Детство Татьяны Лариной из поэмы «Евгений Онегин. Вопрос: Детство Евгения Онегина

1. Детство и юность Онегина.
2. Жизнь в деревне.
3. Путешествие и возвращение в Петербург.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» образ главного героя дан в развитии. Сначала автор вскользь упоминает о детстве персонажа — вскользь, потому что воспитание Евгения было достаточно типичным для детей дворян, живущих в столице. Писатель весьма подробно перечисляет, в каких сферах его герой имеет определенные познания. Мы можем сделать вывод, что Онегин получил относительно широкое, хотя и довольно поверхностное образование. Впрочем, он превосходно умел то, что необходимо в светском обществе:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

В романе нет указаний на то, что в юности Онегин поступал куда-либо на службу. Если об отце Евгения Пушкин пишет «служив отлично-благородно, долгами жил его отец», то о сыне нет и намека на какую-либо деятельность. Напротив, все, что пишет автор о петербургской жизни своего героя, убеждает в том, что Онегин не занят ничем серьезным — иначе откуда у него масса свободного времени, что ему «поспеть немудрено» на три празднества в день? Впрочем, в романе есть одно место, которое как будто указывает на то, что герой Пушкина одно время служил по военной части: «Но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец». Но даже если Онегин и числился где-то, то, вероятно, при штабе, в серьезных боевых действиях он едва ли принимал участие — по крайней мере автор об этом ничего не говорит.

Зато Пушкин описывает обеды в лучшем петербургском ресторане, посещение театра, неоднократно указывает на то, что его герой тщательно следит за модой — но где же во всем этом личность самого героя? Пожалуй, главной характеристикой Онегина на этом этапе его жизни являются успехи в «науке страсти нежной», то есть в искусстве любовного обольщения.

Итак, казалось бы, молод, хорош собой, успешен в любовных делах, свободен — Это ли не счастье?

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?

Скуку, которая охватывает героя романа, ничто не в силах победить. Онегин скучает в свете, любовные проказы больше не веселят его. Чтобы отвлечься, он попытался взяться за литературную деятельность, но «труд упорный» ему оказался «тошен», и недаром Евгений не был приучен к труду с детства. Пушкин пишет об Онегине, как о своем приятеле, и упоминает о том, что Евгений готов был вместе с ним отправиться в путешествие. Также автор сравнивает своего героя с Чайльд-Гарольдом, персонажем поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». В самом деле прослеживается определенное сходство между этими персонажами. Пушкин продолжает развивать тему, затронутую английским поэтом. Чайльд-Гарольд, как и Онегин, провел юность в праздности, в вихре развлечений, но вскоре утра ил к ним интерес и отправился в путешествие. Однако Онегину отправиться в странствие предстоит позже: он внезапно получает наследство и уезжает в деревню.

Период деревенской жизни Онегина — это время наиярчайшего раскрытия его личности, причем как положительных, так и отрицательных качеств. Так, Онегин не скрывает высокомерного пренебрежения к соседям, малообразованным, ограниченным сельским помещикам. Заслышав «их домашни дроги», он садился на коня и уезжал из дома, отчего и прослыл среди соседей «неучем». Однако в дружбе с Ленским проявились и весьма достойные качества Онегина:

Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству...

Благородно повел себя Онегин и с Татьяной, которая искренне его полюбила и смело призналась в своих чувствах. Онегин не предпринял попыток воспользоваться доверчивостью и неопытностью девушки, а честно ответил, что не считает себя человеком, способным сделать ее счастливой. Кроме того, он остерег девушку на будущее от слишком непосредственного проявления чувств: «Не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет». Но в то же время раскрывается и душевная холодность, опустошенность Онегина. Его не расшевелила чистая, горячая любовь девушки, которую он между прочим отличил из двух сестер: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. Итак, Онегин способен оценить духовное богатство и силу чувств других людей.

Хоть он людей, конечно, знал,
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Однако это принадлежит к сфере ума: Онегин, несомненно, умен и образован, но чем живет его душа? Он растратил свои чувства на пустяки, и теперь, когда ему встретился человек, достойный настоящей, глубокой любви, Онегин замкнулся в? своей скуке.

Во время жизни в деревне обнаруживается и духовная несвобода Онегина. Он как будто презирает людей и их мнение и слепо воспроизводит старинный ритуал дуэли, хотя между ним и Ленским нет настоящей вражды, напротив, недавно они были друзьями, и все недоразумения, возникшие между ними, легко разрешить без кровопролития:

Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

«Ложного» — не это ли ключ к характеру Онегина, к его скуке? Этот человек вполне способен отличить истинные ценности от ложных: он недоволен собой, когда принимает вызов Ленского, так как понимает, что должен был проявить себя «не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом». Онегин знает, что есть честь подлинная, а что формальная — ложна. Однако выбор он делает в пользу ложного, мучительно ощущая свою неправоту. Но, сделав выбор, зачастую назад повернуть невозможно: Ленский убит, и этого ничем не исправишь.

Путешествие Онегина, о котором Пушкин упоминает вскользь — это попытка убежать от угрызений совести, от воспоминаний, от привычного образа жизни, от себя самого. Но эта попытка оказывается тщетной: путешествия надоедают Онегину, так как не устраняют его душевной пустоты, так как они всего лишь «странствия без цели». Так Пушкин обнажает перед читателями главную причину скуки Онегина — отсутствие цели: Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Внезапная любовь к Татьяне, с которой Онегин встретился в Петербурге, кажется, могла бы стать толчком к духовному перерождению героя пушкинского романа. Но Татьяна замужем, она сделала выбор и относится к нему со всей ответственностью. Онегин когда-то тоже сделал выбор, отказавшись от того, что ему предлагала судьба. Татьяна потеряна для него —- будущее Онегина остается неопределенным, так как роман обрывается. Возможно, автор, оставляя финал открытым, дает понять читателю, что Онегин еще может найти себя, но может так и прожить всю жизнь бесцельно

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» чувства и поведение героев во многом обусловлены укладом жизни общества, в котором они обращаются. Центральный персонаж романа – молодой дворянин Евгений Онегин, характер которого раскрывается в противопоставлении театральной жизни в первой главе и реальных человеческих чувств в конце романа.

Онегин обладает сложным, противоречивым характером. Он дорожит чувством собственного достоинства и независимостью, но идет на уступки нормам жизни общества, боясь быть непринятым, хоть и считает, что в этом нет смысла, что роль, которую он играет, - «низкое коварство».

С детства воспитание Онегина было поверхностным: «…Monsieur l"Abbe, фрацуз убогий… учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Юность Евгения проходила внешне легко и беззаботно, но все привычное быстро надоедало ему, вызывая недовольство и раздражение. Онегин живет многообразной светской жизнью, не отдавая предпочтения определенному ее способу. Подчиняясь требованиям общества, он все делает «по моде»: одевается модно и ведет себя «модно», т.е. так, как все считают правильным в данный момент. Боясь «ревнивых осуждений», он становится франтом. Евгению крайне важно мнение окружающих, его жизнь зависит от общества. Поверхностное отношение ко всему, беспрекословное следование моде лишают Онегина возможности быть самим собой.

Однако общество принимало его, ведь он «по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко манзурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил». Ведь свет хочет видеть Онегина именно таким: послушным общественным традициям молодым человеком. Благодаря своему остроумию и очарованию, он легко покорял сердца женщин и приятельствовал с мужчинами, ни к кому не испытывая сердечной привязанности:

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит

Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять…


Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь.

Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».

Онегин не особо уважал людей вообще, однако, его надменность не была слепой гордыней. Раззнакомившись с Ленским, он высоко оценил его как человека, признавая его благородство и сильные черты характера:

Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал, -
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

В жизни Онегина нет места дружбе. Общение с Ленским для него сводится к развлечению:

…И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Он не дорожит людьми, и это приводит, что он убивает на дуэли Ленского, который был ему другом, из-за полной ерунды.

Именно то, что сам Евгений неискренен на протяжение всей своей жизни, не дает ему наслаждаться жизнью по-настоящему. Лишь увидев контраст между Татьяной прежней и новой – холодной, светской дамой, Онегин осознает, что именно искренность, неподдельность – то, что оживляет сердце:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…

Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

И он со всей своей страстностью и бездумностью стремится назад, к той Татьяне, ее живости. Онегин полон чувств и страсти, его душа полна любви, теперь уже неуместной. Татьяна уже связала себя узами брака и решает быть верной нелюбимому мужу, пусть ее чувства к Онегину и не прошли.

Теперь Онегин погружен в свою любовь с головой. Он любит «как дитя», непосредственно и бездумно. Теперь он понимает Татьянины чувства, теперь он испытывает то же самое. У него не получается отвлечься ничем. Ему потребовалось пройти долгий путь лицемерия, холодности, безразличия, неразборчивости, чтобы найти настоящую ценность в жизни:

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки.

Однако Татьяна уже не может разделить с ним свою судьбу.

Урок литературы в 9 классе

Тема: «В чём загадка личности Онегина?»

Цель: Организовать деятельность обучающихся (совместную и самостоятельную), направленную на анализ личности главного героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Задачи.

1. Личностные:

Формировать навыки сотрудничества в разных учебных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить решение спорных вопросов.

2. Метапредметные:

Познавательные: Формировать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников, учитывая детали поставленной задачи.

Регулятивные: Формировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты.

Коммуникативные: Формировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Предметные:

Формировать умение анализировать текст с точки зрения заданного вопроса; развивать умение связно излагать свои мысли, применяя уже известный материал; воспитывать уважительное отношение к слову через знакомство с русской классической литературой.

Оборудование урока:

Презентация;

Отрывки из критической литературы;

Карточки для работы у доски.

1. Вступительное слово учителя.

Прежде, чем начать разговор о главном герое романа, давайте подумаем, н а основе чего формируется мнения о человеке? (внешность, привычки, взаимоотношения с окружающими)

Действительно, мы назвали основные понятия, которые влияют на отношение к человеку, помогают сформировать представление о его внутренних качествах.

Пушкин охарактеризовал своего героя так: « Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого».

О ком же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ученики отвечают, что разговор будет об Онегине) Сегодня на уроке мы попытаемся сформировать свое отношение к главному герою романа в стихах А. С. Пушкина.

2. Групповая работа.

Нужно подобрать такие цитаты, которые могли бы точно охарактеризовали Онегина.

1 группа: детство Онегина (соотносят цитаты с характеристикой Онегина, качества прикрепляют на магнитную доску)

1) «Родился на брегах Невы» (типичный представитель светского общества Петербурга)

2)«Служив отлично - благородно,

Долгами жил его отец» (не знал семейных ценностей)

3) «Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил» (получил традиционное для того времени воспитание)

4) « Monsieurl"Abb , француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой» (вседозволенность и избалованность ребёнка)

2 группа: внешность, привычки Онегина, кабинет

    Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет (следит за модой)

    Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал. (владеет всеми нормами светского общества)

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать

3) В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

3 группа: отношения в свете

    Свет решил, (свет принял Онегина)

Что он умен и очень мил.

    Как рано мог он лицемерить (лицемер)

    Как он умел казаться новым

    Как рано мог уж он тревожить

Сердца кокеток записных!

    Как он язвительно злословил!

6)Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле

7) Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

К Talon (4) помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

8) Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру,

9) У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Делаем вывод о характере Онегина и его отношении к светскому обществу:

воспитан французом-гувернером,

    не знал семейного воспитания,

    следовал последней моде,

    был принят обществом,

    умел лицемерить,

    следовал типичному для дворянина распорядку дня

- Какое впечатление у вас складывается от первого знакомства? (отрицательный герой)

Можно ли однозначно вынести приговор герою? Возможно, что замысел Пушкина был гораздо глубже? Чтобы разобраться в этом, обратимся к текстам критических статей, и отрывкам из произведения, посвященных Онегину.

3. 1 группа: Н. В. Гоголь «Русский скиталец»

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом.

Я делю деятельность нашего великого поэта на три периода. Говорю теперь не как литературный критик: касаясь творческой деятельности Пушкина, я хочу лишь разъяснить мою мысль о пророческом для нас значении его и что я в этом слове разумею. Замечу, однако же, мимоходом, что периоды деятельности Пушкина не имеют, кажется мне, твердых между собою границ. Начало «Онегина», например, принадлежит, по-моему, еще к первому периоду деятельности поэта, а кончается «Онегин» во втором периоде, когда Пушкин нашел уже свои идеалы в родной земле, восприял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой. Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей Русской земле, поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут. Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится, - конечно, пока дело только в теории. Это все тот же русский человек, только в разное время явившийся.

Человек этот, повторяю, зародился как раз в начале второго столетия после великой петровской реформы, в нашем интеллигентном обществе, оторванном от народа, от народной силы.

2 группа: В. Г. Белинский «Эгоист поневоле»

«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре!»

«Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»

«Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова «эгоист», - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин – «страдающий эгоист». Эгоисты бывают двух родов. Эгоисты первого разряда - люди без всяких заносчивых или мечтательных притязаний; они не понимают, как может человек любить кого-нибудь, кроме самого себя, и потому они нисколько не стараются скрывать своей пламенной любви к собственным их особам; если их дела идут плохо, они худощавы, бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники; если их дела идут хорошо, они толсты, жирны, румяны, веселы, добры, выгодами делиться ни с кем не станут, но угощать готовы не только полезных, даже и вовсе бесполезных им людей. Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания. Эгоисты второго разряда почти никогда не бывают толсты и румяны; по большей части, это народ больной и всегда скучающий.

Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, Пак обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. - Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, - о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами. Но наш Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать _эгоистом поневоле_; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum" {Рок. - Ред.}. Благая, благотворная, полезная деятельность!»

3 группа: А) Найти в словаре значение слова ХАНДРА

Б) Проследить по тексту, как происходит разочарование главного героя в обществе, в светской жизни, в женщинах.

Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Разочарование в жизни, в людях, в себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем».

Онегин – «добрый малый», но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельн ость и пошлость жизни душат его ; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.

Вывод: первое впечатление обманчиво. Перед нами неоднозначная, загадочная личность, которая на первый взгляд, очень проста, но на самом деле она содержит в себе много противоречий.

Какова была цель его жизни? (покорить свет)

Он ее достиг? ( да)

Почему же он не счастлив, почему возникает чувство хандры? (Онегин потерял интерес в жизни, потерял способность чувствовать, цель оказалась ложной, не приносящей удовлетворения).

4. Кто же виноват, что Онегин стал таким?

В.Г. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти ему от него. Самое усилие развиться самостоятельно, вне влияния общества, сообщает человеку какую-то странность, придает ему что-то уродливое, в чем опять видна печать общества же» (Ребята делают вывод, что виновато общество)

Выделите основные черты эпохи первой половины 19 века (самостоятельно на основе прошлых уроков)

    историческая ситуация

    культура, быт.

    литературная ситуация

Вывод: раскол общества, уход от национальных корней, все противоречия эпохи накладывают отпечаток и на человека.

5 . Как вы думаете, актуальны ли для XXI века, упомянутые нами проблемы?

Мозговой штурм. (кадры, иллюстрирующие современную молодежь с положительной и отрицательной стороны)

Какое впечатление у вас складывается о современном поколении? (Составляют сравнительную характеристику двух эпох (таблица)

1 группа : отношение к духовным ценностям

2 группа : особенности культуры (ориентация на Запад)

3 группа : изменения к лучшему

Как вы считаете, актуально ли сегодня изучение этого произведения? (Сегодня мы живем в век противоречий, оторванности от национальных корней, но, так или иначе, всегда будут те, кто постарается вести нас вперед)

6. Рефлексия. Сформулируйте ответ на вопрос «В чем загадка личности Онегина ?» (учащиеся зачитывают свои работы)

7 Итоги урока.

Сегодня мы только начали свое знакомство с главным героем романа Пушкина « Евгений Онегин» и составили первое впечатление о нем. Перед нами герой – носитель массового дворянского сознания того времени. Уже в первой главе романа мы видим его не как простого обывателя, а как человека, ищущего пусть пока и не знающего чего. Именно в таком состоянии он и приезжает в деревню к семье Лариных.

8. Выставление оценок.

Домашнее задание: Прочитать вторую главу, найти характеристику героев. Что испытывает герой, сменив обстановку?

Ответ оставил Гость

Из рассказа о прошлом Онегина, сразу же прикрепляемого к точно определенной общественной среде, - столичному («родился на брегах Невы») дворянско-светскому обществу, читатель узнает, как постепенно складывался характер героя: узнает о беспорядочной семейной обстановке и быте родительского дома мальчика Евгения, об его уродливом воспитании на иностранный лад, его возмужалости, суетном и бесплодном светском существовании. Читатель видит, что никаких «несчастий» с Онегиным не происходит. Наоборот, «забав и роскоши дитя» , он проводит время
«среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений» .
Словом, в обстоятельствах его жизни не было решительно ничего романтически исключительного; напротив, они были сугубо типичными для людей данного общественного круга. Типические обстоятельства сложили и типический характер.

Онегин владел французским языком, умел хорошо танцевать, знал светские манеры. Подчеркивая типичность такого воспитания и образования, Пушкин с иронией замечает:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.. .

Автор описывает Евгения очень остроумным, элегантным человеком, но больше всего уделяет внимание главным его качествам - уму, образованности. Также в романе говорится, что Онегин был “ученый малый, но педант”. Мнения его никогда не совпадали с мнениями высшего света. Поэт изображает типичное времяпрепровождение этого молодого человека: театр, бал до утра.

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился - и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

«Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».

От Онегина ведут свою родословною все основные герои всех основных русских романов, - и Печорин, и Рудин, и Базаров, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, и Иван Карамазов, и Райский, и даже Обломов. В Онегине - корень их всех. Однако Онегин и возвышается над ними всеми.

Недаром Герцен чувствовал родство таких людей, как он сам, не с Печориным, а с Онегиным. « . Все мы в большей или меньшей степени Онегины, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками».

II .Онегин, добрый мой приятель…

Онегин – представитель высшего петербургского света. Типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его, же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ. Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин - обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».

Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение Образ Онегина - отправная точка в развитии главного героя русского романа.

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

Изумительную характеристику дал Онегину Достоевский, с одной стороны как человеку своего круга и времени, а с другой – преломившему в себе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустякового недоразумения. Вследствие этого в его уме и сердце зарождается сомнение не столько в своих душевных силах, сколько в способностях управлять ими.

«Начинаются его мучения, его долгая агония. Проходит молодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться? Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душе его, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать? Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же он страдает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанется другой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уважать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился, и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни и истины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для нее не пожертвовал, - и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем? Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом быть не может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»

Конечный вывод Достоевского об Онегине: «это дитя эпохи, это вся эпоха».

Да, разумеется, Онегин представляет собою свою эру. Но Онегин прежде всего проникает в себя, устанавливая, таким образом, свою несовместимость с другими. А это ведет к тому, что для Онегина особенно важно прояснить собственную человеческую сущность. Двигаясь в этом направлении, он оказывается в положении человека, для которого первая тайна на свете – он сам, его общезначимая единственность. Его трагедия в том, что он – один. Где же выход для него? Только в нем самом. Лишь при осознании того, что ты один на свете, но именно как человек в полном смысле слова, тебе, рано или поздно, скорее поздно, чем рано, откроется путь к другим, как человеку, неотъемлемому от других.

Очень трудно, в сущности, невозможно, было Пушкину закончить свой роман в стихах, о том свидетельствует какой-то насильственный обрыв его:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

2.1Детство и юность Онегина

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Белюкин Д.А. В Летнем саду

Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить. ревновать. казаться мрачным, изнывать.». Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.




Top