Даниэль дефо годы жизни и смерти. Даниэль Дефо: за что прославленного писателя приковали к позорному столбу

Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образнародный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

Образ матери в произведениях русской литературы.

Малькова Зумара Сагитовна.

МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИТЧА О МАМЕ»

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

II. Определение цели занятия.

СЛАЙД № 4 Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.

III. Образ матери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

ПЕСНЯ БУЛАНОВОЙ « МАМА»

IV. Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская»

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

(Начало 1863)

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра...

« Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно.. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПИСЬМО МАТЕРИ» Есенин (читает М. Трошин)

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

Аудиозапись, читает Ахматова:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

«Реквием» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто. ЧИТАЮ ПИСЬМО МАТЕРИ

"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет тебя.

Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, - как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

ЧИТАЮ ПИСЬМО СЫНА

Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.

Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!

Просмотр отрывка из фильма «Мамы», 2012 года.

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

II . Определение цели занятия.

Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины,- матери.

III . Образ м3атери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Выступления учащихся (инсценирование, пение) по народным сказкам и народным песням.

IV . Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Выступления учащихся

  1. по «Повести о сыне » Е. Кошевой
  2. по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр отрывков из фильма «Молодая гвардия»)
  3. по «Повести о Зое и Шуре» Космодемьянской

Ученик читает отрывок из стихотворения Я. Смелякова

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.

Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V . Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!

VI . Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»

Цель: познакомить с литературными произведениями, которые воспевают образ женщины- матери, воспитывать чувства любви и доброты, сострадания и милосердия. Форма проведения: литературный час.

Мама… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к дитя для нее также естественно, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает.

Сценарий литературного часа, посвященного Дню Матери

«Женщина с ребенком на руках»

Цель: познакомить с литературными произведениями, которые воспевают образ женщины- матери, воспитывать чувства любви и доброты, сострадания и милосердия.

Форма проведения: литературный час.

Притча о Матери

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
— Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:
— Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
— О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? - спросил ребенок, пристально глядя на Бога. - А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
— Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.

Затем ребенок спросил:
— Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
— Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
— Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
— Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

Образ матери в русской поэзии

Ведущий: Мама… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к дитя для нее также естественно, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка.

Ведущий: Часто ли ты думаешь о матери? О матери, давшей тебе великое право на жизнь, вскормившей своим молоком. Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым материнским теплом и светом материнского взгляда.

Мать дитя с своей груди

Не отдаст без бою!

Заслонит средь всех тревог,

Всей душой своею

Жизни чудный огонек,

Что затеплен ею!

(А.Майков).

Ведущий: Есть святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому, не очерствевшему сердцу, любой, не потерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это стихи о матери.

Ведущий: Поэты всех времен преклоняли колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, ее нежностью, заботливостью, сердечной теплотой. Никто так не выразил роль матери в жизни человека сильнее и душевнее, чем русские поэты.

Ведущий: Образ матери в русской поэзии стал эталоном женских достоинств.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках

Ведущий: Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

Ведущий: По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о матерях

Отрывок из поэмы «Мать»

В насмешливом и дерзком нашем веке

Великое, святое слово: "мать"

Не пробуждает чувства в человеке.

Но я привык обычай презирать.

Я не боюсь насмешливости модной.

Такую музу мне дала судьба:

Она поет по прихоти свободной

Или молчит, как гордая раба,

Я много лет среди трудов и лени

С постыдным малодушьем убегал

Пленительной, многострадальной тени,

Для памяти священной... Час настал!.

Быть может, я преступно поступаю,

Тревожа сон твой, мать моя? прости!

Но я всю жизнь за женщину страдаю.

К свободе ей заказаны пути;

Позорный плен, весь ужас женской доли,

Ей для борьбы оставил мало сил,

Но ты ей дашь урок железной воли...

Благослови, родная: час пробил!

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу - подвижница, пою!..

Ведущий: Стихотворение «Внимая ужасам войны…», посвящённое Крымской войне 1853 - 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны, до сих пор остается актуальным:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей....

Ведущий: Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери - крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта.

Ведущий: Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир.

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

<1924>

Ведущий: 20 век - век большой и жестокой войны, век Великого подвига. ВОВ разделила жизнь всего русского народа на «до» и «после». Вместе со своими сынами страдала Мать.

Ведущий: Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку - родной матери - и становится образом Родины.

Мать и сын

На родного сына
Молча смотрит мать.
Что бы ей такое
Сыну пожелать?

Пожелать бы счастья -
Да ведь счастлив он.
Пожелать здоровья -
Молод и силен.

Попросить, чтоб дольше
Погостил в дому, -
Человек военный,
Некогда ему.

Попросить, чтоб только
Мать не забывал, -
Но ведь он ей письма
С полюса писал.

Чтоб не простудиться,
Дать ему совет?
Да и так уж больно
Он тепло одет.

Указать невесту -
Где уж! Сам найдет.
Что бы ни сказала -
Ясно наперед.

На родного сына
Молча смотрит мать.
Нечего как будто
Пожелать, сказать.

Верит - не напрасно
Сын летать учен.
Как ему беречься, -
Лучше знает он.

Дело, что полегче,
Не ему под стать.
Матери, да чтобы
Этого не знать!

А с врагом придется
Встретиться в бою -
Не отдаст он даром
Голову свою.

Матери - да чтобы
Этого не знать...
На родного сына
Молча смотрит мать.

Ведущий: Мать теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Все она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия Родина» и «Мать» давно слились воедино:

Мать

Фазу Алиева

Мама! Родная, любимая! Слушай!

Прости меня, мама, за горькие муки,

Прости за усталые черные руки,

За то, что твой сон по утрам отнимала,

За то, что болела я в детстве немало…

Беру твои руки в морщинках глубоких,

Глаза твои теплые в губы беру.

И катятся - льются прозрачные строки,

И слово за слово припало к перу.

Израненный страданьем вечным

Всематеринский разум их

Бросает вызов

человечеству:

«Мой сын жив-вее

всех жи-вых!»

Не забыть им

тех наивных

И вечно юных сыновей,

Как не поднять

плакучей иве

Своих заплаканных ветвей.

Не убогие старухи

Слезами кормят злую грусть,

поднявшись из разрухи,

Живая мать -

святая Русь!

Ведущий: В мире снова неспокойно, в разных концах планеты появляются «горячие точки», вспыхивают отсветы пожаров, террористы уничтожают все живое, снова и снова слышится детский плач. И над всем этим хаосом вырастает гордый и непоколебимый образ Матери

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!..

Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа,

Это - искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!..

Я произношу его: «Мама!»




Top