Что делать когда не умеешь рисовать. Рисование - способ самовыражения

Рисование кажется увлекательным навыком. Оно позволяет вам выплеснуть свои идеи, показать их другим в форме и цвете. И это всё при помощи нескольких простых инструментов! Не удивительно, что так много людей мечтают научиться рисовать. К сожалению, этот вид мастерства не всегда легко достижим. Почему он сложнее, чем, например, игра в шахматы или готовка?

В этой статье я хочу показать вам, что, несмотря на сложность рисования, иногда вы мысленно преувеличиваете его сложность. Эти ментальные преграды удерживают вас от обучения и приносят ненужные разочарования. Если вы осознаете их, они исчезнут, и вы наконец-то сможете свободно учиться!

1. Рисование - это простой узкопрофильный навык

"Я не могу рисовать" - очень коварная формулировка. Обычно люди, которые так говорят, на самом деле имеют в виду: "Я не могу рисовать вещи, которые выглядят реалистично". Но вместо того, чтобы понять, что делает рисунки реалистичными, они сдаются в самом начале, потому что, ну..умеете вы рисовать или не умеете - нет другого выхода.

Откуда такая уверенность? Когда вы были ребёнком, вы много рисовали. И вы умели это делать - в этом никогда не было сомнений. По крайней мере до того как заметили, что некоторых детей хвалят чаще, чем вас. Вы поняли, что ценнее те рисунки, которые больше схожи с реальностью. Ваши не были похожи, как вы ни старались, поэтому со временем вы пришли к выводу, что не умеете рисовать.

Это как если бы ценность рисунка была скрыта в вашем определении этого навыка - так же, как когда вы говорите «Я не умею готовить», вы имеете в виду «Я не умею хорошо готовить», что не то же самое, что «Я не умею плавать" или "Я не умею играть в шахматы".

Как и в каждом навыке, в рисовании есть спектр мастерства. Прежде всего, есть граница между 0 ("я не умею") и 1 ("я немного умею"). Затем идут другие уровни, каждый из которых достичь труднее, чем предыдущий. 10 - это совершенство, и его достичь невозможно, как и скорость света. Вы можете преследовать эту цель, но чем дальше, тем медленнее прогресс.

Удивительно, но многие люди воспринимают рисование как навык с двумя уровнями: 0 ("я не умею") и 10 ("я умею в совершенстве"). Если вам нравятся чьи-то рисунки - этот человек умеет рисовать, а если не нравятся - не умеет. Проще простого! И простодушная вера в это способна разрушить ваши мечты о рисовании. Как реально можно перепрыгнуть эту огромную пропасть между 0 и 10 уровнями?

Как и в случае с готовкой, правда в том, что в рисовании существует множество уровней мастерства. Уровень 0 - для тех, кто не может держать карандаш и рисовать штрихи. А вы можете? Вот, вы уже на 1 уровне! Помните, что этот список создан исключительно мной и не основан на каких-либо научных исследованиях. Для вас это может выглядеть по-другому, в зависимости от того, чего вы хотите достичь и что подразумеваете под "умением рисовать".

  1. Вы можете держать карандаш и рисовать штрихи.
  2. Вы можете рисовать простые геометрические формы, но не контролируете процесс - они получаются или нет. Вы также умеете соединять линии из другого рисунка.
  3. Вы умеете целенаправленно рисовать простые геометрические формы.
  4. Вы умеете приблизительно копировать то, что видите - делать наброски и штриховку.
  5. Вы собираете в голове визуальные образцы и можете рисовать что-то, не глядя на это постоянно.
  6. Вы анализируете реальный мир, поэтому можете создавать что-то новое из кусков реальности (например, человека в позе, которую вы никогда не видели).
  7. Вы используете не только контуры, но и целый ряд техник; вы умеете реалистично штриховать и создавать иллюзию глубины и текстуры без образца.
  8. Вы можете рисовать объекты, которые не выглядят реалистично, но все воспринимают их как настоящие.
  9. Ваши рисунки из воображения не отличить от фото и/или их стиль лучше, чем реальность. Вы создаёте новые миры и измерения собственным разумом и карандашом, и делаете это невероятно быстро.
  10. Вы умеете рисовать всё , и делаете нереалистичные объекты даже более реальными, чем настоящие. Больше нечему учиться.

Как я писала ранее, расстояние между уровнями растёт в геометрической прогрессии, и это означает, что с каждым уровнем всё сложнее продвигаться вперёд. Это также означает, что самое начало легче освоить, чем следующие уровни. Существует больше начинающих (1-2) и продвинутых новичков (3-4), чем профессионалов (5-7). Очевидно, что гуру рисования (8-9) очень немного, а совершенных художников (10) нет вообще, хотя "гуру" могут безнадёжно преследовать этот уровень до конца жизни.

А: время; В: уровни мастерства

Почему мы разбиваем все эти уровни на пары? Потому что легче отличить рисунок, который вам нравится, от рисунка, который не нравится. Когда вы новичок, это всё, что у вас получается увидеть. Художнику нужно немного больше опыта, чтобы заметить разницу между стилями и отметить ошибки в несомненно красивых рисунках. Когда вы новичок, вы не можете заметить ошибку, потому что вы не знаете как выглядит эта ошибка! Поэтому остаётся только говорить: "Я мечтаю так рисовать" (10) и "Даже я могу так нарисовать" (0).

Всё это ведёт к другому ложному представлению:

2. Вы не можете научиться рисовать, если вы не родились с этим талантом

Как вы заметили, для новичка существует огромная пропасть между тем, что он умеет и тем, чего хочет достичь. В то же время, они видят как люди... просто делают это. Вы пытаетесь нацарапать несколько линий, чтобы сделать схематичного человечка, а они в тот же отрезок времени рисуют реалистичного человека. Как это возможно?

Много лет ваш мозг учился рисовать по-своему и сейчас выдаёт свой уровень. Если хотите достичь большего, пора помочь ему!

4. Рисование нужно для того, чтобы впечатлять других

Не по этой ли причине мы хотим рисовать? Детьми мы рисовали для чистого удовольствия и только позже обнаружили, что за хорошо выглядящую мазню нас очень высоко оценивают. И это Но если это ваша единственная причина рисовать - приготовьтесь страдать. Вы действительно хотите тратить часы работы над навыком с единственной целью - угодить другим?

Сколько раз ваша гордость за рисунок была задета неприятными комментариями? Вы столько радостных часов потратили на него, и всё удовлетворение после завершения исчезло без следа...только из-за того, что постороннему человеку рисунок не понравился так, как вам. Может, лучшим выходом станет вообще не показывать никому свои работы, но вы всё равно это делаете, надеясь на приятный комментарий, который вас порадует.

Когда у вас появится чувство "Хочу рисовать", спросите себя - для чего. Составьте список мотивов и проверьте, все ли они достойны попытки. Научиться хорошо рисовать непросто, и это потребует много времени, которое вы могли бы потратить на что-то ещё, поэтому вам нужно решить, действительно ли вы этого хотите. Если "чтобы мной восхищались" стоит на первом месте, может быть, будет лучше сконцентрироваться на чём-то, что вам нравится делать - признание придёт к вам, когда вы достигнете хороших высот.

Почему мы не можем научиться рисовать? Рисовать и писать картины хотели бы многие из нас. Но занимается этим только незначительная часть людей. Почему это не получается у других и можно ли научиться рисовать и писать картины во взрослом возрасте?
Из основных причин такого творческого неумения я бы выделил 5 пунктов.

1. Неправильная постановка задачи.
Понятие “Научиться рисовать” очень расплывчато. Под это определение попадает и рисунок из детского учебника и картина в музее. Это и живопись и черно-белая графика. Нельзя стать мастером сразу во всех стилях. Когда не поставлена цель, к ней невозможно прийти. Ученик не видит цели или ставит слишком сложную, а часто и просто невыпонимую. “Хочу чтобы было как в журнале”. Между тем, цель должна быть вполне конкретной. Элементарно, рука должна знать что ей делать с кистью.

2. Отсутствие конкретной цели.
У каждого художника есть специализация и стиль. Это его область, где он мастер. Начинающие часто посмотрев работы разных мастеров хотят все и сразу. Художник может отлично писать пейзажи, но хуже воспроизводить портреты с натуры. График не обязательно будет хорошим живописцем, а живописец не обязательно мастер графики. Художник выбирает свою нишу и в ней работает. Когда новичок пытается охватить сразу все, его ждет неудача, потому что нельзя объять необъятное, можно лишь выбрать конкретную цель и уделить ей достаточно внимания. Поэтому выбор цели и ее достижение – это краеугольный камень любого творчества.

3. Отсутствие практики.
Художник, который пишет картины или рисует графику практикуется в этом постоянно. Для него абсолютно нормально заполнить большой хост мазками краски и посвятить этому несколько часов, прорисовывать детали, строить сюжет. Новичку это гораздо сложнее, даже банально заполнить мазками лист. Но без этого не будет картины! Привычка формируется в течении определенного времени, и называется практикой..

4. “Я знаю как надо рисовать”
Некоторые ученики имеют свои представления о том как надо рисовать и что надо рисовать. Такие люди обычно говорят “А можно я буду не так делать, а по-другому, у меня свой стиль”. Комментарии наверное излишни. Если человек пришел учиться, его задача учиться, а не устанавливать свои правила.

5. Отсутствие поддержки и неуверенность в своих силах.
Очень важны позитивные оценки окружающих, но еще важнее помощь мастера, человека который является авторитетом. Тем и хороши занятия с учителем или мастером, что он кроме мастерства оказывает моральную поддержку. Неуверенность и страх, это нормальные чувства, когда мы вступаем в неведомое, когда начинаем делать то, что не делали никогда и наличие хорошего ведущего здесь очень помагает.

Продолжение следует. Приглашаю на свои занятия по медитативной живописи в Киеве и по скайп!

© Дмитрий Рыбин
Статья была опубликована в моем блоге
http://www.liveinternet.ru/users/light_3030/blog
При перепечатке ссылка на автора и источник обязательна

Иногда, человек хотел бы научиться рисовать, но что-то ему мешает. И тогда он говорит что-нибудь вроде: «у меня не получается», «наверное, у меня нет способностей», «тут нужен талант». Меня такие фразы расстраивают ужасно. Очень хочется спросить в ответ: «А ты точно пробовал? А сколько рисунков сделал, прежде чем решить, что ничего не выйдет?».

Я глубоко убеждена, что барьеры при достижении любой цели не столько внешние, сколько внутренние. И мне ужасно жаль, что в нашей памяти не сохраняются воспоминания о том, как мы учились ходить — какой мощный был бы стимул учиться чему-то в будущем!

В самом деле, это ведь не так просто. Ребенок падает, иногда довольно больно ушибается, но снова встает и пробует шагать — и это может растянуться на месяцы. И нет ни одного человека, который бы в конечном итоге не научился.

  • А представьте, вы бы встретили такого человека? Лет 30-ти, передвигается на четвереньках. «Ходить? Вы знаете, у меня нет к этому способностей. Я пробовал, но у меня ничего не получилось . Наверное, это не мое…»

Почему-то, впервые взяв карандаш, человек ожидает, что его рисунок будет идеален. И если не выходит сделать сразу хорошо, у него опускаются руки. Хочу вас успокоить, идеального изображения у вас не получится даже через годы, так что расстраиваться из-за этого не стоит.

Конечно, проблема тех, у кого «не получается » не столько в лени, сколько в страхе. В детстве, особенно в раннем, нет боязни сделать что-то не так. Хотя бы потому, что ребенок еще не знает, как должно быть «правильно».

А еще есть реальная, не внутренняя, проблема, тормозящая творчество многих людей, — это, на мой взгляд, широкое распространение фотографии. Ее так много, что эталоном изображения стало фото. Когда хотят сделать комплимент художнику, часто говорят: «Как здорово нарисовано! Прямо как фотография!». (Очень прошу, не говорите такого при мне!).

Про фотореализм и свое к нему отношение я еще как-нибудь напишу, а пока просто примите как факт: рисунок не должен быть похож на фотографию! Если вы внутренне согласны с этим и не сравниваете художественную работу с фотоснимком, одной проблемой в рисовании у вас меньше, а возможностей для творчества намного больше.

Однако, от страха, что ничего не получится , избавиться бывает не так просто. И иногда из-за него человек даже не пробует рисовать, или бросает это занятие после пары неудачных попыток (да, «нет таланта», я помню)). Скажите, если вы когда-нибудь ощущали нечто подобное, может быть вы знаете, как преодолеть боязнь неудачи? Я буду признательна, если поделитесь рецептом. А я в следующей статье предложу свои способы преодоления барьера «у меня ничего не получается «.

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в « », отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов - профессиональных художников и дизайнеров, - чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись - талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить , почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают , что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16- 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина , дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование - способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то - кайф и поднятие настроения. Для третьих - это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала - рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе - это работает! Рисование - это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым - неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то - когда несется с горы на лыжах. Кто-то - когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в . Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование - это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное - они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать - это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное - желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное - желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы - наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину - водить машину, чтобы научиться готовить - готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, - это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры - совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, - это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию - там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк - это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

Еще совсем недавно меня саму волновал этот вопрос утром, днем и ночью. Поэтому я прекрасно понимаю, что чувствуют те, кто хотят рисовать, но никак не могут начать. Точнее не знают как.

№1. Рисовать каждый день!
Да, именно каждый день. Хотя бы 10-15 минут, но каждый день. Для этого прекрасно подойдет, например, проект "365 дней в зарисовках", целью которого и есть ежедневное рисование. Это очень сложно, скажу честно. Иногда нет времени (нагрянули гости, отпуск, командировка), иногда настроения (стресс, депрессия, недовольство собой), иногда сил после сложного дня. И все же, несмотря на все преграды, важно не пропускать ни одного дня. Пусть это будет маленькая зарисовка за 2 минуты, но не пропускать. Так как на следующий день нужно будет рисовать 2 зарисовки, а пропустив неделю - догонять уже 7 дней. Дабы зарисовки не были в тягость, лучше выбирать формат поменьше, например, А5. Лично я рисую в блокноте, который всегда могу взять в собой. Да и зарисовки находятся в одном месте, что мне также нравится. Некоторые выбирают отдельные листы, формат А4... У каждого свой подход к ежедневным зарисовкам, выберите свой и начинайте. ;)

№2. Рисовать то, что хочется и нравится, а не все подряд.

Начинайте рисовать с того, что легче, а не со всего подряд. Чашку/бокал/бутылку намного легче нарисовать, чем шторы. Точно также и книгу легче нарисовать, чем несколько домов. Лучше научиться рисовать 2-3 вещи очень хорошо, чем 25 как-нибудь.

№3. Разрешить себе рисовать плохо; рисовать ради удовольствия, а не для результата.
Это поможет расслабиться и просто рисовать. Именно в этом случае появляются лучшие работы, ведь вы не ждете от себя шедевров. Как только я перестала думать о результате, я тут же перестала бояться сделать непоправимую ошибку, нарисовать плохую работу. Покуда вы учитесь, рисуете в свое удовольствие, для себя, а не на заказ, вы всегда можете взять новый лист и начать еще раз или еще раз. Если я знаю, что тема зарисовки/работы для меня нова, я не рисую в блокноте или на дорогой бумаге, а беру поштучную акварельную бумагу (купленную специально для таких случаев - 100 листов А4 формата за 3 евро) и разрешаю себе делать ошибки. :)

№4. Делать предварительный карандашный набросок.
Иногда так хочется взять и сразу нарисовать акварелью (или другим материалом) все так, как давно нарисовано в голове. А на деле оказывается, что круг получился не круглый, линии неровные и дерево должно было быть не там. Дабы предотвратить такие ситуации, я приучила себя всегда делать карандашный набросок. Его можно исправить, подкорректировать или совсем перерисовать. Вот когда рука набита и я уверена, что карандашный набросок будет лишним, я позволяю себе работать без него. Хотя далеко не все получается с первого раза даже с набитой рукой.

№5. Рисовать как с натуры, так и по фотографии.
Многие считают, что рисование с натуры - мастерство, а вот по фотографиям - такие себе каляки-маляки. Кому какая разница что говорят другие, если нам так удобнее рисовать и работы от этого только выигрывают? Некоторые вещи я стараюсь рисовать только с натуры (например, посуду, обувь), ибо их можно покрутить, рассмотреть, пощупать. Но что делать, если нет нужной натуры или хочется посмотреть как можно было бы изобразить этот предмет с помощью фотоаппарата?! Кстати, это необязательно должны быть чужие фотографии, часто я фотографирую рисуемый объект сама и сверяю линии, так бы говоря.

№6. Копировать чужие работы.
Покуда вы учитесь и не выдаете чужие работы за свои, не продаете их, почему бы не копировать чужое творчество в целях обучения? Так вы сможете быстрее найти свою тему, материалы, техники; поймете, что то, что очень нравится в чужих работах, абсолютно не ваше. Либо же копируя чужое, найдете свое композиционное или цветовое решение. Не бойтесь открыто говорить об этом. Вы учитесь, а в учебе все средства хороши.


№7. Рисовать для себя.
Рисуйте для себя, а не для чужих глаз, комментариев, отзывов. По крайней мере, первое время, пока вы не станете увереннее в своих силах. Особенно важно прислушаться к этому совету, если у вас нет поддержки, родные и близкие считают ваше увлечение детскими забавами и не придают серьезного значения вашим желаниям, и уж тем более результатам.

№8. Никого не слушать, точнее не слушать абы кого .
Этот совет дополняет предыдущий и также является очень важным. Первые зарисовки/рисунки/работы скорее всего далеки от идеала. Неуверенность и сомнения ходят по пятам. Так зачем вам нужна чужая, зачастую некомпетентная, критика? То же касается и зарисовок на улице. Прохожие и всякие зеваки безумно любят совать нос в чужие листики, блокноты и холсты. Когда вы наберетесь опыта и уверенности, вы сами почувствуете, что пора. :) А пока можно (если очень нужно и хочется) выставлять работы в своем журнале (если вы доверяете своим читателям) либо в профильных сообществах (например, club_365 или art_expiration ).

№9. Пробовать разные материалы.
За время моего 11-месячного рисования я попробовала графитные карандаши (в народе их называют "простыми"), цветные, акварельные, гуашь, акварель, акрил и тушь. Естественно, все это было постепенно, поочередно. Познакомившись с разными материалами, я поняла, то карандаши - совсем не мое, работы гуашью и акрилом получаются только в стиле импрессионизма и никак иначе, а вот акварель и тушь дают мне огромное поле для творчества. Если бы я остановила свой выбор только на цветных карандашах (с которых начала свои "365"), я бы до сих пор мучилась с тенью, светотенью и рефлексами. ;)

№10. Купить хорошие материалы.
Это не обязательно должны быть самые дорогие, и не все сразу. Но это должны быть качественные материалы. Намного приятнее рисовать акварелью на акварельной бумаге, нежели на ксероксной (ведь она практически всегда под рукой), которая тут же коробится и промокает. Да и детская акварель (она же школьная) усугубит обучение.

№11. Собирать все, что вдохновляет.
Когда окружаешь себя вдохновляющими вещами, фотографиями, чужими работами, невольно и сам хочешь добиться такого же мастерства. Заведите виртуальную папку на компьютере или пластмассовую/картонную коробку дома и собирайте все, что нравится и вызывает восхищение. Грустно, не знаете, что нарисовать - взгляните на свои находки, материалы, вырезки, листочки и вдохновение тут же даст о себе знать. ;)

№12. Не читать обучающие книги.
Вам не нужны книги, которые научат рисовать за месяц или 10-20-30 уроков. В большинстве случаев они просто выкачивают деньги и не дают никаких результатов. Полистать, возможно, и будет полезно, но в целях поиска ответа на один вопрос (например, как правильно изобразить человеческий глаз, если никак это не получается). А вот книги Натали Ратковски "Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески" и "Разреши себе творить" я бы посоветовала сделать настольными. Для начинающих более подходящей будет вторая книга, но и первая очень полезная. Как раз здесь вы сможете познакомиться со способами раскрепощения как себя, так и своей фантазии, как не бояться белого листа и рассмотреть сотни примеров практикующего иллюстратора и дизайнера.

№13. Прислушиваться к себе.
И самое важное - рисование каждый день не подразумевает большие, законченные работы. Это всего лишь зарисовки, но и они приносят огромную пользу. Ежедневные занятия спортом приносят со временем прекрасные результаты. Тоже касается любого навыка и рисование здесь не исключение. Просто кому-то на это потребуется полгода, кому-то год, а кому-то, возможно, и 3. Но я уверена, что научиться рисовать можно в любом возрасте и с любой подготовкой. Начните и вы сами в этом убедитесь!

Каждый из советов проверен мной на практике, большинством из них я пользуюсь до сих пор.

Если у вас есть другие советы к начинающим, проверенные опытом и временем, поделитесь, пожалуйста, в комментариях! :)




Top