Что такое искусство коротко. Что такое искусство? Проблема осознания искусства

Сегодня российские десантники и ветераны Воздушно-десантных войск России отмечают свой профессиональный праздник.

История наших Воздушно-десантных войск началась 2 августа 1930 года. В этот день на учениях ВВС Московского военного округа, которые проводились под Воронежем, с воздуха в составе спецподразделения lбыло десантировано 12 человек. Эксперимент показал огромные возможности и перспективы парашютно-десантных частей.


С этого момента в СССР идет быстрое развитие новых войск, в своих задачах на 1931 года Реввоенсовет Красной Армии определяет: «…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места». Что и было сделано.

В 1931 году в Ленинградском военном округе формируется авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека. Для десантирования при этом используют самолет ТБ-3& который брал на борт по 35 десантников, а на внешнюю подвеску - или легкий танк, или бронеавтомобиль, или две пушки калибра 76 мм. Замысел проверен экспериментом.


11 декабря 1932 года принимается постановление Реввоенсовета СССР о создании массовых Воздушно-Десантных Войск. На базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа, котрый десантировался весь год, формируются целая бригада. Главной задачей cтановится подготовка инструкторов-десантников плюс отработка оперативно-тактических нормативов. Уже к марту 1933 года инструкторы были подготовлены, нормативы рассчитаны и в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах начали формировать авиационные батальоны особого назначения.


Впервые сброс массированного парашютного десанта в присутствии иностранных делегаций был выполнен На маневрах в Киевском военном округе в сентябре 1935 года. Десантировались 1200 cпециально обученных военнослужащих, которыйе быстро захватили аэродром. Это впечатлило наблюдателей. На следующих крупных учениях в Белорусском военном округе был произведен сброс уже 1800 парашютистов. Это впечатлило немецких военных наблюдателей, Геринга в том числе. который был «в теме». Весной того же года он отдал приказ сформировать первый немецкий воздушно—десантный полк. Опыт советских ВДВ был с самого начала по заслугам оценен за рубежом.


Вскоре у войск, впервые появившихся в составе наших вооруженных сил, появляется возможность проверить свои возможности в реальных боевых условиях. В 1939 году в боях японскими войсками на реке Халхин-Гол принимает участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) сражаются 201, 204 и 214-я воздушно-десантные бригады.


К лету 1941 года комплектуют пять воздушно-десантных корпусов каждый численностью 10 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвуют в ожесточённых боях на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой в начале 1942 года проходит Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го воздушно-десантного корпуса. Это крупнейшая операция ВДВ в годы войны. Всего в тыл немцев сброшено около 10 тысяч десантников.


В годы войны все воздушно-десантные соединения получают звание гвардейских. 296 десантников — звание Героя Советского Союза.

Исходя из опыта войны в 1946 году, ВДВ выводят из состава ВВС и включают в состав войск резерва ВГК и в непосредственное подчинение министру ВС СССР. Тогда же учреждается должность командующего ВДВ ВС СССР.


Первый командующий ВДВ — генерал-полковник В. В. Глаголев.

В 1954 году командующим ВДВ становится В.Ф. Маргелов (1909-1990), который остается в этой должности с коротким перерывом до 1979 года. С именем Маргелова связана целая эпоха в истории отечественных воздушно-десантных войск, недаром ВДВ получили неофициальное название «Войска Дяди Васи».


В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание стало уделяться новым способам обороны в тылу противника, действиям десанта в условиях применения ядерного оружия. Части ВДВ начинают получать тяжелое вооружение - артиллерийские установки (АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85), гусеничные боевые машины десанта (БМД-1, БМД-2). Военно-транспортная авиация оснащается самолётами Ан-12, Ан-22, которые были способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, боеприпасы. 5 января 1973 года впервые в истории на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б десантируется гусеничная БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командир экипажа — сын Василия Филипповича Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов, механик-водитель — подполковник Зуев Леонид Гаврилович.


ВДВ участвуют в чехословацких событиях 1968 года. Части 7-й и 103-й гвардейских воздушно-десантных дивизий захватывают и блокируют аэродромы Рузина (под Прагой) и г. Брно, подготовки их к приему военно-транспортных самолетов выполняли десантники. Через два часа десантники захватывают четыре моста через Влтаву, здания ЦК КПЧ, издательства, здания МВД, главпочтамта, телецентра, банков и другие важные объекты Праги. Это происходит без единого выстрела.


В дальнейшем части ВДВ участвуют в войне в Афганистане, военных конфликтах на территории бывшего СССР — Чечне, Карабахе, Южной и Северной Осетии, в Оше, Приднестровье и в зоне грузино-абхазского противостояния. Два десантных батальона выполняют задачи

Миротворческих Сил ООН в Югославии.


Сейчас ВДВ — одни из самых боеспособных подразделений Российской Армии. Они составляют основу Сил специальных операций. Ряды ВДВ насчитывают около 35 тысяч солдат и офицеров.


Мировой опыт



ВДВ США имеют богатые традиции и обладают большим боевым опытом. В отличие от России в США ВДВ не являются отдельным родом войск, американцы рассматривают ВДВ как специальный компонент сухопутных войск. Организационно ВДВ США объединены в 18-й воздушно-десантный корпус, в который также входят танковые, мотопехотные, авиационные подразделения. Корпус был сформирован в 1944 году на Британских островах и принимал участие в боевых действиях на территории Западной Европы. Соединения и части из его состава участвовали в боевых действиях в Корее, во Вьетнаме, на Гренаде, в Панаме, в зоне Персидского залива, на Гаити, в Ираке и Афганистане.


В настоящее время в состав корпуса входят четыре дивизии и разнообразные части и подразделения поддержки. Общая численность личного состава составляет 88 тысяч человек. Штаб корпуса находится в Форте-Брэгг, Северная Каролина.


ВДВ Великобритании


В британской армии ВДВ также не образуют отдельный род войск, а входят в состав Сухопутных сил.


На сегодняшний день Вооруженные силы Великобритании имеют одну — 16-ю десантно-штурмовую бригаду в составе 5-й дивизии Британской армии. Она была сформирована 1 сентября 1999 года, включив в свой состав части 5-ой воздушно-десантной бригады и 24-ой воздушной бригады. В ее состав входят воздушно-десантные, пехотные, артиллерийские, медицинские и инженерные части.


Основной упор в британской военной доктрине применения ВДВ делается на воздушный десант при поддержке вертолетных частей.


Свое название бригада получила в наследство от 1-ой и 6-ой воздушно-десантных дивизий, времён Второй Мировой войны. Эмблема «Нападающий орел» была позаимствована у Центра Специальной подготовки, который находился в Лохайлоте, в Шотландии.


16-ая бригада — основное ударное подразделение Британской армии, поэтому она принимает участие во всех военных операциях, проводимых Великобританией: Сьерра-Леоне, Македония, Ирак, Афганистан.


Личный состав бригады насчитывает 8000 служащих, что делает ее самой большой по численности из всех бригад британской армии.


ВДВ Франции


ВДВ Франции входят в состав Сухопутных войск и представлены 11-ой парашютной дивизией. Дивизия делится на две бригады и состоит из семи подразделений, по численности соответствующих батальону: 1-го парашютного полка морской пехоты, 2-го иностранного парашютно-десантного полка Иностранного легиона, 1-го и 9-го полков парашютистов-коммандос (легкая пехота), 3-го, 6-го и 8-го парашютных полков морской пехоты.


Штаб дивизии находится в Тарбе, в провинции Верхние Пиренеи. Личный состав насчитывает около 11 000 человек.


Французские десантники участвовали во всех военных конфликтах Франции последнего времени от войны в Индокитае до миротворческой операции в Мали.


ВДВ Германии


Немецкие десантники составляют основу сил специальных операций бундесвера. Организационно воздушно-десантные войска представлена в виде Дивизии специальных операций со штабом в Регенсбурге. В состав Дивизии входят: отряд специального назначения КСК («Kommando Spezialkrafte»), сформированный на базе бывшей 25-й парашютно-десантной бригады; 26-я парашютно-десантная бригада; 31-я парашютно-десантная бригада; а 4-й полк управления и связи; зенитно-ракетная батарея; 310-я отдельная рота разведки; 200-я разведывательно-диверсионная рота. Личный состав насчитывает 8 тысяч человек.


Десантники бундесвера принимают активное участие во всех миротворческих и войсковых операциях ООН и НАТО, проводимых в последнее время.


ВДВ Китая


В Китае воздушно-десантные войска входят в состав ВВС. Они сведены в 15-й воздушно-десантный корпус (штаб в г. Сяогань, провинция Хубэй), который состоит из трёх воздушно-десантных дивизий - 43-ю (Кайфын, провинция Хубэй), 44-ю (Иншань, провинция Хубэй) и 45-ю (Хуанпи, провинция Хубэй).


В настоящее время в воздушно-десантных войсках ВВС НОАК насчитывается, по разным оценкам, от 24 до 30 тыс. человек личного состава.

Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт,
откуда города и сёла кажутся игрушечными,
кто ни разу не испытывал радости и страха
свободного падения, свист в ушах, струю ветра
бьющего в грудь, тот никогда не поймёт
чести и гордости десантника...
В.Ф. Маргелов

Воздушно-десантные войска (ВДВ), высокомобильный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. ВДВ РФ являются средством ВГК и могут составлять основу мобильных сил. Они подчиняются непосредственно командующему ВДВ и состоят из воздушно-десантных дивизий, бригад, отд. частей и учреждений.

Создание Воздушно-десантных войск.

История Воздушно-десантных войск берёт своё начало со 2 августа 1930 года - на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху.

Реввоенсовет Красной Армии одной из задач на 1931 год определял: "…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места". Обращалось внимание на необходимость глубокой разработки организационной структуры и теории боевого применения воздушно-десантных войск.

Первым подразделением ВДВ стал сформированный в 1931 году в Ленинградском военном округе авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека. Командиром отряда был назначен Е.Д.Лукин. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. В нём, в частности, отмечалось, что развитие авиационной техники, а также достигнутые результаты в конструировании и сбрасыванию с самолётов бойцов, грузов и боевых машин требуют организации новых боевых подразделений и соединений РККА. В целях развития воздушно-десантного дела в РККА, подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на неё обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск. А уже в начале 1933 года в этих округах были сформированы авиационные батальоны особого назначения. К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Боевой путь ВДВ отмечен многими памятными датами. Так, в вооружённом конфликте на Халхин-Голе приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада (командир - подполковник Н.И.Затевахин). Во время советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204 и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.

В ДВ в годы Великой Отечественной войны.

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовали в ожесточённых боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининградского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го ВДК (командир - генерал-майор А.Ф. Левашов, затем - полковник А.Ф. Казанкин). Это наиболее крупная операция ВДВ в годы войны. Всего было выброшено в тыл немцев около 10 тыс. десантников. Части Воздушно-десантного корпуса во взаимодествии с кавалеристами генерала П.А. Белова, прорвавшимися в тыл противника, вели боевые действия до июня 1942 года. Десантники действовали дерзко, смело и исключительно настойчиво. Почти за шесть месяцев воины-десантники прошли по тылам немецко-фашистских войск около 600 км, уничтожили до 15 тыс. солдат и офицеров противника.Боевые заслуги воинов-десантников в ходе Великой Отечественной Войны были оценены весьма высоко. Всем воздушно-десантным соединениям было присвоено звание гвардейских. Тысячи солдат, сержантов и офицеров ВДВ награждены орденами и медалями, а 296 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

ВДВ в послевоенные годы.

В этот период Воздушно-десантные войска начали строиться на других организационных и технических принципах, но обязательно с учётом опыта тех, кто в годы войны создал десантную школу победы, славы и профессионализма. В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание уделялось новым способам обороны в тылу противника, живучести десанта, взаимодействию с наступающими войсками при форсировании водных преград, действиям десанта в условиях применения ядерного оружия. Военно-транспортная авиация оснащается самолётами Ан-12, Ан-22, которые способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, большие запасы материальных средств. С каждым годом увеличивалось число учений с применением воздушных десантов. В марте 1970 года в Белоруссии проводилось крупное общевойсковое учение "Двина", в котором принимала участие 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознамённая дивизия. Всего за 22 минуты было обеспечено десантирование более 7 тыс. Десантников и свыше 150 единиц боевой техники. А с середины 70-х годов Воздушно-десантные войска стали интенсивно "укрываться бронёй".

Обученность, боеспособность десантников потребовались России и на более высоком уровне - в миротворческой миссии ООН. Сейчас в бывшей Югославии нет батальона российских десантников."Русбат 1" находился в Сербской Краине, на границе Сербии и Хорватии. "Русбат 2" - в Боснии, в районе Сараево. По оценке ООН, "голубые береты" России - пример выучки, дисциплины и надежности.

За славную и многотрудную историю ВДВ народ и армия любят и уважают э тот мужественный род войск. ВДВ - это войска сурового морального и ../fotos/foto-after_gpw-2.html физического климата, который научил десантника принципу - "служить до упора", "до выполнено", "до победы".История подтверждает, что всему приходит свое время. Десантники и 30-х, и 40-х, и 80-х годов внесли свой вклад в защиту Отчизны, в дело повышения обороноспособности страны. Так будет и дальше

Обучение десантника .

Одна из главных задач в организации боевой подготовки ВДВ - научить десантника метко стрелять. Причём из любого положения, на ходу, с короткой остановки, днём и ночью. Стрелять снайперски, экономно расходовать боеприпасы. В настоящем бою десантник чаще ведёт огонь из автомата одиночными выстрелами. Каждый патрон у него на вес золота.

Нелёгок ратный труд десантника: с полной боевой выкладкой марш-бросок на стрельбище или на полигон и там с ходу - боевая стрельба в составе взвода или роты. А батальонное тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой - это трое суток напряжения, когда нельзя расслабиться ни на минуту. В ВДВ всё максимально приближено к боевой обстановке: прыжок с парашютом с самолёта; сбор на площадке приземления - как в бою, особенно ночью; поиск своей боевой машины десанта (БМД) и приведение её в боевое положение - всё как на войне.

Особое внимание в ВДВ уделяется морально-психологической и физической подготовке личного состава. Каждое утро у десантников начинается с напряжённой физзарядки, регулярно проводятся интенсивные занятия по физической подготовке, и уже через два-три месяца молодой солдат ощущает небывалый прилив сил, приобретает устойчивость к укачиванию, к большим физическим нагрузкам. Непременной составной частью каждого занятия по физической подготовке является рукопашный бой. Учебные схватки проводятся в парах, а также с превосходящим по численности "противником". Бег и марш-броски вырабатывают у человека отличную выносливость. В ВДВ не зря говорят: "Десантник бежит, сколько может, а после этого - ещё сколько надо".


твенной боязнью прыжка, с недостаточной психологической подготовкой по преодолению страха. Командование ВДВ считает верным принцип: каждый десантник обязан лично сам укладывать свой парашют. Это многократно повышает ответственность, и после двух-трёх учебных укладок воин в состоянии под наблюдением инструктора подготовить парашют к прыжку. Программа занятий по наземной подготовке парашютиста включает тренировку тела, вестибулярного аппарата на устойчивость к укачиванию, воли, воспитание смелости, решительности, мужества. Подготовка к прыжку длится долгие часы, дни, а иногда недели, но сам прыжок - всего лишь краткий миг в жизни десантника.

Боевые возможности
воздушно-десантных войск.

Для выполнения поставленных задач ВДВ оснащаются боевыми машинами, самоходными артиллерийскими, противотанковыми и зенитными средствами, а также средствами управления и связи. Имеющаяся парашютно-десантная техника позволяет выбрасывать десанты и грузы в любых условиях погоды и местности, днем и ночью с различных высот. До распада СССР в боевом составе ВДВ насчитывалось 7 воздушно-десантных дивизий.

Сегодня воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России. В их составе четыре воздушно-десантные дивизии , одна воздушно-десантная бригада, учебный центр ВДВ , части боевого обеспечения и Рязанский институт воздушно-десантных войск .

На базе передовых соединений организуются сборы руководящего состава. В ходе них проводятся показные полковые учения с десантированием, форсированием водной преграды, совершением марша на 150 километров на новых машинах БМД-3 и боевой стрельбой.

Помимо учебно-боевых задач десантники выполняют ответственные миротворческие задачи. Сегодня полторы тысячи десантников находятся в Боснии и Герцеговине, столько же личного состава и в Абхазии. В Дагестане сформирована маневренная войсковая группа в количестве 500 человек.К слову, эта группа во время боевых действий в Чечне выполняла задачи под Бамутом. Ныне подразделения используются для охраны аэродромов, радиолокационныхстанций противовоздушной обороны и других важных объектов.

Боевой путь 76-й воздушно-десантной дивизии.

Днем создания 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии является 1 сентября 1939 года.

Первым командиром дивизии был полковник Глаголев Василий Васильевич. Базой для развертывания 157-й стрелковой дивизии (ее первичное наименование) послужил 221-й Черноморский стрелковый полк 74-й Таманской стрелковой дивизии, созданный в 1925 году на основе 22-й Железной Краснодарской стрелковой дивизии.

К началу Великой Отечественной войны дивизия находилась в составе войск Северо-Кавказского военного округа и с началом боевых действий получила задачу подготовить оборонительный рубеж по черноморскому побережью.

15 сентября 1941 года дивизия направляется на помощь героическим защитникам Одессы. 22 сентября подразделения соединения сменили оборонявшихся и к рассвету заняли исходные позиции для наступления. В ходе этого наступления дивизия выполнила поставленную задачу и овладела совхозом Ильичевка и селением Гильдендорф. Военный совет Одесского оборонительного района высоко оценил боевую деятельность дивизии в ее первом бою за город. За мужество и отвагу командующий оборонительным районом объявил личному составу соединения благодарность. Так состоялось боевое крещение дивизии.

К 20 ноября 1941 года дивизия вернулась в Новороссийск и приняла участие в Феодосийской десантной операции, которую Закавказский фронт проводил совместно с Черноморским флотом. В результате этой операции был очищен от врага Керченский полуостров и оказана большая поддержка осажденному Севастополю.

С 25 по 30 июля 1942 года дивизия вела активные боевые действия по уничтожению гитлеровцев, переправившихся на левый берег Дона. За успешные боевые действия и освобождение станицы Красноярская командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С.М. Буденный объявил личному составу благодарность.

К 4 августа 1942 года соединение отошло на северный берег реки Аксай. С 6 по 10 августа его подразделения вели непрерывные бои, стремясь сбить противника с захваченных им плацдармов и не давая развить наступление. В этих боях отличился пулеметчик рядовой Ермаков. На его боевом счету свыше 300 истребленных гитлеровцев. Именем Афанасия Ивановича Ермакова, скромного и бесстрашного пулеметчика, был открыт в дивизии славный список Героев Советского Союза. Это звание было присвоено Ермакову Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 ноября 1942 года.

С сентября 1942 года дивизия в составе 64-й армии занимала оборону на рубеже Горная Поляна - Елхи.

С 10 января 1943 года соединение в составе войск Сталинградского фронта перешло в решительное наступление по уничтожению окруженного противника.

До 3 июля 1943 года подразделения дивизии находились в составе Брянского фронта в районе города Белев Тульской области.

12 июля части соединения на подручных средствах начали форсирование Оки. К исходу дня гвардейцы овладели плацдармами и уничтожили более 1500 солдат и офицеров противника, 45 огневых точек, 2 танка, пленили 35 гитлеровцев. В числе других личный состав 76-й дивизии был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего.

8 сентября дивизия выступает из района Орла под Чернигов. За трое суток непрерывного наступления она продвинулась на 70 километров и на рассвете 20 сентября подошла к деревне Товстолес, в трех километрах северо-восточнее Чернигова, а затем, овладев городом, продолжила наступление на запад. Приказом Верховного Главнокомандующего от 21 сентября 1943 года № 20 дивизии была объявлена благодарность и присвоено почетное наименование Черниговская.

В составе 1-го Белорусского фронта 17 июля 1944 года дивизия начала наступление северо-западнее Ковеля. 21 июля авангарды соединения с жестокими боями стали продвигаться на север, к Бресту. 26 июля войска, наступавшие с севера и с юга, соединились в 20 - 25 километрах западнее Бреста. Группировка врага попала в окружение. На следующий день дивизия перешла к активным действиям по уничтожению окруженного противника. За выход на Государственную границу СССР и освобождение города Брест дивизия награждена орденом Красного знамени.

25 января 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта стремительным маршем подразделения дивизии перекрыли выход из города Торунь окруженной 32-тысячной группировки противника. Группировка врага, оборонявшая Торунь - мощный опорный пункт на Висле, - перестала существовать.

23 марта дивизия штурмом овладевает городом Цоппот, выходит к Балтийскому морю и разворачивается фронтом на юг. К утру 25 марта в составе корпуса дивизия захватывает город Оливу и устремляется на Данциг. 30 марта ликвидация данцигской группировки была завершена.

Совершив марш из Данцига в Германию, 24 апреля дивизия сосредоточилась в районе Кортенхатен, в 20 километрах южнее Штеттина. На рассвете 26 апреля соединение на широком фронте форсировало канал Рондов и, прорвав оборонительный рубеж противника, к исходу дня очистило от гитлеровцев город Прецлаву.

2 мая дивизия овладела городом Гюстров, а 3 мая, пройдя еще около 40 километров, очистила от врага города Каров и Бютцов. Передовые отряды вышли к Балтийскому морю и на окраине города Висмар встретились с частями воздушно-десантной дивизии экспедиционной армии союзников. На этом 76-я дивизия закончила боевые действия против немецко-фашистских войск и приступила к несению патрульной службы на побережье.

За годы войны высокое звание Героя Советского Союза в дивизии получили 50 бойцов, а свыше 12 тысяч награждены орденами и медалями.

Сразу после войны 76-я дивизия передислоцируется из Германии на территорию Советского Союза, в тот же период преобразовывается в воздушно-десантную.

Весной 1947 года дивизия была передислоцирована в город Псков. Так начался новый этап в истории соединения.

Год от года поднималось мастерство парашютистов-десантников. Если раньше главной задачей становилось обучение парашютным прыжкам, а действия на поле боя отрабатывались без десантирования, то с 1948 года начинаются ротные тактические учения с практическим десантированием. Летом того же года проводится первое показное батальонное тактическое учение с десантированием. Им руководил командир дивизии, в последующем легендарный командующий ВДВ генерал В.Ф. Маргелов.

Личный состав дивизии принимал участие в учениях "Днепр". Гвардейцы продемонстрировали высокую ратную выучку, заслужив благодарность командования.

С каждым последующим годом дивизия наращивала свое боевое мастерство. В марте 1970 года личный состав дивизии принял участие в крупном общевойсковом учении "Двина". Действия десантников были высоко оценены командованием.

Высокое мастерство показали гвардейцы-десантники соединения и на учениях "Осень-88".

В период с 1988 по 1992 год десантникам дивизии пришлось "тушить" межнациональные конфликты в Армении и Азербайджане, Грузии, Киргизии, Прибалтике, Приднестровье, Северной и Южной Осетии.

В 1991 году 104-й и 234-й гвардейские парашютно-десантные полки были награждены Вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть". Ранее Вымпелом МО СССР была награждена дивизия в целом и ее артиллерийский полк.

Черной страницей вписаны в историю дивизии события в Чечне в 1994-1995 годах. 120 солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров погибли, до конца выполнив свой воинский долг. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по наведению конституционного порядка на территории Чечни, многие гвардейцы-десантники награждены орденами и медалями, а десять офицеров удостоены высокого звания Героя Российской Федерации. Двоим из них - командиру разведывательной роты гвардии капитану Юрию Никитичу и командиру батальона гвардии подполковнику Сергею Пятницких это высокое звание присвоено посмертно.

17 ноября 1998 года один из старейших полков дивизии и в Вооруженных Силах РФ - 1140-й дважды Краснознаменный артиллерийский полк отметил свое 80-летие. Сформированный на базе 22-го артиллерийского дивизиона 22-й Железной Краснодарской стрелковой дивизии, ведущей свою историю с 1918 года, артиллерийский полк прошел славный боевой путь, в его рядах воспитанно 7 Героев Советского Союза. Свой юбилей воины-артиллеристы встретили высокими показателями в боевой учебе, полк был признан лучшим в Воздушно-десантных войсках.

С 18 августа 1999 года личный состав соединения принимал участие в ликвидации незаконных вооруженных бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в составе полковой тактической группировки. За этот период времени воинам-десантникам соединения пришлось принять участие во многих боевых операциях, в том числе по освобождению населенных пунктов Карамахи, Гудермес, Аргун, по блокированию Веденского ущелья. В большинстве операций личный состав получил высокую оценку Объединенного командования группировки войск на Северном Кавказе, проявляя при этом мужество и героизм.

Память о них навсегда останется в наших сердцах.

История прославленного соединения продолжается. Ее вершат молодые гвардейцы, преемники боевой славы фронтовиков. Ее дополняют своими ратными делами солдаты, сержанты и офицеры, которые сегодня несут свою почетную службу под боевым орденоносным Знаменем дивизии.

В настоящее время в дивизии проходят службу военнослужащие по контракту (контрактники).

Современные ВДВ

Коренные изменения военно-политической обстановки в мире, происшедшие в последние годы,повлекли за собой принципиальный пересмотр и уточнение взглядов на обеспечение военной безопасности государства, формы, способы и средства её достижения. Реально оценивая положение России, размеры её территории, протяжённостьграниц, нынеш-
нее состояние Вооружённых Сил, следует исходить из необходимости иметь развёрнутые группировки войск, которые гарантированно обеспечивали бы безопасность России на всех стратегических направлениях.

В связи с этим резко возрастает значение мобильных сил, способных в угрожаемый период в кротчайшие сроки перемещаться по воздуху на любое стратегическое направление в границах Российской Федерации, обеспечить прикрытие участков государственной границы и содействовать своевременному развёртованию
и созданию группировки Сухопутных войск, выполнять задачи по пресечению вооруженных конфликтов и стабилизации обстановки в удалённых регионах России. ВДВ обладают высокой степенью стратегической и оперативно-тактической мобильности. Их соединения и части полностью аэротранспортабельны, автономны в бою, они могут использоваться на любой местности, десантироваться парашютным способом в районы, недоступные для действий сухопутных войск. Верховное Главное Командование и Генеральный штаб, используя ВДВ, могут своевременно и гибко реагировать на любом операционном или стратегическом направлении.

В настоящее время основными задачами Воздушно-
десантных войск являются:
В мирное время - проведение самостоятельно миро-
творческих операций или участие в многосторонних
акциях по поддержанию (установлению) мира по ре-
шению ООН, СНГ в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации.
В угрожаемый период - усиление войск прикрытия
государственной границы, участие в обеспечении
оперативного развёртывания группировок войск на
угрожаемых направлениях, выброска парашютных
десантов в трудодоступные районы; усиление охраны
и обороны важных государственных объектов; борьба
со специальными войсками противника; содействие
другим войскам и органам безопасности в борьбе с
терроризмом и в иных действиях в целях обеспечения
национальной безопасности Росийской Федерации.

В ходе военных действий - высадка различных по
составу и предназначению воздушных десантов и
ведение боевых действий в тылу противника по за-
хвату и удержанию, выводу из строя или уничтоже-
нию важных объектов, участие в разгроме либо бло-
кировании группировок противника прорвавшихся в
оперативную глубину наших войск, а также в блоки-
ровании и уничтожении высадившихся воздушных
десантов.

Воздушно-десантные войска представляют собой ту основу, на базе которой можно развернуть в будущем универсальные мобильные силы. Верховный Главнокомандующий в ряде документов и поручений потребовал от Правительства и Министерства обороны при разработке планов военной реформы предусмотреть развитие ВДВ. В частности, обеспечить их укомплектованность личным составом, вооружением и техникой, готовность к немедленным действиям, не допустить утраты ведущих позиций России в разработке вооружения и военной техники для ВДВ. Верховный Главнокомандующий подтвердил, что ВДВ является его резервом, основой сил по проведению миротворческих операций.
Командованием и штабом Воздушно-десантных войск разработан замысел их дальнейшего строительства предусматривающий развитие ВДВ как самостоятельного рода войск ВС РФ, способного в короткие сроки привести свои части и подразделения в боевую готовность для выполнения задач по прямому предназначению. Главная задача реформирования ВДВ состоит в оптимизации организационно-штатной структуры в соответствии с установленной численностью. Основные усилия направляются: во-первых, на современную подготовку будующих командиров парашютно-десантных подразделений, кузницей которых является единственный в мире Рязанский институт ВДВ. Во вторых: на повышение боевых возможностей соединений, частей и подразделений, их аэромобильности, способности вести самостоятельные боевые действия, как в качестве воздушных десантов, так и в составе группировок Сухопутных войск и контингентов миротворческих сил. Приорететное внимание будет уделяться парашютнодесантным полкам и батальонам, системам управления, связи и разведке, а так же оснащению войск боевыми машинами нового поколения. В дальнейшем реформировать ВДВ предусматривается по двум направлениям: уменьшить количество соединений, предназначенных для десантирования парашютным способом; создать на базе некоторых воздушно-десантных соединений и частей аэромобильные десантно-штурмовые соединения и части для действия на вертолётах, а так же силы специальных операций.

Сейчас "Голубые Береты" составляют боевую основу настоящей и будущей армии России.ВДВ входят в состав мобильных войск и всегда готовы к бою.История ВДВ продолжается.

Задайтесь им сами. Наверное, большинство ответит: Искусство - это архитектура, ваяние, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах, - предполагая, что дело, о котором он говорит, одинаково понимается всеми людьми. Но в архитектуре бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и постройки, имеющие претензии на предмет искусства, но им не являющиеся ввиду своего уродства. Так в чем же признак предмета искусства?

Среднеобразованный человек нашего круга и даже художник, не занимавшийся специально эстетикой, не затруднится этим вопросом; «Искусство - это деятельность, которая проявляет красоту» , - ответит такой человек.

Для среднестатистического человека кажется ясным и понятным то, что искусство есть проявление красоты, и красотою объясняются для него все вопросы искусства. Тогда что же такое красота, которая составляет, по его мнению, содержание искусства? Под словом «красота» мы разумеем только то, что нравится нашему зрению. Для того, чтобы точнее понять стереотип о красоте, приведу ряд примеров из эстетик европейских философов:

Основатель эстетики Баумгартен пишет, красота это - соответствие, то есть порядок частей во взаимном отношении между собой и их отношении к целому. Цель же самой красоты в том, чтобы нравиться и возбуждать желание.

Писатели Шюц, Зульцер, Мендельсон и Мориц ставят целью искусства не красоту, а добро.

По Мендельсону (1729–1786): Доведение прекрасного, познаваемого смутным чувством, до истинного и доброго. Цель же искусства есть нравственное совершенство.

По Винкельману (1717–1767): Красота же бывает трех родов: 1) красота форм, 2) красота идеи и 3) красота выражения, которая возможна только при присутствии первых двух условий; эта красота выражения есть высшая цель искусства, которая и осуществлена в античном искусстве, вследствие чего искусство теперешнее должно стремиться к подражанию древнему.

По Шэфтсбери (1670–1713): То, что красиво, то гармонично и пропорционально; что красиво и пропорционально, то правдиво; что же красиво и в одно и то же время правдиво, то приятно и хорошо.

По Гутчисону (1694–1747): Цель искусства есть красота, сущность которой состоит в проявлении единства во множестве.

По Гому (1696–1782): Красота есть то, что приятно. И потому красота определяется только вкусом.

По Бёрку (1730–1797): Величественное и прекрасное, которые составляют цель искусства, имеют своим основанием чувство самосохранения и чувство общественности.

По Бате (1713–1780): Искусство состоит в подражании красоте природы и цель его есть наслаждение.

По Гемстергюису (1720–1790): Красота есть то, что доставляет наибольшее наслаждение, а доставляет наибольшее наслаждение то, что дает нам наибольшее число идей в наикратчайшее время.

По Канту: Красота без понятия и без практической выгоды, вообще необходимо нравится, в объективном же смысле это есть форма целесообразного предмета в той мере, в которой он воспринимается без всякого представления о цели.

По Шиллеру: Красота, источник которой есть наслаждение без практической пользы. Так что искусство может быть названо игрой, но не в смысле ничтожного занятия, а в смысле проявления красоты самой жизни, не имеющей другой цели, кроме красоты.

По Фихте (1762–1814): Мир, то есть природа, имеет две стороны: он есть произведение нашей ограниченности и он есть произведение нашей свободной идеальной деятельности. В первом смысле мир ограничен, во втором - он свободен. В первом смысле «всякое тело ограничено, искажено, сжато, стеснено, и мы видим уродливость, во втором мы видим внутреннюю полноту, жизненность, возрождение, - видим красоту.»

По Адаму Мюллеру (1779–1829): есть две красоты: одна - общественная красота, которая притягивает людей, как солнце притягивает планеты, - это красота преимущественно античная, и другая красота - индивидуальная, которая делается таковой, потому что созерцающий делается сам солнцем, притягивающим красоту, - это красота нового искусства.

По Зольгеру (1780–1819): Идея красоты есть основная идея всякой вещи. В мире мы видим только извращение основной идеи, - искусство же фантазией может подняться до высоты основной идеи. И потому искусство есть подобие творчества.

По Краузе (1781–1832): истинная реальная красота есть проявление идеи в индивидуальной форме; искусство же есть осуществление красоты в сфере человеческого свободного духа.

По Гегелю (1770–1831): Красота есть просвечивание идеи через материю. Истинно прекрасное есть только дух и все то, что причастно духу, и потому красота природы есть только отражение красоты, свойственной духу: прекрасное имеет только духовное содержание.

По Руге (1802–1880): Красота есть сама себя выражающая идея. Дух, созерцая сам себя, находит себя выраженным или вполне - и тогда это полное выражение себя есть красота, или не вполне - и тогда в нем является потребность изменить свое несовершенное выражение, и тогда дух становится творческим искусством.

По Фишеру (1807–1887): Красота есть идея в форме ограниченного проявления. Идея же сама не нераздельна, а составляет систему идей, которые представляются восходящей и нисходящей линией. Чем выше идея, тем больше она содержит красоты, но и самая низкая содержит красоту, потому что составляет необходимое звено системы.

По Гербарту (1766–1841): красоты самой в себе нет и не может быть, а есть только наше суждение. И эти основы суждений находятся в отношении впечатлений. Есть известные отношения, которые мы называем прекрасными, и искусство состоит в нахождении этих отношений - одновременных в живописи, пластике и архитектуре, и последовательных и одновременных в музыке, и только последовательных в поэзии.

По Шопенгауэру (1788–1860): Отрешение от своей индивидуальности и созерцание одной из этих ступеней проявления воли дает нам сознание красоты.

По Гартману (1842): Красота лежит не во внешнем мире, не в вещи самой в себе, и тоже не в душе человека, а в кажущемся, которое производится художником. Вещь сама в себе не красива, но художник превращает ее в красоту.

По Шнассе (1798–1875): Красоты нет в мире. В природе есть только приближение к ней. Искусство дает то, чего природа не может дать. В деятельности свободного я, сознающего гармонию, которой нет в природе, проявляется красота.

По Бергману: Красоту определить объективно невозможно: красота познается субъективно, и потому задача эстетики состоит в том, чтобы определить, что кому нравится.

По Юнгману (ум. 1885): Красота есть, во-первых, сверхчувственное свойство, во-вторых, красота производит в нас удовольствие одним созерцанием.

По Тэну (1828–1893): Красота есть проявление существенного характера какой-либо значительной идеи, более совершенное, чем то, в каком она выражается в действительности.

По Шербюлье: Искусство есть деятельность, удовлетворяющая 1) нашей врожденной любви к образам, 2) вносящая в эти образы идеи и 3) доставляющая наслаждение «одновременно нашим чувствам, сердцу и разуму. Красота же, по Шербюлье, не присуща предметам, а есть акт нашей души. Красота есть иллюзия. Нет абсолютной красоты, но кажется прекрасным то, что кажется нам характерным и гармоничным.»

По Костеру: Идеи красоты, добра и истины врожденны. Эти идеи просвещают наш ум и тожественны с богом, который и есть добро, истина и красота. Идея же красоты включает в себя единство сущности, разнообразие составляющих элементов и порядок, который вносит единство в разнообразие проявлений жизни.

По Верону (1825–1889): Искусство есть проявление чувства, передающегося вовне сочетанием линий, форм, красок или последовательностью жестов, звуков или слов, подчиненных известным ритмам.

По Чарльзу Дарвину (1809–1883): Красота есть чувство, свойственное не одному человеку, но и животным, и потому и прародителям человека. Птицы украшают свои гнезда и оценивают красоту в своих парах. Красота имеет влияние на браки. Красота включает в себя понятие различных характеров. Происхождение искусства музыки есть призыв самцами своих самок.

По Спенсеру: происхождение искусства есть игра. В низших животных вся энергия жизни растрачивается на поддержание и продолжение жизни; в человеке же остается, после удовлетворения этих потребностей, еще излишек силы. Этот-то излишек и употребляется на игру, переходящую в искусство. Игра есть подобие настоящего действия; то же есть искусство.

По Морлею, красота находится в душе человека. Природа говорит нам о божественном, и искусство есть это гиероглифическое выражение божественного.

По Гранту-Аллену: Красота имеет физическое происхождение. Он говорит, что эстетическое удовольствие происходит от созерцания прекрасного, понятие же прекрасного получается от физиологического процесса. Начало искусства - это игра; при избытке физических сил человек отдается игре, при избытке воспринимательных сил человек отдается деятельности искусства.

По Керду: Красота дает нам средства полного постигновения объективного мира без соображений с другими частями мира, как это неизбежно для науки. И поэтому искусство уничтожает противоречие между единством и множеством, между законом и явлением, субъектом и объектом, соединяя их в одно. Искусство есть проявление и утверждение свободы, потому что оно свободно от темноты и непостижимости конечных вещей.

По Найту: Красота есть, соединение объекта с субъектом, есть извлечение из природы того, что свойственно человеку, и сознание в себе того, что обще всей природе.

Все эстетические определения красоты сводятся к двум основным воззрениям, первое - красота есть нечто существующее само по себе, одно из проявлений абсолютно совершенного: идеи, духа, воли, бога; и другое - красота есть получаемое нами удовольствие, не имеющее цели личной выгоды. Выписанные здесь суждения о красоте и искусстве далеко не все, что написано об этом предмете. И каждый день являются новые писатели об эстетике, и в их суждениях та же странная заколдованная неясность и противоречивость в определении красоты.

Красота по Толстому в смысле субъективном это то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее.

Видеть цель и назначение искусства в получаемом нами от него наслаждении - все равно, что приписывать, как это делают люди, стоящие на самой низшей степени нравственного развития (дикие, например), цель и значение пищи в наслаждении, получаемом от принятия ее. Европейские философы целью искусства ставят получаемое от него наслаждение, а не назначение его в жизни человека и человечества.

Для того, чтобы точно определить искусство, надо перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы увидем, что искусство есть одно из средств общения людей между собой.

Всякое произведение искусства делает то, что воспринимающий вступает в известного рода общение с производившим или производящим искусство и со всеми теми, которые одновременно с ним, прежде или после его восприняли или воспримут то же художественное впечатление.

Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство. Особенность же этого средства общения, отличающая его от общения посредством слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства.

Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство, которое испытал человек, выражающий свое чувство.

Самый простой пример: человек смеется - и другому человеку становится весело; плачет - человеку, слышащему этот плач, становится грустно; человек горячится, раздражается, а другой, глядя на него, приходит в то же состояние. Человек высказывает своими движениями, звуками голоса бодрость, решительность или, напротив, уныние, спокойствие, - и настроение это передается другим. Человек страдает, выражая стонами и корчами свое страдание, - и страдание это передается другим; человек высказывает свое чувство восхищения, благоговения, страха, уважения к известным предметам, лицам, явлениям, - и другие люди заражаются, испытывают те же чувства восхищения, благоговения, страха, уважения к тем же предметам, лицам, явлениям, но это еще не есть искусство.

- Искусство начинается тогда, когда человек с целью
передать другим людям испытанное им чувство,
вызывает его известными внешними знаками.

Остров мёртвых. Арнольд Бёклин, 1880-1886. Дерево, масло. 80×150 см

Например, если мальчик, испытавший страх от встречи с волком, рассказывает эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и т. п. Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство, заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил рассказчик, - есть искусство.

Если мальчик и не видал волка, но часто боялся его и, желая вызвать чувство испытанного им страха в других, придумал встречу с волком и рассказывал ее так, что вызвал своим рассказом то же чувство в слушателях, какое он испытывал, представляя себе волка, - то это тоже искусство. Точно так же будет искусство то, когда человек, испытав в действительности или в воображении ужас страдания или прелесть наслаждения, изобразил на полотне или мраморе эти чувства так, что другие заразились ими. И точно так же будет искусство, если человек испытал или вообразил себе чувство веселья.

- Как только зрители, слушатели заражаются
тем же чувством, которое испытывал
сочинитель, это и есть искусство.

Алёнушка. Виктор Васнецов, 1881. Холст, масло. 173×121 см

Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.

Материал взят из книги Льва Николаевича Толстого «Об искусстве».

Искусство - сфера человеческой деятельности, охватывающая творческую работу по созданию эстетически значимых объектов - художественных произведений, способы их хранения и доведения до публики путем включения в процесс общественной коммуникации.

В настоящее время существует множество определений понятия "искусство". Вот некоторые из них:

"Искусство - особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Отображая мир, художник воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира."/Советский энциклопедический словарь/

"Искусством (лат. ars ) именовалась всякая способность производить искуссную, требующую одаренности, знаний и опыта работу".

"Искусство - совокупность всех возможных видов художественного творчества, включая литературу"

Искусство осознается и определяется как совокупность видов искусства, попытки классификации которых можно считать лишь относительно успешными.

С точки зрения используемых материальных условий принято делить искусство на три группы:

1) пространственное (пластическое)

Скульптура, живопись, графика и художественная фотография составляют особую группу изобразительных искусств .

2) временное

    музыка (композиторское искусство)

    литература

3) пространственно - временное

    актерское искусство (а так же основанное на нем так называемое синтетическое искусство: хореография, театр, кино, теле- и видеоискусство, искусство эстрады, цирк)

    компьютерное искусство

В каждой из этих трех групп искусства художественно - творческая деятельность может пользоваться

    знаками изобразительного типа, т.е. предполагающими сходство образов с чувственно - воспринимаемой реальностью (живопись , скульптура , графика - так называемые изобразительные искусства ; литература; актерское искусство)

    знаками неизобразительного типа, т.е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий (архитектура , музыка, танец)

    знаками смешанного изобразительно - неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтез архитектуры или декоративно - прикладного искусства с искусством изобразительным и др.)

Следует учитывать при этом, что список видов искусства не является неизменным во времени и пространстве - в разных культурах и обществах мы имеем дело с разными конфигурациями, к тому же в ряде случаев бывает трудно провести жесткую границу, отделяющую художественную деятельность от нехудожественной (различные виды прикладного искусства , а так же дизайн).

Искусство отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Круг явлений реальной действительности, изображаемый художником, принято называть темой произведения,

внутренний мир изображенного называется идеей, эмоционально выраженное отношение художника к изображаемому - оценкой . Тема, идея и оценка, будучи неразрывны, составляют содержание художественного произведения.

Современными художественными произведениями мы называем такие, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, мастерства. Это единство является основой красоты искусства. Воплощая идеал художника, произведения искусства создаются по законам красоты, становятся воплощением и олицетворением прекрасного.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.




Top