Доказать что онегин является героем своего времени. Сочинение на тему: Евгений Онегин - герой своего времени (по роману А.С

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.


К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика – безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие введение в языкознание

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования южный федеральный университет.. педагогический институт.. факультет лингвистики и словесности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются формирование знаний в области языкознания, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Введение в языкознание» (Б3.Б.5.) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Введение в языкознание»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цел

Учебно-тематический план
п/п Темы Лекции Семинары Самост. работа 1. Языкознание как наука. «Введение в язык

Внешнее языкознание
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 14 часов самостоятельная работа студента – 14 часов ¤ Цели мо

Язык как общественное явление
Язык - летописец жизни народа. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. Функции языка. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознани


Учебные пособия: а) Основная литература: Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Будагов Р.И. Введение в науку о языке.

Объект, предмет и цели языкознания как науки
Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний - международным. Слово лингвистика

Основные проблемы и задачи общего языкознания
Общее языкознание обладает своей особой проблематикой, отличной от частного. К задачам общего языкознания относится следующее: Определение объекта

Методы языкознания
«Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании: а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка,

Место языкознания в системе наук и его связь с другими науками
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общес

Понятие и виды динамики языка. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка
Основным условием существования языка является его непрерывное изменение (стихийное и сознательное). Это изменение представляет собой сложный и многоаспектный процесс и связано с понятием динамики

Теории происхождения языка
Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных и

Предположительный характер первоначальной звуковой речи
При рассмотрении вопроса о ступенях развития человеческого существа возникает ряд вопросов, касающихся проблемы происхождения языка как механизма человеческого общения: 1) об арсенале звук

Язык - летописец жизни народа
2. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. 3. Функции языка. 4. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. 5. Социолингвистика как раздел яз

Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания
Вопрос о том, что такое язык, каковы его функции и сущность, давно занимал людей. Ещё в античный период сложилось два основных взгляда на язык: 1) Язык - это природное явление, он о

Функции языка
Существуют различные классификации функций языка. Наиболее распространённая классификация относит к основным функциям следующие языковые факты: Коммуникативная (контактоустан

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества
Правильно сущность языка была определена лишь в русле теории диалектического материализма, которая утверждает, что язык имеет общественную природу, возникает и развивается в обществе исключительно


2. Стилевая дифференциация языка. 3. Понятие нормы. Литературная норма. 4. Проблема кодификации языковых норм. 5. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки,

Стилевая дифференциация языка
"Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств...; различия стилей определяются различиями этих принципов." Отб

Понятие нормы. Литературная норма
Языковая норма - это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. "Нор

Проблема кодификации языковых норм
Нормы развиваются стихийно, в практике общественной жизни. В литературном языке на определённом уровне развития общества эти нормы могут сознательно регламентироваться, иначе, кодифицироват

Язык художественной литературы
ЛИТЕРАТУРА: 1.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 3. Степанов Ю.С. Яз

Внутреннее языкознание
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 16 часов самостоятельная работа студента – 13 часа ¤ Цели мод

Понятие знака
Знаком в широком понимании является любой материальный носитель социальной информации. Знак – это заместитель. Проф. П.В. Чесноков даёт следующее определение знака

Языковой знак как лингвистическая категория
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак – это нечто (произнесённое или записанное), чт

Структура языка
В Языке каждое речевое произведение членится на более мелкие значимые части, обладающие отдельностью, вариативностью и способностью к бесконечному использованию в тех же или других комбинациях для

Понятие системности языка
В отличие от простого строения, основанного на взаиморасположении и связи составных частей, система основана на сложном единстве разнородных взаимообусловленных элементов. Это уже не просто

Фонетика как наука
Фонетика изучает звуковую сторону языка, которая является внешним выражением нашей мысли, её формой и материей и как материальная форма должна изучаться самостоятельно, отдельно от другой стороны я

Понятие фонемы
«Фонема (от греч. phonema – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц языка – морфем, в состав которых она входит в качестве

Понятие фонетических законов
Фонетические законы (звуковые законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых

Основные фонетические процессы
Основными фонетическими процессами языка являются следующие. Ассимиляция – это процесс уподобления согласных звуков одного и того же достоинства. Явление ассимиляции – это

Другие фонетические процессы
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях: земя (болг.) – земля, нрав – ндрав. Протеза – добавление звука в начале слова: осьм (древнерус.) – вос

Грамматический строй языка
План. I. История вопроса. II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики. III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие

История вопроса
Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и соответственно терминологии следует искать в трудах

Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики
Грамматика (греч. grammatike – искусство писать буквы, от gramma – буква, написание) – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и кон

Лексическое и грамматическое значение слова. Различие между ними
«В слове сочленены его звуковая материя и его значение – лексическое и грамматическое. К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т.е. как единицы, принадлежащей к опр

Понятие грамматической формы слова
С понятием грамматического значения тесно связано понятие грамматической формы. Понятие формы может быть определено с философской и лингвистической точек зрения. С философской т. з

Понятие грамматической категории
С понятием грамматической формы тесно связано и понятие грамматической категории. Этот термин заимствован из логики. Ещё в античные времена понятие логической категории

Формальная и функциональная грамматики
«В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной организацией и его функционированием – в русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Л.В.Ще

Языки живые и мертвые
"Язык существует лишь постольку, поскольку им. пользуются, говорят на нем, воспринимают его, пишут на нем и читают." (Сепир. Э. Язык //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М

Искусственные языки
Работа по созданию искусственных языков началась в древности. Первые из дошедших до нас проектов этого рода появились не позднее IV-III вв. до н.э., а в XVII в. Р. Декартом, затем и Г.В. Лейбницем

Самостоятельная работа студентов
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников

Темы рефератов
1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях. 2. Тождество и различие в языке и речи. 3. Слово в языке и речи. 4. Функционирование системы языка в речи.

Язык - летописец жизни народа
II. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. III. Функции языка. IV. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. V. Социолингвистика как разде

Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык
II. Стилевая дифференциация языка. III. Понятие нормы. Литературная норма. IV. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка. ЛИТЕРАТУРА:

Письмо
План. 1. Общее понятие о письме и предпосылки письма. 2. Этапы и формы развития начертательного письма. 3. Графика. 4. Алфавит. 5. Орфография.

Контролирующие вопросы
Тема: ЯЗЫКИ МИРА 1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. 2. Чем определяется степень распространённости языка? 3. Что лежит в основе генеалогической клас

Студентов
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков: санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алт

Темы курсовых и дипломных работ
1. Фразеосинтаксические схемы в современном русском языке. 2. Членимое и нечленимое предложение в системе языка. 3. Место нечленимого предложения в системе языка.

Вопросы к экзамену
1. Языкознание как наука, его объект, предмет, цель, задачи и структура. Место курса «Теория языка. Основы лингвистических учений» в системе языковедческих дисциплин. 2. Связь языкознания

Внутривузовские
1. Страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИ ЮФУ: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language 2. Инкампус: http://w

Филологические порталы
1. Донецкий лингвистический портал http://mova.dn.ua/index.php 2. Украинский филологический портал http://litopys.org.ua/ 3. Филологический поисковик http://philology.flexum.ru

Сайты филологических факультетов и кафедр
1. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru 2. Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/ 3. Институт русского языка им

Филологические сообщества
1. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России http://ling-expert.ru 2. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 3. Объед

Библиотеки
1. «Из архивов русской революции»: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 2. Philosophy in Russia: http://www.philosophy.ru/ 3. Toronto Slavic Quarterly, ред. Захар

Словари
1. Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ 2. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В. Виноградова: www.slovari.r

Сайты по языкознанию
1. Архив петербургской русистики www.ruthenia.ru/apr/index.htm 2. Вавилонская башня. База данных по сравнительному языкознанию. http://starling.rinet.ru/index2ru.htm 3. Генеал

Журналы
1. «Казанская лингвистическая школа»: представлены труды школы, информация о ее истории, научной жизни и приоритетах: http://www.kls.ksu.ru 2. HumLang (Язык Человека), ред. А.А.Поликарпов:

Зарубежные электронные издания
1. Alsic: Apprentissage des Langues et Systemes d"Information et de Communication. Журнал дает возможность обмениваться новейшими теоретическими и практическими разработками в следующих областях

Глоссарий
Адстрат– (лат. – слой, пласт) вид контактирования языков, при котором язык пришельцев влияет на язык аборигенов и сохра­няется в качестве соседнего с ним. Акцентол


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1.Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы русского языка (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). 2.Что такое фраза? Чем фраза отличается от предложения? 3.Что представляет собой речевой такт? С какой целью фразы членят на речевые такты? 4.Что такое фонетическое слово? Приведите пример случая, когда фонетическое слово и лексема не совпадают. 5.Что представляет собой слог? 6.Что представляет собой звук? Как определить, сколько слогов в фонетическом слове? 7.Какие фонетические единицы называются сверхсегментными? (ударение, интонация) 8.Что такое артикуляция? 9.В каких трёх аспектах рассматриваются звуки в русском языке? Охарактеризуйте каждый из аспектов.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Русский язык, как и многие другие языки, существует и проявляется в двух формах: письменной и устной. Устная речь располагает своими особыми звуковыми средствами, которые изучает фонетика (от греч. phōnē звук, ср.: фонограмма, телефон, фонотека, фонендоскоп). Устная речь представляет собой звуковой поток, но не непрерывный, а распадающийся на отдельные отрезки, части.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Прежде всего в звучащей речи вычленяются отрезки, ограниченные достаточно продолжительными паузами, объединенные интонацией и заключающие в себе относительно законченную мысль. Это – самая крупная единица звучащей речи (фонетическая единица), фраза. В предложении Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка (М. Г.) посредством пауз выделяются три отрезка: Ветер выл жалобно и тихо, // во тьме ржали кони, // из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Каждый из отрезков выражает относительно законченную мысль и объединяется общей интонацией. В этом предложении три фразы. Данный пример уже свидетельствует о том, что фраза и предложение не одно и то же.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Но даже если налицо совпадение фразы и предложения (например, Северное лето всегда вызывает тревогу (К. Паустовский), то они представляют собой разные языковые единицы: фраза – фонетическая единица, и характеризуется она тем или иным типом интонации, отсутствием или наличием внутрифразовых пауз, выделяющих более мелкие части фразы; предложение – синтаксическая единица, т. е. это единицы разных уровней языка: фраза – на уровне фонетики, предложение – на уровне синтаксиса. Фраза делится на более мелкие звучащие отрезки. Так, часть предложения Ветер выл жалобно и тихо, являющаяся с фонетической точки зрения фразой, может произноситься с паузой в середине, правда менее значительной, чем межфразовые паузы: Ветер выл / жалобно и тихо. Фраза, таким образом, делится на отрезки, которые в фонетике называются речевыми тактами.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Речевой такт – это часть фразы, ограниченная более короткими (чем межфразовые) паузами, но не выражающая обычно законченной мысли и характеризующаяся, за исключением конечного речевого такта, интонацией незаконченности. Если фраза короткая, она может и не делиться паузами на речевые такты: Он был взволнован. Речевые такты могут состоять и из одного слова. Например, в отрывке Зима. Крестьянин, торжествуя... (П.) фраза Зима состоит из одного речевого такта, совпадающего с одной лексической единицей – словом. Речевой такт может включать в себя от одного до семи слов, но обычно состоит из двух-четырех.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА В речевом такте вычленяются еще более мелкие фонетические единицы – фонетические слова. Фонетическое слово – это часть речевого такта, объединенная одним ударением. В фразе Ветер выл жалобно и тихо два речевых такта, в которых выделяются четыре фонетических слова: вéтер, выл, жáлобно, и тúхо. Из примера видно, что фонетическое слово и лексема могут не совпадать: фонетическое слово и тúхо (объединенное одним ударением) состоит из двух лексем. Это объясняется тем, что самостоятельное ударение имеют в основном знаменательные слова, а служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его, как правило, не имеют; поэтому служебные слова объединяются со знаменательным в одно фонетическое слово: подо льдóм, над пóлем, принеслá бы, όн же, отéц / и мáть. Но иногда знаменательное слово теряет свое ударение (оно переносится на служебное): Вó поле берёзонька стояла; зá город уéхать.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Фонетическое слово состоит из слогов. Слог – это часть фонетического слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это минимальная произносительная единица, элементы её тесно связаны друг с другом как по образованию, так и по звучанию. Элементы слога – звуки – обладают различной степенью звучности. Наибольшую звучность имеют гласные звуки. Из согласных большей звучностью характеризуются сонорные, затем звонкие шумные, и на последнем месте по степени звучности стоят глухие шумные. Только звуки с большой степенью звучности могут образовывать слог. Это – слогообразующие звуки. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки, поэтому в фонетическом слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: сто-ли-ца, лев, не-го-во-ри, дай-ка, при-не-сти-бы, на-до-мной.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Звуки – это минимальные (нечленимые) членораздельные единицы звучащей речи, образуемые с помощью органов речи за одну артикуляцию. Таким образом, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук – это фонетические единицы. Эти единицы называются линейными (сегментными – от лат. segmentum отрезок"). Но в звучащей речи, помимо сегментных единиц, имеются еще другие средства, помогающие и в определении сегментных единиц, и в выражении (а также в понимании) того или иного высказывания. Это ударение и интонация, которые тоже являются фонетическими единицами, но единицами суперсегментными (сверхсегментными). Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз (сегментов). Они как бы накладываются на сегментные отрезки.


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ В потоке устной речи звуки не выделяются, и в качестве минимальной произносительной единицы вычленяются слоги. Но с артикуляционной стороны в слогах выделяются отдельные звуки. Эти звуки образуются нашим речевым аппаратом, причем образование каждого звука имеет свои особенности, так что один звук мы легко отличаем от другого. Звук произносится, образуется за одну артикуляцию. Артикуляция (от лат. artiсulatio


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ Звуки речи могут рассматриваться и в другом, акустическом (физическом) плане, аспекте. В этом плане звуки друг от друга отличаются высотой, силой, длительностью и тембром. Есть еще один аспект изучения звуков – функциональный (коммуникативный, социальный), который имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенную функцию – смыслоразличительную: они помогают различать слова и формы слов. Например, слова дом и дым, различные по значению, мы разграничиваем благодаря звукам [о] и [ы], а слова вал и вял – благодаря звукам [в] и [в"]. Следовательно, звуки [о] и [ы], [в] и [в"] наделены смыслоразличительной функцией (этой функцией обладают звуки не сами по себе, а только в составе слова). Звук речи в функциональном аспекте называется фонемой. Фонема – основная единица системы языка.


Функции языка

  • коммуникативная (или функция общения ) - основная функция языка, использование языка для передачи информации;
  • конструктивная (или мыслительная ; мыслеформирующая ) - формирование мышления индивида и общества;
  • познавательная (или аккумулятивная функция ) - передача информации и её хранение;
  • эмоционально-экспрессивная - выражение чувств, эмоций;
  • волюнтативная (или призывно-побудительная функция ) - функция воздействия;
  • метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
  • фатическая (или контактноустанавливающая )- Использование языка для установления психологического контакта собеседников;
  • идеологическая функция - использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу - как модернизаторство.
  • омадативная (или формирующая реальности ) - создание реальностей и их контроль;
  • номинативная - (или назывная ) язык называет различные объекты;
  • денотативная, репрезентативная - передача информации, представление
  • конативная - ориентация на адресата;
  • эстетическая - сфера творчества;
  • аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо).
  • референтная (или отражательная ) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
  • Дейктическая – объединяет элементы языка с жестами, указательная функция. Функция личных и указательных местоимений, а также частиц: вот, эта и т.п.

Язык и речь

Человеческий язык существует в виде отдельных языков - русского, английского, китайского и многих других. Ну, а в каком виде существует каждый отдельный язык?

Язык не является «врожденным», переданным по наследству. Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства поль­зоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться. Из всего этого явствует,

что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и

обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913). Заметим, что под речью совре­менное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое « про себя», без произнесения вслух.

Язык – это набор знаков и правил. Язык ментален и абстрактен. Поскольку язык – это система знаков, то он является общественным достоянием. Он нейтрален и не зависит от ситуации, ни к кому конкретно не направлен, обладает ментальной сущностью. В то время как речь – это реализация имеющихся знаков и правил в конкретное время конкретным человеком. Она материальна и индивидуальна, она не принадлежит всему народу. Речь психологична и ситуативна, адресативна и линейна.

2. Р е ч е в о й а к т – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание.

Речевой акт – прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке.

Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.

4.Как соотносятся язык и мышление? Их области можно изобразить как два частично пересекающихся круга.Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению. Во-первых, мышление бывает без языка (имеется в виду - без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан - это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему он сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится. Существуют еще такой тип мышления, как наглядно-образное. Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями… Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим. Такое мышление: - предполагает поиск истины, - не связано с чувствами и оценками, - не имеет дела с вопросом и побуждением.Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Язык - это «одежда» мысли (ученые говорят: материальное оформление мыслей). А поскольку люди не только «про себя» (т.е. не слышно для других) думают, но и стремятся передать мысли другому, то без помощи языка-посредника никак не обойтись.Мышление осуществляется в определенных формах. Их три:1. ПОНЯТИЕ. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия «книга», «брошюра», «журнал», «газета», «еженедельник» принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем», «периодичность», «скрепленность страниц», «способ скрепления» и т.д.2. СУЖДЕНИЕ. Логическое мышление и начинается, собственно говоря, там, где появляется суждение. В суждении обязательно что-либо утверждается или отрицается.3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ есть сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений. Как получилось суждение «Кошка бессмертна»? Из двух: «Все люди смертны» - правильно? «Кошка не человек» -правильно? Значит, из двух правильных правильно и третье.

5.Основные единицы языка.
Язык – это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка».

  1. Фонема – мельчайшая единица звукового строя языка. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
  2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут. Чтобы выделить морфему необходимо подобрать однокоренные слова. Морфемы выделяют благодаря тому, что между словами есть отношения.
  3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.
  4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь (согласование, управление, примыкание).
  5. Предложение –слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу. В речи предложения отделяют интонацией или паузами. В предложении всегда есть глагол (если его нет как такового, то он подразумевается). Любое предложение либо что-то подтверждает, либо отрицает.

Текст – имеет значение, форму выражения, определенный стиль.
свойства текста:-связность
-законченность -авторство
-адресативность.Тексты бывают устные и письменные.

Уровни и единицы языка

Уровни языка – подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования.

Язык условно делится на три уровня


грамматика

Лексика

Фонетика

Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его формальную организацию и функционирование.

Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях, а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств - синтаксисе.

Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός - «относящийся к слову», от ἡ λέξις - «слово», «оборот речи») - совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Лексика - весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие.

  • Архаизмы - устаревшие слова.
  • Неологизмы - новые слова.
  • Омонимы - одно слово, имеющее несколько значений.
  • Антонимы - противоположные по значению.
  • Однозначные слова - слова, имеющие одно значение.
  • Многозначные слова - слова, имеющие два и более значений.

Стили речи

Типы речи

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел лингвистики, изучающий Речевые звуки и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Гипотезы нового времени

звукоподражательная гипотеза.

Междометная гипотеза

Гипотеза общественного (социального) договора.

Трудовые гипотезы

Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

Гипотеза спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг.

Однозначно определить происхождение языка невозможно на данный момент.

Система фонем

Фонемы того или иного языка в совокупности образуют особым образом упорядоченную систему, в которой каждая единица (фонема) находится в определённых отношениях со всеми другими единицами (фонемами).

Система Фонем распадается на:

  • Вокализм (подсистема гласных фонем)
  • Консонантизм (подсистема согласных фонем)

Гласные различаются по:

· степени подъема языка

высокая у,и,ы

средняя э,о

· наличию или отсутствию лабиализации (огубления)

лабеал: у,о

нелабиализованные: все остальные

Согласные делятся на:

· сонорные

· шумные.

К сонорным относятся |м|, |м’|, |н|, |н’|, |л|, |л’|, |р|, |р’|, |j|, остальные -шумные.

Классификация:

Смычные

1)Взрывные |п| |б| |п’| |п’| |т| |д| |т’| | д’| |к’| |г’| |к| |г|

2)Смычно-фрикативные (аффрикаты) |пф| |ц| дз ч дж

3)Носовые |м| |м’| |н| |н’|

4)Боковые |л| |л’|

5)Дрожащие |р| |р’|

Щелевые |ф| |в| |ф’| |в’| |с| |з| |с’| | з’|

|ш| |ж| |ш’’| |ж’’| |j| |x’| |x|

Согласные делятся на:

  • твердые и мягкие
  • глухие и звонкие.

Парными по твердости - мягкости являются согласные: |п| - |п’|, |б| - | б’|, |т| - |т’|, |д| - |д’|, |ф| - |ф’|, |в| - |в’|, |с|- |с’|, |з| - |з’|, | м| - |м’|, |н| -|н’|, |л| - |л’|, |р| - |р’|, |к| - |к’|, |г| - |г’|, |х| -|х’|.

Непарные по этому признаку согласные: |ж|, |ш|, |ц| (твердые), |ж’’|, |ш’’|, |ч’|, |j| (мягкие).

Парными по глухости - звонкости являются согласные:, |п| - | б|, |п’| - |б’|, |т| - |д|, |т’| - |д’|, |ф| - |в|, |ф’| - |в’|, |с| - |з|, | с’| - |з’|, |ш| - |ж|, |ш’’| - |ж’’|, |к| - |г|, |к’| - |г’|.

Непарные по этому признаку согласные: все сонорные (звонкие), |ц|, |ч|, |х|, |х’| (глухие).

Согласные |ш|, |ж|, |ш’’|, |ж’’| и |ч| объединяются в группу шипящих фонем, а согласные |с|, |з|, |с’|, |з’| и |ц| - в группу свистящих.

23.Морфологический способ словообразования – создание новых слов путём сочетания морфем по существующим в языке правилам, образование слов из имеющихся в данном языке материальных ресурсов (корней и служебных морфем – аффиксов).

Словообразование (или деривация)

Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, – аффиксация, безаффиксный способ словообразования и сложение.

Аффиксация – создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов.

Возможны три аффиксальных способа словообразования: суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).

1.1. Суффиксальный способ словообразования – образование нового слова или новой формы слова путем присоединения к производящей основе или слову суффикса. Слова земляк , землячка , образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, к производящим основам земл-, земляк-.

1.2. Префиксальный способ – образование нового слова или формы слова путем присоединения к производящему слову префикса. Слова неприятель , прародина , презабавный , переписать образованы прибавлением приставок не-, пра-, пре-, пере-- к производящим основам приятель, родинап, забавный, писать.

Постфиксальный способ – образование нового слова или новой формы слова путём присоединения к производящему слову постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

Смешанно-аффиксальный способ:

1.3. Суффиксально-префиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову суффикса и префикса. Слова взморье , подорожник , простенок , перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставки вз- и суф. -j-, приставки по и суф. -ник-, приставки про- и суф. –ок-, приставки пере- и суф. -ок-. При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится. Производные основы слов соседний , отделка , сосуществование , затылок , разбежаться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, существование, тыл, бежать. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слово сосуществование – префиксальным, а слова затылок и разбежаться – суффиксально-префиксальным.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Префиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе или слову префикса и постфикса.

Вы -плака-ть -ся ← плака-ть ; в -чита-ть -ся ← чита-ть .

Суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе суффикса и постфикса.

Толп-и -ть -ся ← толп-а ; скуп-и -ть -ся ← скуп-ой .

Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе префикса, суффикса, постфикса.

Пере -шуч-ива -ть -ся ← шут/и-ть .

1.4. Безаффиксный способ словообразования – создание нового слова на базе производящей основы без участия аффикса, т.е. производящая основа сама становится основой нового слова. Этот способ применяется преимущественно при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т. п.).

Существительные пробег , прилив , припев, вылет, являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, и образованы безаффиксным способом Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

1.5. Сложение образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух или более основ.

(бар-ресторан): теплоход, самолетостроение, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-провод), а сложносокращенные – усечённых основ (зав-уч, зам-пред). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Иногда сложение сопровождается суффиксацией: редк-о-лес-j-е. Один из видов сложения – аббревиация.

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слово железобетонный , произведено от сложного слова железобетон посредством суффикса –н. С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

24\2. Семантический (или лексико-семантический ) способ словообразования – создание нового слова путем расщепление старого на два или более омонима. долг (задолженность) - долг (обязанность)

Кроме морфологического способа, известно лексико-семантическое словообразование, которое выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-семантический способ словообразования активно используется в современной рекламе при номинации магазинов, кафе, оздоровительных учреждений и т.д. Имена собственные-названия образуются чаще всего на основе метонимического переноса по смежности. Этот способ позволяет передать информацию о характере объекта продажи: названия магазинов «Вишенка », «Карасик ».

Кроме того, при образовании новых имён-названий выделяется символический способ образования названия Символические имена собственные не отражают объект номинации, а приписываются ему как условные знаки. При этом могут использоваться слова с общеизвестным символическим значением («Заря», «Звезда», «Прогресс» ), символы науки, техники, искусства, культуры («Эллипс», «Импульс», «Вальс», «Пируэт» ), в том числе национально-культурные символы («Березка», «Тройка», «Купола» ). Символическая номинация занимает в настоящее время центральное место среди других способов образования в рекламе.

3. Лексико-синтаксическсий способ , или лексикализация – создание нового слова путем сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов, слияние словосочетаний в одно слово: замуж, здравствуйте, до свидания, наотмашь . сегодня (сложено из сего дня )

Лексико-синтаксический способ словообразования имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час) скопидом (скопи дом).

4. Конверсия или морфолого-синтаксический способ – переход слов из одной части речи в другую за счет смены парадигмы. он сегодня дежурный - дежурный сотрудник

Морфолого-синтаксический способ словообразования осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные булочная , лесничий , рабочий , столовая перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря , несмотря (на) перешли в предлоги и т.д. Иное название этого способа – конверсия.

Особенно продуктивна конверсия в английском языке, где от большинства глаголов могут быть образованы существительные: sleep – «сон и sleep «спать», look «смотреть» и look «взгляд».

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое образование двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее – лексико-морфолого-синтаксическому.

5. Аббревиация – образование нового слова путем усечения слов, входящих в исходное словосочетание.

  • КГБ (ка-гэ-бэ́) - Комитет государственной безопасности
  • м.н.с. (эм-эн-э́с) - младший научный сотрудник
  • РСФСР (эр-эс-эф-эс-э́р) - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
  • ТФКП (тэ-эф-ка-пэ́) - теория функций компле́ксной переменной (комплексный анализ)

Так, буква «Ф» («эф») может произноситься как «фэ»:

  • ФБР [фэ-бэ-э́р] - Ф едеральное б юро р асследований
  • ЛФК [эл-фэ-ка́] - л ечебная ф изическая к ультура
  • РФФ [эр-фэ-фэ́] - р адиоф изический ф акультет

Буквы «С» («эс») и «Ш» («ша») как «сэ» и «ше»:

  • США - Соединённые Штаты Америки

Словообразовательный разбор слова (Это для практики

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме :

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия – инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

· необходимо правильно определить производящую основу – ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход , а не слова пар и ходить . Средство образования слова пароходный – суффикс -н- , способ – суффиксация.

· не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

· В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например:невесело весело / невесёлый . В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело , и как суффиксальное производное от слова невесёлый .

Приведём несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество – «что-то излишнее»;

способ словообразования – суффиксация,

2) заметались – форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться – «начать метаться»,

способ словообразования – приставочный.

3) ухода

ухода – форма существительного уход

уход-Ø ← уходить; уход – «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования - безаффиксный

Классификация морфем

Корень – общая часть родственных значений слова.

Аффикс – служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении.

Префикс (или приставка) – морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов и форм.  (в-, над-, до-, за-) (раз-(роз-), без-(бес-))

Суффикс – морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова. сумочка», «кошечка

Инфикс – морфема, вставленная в корень слова, служащая для образования новых форм слова. латинском vinco - я побеждаю (при vici - я победил

Интерфикс – морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое и образования новых слов. лес-о-степь, стал-е-вар, пол-у-круг, пят-и-этажный, суди-л-ище, жи-л-ец, пе-в-ец, африк-ан-ец и др.

Конфикс – морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение. Служит для образования новых слов и новых форм слова: в нем яз ge schrieben .

подоконник
подстаканник
расшуметься

Флексия (или окончание) – морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении.

Постфикс – морфема, стоящая после флексии, служащая для образования новых слов или новых форм слова: -сь, -ся в рус яз. умылась, оделся.

Продуктивные аффиксы – используются для образования новых слов и новых форм слова.

При-бежать (продуктивная приставка). Колхоз-ник (продуктивный суффикс). Красив-ый, говор-ит и т. д. (продуктивные окончания);

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов и форм слова.

Па-водок, су-песок (непродуктивные приставки). Жи-знъ, паст-уж (непродуктивные суффиксы). Тр-емя (непродуктивное окончание).

Продуктивность/непродуктивность аффикса – это динамическая характеристика аффикса, связанная с его словообразовательным потенциалом.

Валентность – способность морфемы сочетаться с другими морфемами.

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ). Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть), это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы). Показатели формы в основу не входят.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову), подбирать родственные слова и их формы.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму.

V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать.

VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным.

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью.

сдвинутых – страдат. прич. прош. вр., в полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвинуть -ых - формообр.: полн. ф., мн. ч., род. п.

сдвигать -т- - формообр.: страд. прич. прош. вр.

двигать -ну- - словообр. аффикс

с- - словообр. аффикс

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви[г] – ну -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть), с – двиг (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый

Методика словообразовательного анализа.

1. Поставить слово в начальную форму: именительный падеж единственного числа – имя существительное, местоимение, числительное; именительный падеж, единственное число, мужской род – имя прилагательное, местоимение; инфинитив – для всех глагольных форм, в том числе и для причастий и деепричастий.

2. Объяснить значение слова через самое близкое по форме и по смыслу однокоренное слово (используя прием словообразовательного толкования).

3. Сравнить анализируемое слово с исходным, потому что оно сохраняет часть формы и часть смысла исходного слова (произвести смысловое и формальное «вычитание»). Выделить словообразовательный формант, в которых входят словообразовательные аффиксы и морфонологические средства, сопровождающие процесс образования нового слова.

4. По «остатку» определить способ словообразования, потому что «остаток» – то средство, которое сформировало новое понятие и новое слово. Установить, к какому словообразовательному типу относится слово.

5.Если есть в слове другие аффиксальные морфемы, продолжить аналогичное рассуждение, построив словообразовательную цепочку, мотивируя каждое звено.

Например , из старинного шкафа…

1. Старинный

2. Относящийся к старине

3. Старинн(ый) Старин(а) -н- (смена ударения)

4. Суффиксальный, как: былин-н-(ый) ← былин(а)

5. СО цепочка: старин-н-(ый) ← стар-ин-(а) ← стар(ый)

Основные признаки слова

Слово – фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которая обладает непроницаемостью и лексико-грамматической отнесенностью и которая свободно воспроизводится в речи для построения высказывания.

Основные признаки слова :

1) Слово представляет собой звуковое структурное единство, созданное по законам фонетики данного языка;

2) Слово оформлено по законам грамматики данного языка и всегда выступает в одной из своих грамматических форм;

3) Слово - единство звучания и значения, и в языке нет слов, лишенных значения;

4) Слово обладает свойством непроницаемости, то есть внутрь слова нельзя вставить, вклинить другое грамматически оформленное слово;

5) Каждое слово относится к тому или иному лексико-грамматическому разряду слов;

6) Слово не создается в процессе общения, а воспроизводится в речи как готовая и целостная структурно-семантическая единица;

7) Слово является строительным материалом для произведений речи, для высказываний.

Реалия – то, что в объективной действительности соответствует данному слову.

Лексическое значение слова - исторически обусловленная связь между зрительным или звуковым обликом слова и образом называемого предмета

1) фонетическую оформленность, (слово - звук. комплекс, имеющий ударение)

2) грамматическую оформленность,(сравни корень пал- в слове палец, который не оформлен, и слово палец, которое оформлено как существительное муж. рода ед числа)

3) непроницаемость,(в середину слова нельзя ничего засунуть)

4) двусторонность (единство звучания и значения),

5) свободную воспроизводимость в речи (то есть слово мы не рождаем каждый раз в акте речи, а оно у нас хранится в готовом виде, и мы его воспроизводим: извлекаем из памяти. В отличие от предложения, которое мы строим из слов.).

27.Семасиология - раздел языкознания, занимающийся значениями тех языковых единиц, которые используются для номинации отдельных предметов и явлений действительности.

С одной стороны, между предметом и словом нет прямой связи. Это доказывают факты разного названия одинаковых предметов в разных языках, а также возможность

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.




Top