Что может привести человека к измене? М. Ю

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению .
Аргументы к направлению "верность и измена". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Часть 1.

Верность животных свои хозяевам. Ни для кого не секрет, что животные отличаются преданностью своим хозяевам. Доказательство этому можно найти в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. В главе «Бэла» есть сюжетная линия, связанная с Казбичем и его конем Карагезом. Карагез для Казбича не просто конь, это верный друг, который был с ним в самые тяжелые минуты жизни. Когда на Казбича напали, Карагез проявил себя очень смело: отвлек врагов, а затем вернулся за своим хозяином. Конь не раз его выручал в походах. Казбич относился к Карагезу как близкому другу, он был для него самым важным существом. Вот так Казбич описывает свое отношение к своему боевому товарищу:


"Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет".


Для Казбича потеря друга стала огромной трагедией. Когда Азамат украл Карагеза, лихой черкес был безутешен: "…повалился на землю и зарыдал как ребёнок". Так он пролежал "до поздней ночи и целую ночь..". Отношения Казбича к своему коню – яркий пример взаимной преданности человека и животного.


Всегда ли нужно быть верным своим принципам?


Верность себе и своим принципам считается положительным качеством, однако человек, никогда не меняющий своих представлений о жизни и людях, статичен, он ограничивает самого себя. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - сильная личность с волевым характером, человек, верный себе. Это качество играет с ним злую шутку. Неспособный изменить своих представлений о жизни, он во всем ищет подвох: не верит в дружбу, считая ее слабостью, а любовь воспринимает только как удовлетворение своего самолюбия. На протяжении всего романа мы видим, как герой пытается понять смысл жизни, найти свою судьбу, но находит только разочарование. Причиной разочарований является невосприимчивость Печорина к чувствам других людей, он не может простить им их слабости и открыть свою душу, боится показаться смешным окружающим и даже себе. В главе «Княжна Мери» мы видим, как тяжело Григорий переживает отъезд любимой женщины, он мчится за ней, но его лошадь в дороге умирает, а он, обессилев, падает на землю и плачет. В эту минуту мы понимаем, как глубоко герой способен чувствовать, но даже в такой ситуации он думает, что выглядит жалко. Уже к утру он приходит в свое обычное состояние и проявление человечности списывает на расстроенные нервы. Анализируя поведение главного героя произведения, можно сделать вывод, что верность своим принципам является положительным качествам только в ситуации, когда эти принципы продиктованы человеколюбием, а не эгоизмом. Человек должен быть открытым к чему-то новому, уметь признавать ошибочность своих суждений. Только это позволит человеку стать лучшей версией самого себя.

Предательство по отношению к людям, которые тебе доверились.


Тема предательства находит свое отражение в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Так, главный герой Печорин является человеком, на которого нельзя положиться. Он предает всех, кто имел неосторожность ему довериться. Боевой товарищ Грушницкий раскрыл перед ним свою душу, рассказал о том, что тайно влюблен в Мери, обратился к Печорину за советом, считая его своим другом. Печорин не стал разуверять его, но подло воспользовался открытостью Грушницкого. Печорина раздражал молодой юнкер. Он не желал ему счастья, наоборот, мечтал увидеть его в уязвленном состоянии, высмеивал его, принижал в глазах Мери, а,в конце концов, из скуки решил соблазнить возлюбленную «друга». Мери нужна была Печорину, чтобы позлить Грушницкого. Такое поведение можно назвать подлым, оно заслуживает только осуждения. Неважно, считал Печорин Грушницкого своим другом или нет, он не имел права поступать так с человеком, который ему доверял.


Предательство Печорина по отношению к Вере/верность Веры.


Вера ради Печорина принесла себя в жертву, отказалась от семейного счастья, рисковала потерять репутацию. В глубине души она надеялась на их возможное счастье. Предательство Печорина заключалось в том, что он принимал эту жертву, но ничего не давал взамен. Когда его любимая женщина переживала тяжелые моменты, его не было рядом, он волочился за Мери, которую даже не любил. Печорин предал единственного человека, который любил его по-настоящему и принимал таким, каков он есть. Он использовал ее "как источник радостей и тревог, без которых жизнь скучна и однообразна". Вера это понимала, но пожертвовала собой, надеясь, что однажды он оценит эту жертву. Для Веры Григорий был всем, в то время как для Печорина она была лишь эпизодом, важным, но не единственным. Ее ждало разочарование, ведь человек, способный на духовное предательство, не может принести счастья.


Предательство Печорина по отношению к Бэле.


Тема духовной измены раскрывается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Так, Григорий Печорин однажды встречает необычную девушку Бэлу. Она пленяет его своей красотой и загадочностью, поэтому Печорин решает украсть ее. Бэла вначале сопротивляется, но потом сама влюбляется в «вора». Ее верность любимому не имеет границ. Она готова отказаться от своего дома, семьи и традиций, чтобы быть с любимым. Печорину же со временем становится скучно. Он приходит к выводу, что все женщины одинаковы, и уже не радуется той любви, которую дарует ему Бэла. Он не изменяет ей физически, но в душе отказывается от нее, мечтая о путешествиях. Девушка это понимает, но не может оставить Григория, поскольку верна своему выбору. Даже перед смертью ее заботит лишь то, что они не смогут быть вместе на небесах, потому что Бэла принадлежит другой вере. Из отношений Бэлы и Печорина можно сделать вывод, что самая страшная измена не связана с внешними проявлениями, она находится глубоко внутри человека, но может принести гораздо больший вред. Духовная измена ранит так же, как и физическая, порой, даже сильнее.


Измены Веры (брак без любви).


Люди изменяют по разным причинам, но чаще всего предательство случается, когда люди женятся не по любви. Такой пример можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одна из главных героинь Вера выходит замуж за нелюбимого человека, поэтому, повстречав истинную любовь, изменяет своему супругу. Веру мало заботят чувства нелюбимого мужа, она не считает себя обязанной хранить ему верность. В романе не рассказывается о том, какие обстоятельства вынудили ее выйти замуж, но привело это к несчастью обоих супругов. Жить с нелюбимым человеком невыносимо, но еще хуже приходится тому, кого обманывают.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и серьезную проблематику, сложную жанровую природу романа, а также особенности его композиции.

Центральная проблема романа, по определению В. Г. Белинского, - «важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнулся век». Однако, несмотря на то, что проблема «внутреннего человека» является главной в произведении, она тесно связана с исторической обстановкой, которая характерна для времени действия в романе и для времени его написания, поскольку лермонтовский герой является современником писателя.

Лермонтовский роман глубок и сложен по своей проблематике. Поставленные в нем вопросы имеют социальный, или общественный, нравственный, а также философский характер. Основные проблемы, которые поднимает автор романа «Герой нашего времени»: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.

При всем многообразии тем романа, центральной проблемой произведения является вопрос о «внутреннем человеке», а основное авторское задание заключается в том, чтобы узнать и понять «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Обращает на себя особое внимание своеобразие композиции романа, она выбрана М. Ю. Лермонтовым в соответствии с авторским заданием: узнать и понять «историю души человеческой».

Особенность композиции лермонтовского романа заключается в следующем: состоящий из отельных глав, роман, тем не менее, является удивительно цельным, поскольку его части объединены одним героем и единой авторской мыслью. В романе главы располагаются не в той последовательности, в которой могли бы происходить описываемые в нем события в жизни героя. Так, о смерти Печорина по дороге из Персии читатель узнает в предисловии к «Журналу Печорина», а после него следуют главы, повествующие о жизни героя на Кавказе: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Кроме того, последняя новелла возвращает читателя в крепость N. в которой происходит действие первой повести «Бэла». Таким образом, композицию лермонтовского романа можно определить как кольцевую, что является очень символичным.

Подобная необычная композиция выбрана М. Ю. Лермонтовым не случайно, она направлена на раскрытие образа главного героя, его характера, помогает автору сначала заинтересовать читателя личностью Печорина, а затем постепенно раскрыть перед ним загадку этой личности. В первой повести романа «Бэла» о Печорине мы узнаем благодаря Максиму Максимычу, человеку, далекому от героя по своему социальному происхождению, темпераменту и возрасту, поэтому штабс-капитан только указывает на особенности «героя своего времени», но не может их объяснить. Благодаря этому Печорин предстает в повести перед читателем в образе загадочного романтического героя, который бесстрашно идет на кабана, но в то же время вздрагивает от стука оконной ставни.

Завесу тайны личности Печорина в путевом очерке «Максим Максимыч» приоткрывает перед нами странствующий офицер, который является представителем одного поколения и социальной среды с лермонтовским героем. Рассказчик дает психологический портрет Печорина, пытаясь объяснить особенности его характера физиологическими особенностями.
Однако узнать «историю души человеческой», найти и понять «внутреннего человека», делая исключительно предположения о нем со стороны, не возможно. Поэтому в последующих главах романа, которые составляют «Журнал Печорина», М. Ю. Лермонтов передает авторство главному герою. Повествование в «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» ведется от первого лица, особенно примечательна в этом плане повесть «Княжна Мери», которая имеет форму личного дневника. В нем Печорин исследует особенности своей натуры, собственные пороки, а также пороки окружающих и механизм человеческих взаимоотношений. Герой ставит перед собой и пытается найти ответы на вопросы социального, нравственного, а также философского характера.

Среди предшественников М. Ю. Лермонтова в мировой литературе можно назвать французских романистов Шатобриана, Константа и Мюссе («Исповедь сына века»), создавших незадолго до появления лермонтовского произведения на полотне психологического романа историю героя своего времени.

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка («Тамань»), Бэла («Бэла»), Мери и Вера («Княжна Мери»), Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны...

Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Ставя перед собой цели, человек всеми силами стремится к их достижению, забывая порой, что не все средства хороши для получения желаемого результата. Зачастую результат не оправдывает вложенных в него сил, а порой слишком мелки и жестоки бывают используемые методы. Так или иначе, вопрос о том, как соотносятся две эти категории в сознании и поступках людей, издревле волнует многих писателей, один из которых – М.Ю. Лермонтов. Мы приведем литературные аргумент по направлению «Цели и средства» из романа «Герой нашего времени».

  1. Одной из главных проблем романа «Герой нашего времени» и его персонажей становятся выбор ложных целей и их соотношение с внутренним миром героев. Григорий Печорин всю жизнь проводит в отчаянных попытках осознать главную цель собственной жизни, в поисках и обретении которой он надеется познать счастье. Однако неприкаянное, праздное существование с его сиюминутными достижениями и победами делает из него лишнего человека, неспособного найти подлинную радость. Желая развеять скуку, он невольно, а порой и намеренно, мучает и губит других людей. Используя все возможные средства, он, как правило, быстро добивается желаемого, но позже совершенно теряет к мечте интерес. Трагедия Григория Александровича — в его неумении отличить настоящую цель от ложной, что приводит к разочарованию и страданиям самого героя и тех, кто находится с ним рядом.
  2. В главе «Княжна Мери» мы встречаем Грушницкого, приятеля Печорина. Юнкер страстно мечтает продвинуться по службе, снискав расположение светского общества. Герой тщеславен и болезненно самолюбив, поэтому главная цель для него – получить признание в глазах других людей. Он жаждет повышения в должности, чтобы произвести впечатление на сердце девушки, в которую влюблен. Но и такая цель в конечном итоге становится напрасной, поскольку убеждает читателя в невозможности завоевать любовь статусностью и высоким положением. Грушницкий разочарован и зол на Печорина, поскольку тот стал невольной причиной его любовного поражения. Герой решает отомстить приятелю, но и здесь ошибается в выборе средств, оказавшись жертвой, а не победителем. Не любые методы могут помочь человеку достичь цели, и ни одна цель не стоит того, чтобы совершить подлый и низкий поступок.
  3. Иногда причины человеческих поступков носят импульсивный характер, объяснимый жаждой обладания чем-либо, не связанный с достижением внешних благ или внутренним душевным поиском. Таков Казбич – один из героев романа. Смелость и храбрость сосуществуют в нем с мстительностью и жестокостью. Он скуп на проявления чувств. Единственным настоящим другом для него становится конь Карагёз, которым Казбич гордится и которого высоко ценит. Настолько высоко, что не соглашается променять его даже на любовь прекрасной черкешенки. Обманутый Печориным и Азаматом, Казбич ставит перед собой цель восстановить поруганное достоинство и отомстить обидчикам. Вполне справедливой ценой за украденного коня Казбич считает убийство Бэлы, возлюбленной Печорина. Цель героя объяснима желанием мести за несправедливо нанесенную обиду, однако смерть ни в чем не повинной девушки – слишком жесткое средство восстановления справедливости.
  4. Азамат — ещё один герой романа, чья цель оказывается несравнима с использованными для её достижения средствами. Страстно желающий заполучить коня Казбича, юноша готов отдать многое, чтобы добыть его, в том числе и похитить сестру, отдав её в обладание первому встречному. Эгоистическая цель приобретения желаемого заставляет мальчика совершить вероломный поступок, опозорить семью, убежать из дома. Для осуществления столь незначительной цели предательство оказывается недопустимым средством, ведь Азамат теряет самое дорогое, что имеет, при этом мало что приобретая взамен.
  5. У настоящей высокой цели не может быть недостойных средств, ведь искренние порывы рождаются только в благородном и сострадательном сердце. Бэла – героиня романа, юная черкешенка, живущая по законам знакомого ей, естественного мира, чуждого подлости и предательства. Похищенная Печориным, она искренне влюбляется в героя, тем самым отказываясь от прежней беззаботной жизни, от всего привычного и домашнего. Остаться с Григорием для Бэлы – значит потерять семью, дом, друзей, посвятив всю свою жизнь любимому. Девушка смело доверяет себя и свое будущее Печорину, поскольку уверена в своем чувстве к нему. Ей чужд страх, она готова быть с героем на любых условиях, чтобы обеспечить его счастье. Её цель – в любви и создании уюта для возлюбленного. Дарить радость, отдавать, ничего не требуя взамен – главная потребность Бэлы, в которой она проявляет себя как высоконравственная женщина, способная на неподдельное чувство, лишенное эгоизма.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Григорий Печорин - это и есть самый настоящий «герой нашего времени» (да и любого другого), потому что вопросы, поднятые автором - вне всяких эпох. Они были, есть и будут возникать всегда, пока жив род человеческий. Какие они - проблемы произведения «Герой нашего времени»? Читаем и разбираемся.

Нравственные проблемы

Любое произведение и художественная литература в целом призваны не только доставлять эстетическое переживание, удовольствие читателю, но и поднимать вопросы, присутствующие у каждого человека, на которые у нас либо нет однозначного ответа, либо о которых мы и вовсе никогда не задумывались. М.Ю. Лермонтов - это, можно сказать, новатор своей эпохи. Он - создатель первого в русской литературе романа с глубоким философским содержанием. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» - вот основной вопрос, который задает самому себе и всем нам автор устами главного героя - Печорина. В нём слышатся не только вопросы «почему», «зачем», «для чего», но и другие проблемы. «Герой нашего времени» пытается понять, кто он сам, из чего состоит, из каких добродетелей и пороков, сможет ли спасти его от неминуемой тьмы любовь и дружба…

Философские размышления

Продолжаем рассуждать на тему «Герой нашего времени». Проблемы роман поднимает на самом деле нешуточные. Что собой представляет Печорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет от роду, офицер, аристократ, выделяющийся на фоне современников своей незаурядностью, острым умом, тонкой интуицией, смелостью, выдержкой, огромной силой воли. Казалось бы, вот все составляющие счастливого будущего. Таких людей любят, их обожают и боготворят. Перед ними открыты все двери. Так оно и было, но не случилось. Почему?

У каждого человека есть достоинства и недостатки. В каждом идёт непримиримая борьба добра со злом. И это естественно. Это заложено природой и Богом. Но помимо всего этого, существует ещё и пустота. Она должна быть заполнена либо светом, либо тьмою - в зависимости от того, какую дорогу мы выбираем. Или же она начинает расти и заполнять собою каждый освободившийся уголок души. Именно это и произошло с Печориным. За что бы он ни брался, в какие бы далёкие места ни отправлялся, с кем бы его судьба ни сводила - во всем за ним по пятам следовала эта зияющая пустота, тягучая бессмысленность, тщетность и бесцельность существования.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»: проблемы любви и дружбы

Его деятельная душа на протяжении всего романа ищет опасностей, героического подвига, искренней любви и дружбы. «Кто ищет - тот всегда найдёт». Находит и она, но удивительным, просто непостижимым образом разрушает заложенное в этих вещах созидательное начало. Его любовь никому из женщин не принесла счастья. Он не смог отдаться этому чувству, он вообще не способен был отдавать, только брать, и то поверхностно. В его душе, словно в бездонной пропасти, исчезали без следа и яркие чувства, и страдания. Он ими не насыщался, да и не пытался насытиться. Ему было всё равно. Трагические истории с Бэлой и Мэри - прекрасное тому подтверждение.

То же самое происходит и в дружбе Печорина с доктором Вернером. Полагая, что отношения между двумя товарищами должны сводиться только к одному: один - раб, а другой - его хозяин, он не пожелал быть ни рабом, ни тем, кто управляет и властвует. И то, и другое - скучно и глупо. А просто, без всяких «но» впустить другого в свой мир невозможно. Замкнутый круг.

Фатализм - причина проблемы?

«Герой нашего времени» - это роман не только о напрямую поставленных автором вопросах смысла жизни. В последней повести - «Фаталисте» - всплывает ещё одна тема, не дающая покоя ни главному герою, ни всему человечеству. Судьба человека предопределена, или каждый новый шаг по дороге жизни - это личный выбор? Печорин смел и предпочитает решать данный вопрос, как и другие проблемы. "Герой нашего времени", Печорин, самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И здесь неожиданно фаталист поворачивается к читателю другой стороной своей сути. Он разоружает пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идёт на заведомый риск, но впервые не надуманно, не по «пустым страстям» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор не даёт однозначного ответа. Он, как и его герой, полагает, что предопределение, если оно существует на самом деле, творит с человеком чудеса, оно делает его активнее, смелее. А с другой стороны, превращает человека - высшее создание, в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.

В данной статье мы рассмотрели основные проблемы. «Герой нашего времени» - это книга вне всякого времени, прочитав которую, каждый для себя обязательно найдет ответы на свои вопросы, которые, возможно, не были рассмотрены сегодня.




Top