Детские сказки для детей 2 3 лет. Сказки для детей на любой возраст

Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №393.
Цель: формирование основ нравственности и правильного поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу, основы нравственности.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству, прививать интерес к сказкам.
- Научить детей основам правильного поведения в детском саду.
- Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
Описание: материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей детей младшего дошкольного возраста, возрастная категория детей: 2-4 года.
Назначение: для чтения в дошкольном учреждении, прочтения в домашних условиях.
"Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу,
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить."

Николаева Полина

Поучительная сказка - это волшебство, претворённое в жизнь.

Погружаясь в мир удивительных героев, дети познают основы нравственности и правильного поведения… Дети, очень любят сказки. А ненавязчивая форма получения знаний - является главной причиной, почему в современном мире это направление набирает популярность.

Слушая сказку, ребёнок подсознательно впитывает важную для него информацию, учится общаться и взаимодействовать, определяет границы хороших и плохих поступков… Поучительная сказка помогает не бояться принимать решения, и одновременно, предостерегает от возможных ошибок.

Из века в век, самые мудрые слова складывались в небольшие, но осмысленные истории, позволяющие детям лучше понять жизнь… Воспитательный компонент, содержащийся в поучительной сказке, невозможно заменить ничем, и стоит всегда помнить главное - порою, даже маленькая история со смыслом может изменить всю твою жизнь!

Сказка для детей "Настоящие друзья"

Жили-были, да дружили, девочка Маша и мальчик Серёжа, и ходили они в один детский сад. Первая пришла в садик девочка Машенька, в красном платьице, белых сандаликах и с большим красивым бантом в волосах. К себе, Маша, прижимала куклу Лялю - она с нею ни на минуту не расставалась! Машенька очень любила свою куклу и хотела быть на неё похожей. Зашла воспитатель, и пригласила Машу с куклой Лялей поиграть с ней в группе. Машенька сказала маме с папой: "Пока, я пошла, играть!", и весело побежала в группу.

Но не успела она посадить куколку за стол, как к ней подошёл мальчик - его звали Серёжа. Машеньке нравился Серёжа - он был хороший, всегда делился игрушками, и часто катал её куклу Лялю в своём большом красном грузовике. Серёжа подошёл, и сказал Маше: "Привет, Машенька, давай повезём твою куклу Лялю умываться и мыть ручки". Маша с радостью согласилась.

Они посадили куколку в грузовик, и Серёжа, взяв Машу за ручку, осторожно повёз Лялю умываться. Когда они пришли к раковине, ребята открыли краны, взяли мыло, хорошо намылили руки, сделали "мыльную варежку", сполоснули руки водичкой, умылись, и насухо вытерли руки и лицо каждый своим полотенцем. Затем, они помогли умыться Кукле Ляле. Они посмотрелись в зеркало, и вместе радостно воскликнули: "Какие мы все чистые! МЫ - НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ!".

Сказки "Волшебное слово - извини"

Как-то раз, девочка Машенька и мальчик Серёжа играли в группе. Серёжа весело бегал, играя с другими мальчиками, пока Маша укладывала куколку Лялю спать. Вдруг, она услышала какой-то звук… Машенька прислушалась. Это птички за окном радостно щебетали! Девочка Маша так засмотрелась на них, залюбовалась, что не заметила, как Серёжа, увлечённый игрой, сбил её с ног. Маша упала и заплакала…

Она больно ушибла ножку. Серёжа испугался за Машеньку, и мигом остановился. Он сел с нею рядом, взял за руку, и сказал: "Извини меня, Маша, я не хотел тебя толкать, я просто очень сильно бежал и не успел остановиться… Извини, мне очень жаль!".

Машенька посмотрела на Серёжу внимательно, и, увидела, как он расстроен. Тогда, она улыбнулась ему: "Ничего страшного! Ты же извинился, а "ИЗВИНИ" - слово волшебное, и как только ты его сказал, мне сразу стало легче!". Серёжа улыбнулся Машеньке в ответ, и помог ей встать. Так, взявшись за руки, они пошли играть…

В два года ребенок обладает достаточным запасом внимания и усидчивости, чтобы выслушивать короткие сюжетные истории и сказки, особенно если мама читает, немножко актерствуя: разными голосами, то тихо, то громко, выдерживая паузы, в общем, вкладывая немножко души, а не только педагогические размышления на тему «хорошая мать должна читать книжки своему ребенку».

Что же понравится двухлетнему читателю?

1. Народные сказки

Короткие, динамичные, с чередой героев, исполняющих одни и те же действия и говорящих один и тот же текст. «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Лиса и Заяц», «Маша и медведь», и, конечно же, горячо любимая детьми Курочка Ряба. Привычные персонажи-зверушки, успокаивающий повествовательный тон, счастливый финал практически всех историй – все это делает сказки понятными и запоминающимися. А когда ваш ребенок научится хорошо говорить, то первым делом придумает и расскажет новые окончания старым сказкам: «яичко упало и не разбилось», а «лиса не съела колобка, он убежал».

2. Агния Барто «Игрушки»

У Агнии Барто множество прекрасных стихов, и начинать знакомство лучше с коротких и понятных историй про игрушки – мишку, лошадку, грузовик, бычка, мячик, барабан, самолет. Одно из этих четверостиший наверняка станет тем первым стишком, что ваш малыш расскажет наизусть. И пусть сейчас в редком доме увидишь слона, качающего головой, или бычка, что ходит по наклонной доске, но машинки, мячики и мишки есть у всех детей. Игрушки – это именно тот уровень понятий, что доступны и близки маленькому читателю. Недаром этот сборник Барто популярен и актуален поныне, хотя впервые вышел еще до войны, в 1936 году.

3. Самуил Яковлевич Маршак «Усатый-полосатый», «Глупый мышонок»

Стихотворные сказки Самуила Маршака любимы детьми за юмор и простоту. Несмотря на то, что Маршак постоянно именует своих героев глупыми – «вот какой глупый котенок!», «глупый маленький мышонок», – дети очень любят этих персонажей. Мне нравится еще и многослойность этих текстов. Ирония «Усатого-полосатого» и трагичная концовка «Глупого мышонка» понятна взрослым, а дети искренне считают, что котенок в самом деле глупый, потому что не хотел есть редиску и спать в кроватке, а мышонок – он просто убежал, кошка не съела его, нет-нет!

4. Сказки Корнея Ивановича Чуковского

Размышляя, что читать двухлетнему ребенку, нельзя не вспомнить о Чуковском. Конечно же! Несмотря на то, что Корней Чуковский написал много критических книг и толстую монографию о Некрасове, знают его исключительно как автора детских стишков. У талантливого человека все выходит талантливо, поэтому его сказки любимы многими поколениями и так легко заучиваются наизусть. «Телефон», «Доктор Айболит», «Муха-цокотуха», «Федорино горе» – помимо бодрых интонаций и так любимого детьми ритма, тут еще и ненавязчивое повторение различных тематических групп слов (посуда, животные, насекомые, даже болезни в «Докторе Айболите»). Словарный запас вашего малыша будет расти на глазах. Мой сын в два с небольшим уже тараторил «Федорино горе» наизусть и обожает его до сих пор.

5. Сказки и иллюстрации Владимира Сутеева

Если Вам ничего не говорит эта фамилия, просто поищите в интернете иллюстрации – и вы сразу вспомните собственное детство и любимые книжки с мультфильмами, с заботливым папой-зайцем, глуповатым медведем, хитрой Лисой, ворчливым ежиком, большим грибком-теремком и толстым Бегемотом, который боялся прививок. «Кто сказал Мяу?», «Дядя Миша», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Кот-рыболов» и многие-многие другие. Дети необычайно любят рисунки и сказки Сутеева – за их доброту и характерность, за справедливость: там зло всегда остается с носом, а добро торжествует, и благие дела не остаются незамеченными. Эти сказки дают ребенку понятие о хорошем и плохом, учат дружбе, щедрости, приветливости. И кроме тихой негласной назидательности, в них есть еще и добрая усмешка автора, спокойный милый юмор, который и делает сутеевские сказки столь любимыми для взрослых и малышей.

6. Зденек Милер. Книжки про Кротика

Еще один любимый персонаж многих поколений – чешский Кротик. Все помнят смешные мультики про кротика, который то телевизор смотрит, то плюшки печет, то автомобильчик собирает, то со снеговиком на санках катается. Интересно, что Кротика Милер придумал совершенно случайно: подбирая персонажа для нового мультика, он гулял в лесу и споткнулся о кротовую нору. А пойди Милер другой дорогой, любимых мультиков и книг могло и не быть!

Мультфильмы отличаются еще тем, что они без слов, поэтому их не нужно переводить с чешского на русский, смех везде звучит одинаково. И книжки про Кротика также понятны без слов, там на удивление «говорящие» картинки, поэтому книги можно и читать, и пересказывать своими словами для малышей. Уютный, улыбчивый, симпатичный Кротик становится любимым другом двухлетнего читателя, и малыш с удовольствием следит за его приключениями.

7. Ерши-малыши

Стишки-потешки с иллюстрациями Васнецова. Не случайно заостряю внимание на художнике. Юрий Васнецов – один из лучших и любимейших иллюстраторов русской и советской детской книги. Его рисунки напоминают дымковскую игрушку – такие же красочные и веселые, без полутонов и приглушенности, насыщенные яркими цветами, узорами, орнаментами. Ерши-малыши, дедушка Ежок, заяц Егорка… Эти потешки нужно обзательно читать двухлетнему ребенку.

Славные и простые персонажи, понятные малышу, наполненные эмоциями рисунки. Вороны – перессорились. Свинка Ненила – обожает своего сыночка. Дедушка Ежок – тревога, предупреждение – не замочи ножки! Котик ловит рыбку под мостком – радость. Помню, как тревожно и интересно мне было в детстве смотреть на лису, бегущую с кузовочком на фоне темного леса. Куда она бежит, что это за лес, кто там таится в темноте? А ежик, радостно смотрящий на грибочки, что сыплются из кузовочка, вселял уверенность, что все будет хорошо.

8. Анни Шмидт «Саша и Маша»

Нидерландская писательница Анни Шмидт сочинила первую книжку про мальчика Jip и девочку Janneke еще в далеком 1953 году. Эти короткие забавные истории давно стали классикой во всей Европе, а сейчас издаются и в России. Правда, детей переименовали на местный манер, Саша и Маша, ну что же, кому-то и такой вариант нравится. Я читала сыну эту книжку с оригинальными именами, я за аутентичность. Особенностью серии про Сашу и Машу являются черно-белые иллюстрации. Монохромность непривычна для детской литературы, но дети на удивление любят рассматривать эти картинки и не переживают из-за отсутствия цветных красок. Смешные и поучительные рассказики понятны даже малышам и ненавязчиво учат тому, как правильно играть в куклы, почему нужно стричься и многим другим простым вещам.

9. Эрик Карл «Морской конек»

Эрик Карл – «живой классик» детской литературы. Он удивительным образом делает свои иллюстрации: сначала раскрашивает большие листы бумаги, а потом вырезает из них аппликации и выстраивает картинки к собственным книгам. Истории его очень просты, выполнены в технике примитивизма и наива, и очень любимы детьми. Недаром все его персонажи выполнены нарочито небрежно и очень напоминают детские неуклюжие рисунки.

«Морской конек» – книжка, которая рассказывает о том, как появляются маленькие рыбки, и об удивительных папах-рыбах, которые заботятся об икринках и охраняют их. Правда, эта информация будет понятна детям постарше, а двухлетки приходят в восторг от иллюстраций, в которые вклеены прозрачные листы с нарисованными листьями, кораллами, водорослями и камнями, за которыми морской конек прячется от хищных рыб. Прятать конька и находить его – было любимым занятием моего сына, когда он был мал. А сейчас он с интересом заучивает названия рыб. Книжка на вырост. Must have!

10. Беатрис Поттер «Все о кролике Питере»

Классика детской английской литературы. Кролики, кошка и котята, ежиха, бельчонок, гусыня и лис, лягушка-рыболов, – в сказках Беатрис Поттер обитают самые обыкновенные зверушки и птички. Они обустраивают свои уютные жилища, приглашают друзей к обеду, одевают своих малышей в нарядные костюмчики, – в общем, ведут типично английский образ жизни, удивительно напоминая людей.

Снегурушка и лиса

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Собрались ее подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой отпустили ее и велели не отставать от подруг.

Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик — Снегурушка и отстала от своих подруг. Они аукали ее, аукали, но Снегурушка не слыхала. Оглянулась, а уж темно становится. Что делать?

Залезла на дерево и стала горько плакать, припеваючи:

Ay, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Ее подружки в лес заманили,

Заманили-покинули!

Идет медведь и спрашивает:

— Как мне, медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки внучка Снегурушка, меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули!

— Слезай, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

— Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, припеваючи:

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!..

Идет волк, спрашивает:

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули...

— Иди ко мне, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! — говорит волк.

— Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Волк ушел. А Снегурушка опять заплакала, припеваючи:

Ay, ay, Снегурушка!

Ay, ay, голубушка!..

— Чего ты, Снегурушка, плачешь?

— Как же мне, лисонька, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули!

— Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

Снегурушка слезла с дерева, села на лисицу, лисица и побежала. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку. Тук! Тук!

— Кто там? — спрашивают дедушка и бабушка.

— Это я, лисица, внучку вашу принесла!

Обрадовались дед и баба. Стали Снегурушку целовать. Стали лису благодарить: «Спасибо тебе, лисонька, что принесла нашу внучку Снегурушку домой!»

К. Ушинский

Умей обождать

Лето . Жили-были себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! —кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица! Больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник —прошло.

Весна. Петушок пошел в поле: бегал, прыгая, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

— Не пей, Петя, обожди, пока остынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут стала бить его лихорадка; насилу домой курочка его довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Зима. Петушок вышел из дома и видит, что речка ледком покрылась. Захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь!» Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок —бултых в воду! Только петушка и видели.

Букет

В теплый весенний денек отправились друзья гулять в лес. Хорошо всем вместе, весело! Зайчик Дима скакал впереди всех на одной ножке. Ежонок Федя кувырком скатывался с горки, лисенок Тема хохотал во все горло. Только мышонок Филя тихо улыбался, смотрел на друзей глазками-бусинками, старался не отставать да и под лапы мишки Гришки не попадать. Так они и шли. Шли, шли и вышли на поляну, оглянулись вокруг и ахнули: красота-то какая! Солнышко пригревает, птички поют, теплый ветерок дует, играет разноцветными цветами, а бабочки, мотыльки так и вьются. Даже не поймешь — где бабочки, а где цветы.

Полюбовались друзья этой красотой, нарвали каждый себе небольшой букетик и сели передохнуть на пригорок. Сидят, отдыхают. Тут ежонок Федя и предложил:

— Давайте играть! Пусть каждый назовет у себя то, чего у других нет.

— Пожалуйста, — засмеялся лисенок Тема. — У меня самый красивый хвост. Такого во всем лесу ни у кого не найдешь. Всего один такой!

— А у меня самые длинные уши. Во всем лесу нет длиннее, и их даже два! Вот так!

— У кого в лесу такие толстые лапы, как у меня! — басом сказал мишка Гришка. — Две передние лапы и две задние.

— А у меня... — робко начал мышонок Филя, — а у меня мама. Одна, но самая милая, самая ласковая и нежная. Я ей в подарок цветы принесу.

— Ну, какой молодец! Хорошо сказал! —удивились друзья.

А ежонок Федя протянул мышонку свой букет:

— Дарю твоей маме!

— Я тоже дарю! И я дарю! — закричали друзья наперебой.

— Спасибо! — прошептал мышонок. — Мама будет рада.

Огромный букет принес он своей маме. А вы приносите с прогулки маме подарок?

Встреча

Бежит щенок по лесной тропинке, радуется. Вдруг навстречу ему выскочил из кустов лисенок.

Хотел щенок зарычать, да никак не получается, только «Тяв! тяв!».

— Эх ты, младенец! Даже лаять не научился. Я тебя не боюсь.

— Тогда я маму позову! — сказал щенок.

— А я никого не боюсь, я ученый! — важно заявил лисенок.

— Ученый? Это как? —удивился щенок.

— А вот так. Ты знаешь, сколько у тебя носов? —важно спросил лисенок.

— Носов? Не знаю! — признался щенок.

— У тебя один нос, и у меня один нос, у всех один нос! — стал лисенок учить щенка.

— Эй вы, малыши! — сверху каркнула ворона, — это у вас носы, а у нас, птиц, — клювы! Вот у меня клюв длинный, острый, не то что ваши носы-пуговицы.

— А зато у меня хвост один, смотрите, какой красивый, пушистый! — закричал лисенок.

— И у меня хвост! И тоже один, и тоже пушистый! —обрадовался щенок.

— Чему вы радуетесь? —возмутилась ворона. — Посмотрите, у меня тоже один хвост, и тоже красивый.

— А сколько у тебя лап? — спросил ее лисенок. — Знаешь?

— Знаю, знаю, у меня две лапы, — сказала ворона.

— Ага! — закричал лесенок. — Только две! А у меня две передних и две задних лапы, вот сколько!

— У меня тоже много лап! — закричал щенок.

— И смотри, щенок, какие у меня красивые ушки, их два!

— И у меня два уха! Вот здорово! — залаял от счастья щенок. — Ау тебя, ворона?

А ворона ничего не сказала и сразу же улетела. Не поняли приятели, почему она не ответила. А вы, дети, поняли?

Стали друзья хохотать, шум подняли на весь лес.

Щенок рад:

— Хорошо, что я тебя встретил, теперь и я ученый!

Тут из кустов выскочила мама-собака. Лисенок испугался и ну бежать!

— Мама! Мама! —закричал щенок.— Я теперь ученый. У меня нос один, а лап много, два уха и... Ой, забыл, сколько у меня хвостов!

Котенок и мышата

Важно шагает котенок по дорожке, видит — порхают над клумбой разноцветные бабочки.

Вдруг слышит, кто-то под кустом хихикает, шумит: «Эй, ты, малыш! Считай правильно: одна, две, три бабочки!»

Пригляделся котенок, а под кустом в траве мышата сидят.

— Что это вы надо мной смеетесь! Думаете, я не умею считать: вас много —один, два и еще один мышонок. Слыхали?

— Слыхали, слыхали! — смеются мышата.—Да только правильно надо считать: один, два, три. Трое нас, запомни, малыш!

— Я не малыш! Я котик! Вот как выпущу когти, как схвачу вас: одной лапой — одного, другой — второго!

Засмеялись мышата:

— А третьего как схватишь? У тебя две лапы, не три! Так что не пугай, мы тебя не боимся! — и тут же дружно скомандовали:— Один, два, три —к маме беги!

Нырнули мышата в густую траву, а котик сел и задумался: можно двумя лапами схватить трех мышат? А вы что скажете?

Трехглазый командир

Наконец-то маленькому волчонку Васе подарили велосипед. Красивый велосипед, красный, и чего тут нет: руль один, фара одна, педалей две, а колес много, целых три! На таком велосипеде можно мчаться, как ветер! Сел Вася, стал крутить педали и покатил по лесным дорожкам. Сзади догоняет его на своем велосипеде зайка Степка. Старался Вася, налегал на педали, а Степка все равно его обогнал. Расстроился Вася.

Выехал он на полянку, а Степка на пенечке сидит, рядом—- велосипед. Поздоровался Вася с другом, подошел ближе к велосипеду, посчитал: и руль у него один, и фара одна, да вот только колес мало —всего два. Спрашивает волчишка зайку: «Как это ты меня перегнал? У меня же три колеса, а у тебя всего два. Три больше двух!

— Правильно посчитал! —ответил Степка. — Больше у тебя колес. У тебя детский велосипед, три колеса для устойчивости, чтобы дети не падали. А у всех, кто уже умеет ездить на велосипеде, у них велосипеды с двумя колесами. Это уже не детский, это гоночный велосипед. Понял?

— Понял, —кивнул Вася, затем подумал и спросил: —Степа, скажи, колеса—чтобы ездить, руль—чтобы поворачивать, куда надо, а вот фара зачем?

— Фара — это глаз велосипеда, — начал объяснять зайчик. — Это чтобы видеть в темноте, куда едешь. У велосипеда —один, а у тебя —два. Понял?

— А бывает, что у кого-то три глаза?

Засмеялся Степка:

— Знаю, знаю такого! Три глаза у светофора. Он стоит на перекрестке.

— Почему ты думаешь, что он там стоит? —удивился Вася. — Может, давно уже ушел.

— Нет,— покачал Степа головой, —он всегда там стоит. Ему нельзя уходить, ведь он за порядком следит и все его слушают, уважают. Светофор своими разноцветными глазами руководит движением. Посветит зеленым глазом — поезжай спокойно. Желтый загорится—постой, не спеши. Красным глазом строго посмотрит—даже не думай двигаться, попадешь в беду

— Ишь ты, какой трехглазый командир! — засмеялся волчишка Вася. — Я тоже хочу с ним познакомиться.

А вы знакомы с этим уважаемым трехглазым командиром?

Большой—маленький

Лисята родились в глубокой норе под старым деревом. «Какие вы у меня маленькие, крохотные», — говорила мама-лиса, любуясь малышами.

Однажды ушла она на охоту, а малышам строго приказала из норки не вылезать. Да непослушные оказались ее детки, вылезли на свет. Сидят, щурят глазки на солнышко, оглядываются кругом. Тихо, тепло.

На полянку прилетела пестрая бабочка. Побежали лисята, хотели ее поймать. Порхает бабочка перед мордочками малышей. Малюсенькая такая, а в лапы не дается. Гак и улетела.

На куст с шумом уселась огромная ворона. Лисята кинулись к ней, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Удивились лисята: такая большая, а боится!

Что-то зашуршало в траве и выкатился навстречу лисятам маленький колобочек. Тронул его лапкой лисенок и сразу жалобно заскулил — нельзя трогать эту малютку, это ежик, а не колобок.

Тем временем вернулась мама-лиса, и ну ругать непослушных малышей!

Мы живем в веке компьютеризации и нанотехнологий, но духовно-нравственные ценности людей остаются прежними. Книги могут помочь родителям привить маленькому ребенку хорошие качества и научить правильному поведению. Выбор книг должен осуществляться родителями тщательно, чтобы процесс чтения стал для не только приятным, но и полезным. В данной статье рассматриваются 30 лучших книг, которые признаны бестселлерами среди детской аудитории.

Какие читать книги ребенку в 2-3 года: обзор лучших литературных произведений для малышей

Народные сказки для детей 2-3 лет

«Репка»

Традиционная русская народная сказка «Репка» нравится детям всех поколений. Данная сказка полезна тем, что ее можно, во-первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят ребенка с образами домашних зверей. Во-вторых же, сказка может послужить прекрасным руководством для инсценировки.

«Заюшкина избушка»

Все детки сопереживают несчастному зайчику, который, по доверчивости своей, пустил лису к себе домой, а та его выгнала. Детки, анализируя данное произведение, учатся доброте. Инсценировка данного произведения прекрасно развивает творческие способности детей.

«Курочка ряба»

Образы курочки, деда и бабки из этой сказки нравятся всем маленьким читателям! Сюжет прост, легко запоминается малышом. Однако многие родители так и не могут понять, почему же дед с бабкой плакали, когда яичко разбилось.

«Колобок»

Забавный герой Колобок, убежавший от бабушки с дедушкой и попавшийся в лапы к лисе, понравится малышу. Эта история хороша тем, что она учит ребенка слушаться старших и не говорить с незнакомцами. Сказку можно использовать для .

«Теремок»

Любимая сказка с известным сюжетом: новоселье зверей омрачается появлением нового гостя необъятного размера. Данная сказка прекрасно развивает образное мышление, ведь ребенок 2- 3 лет, как правило, сопереживает персонажам, параллельно рисуя сюжет сказки в своей голове.

Произведения В. Сутеева для детей 2-3 лет

«Цыпленок и утенок»

Книги Виктора Сутеева любимы детской и взрослой аудиторией, потому что автор еще является и отличным иллюстратором своих произведений. Сказка «Цыпленок и утенок» доступна даже малышам возрастом младше, чем два года. Ведь каждое предложение сказки имеет отдельный яркий рисунок, наглядно показывающий все действия персонажей: дружба, ловля червяка, спасение. Ребенок сопереживает героям и одновременно смеется, ведь данная сказка имеет, безусловно, юмористический контекст.

«Три котенка»

История-шутка станет любимой для вашего малыша не только из-за милого сюжета и ярких иллюстраций, но и потому что во время ее прочтения ребенок своими глазами будет наблюдать волшебное превращение котят. Данная книга поможет вашему чаду прочно выучить цвета: черный, серый и белый.

«Под грибом»

Виктор Сутеев, взяв за основу традиционный сюжет русской народной сказки «Теремок», придал своей истории несколько иное обрамление и сделал его более трогательным. Ситуация, описанная в сказке, безусловно, учит детей добру. Звери, вынуждены ютиться под маленьким грибком, прячась от непогоды. Притом, каждый готов подвинуться, чтобы спасти товарища. Сюжет также обостряет внезапное появление лисы, охотящейся за зайчиком. «В тесноте, да не в обиде» — гласит основная мудрость сказки. Интересен тот момент, что к каждой мини-ситуации рассказа сам автор сделал соответствующую иллюстрацию. Ребенок видит, как гриб постепенно растет, в конце сказки автор обращается к своим маленьким читателям с вопросом: «Почему гриб вырос?». Сказка также помогает развивать в ребенке логическое мышление.

«Дядя Миша»

Известная сказка Виктора Сутеева учит детей добру и справедливости. Образ Медведя поможет деткам понять, что в случае сложной ситуации нужно обращаться за помощью к старшим.

«Мешок яблок»

Пожалуй, эта сказка является самым известным произведением Виктора Сутеева. Сюжет истории является достаточно волнительным для сознания маленькой крохи. Папа-Заяц, заботясь о своей большой семье, идет в непроходимый лес, чтобы набрать мешок яблок. Но натура зайца не позволяет ему донести фрукты до пункта назначения: добряк раздал все яблоки голодным зверям. Вынужденный вернуться обратно, заяц встречается с волком. Доброта побеждает: заяц дома, и он вознагражден угощением от своих друзей. Данная книга — отличное пособие по обучению развития в ребенке таких человеческих качеств, как доброта, щедрость и отзывчивость.

«Капризная кошка»

Данная сказка имеет картинки, поэтапно иллюстрирующие сюжет произведения. Повторное прочтение можно усложнить: предоставить ребенку возможность самому делать несложные иллюстрации.

Произведения С. Маршака для детей 2-3 лет

«Усатый-полосатый»

Книга С. Маршака рассказывает о жизни маленького котенка. Интересное знакомство с миром: первое блюдо, прогулка, игры с карандашами – все это так естественно описано! Книга является шуточным рассказом, но в то же время помогает ребенку понять, каким образом нужно ухаживать за домашними животными.

«Где обедал воробей?»

История создана для самых маленьких читателей. В книге рассказывается о воробье, у которого было много друзей, проживающих в городском зоопарке. Воробей, не имея собственного дома, всегда был сыт и счастлив, потому что друзья угощали его разными вкусностями: морковкой, капустой или хлебными крошками. Не имей сто рублей, а имей сто друзей — именно так гласит русская пословица.

«Рассеянный»

Существует мнение, что лучше учиться на чужих ошибках. Эту мысль ярко иллюстрирует произведение С. Маршака «Рассеянный». Шуточная история дает возможность ребенку по-доброму посмеяться над героем и не совершать его ошибок.

«Про все на свете»

Как только ребенок знакомится с животными, изучает цвета и геометрические фигуры, то у него возникает потребность перейти на новый уровень: и этим этапом становится изучение букв. Книга С.Я. Маршака позволяет вашему ребенку изучать алфавит в стихотворной форме, что способствует быстрому запоминанию. Шуточная подача материала стимулирует желание ребенка познавать что-то новое.

Д. Хармс «Храбрый ежик»

Небольшое стихотворение Д. Хармса любимо воспитателями детских садов, ведь оно написано в форме загадки, ответ на которую дети смогут дать, вспомнив то, какие звуки издают животные. Также стихотворение может послужить прекрасным материалом для инсценировки, что способствует развитию творческого начала в маленьком ценителе искусства.

В. Левин «Глупая Лошадь»

Лошадь – главная героиня данного стихотворения – решила прогуляться в разных калошах. Ребенок, помимо прочтения, может также делать собственные иллюстрации. Малышам двух лет особенно будет интересно «наряжать» лошадку в калоши разных цветов. Здесь можно проявить фантазию: составить игры на сопоставление и дифференциацию.

Гаршин «Лягушка-путешественница»

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» так любима детской аудиторией! Малыши с удовольствием следят за приключением лягушки-хвастунишки. Образ лягушки ярко демонстрирует малышам, что хвастовство – это плохое чувство, которое может привести к беде, как, в прочем, и случилось с главной героиней.

К. Ушинский «Сказки»

Герои сказок Константина Ушинского – это лесные и домашние звери, которые столь привычны для детского сознания. Заимствуя сюжеты русских народных сказок, автор не теряет и индивидуальности, раскрывая образы своих персонажей в необычных ситуациях: волк дружит с собакой, гусь и журавль меряются красотой, два козлика не дают друг другу перейти мостик, а рак спасается от вороны. Все эти истории имеют глубокую мораль, что делает книгу К. Ушинского еще более полезной для чтения.

Б. Поттер «Флопси, Мопси и Ватный хвост»

Флопси и Мопси – известнейшие персонажи английской писательницы. Яркие иллюстрации, нетипичные образы останутся в памяти вашего малыша. Истории, случившиеся с героями, научат малышей доброте и отзывчивости.

Б. Поттер «Ухти-Пухти»

На первый взгляд сюжет незамысловат: девочка Люси знакомится с прачкой Ухти-Пухти, у которой находятся ее вещи. Но авторский стиль приходится по душе любому малышу. Детки возрастом даже младше двух лет, уже понимают данную историю. Поэтому данная книга может стать одной из первых книг, которую вы можете читать своему малышу.

Дональдсон «Улитка и кит»

Книга Джулии Дональдсон «Улитка и кит» является победителем международного конкурса как лучшая иллюстрированная книга. Такое творение не оставит равнодушным любого читателя. Интересные истории откроют вашему ребенку удивительный морской мир.

Произведения Г. Остера для малышей 2-3 лет

«Котенок по имени Гав»

Книга-загадка очень необычна не только по содержанию. Стиль автора Григория Остера весьма оригинален: писатель постоянно «играет со словом», тем самым еще больше интригуя маленьких читателей: ребенок гадает, какое же имя имеет котенок, почему старый кот считает, что имя котенка может привлечь неприятности. Данная книга отлично развивает воображение малышей. Книга также имеет отменные иллюстрации, знакомые всему читательскому миру.

«Середина сосиски»

И. Томакова, стихи

Ирина Томакова – поэтесса, завоевавшая любовь детской и взрослой аудиторий. Данные стихи можно не просто читать перед сном, а непосредственно использовать во время кормления, прогулки, игр или купания. Тематические стихи легко запоминаются малышами.

А.Барто «Стихи»

Агния Барто — поэтесса, без творчества которой русские люди не представляют свое детство! В самое начало сборников ее стихотворений обычно помещены самые маленькие по объему. Это и известная «Наша Таня громко плачет», и «Зайку бросила хозяйка», и «У меня живет козленок». Данная книга станет прекрасным руководством для обучения малыша запоминанию стихотворений наизусть. Вначале предоставьте вашему малышу проговаривать концовки строчек, постепенно импровизируя и увеличивая объем. Последующая серия стихотворений называется «Младший брат». Это собрание уникальных лирических текстов воспитывает в ребенке чувство ответственности и любви к малышам.

Владимир Степанов «Разноцветные желания»

Комплекс-книга, включающая как поэзию, так и прозу. Захватывающие яркие стихотворения-миниатюры о лете, пляже, весенних денечках продолжаются страницами объемных произведений, рассказывающих о жизни детей. Конечные страницы — сказки, которые имеют очень оригинальные сюжеты: на страницах мы встретим ёжика, заботящегося о лесных зверях, ленивого кота, козу-обманщицу и других. Данная книга показывает детям на примерах и антипримерах варианты правильного и неправильного поведения.

Развивающие книги для детей 2-3 лет: список книг для обучения малыша

Развивающие книги для детей 2-3 лет

О. Земцова «Грамматейка 2–3 года»

Цифры, буквы, вычитание, сложение, чтение по слогам – вот те умения, которые приобретет ваш ребенок после занятий по книге О. Земцовой «Грамматейка 2–3 года». Яркие картинки, веселые задания в пособии делают занятия по изучению букв, цифр интересными для маленьких детей.

«Развивающие тесты для детей 2–3 года»

Что развивает логику лучше, как выполнение тестов на сопоставление, дифференциацию и исключение. Разные сюжеты, часто взятые из сказок, станут приятным дополнением при подготовке ребенка к детскому садику.

Этери Заболотная «Умный ребенок 2-3 года»

Данная книга имеет комплекс упражнений, помогающих ребенку прочно усвоить небольшое количество информации. Каждый пример «обыгрывается» с нескольких сторон: например, после изучения новой буквы, автор предлагает найти ее на странице или отличить от других.

Когда ваш малыш подрастет, перед вами станет вопрос о лет, тогда обратите внимание на обзор книг для детей этого возраста на нашем сайте.

Думаю, пришла пора пополнить нашу очередной порцией интересного детского чтива . Тем более, что мой обзор книг для детей 2-3 лет уже давно начат и не закончен. можно найти статью с подборкой книг зарубежных авторов, а . И так как русские писатели и русское народное творчество до сих пор были незаслуженно обделены вниманием, о них сегодня и пойдет речь.

Многие книги в сегодняшнем списке хорошо знакомы всем нам с малых лет. Чуковский, Михалков и Маршак, пожалуй, были главными книгами моего детства. Однако благодаря дочери я открыла для себя и других замечательных русских авторов, о существовании которых раньше и не подозревала. Это Рената Муха, Вадим Левин, Генрих Сапгир и многие другие. Обо всех них можно подробнее почитать ниже.

  • Р.Муха, В.Левин, В.Лунин «Вежливый слон» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Начну со сборника стихов, который долгое время был у нас безусловным фаворитом. С этой книгой мы искренне смеялись, удивлялись, разглядывали причудливые иллюстрации. Стихи здесь наделены долей озорства и тонкого юмора, кстати, довольно понятного ребенку от 2-2,5 лет. И, надо заметить, что, несмотря на развлекательную нотку в тексте, в нем, безусловно, есть что обсудить и что вспомнить.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации Красовской. Во-первых, их много. Во-вторых, они яркие, бесконечно добрые и очень смешные. Они идеально подходят к такому забавному тексту.

Еще мне очень понравился сборник стихов Ренаты Муха «Хорошая плохая погода» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) (или его аналог «Ужаленный уж »), его я дарила своим знакомым, когда в продаже не было «Вежливого слона». Книга большого формата с не менее чудесными иллюстрациями Антоненкова, стихи Ренаты Мухи в этой книге те же, что и в «Вежливом слоне» , один недостаток – нет Левина с Луниным А так книга выше всяких похвал.

  • А.Барто «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, 2-3 летний ребенок уже на зубок знает «Зайку бросила хозяйка» и «Уронили мишку на пол», однако сборник «Игрушки» — это хоть и самый известный, но далеко не единственный сборник, который оставила нам в наследие Агния Львовна. Для меня, например, стали настоящим открытием ее стихотворения из циклов «Вовка – добрая душа», «Младший брат», «Настенька», «Я расту». Это просто замечательные стихи про ребят, про их обычные житейские проблемы и открытия. «Ребятишкинская» тематика делает их очень близкими и понятными для детей. А стихи из серии «Младший брат» считаю вообще необходимыми, если в семье рождается или предвидится еще один малыш, т.к. они учат заботе и доброму отношению к малышам. Все стихи легкие и доступные. Самое то для детей от 2 лет.

Стихотворения из вышеупомянутых циклов издаются в том или ином составе в различных сборниках. К сожалению, нам подарили не самое удачное издание Барто, я бы даже сказала, одно из самых неудачных, с аляпистыми компьютерными иллюстрациями. Книга, конечно, не подходит для воспитания художественного вкуса в ребенке, но дочь так в нее вцепилась, что пришлось смириться с этими безвкусными картинками, и читать что просят

К счастью, в магазинах можно встретить и издания получше, например, такое .

  • З.Александрова «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Пожалуй, любимый Тасин стих Александровой – «Про девочку Да и мальчика Нет», но в сборнике есть и много других добрых и запоминающихся стихотворений. Как и у Барто, стихи у Александровой тоже в основном про ребят: про то, как они играют в прятки, в лошадку, строят самокат, собирают цветы и прочее. Если сравнивать с Барто, то книга все-таки не была у нас столь любимой (некоторые стихотворения показались тяжеловатыми для восприятия и не такими цепляющими), но в целом книга занимает достойное место в нашей библиотеке.

  • «Белый дом и черный кот» в пересказе Б. Заходера (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вы когда-нибудь слышали об артисте Тралиславе Трулялинском, что живет в Припевайске, в переулке Веселинском? Если еще нет, то тогда вам обязательно нужно познакомиться с этим развеселым артистом и его семьей, которые пляшут и поют целыми днями! Он живет на страницах этого короткого сборника смешных и необычных польских стишков в гениальном пересказе Бориса Заходера. При прочтении книжка вызывает бурю эмоций у моего ребенка. И хотя здесь всего 3 стихотворения, они не надоедают. Рекомендую, чтобы зарядиться хорошим настроением.

  • И.Токмакова «Где спит рыбка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Еще одна известная советская поэтесса – Ирина Токмакова. У нас ее творчество представлено в виде небольшого, но очень замечательного сборника «Где спит рыбка». Стихотворения очень живые и задорные, легкий приятный слог, да и юмор присутствует. Читали с удовольствием, всю книгу выучили наизусть.

Еще пример хорошего сборника Токмаковой – «Ходит солнышко по кругу» (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • Г.Сапгир «Леса-чудеса» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Возможно, кто-то помнит творчество Сапгира по своему детству, но я с ним познакомилась совсем недавно, вместе с дочкой. При первом прочтении стихотворения кажутся довольно необычными, а рифмы нестандартными. Но чем больше читаешь, тем больше проникаешься. И вот уже текст льется песней.

От этой удивительной книги так и веет сказкой. Все здесь необычно: в лесах-чудесах сова принимает в гости медведя, олень играет в пятнашки, добрый лев подает лапу прохожим, ну а в стране Хохотании живут смеянцы, которые могут даже злого дракона засмеять так, что он сгорит дотла. Читая эту книгу, с головой погружаешься в сказочные миры, которые обрисовал автор. Так и не хочется их покидать. Рисунки очень гармонично дополняют текст, такие же волшебные.

  • И. Суриков «Детство» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Про эту великолепную книгу я уже писала .

  • С. Михалков «Самые любимые сказки и стихи малышам» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Не представляю себе воспитание ребенка без стихов Михалкова, наверно, потому что его мне чаще всего читали в детстве, и дядя Степа с упрямым Фомой слишком прочно засели в моей голове. Так что моя оценка точно не будет объективной, да и как можно оценивать классику, проверенную годами. Просто эта книга должна быть у каждого ребенка!

А еще у Михалкова удивительный талант без какого-либо занудства (как, например, у Прокофьевой), в милой и смешной манере рассказывать детям про их маленькие огрехи в поведении, капризы, упрямство.

В нашем сборнике (по ссылке полный аналог нашей книги ), пожалуй, самое полное собрание сказок и стихов Михалкова. Единственное, что мне в сборнике не очень понравилось, так это то, что в нем намешано много совершенно разных художников, и я не могу сказать, что мне понравились все иллюстрации.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • С. Маршак «Стихи и сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • В. Сутеев в сказках и картинках (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Сборников, объединенных картинками Сутеева, существует огромное множество. При покупке обязательно почитайте содержание, т.к. в них часто печатаются произведения Михалкова, Маршака, Чуковского, возможно, они у вас уже есть.

  • Русские народные сказки (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Скажу честно, мое отношение к русским народным сказкам неоднозначно. И хотя я не могу их не читать своему ребенку (это все-таки классика), зачастую я не понимаю, в чем их мораль. Да, безусловно, в некоторых сказках есть полезные мысли, например, не пускать незнакомого волка в дом, как в «Волке и семеро козлят», или не заходить далеко в лес без подружек, как в «Маше и медведь». Но мне совершенно не понятно, в чем мораль тех сказок, где самая лучшая невеста и жизнь достается ленивому дурачку, и зачем сказка учит надеяться на чудесную щуку, сивку-бурку или волшебное кольцо, а не на собственные силы. Есть некоторые сказки, которые даже отпугивают своей жестокостью, как, например, «Терешечка», где Чувилиха зажарила и съела свою дочь. Хорошенько ознакомившись с народным творчеством, я приняла решение все-таки читать сказки, но с некоторой фильтрацией и пояснениями.

Для знакомства дочери с народным фольклором я выбрала сборник от издательства АСТ «». Мне понравилось здесь количество и качество картинок, изложение самих сказок (а оно, надо сказать существенно отличается от сборника к сборнику). Здесь уже не только самые простые сказки, вроде Колобка и Теремка, но и те, что подлиннее и посложнее.

Многие сказки также можно найти отдельно, например, в таких изданиях:

  • «Соломенный бычок – смоляной бочок» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Это грузинская народная сказка с излюбленным сюжетом «Принеси мне сначала то, тогда я тебе дам это» (как, например, в «Петушке и бобовом зернышке»). Довольно достойно ее напечатало издательство «Нигма».

  • «Говорящие сказки » (Ozon , My-shop , Read )

Ну и для разнообразия можно почитать так называемые «говорящие сказки». Суть их в том, что при появлении определенного слова в тексте нужно нажать кнопку с соответствующим звуком. Например, при прочтении слов «Жалко стало Мартынке котика …», малыш нажимает на изображение котенка и слышит мяуканье. Таисии такое развлечение нравится до сих пор, поэтому эти книги, пережив многих своих «коллег», и по сей день живут у нас на полках и никак не уезжают в чулан.




Top