Добролюбов статья о русской жизни. Добролюбов, николай александрович

Николай Добролюбов - властитель дум своего времени, замечательный критик и публицист, сыграл большую роль в русской политической и идейной борьбе прошлого. Он был революционером-демократом из интеллигенции, видевший свою цель в служении народу, в защите закрепощенного крестьянства. Вместе со своим соратником Н. Г. Чернышевским он отрицал реформизм и проповедовал революцию как единственное средство освобождения народа от угнетения.

В духовной семинарии

Родившийся в семье нижегородского священника, Николай в 1847 году поступил сначала в духовное училище, а затем стал студентом Нижегородской духовной семинарии, изучал там словесность, философию и богословие. Преподавание в семинарии не соответствовало его запросам, он говорил о допотопных понятиях о литературе и науке, о полном отсутствии здравого смысла, о бездарности преподавания. Зато он очень много читал. В круг его интересов вошли русская и зарубежная классическая литература, естествознание, история, философия, психология, логика.

В семинарские годы он начал пробовать себя в поэзии и публицистике, написал несколько рассказов о мелких чиновниках (1852), писал также критико-библиографические заметки (1853). Во время обучения Добролюбов уже стал сомневаться во многих догматах православного вероучения. Превосходя своим интеллектом даже преподавателей семинарии, он, в конце концов, пришел к формуле, которой нужно руководствоваться в своей деятельности: человек и его путь к счастью.

Петербург: учеба в педагогическом институте

В 1853 - ем году Добролюбов переехал в Петербург и стал студентом историко-филологического факультета Главного педагогического института. Там пользовались схоластическими методами обучения и насаждением духопокорности властям: строжайший надзор, дисциплина, даже слежка. Несмотря на такие жесткие условия, студенты основали кружок «Добролюбовская партия» (конец декабря 1854 - начало 1855), объединивший тех, кто хотел отзываться «на требование века» и «осмысливать приобретаемые знания» и отношение их к жизни.

В годы обучения он все больше убеждался, что свою жизнь он должен посвятить борьбе с крепостничеством и самодержавием. Эта тема звучит и в его стихах этих лет, и в письмах, и в студенческих сочинениях. В 1856 году Добролюбов познакомился с Чернышевским, они подружились, и их общение еще больше укрепило выбор Добролюбова: бороться за лучшее будущее народа. В письме к своему однокашнику он писал, что этот путь приведет его к погибели, но он сумеет «погибнуть недаром».

В журнале «Современник»

В 1857 году Добролюбов стал постоянным сотрудником журнала «Современник», заведующим отделом литературной критики и библиографии, а в 1858 - ом работал уже одним из редакторов журнала, наравне с Некрасовым и Чернышевским. Когда в 1859 - 1861 годах в России назрела революционная ситуация, кризис «верхов» и активность «низов» создали предпосылки для революции, журнал выступал за свободу крепостных крестьян, критиковал правительство и общественные порядки, крепостническую мораль.

И. С. , выпустивший роман «Накануне» и бывший тоже в редакции «Современника», воспротивился статье Добролюбова о революционном толковании его романа - «Когда же придет настоящий день?» и поставил ультиматум - сделать выбор: он или Добролюбов. В результате Тургенев ушел из «Современника». Журнал все время был под прицелом охранительной и либеральной прессы, над ним постоянно висела угроза закрытия.

Болезнь и смерть

В самом конце мая 1860 года тяжелая форма туберкулеза вынудила Добролюбова к лечению за границей, в Италии. Оттуда он присылал свои статьи для «Современника». Через год он вернулся в Петербург. Осенью 1861 г. его состояние здоровья было уже настолько тяжелым, что он был практически прикован к постели. Но и тогда он продолжал работать, даже писал стихи. А в ноябре он окончательно слег. Умер Добролюбов в возрасте 25 лет - 17 ноября 1861 года. Хоронили его 20 ноября на Волковом кладбище - на так называемых «Литературных мостках», рядом с могилой Белинского и других писателей.

СТАТЬЯ Н.А. ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ»

гроза островский добролюбов

В начале статьи Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи».

Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга - с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». Также в драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» при этом «не удовлетворяет самой существенной цели драмы - внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью. Катерина, эта преступница, представляется нам в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с сиянием мученичества. Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вокруг нее все так дурно, что вы вооружаетесь против ее притеснителей и, таким образом, в ее лице оправдываете порок. Следовательно, драма не выполняет своего высокого назначения. Все действие идет вяло и медленно, потому что загромождено сценами и лицами, совершенно ненужными. Наконец и язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека».

Этот сравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что должно в нём быть показано, не даёт истинного понимания. «Что подумать о человеке, который при виде хорошенькой женщины начинает вдруг резонировать, что у нее стан не таков, как у Венеры Милосской? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем рассуждаете. Нельзя сказать, чтоб люди были злы по природе, и потому нельзя принимать для литературных произведений принципов вроде того, что, например, порок всегда торжествует, а добродетель наказывается».

«Литератору до сих пор предоставлена была небольшая роль в этом движении человечества к естественным началам», - пишет Добролюбов, вслед за чем вспоминает Шекспира, который «подвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никто не поднимался». Далее автор обращается к другим критическим статьям о «Грозе», в частности, Аполлона Григорьева, который утверждает, что основная заслуга Островского - в его «народности». «Но в чем же состоит народность, Григорьев не объясняет, и потому его реплика показалась нам очень забавною».

Затем Добролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. И вот почему мы никак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге. С нашей точки зрения, эти лица столько же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которой совершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельности главных персонажей пьесы».

В «Грозе» особенно видна необходимость «ненужных» лиц (второстепенных и эпизодических персонажей). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина и пр. Автор анализирует внутреннее состояние героев «тёмного царства»: «все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросив их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она еще и не видна хорошенько, но уже посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения и что при первой возможности их бросят».

Затем автор пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в »Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

Автор подробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своем воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине». Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины: «Не разберу я тебя, Катя, - говорит он ей, - то от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей».

Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее - она течет спокойно, камни большие встретились - она через них перескакивает, обрыв - льется каскадом, запружают ее - она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований - для дальнейшего течения».

Анализируя действия Катерины, автор пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Бориса как наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё одна проблема - материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис - такой же, в сущности, только образованный».

В конце пьесы «нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «темном царстве» хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить на свете да мучиться!» Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

В заключение Добролюбов обращается к читателям статьи: «Ежели наши читатели найдут, что русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело, и если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мы довольны, что бы ни говорили наши ученые и литературные судьи».

Приветствую всех! Сегодня у нас на очереди Нижний Новгород.

Начало зимы-2017. Я шла по центру города в отвратительном настроении: только что вдрызг разругалась по телефону с дорогим мне человеком. И погода позитива не добавляла - пасмурно, пробирающий до костей ветер, и с неба сыпется и не снег, и не дождь, а какая-то мерзкая изморозь.

Иду себе в расстроенных чувствах, заворачиваю за угол дома... и застываю в восхищении, разинув рот. Шумная улица осталась за спиной, а здесь под моими ногами идёт вперёд дорожка из плитки, а над этой дорожкой красиво нависают рябины. А если посмотреть вбок, открывается красивейший вид на реку и кремль. Здесь тихо и какая-то особенная атмосфера, полное ощущение, что сейчас не 2017-й год, а какой-нибудь 1886-й. Все неурядицы как-то легко и сразу покинули мою голову. Я постояла, полюбовалась видом, представляя, как же здесь красиво летом...

Но холодный ветер быстро вернул меня в реальность. Я открыла карту, посмотреть, куда бы поблизости пойти погреться, и вижу, что совсем рядом музей Н. А. Добролюбова. Из его творчества я помнила что-то про "луч света в тёмном царстве", смутно что-то про Обломова и то, что он вроде бы писал статьи в "Современник". И на этом всё. Тем интереснее будет в музее!

Подхожу я, значит, за забором два здания - поменьше и побольше. На доме поменьше располагаются музейная вывеска и премилое объявление: "Осторожно! Угроза обрушения карнизов здания!" . Я к тому моменту уже насмотрелась на разнообразные нижегородские развалины старинных домов, а потому табличка не особо впечатлила. Я подумала: "Ну раз до сих пор ничего не отпало, возможно, и на мне не рухнет" и смело позвонила в звонок. "Здравствуйте, - говорю в динамик. - хочу к вам в музей".

Иду в большое здание. В дверях меня встретили донельзя удивлённые смотрительницы: "А вы не с экскурсией?", "А вы точно к нам в музей, не перепутали?", "Вы, наверное, для статьи научной материал собираете?", "Вы из Нижнего? А откуда? Из Челябинска?! Ничего себе, как далеко!". Меня такая реакция позабавила и ясно показала, что музей популярностью не пользуется. А уж тем более так, чтобы шёл себе человек со стороны и зашёл, и вовсе нонсенс.

Но, когда схлынуло первое изумление, смотрительницы встретили залётную гостью с искренней радостью и достойно, разве что красную ковровую дорожку не расстелили. А так и чаю горячего предложили, и прошли со мной по всем залам, рассказали про экспонаты (хотя билет мой был без экскурсии) и очень душевно пообщались.

Добролюбов всегда представлялся мне умудрённым старцем, и я весьма удивилась, узнав, что Николай Александрович умер совсем молодым - в 25 лет (!). По современным меркам почти что мальчик. Но за этот короткий срок он сумел поучаствовать в революционной деятельности, много и плодотворно писал, и не только литературную критику, но и публицистические, философские статьи, стихи и поэмы, выдвигал даже новые подходы к педагогике и воспитанию детей вообще. Словом, человек был весьма талантливый, был, так сказать, на передовой общественной жизни своего времени. И право, очень жаль, что он умер таким молодым!.. Интересно, как сложилась бы его судьба и сколько всего он мог бы ещё написать.

Родители будущего критика, священник Александр Иванович Добролюбов и его супруга Зинаида, построили доходный дом. Строительство было весьма дорогим, даже пришлось брать ссуду у городских властей, но дом вышел на заглядение красивым. Арендовать жильё в таком доме было недёшево, а потому квартировали у Добролюбовых люди обеспеченные. Этот доходный дом сейчас - большое здание музея, здесь проводят чаепития, творческие вечера и занимается студия народного творчества. И основная экспозиция музея тоже здесь: родословное древо Добролюбовых (их потомки живы и сейчас!), редкие фото, скульптуры, собрание сочинений Николая Александровича (оцените объём!), письма, отзывы современников и т.д.

Доходный дом сдавался, а вот сами хозяева жили во флигеле, в маленьком доме. И вот эта часть музея меня впечатлила больше. Всегда интересно узнавать, какой была повседневная жизнь людей прошлого. Во флигеле Добролюбовых время как будто застыло, сохранив для нас, потомков, дух эпохи. Меня восхитил подлинный номер газеты "Нижегородские ведомости" (№28, за 1845-й год), лежащий на столике.

Обратите внимание, насколько мало вещей их окружало, хоть семья была зажиточной. И насколько люди старались сделать эти вещи красивыми, подобрать их под обстановку и под свои нужды. Нынешнего бедняка окружает куда больше скарба, чем зажиточных людей век тому назад, но ценим ли мы эти вещи, стараемся ли украсить свой быт? И будут ли потомки, разглядывая наши интерьеры, восхищаться и задумываться, а как жили мы и какими мы были?

А потом ещё меня провели во двор и показали старую могилу кого-то из хозяев дома. К сожалению, сейчас я напрочь забыла, кого именно(Какое-то время мы постояли в молчании, отдавая дань уважения тем, кто был до нас, и вернулись во флигель. На этом мой визит в усадьбу Добролюбовых закончился, я пошла дальше по своим делам, унося с собой частички душевного тепла от музейной атмосферы.

Посетить этот музей однозначно стоит. Это ценность и архитектурная, и литературная, и культурная. И то, что этот музей не слишком популярен, на мой взгляд, даже плюс. Эрмитаж, Третьяковка и другие всемирно известные музеи - это великолепно и нужно, но живая история, настоящие осколки прошлого часто живут именно вот в таких не особо людных местах.

А в следующем посте расскажу ещё об одном сокровище нижегородской земли - музее-усадьбе А.С. Пушкина в Болдино.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Современная педагогика многим обязана философам и мыслителям прошлого. Одним из ключевых теоретиков российской педагогики можно смело назвать Н.А. Добролюбова. Взгляды Н.А. Добролюбова на воспитание заслуживают большого внимания, хотя бы потому, что они были довольно-таки новаторскими для своего времени.

Актуальность идей Добролюбова сегодня

Современная Россия нуждается в создании прочной национальной идеи, которая должна опираться как прошлое, так и на настоящее. Отдельно в рамках данного вопроса стоит проблема воспитания молодого поколения. Именно авторитет воспитателя является залогом успешного обучения воспитанников, а он в настоящее время на низком уровне. Школьники не уважают учителей, учителя тихо ненавидят школьников, попустительствуя им по причине не желания вникать в проблемы нового поколения.

В отечественной педагогике научное осмысление образовательного идеала с целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Многие из их начинаний были успешными. Они оказали большое влияние на российское образование.

Выдающиеся отечественные мыслители этого периода, такие как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Добролюбов, утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания.

Биография Добролюбова Н.А.

Добролюбов Н.А. был одним из видных мыслителей XIX века. Его биография очень интересна и насыщенна. Добролюбов Н.А. оставил свой след не только в педагогике, но и в литературе, философии и обществознании. Первая биография Н.А.Добролюбова , составленная на основе "Материалов", собранных Н.Г. Чернышевским, была напечатана в 1862 году в журнале "Современник".

Добролюбов родился в 1836 году в Нижнем Новгороде в семье священника. В семье у Добролюбовых царила строгость. Будущий литератор и философ трепетно относился к матери. Отца он сторонился. Поэзией Добролюбов интересовался с детства и рано начал писать стихи.

Получив хорошую домашнюю подготовку, Н.А. Добролюбов был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища в 1847 году. После, он учился в Нижегородской духовной семинарии. Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: "Отличается тихостью, скромностью и послушанием", "усерден к богослужению и вел себя примерно хорошо", "отличается неутомимостью в занятиях".

Портрет Н.А.Добролюбова

В 1853 году Н.А. Добролюбов приехал в Петербург и поступил в Институт. Уже в 1857году он с успехом окончил Главный педагогический институт. Во время обучения он увлекся революционными идеями. На фоне этого он возглавил оппозиционный студенческий кружек. В 1855 году Н.А. Добролюбов выпускал нелегальную рукописную газету "Слухи". Важным этапом его развития стало знакомство в 1856году с Н.Г. Чернышевским и с Н.А. Некрасовым.

В 1859-1861, являясь составителем, редактором и основным автором сатирического отдела "Современника" "Свисток", печатал фельетоны и стихотворные пародии. В 1857-1859 одновременно с работой в "Современнике" печатался в "Журнале для воспитания".

Н.А.Добролюбов заболел туберкулезом, который только прогрессировал в условиях петербуржской погоды. В мае 1860 по настоянию друзей Добролюбов уехал за границу для лечения туберкулеза. Н.А. Добролюбов жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, но вылечить туберкулез не удалось. В июле 1861 Николай Александрович Добролюбов вернулся в Петербург, где 29 ноября (по старому стилю – 17 ноября) 1861 умер.

Философские и общественные взгляды Н.А. Добролюбова

Социально-философские, литературно-эстетические взгляды Добролюбова отличаются "мужицким демократизмом". О чем бы он ни писал, он всегда думал о народе, боролся за него со своими идейными противниками. "Коренная Россия не в нас с вами заключается, господа умники. Мы можем держаться только потому, что под нами есть твердая почва – настоящий русский народ; а сами по себе мы составляем совершенно неприметную частичку великого русского народа",– в этом полемическом верном утверждении – основа добролюбовского мировоззрения.

В своих взглядах на развитие педагогики и воспитание Н.А. Добролюбов во многом опирался на мнение В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.

Свой метод художественного анализа он называл "реальной критикой". Руководствуясь этим методом, он стремился "... толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач".

Особенность критического искусства Н.А. Добролюбова состоит в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила.

Всей силой своего таланта Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности литературы, защищал идею её высокой гражданственности. Общественное служение было для него высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал искусство, лишённое прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием "праздных ленивцев". Страстный полемист, Добролюбов пользовался разнообразными критическими жанрами и сатирическими приёмами в борьбе против поверхностно-обличительной литературы, эпигонской поэзии, реакционной журналистики .

Добролюбов Николай Александрович был социалистом-утопистом и просветителем , но его утопизм соединялся со стремлением к практическим действиям. Если ознакомиться с письмами Добролюбова, то становится очевидно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе. Его просветительство носило активно-деятельный характер.

В отличие от официальной науки, Добролюбов в своих исторических работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел её основную движущую силу в народных массах. Он признавал закономерность исторического развития, но исторический прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества. Он понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между "аристократией" и "демократией" и рассматривал "уничтожение дармоедов и возвеличивание труда" как постоянную тенденцию истории. Кроме того, он отмечал, что на протяжении тысячелетий "... только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации" .

Добролюбов о целях и задачах воспитания

В своих педагогических воззрениях Н.А. Добролюбов опирался на взгляды Чернышевского. Он был категорически против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности и угодничества. В своих работах Добролюбов активно критиковал действующую в то время систему воспитания. По его мнению, она убивала в детях "внутреннего человека", отчего они вырастали неподготовленными к жизни.

В своей классической работе "Что такое обломовщина Добролюбов показал, что поведение Обломова определяется общественными отношениями, социальным укладом, что лень, апатия, безволие и другие качества, характерные для Обломова, не являются у него врожденными, а приобретены в условиях крепостнической среды и воспитания.

Огромное значение для развития русской педагогики, в частности дошкольной, и правильной постановки практики воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях имел трактат Н. А. Добролюбова "О значении авторитета в воспитании" , написанный в 1857 году. В этом произведении вскрыты реакционные, антинаучные основы крепостнической системы воспитания детей и блестяще изложена новая теория воспитания в духе революционного демократизма, показан образец диалектического подхода к решению сложных, принципиальных педагогических проблем .

Добролюбов был противником как предоставления детям безграничной свободы, так и слепого подчинения их авторитету взрослых.

Н.А. Добролюбов признавал необходимость разумного руководства старших младшими, воспитателя воспитанниками. Стоя на позициях материализма, Добролюбов утверждал, что авторитарное воспитание является порождением крепостнического строя, находится в противоречии с интересами освободительного движения России, тормозит ее дальнейшее развитие. Добролюбов говорил, что для воспитания людей, способных вести революционную борьбу с, самодержавием и крепостничеством, необходима новая педагогическая теория, соответствующая задачам переустройства общества, раскрепощения личности человека, всестороннего его развития.

Н. А. Добролюбов настаивал на том, чтобы детей с ранних лет приучали самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не потому лишь, что так велено и не только из уважения к приказавшей личности, а из собственного убеждения в правоте своего действия. Беспрекословное повиновение, убивая смелость и самостоятельность проявлений детского ума, сердца, воли, вредно действует на их развитие .

Добролюбов Н.А. о семейном и общественном воспитании

По мнению революционных демократов, к которым относился Н.А. Добролюбов, крайне велика роль матери в семье . Она должна не только реализовывать свой материнский инстинкт, но и прислушиваться к чувствам и тенденциям в развитии ребенка, чтобы направлять его.

Мать должна "приучать ребенка обдумывать и взвешивать ее просьбы и приказания, которые мало-помалу должны изменить свой характер и переходить в советы и наставления...".

Повседневная жизнь ребенка является чередой событий, посредством которых он приобретает жизненный опыт. Именно по этому задача семьи, состоит в том, чтобы опыт, приобретаемый ребенком, имел положительную для развития направленность. Семья должна разумно направлять развитие ребенка.

Для Н.А. Добролюбова, как для сторонника революционных демократов, было очень важно эстетическое воспитание . Он считал, что именно стремление прекрасного изначально закладывается в человеке. Именно поэтому правильное эстетическое воспитание позволяет человеку стать личностью.

Н.А. Добролюбов соглашался с мнением Н.Г.Чернышевского, согласно которому, эстетическое воспитание начинается с первых впечатлений ребенка, поэтому необходимо обращать внимание на обстановку, которая его окружает в первые годы жизни. Полученные впечатления пробуждают эстетическое чувство, воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывают к деятельности воображение. Эстетическое чувство развивается в играх, в первых попытках детского творчества, в любимых занятиях детей.

В своей работе "Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ Н. А. Добролюбов высказал свое положительное отношение к опыту работы с маленькими детьми в учреждениях, созданных английским социал-утопистом в Нью-Лэнарке.

Большой заслугой Оуэна Добролюбов считал и то, что "он придумал и учредил, сообразно с началами разумной системы общества, детские школы, в которых новая высшая система внешней обстановки, действуя на образование юных характеров, производила в них привычки и наклонности мирно-благоприятные и одушевляла их любовью ко всем". В других своих работах он решительно поддержал идею общественного воспитания детей.

Н. А. Добролюбов не одобрял существующее воспитание девочек . Он считал, что действующее обучение девочек очень узконаправленное, так как готовит их только к роли жены и матери. В нем отсутствует развитие творческого мышления и свободы воли.

В литературно-публицистических статьях революционных демократов 60-х годов XIX в. нашли отражение их передовые взгляды на детскую литературу как часть общей литературы, имеются также их высказывания об учебных книгах для детей .

Н. А. Добролюбов не одобрял те произведения детской литературы, которые поддерживали крепостничество и религиозно-монархические идеи. Добролюбов, как и другие революционные демократы, критиковал детские книги, которые приукрашивали действительность, не показывали социальных противоречий и борьбы, пронизывающих общественную жизнь. Революционные демократы боролись за то, чтобы детские книги были "учебником жизни" для детей, показывали правду жизни, содержали ответы на вопросы, которые они не могли получить от взрослых в семье и школе.

Н.А. Добролюбов об авторитете воспитателя

Большое внимание в своих педагогических трудах Н.А. Добролюбов уделял проблеме авторитета воспитателя. Он указывал на то, что требование беспрекословного подчинения не является залогом уважения со стороны детей, и уж тем более, не повышает авторитет. Н.А. Добролюбов указал на ошибочность пути, которым воспитатели часто пользуются при воспитании детей, требуя от них безусловного, а не разумного повиновения. Успешность воспитания, по его глубокому убеждению, заключается в соблюдении разумности, и разумность эта должна быть ведома не только учителю, но и самому ребенку.

Главное в воспитании, по мнению Н.А. Добролюбова, это уважение воспитателя "к человеческой породе в дитяти, представление ему свободного, нормального развития".

В работах "О значении авторитета в воспитании", "Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью" Добролюбов ведет большой разговор о целях и методах воспитания. Он ратует за разностороннее развитие и образование человека, он выступает против ненужной опеки в учении, против подавления самостоятельности. "Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным – не по привычке, а по сознанию и убеждению". Воспитывать человека-гражданина в духе "истинного добра и правды" – к этому призывал Добролюбов своих читателей.

Н.А. Добролюбов хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда, тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и, наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно сельского.

Для Н.А. Добролюбова большую роль играло педагогическое мастерство учителя. Добролюбов придерживался мнения, согласно которому каждый учитель должен думать и работать в том направлении, чтобы на каждом уроке был обеспечен высочайший уровень совершенства, как со стороны содержания, так и со стороны формы.

Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но не единственной обязанностью учителя. Н.А. Добролюбов считал, что учитель, правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения среди населения.

В завершении хотелось бы отдельно остановиться на том, что Добролюбов уделял много внимания изучению русской и европейской литературы. Его критические труды оставили глубокий след в изучении литературных направлений XIX века.

Вернувшись к педагогическим возрениям Н.А. Добролюбова, следует отметить, что он пропагандировал необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека.

Н.А.Добролюбов не только развил педагогические взгляды А.Н. Радищева, В.Г. Белинского и А.И.Герцена и обосновали стройную систему учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогические мысли Н.А. Добролюбова оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени.

Литература

  1. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в трех томах Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858) Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина – М.: Художественная литература, 1986 год.
  2. Добролюбов Н. А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М.: Политиздат, 1986
  3. Добролюбов Н.Н. Собрание сочинений Т.6 – М.: Государственное издательство Художественной литературы. 1950 год.
  4. История социальной педагогики / Авт.-сост. М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, В. А. Дегтерев, Т. С. Дорохова, Б. М. Игошев, Л. В. Мардахаев, И. В. Неволина / Под ред. Галагузовой М.А – М: Владос, 2011
  5. Краснов Г. В. Н. А. Добролюбов. Материалы для лекций и бесед – М.: Горьковское издательство, 1962 г.
  6. Добролюбов Н. А в воспоминаниях современников. Вступ. статья Г. Елизаветиной/ Составитель текста и комментатор С. Рейсер – М.: Художественная литература. -1986г.

ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, – всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853 несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки , Воспоминания , стихи («В свете все живут обманом..., 1849, и др.), прозу (Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии.

Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.

В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г.Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.

В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча , 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года , которое адресат переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб... топор на деспота поднял».

В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – Тайные общества в России 1817–1825 , Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с Н.Г.Чернышевским, в котором его потрясло наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине». Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия. В «Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу «Вопросов жизни » г.Пирогова (1857), Сочинения гр. В.А.Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».

В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки зрения.

К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина ? (1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.

В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день ? (разбор романа И.Тургенева Накануне , после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А.Н.Островского Гроза ) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.

Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.

Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения всего векового зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к итальянке И.Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много... , Нет, мне не мил и он, наш север величавый... и др.

В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди , посвященная творчеству Ф.М.Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру – печали мало.. .




Top