Дэн браун название код да винчи. Код да винчи

Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Дэн Браун
Код да Винчи 10+

Посвящается Блайт… снова. В еще большей степени, чем когда-либо


Печатается с разрешения Sanford J. Greenburger Associates, Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg.


© Dan Brown, 2016

© Перевод. А. А. Соколов, 2017

© Издание на русском языке AST Publishers, 2017

Дорогой читатель!

Мне всегда нравились тайны и коды.

Есть нечто магическое в моменте, когда прозреваешь и видишь то, что пряталось… прямо у тебя перед глазами.

С первым кодом я познакомился в десять лет – это была странная последовательность символов, нацарапанных на клочке бумаги, подвешенном на рождественской елке. Когда в итоге я их расшифровал, то прочитал послание от родителей – они сообщали, что через несколько часов мы всей семьей отправляемся в праздничное путешествие.

С того утра коды меня завораживают – эти секретные сообщения, понять которые можно, лишь предварительно разгадав их. Всю жизнь я изучал этот тайный мир и несколько лет назад столкнулся с самой мистической загадкой в своей жизни.

Код был древним… и приводил в замешательство. Но самое главное – находился у всех на виду, там, где любой человек мог его заметить.

По легенде, этот код охранял некую поразительную тайну. Кое-кто даже утверждал, будто секрет настолько потрясающий, что раскрывшему его человеку мир предстанет в совершенно ином свете, чем прежде. Другие возражали, что эта тайна не более чем миф – всего лишь игра воображения.

Как бы то ни было, книга в ваших руках – история о том, как мужчина и женщина пытаются расшифровать этот код и снять с него извечный покров таинственности. Не знаю, поверите ли вы их открытиям, но надеюсь, что путешествие вместе с ними вдохновит вас никогда не отступать от поисков собственной правды, какой бы она ни была.

От всей души,

Дэн Браун

Факты

Приорат Сиона – основанное в 1099 году тайное европейское общество, реальная организация. В 1975 году в Париже в Национальной библиотеке были обнаружены так называемые «секретные досье» – рукописи, в которых упоминались многие из членов Приората, включая ученого сэра Исаака Ньютона, художника и скульптора Сандро Боттичелли, писателя Виктора Гюго и художника и изобретателя Леонардо да Винчи.


«Опус Деи» – католическая секта, проповедующая исключительную набожность. Получила скандальную известность из-за крайне агрессивной практики. Отстроила в Нью-Йорке национальную штаб-квартиру, которая обошлась ей в 47 миллионов долларов.


Все описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов в романе достоверны.

Пролог

Лувр, Париж


Знаменитый хранитель музея Жак Соньер, спотыкаясь, вступил под своды Большой галереи и повернул к ближайшей картине. Это оказалось полотно Караваджо. Ухватившись за золоченую раму, семидесятишестилетний старик с силой дернул шедевр семнадцатого века и рухнул под его тяжестью.

Как и следовало ожидать, неподалеку, отсекая вход в помещение, с грохотом опустилась металлическая решетка. Паркетный пол задрожал. Где-то вдалеке послышалось завывание охранной сигнализации. Жак Соньер, пытаясь отдышаться и оценить положение, какое-то время лежал неподвижно. Я еще жив. Затем выбрался из-под картины и окинул взглядом большой зал, ища, где бы спрятаться.

– Не двигайся, – раздался пугающе близко чей-то голос.

Замерший на четвереньках хранитель медленно повернул голову. По другую сторону решетки, футах в пятнадцати от старика, маячил огромный силуэт. Неизвестный разглядывал его сквозь железные прутья. Он был высок и широк в плечах, с мертвенно-бледной кожей и жидкими прядями белых волос. В центре розовых радужек глаз темнели красные зрачки. Альбинос вытащил пистолет и направил ствол через решетку.

– Не надо было бежать. – По его произношению трудно было судить, откуда он родом. – А теперь говори, где это находится.

– Я уже сказал, – пробормотал хранитель. – Понятия не имею, о чем вы.

– Лжешь! – Альбинос пристально смотрел на него, и в темноте лишь призрачно блестели его глаза. – Ты со своим братством владеешь тем, на что у вас нет прав. Скажи, где это спрятано, и останешься жив. – Дуло поднялось на уровень головы Соньера. – Неужели из-за этого секрета ты готов умереть?

У хранителя перехватило дыхание. Альбинос склонил голову набок и взглянул на ствол пистолета.

Соньер, защищаясь, вскинул руки и медленно проговорил:

– Постойте, я скажу, что вам нужно.

Он тщательно подбирал слова, но все они были давно отрепетированной ложью. Когда он закончил, убийца самодовольно улыбнулся.

– Это именно то, что говорили мне остальные.

Соньер отшатнулся. Остальные?

– Их я тоже нашел, – насмешливо бросил верзила. – И они подтвердили то, что я сейчас услышал.

Не может быть! Подлинная личность хранителя, как и трех его sénéchaux, или подручных-крестоносцев, была почти такой же священной тайной, как та, древняя, которую они оберегали. Но Соньер тут же понял, что sénéchaux, следуя строгим инструкциям, также перед смертью солгали, изложив заранее заготовленную версию.

Неизвестный снова прицелился.

– Когда тебя не станет, я буду единственным, кому известна правда.

Правда! Мгновение спустя хранитель оценил весь ужас положения. Если я умру, правда будет навсегда утрачена. Он судорожно огляделся в поисках укрытия.

Раздался выстрел, живот, куда угодила пуля, обожгло огнем. Не удержавшись на внезапно ослабевших руках, Соньер рухнул на пол. Превозмогая боль, с трудом перевернулся и посмотрел на убийцу.

Тот теперь целил ему в лоб.

Соньер закрыл глаза, в голове бушевал вихрь – его одновременно обуревали страх и горечь.

Холостой щелчок отозвался в галерее эхом.

Хранитель широко открыл глаза.

Убийца почти с удивлением осмотрел оружие. Его рука потянулась за запасной обоймой. Но затем он передумал и, глядя на живот хранителя, усмехнулся.

Соньер опустил взгляд и заметил на своей белой льняной рубашке дырочку от пули. Маленький кровавый кружок расплывался в нескольких дюймах ниже грудины. Желудок . Военный опыт подсказывал, что жить ему осталось минут пятнадцать, не больше.

– Я сделал свое дело, – заявил альбинос и ушел.

Оставшись один, хранитель вновь перевел взгляд на железную решетку. Чтобы ее открыть, потребуется не меньше двадцати минут. К тому времени, когда его найдут, он будет уже мертв. Его охватил страх, гораздо более сильный, чем страх собственной смерти.

Необходимо передать секрет. Он собрал остатки сил и попытался подняться. С трудом вставая на ноги, представил себе троих погибших братьев. Подумал о живших до них поколениях и о миссии, которую им доверили.

Беречь неразрывную цепь знания.

Несмотря на все предосторожности… несмотря на все принятые меры безопасности… Жак Соньер остался единственным связующим звеном, единственным хранителем одной из самых важных тайн на земле. Дрожа от напряжения, он наконец встал.

Надо найти какой-нибудь способ…

Он в ловушке в Большой галерее, и на свете есть только один человек, кому он может передать светоч знания. Соньер окинул взглядом стены своей величественной тюрьмы. Картины из коллекции самых знаменитых мировых полотен, казалось, улыбались ему, словно старые друзья.

Кривясь от боли, он призвал на помощь все свои способности и силы, понимая: для выполнения почти безнадежной задачи требовалась каждая оставшаяся секунда его жизни.

Глава 1

Роберт Лэнгдон проснулся не сразу.

Его разбудил пронзительно-резкий, незнакомый телефонный звонок. Он пошарил рукой в темноте в поисках прикроватной лампы и включил свет. Прищурившись, осмотрел роскошную спальню со старинной мебелью восемнадцатого века, расписанные вручную стены и необъятных размеров кровать из красного дерева с балдахином.

Где это я?

На висящем на столбике кровати халате из жаккардовой ткани красовалась монограмма «Отель Ритц. Париж».

Постепенно в голове у него стало проясняться. Сев, он устало посмотрел в большое зеркало на противоположной стене. Ему ответил взглядом незнакомец – взъерошенный и изнуренный. Его обычно проницательные голубые глаза затуманились и запали. Сильный волевой подбородок был покрыт темной щетиной, а ярко выделяющаяся седина на висках расползалась в густых жестких черных волосах.

Роберт поднял трубку.

– Слушаю.

Плохо соображая, Роберт посмотрел на часы на прикроватной тумбочке. Было 12.32 ночи. Он проспал всего час и чувствовал себя смертельно усталым.

– Это консьерж, месье. Прошу прощения, что потревожил, но к вам гость. Он утверждает, что это очень срочно.

Гость? Лэнгдон никак не мог прийти в себя. Его взгляд упал на скомканный листок на тумбочке.

АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПАРИЖА

имеет честь пригласить

НА ВЕЧЕР С ПРОФЕССОРОМ РЕЛИГИОЗНОЙ СИМВОЛИКИ

ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (США)

РОБЕРТОМ ЛЭНГДОНОМ

Лэнгдон тихо простонал. Его книги по религиозной живописи и символике невольно превратили его в знаменитость в мире искусства, и сегодняшняя лекция с показом слайдов о языческих символах в каменной резьбе Шартрского собора, видимо, разбередила консервативные души слушателей. Скорее всего, какой-нибудь не в меру ревностный исследователь религии проследовал за ним до гостиницы, чтобы утешить себя хорошей потасовкой.

– Простите, – ответил он, – я очень устал.

– Mais, monsieur1
Но, месье (фр .). – Здесь и далее примеч. пер.

Лэнгдон моментально проснулся.

– Вы пропустили человека ко мне в номер?

– Прошу прощения, месье, но не представляю, какой надо обладать властью, чтобы его задержать.

– Да кто он такой?

Но консьерж уже отсоединился. И почти тут же тяжелый кулак ударил в дверь номера.

Лэнгдон сполз с кровати и ощутил, как пальцы ног глубоко утонули в ковре. Накинув гостиничный халат, подошел к двери.

– Кто там?

– Мистер Лэнгдон, мне надо с вами потолковать. – Гость говорил по-английски с акцентом, но тон был резким, начальственным. – Я лейтенант Жером Колле из центральной дирекции судебной полиции.

Лэнгдон замер. Судебной полиции? Что понадобилось от него этой организации, выполнявшей примерно те же функции, что ФБР в США?

Не снимая цепочку, он приоткрыл дверь на несколько дюймов. За порогом стоял худощавый мужчина в синей форме с узким, изможденным лицом.

– Можно войти? – спросил Колле.

Лэнгдон все еще колебался и не спешил впускать гостя.

– В чем дело?

– Капитан просит дать ему консультацию в частном порядке.

– Сейчас? – только и сумел выговорить Лэнгдон. – Время за полночь.

– Я правильно понимаю, что сегодня вечером вы планировали встретиться с хранителем Лувра?

Лэнгдон почувствовал нарастающую тревогу. Они с достопочтенным хранителем Жаком Соньером договорились встретиться и поговорить за бокалом после лекции, но тот так и не объявился.

– Да. Откуда это вам известно?

– Мы нашли вашу фамилию в его дневнике.

– Надеюсь, с ним ничего плохого не случилось?

Полицейский тяжело вздохнул и просунул в щель между дверью и косяком сделанный «Полароидом» снимок.

Лэнгдон взглянул на карточку и похолодел.

– Фотографировали меньше часа назад. В Лувре.

Лэнгдон смотрел на странное изображение, и первоначальное потрясение и чувство отвращения уступали место гневу.

– Мы надеемся, что, учитывая ваши познания в области символики и договоренность встретиться с Соньером, вы поможете нам разобраться в том, что произошло.

– Вот этот символ, – начал он, – и то, как тело необычно…

– Расположено? – подсказал полицейский.

Лэнгдон кивнул и почувствовал, как у него по коже побежали мурашки.

– Не представляю, чтобы кто-то был способен совершить такое с человеком.

Полицейский еще больше помрачнел.

– Вы меня не поняли, мистер Лэнгдон. – Он запнулся и продолжил: – То, что вы видите на фотографии, месье Соньер сделал с собой сам.

Глава 2

В миле от отеля великан-альбинос по имени Сайлас, прихрамывая, вошел в ворота шикарного особняка на улице Лабрюйер. На бедре он носил повязку с острыми шипами – cilice. Такими пользовались все истинные последователи «Пути»; в кожаные ремешки были вделаны колючки, которые впивались в тело и не позволяли забывать о крестных муках Христа. Его душа пела от радости, ведь ему удалось послужить Создателю.

Сайлас вошел в вестибюль и, стараясь никого не разбудить, тихо поднялся по лестнице. Дверь в его спальню была открыта. В этом месте замки не разрешались. Он переступил порог и притворил за собой дверь.

Обстановка была спартанской: деревянный пол, сосновый комод с зеркалом, служивший постелью брезентовый матрас в углу. В Париже на этой неделе он только гостил, но в Нью-Йорке уже многие годы был облагодетельствован подобным убежищем.

Господь наделил меня кровом и целью в жизни.

Сегодня Сайлас наконец почувствовал, что начинает возвращать долг. Он поспешил к комоду, достал спрятанный на дне нижнего ящика мобильный телефон и набрал номер.

– Учитель, я вернулся.

– Говори, – приказал собеседник, судя по всему, довольный тем, что слышит Сайласа.

– Все четверо мертвы. Трое sénéchaux и сам Великий магистр.

Повисла пауза, словно Учитель возносил молитву.

– В таком случае, надо думать, ты располагаешь информацией?

– Все четверо сказали одно и то же. Независимо друг от друга. – Сайлас помолчал, понимая, что информация, которую он вытянул из жертв, способна вызвать потрясение. – Учитель, все они, как один, подтвердили, что clef de voûteлегендарный краеугольный камень существует.

В трубке послышалось, как его собеседник коротко втянул в себя воздух, и Сайлас на расстоянии ощутил волнение Учителя.

Краеугольный камень…

Согласно поверью, братство выгравировало карту на каменной пластине, с указанием на место последнего упокоения его главной тайны, тайны, настолько могущественной, что ее защита стала смыслом существования самого братства.

– Когда мы завладеем краеугольным камнем, то окажемся всего в одном шаге от цели, – прошептал Учитель.

– Мы ближе к ней, чем вы думаете. Камень здесь, в Париже.

– В Париже? Невероятно! Все складывается слишком просто.

Сайлас рассказал, как развивались вечером события… как все четыре жертвы сообщили буквально одно и то же: краеугольный камень хитроумно спрятан в определенном месте в одном из древних парижских храмов – церкви Сен-Сюльпис.

– В доме Господнем! – воскликнул Учитель. – Они над нами насмехаются!

– Как поступали веками.

Учитель умолк, словно хотел осознать торжество момента. И наконец заговорил:

– Ты сослужил великую службу Господу. А теперь должен добыть для меня этот камень. Немедленно. Сегодня ночью. – И он объяснил, что следовало сделать.


Повесив трубку, Сайлас почувствовал, как вся его кожа покрывается мурашками от предвкушения. Один час, твердил он себе, благодарный, что Учитель дал ему время покаяться, прежде чем вступить в дом Господень. Я должен очиститься от совершенных сегодня грехов.

Боль – это то, что требуется, прошептал он.

Глава 3

Бодрящий апрельский воздух врывался в окно мчавшейся по улицам Парижа полицейской машины. Сидевший рядом с водителем Роберт Лэнгдон старался привести в порядок мысли. Наспех приняв душ и побрившись, он выглядел относительно прилично, но не сумел унять бушующей внутри тревоги. Пугающий снимок бездыханного тела хранителя продолжал стоять перед его глазами.

Жак Соньер умер.

Его смерть невольно вызвала острое чувство потери. Пусть Соньер и слыл затворником, своей приверженностью искусству он заслужил справедливое уважение, и Лэнгдон совсем недавно радостно предвкушал встречу с этим человеком.

Город за окнами машины мало-помалу засыпал: торговцы катили тележки с засахаренным миндалем, официанты выставляли на тротуар мешки с мусором, припозднившиеся парочки жались друг к другу, стараясь согреться на свежем, пропитанном ароматом жасмина ветерке. «Ситроен» полновластно передвигался в этом уличном хаосе, прорезая поток машин сиреной, словно ножом.

– Капитан обрадовался, узнав, что вы сегодня вечером все еще в Париже, – сказал полицейский, прибавляя газ на северном подъезде к знаменитому саду Тюильри – месте, которое Лэнгдон почитал почти священным. В этом саду художник Клод Моне экспериментировал с формой и цветом, став позднее родоначальником движения импрессионистов.

Полицейский выключил ревущую сирену, и Лэнгдон с облегчением вздохнул, наслаждаясь наступившей тишиной. Машина вильнула влево, пронеслась по центральной аллее парка, обогнула круглый пруд, пересекла пустой проспект генерала Лемонье и вылетела на широкое четырехугольное пространство. Впереди показался обозначенный гигантской каменной аркой выход из сада Тюильри.

Арка на площади Карузель.

Все, кто ценит искусство, любят это место. С этой точки открывается вид на четыре лучших в мире художественных музея – по одному на каждой стороне горизонта. Из правого окна на юге был виден ярко расцвеченный иллюминацией фасад популярного Музея д’Орсе, располагающегося в здании бывшего железнодорожного вокзала, – ныне экспозиция произведений изобразительных и прикладных искусств. Стоило повернуть голову налево, и перед глазами вставала верхушка здания Центра Помпиду в стиле ультрамодерн, приютившего Музей современного искусства. За спиной над деревьями возвышался Луксорский обелиск, стоящий перед Национальной галереей Жё-де-Пом.

А впереди на востоке в просвете арки Лэнгдон видел дворец эпохи Ренессанса, превратившийся в самый знаменитый в мире музей – Лувр.

Сооруженный в форме гигантской лошадиной подковы, он был самым длинным в Европе зданием – длиннее трех Эйфелевых башен, если положить их на бок одну за другой. Лувр вырастал на фоне парижского неба, словно цитадель – великолепный ансамбль с площадью в миллион квадратных футов между музейными крыльями. Лэнгдон вспомнил, как впервые обошел Лувр по периметру: получилась на удивление долгая прогулка в три мили длиной.

Считается, что туристу потребовалось бы не меньше пяти недель, чтобы по достоинству оценить все 65 300 находящихся в здании произведений искусства. Однако большинство посетителей ограничиваются коротким осмотром, который Лэнгдон называл «облегченным вариантом Лувра» – спринтерской пробежкой по музею к трем самым знаменитым экспонатам – портрету Моны Лизы и мраморным изваяниям: Венеры Милосской и символизирующей победу крылатой богини Ники.

Водитель достал рацию и выпалил в микрофон на французском:

– Monsieur Langdon est arrivé. Deux minutes2
Месье Лэнгдон приехал. Будет через две минуты (фр .).

. – Затем он повернулся к Роберту. – Капитан встретит вас у главного входа. – Он нажал на газ и подогнал «ситроен» к бордюрному камню. Впереди гордо возвышался главный вход в музей.

La Pyramide.

Вход представлял собой стеклянную пирамиду в стиле неомодерн, спроектированную американским архитектором китайского происхождения Й. М. Пеем. Она стала почти такой же знаменитостью, как сам Лувр, хотя вокруг нее по-прежнему не утихали споры.

– Вам нравится наша пирамида? – спросил полицейский.

Лэнгдон нахмурился. Он понимал, что вопрос с подвохом: ответь он, что пирамида ему нравится, могут уличить в дурном вкусе. Сказать не нравится – значит нанести обиду французу.

– Франсуа Миттеран был человеком не робкого десятка, – решился он на компромисс, уходя от прямого ответа.

Поговаривали, что благословивший строительство пирамиды покойный президент Франции страдал «фараоновым комплексом» и наполнял Париж египетскими обелисками, произведениями искусства и артефактами.

– Как зовут капитана? – спросил Лэнгдон, меняя тему.

– Безу Фаш, – ответил полицейский. – Мы прозвали его le Taureau.

Лэнгдон покосился на него.

Полицейский удивленно приподнял брови.

– Ваш французский лучше, чем вы признаетесь.

Мой французский никуда не годится , подумал Роберт. Зато я неплохо разбираюсь в астрологии. А Taurus везде означает «телец».

Полицейский остановил машину и указал на проход между двумя фонтанами к вращающейся двери в пирамиде.

– Мне приказано высадить вас здесь и заняться другими делами. Удачи, месье.

Лэнгдон тяжело вздохнул и вылез из машины. Та умчалась прочь, а он побрел к главному входу в музей и уже собрался постучать в стекло, но тут из темноты возникла поднимающаяся по винтовой лестнице фигура. Мужчина был коренаст, широкоплеч и смугл, с мощными короткими ногами. Он жестом пригласил Лэнгдона внутрь.

– Я Безу Фаш, – представился он, когда Лэнгдон переступил порог. – Капитан центральной дирекции судебной полиции. – Голос у него был соответствующий: гортанный рокот, словно надвигающийся шторм.

Лэнгдон протянул руку.

– Роберт Лэнгдон.

Фаш с сокрушительной силой сжал его ладонь.

– Пойдемте, мистер Лэнгдон. – Темные глаза капитана неотрывно смотрели на него.

В 1998 г. опубликовал свой первый роман-триллер «Цифровая крепость». Последующие произведения создаёт на «стыке жанров» триллера, интеллектуального детектива, романа-загадки. Популярная тема его романов – тайные общества, символика, заговоры.


Наибольшая популярность пришла к писателю в 2003 году, после выхода бестселлера «Код Да Винчи». Роман пробудил широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства.

Секретный код скрыт в работах Леонардо да Винчи… Только он поможет найти христианские святыни, дававшие немыслимые власть и могущество… Ключ к величайшей тайне, над которой человечество билось веками, может быть найден… В романе «Код да Винчи» автор собрал весь накопленный опыт расследований и вложил его в главного героя, гарвардского профессора иконографии и истории религии по имени Роберт Лэнгдон. Завязкой нынешней истории послужил ночной звонок, оповестивший Лэнгдона об убийстве в Лувре старого хранителя музея. Возле тела убитого найдена зашифрованная записка, ключи к которой сокрыты в работах Леонардо да Винчи...
Пройдемся и мы по маршруту профессора религиозной символики Гарвардского университета Роберта Лэнгдона - главного героя "Кода Да Винчи".
Роберт Лэнгдон проснулся не сразу. Где-то в темноте звонил телефон. Вот только звонок звучал непривычно резко, пронзительно. Пошарив на тумбочке, он включил лампу-ночник. И, щурясь, разглядывал обстановку: обитая бархатом спальня в стиле Ренессанса, мебель времен Людовика XVI, стены с фресками ручной работы, огромная кровать красного дерева под балдахином. Где я, черт побери? На спинке кресла висел жаккардовый халат с монограммой: «ОТЕЛЬ „РИТЦ“, ПАРИЖ» (отрывок из книги)

Отель "Ритц". Париж. Открыт в 1898 г. швейцарским предпринимателем Сезаром Ритцем. Находится в самом центре Парижа, на элегантной Вандомской площади. Является самым респектабельным отелем в столице Франции. Частыми посетителями Ритца были коронованные особы, герцоги и аристократы: Принц Уэльский, короли Швеции, Испании и Португалии. Регулярно гостили здесь звезды кино: Марлен Дитрих, Рудольф Валентино, Грета Гарбо, Чарли Чаплин, а также писатели Жан-Поль Сартр, Скот Фитцджеральд, Марсель Пруст, Хемингуэй.
В который уже раз Лэнгдон испытал чувство изумления, смешанного с восторгом. Глаз не хватало, чтоб обозреть разом все это грандиозное сооружение. Огромная площадь, а за ней – фасад Лувра, он вздымался, точно цитадель, на фоне парижского неба. Построенное в форме колоссального лошадиного копыта здание Лувра считалось самым длинным в Европе... (отрывок из книги)

Лувр. Париж. Один из величайших музеев мира, обладающий эксклюзивной коллекцией европейской живописи, скульптуры и других видов изобразительного искусства со времен эпохи Средневековья до зарождения импрессионизма, а также непревзойденного собрания памятников древности из Ближнего Востока, Египта, Рима и Греции. Расположен в центре Парижа, на правом берегу р.Сены, на ул.Риволи.
Впереди, ярдах в тридцати, виднелся вход в самую популярную часть Лувра под названием la Grande Galerie, казавшийся бесконечным коридор, где на стенах были развешаны самые ценные в музее произведения, шедевры итальянской живописи (отрывок из книги)

Большая галерея Лувра. Самое длинное из помещений музея. Она была построена при короле Генрихе IV. В конце XVI века Генрих IV остановил религиозные конфликты и объединил Францию. Вскоре после того, как король взошел на трон — он начал основательную перестройку Лувра. Сначала он соединил два отдельных здания коридором — это и есть Большая галерея Лувра.
Церковь Сен-Сюльпис не без оснований считалась самым эксцентричным историческим сооружением в Париже. Построенная на развалинах древнего храма египетской богини Исиды, она в архитектурном смысле являлась уменьшенной копией знаменитого собора Нотр-Дам (отрывок из книги)
В полутьме слабо поблескивала тонкая отполированная медная полоска, впаянная в серую гранитную плиту пола… золотая линия, на которую были нанесены деления, как на линейке. Гномон. Так называется столбик-указатель солнечных часов, язычники использовали его в качестве астрономического прибора. И со всего мира в церковь Сен-Сюльпис съезжались туристы, ученые, историки и язычники, специально чтобы поглазеть на эту знаменитую линию. Линия Розы (отрывок из книги)
Церковь Сен-Сюльпис и Парижский меридиан. Одна из известнейших и крупнейших церквей Франции. Строительство ее началось в 1646 году. Над проектом работали сразу шесть архитекторов. Но, несмотря на это, башни фасада так и не были достроены. В богатой и модной церкви Сен-Сюльпис на левом берегу Сены прошли крестины не слишком набожного маркиза де Сада, поэта Шарля Бодлера, а также свадьба писателя Виктора Гюго. На площади перед церковью находится красивый фонтан Висконти (1844), в котором присутствуют скульптуры четырех епископов эпохи Людовика XIV. Одной из достопримечательностей Сен-Сюльпис является Парижский меридиан - это медная полоса, окруженная камнем, разделяющая церковь по оси, с севера на юг. Черта идет по полу здания, заканчивается на верхушке высокого обелиска, является линией, соединяющий южный и северный полюса.
– «Витрувианский человек»! – ахнул Лэнгдон. Соньер умудрился создать копию знаменитейшего рисунка Леонардо да Винчи в натуральную величину. С анатомической точки зрения для тех времен этот рисунок был самым точным изображением человеческого тела. И стал впоследствии некой иконой культуры. Его изображали на плакатах, на ковриках для компьютерной мыши, на майках и сумках (отрывок из книги)
Витрувианский человек. Рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам римского писателя, архитектора и инженера Марка Витрувия. Витрувианский человек представляет собой произведение искусства и научный труд, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
Несмотря на репутацию величайшего в мире произведения искусства, «Мона Лиза» была совсем небольшой картиной, размером тридцать один на двадцать один дюйм, то есть даже меньше репродукций с ее изображением, продававшихся в сувенирном киоске Лувра. Она висела на северо-западной стене за пуленепробиваемым стеклом толщиной два дюйма (отрывок из книги)

"Мона Лиза", она же «Джоконда», полное название — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре, одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
– Оружие и рацию на пол! – спокойно скомандовала женщина по-французски. – Иначе продавлю полотно коленом. Полагаю, ты знаешь, как бы отнесся к этому мой дед. У несчастного просто голова пошла кругом. – Пожалуйста… не надо! Ведь это «Мадонна в гроте»! – И он бросил на пол рацию и револьвер и поднял руки вверх (отрывок из книги)

«Мадонна в гроте». 1483-1486. Первое из известных творений Леонардо Да Винчи. Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет. На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил. Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.
Лэнгдон не отводил глаз от шкатулки. – А я никогда не слышал о криптексах. Софи не удивилась. Большинство нереализованных изобретений Леонардо никогда не изучались, даже названий не получили. Термин «криптекс» был, по всей вероятности, изобретен ее дедом. Вполне подходящее название для прибора, использующего достижения криптографии в целях защиты информации, нанесенной на валик или свиток (отрывок из книги)

Криптекс. Невоплощенное в реальность изобретение Леонардо Да Винчи. Цилиндр, состоящий из вращающихся дисков с буквами. Выстроив буквы в определенном порядке, криптекс можно было открыть и достать из центра цилиндра тайным посланием. При попытке взломать «шифровальный аппарат» содержащаяся внутри колба с уксусом разбивалась и кислота уничтожала бумагу.
Даже издали Гандольфо производил величественное впечатление. Классический образчик старинной крепостной архитектуры, он прекрасно вписывался в грозный горный пейзаж. К сожалению, отметил Арингароса, Ватикан изрядно подпортил внешний вид сооружения, возведя над крышей два огромных алюминиевых купола, где и располагалась знаменитая обсерватория. Теперь замок напоминал гордого и воинственного рыцаря, нацепившего зачем-то сразу две шляпы, в каких уместно посещать приемы (отрывок из книги)

З амок Гандольфо. Италия. Сегодня известен как летняя резиденция Папы римского. Замок находится в итальянском городе Кастель Гандольфо, расположенном на Альбанских холмах над озером Альбано всего в 15 километрах от Рима. Построен в 17 веке. С 1933 года все северное крыло дворца было отдано ватиканской обсерватории Specola Vaticana, одной из старейших в мире.
– Быстрее будет через Булонский лес, – сказал водитель по-французски. – Нормально? Софи нахмурилась. Можно было бы выбрать и менее «скандальный» маршрут, но сегодня не до таких тонкостей. – Ладно. – Американец наверняка будет в шоке от увиденного (отрывок из книги)

Булонский лес. Это огромный лес, площадь которого составляет 900 гектаров. расположился вдоль западной границы 16-го округа Парижа. В XVII в Булонском лесу проводили дуэли, а с XVIII он стал местом прогулок аристократии. Вот тут-то на него и обратил внимание Наполеон III, поручив барону Осману построить здесь парк. На сегодняшний день на территории Булонского леса расположено два ипподрома, Музей народного французского быта, знаменитый парк и дворец Багатель, а также Сад Шекспира, вобравший в себя все растения, упоминаемые в его произведениях.
Они свернули на круг возле дома, и перед ними предстало Шато Виллет. Трехэтажное здание метров шестидесяти в длину, не меньше, фасад из грубого серого камня освещен специальной наружной подсветкой. Он резко контрастировал с изысканным пейзажем, садами и прудом с зеркальной поверхностью (отрывок из книги)

Замок Шато Виллет. Находится в 35 минутах езды от Парижа. Замок построен в 1696 году по проекту знаменитого архитектора Версальского Дворца – Мансарта, а проектировщик парка Короля Солнца Людовика XIV, Ле Нотр, организовал окружающий его парк с двумя водоемами, фонтанами и каскадом. Предание говорит, что сам Король Солнце мучился от зависти, увидев новое творение своих архитекторов. В 1995 году замок был полностью отреставрирован. На его территории расположены оранжерея, конюшни, часовня, подсобные помещения и охотничьи угодья (80 га).
– И наконец, прежде чем я покажу вам рисунок да Винчи с изображением Грааля, хотел бы, чтоб вы взглянули на это. – Он открыл альбом с цветной иллюстрацией на развороте. – Вы, разумеется, узнаете эту фреску? Да он никак шутит! Софи смотрела на самую знаменитую фреску всех времен – «Тайная вечеря» (отрывок из книги)

«Тайная вечеря» - фреска работы Да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Иисуса Христа со своими учениками. Наиболее прославленное произведение Леонардо находится в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане. «Тайная вечеря» считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.
– А вот и нет! – воскликнул Тибинг. – Многие из них были сожжены на столбах, а затем тела несчастных без всяких церемоний сбрасывали в Тибр. Но в нашем стихотворении говорится о могиле. И могила эта в Лондоне. А в Лондоне похоронено всего несколько рыцарей. – Он замолчал и заглянул Лэнгдону прямо в глаза, словно надеялся, что тот за него продолжит. – Ну, Роберт, ради Бога! Церковь, построенная в Лондоне военным подразделением Приората! Церковь ордена тамплиеров! – Церковь Темпла? – удивленно протянул Лэнгдон (отрывок из книги)

Церковь Темпл. Англия. Это церковь, построенная в конце XII века в Лондоне, расположенная между рекой Темзой и улицей Флит-стрит, которая была возведена по приказу ордена тамплиеров и для их же нужд в качестве штаб-квартиры ордена. Церковь знаменита тем, что в ней находятся могилы с рельефными надгробными плитами, а также своей округлой формой. В течение Второй Мировой войны церкви был нанесен большой урон, но сейчас она в значительной степени восстановлена.
Сент-Джеймсский парк – это зеленый островок в самом центре Лондона, расположенный неподалеку от Вестминстерского и Букингемского дворцов. Теперь он открыт для всех желающих, но некогда король Генрих VIII обнес парк изгородью и развел там оленей, на которых охотился вместе с придворными (отрывок из книги)

Сент-Джеймсский парк считается старейшим королевским парком в Лондоне. Свое название получил в честь Сент-Джеймского дворца, который примыкает к нему с севера, также в парк выходят фасады еще двух исторических зданий – Букингемского дворца и Министерства иностранных дел. Площадь Сент-Джеймского парка - 23 га, значительную его часть занимает озеро, остальная часть занята ухоженными газонами и аллеями, среди деревьев преобладают платаны. Сегодня Сент-Джеймсский парк — одно из любимых мест лондонцев и гостей города.
Построенное в стиле других величественных соборов Европы, Вестминстерское аббатство не считается ни кафедральным собором, ни просто церковью для прихожан. Оно всегда носило другой статус – «особой королевской церкви». Здесь не только хоронили монархов, здесь проводилась их коронация (отрывок из книги)

Вестминстерское аббатство. Лондон. Бывшее бенедиктинское аббатство, от которого сохранилось несколько основных сооружений. Сейчас под названием Вестминстерское аббатство подразумевают Собор Святого Петра, кроме того к этому комплексу относятся церковь святого Эдуарда Исповедника и церковь святой Маргариты в здании парламента. Возведенный в 1042-1745 годах готический Собор Святого Петра – главный духовный центр Великобритании, место коронации всех английских монархов. Здесь покоятся останки 17 королей, а также известные деятели культуры, среди них - У.Шекспир, В.Скотт, Дж.Байрон, Ч.Диккенс, Ш.Бронте, Р.Киплинг, А.Теннисон, О.Уайльд, Дж.Остин, Л.Кэролл, Л.Оливье.
А в это время чуть дальше, в ста ярдах от них, за скрытой от глаз Софи и Лэнгдона ширмой для хора, к внушительной гробнице сэра Исаака Ньютона приблизился одинокий посетитель. Учитель остановился и оглядывал надгробие минут десять, не меньше (отрывок из книги)

Могила Исаака Ньютона. Лондон. В Вестминстерском аббатстве – традиционном месте коронации правителей Великобритании – похоронены Джеффри Чосер, Чарльз Дарвин, Чарльз Диккенс, на каменных плитах можно прочитать и множество других славных имен. Но чаще всего посетители приходят в это место, чтобы увидеть витиеватую надгробную надпись: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».
Они углубились в длинный темный коридор, и звуки ветра и дождя за спиной постепенно стихли. Чептер-Хаус представлял собой своего рода пристройку – ответвление от основного помещения, где некогда проводились заседания парламента. – Какой огромный… – прошептала Софи, когда они приблизились к залу (отрывок из книги)

Чаптер-хаус, или Зал капитула , располагающийся в Вестминстерском аббатстве, был построен королевскими каменщиками в 1250 году. Это одно из лучших сооружений английской готики. Изначально Чаптер-хаус использовался монахами-бенедиктинцами для ежедневных встреч и молитв во славу святого Бенедикта. Впоследствии Чаптер-хаус стал местом заседания Большого Королевского Совета и палаты общин, предшественников нынешнего английского парламента. Это прекрасное восьмиугольное здания со сводчатым потолком и колонной по центру является редким образцом средневековой скульптуры с оригинальным кафелем на полу и впечатляющими картинами на стенах. В вестибюле Чаптер-хауса находится старейшая дверь в Великобритании, датируемая 1050-ми годами.
Часовня Рослин, часто называемая собором Кодов, находилась в семи милях к югу от Эдинбурга, в Шотландии. Построена она была на месте древнего храма Митры. Рыцари-тамплиеры, основавшие часовню в 1446 году, щедро украсили ее вырезанными в камне символами. Точнее, совершенно сумбурным набором символов, взятых из иудейской, христианской, египетской, масонской и языческой традиций (отрывок из книги)

Часовня Рослин. Шотландия. Была построена в 1446 г. для Вильяма Сент-Клера, господина Росслина и принца Оркнейского. Часовня является всемирно известным историческим памятником архитектуры, вдохновлявшим таким знаменитых поэтов, как Роберт Бернс, сэр Вальтер Скотт и Уильям Вордсворт. Резные украшения внутри часовни отчасти имитируют изысканные миниатюры средневековых часословов и бестиариев. Сказочные существа вроде драконов, единорогов, леших, львов и обезьян соседствуют здесь со святыми, рыцарями, королевами, средневековыми музыкантами и библейскими персонажами.
Он продолжал идти, пока не заметил впереди то, что искал. Знаменитую королевскую аркаду из гладко отполированного черного мрамора. Зайдя под нее, Лэнгдон начал осматривать плиточный пол под ногами. И через несколько секунд увидел то, что ожидал: несколько бронзовых медальонов, вмонтированных в плиты и выстроившихся в идеально прямую линию. Каждый диск был пяти дюймов в диаметре и обозначен буквами «N» и «S» (отрывок из книги)

Парижский меридиан и медальоны Араго. Парижский меридиан является частью Французского меридиана, проходящего по территории Франции от Данкерка на севере до Перпиньяна на юге. В Париже, на всем протяжении меридиана, в мостовые, тротуары, плиты дворов и в проезжую часть улиц вмонтированы 135 бронзовых медальонов Араго, маркирующих собой линию Парижского меридиана между Северной и Южной окружными дорогами. Медальоны - самый миниатюрный памятник в Париже, созданный в 1984 году в честь французского астронома Франсуа Жана Доминика Араго, который более точно определил положение меридиана в 1806 году. Медальоны имеют в диаметре 12 см, надпись Араго и указатели север-юг. Некоторые из этих медальонов расположены в таких известных местах столицы, как площадь Пигаль, сад Пале-Рояль, Лувр, Люксембургский сад и т.д.
В конце туннеля оказался просторный зал. Прямо перед ним свисала с потолка, сверкая и переливаясь каждой гранью, перевернутая пирамида. Изящный контур из стекла в виде латинской буквы "V" (отрывок из книги)

Перевернутая пирамида в торговом комплексе Карузель-дю-Лувр. Париж. Спроектирована в 1993 году архитектором Йо Минг Пеем, является дополнением к музейному комплексу Лувра.

Конец маршрута

“Код да Винчи” не следует игнорировать как вымышленный сюжет. Основной замысел этого произведения — предположение, что Иисус Христос был придуман в политических целях, — подрывает самые основы христианства. Автор этой книги, Дэн Браун, заявил на общенациональном телевидении США, что несмотря на то, что сюжет вымышлен, он считает, что он верно изображает личность Христа. Так в чем же правда? Давайте посмотрим.

Был ли Христос тайно женат на Марии Магдалине?

Была ли божественность Христа придумана императором Константином и Церковью?

Были ли первоначальные сведения о Христе уничтожены?

Сообщают ли недавно обнаруженные рукописи правду о Христе?

Был ли Христос изобретен заново в результате обширного заговора? Согласно книге и фильму “Код да Винчи” именно это и произошло. От нескольких заявлений, сделанных в книге по поводу Христа, попахивает заговором. Например, в ней говорится:

“Никто не говорит, что Христос был фальсификацией или отрицает, что Он действительно жил на земле и вдохновил миллионы на лучшую жизнь. Мы говорим лишь о том, что Константин использовал могущественное влияние и значение Христа в своих целях. И в результате сформировал xристианство таким, каким мы его знаем сегодня”.

Может ли это шокирующее утверждение в бестселлере Дэна Брауна быть правдой? Или же посылка этого утверждения — просто необходимый атрибут хорошего романа об интригующем заговоре, наравне с теориями о том, что инопланетяне разбились в Розвелле, штат Нью-Мексико, или, что во время покушения на президента Кеннеди в Далласе второй убийца находился на зеленом холме? Так или иначе, история вызывает большой интерес. Не удивительно, что книга Брауна стала одним из самых популярных бестселлеров десятилетия.

Заговор о Христе

Книга “Код да Винчи” начинается с убийства хранителя французского музея по имени Жак Соньер. Эрудированный гарвардский профессор и миловидная француженка - специалист по криптологии — призваны расшифровать послание служителя, оставленное им перед смертью. Послание, как оказывается, раскрывает самый невероятный заговор в истории человечества: утаивание настоящего послания Иисуса Христа секретной организацией Римской католической церкви «Опус Деи» (Дело Божие).

Перед смертью у хранителя музея были доказательства, которые могли опровергнуть божественность Христа. И хотя (согласно сюжету) Церковь в течение веков пыталась замалчивать такие доказательства, но великие мыслители и живописцы смогли повсюду оставить подсказки к разгадке: в таких полотнах, как “Мона Лиза” и “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи, в архитектуре соборов и даже в мультфильмах Диснея. Основные утверждения книги таковы:

Римский император Константин устроил заговор, цель которого — обожествление Иисуса Христа.

Константин лично выбрал книги, которые вошли в Новый Завет.

Гностические евангелия были запрещены мужчинами, чтобы подавлять женщин.

Иисус Христос и Мария Магдалина были тайно женаты и имели ребенка.

Тысячи тайных документов опровергают ключевые положения христианства.

Браун раскрывает в книге суть заговора через вымышленного ученого, британского королевского историка сэра Ли Тибинга. Представленный мудрым старым ученым, Тибинг раскрывает криптологу Софи Невё, что во время созыва Никейского собора в 325 г. “по многим аспектам христианства, включая божественность Христа, проводились обсуждения и голосование”.

“До этого в истории”, говорит он, “ученики Христа считали его смертным пророком … великим и могущественным лицом, но все же человеком”.

Невё была шокирована таким заявлением. “Не Сыном Божьим?”, спрашивает она.

Тибинг объясняет: “Провозглашение Иисуса Христа “Сыном Божьим” было официально предложено на Никейском соборе, который затем голосовал по этому поводу”.

“Постойте. Вы говорите, что божественность Христа была результатом голосования?”

Итак, согласно Тибингу, Христа не считали Богом до Никейского собора в 325 г., когда настоящие свидетельства о Христе были якобы запрещены и уничтожены. Таким образом, согласно этой теории, все основы христианства построены на лжи.

Книга “Код да Винчи” смогла хорошо преподнести эту историю и вызвала у читателей комментарии, подобные следующему: “Если бы это не было правдой, это не было бы опубликовано!” Другие заявляли, что они “больше в церковь ни ногой”. Один из рецензентов книги хвалил автора за “безупречное исследование”. Довольно убедительно для произведения, основанного на вымысле.

Давайте на какое-то время примем заявление Тибинга. Почему же, в таком случае, Никейский собор вдруг решил провозгласить Христа Богом?

“Все сводилось к вопросу власти”, продолжает Тибинг. “Иметь Христа в качестве Мессии было чрезвычайно важно для Церкви и государства. Многие ученые заявляют, что ранняя Церковь буквально украла Христа у Его первых учеников, взяла на вооружение Его человеческое слово, окутав его непроницаемой мантией божественности и использовала в целях усиления собственной власти”.

Во многом сама книга “Код да Винчи” - есть в высшей степени теория заговора. Если Браун прав в своих утверждениях, то, значит, нам преподносили ложь - и Церковь, и история, и Библия. И возможно даже те, кому мы доверяем больше всего: наши родители и учителя. И все это ради получения власти.

Хотя книга “Код да Винчи” является вымыслом, многое в ее посылках основано на реальных событиях (Никейский собор), реальных лицах (Константин и Арий) и реальных документах (гностические Евангелия). Если мы действительно хотим разобраться в этом заговоре, то мы должны ответить на все обвинения Брауна и отделить факты от вымысла.

Константин и христианство

В течение столетий, предшествовавших правлению императора Римской империи Константина Великого, христиане подвергались жестокому преследованию. Но затем, во время войн, Константин известил, что увидел в небе яркий образ креста со словами “Покоряй им.” С того момента он шел в сражение под знаком креста и укрепил власть над империей.

Обращение Константина в христианство явилось переломным моментом в истории Церкви. Рим стал христианской империей. Впервые за 300 лет быть христианином стало относительно безопасно и даже популярно.

Христиан больше не преследовали за веру. Константин искал пути объединения Восточной и Западной Римской империи, которые были в значительной степени расколоты, и разногласия между сектами, культами и направлениями главным образом сводились к вопросу о личности Иисуса Христа.

В книге “Код да Винчи” есть определенные зерна правды, которые являются необходимым условием успешной теории заговора. Но по сюжету книги Константин становится заговорщиком. Поэтому давайте обратимся к ключевому вопросу теории Брауна: придумал ли Константин доктрину христианства о божественности Иисуса Христа?

Обожествление Христа

Чтобы ответить на обвинения Брауна, мы должны сначала определить, во что в общем верили христиане до того, как Константин созвал Никейский собор.

Христиане поклонялись Христу как Богу с первого века. Но в четвертом веке один из руководителей Церкви востока, Арий, начал кампанию в защиту исключительности Бога. Он проповедовал, что Христос был особым созданием, выше чем ангелы, но не Богом. Афанасий же и большинство руководителей Церкви, с другой стороны, были убеждены, что Иисус был Богом во плоти.

Константин желал разрешить это спор, надеясь, что это принесет мир его империи и объединит восточную и западную ветви. С этой целью в 325 г. он созвал в Никее (часть Турции в настоящее время) более 300 епископов со всего христианского мира. Важнейший вопрос состоит в том, считала ли ранняя Церковь Христа Творцом или всего лишь творением - Сыном Божьим или сыном плотника? Итак, что же апостолы проповедовали о Христе? В своих самых первых сохранившихся в записях речах они считали его Богом. Спустя 30 лет после смерти и воскресения Христа святой апостол Павел в послании к Филиппийцам писал, что Иисус был Богом в образе человека (Послание к Филиппийцам 2:6-7). И Иоанн, ближайший очевидец, подтверждает божественность Христа в следующей строфе:

В начале было Слово. И слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть. И без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь. И Слово стало плотию, и обитало с нами (Иоанн 1: 1-4, 14).

Эта строфа в Евангелии от Иоанна 1 была обнаружена в древней рукописи и датирована по углероду 175-225 г.г. Таким образом, видно, что о Христе явно говорили как о Боге больше чем за 100 лет до того, как Константин созвал Никейский собор. Теперь мы видим, что экспертные доказательства в виде рукописи противоречат утверждению книги “Код да Винчи”, что божественность Христа была придумана в четвертом веке. А что говорит нам история о Никейском соборе? Браун в своей книге устами Тибинга утверждает, что на соборе в Никее большинство епископов отвергло мнение Ария, что Иисус был “смертным пророком” и приняло доктрину о божественности Христа «сравнительно небольшим перевесом голосов». Правда это или ложь?

В действительности перевес голосов был громадным: только два епископа из 318 выразили несогласие. В то время как Арий считал Богом только Отца, а Иисуса — Его высшим творением, собор заключил, что и Иисус Христос, и Бог-Отец имели одну и ту же божественную сущность.

Бог-Отец, Бог-Сын, и Святой Дух считались отдельными, совместно существующими, собезначальными лицами единого Бога. Эта доктрина единого Бога в трех лицах стала Символом никейской веры и является центральным стержнем христианской веры. Правдой является то, что Арий был способен убеждать и пользовался значительным влиянием. И значительный перевес голосов был достигнут только после длительных дебатов. Но в конце концов, собор подавляющим мнением участников объявил Ария еретиком, поскольку его учение противоречило проповедям апостолов о божественности Христа.

История также подтверждает, что Христос публично принимал поклонение, которое ему оказывали его ученики. И, как мы уже видели, апостол Павел и другие апостолы ясно проповедовали, что Иисус Христос есть Бог, и что он заслуживает поклонения.

С первых дней христианской церкви Иисус считался гораздо большим, чем просто человеком, и большинство его последователей почитали его как Бога-творца Вселенной. Итак, если церковь считала Христа Богом в течение более 200 лет, то как мог Константин придумать доктрину божественности Христа? Книга “Код да Винчи” не дает ответа на этот вопрос.

Попытки подорвать канон

В книге “Код да Винчи” также говорится о том, что Константин утаил все документы об Иисусе Христе, кроме тех, которые входят в настоящее время в канонический Новый Завет (признанный Церковью как подлинное современное описание событий апостолами). К тому же в ней утверждается, что события, описанные в Новом Завете, были изменены Константином и епископами, чтобы придумать Иисуса Христа заново. Еще одним ключевым элементом заговора согласно “Коду да Винчи” является то, что четыре Евангелия Нового Завета были собственноручно отобраны Константином из «более чем 80 Евангелий» с целью утаить содержание остальных.

Здесь есть два центральных вопроса, и каждый необходимо рассмотреть. Первый вопрос - действительно ли Константин изменил содержание книг Нового Завета или повлиял на их выбор. Второй вопрос - запретил ли он включать в Библию какие-то документы, которые необходимо было включить.

Что касается первого вопроса, то письма и документы, написанные во втором веке как отцами Церкви, так и еретиками подтверждают широкое использование книг Нового Завета. Почти за 200 лет до созыва Никейского собора Константином еретик Маркион указывал на то, что 11 из 27 книг Нового Завета являются подлинными писаниями апостолов.

Приблизительно в то же самое время другой еретик, Валентин, ссылался на широкое разнообразие тем Нового Завета. Поскольку эти два еретика были противниками отцов ранней Церкви, то писали они не то, что хотели бы слышать епископы. И тем не менее, как и сама ранняя Церковь, они ссылались на те же книги Нового Завета, которые мы читаем сегодня.

Итак, если Новый Завет был широко известен за 200 лет до Константина и Никейского собора, то как император мог изменить или придумать его? К тому моменту Церковь широко распространила свое влияние и приняла в свое лоно сотни тысяч, если не миллионы верующих, которые были знакомы с повествованиями Нового Завета.

В своей книге “Обман да Винчи” (The DaVinci Deception ), анализируя ”Код да Винчи” профессор Эрвин Лутцер замечает:

“Константин не решал, какие книги войдут в канонический текст Нового Завета; вопрос канонического текста даже и не поднимался на Никейском соборе. К тому моменту ранняя Церковь уже имела канонический текст, в который вошли книги, определенные Церковью как Слово Божье еще 200 лет назад.”

И хотя до окончательного варианта канонического текста было еще далеко, но Новый Завет, каким мы его знаем сегодня, считался подлинным текстом более чем за двести лет до Никейского собора.

Теперь давайте перейдем ко второму вопросу - почему эти таинственные гностические Евангелия были уничтожены и исключены из Нового Завета? В книге Тибинг утверждает, что гностические писания были изъяты из 50 разрешенных Библий, заказанных Константином на соборе. Он возбужденно сообщает криптологу Невё:

“Так как Константин поднял статус Иисуса Христа почти через четыре столетия после смерти Христа, то на тот момент уже существовали тысячи документов, описывающих Его жизнь как простого смертного. Константин знал, что для того, чтобы переписать историю, ему нужно будет пойти на смелый шаг. Это и стало поворотным моментом в истории христианства. …Константин заказал и финансировал издание новой Библии, в которую не вошли те Евангелия, в которых говорилось о человеческих чертах Христа, и наоборот — были приукрашены те Евангелия, которые преподносили Его богоподобным. Ранние Евангелия были запрещены, собраны и сожжены”.

Являются ли эти гностические писания реальной историей об Иисусе Христе? Давайте посмотрим поглубже, чтобы отделить правду от вымысла.

“Знающие” тайну

Считается, что гностические евангелия были написаны группой лиц, называемых (совсем не удивительно) гностиками. Это название происходит от греческого слова gnosis , что значит «знания». Эти люди считали, что обладают тайными, особыми знаниями, скрытыми от обычных людей.

Из 52 писаний только 5 фактически считаются евангелиями. Как мы увидим, эти так называемые евангелия разительно отличаются от Евангелий Нового Завета от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

По мере того как христианство распространялось, гностики привносили отдельные доктрины и элементы христианства в свои верования, превращая гностицизм в поддельное христианство. Возможно, они делали это с целью привлечения к своему учению новых сторонников, представляя Иисуса Христа примером для подражания своей веры. Но для того, чтобы их система принципов увязывалась с христианством, Иисуса Христа нужно было придумать заново, лишив его как человеческих черт, так и абсолютной божественности.

В «Оксфордской истории христианства» Джон Макманнерс писал о смешении гностиками христианства с мифическими верованиями.

“Гностицизм был (и по-прежнему остается) теософией с различными элементами. Здесь оккультизм и восточный мистицизм слился с астрологией и магией.

Они взяли те высказывания Иисуса Христа, которые подходили для их собственного толкования (как в Евангелии от Фомы) и предложили своим последователям альтернативную или соперничающую форму христианства”.

Ранняя критика

Вопреки утверждениям Брауна, не Константин заклеймил верования гностиков как ересь, а сами апостолы. В первом веке, всего лишь через несколько десятилетий после смерти Христа, наблюдалось некоторое распространение альтернативной философии. И апостолы в своих проповедях и писаниях прилагали значительные усилия к тому, чтобы осудить эти верования как противные правде о Христе, свидетелями жизни которого они были.

Посмотрите, например, что апостол Иоанн писал в конце первого века:

“Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.” (1 Иоанн 2:22)

Вслед за проповедями апостолов ранние отцы Церкви единодушно осудили гностиков как культ. Отец церкви Ириней еще за 140 лет до Никейского собора писал, что Церковь осудила гностиков как еретиков. Он также отвергал их “евангелия”. И в тоже время о четырех Евангелиях Нового Завета он говорил: “Невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем есть”.

А вот что писал в начале третьего века, более чем за сто лет до Никейского собора, христианский теолог Ориген:

Я знаю о некотором Евангелии, называемом “Евангелием от Фомы”, и о “Евангелии от Матфия” и о многих других - чтобы не сочли нас за несведущих те, кто воображает, что обладают некими знаниями, если они знакомы с этими Евангелиями. Однако среди всех этих Евангелий мы одобрили только те, которые признаны церковью, и именно только четыре евангелия следует принимать.

Это — слова высоко почитаемого отца ранней Церкви. Гностиков считали нехристианским культом задолго то Никейского собора. Но есть еще много доказательств, подвергающих сомнению утверждения, сделанные в книге “Код да Винчи”.

Кто пренебрежительно относится к женщинам?

Браун предполагает, что при наложении предполагаемого запрета на гностические писания Константин отчасти руководствовался стремлением подавлять женщин в Церкви. Но ирония как раз в том, что именно гностическое Евангелие от Фомы принижает женщин. В нем сделано сногсшибательное заключение (якобы со слов апостола Петра): “Пусть Мария покинет нас, ибо женщины не достойны жизни” (114). Затем Христос якобы говорит апостолу Петру, что превратит Марию в мужчину, чтобы она могла войти в царство небесное. Из прочитанного очевидно: женщины - низшие существа. Из таких явных заявлений трудно представить, что гностические писания были направлены в защиту освобождения женщин.

Резким контрастом этому в библейском Евангелии представлен Иисус Христос, который всегда относился к женщинам с достоинством и уважением. В основе попыток возвысить положение женщин — революционные строфы, подобные этой строфе Нового Завета:

“Нет [уже] Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса” (Послание к Галатам 3:28).

Таинственные авторы

Когда речь заходит о гностических Евангелиях, то почти в каждой книге звучат имена образов Нового Завета: Евангелие от Филиппа, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Иуды и т. д. (Звучит как перекличка в церковно-приходской школе.) Именно на этих Евангелиях и построены теории заговора, подобные той, на которой построен сюжет “Кода да Винчи”. Но были ли эти Евангелия написаны теми авторами, которых им приписывают?

Гностические Евангелия датируются периодом примерно с 110 по 300 г.г., и ни один авторитетный ученый не считает, что они могли быть написаны теми авторами, имена которых им приписывают. Из исчерпывающего труда Джеймса М. Робинсона «Библиотека Наг Хаммади» (The Nag Hammadi Library ) , мы узнаем, что гностические Евангелия были написаны “по большей части несвязанными друг с другом, анонимными авторами”. Даррелл Л. Бок, профессор Теологической семинарии в г. Далласе, занимающийся изучением Нового Завета, писал следующее:

“Наибольшая часть этого материала отделена от основ христианской веры несколькими поколениями. Об этом чрезвычайно важно помнить, давая оценку содержанию”.

Норман Гейслер, исследователь Нового Завета, так комментирует два гностических писания, Евангелие от Петра и Деяния Иоанна. (Не путать эти гностические писания с книгами Нового Завета, написанными апостолами Иоанном и Петром.):

“Гностические писания написаны не апостолами, а авторами, жившими во втором веке (и позже), которые под предлогом апостольского влияния продвигали свои учения. В наше время это называется обман и подлог”.

Гностические Евангелия не являются историческим описанием жизни Иисуса Христа, а, наоборот, изотерическими высказываниями, окутанными тайной, где опущены такие исторические детали как имена, места и события. Это в корне отличается от Евангелий Нового Завета, которые содержат многочисленные исторические факты о жизни Христа, о его служении и проповедях.

Госпожа Христос

Самая смачная часть заговора да Винчи - это утверждение, что Иисус и Мария Магдалина были тайно женаты и имели ребенка, продолжателя кровной линии Христа. Более того, утроба Марии Магдалины, в которой выношен отпрыск Иисуса, представлена в книге как легендарная чаша Грааля — тайна, тщательно скрываемая католической организацией Приорат Сиона. А Исаак Ньютон, Ботичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи приведены в качестве ее членов.

Любовная связь. Скандал. Интрига. Отличный материал для теории заговора. Но правда ли все это? Давайте посмотрим, что говорят ученые.

Статья, напечатанная в журнале Newsweek , рассмотрев мнения ведущих ученых, приходит к выводу, что теория о том, что Иисус Христос и Мария Магдалина были тайно женаты, не имеет под собой никакой исторической основы. Предположение, высказанное в “Коде да Винчи”, главным образом базируется на единственной строфе Евангелия от Филиппа, где говорится, что Иисус и Мария были спутниками. В книге же Тибинг пытается истолковать слово (koinonos) как обозначающее супругу. Но ученые не принимают теорию Тибинга.

В Евангелии от Филиппа также есть единственная строфа, где говорится, что Иисус поцеловал Марию. Приветствие друзей поцелуем было в первом веке обычным делом и не имело половой подоплеки. Но даже если принять интерпретацию в “Коде да Винчи” как верную, то нет других исторических документов, подтверждающих эту теорию. И поскольку Евангелие от Филиппа является поддельным документом, написанным через 150-220 лет после жизни Христа неизвестным автором, его заявление об Иисусе Христе нельзя считать исторически надежным.

Возможно, что гностики считали, что Новый Завет скромничает по поводу любовной связи и решили его немного приправить смачными деталями. Но какова бы ни была причина, отдельная невразумительная строфа, написанная через два столетия после жизни Христа вряд ли может стать надежной основой теории заговора. Она может быть интересной для чтения, но никак не претендующей на исторический факт.

Что касается чаши Грааля и Приората Сиона, то вымысел Брауна и здесь искажает историю. Считается, что легендарная чаша Грааля была чашей Иисуса во время последней вечери и не имеет ничего общего с Марией Магдалиной. А Леонардо да Винчи уж никак не мог знать о Приорате Сиона, так как эта организация была создана только в 1956 г. - через 437 лет после его смерти. Опять же - интересный вымысел, но с точки зрения истории — фальшивка.

«Тайные» документы

Ну а как же заявление Тибинга о “тысячах секретных документов”, которые подтверждают, что христианство - это обман? Похоже ли это на правду?

Если бы такие документы существовали, то для ученых, выступающих против христианства, они были бы настоящим подарком. Фальшивые писания, отвергнутые ранней Церковью как ересь, не являются секретом — о них знали в течение многих веков. В этом нет ничего удивительного. Они никогда не считались частью подлинных писаний апостолов.

И если Браун (Тибинг) ссылается на апокрифические, или самые ранние Евангелия, то и тут нет никакой тайны. Они не являются секретными и не опровергают христианство. Раймонд Браун, исследователь Нового Завета, говорит следующее о гностических Евангелиях:

“Мы не узнали ни единого достоверного факта об историческом служении Иисуса Христа, а всего лишь несколько новых изречений, которые могли быть его словами”.

В отличие от гностических Евангелий, авторы которых неизвестны и которые не были очевидцами жизни Христа, Новый Завет, каким мы его знаем сегодня, прошел многочисленные проверки на подлинность. И контраст настолько разителен, что развенчивает все теории заговора, которые нам предлагают. Ф.Ф. Брюс, историк Нового Завета, писал:

“Ни один из материалов древней литературы не имеет такого изобилия качественного текстового подтверждения, как Новый Завет”.

Брюс Метцгер, исследователь Нового Завета, объясняет причину того, почему ранняя церковь не приняла Евангелие от Фомы:

“Неправильно было бы сказать, что Евангелие от Фомы было исключено в результате какого-то указа на соборе: вернее сказать, Евангелие от Фомы само себя исключило! Оно не соответствовало другим доказательствам Христа, которые были приняты ранними христианами как заслуживающие доверие”.

Ответ истории

Итак, какой же вывод мы должны сделать о различных теориях заговора по поводу Иисуса Христа? Карен Кинг, профессор церковной истории Гарвардского университета, написала несколько книг о гностических Евангелиях, включая Евангелие от Марии Магдалины и книгу ”Что такое гностицизм?” Кинг, хотя и является убежденным защитником учения гностиков, делает вывод, что “Эти теории заговора… все они являются маргинальными идеями, не имеющими под собой никакой исторической почвы”.

Несмотря на отсутствие исторических доказательств, теории заговора по-прежнему служат успешной продаже миллионов книг и ставят рекорды по кассовому сбору в кинотеатрах. Ученые в соответствующих областях, как христиане, так и неверующие, оспаривают утверждения “Кода да Винчи”. И тем не менее, те, кого легко переубедить, продолжают задавать вопрос - может быть, здесь все же что-то кроется?

Тележурналист Фрэнк Сесно, удостоенный наград за свои репортажи, спросил группу ученых-историков, почему людей так привлекают теории заговора. Стэнли Катлер, профессор Висконсинского университета, дает такой ответ: “Мы все любим тайны, но заговоры — еще больше”.

Так что, если хотите прочитать увлекательную теорию заговора об Иисусе Христе, то вам, наверное, понравится роман «Код да Винчи» Дэна Брауна. Но если вы хотите прочесть правдивые описания жизни Христа, то в писаниях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна вы найдете то, что видели, слышали и записали очевидцы. Кому вы больше поверите?

Предлагаем посмотреть видеозапись лекции дьякона Андрея Кураева на тему известной книги Девида Брауна "Код да Винчи".
Время: 57 минут.

Код да Винчи, Кураев Андрей, Правда и фантазия книги.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Леонардо да Винчи был рожден в середине апреля 1452 года в небольшом итальянском поселении Аскиано, близ г. Винчи. Формальной фамилии Леонардо не имел, так как приставка «да Винчи» означала лишь принадлежность к городу Винчи. Мать Леонардо была из крестьянской семьи. Дэвид браун код Да Винчи Отец, достаточно состоятельный человек, работал преуспевающим нотариусом. Леонардо да Винчи был рожден вне брака, но его воспитывали с привилегиями наследника, даже когда его отец повторно женился.

Неординарность мышления стала проявляться ещё в детском возрасте. Например, есть одна история, которую некоторые и считают легендой. Однажды отец попросил маленького Леонарда расписать круглый щит. Юный художник решил, что на этом деревянном щите хорошо будет смотреться голова Медузы. Кроме этого чудовища на щите «разместились» змеи, ящерицы, гусеницы и прочие пресмыкающиеся. Законченная работа произвела такое устрашающее впечатление, что отец юного Леонардо решил не отдавать этот щит знакомому, хотя потом и продал творение сына за крупную сумму. Позже этот щит стал семейной реликвией семьи Медичи.

В 13 лет юный Леонардо поступил помощником художника в Верроккьо, где за 7 лет получил превосходное обучение.

Интимная жизнь Леонарда да Винчи очень противоречива. Женат Леонардо не был никогда, хотя ему приписывают любовные связи с возлюбленной одного миланского герцога, в тоже время многие биографы да Винчи настаивают на его гомосексуальности. Это утверждение отчасти основывается на судебном разбирательстве, начатом против Леонарда да Винчи и его троих друзей.

В 1478 году у Леонардо да Винчи появилась собственная мастерская. Особые отношения сложились у этого выдающегося человека с Франциском 1-м, королем Франции. Так, следуя поручению короля, Леонардо да Винчи сконструировал необычного льва. Дэвид браун код Да Винчи При ходьбе из груди льва появлялись цветы. Старческие годы Леонардо да Винчи проживет во Франции (замок Кло-Лосе), куда он переехал по воле короля. В шестидесятисемилетнем возрасте да Винчи скончался.

Вклад этого уникального человека в мировую художественную культуру невозможно переоценить. «Джаконда», «Мадонна в гроте», «Витрувианский человек», «Тайная вечеря» и др. - эти произведения признаны величайшими творениями мастера.

Леонардо да Винчи превосходил современников и в инженерном искусстве. Чертежи летательного аппарата, прожектора, двухлинзового телескопа и многое другое восхищает и современных инженеров своей смелостью.

А знаменитый дневник Леонардо да Винчи фактически является первой большой энциклопедией. В него вошли рисунки, философские наблюдения, заметки по музыке, естествознанию и архитектуре, различные анекдоты и басни.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.




Top