Что измеряют метрономом. История появления метронома

Метроном – это специальное приспособление, основная задача которого – задавать ровный темп и выделять долю при помощи ударов. Механические метрономы имеют в себе специальный маятник со шкалой, которая обозначает темп, и грузик, который этот самый темп задает. Появившиеся сейчас электронные устройства имеют встроенный звуковой семпл – удара или писка, который и отмечает нужную скорость.

Метроном необходим любому музыканту, вне зависимости от того, на каком инструменте он играет. Сейчас это единственное приспособление, которое способно максимально ровно отсчитывать темп, и помогать в развитии чувства ритма, изучении рисунков и размеров.

Как работает метроном

Принцип устройства этого предмета максимально простой. В электронных вариантах вы выбираете размер и задаете нужный вам темп, после чего начинаете слышать звуковой сигнал через равные интервалы. Даже в простейших аппаратах вы можете настроить любой удобный для вас тактовый размер, а также скорость ударов. Иногда можно поменять звук на более приятный для вас.

Видео на английском, но чтобы разобраться знание языка не потребуется.

Виды метрономов

Электронные метрономы карманного типа

Они представляют из себя небольшие устройства с экраном и динамиком, а также разъемом для наушников. Их легко поместить в карман и в случае необходимости доставать в любом удобном месте. Особенно данный прибор подойдет ударникам, которые на репетициях включают его себе в уши.

Механические метрономы

Самые первые модели этих устройств, которыми пользовались многие известные композиторы. В них вы можете сами задать только темп, передвигая грузик маятника вверх или вниз – а размер выбираете уже сами. Он не выставляет акцентов, и это несколько неудобно для начинающих музыкантов.

Это уже полноценный музыкальный инструмент. Драм-машины имеют в себе целую библиотеку различных пресетов со звуками ударных – начиная от обычной бочки и заканчивая экзотикой, типа коубеллов и электронных звуков. Если вы хотите играть в группе, но не можете найти ударника, то попробуйте драм-машину. Сейчас можно даже найти подобные программы в интернете – например, плагин Easy Drummer или Addictive Drums.

CD Метроном

Довольно устаревшая вещь, которая, при этом еще встречается у некоторых музыкантов. Такой метроном представляет из себя CD, на котором записаны удары в разном темпе. На самом диске все треки пронумерованы для удобства поиска. Это крайне неудобная вещь, потому что количество скоростей ограничено и их невозможно поменять.

Приложения для смартфона

Такой вид метронома в большинстве случаев бесплатный и всегда у вас под рукой. Приложения имеют стандартный функционал, такой же, как на механическом и электронном устройстве. Самое выгодное и простое решение, особенно для начинающих гитаристов.

Программы для компьютера

Сейчас в интернете можно найти огромное количество программ со встроенным метрономом. Самые очевидные варианты – Guitar Pro или Fruity Loops, однако можно также скачать чистые утилиты, основная функция которых – отсчитывать темп.

Онлайн программы, работающие прямо на сайте

Воспользоваться такой программой можно прямо на нашем сайте. работает прямо в браузере. Он ничем не отличается от обычных вариантов электронных устройств и предоставляет те же самые функции.

Скорее всего, вы сразу же откажетесь от механических и CD-вариантов этого устройства, поскольку они мало функциональны. Для домашних занятий хорошо подойдет сайт с онлайн-метрономом. Вы не будете засорять компьютер лишними программами, при этом, не теряя никаких возможностей и просторе в выставлении скорости и размеров. Если же вы играете не только дома, а еще и на репетициях, то задумайтесь о приобретении электронного метронома и наушников к нему.

Все песни имеют четкий темп и размер, в котором они играются. Идеальное исполнение песни подразумевает под собой полное попадание всех музыкантов в ритм и темп. Именно для тренировки чувства ритма метроном и нужен. Благодаря ему вы научитесь играть ровно, акцентируя свое исполнение на нужных долях. Кроме того, благодаря метроному вы сможете отрабатывать четкость и ровность разных ритмических рисунков, таких как синкопа или свинг. В основном отработка техники игры происходит через проигрывание под удары устройства.

Как пользоваться метрономом

Разберитесь в элементарной теории: такты, размеры, доля, темп

Для начала вам стоит понять, что вообще можно выставлять в метрономе. На этот вопрос отвечает элементарная теория музыки:

Такт – единица метра, которая начинается с самой сильной доли и заканчивается перед равной ей по силе. Иными словами, это отрезок композиции, за время которого метроном успевает отсчитать равное его размеру количество ударов.

Размер – единица, которая указывает количество долей в такте. Обычно обозначается через слэш – например, 4/4. Первая цифра обозначает то, сколько долей входит в такт, а вторая – длину нот, которые туда входят.

Доля – один удар метронома. Доля бывает сильной – как правило, она первая, относительно сильной и слабой.

Темп – скорость, с которой играется композиция. Изменяется в bpm – beats per minute – количестве ударов в минуту.

Потренируйтесь играть под метроном в определенном темпе. Найдите максимальную точку, на которой вы все еще сможете проигрывать пассажи, и уменьшите ее на треть. Это – ваш наиболее удобный темп, когда вы не перенапрягаетесь при игре.

Темп

После того, как вы подберете темп под себя, начинайте проигрывать упражнения, постепенно увеличивая его. В идеале вы должны увеличивать темп на 1-2 bpm каждый час, и тогда руки будут привыкать к новым скоростям. Разгон пальцев и кисти – сложный и долгий процесс, поэтому вам придется хорошо поработать.

Тактовые размеры: распространенные и сложные

Распространенных размеров всего два – 4/4 и 3/4, а также производные от них – 8/8, 6/8 и так далее. Сложные представляют собой комбинации из простых – например, 7/8 это сочетание 4/4 + 3/4, и так далее по аналогии. К сложным размерам придется привыкать, потому что они имеют своеобразную ритмику и расположение долей.

Громкость

Разумеется, не забудьте про громкость. Отстроить все нужно так, чтобы вы четко слышали , а также отсчет метронома и, соответственно, ваше попадание в него.

Как играть под метроном на гитаре

Выучите музыкальный фрагмент, произведение или песню

Возьмите любую свою любимую песню и попробуйте ее выучить. Будет это стандартная композиция на акустической гитаре или же электро-пассаж. Сыграйте ее так, как получится, и когда вы выучите текст, включайте метроном и начинайте играть под него.

Вполне вероятно, что у вас не получится сделать это в изначально темпе композиции. В этом случае понизьте темп до более удобного для вас и играйте четко в удары метронома. Постепенно разгоняйтесь и рано или поздно вы достигнете нужной скорости.

Сфокусируйтесь на сложных участках и отрабатывайте их

Разумеется, в первую очередь нужно следить за тем, как вы играете. Звук должен быть чистым, с хорошей атакой и без лишних призвуков. Если вам тяжело играть определенные моменты песни – то лучшим вариантом будет понижение темпа конкретно в этом участке и повторению места до момента, когда на нужной скорости вы будете играть чисто.

Отработайте песню или произведение целиком

Как только текст будет выучен – начинайте проигрывать его полностью. Точно также следите за звуком и обязательно – за попаданием в долю, атаку, акценты и чистоту игры.

При отработке песни регулярно увеличивайте bpm метронома на 1-2 единицы, если на текущем темпе вы справляетесь уже без проблем. Благодаря этому изменения в ваших руках будут происходить плавно, и они будут постепенно привыкать к новым скоростям. Продолжайте до тех пор, пока вы не придете к исходному темпу композиции.

Упражнения под метроном

1 упражнение

Это упражнение позволит вам прочувствовать пульсации. Оно выглядит так:

Выставьте в метрономе удобный темп, но не максимальный для вас. Теперь на каждый удар метронома вы должны ударить по струне дважды. То есть условно, если размер, в котором вы играете, 4/4, то ударов должно быть восемь – то есть в два раза быстрее. После этого попробуйте на каждую долю играть три ноты, и так далее. Это сложно, но ощутимо разгоняет руку, и позволяет понять, как равномерно ускоряться внутри одного темпа.

Практические примеры 1-го упражнения

Играйте на одну долю 2 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 3 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 4 ноты/удара по струнам

2 упражнение

Это позволит вам отработать синкопы. Выставьте темп и теперь играйте под него со смещением долей. То есть вместо стандартного «Раз – два – три – четыре» вы будете играть «Раз – пауза – два-три – пауза – раз-два» и так далее. Благодаря этому упражнению вы поймете, как можно разнообразить вашу игру, и как можно взаимодействовать с долями внутри музыки.

Практический пример 2-го упражнения. Прослушайте аудио чтобы понять как правильно играть.

Метроном – важная и необходимая вещь для любого музыканта. Крайне желательно, чтобы вы начинали заниматься под него сразу же, как только взяли в руки инструмент. Благодаря этому вы не только быстрее научитесь тому, , но и сразу приучите себя к четкому и ровному исполнению произведения.

Свои занятия всегда начинайте с разминки под метроном – но никогда не выставляйте максимальные для себя значения, когда вы играете на пределе своих возможностей. Следите в первую очередь затем, насколько ровно и чисто вы играете – а не за скоростью. Именно тогда вы достигните больших гитарных высот.

Метроном

Механический метроном в движении

Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов » Дьёрдя Лигети , Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души » Альфреда Шнитке).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Метроном" в других словарях:

    - (греч.). То же, что метрометр. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТРОНОМ греч., от metron, стопа, и nomos, закон. Прибор, бьющий такт при игре на музыкальном инструменте. Объяснение 25000 иностранных … Словарь иностранных слов русского языка

    метроном - а, м. métronome m. Механический прибор с маятником, отмечающим строго равномерным постукиванием короткие промежутки времени; применяется главным образом для точного указания темпа исполнения музыкальных произведений или физических упражнений. БАС … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    МЕТРОНОМ - МЕТРОНОМ, прибор, отбивающий такт через определенные промежутки времени (в пределах от 40 до 200 ударов в 1 минуту); состоит из пружинного часового механизма, приводящего в движение маятник, каждое качание к рого сопровождается отстукиванием… … Большая медицинская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    - (от греч. metron мера и nomos закон) прибор, позволяющий точно определять темп музыкального произведения и играть его в темпе, указанном композитором. Состоит из пружинного часового механизма и маятника с передвижным грузиком. Передвигая грузик,… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕТРОНОМ, метронома, муж. (от греч. metron мера и nomos закон) (физ., муз.). Механический прибор (часовой механизм с передвигающимся грузом на маятнике), отмечающий количеством ударов короткие промежутки времени и употр. при точных научных… … Толковый словарь Ушакова

    МЕТРОНОМ, а, муж. Маятниковый прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени, употр. при определении темпа в музыке и для отсчёта времени на слух. | прил. метрономный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 метрометр (3) тактомер (2) электрометроном (1) … Словарь синонимов

    Прибор, в настоящем его виде устроенный Мельцелем в 1815г. Служит для отсчитывания и отбивания желаемых промежутков времени, впределах, примерно, от 40 до 200 ударов в минуту. Употребляется он вмузыке для отбивания такта при упражнениях или для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Метроном - (от греческого metron мера и nomos закон), прибор для определения темпа музыкального произведения, в том числе указанного композитором (над первой нотной строкой; например, q=60, что означает: на 1 мин приходится 60 четвертных длительностей).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Для того чтобы стать хорошим музыкантом, не всегда достаточно приобрести музыкальный инструмент и выучить Важно не просто уметь играть на инструменте, но делать это чисто и качественно, попадать в такт, чувствовать ритм. Благодаря метроному обретается контроль над руками и пальцами. Однако не только новички отдают предпочтение игре с метрономом, многие известные и профессиональные музыканты годами оттачивают свое мастерство с этим прибором. Что такое метроном и для чего он нужен?

Значение слова и сфера применения

Для начала следует разобраться, что собой представляет этот прибор и какая роль отводится ему в музыкальной сфере. Метроном - это устройство, отсчитывающее определенный ритм с заданной скоростью, которая варьируется от самой медленной до самой быстрой (в зависимости от уровня профессионализма играющего). Он - просто незаменимый помощник для начинающих осваивать игру на гитаре, бас-гитаре, а также ударной установке. Является точным ориентиром темпа. Использование метронома не дает музыканту «убегать вперед». При разучивании новой партии или композиции отличным вариантом будет начать с медленного темпа, чтобы четко отыгрывать каждую ноту. По мере совершенствования стоит ускорять темп, чтобы приблизится к оригиналу произведения.

У каждого музыканта есть свой внутренний метр и чувство ритма. Если музыкант не ощущает свой внутренний метр, а хаотично, то без метронома ему точно не обойтись. Таким образом, с помощью этого устройства можно добиться красивого и чистого звучания. Что такое метроном в привычном представлении?

Старая добрая классика

Оригинальный для большинства метроном - это прибор, выполненный в форме пирамиды, на одном боку которой расположен маятник с грузиком. От расположения грузика зависит частота ударов метронома. Чем выше стоит грузик, тем реже будут удары, и наоборот. За маятником находится шкала для установления частоты ударов. Раньше такие пирамидки - метрономы были достаточно громоздкими, стационарными, выполненными из дерева. Теперь же их производят более компактными, а также есть модели, выполненные из пластика. Это самый простой и надежный вид данного устройства, его еще называют механическим метрономом. Считается, что именно в таком виде он был создан изобретателем Мельцелем для великого музыканта Людвига Ван Бетховена, который был глухим и ритм мог отсчитывать только по качающемуся маятнику метронома. Хотя это лишь одна из теорий, так как сам принцип прибора был придуман задолго до Мельцеля.

В чем преимущества механики?

Благодаря маятнику, качающемуся в разные стороны, даже очень увлеченный игрой музыкант хоть краем глаза сможет отследить движение. Также у устройства очень удобная форма, небольшая утончённая пирамидка легко поместится в карман гитарного чехла и гармонично впишется в репетиционный зал, создавая творческую атмосферу. Очень приятный механический щелчок не раздражает, в отличие от звука некоторых электронных аналогов, и прекрасно подойдет под звучание любого инструмента. Кстати, именно этот механический звук настолько гармоничен, что помогает сосредотачиваться и даже медитировать.

Механический метроном очень простой в обращении и понятный даже начинающему музыканту. У него так что ему не нужны батарейки.

Электронная модернизация, или конкурент

Электронный метроном является относительно новым устройством, которое уже успело покорить сердца многих музыкантов. Ему отдают предпочтение те, кто играет на электронных инструментах. Его преимущество - в компактном размере, благодаря чему прибор помещается в любой чехол. Также он дополнен разнообразными функциями, такими как акцент (и его смещение до любого ритма), камертон, в некоторых гибридных моделях в комплекте с метрономом есть тюнер (устройство для настройки музыкальных инструментов). Звук, издаваемый таким метрономом, может быть разным: писк, стук, щелчок и др.

Современный рынок электронных метрономов может удовлетворить любые капризы начинающих и опытных музыкантов, представляя продукцию различных фирм всех форм, расцветок и размеров на любой вкус и кошелек.

Электронные метрономы для барабанщиков

Эти приборы отличаются от остальных невероятно расширенным функционалом. Барабанщики должны управлять одновременно обеими руками и ногами, причем партии - разные для каждой конечности. Именно для этого в специальных метрономах для них установлена функция, где с помощью фейдеров (специальные ползунки) можно выставить ритм для каждой отдельной руки или ноги. Также эти приборы оснащены опцией для запоминания ритмов.

Метроном в компьютере или любимом гаджете

Прогресс не стоит на месте. Век цифровых технологий добрался и до таких устройств. Программный метроном - это новый этап в развитии устройств такого плана. Теперь уже вовсе необязательно приобретать прибор. И совершенно не проблема, если забыл его дома и не взял на репетицию. Сейчас можно установить метроном на компьютер, смартфон или другой гаджет, а также найти бесплатный в режиме онлайн. Большое количество различных вариантов на любой вкус можно подобрать для себя в интернете. Виртуальные метрономы также отлично выполняют свою функцию, генерируя в заданном темпе, могут еще использовать визуальные эффекты. Удобство подобных метрономов на самом деле неоценимо.

Необходим или можно обойтись?

Есть две группы музыкантов: первые используют метроном практически всегда, вторые не используют совсем или же очень редко. Кто же из них прав и насколько велика польза метронома? Те, кто не пользуется им, считают, что нет необходимости в ограничении играть только в ритм, потому что таким образом сложно проявить свое творчество и виртуозность. Или же просто о нем не знают, или не задумывались над использованием такого прибора. Однако те музыканты, которые часто его используют, придерживаются мнения, что метроном помогает улучшить четкость и увеличить скорость игры на музыкальном инструменте. В некотором роде правы и одни и другие, ведь есть базовые элементы и технические моменты, которые нужно изучить и освоить, и лишь потом доводить до прогресса с помощью метронома. Золотая середина именно в этом.

Чтобы довести игру до совершенства, необходимо уметь играть точно в ритм. Метроном - это важный шаг в достижении точности и чистоты игры. Одному щелчку метронома соответствует одна нота. В идеальном варианте создается беззвучный эффект, если ноты попадают точно в щелчки метронома. Таким образом достигается абсолютный ритм. Это, безусловно, очень важный момент для игры в команде. Метроном для и ударных - абсолютно незаменимый помощник для совершенствования игры. Занимаясь без этого устройства, можно развивать фантазию, создавая невероятные и неритмичные соло-партии. Но все же стоит разделять занятия с метрономом и без него, чтобы раскрыть свой потенциал полностью.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .

Любой гитарный учитель, любой именитый гитарист скажет вам, что метроном - важнейший аксессуар для тех, кто серьезно решил заниматься гитарой. На данной странице вы найдете ответы на самые популярные вопросы, связанные с использованием данного приспособления:

  • Зачем нужен метроном и как он работает?
  • Какие виды приборов существуют сегодня?
  • Какой метроном лучше купить для домашних занятий?
  • Как играть под метроном на гитаре?

Итак, метроном - это электронный или механический прибор, который отмеряет равные временные промежутки и отмечает каждый из них отстукиванием. Основное его назначение - создание для музыканта (или целого ансамбля музыкантов) ориентира темпа, под который легко учиться играть упражнения и композиции.

Не секрет, что любое произведение можно сыграть в разных темпах. И более того, известные музыканты именно так и рекомендуют оттачивать свою технику: начинать игру упражнений/песен именно в маленьком темпе, постепенно увеличивая его и достигая оригинальной скорости. Именно метроном для гитары и поможет вам очень четко и тонко контролировать ритм, постепенно исправляя ошибки в технике.

На сегодняшний день существует 3 типа подобных аксессуаров:

  • Электронные
  • Механические
  • Программные

Каждый музыкант сам делает выбор, под какой метроном ему играть на гитаре - мы лишь расскажем об особенностях каждого вида, чтобы вам было проще сделать свой выбор.

Как играть на гитаре с механическим метрономом?

Механический тип - наиболее старый, был изобретен около 4 веков назад. Сейчас массово используются лишь в отечественных музыкальных школах. Однако многие компании отдают дань классике и производят современные вариации механических метрономов - при изготовлении корпуса применяется не только дерево, но и высококачественный пластик.

Современные механические метрономы для игры на гитаре имею компактный размер и их вполне можно взять с собой на репетицию. В отдельных моделях предусмотрено наличие колокольчиков или минизвоночков, которые издают сигнал при прохождении сильной доли - устанавливается она в зависимости от выбранной пользователем размерности композиции.

Основные преимущества механических метрономов:

  • Звук - подсознательно натуральный щелчок механизма воспринимается более близко человеческому уху, его звучание не напрягает даже после нескольких часов упорных занятий.
  • Наглядность - суть работы механического метронома сводится к движению маятника, по которому можно ориентироваться, даже если музыкальный коллектив на время заглушает звучание аксессуара. Под механический прибор можно играть даже банально ориентируясь на движение пера маятника боковым зрением.
  • Дизайн - механические метрономы выглядят стильно и создают неповторимую атмосферу винтажа и располагают на творческий лад.
  • Простота конструкции - для них не нужны батарейки, их легко настроить, они надежны и долговечны при правильном уходе. Такой аксессуар подойдет практически любому музыканту, особенно начинающему гитаристу.

Электронные аксессуары - тюнер и метроном для гитары в одном флаконе

Наиболее современный и популярный тип, который используют миллионы музыкантов из разных уголков света. Чаще всего его покупают музыканты с электроинструментами. Такие метрономы имеют небольшой размер и помещаются в любой чехол/кейс/рюкзак, отдельные модели легко поместятся даже в кармане джинс.

Современные цифровые метрономы имеют множество дополнительных функций - большинство из них дополнительно оснащено тюнером/камертоном, возможностью сместить акцент и запрограммировать «плавающий» ритм.

Наиболее совершенные и качественные модели создаются для барабанщиков: для них были разработаны специальные метрономы, которые дифференцируют ритм для каждой из конечностей. Помимо этого, такие аксессуары чаще всего оснащены встроенной памятью - вы можете записать на них паттерны для наиболее частых композиций и упражнений, чтобы не настраивать каждый раз новую программу. Для тех музыкантов, которые часто выступают, такая функция является попросту незаменимой.

Программные метрономы для гитары

Подобные продукты предназначены для использования на ПК/ноутбуках или мобильных гаджетах. Как и другие типы метрономов, программные комплексы генерируют звуковой сигнал через равные промежутки времени, могут делать акцент на определенной доле, используют визуальные эффекты для обозначения темпа. Важнейший недостаток: необходимость наличия под рукой компьютера и урезанная функциональность на большинстве версий для смартфонов.

Выводы

Итак, можно однозначно сказать, что игра композиций и упражнений под метроном - единственно возможный вариант обретения идеального чувства ритма и гармоничного развития скорости и координации у музыканта. Какой тип метронома выбрать - решать вам, мы лишь подытожим указанную выше информацию:

  • Механические метрономы имеют обычно наиболее высокую цену - однако они лучше воспринимаются на слух и выглядят стильно. В большинстве случаев их сложно транспортировать, они едва ли будут слышны во время репетиции даже небольшой группы.
  • Электронные метрономы имеют относительно невысокую стоимость, они компактны и функциональны, большинство из них дополнительно включает в себя тюнер и возможность подключить наушники. Данный тип метрономов неспроста является наиболее популярным.
  • Программные метрономы - хороший вариант для игры дома, так как требует наличия компьютера или гаджета, в мобильных версиях обычно имеет намного более урезанный функционал по сравнению с электронными аксессуарами.



Top