Сборник психологических игр и упражнений. Графическое упражнение « Изобрази злость». Дидактическая игра «Найди пару»

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Птицы»

Цели:

Расширить знания детей о птицах.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о величине (большой-маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый), положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево), геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
Совершенствовать навыки рисования пальчиками и карандашами, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные (ворона, кукушка, воробей, соловей, скворец).
Картинки с изображением павлина, разные по цвету и величине пуговицы.
Прищепки, силуэтные изображения птиц.
Картинки с изображением большого и маленького гнезд, карточки с цифрами 1 и 2, вырезанные из картона яйца.
Силуэтное изображение яйца, разрезанное на две части.
Пластиковый яйца, мелкие игрушки-птицы.
Картинка-фон для рисования ягод, красные пальчиковые краски.
Изображение чайки на палочке.
Парные картинки с изображением птиц.
Картинка фон с кормушкой, клей, крупа, птицы, вырезанные из бумаги.
Картонная заготовка «птица», вырезанные из бумаги крылья, клей. Черный пластилин.
Силуэтные изображения рыб.
Картинки-фоны с изображением скворечника на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши.
Картинка с изображением дятла, ствола дерева с жуками и гусеницей, которые залеплены пластилином, стеки.
Картинка с изображением схемы скворечника, геометрические фигуры из цветного картона, соответствующие схеме.
Картинка-заготовка с изображением синицы, пластилин черного цвета, желтые пальчиковые краски.
Колокольчики.
Аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», «Мы насыплем птичкам крошки», «Соловей» Алябьева.

Слушание голосов птиц

Посмотрите на картинку - это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как ворона «кар-р».

Посмотрите на картинку - это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать как воробей «чик-чирик».

Посмотрите на картинку - это птица кукушка. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как кукушка «ку-ку».

Дидактическое упражнение «Чей голос?»

В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.

В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра «А что внутри яйца?»

Возьмите из корзинки яйцо, раскройте его и посмотрите, что там внутри.

Дети раскрывают пластиковые яйца и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Пальчиковое рисование «Ягоды для птицы»

Зимой птицы лакомятся ягодами, оставшимися на ветвях деревьев. Давайте нарисуем побольше ягод для птиц.


Игра с прищепками «Птичка»

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Аппликация «Птицы на кормушке»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.


Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки»

Дети звенят в колокольчики под музыку.

Конструирование «Скворечник»

Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Вот домик - скворечник - для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.




Какие геометрические фигуры вы использовали? Какого цвета квадрат? Треугольник, круг, прямоугольник?
А теперь возьмите палочку и приделайте скворечнику жердочку, на которую птица будет садиться. А вот и скворец прилетел к вам в скворечник.

Изобразительная деятельность «Помоги птицам прилететь в скворечник»

Возьмите в руки скворечник, домик для птичек, и приложите его к дереву. Молодцы. Давайте приклеим его. А теперь возьмём карандаши и нарисуем дорожку от каждой птицы к скворечнику.



Динамическая пауза «На в дорогу мне торопиться»

Дети двигаются под музыку, изображая полет птицы (ходьба, бег, подскоки).

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Воспроизводится соответствующая аудиозапись.

Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это?


А теперь вам нужно найти на рисунке птицу, которая отличается от других птичек. Где она?

Дидактическая игра «Найди пару»

Выберите себе картинку с птицей. Найдите своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А вот птица, которую зовут павлин. У павлина красивый хвост.


А мы сделаем еще красивее, когда разложим пуговицы на перьях павлиньего хвоста.

Конструирование из бумаги «Птица»

Приклейте своей птице глазки из черного пластилина по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Изобразительная деятельность «Синица»

Из кусочка черного пластилина дети делают глаз птице. А желтой краской пальчиком закрашивают птице брюшко.

Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева. Возьмите стеки и снимите верхнюю часть коры, чтобы найти под ней еду для дятла.


Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Динамическая пауза «Чайки ловят рыбу»

А сейчас дети превращаются в птиц - чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Закладки

Введение Игры и игровые упражнения «Давайте вместе с нами» (игра для детей 3–5 лет) «Жили-были зайчики» (игра для детей 3–5 лет) «Кошка выпускает коготки» (игра для детей 3–5 лет) «Повстречались» (игра для детей 3–5 лет) «Тишина» (игра для детей 3–5 лет) «Воздушный шар» (игра для детей 3–6 лет) «Каравай» (игра для детей 3–6 лет) «Мы погреемся немножко» (игра для детей 3–6 лет) «Пропавшие ручки» (игра для детей 4–5 лет) «Две подружки» (игра для детей 4–6 лет) «Дерево, кустик, травка» (игра для детей 4–6 лет) «Дом» (игра для детей 4–6 лет) «Елочка» (игра для детей 4–6 лет) «Капуста – редиска» (игра для детей 4–6 лет) «Котик к печке подошел» (игра для детей 4–6 лет) «Овощи и фрукты» (игра для детей 4–6 лет) «По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) «Ручки – ножки» (игра для детей 4–6 лет) «Светофор» (игра для детей 4–6 лет) «Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) «Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) «Ты медведя не буди!» (игра для детей 4–6 лет) «У меня, у тебя» (игра для детей 4–6 лет) «У меня есть все» (игра для детей 4–6 лет) «Снежок» (игра для детей 4–6 лет) «Вершки и корешки» (игра для детей 4–7 лет) «Ворота» (игра для детей 4–7 лет) «Дни недели» (игра для детей 4–7 лет) «Жучок» (игра для детей 4–7 лет) «Звериная зарядка» (игра для детей 4–7 лет) «Как живешь?» (игра для детей 4–7 лет) «Летает – не летает» (игра для детей 4–7 лет) «Мартышки» (игра для детей 4–7 лет) «Передай мяч» (игра для детей 4–7 лет) «Ровным кругом» (игра для детей 4–7 лет) «С добрым утром!» (игра для детей 4–7 лет) «Солнышко, заборчик, камешки» (игра для детей 4–7 лет) «Шел король по лесу» (игра для детей 4–7 лет) «Это я» (игра для детей 4–7 лет) «У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) «Будь аккуратным» (игра для детей 5–6 лет) «Береги руки» (игра для детей 5–7 лет) «Волшебное слово» (игра для детей 5–7 лет) «Горячие руки» (игра для детей 5–7 лет) «Зеваки» (игра для детей 5–7 лет) «Земля, вода, воздух» (игра для детей 5–7 лет) «Золотые ворота» (игра для детей 5–7 лет) «Ипподром» (игра для детей 5–7 лет) «Краски» (игра для детей 5–7 лет) «Колечко» (игра для детей 5–7 лет) «Кружочек» (игра для детей 5–7 лет) «Кто ушел?» (игра для детей 5–7 лет) «Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) «Лавата» (игра для детей 5–7 лет) «Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) «Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) «Мы по Африке гуляли» (игра для детей 5–7 лет) «Мяч» (игра для детей 5–7 лет) «Найди и промолчи» (игра для детей 5–7 лет) «Низко – высоко» (игра для детей 5–7 лет) «Почта» (игра для детей 5–7 лет) «Пять имен» (игра для детей 5–7 лет) «Съедобное – несъедобное» (игра для детей 5–7 лет) «Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) «Три, тринадцать, тридцать» (игра для детей 5–7 лет) «Свободное место» (игра для детей 5–7 лет) «Сиди, сиди, Яша» (игра для детей 5–7 лет) «Угадай, что делали» (игра для детей 5–7 лет) «Хлопки» (игра для детей 5–7 лет) «Чистюли» (игра для детей 5–7 лет) «Все наоборот» (игра для детей 6–7 лет) «Делай наоборот» (игра для детей 6–7 лет) «Если нравится тебе…» (игра для детей 6–7 лет) «Запрещенное движение» (игра для детей 6–7 лет) «Колпак мой треугольный» (игра для детей 6–7 лет) «Лево – право!» (игра для детей 6–7 лет) «Людоед» (игра для детей 6–7 лет) «Найди мяч» (игра для детей 6–7 лет) «Отдай честь!» (игра для детей 6–7 лет) «Рожки да ножки» (игра для детей 6–7 лет) «Сосед, подними руку» (игра для детей 6–7 лет) «Стоп!» (игра для детей 6–7 лет) Тот, кому это удастся, становится водящим «Угадай по голосу» (игра для детей 6–7 лет) «Флюгер» (игра для детей 6–7 лет) «Четыре стихии» (игра для детей 6–7 лет) Список литературы Пособия, рекомендуемые к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

«Дерево, кустик, травка» (игра для детей 4–6 лет)

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» – разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Дом» (игра для детей 4–6 лет)

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.) Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.) «Тук-тук-тук – дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.) « Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Наша елочка – краса, Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.) Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

«Капуста – редиска» (игра для детей 4–6 лет)

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» – хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения. Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» – прыжок на месте).

«Котик к печке подошел» (игра для детей 4–6 лет)

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.) Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.) Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

«Овощи и фрукты» (игра для детей 4–6 лет)

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт – поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед.

Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет)

Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) А теперь еще немножко На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.) Мы похлопаем в ладошки, Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.) Стоп. Присядем – отдохнем. (Приседание.) И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

«Ручки – ножки» (игра для детей 4–6 лет)

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Все захлопали в ладоши – (Хлопают в ладоши.) Дружно, веселее! (Стучат ножками.) Застучали наши ножки Громче и быстрее. По коленочкам ударим – (Хлопают по коленкам.) Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем – (Медленно поднимают руки.) Выше, выше, выше! Завертелись наши ручки, (Поворачивают кисти рук то вправо, то влево.) Снова опустились. (Опускают руки.) Покружились, покружились И остановились. (Останавливаются.)

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет)

Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.

Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый – маршируют на месте.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет)

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.) А сынок – малютка просто. (Ставят руки на пояс.) Очень маленький он был, С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.)

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет)

Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:

– Тук-тук-тук!

– Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.)

– Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.)

– Рад всегда! (Три хлопка в ладоши.)

«Ты медведя не буди!» (игра для детей 4–6 лет)

Дети встают в круг, берутся за руки.

Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения:

Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.) А под елкой спит медведь. «Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми»! (Присаживаются на корточки.)

«У меня, у тебя» (игра для детей 4–6 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня, (Показывают руками на себя.) У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.) Блестящие глазки, (Показывают глазки.) У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.) Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.) Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.) У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.) У меня, у тебя розовые щечки. Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

«У меня есть все» (игра для детей 4–6 лет)

Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.) А у чайника – носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.) А у тумбочки – ножки, (Садятся на корточки.) А у кастрюли – ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.) А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.) Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.) А у меня - И ножки, (Показывают ножки.) И ручки, (Показывают ручки.) И носик, (Показывают носик.) И спинка, (Показывают спинку.) И вот еще что - Очень голодный живот! (Показывают живот.)

Это самая большая подборка различных развивающих игр, занятий и упражнений для малышей в возрасте до 2-х лет.

Ролевые игры

  • Положить куклу, мишку спать (качаем, поем колыбельную).
  • Покормить, умыть куклу.
  • Шофер - отвезти игрушку на машинке-грузовичке.
  • Игра с посудкой, в кухню (примерно с 2-х лет).
  • Стираем и развешиваем белье.
  • Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
  • Магазин - покупать игрушки, расплачиваться фантиками.
  • Больница - лечить кукол или маму.

Развитие мышления

  • «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например, сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
  • Сортировать предметы по форме, по размеру, по цвету.
  • Собирать простейшие пазлы или картинки, разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
  • Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
  • Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами.
  • Ближе к двум годам - собирание пирамидки из кубиков разного размера.
  • Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков.
  • Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку).
  • Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания

  • Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
  • Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать, «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  • Игра «Где в этой комнате»? - найти, где в этой комнате белый медвежонок, любимая кукла и т.п.
  • «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
  • «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает, зовя малыша к себе).
  • «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найти предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Лексические темы

  • Посуда.
  • Рыбы.
  • Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  • Машины.
  • Грибы.
  • Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
  • Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
  • Овощи, фрукты.
  • Продукты, еда.
  • Животные домашние.
  • Животные дикие.
  • Одежда.
  • Мебель.
  • Птицы.
  • Части тела, части лица.
  • Насекомые (муравей, пчелка и т.п.).
  • Явления природы

Творчество

  • Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того, они быстро ломаются.
  • Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  • Рисование пальчиками.
  • Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  • Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  • В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто-то раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  • Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально, все-таки большая часть детей успешно осваивает это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками. Такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  • Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки для печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
  • Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
  • Аппликация крупой.
  • Аппликация на тесте (на тесто выкладывают различные предметы (фасоль, мозаику, желуди и т.п и вдавливают в тесто – получаются интересные орнаменты).
  • Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Развитие речи и артикуляции

  • Продолжать учиться звукоподражанию, учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме - продолжать осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили - тренировать речевой аппарат (учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  • Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) - навык индивидуальный, у многих он развивается уже после двух лет.
    Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  • «Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту – как быстро вы заговорите на китайском?).
  • Читать книги.
  • Если ребенок говорит достаточное количество слов - совместно рассказывать стихи (мама начинает - «наша Таня громко…» ребенок продолжает - «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем к двум годам (у всех индивидуально).
  • По возможности побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
  • Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма

  • Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
  • Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  • Знакомимся с понятиями «громко, тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  • Знакомимся с понятиями «быстрая, медленная музыка».
  • «Прислушайся! (Прислушиваемся к разным звукам, как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
    Знакомимся с понятиями «шум, тишина».
  • Прослушивание классической музыки фоном.
  • Активное слушание классической музыки, обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам, как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  • Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух - “принеси куклу, дай мячик”).

Развитие сенсорики

  • Игра с разными материалами - кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  • Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  • Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  • Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.).
  • Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации

  • «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  • Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  • Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  • Катать мячики, машинки.
  • Бросать мячики.
  • Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  • Бить по мячу ногой.
  • Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
  • Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
  • Учиться переносить различные предметы на подносе.
  • На улице - побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти - значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
  • Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
  • Толкать тележку, игрушечную коляску.
  • Тянуть за собой предметы на веревочке.
  • Играть с мамой в догонялки.
  • Игры на фитболе по возрасту.
  • Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
  • Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
  • Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
  • Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
  • Учиться катать машинку через “тоннель”.
  • Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
  • Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и прокалывать их.

Развивающие упражнения в быту
Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если неинтересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

  • Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки - игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
  • Пить из трубочки, из чашки.
  • Учиться соблюдать чистоту во время еды (концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
  • Учиться вытирать со стола.
  • Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
  • Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
  • Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице - не страшно облиться и залить все кругом).
  • Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
  • Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
  • Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
  • Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте - большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения, значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  • Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  • Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить. По-настоящему сопереживать чужому горю ребенок научится позже).
  • Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
  • Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т.п.

Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет

Упражнение «Цвет моего настроения».

Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека.

« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».

Упражнение «Рисуем круги».

Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.

Нарисуйте еще один-два круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.

Упражнение «Рисуем имя».

Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.

После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

Работа со сказкой « Страна Чувств».

«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости. А жителей его звали Радужки.

В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.

Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.

Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.

Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.

Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?

Упражнение «Мимическая гимнастика».

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

Упражнение «Рисуем маски»

Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.

Упражнение « Драматизация с масками».

«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»

Музыкотерапия. Прослушивание произведений классической музыки для детей.

Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»

Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.

Рисование на тему «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.

Упражнение « Радостный танец».

Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.

Графическое упражнение « Изобрази злость».

Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.

Упражнение « Простучи злость на барабане».

Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.

Упражнение «Сундук того, что меня сердит»

« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук. Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.

Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».

Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».

Каждому ребенку предлагается закончить незаконченное предложение.

Задание «Ритуал уничтожения страха»

Участникам предлагается, поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.

Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»

Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».

Участникам предлагается рисовать все, что они захотят пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.

Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».

Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.

Обсуждение: Что можно сказать о звуках мелодии?

Упражнение «Дирижер».

Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.

Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».

Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы

Музыкотерапия. «Мелодия группы».

Участникам рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.

1 задание. Участники пробуют звучание инструмента.

2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.

3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.

Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?

Изотерапия.

«Изобрази на листе бумаги, используя любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.

Танцедвигательное упражнение.

Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.

1.«На выставке».

Цель: дать описание картины, используя образные слова и выражения.

Ход игры: Воспитатель размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки и организует выставку. Назначает экскурсовода, которые производит экскурсию на выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем – то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

2. «Нарисуем картину словами».

Цель: Развивать воображение детей, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Ход игры: Воспитатель: Дети, вы хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закроете глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажете, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все могли мысленно представить эту картину. Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам. Предлагается для этого задания два фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и отрывок из стихотворения «Зимний вечер! Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

3. «Загадка».

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения. Материал: у каждого игрока картинка, перевернутая изображением вниз. Задание: Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки. Вариант игры: Цель: Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. Взрослый выбирает одного- двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой – либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право первым загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

4. «Кто внимательнее».

Цель: Выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.

Ход игры: Воспитатель: Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова. После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.

5. «Я начну, а вы продолжите».

Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Воспитатель составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя, образные обороты речи. - Был ясный морозный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). - Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, молнией). - Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, бухнулся в снег). - Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился….(не покладая рук, без устали, в поте лица).

6. «Ошибка».

Цель: Знакомиться с образными словами и выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: - Маша целыми днями непокладая рук лежала в постели. (Почему вы смеетесь? Как нужно сказать по другому?). - Когда Оля увидела, какой ей принесли подарок, она от радости аж губы надула. - Ах, лев, вы такой смелый! У вас заячья душа! - Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

7. «О чем говорит пословица».

После беседы о значении какой – нибудь пословицы взрослый предлагает составить рассказ, где кто – нибудь из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек - волк»; «Не рой яму другому сам в нее попадаешь»; «Кто зря сидит, у того голова болит»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не носит».

8. Кто больше вспомнит пословиц.

Взрослый предлагает подобрать ребенку пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду сказки, к сюжетной картине. Другой вариант заключается в том, что взрослый дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю.

Игры на ознакомление детей с синонимами.

Сказочница: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас волшебными словами – синонимами. Эти слова делают речь очень красивой, выразительной. В моей стране, все жители употребляют в речи синонимы. Вы хотите узнать эти слова? Дети: Да! Сказочница: Синонимы– это слова, которые звучат и пишутся по- разному, а обозначают одно и то же или очень близки по смыслу. Примеры синонимов: Миг – момент, Бранить – ругать, Громадный – огромный, Напрасно – зря. Могут быть не только пары слов, но и целые цепочки, ряды: метель, вьюга, буран, пурга, метелица; кратко, вкратце. Сжато, коротко. Синонимы – это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

1. Составь предложение с синонимами : Храбрые, смелые, отважные. Мужественные, бесстрашные.

2. Назови в предложении слова близкие по смыслу . Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котенок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Чудесный день. Хороший человек. Веселое настроение. Радостное событие.

3. «Охот за синонимами». Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должно гадать слово. Водящим становится тот участник игры. Произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано. Можно предложить такие слова: Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, говорить.

4. «Составьте предложение». Играющим необходимо вспомнить фразеологизмы. Задание: включить фразеологизм в составленное предложение. Играющие составляют предложение с фразеологизмами по кругу, кто затрудняется или ошибается – выходит из игры. Последний из играющих – победитель. Игры на ознакомление детей с антонимами.

5. «Закончи предложение». Куст низкий, а дерево – Вагон большой, а тележка – Молоко жидкое, а сметана – Малина сладкая, а клюква - . Речевые упражнения.

6. «Что на что похоже».

Цель: Учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «Похож». Материал: картинки, на которых изображены цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка.

Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки с изображением цыпленка, одуванчика, груши, звонка, колокольчика, лампочки. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Воспитатель показывает образец выполнения задания. Выбирает цыпленка и одуванчик и говорит: «цыпленок похож на одуванчик». У детей должны получиться сравнения: «Груша похожа на лампочку», «колокольчик похож на звонок». Далее задание усложняется. Добавляются новые картинки, и теперь дети находят похожие объекты, выделяя и называя признак сравнения: «Ежик такой же колючий, как елка» и т.д.

7. «Почему похожи».

Цель: закрепить умение выделять признак сравнения и называть его. Материал: картинки, на которых изображены мухомор, божья коровка, шляпы; снег, вода, мороженное; тигр, зебра, шершень и т.д. Ход игры: Детям раздают картинки с изображением тигра, мухомора, мячика, снега. Затем перед ними раскладывают другие группы картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета похожих на тот, чо у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на шершня» и т.д.

8. «Цветочная полянка».

Цель: Учить составлять образные описания. Материал6 большая дидактическая картинка «Лесная полянка» с прорезями, в которые вставлены бумажные цветы (колокольчики. ромашки, васильки и т.д.). Ход игры: Дети садятся полукругом возле картины и по очереди просят у полянки цветочек, правильно называют его, хвалят, используя образные слова. Помогая детям. Воспитатель читает стихи и загадывает загадки, обращает внимание детей на имеющиеся в них характеристики цветов: «Возле речи вырос лютик, был он тонкий, словно прутик» и т.д. В конце игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, у кого самый красивый букет? Почему? « - и показывает пример оценивания: «Мне очень нравиться букет Ани, потому что в нем незабудки. Как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их из далека видно.» такой прием помогает детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.

9. «Отгадай кличку».

Цель: Учить детей придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи. Материал: рыжий лисенок и черный щенок. Ход игры: В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать как их зовут. Воспитатель: у них такие имена. Что сразу можно догадаться кто есть кто. Как вы думаете, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост пушистый. Он рыжий, почти оранжевый. Как солнце. Как его могут звать? (Ответы детей). Лисенок, тебя зовут рыжик? Дети могут называть разные клички, когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает, от имени лисенка «меня зовут Огонек». Аналогично характеризуется щенок. Затем гости предлагают узнать, как зовут их друга гнома, который очень любит спать (всегда ворчит, без конца чихает, любит чистоту)?

10.«Послушай мое слово и дорисуй».

Цель: закрепить представления о многозначных словах, свободно общаться в процессе выполнения рисунка. Материал: листы бумаги, фломастеры. Игровые действия: отобразить в рисунке понимание многозначного слова. Ход игры: Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое и нарисуйте. Слова: ручка, иголка, труба и проч. Когда рисунки закончены, воспитатель предлагает рассказать какие рисунки дети нарисовали, делается вывод о том, что к одному слову, нарисовали разные слова.

11.«Какой? Какая? Какое?» (Подбор определений). Материал: картинки с изображением яблока. Груши, лисы, белки, ежика; фишки. Игровые действия: подобрать к слову как можно больше определений. Правила: Уже сказанное слово не повторять. Воспитатель предлагает детям поиграть со словами. Я назову предмет, а вы его опишите. Как художники. - Яблоко. Какое оно? (круглое, сочное, спелое, наливное). Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто колючками, боится лисы. За каждое определение выдается фишка. В конце игры фишки объединяются и делается вывод: к каждому слов можно подобрать множество других слов. Которые будут его характеризовать.

Список используемой литературы:

1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сбор./под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Спб., 2004.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. 3. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

4. Скажи по – другому/ Речевые игры, упражнения, ситуайции, сценарии/ Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.

5. Умные вопросы. Викторины для дошкольников. – Авт.- сост. Т.А. Евтюкова. – Новосибирск: Сиб. универ. Изд-во, 2008.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.




Top