анализ сочинения, проверка по критериям. 22 сентября 2016 Форма итогового сочинения не будет меняться до 2019 года… "Разум и чувство" "Разум и чувства" Направление "Разум и чувства" Материалы к сочинению по направлению "Разум и… Презентация по направлению "Честь и бесчестие"

Честь и бесчестие

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

Джек Лондон «Белый клык»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»,

В.В. Быков «Сотников»

Готовимся ко второму направлению. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности. Скачать

Примерный список тем

1. Жизнь – отечеству. Честь – никому.

2. Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица).

3. Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека.

4. Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь.

5. «Если главное в жизни – не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать» (Джордж Оруэлл)

6. «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг)

7. «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

8. «Моя честь - это моя жизнь; обе ра­стут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец» (Шекспир).

9. «Честь нельзя отнять, ее можно по­терять» (А.П.Чехов).

10. «На карту ставится жизнь - более того, много более: честь!» (В.Шиллер)

11. «Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может» (Публилий Сир)

12. «…Честь - это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)

13. «Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью» (Феофраст)

14. «Предпочитаю смерть бесчестью» (неизвестный автор)

15. Ты без богатства век протопчешься на месте,

Но хуже, если есть оно - и нету чести! (Пьер де Ронсар)

16. Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. (Пьер Корнель)

17. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль)

18. «Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпаем счастье». (Жорж Луи Леклерк Бюффон)

19. «Страшнее - чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных!» (Роберт Берне)

20. «Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь» (Артур Шопенгауэр)

21. «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего» (Федор Михайлович Достоевский)

22. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова»(Николай Гаврилович Чернышевский)

23. «Честь - это поэзия долга» (Альфред Виктор де Виньи)

24. «Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни» (Николай Чернышевский)

25. «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье» (Блез Паскаль)

26. «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернанд Мандевиль)

27. «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего» (Вадим Панов).

28. «Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек, не умеющий держать слово, ничем не лучше дикого зверя...» (Центурион)

Победа и поражение

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

Б.Л. Васильев «В списках не значился»,

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

Подготовка к третьему направлению. Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Скачать

Опыти ошибки Вебинар

Джек Лондон «Мартин Иден»,

А.П. Чехов «Ионыч»,

М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

Генри Марш «Не навреди»

Дружба и вражда

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

Э.М. Ремарк «Три товарища»,

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

В.А. Каверин «Два капитана»

Видео 1) Разум и чувства

2) Честь и бесчестие

3) Победа и поражение, № 2

4) Опыт и ошибки

5) Дружба и вражда

* «Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока» Т.Карлейль Скачать

Список произведений маленького объема, в большинстве это программные произведения, которые можно быстро перечитать и вспомнить. Скачать

Список литературы для написания итогового сочинения 2016-17 г.

Разум и чувство

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
  • И. С. Тургенев "Ася"
  • А. И. Куприн "Олеся"
  • И. А. Бунин "Тёмные аллеи" , "Натали", "Солнечный удар", "Лёгкое дыхание"
  • М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
  • Шекспир «Гамлет»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
  • Л.Н. Толстой "После бала"
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны);
  • А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны),
  • А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);
  • В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум);
  • А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта)
  • Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе"
  • Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом)
  • Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы)

Честь и бесчестие

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
  • Джек Лондон «Белый клык»,
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • В.В. Быков «Сотников»
  • Антон Павлович Чехов "Студент"
  • Валентин Григорьевич Распутин "Уроки французского", "Пожар", "Женский разговор", "Дочь Ивана, мать Ивана"
  • Виктор Петрович Астафьев "Печальный детектив"
  • Олег Олегович Павлов "Конец века"
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Победа и поражение

  • Э. Хемингуэй «Старик и море»,
  • Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
  • Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Борис Львович Васильев "А зори здесь тихие"
  • Михаил Афанасьевич Булгаков "Белая гвардия"
  • «Слово о полку Игореве»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»

Опыт и ошибки

  • Джек Лондон «Мартин Иден»,
  • А.П. Чехов «Ионыч»,
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
  • Генри Марш «Не навреди»
  • Иван Алексеевич Бунин "Господин из Сан-Франциско"
  • Михаил Александрович Шолохов "Тихий Дон"
  • Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума"
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Дружба и вражда

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
  • Э.М. Ремарк «Три товарища»,
  • Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • Надежда Борисовна Васильева "Гагара"
  • Иван Александрович Гончаров "Обломов"
  • Лев Николаевич Толстой "Война и мир"
  • Александр Александрович Фадеев "Разгром"
  • Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети"
  • Даниэль Пеннак "Глаз волка"
  • Михаил Юрьевич Лермонтов "Герой нашего времени"
  • Александр Сергеевич Пушкин "Евгений Онегин"
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Аргументы из маленьких рассказов для сочинения

Направление "ОПЫТ И ОШИБКИ"

В.Осеева. Бабка (в сокращении, читается за 10 минут).

Н.Д.Телешов. Белая цапля (в сокращении, читается за 7 минут).

В. Осеева. Почему? (читается за 6 минут)

Б.Екимов. Говори, мама, говори. (в сокращении, читается за 5 минут).

Р. Бредбери. Каникулы на Марсе. Октябрь 2026 (в сокращении, читается за 3 минуты).

И.Дик. Красные яблоки (читается за 5 минут).

К. Симонов. Майор привез мальчишку на лафете...(читается за 3 минуты).

М.А.Шолохов. Родинка (в сокращении, читается за 4 минуты).

В.Осеева. Рыжий кот (в сокращении, читается за 10 минут).

К.Г.Паустовский. Телеграмма (в сокращении, читается за 8 минут).

Р. Бредбери. Вельд. (в сокращении, читается за 10 минут).

В. Осеева. Волшебное слово. (читается за 3 минуты).

Ю. Друнина. Зинка (читается за 3 минуты).

А.Алексин. А тем временем где-то (в сокращении, читается за 10 м

А.Масс. Ловушка (в сокращении, читается за 8 минут).

Б.Екимов. Ночь исцеления (в сокращении, читается за 4 минуты).

А.Масс. Трудный экзамен (в сокращении, читается за 3 минуты).

В.Распутин. Уроки французского (в сокращении, читается за 8 минут).

В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (в сокращении, читается за 6 минут).

М.А. Шолохов. Судьба человека (в сокращении, читается за 5 минут).

Направление "РАЗУМ И ЧУВСТВО"

А.С.Пушкин. Евгений Онегин (фрагмент, читается за 3 минуты).

А.Алексин. А тем временем где-то (фрагмент, читается за 10 минут).

А.Масс. Ловушка (фрагмент, читается за 8 минут).

Б.Екимов. Ночь исцеления (фрагмент, читается за 4 минуты).

А.Масс. Трудный экзамен (фрагмент, читается за 3 минуты).

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (фрагмент, читается за 8 минут).

А.Лиханов. Лабиринт (фрагмент, читается за 5 минут).

В.Распутин. Уроки французского (фрагмент, читается за 8 минут).

А.П.Чехов. В аптеке (фрагмент, читается за 4 минуты).

Направление "ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ"

В.П. Аксёнов. Завтраки сорок третьего года (фрагмент, читается за 6 минут).

А.С.Пушкин. Капитанская дочка (фрагменты, читаются за 12 минут).

В.Быков. Сотников (фрагмент, читается за 7 минут).

М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент, читается за 5 минут).

М.А. Шолохов. Судьба человека (фрагмент, читается за 5 минут).

А.Лиханов. Чистые камушки (фрагмент, читается за 10 минут).

Направление "Дружба и вражда"

В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Рассказ Валентина Петровича Распутина «Я забыл спросить у Лёшки...»

ПРИМЕРЫ АРГУМЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 2016

«Разум и чувство»

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он действует разумом: состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

А. Куприн «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Например, в драме Александра Николаевича Островского «Гроза» у главной героини внутри происходит борьба души и ума. Катерина до безумия любит Бориса Дикого и с нетерпением ждёт с ним встречи. Это говорит нам о проявлении чувств, но разум кричит ей, что они не могут быть вместе, ведь у неё есть муж. Когда Борис уезжает, Катерина понимает то, что их отношения безнадёжны и прыгает с обрыва в воду. Героиня совершает поступок, спровоцированный высоким чувством- любовью. Необдуманность своего нелепого желания (неясно - какого?) привела её к сотворению непоправимой глупости.

«Честь и бесчестие»

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства.Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович -дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

«Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов. Другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов говорит о Пушкине, который пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.

Л.Н. Толстой «Война и мир» Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

Честь: Наташа Ростова, Петя Ростов, Пьер Безухое, капитан Тимохин, Василий Денисов, Марья Болконская, Андрей Болконский, Николай Ростов

Бесчетие: Василь Курагин и его дети: Элен, Ипполит и Анатоль

Аргумент: Патриоты готовы сражаться с французами. Они хотят освободить русские земли. К этой цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа Ростова и Марья Болконская. Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем Ростовым. В то же время писатель убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и Элен. Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешёвке вещи...

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя. В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

М. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

Н. Гоголь «Тарас Бульба» . (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

«Опыт и ошибки»

А.П. Чехов «Ионыч» Доктор Старцев, в молодости талантливый врач,

постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.

Б. Екимов «Говори, мама, говори…»У старушки Катерины дочь живет в городе.

Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя деньги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, самого близкого человека, тоже важны. К счастью, дочь это вовремя поняла свою ошибку, и Катерина сразу почувствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.

В. Тендряков «Находка»

Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорожденного ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Аргумент: Во время проживания во Франции Пьер проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни, но приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен. Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле. Устав от разгульной жизни, Пьер рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой. Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине.Можно сказать,что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему.

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

«Победа и поражение»

В.Г. Короленко «Парадокс» (победа над собой)

Ян Залуский- калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек - творец своего счастья.

А.П. Чехов «Попрыгунья» (победа над болезнью) Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается, а затем умирает.

Б. Васильев «А зори здесь тихие» (победа в сражении с немцами, ценой жизни девушек-зенитчиц, не испугавшихся численного превосходство врага.Великая Отечественная война - славная и в то же время трагическая страница в истории России. Сколько миллионов жизней унесла она! Сколько людей стало героями, защищая Родину!

У войны не женское лицо - это лейтмотив повести Б.Васильева «А здесь тихие». Женщина, чьё природное предназначение давать жизнь, быть хранительницей семейного очага, олицетворять нежность, любовь, - надевает солдатские сапоги, форму, берёт в руки оружие и идёт убивать. Что может быть страшнее?

Пять девушек - Женя Комелькова, Рита Осянина, Галина Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина- погибли на войне с фашистами. У каждого были свои мечты, каждая хотела любви, да и просто жизни.(« …все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня.»)

Но всё это отняла у них война.(«Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.»)

По -разному гибнут героини. Так, Женя Комелькова совершает истинный подвиг, уводя немцев от товарищей, а Галя Четвертак- просто испугавшись немцев, в ужасе кричит и бежит от них. Но мы понимаем каждую из них. Война - страшное дело, и то, что они пошли на фронт, добровольно, зная, что их может ожидать смерть, это уже подвиг этих молоденьких, хрупких, нежных девушек.

Да, девушки погибли, оборвалась жизнь пятерых людей - это, конечно, поражение. Не случайно Васьков, этот закалённый в боях мужчина, плачет, не случайно его ужасное, переполненное ненавистью лицо вызывает ужас у фашистов. Он, один, взял в плен несколько человек! Но всё же это и победа- победа нравственного духа советских людей, их непоколебимой веры, их стойкости и героизма. А сын Риты Осяниной, который стал офицером,– это продолжение жизни. А если жизнь продолжается- это уже победа – победа над смертью!

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Летчик Алексей Маресьев, герой повести,

только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.

Э. Хемингуэй «Непобежденный» Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвалидом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и остается до конца непобежденным.

Э. Хемингуэй «Старик и море» Старый рыбак Сантьяго из породы людей несгибаемых. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение», - говорит он. Его поединок с большой рыбой - это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Победа: Шенграбенское сражение. Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было - добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом». Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма. Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Поражение: Аустерлицкое сражение. Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.

Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле». Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.

Вывод: История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми. Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.

Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.

Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

«Дружба и вражда»

Друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С. Пушкина с лицеистами . Поэт в стихотворении «19 октября» писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…)

Дружба Пушкина и Пущина /Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна. Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Ч

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба, » центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного.

Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни». Товарищеская поддержка - это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности. Суровые условия обнажают подлинную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убеждению автора, скорее погибнет, чем смелый.Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни»

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Герои: Родион Раскольников, Дмитрий Прокофьевич Разумихин

Литературный пример: ДРУЖБА: Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который поддерживает его. Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» - «раскол») по принципу отношения к жизни. У этих друзей есть и нечто общее, что их и сблизило: они умные, образованные, глубокие, благородные, способные на искренние чувства молодые люди.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Одной из центральных линий романа, одной из величайших ценностей, по мнению Толстого, является, безусловно, дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они оба чужды обществу, в котором оказались. Оба они выше его в своих мыслях и нравственных ценностях, только Пьеру требуется время, чтобы понять это. Андрей же уверен в своём собственном, особом предназначении, а пустая, неменяющаяся жизнь не по нему Он пытается переубедить и Пьера, который является единственным, кого он уважает в том окружении благодаря контрасту с пустой элитой, чтобы тот держался подальше от этой жизни. Но Пьер всё же убеждается в том самостоятельно, на своём опыте. Ему, такому простому и незатейливому, сложно устоять перед соблазном. Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно. Это и должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства могут быть куплены и проданы так хладнокровно.

К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены хотя бы меньшинством людей.

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Герои: Мастер, члены МАССОЛИТа

Литературный пример. По вине членов МАССОЛИТа -представителей литературной элиты -роман Мастера не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных. У него после тщетных попыток не осталось ничего. Иван Бездомный является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору. Мастером овладевает апатия, и, ненавидя проявленных врагов, он не стремится противостоять врагам сущностным, он вполне одержим.

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский » мы видим двух старых друзей-Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера, за это его ценил и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и Кирила Петрович скучал, когда рядом не было сослуживца. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, имели одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одном ребёнку. Всё это сближало их. Все соседи-помещики завидовали их согласию и дружбе.

Но однажды в их дружеских отношениях наступила пора раздора и страшнойжестокой вражды. Произошло это, когда Парамошка,слуга помещика, во время осмотра любимой псарни Троекурова оскорбил

Дубровского, унизил его достоинство. «Нечаянный случай всё расстроил и переменил». Покинув Покровское, Андрей Гаврилович потребовал, чтобы слуга явился на суд. Но своенравный богач не захотел серьёзно разобраться в этом, а начал беспощадно мстить Дубровскому, ещё сильнее унижая его. Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему же между бывшими друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его надменность и высокомерие не дали ему остановиться и поразмыслить над

всем, что произошло. А вспыльчивость и горячность помещика подлили масла в огонь. И началась убийственная месть...Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Опомнившись, Троекуров хотел исправить такое положение. Но было поздно. Он довёл друга до сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что любая вражда не делает добра.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени » мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». Рабские отношения не могут поддерживать дружбу, это унизительно.В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет

прощать слабости, уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. Разве это дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это нелюбит,хотя

наружно мы в дружеских отношениях». И мы ещё раз убеждаемся в том, что дружба очень нуждается в проявлении добрых человеческих чувств и качеств, в искренности. А Грушницкий? Совсем другой человек:

восторженный, мягкотелый, не обладает яркими чертами, завистливый, тщеславный, злобный, многословный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий-юнкер, ему двадцать один год. Как мы можем назвать отношения этих героев?

Их противостояние М.Ю. Лермонтов показывает в главе «Княжна Мери». Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль является

развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. В чём дело? Какова причина такого печального исхода? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может. Мы понимаем, что человек прежде всего сам должен быть другом. А у Печорина этого понимания нет, поэтому у него не было настоящих друзей. Только тёплые человеческие отношения укрепляют дружбу, а не превращают её во вражду.

А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети - главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Причина любой войны - вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.

Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.

Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.

Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый - значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один - русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.

Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа - к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», - скажет воспитательница Регина Петровна.

Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки», они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса - о равнодушие и жестокость людей.

Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди - братья, - скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.

А.М.Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А.М.Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом».Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ - 2016- 2017 ГОДА

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

1. «Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение» . Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Отзывы о повести:

Грищук Настя:

Эта повесть заставляет задуматься о том, что каждому существу приходится бороться за свою жизнь, причём не только зверю, но и человеку. В повести писатель приводит несколько примеров этой борьбы.

В бесконечной борьбе за жинь и самого себя Белый Клык был всегда победителем, им и остался. Скотт, его последний и лучший хозяин, тоже боролся. Он боролся за то, чтобы Белый Клык после длительных потрясений стал мягче, добрее. Он сделал всё возможное, чтобы волк-собака позабыл то зло, которое ему причинил Красавчик Смит (и не только он); чтобы он понял, что теперь не один, что нет голода и одиночества. И Белый Клык понял это! Понял и полюбил своего хозяина беззаветно. Внутренний волк уснул и превратился в собаку, отогретую любовью. Превратился в собаку, непохожую на других.

Мохов Глеб:

Повесть эта раскрывает и объясняет развитие животного, его жизнь. Она - о чувствах, мыслях животных. Клык развивался с каждым днём. С каждым днём он набирал ценный жизненный опыт. С каждым днём становился умнее, самостоятельно открывая законы, по которым шла его жизнь. Борьба за жизнь прошла через все строки повести.

Уманский Кирилл:

Мир всё-таки жесток! С самого начала повести и почти да конца говорится о жестокости жизни. сначала у Генри и Билла волки крадут собак, - это жестоко по отношению к людям. Волкам нечего есть, они голодны, - это жестоко по отношению к животным. Получается что-то вроде "жестокой" цепочки, связи. Жестокость одних порождает жестокость других. Каждый за себя.

Серый Бобр отдал Белого Клыка Красавчику Смиту. Это сделало Белого Клыка озлобленным, даже почти сумасшедшим. Клык убегал от этого ужасного человека, и это ещё более ожесточило Красавчика Смита. Тогда он сделал из Белого Клыка очень опасную собаку, что, скорее всего, ожесточило тех, кто направлял своих собак против него. Наверняка, владельцы собак вымещали злобу на ком-то другом. Вот она цепочка связей, которую прервать очень сложно. Скотту потребовалось много сил, терпения и мужества на то, чтобы изменить освирипевшее животное. Мне кажется, он не перевоспитал его до конца,ведь ничто не проходит бесследно.

Тектонов Богдан:

В самом начале Одноглазый, вожак и трёхлетка хотели завоевать собачье сердце Кичи. А у людей, между прочим, то же самое! Если есть красивая женщина и её любят три парня, то она в коне концов всё-таки выберет одного.

Желание Белого Клыка в пещере подойти и посмотреть, что же это за стена света вдалеке, похожа на желание детей потрогать все новые для него вещи.

Белый Клык очень не хотел расставаться с мамой, даже на минуту.Мне кажется, что когда волк расстаётся с родителями,он становится совершеннолетним. Всё как у людей.




Top