Эссе по войне и миру. Сочинения по роману толстого «война и мир

Темы сочинений по роману «Война и мир»

    «Война и мир» как роман-эпопея.

    Путь исканий Андрея Болконского.

    Эволюция личности Пьера Безухова

    Реализм Л.Н. Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».

    Кутузов и Наполеон.

    Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».

    Народ и личность в понимании Л.Н. Толстого по роману «Война и мир».

    «Мысль народная» в романе «Война и мир».

    Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».

    Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?

    Народный характер войны 1812 года (Платон Каратаев, Тихон Щербатый).

    Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. (А. Болконский, Н. Ростова).

    Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть (нравственные искания героев романа).

    Истинная и ложная красота в понимании Толстого (Марья, Наташа, Элен).

    «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал» (А. Добролюбов).

Развернутый план сочинения по теме «Путь исканий Андрея Болконского»

I. Стремление к высшей правде - цель духов­ных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея пре­допределяют трудность жизненных поисков ге­роя, мучительность его нравственного прозрения.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1) поиск истинного, достойного дела: а) неудовлетворенность светским обществом; б) разочарованность в семейной жизни; в) мечта о подвиге, стремление к славе; г) желание на военной службе обрести уверен­ность в себе;

2) участие в войне 1805 года:

а) чувство воинского долга, воспитанное отцом; б) неприятие законов света в среде военного офицерства; в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе; г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности); д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения; е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, по­нимание жизни как нечто большего, чем стрем­ление к личной славе);

3) смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений;

4) уход в себя, отречение от активной жизни;

5) разговор с Пьером о добре, справедливости и правде - этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея;

6) встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея в образе дуба - символе «замирания» и «возрождения»;

7) стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским;

8) любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком;

9) разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе);

10) участие в войне 1812 года - решающий этап в жизни Болконского:

а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа; б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе; в) нравственный подвиг Андрея на поле Бородина - подвиг выдержки и силы духа; г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину - необходимость любви к людям; д) чувство жалости к Курагину; е) возрождение любви к Наташе; ж) смерть Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского - это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству.

В романе Льва Николаевича читатель найдет для себя ответы на вопросы о чести, достоинстве, любви, отваге и даже об обществе в целом. Можно с уверенностью сказать, что роман “Война и мир” – произведение, с которым необходимо познакомиться каждому человеку.

Для меня стала открытием многогранность человеческих взаимоотношений. На фоне ярких событий, происходящих в стране, мы видим зарождение прекрасной любви Андрея Балконского и Наташи Ростовой.

Невозможно не восхищаться первозданной чистотой Наташи. Вся ее искренность, жизнелюбие и духовная красота – очаровывают читателей и они внимательно следят за развитием ее отношений с Балконским.

Князь Андрей – человек, который ищет правды и смысл жизни. Несмотря на всю противоречивость его характера, мы невольно любуемся им. Нас восхищают его благородство и мужество.

Две блестящие человеческие натуры, два разных характера, Наташа и Андрей – их отношения приковывают внимание читателей. Любовь на фоне мировых потрясений, войны, людского горя – сильный контраст, однако именно он придает роману реалистичности.

Но. Жизнь диктует свои правила и мы с ужасом наблюдаем за тем, как разбивается светлое чувство наших героев – мы узнаем об измене Наташи с Анатолием Курагиным. Что же происходит с Балконским? В его сердце бушует война! Душевные страдания лишают Андрея покоя и мира!

Жизнь всегда идет своим чередом. В итоге мир в сердце князя вернет именно Наташа Ростова. Перед смертью Андрей Балконский познает смысл жизни – прощение и любовь. Сердца наших героев вновь наполнит светлое чувство.

Автор романа показал нам, что “Война и мир” – это не только мировые события, но и события, происходящие в личной жизни его героев. Такой литературный ход дает возможность понять, что все в жизни возможно, все может случиться с каждым из нас, учит нас жить достойно!

(1 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Духовные искания главных героев романа Л. Н. Толстого Война и мир Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные...
  2. В любом произведении описанию природы отводится довольно значимая роль. Автор словно стремится передать нам состояние человеческой души, характер ее переживаний...
  3. Наташа Ростова – один из самых любимых литературных образов Л. Н. Толстого. В ней писатель воплотил свой нравственный идеал женщины....

Роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстовым, это не просто сборник сочинений, грамотно переработанный. В нем отражается целая эпоха во всей своей красоте и безудержной глупости. С первых строчек задается официальный тон, который сменяется кровопролитием, жертвами и жизнью простых людей. Для того, чтобы передать то время, необходимо его прочувствовать. А для этого, чтение книг крайне мало.

Действие начинается во время приема у одной из приближенных к императорскому двору. Там собирается высший свет столицы, чтобы присутствовать на светском мероприятии. Событие не является даже ключевым, но задает тон для всего произведения. Начинается описание того времени глазами знати.

Война и Мир – это целая эпоха, заключенная в четыре тома с эпилогом. Они по-настоящему олицетворяют и передают всю атмосферу, которая была тогда. Союз с Австро-Венгрией не приносит должных плодов, и Россия остается одна против 600-тысячного войска с одним из самых талантливых полководцев. Противостояние предстоит не только солдатам и офицерам, но и простым людям. Ведь победа достигалась множеством путей, которые приходилось пройти всей России.

Та эпоха была по-настоящему грандиозной и величественной. Офицеры и гусары выполняли самые невероятные поступки, доказывающие их верность короне. Они могли переправиться через реку на лошадях, при этом течение и температура воды были не пригодными для этого! Девушки благородного происхождения надевали шикарные платья на балах и танцевали с мужчинами, а простые люди гибли от пушечных выстрелов и мушкетов. Невероятные сражения на саблях и молниеносные решения, ставшие судьбоносными для всей войны в целом, завораживают читателей от начала и до самого конца.

Только внимательное чтение романа может по-настоящему передать атмосферу, которая была в 19 столетии. Проникнувшись судьбой главных героев, можно понять, почему люди были сильно раздражены сдачей даже пустой Москвы и как было легко гнать неприятеля с родной земли. С обеих сторон было больше чести, чем это необходимо.

Особенно красочно передается сражение Бородино. Ведь оно является одним из ключевых в той войне. После него все поняли, что Наполеона можно победить, но силы, которые были затрачены для этого, слишком непомерны. Поэтому и после него последовало отступление и дальнейшая череда жертв русского народа.

Прочитав роман, я понял, что самым страшным злом в нашей жизни является кровавая и беспощадная война. Роман заставляет нас задуматься о проблеме добра и зла в нашей жизни, в самом себе. Читая его, я задумался о том, что каждый из нас должен стремиться творить как можно больше добра, тогда и мир станет хоть чуточку добрее. Мы должны понимать, что рядом с нами такие же люди, как и мы. И что мир не может существовать без мира на земле!

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают:

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.
С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.
“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.
В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 АРГУМЕНТЫ к сочинению из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 1 Проблема лицемерия. Проблема карьеризма. Проблема духовной пустоты Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы».

3 У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.

4 Элен Курагина никогда никого не любила, сердце её мёртво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, это у неё сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разлад и зло, что у неё нет сердца, есть только низменные инстинкты. Низость её поведения с Пьером, связь с Долоховым и Борисом Друбецким, некрасивая её роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере всё создаёт облик развратной и расчётливой светской красавицы. О Курагиных говорит Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

5 2 Проблема потребительского отношения к жизни, стремления к наживе. Проблема цели и средств её достижения. Проблема ложных ценностей жизни Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.

6 3 Проблема настоящей жизни. Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света. Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен. Например, Наташа Ростова - олицетворение естественности, счастья, влюблённости, искренности и своеволия. Её отличает сердечная отзывчивость (плачет вместе с Соней). И при этом она делает «бог знает что», то, что прощается в детстве, но может принести беду по мере взросления (целуется с Борисом, громко спрашивает, какое будет пирожное).

7 Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.

8 4 Проблема истинного и ложного героизма Как отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»? Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.

9 Истинным героем в сражении показан капитан Тушин. В его облике нет ничего героического. Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения. Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев.

10 5 Лжегероизм Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: «Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно». К лжегероям относится и Долохов, для которого война способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

11 Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие. «Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

12 Стремясь к славе, князь Андрей совершает подвиг во время Аустерлицкого сражения. Со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него... Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».

13 Раненый Болконский видит перед собой Наполеона и понимает, что не может быть велик человек, который повинен в смерти тысяч людей. Понимает, что прежнее его стремление к славе ничтожно: «И так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Так приходит разочарование в Наполеоне, понимание ничтожности подвига, совершённого во имя личной славы.

14 6 Проблема нравственного прозрения. Проблема обретения истины. Проблема способности человека к отказу от ошибочных представлений о жизни. Проблема влияния природы на человека Перед глазами князя Андрея раскрывается чистое высокое небо - символ истины: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба".

15 Что же включает князь Андрей в это «всё»? (Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном.) Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

16 7 Проблема поиска смысла жизни. Проблема цели жизни (Какую цель должен ставить перед собой человек?) У Пьера Безухова и Андрея Болконского общая цель открыть смысл жизни человека и человечества в целом. Путь сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф для них есть путь самопознания и одновременно путь к другим людям. Пьер проходит большую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливых идей и целей. Путь его путь к народному миру, к истине.

17 8 Проблема нравственного самоусовершенствования. (Должен ли человек бороться с собственными недостатками? Должен ли человек работать над собой?) Путём заблуждений, ошибок, горьких разочарований он ищет своё место в жизни. Уже в 1 части 1 тома становится ясно, что внутренние побуждения Пьера и объективный результат его поступков противоречат друг другу. Например, давая слово Болконскому, что он перестанет общаться с компанией Курагина и Долохова, он тут же, нарушая своё обещание, отправляется в эту компанию и участвует в кутежах, сам страдая от этого противоречия. Испытание богатством и праздной жизнью приводят его к ещё одному заблуждению женитьбе на Элен Курагиной. Ослепление Пьера наружной красотой Элен при невнимании к её душевной пустоте показывает победу в нём чувственного начала над духовно-нравственным. Он считает себя виноватым в том, что женился не любя, что солгал, сказав Элен: «Я вас люблю». Он виноват в том, что связал себя с чуждым ему миром.

18 Пьер борется с внутренними пороками (дневник Пьера). Стремится изменить жизнь своих крестьян, для чего совершает поездку в Киевскую губернию. Деятельность его не приносит результата, потому что, как пишет автор, «Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело». Вся эта деятельность приносит ему глубокое удовлетворение, о чём он говорит Андрею Болконскому в сцене встречи на пароме: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу для других, только теперь я понял всё счастье жизни».

19 9 Проблема вины. Проблема раскаяния Видя «мёртвое укоризненное лицо жены», Болконский вдруг понимает, что был жесток и несправедлив к жене, требовал от неё больше, чем ей было дано. Сознавая свою вину, он чувствовал, что в душе его чтото оторвалось. Князь Андрей осуждает в себе холодного, гордого человека, и это новая ступень в нравственных исканиях героя.

20 10 Проблема истинной дружбы Андрей Болконский вернулся с войны домой, готовый к «миру», а на него обрушилось горе смерть жены и то, что он чувствовал себя виноватым. Теперь у него «потухший, мёртвый взгляд». Он погружается в заботы о сыне и принимает решение никогда больше не служить в армии. «Я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя», - говорит он Пьеру. Встреча с Пьером помогла ему вернуться к жизни. Он вновь видит небо, появляется желание жить полной жизнью, наслаждаться ею.

21 «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Есть в разговоре этом абсолютная ценность, независимая от каких бы то ни было будущих результатов, утрат, поражений, минуты захватывающей интенсивности и полноты человеческого общения, тонкое взаимодействие мыслей и душ, открытый между ними обмен. Стоя на пароме при переезде из одной деревни в другую, два человека, забывшие обо всем, решают вечные жизненные вопросы.

22 11 Проблема единства человека с природой Толстой говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами (руки, пальцы, старые болячки). Князь Андрей отождествляет себя с больным деревом (звучат местоимения «мы», «наше»). «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». «Внутренние монологи у Толстого произносят не только люди, но и деревья. Знаменитый дуб, с которым дважды встречается Андрей Болконский, - подтверждение этому. «Весна, и любовь, и счастье! как будто говорил этот дуб. И как не надоест вам». Происходит духовное сближение князя Андрея с дубом, сближение двух миров человека и природы. Один у края дороги; другой на краю ещё не прожитой жизни».

23 Мысли князя Андрея при виде дуба

24 Эпизод лунной ночи в Отрадном. Наташа Ростова живёт эмоциями, чувствами, ей легко, поэтому она испытывает желание, сев на корточки и обхватив колени, полететь. Слияние с природой окрыляет её и «приподнимает» Болконского навстречу весне. Благодаря Наташе и ему теперь «легко». Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья.

25 12 Проблема отношения к стареющим близким людям. Проблема взаимоотношений людей разных поколений Многие эпизоды романа говорят о том, как деспотичен и строг с дочерью старый князь Николай Болконский, по-своему любящий ее и желающий ей добра. Он стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства. С особой силой твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено. Когда с отцом ее делается удар, княжна Марья преданно ухаживает за ним

26 Погибает Петя, брат Наташи Ростовой. Мать едва не сошла с ума, и Наташа все время проводит вместе с ней. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Графиня после гибели сына из цветущей жизнерадостной женщины превратилась в старуху. Наташа трогательно заботится о матери. Девушка находит в себе силы, чтобы во всем помогать ей. Любовь к матери заставляет Наташу внутренне собраться. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Наташа не жалеет себя, отдает все свои силы, с готовностью идет на жертвы ради тех, кого любит.

27 13 Проблема патриотизма Старый князь Болконский собирает ополченцев, вооружает их, готовясь защищаться до последнего. И только болезнь остановила его (парализованного, его отвозят в Богучарово). Он испытывает боль за Россию: «Погибла Россия! Погубили!» Княжна Марья в тяжёлую минуту жизни, связанную со смертью отца, едина в своих патриотических настроениях с отцом, с братом, с русскими людьми. Она отказывается от предложения Бурьен сдаться на милость французам, потому что «она чувствовала себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея».

28 Ростовых отличает искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свой дом, как и многие жители. В сцене отъезда Ростовых когда по настоянию Наташи подводы будут отданы раненым, а имущество будет оставлено; опять проявляется общее чувство (мы не немцы какиенибудь).

29 Андрей Болконский отказывается от службы в штабе. Он уже не стремится попасть в высшие сферы. Теперь он твёрдо знает, что судьба Родины решается не там. Князь Андрей остаётся среди самых нужных на войне людей солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не беспокоят его. Единение солдат, ополченцев в белых рубахах, офицеров и главнокомандующего мы видим в сцене молебна, где звучит клятва верности русской земле.

30 14 Проблема героизма Через описание панорамы Бородинского сражения Толстой раскрывает величие битвы и бесчеловечность войны. В центре описания сражения даны сцены на батарее Раевского. Эти люди заняты обычным делом. Толстой показывает их незаметный героизм как тяжёлую работу на войне. Их объединяет дружба, братство, умение защищать Родину, поддерживать шуткой друг друга, серьёзная деловитость. Под влиянием общих действий солдат этой батареи и Пьер становится помощником в общем деле, сближается с народом, и тот признаёт в нём своего («наш барин»). Пьер преклоняется перед солдатами, потому что они просты и не говорят попусту, а делают дело. Эта простота, с которой русские солдаты совершают бессмертные подвиги, вызывает благоговение Пьера.

31 15 Проблема прощения (Нужно ли прощать тех, кто обидел тебя? Нужно ли прощать врага?) Новый душевный кризис переживает Андрей Болконский после ранения. Он прощает в госпитале Анатоля Курагина. «Он вспомнил Наташу, и любовь, и нежность к ней ещё живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». Мысли о всеобщем прощении рождаются вместе с бурным приливом религиозных чувств, верой в мудрого Творца. Новое понимание смысла жизни открывается ему: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

32 Человек должен быть милосердным и к своим врагам, несмотря даже на то, что они убивают твоих близких. Пример этому - Кутузов, который проявит милосердие и сострадание к бегущим из России французам. Он понимает, что они действовали по приказу Наполеону и не смели ему перечить. Поэтому в сцене выступления Кутузова перед солдатами Преображенского полка мы видим, что их объединяет не только чувство ненависти к врагу, но и жалость к поверженному, ничтожному неприятелю: «Вам трудно, да всё же вы дома; а они видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних».

33 16 Проблема бесчеловечности войны Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность войны. В сценах Бородинского сражения, используя свой любимый художественный приём антитезу, он противопоставляет «весёлокрасивому» полю (до битвы) поле, усеянное мёртвыми телами, землю, пропитанную кровью. Сама природа, дождём вмешиваясь в страшные деяния людей, призывает: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте Опомнитесь Что вы делаете?»

35 17 Проблема культа отдельных личностей Толстой выступает против культа отдельных великих людей, потому что такой культ великого человека автоматически даёт ему власть над другими людьми, а Толстой придерживался принципа полного равенства людей. Сознательно Толстой подчёркивает внешнюю дряхлость, тучность, старость Кутузова: «Физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал"; " Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром... Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке". Этим он отвергает лживый культ героясверхчеловека.

36 Наполеон - командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории, человек с помраченной совестью». В его образе показаны законченное проявление культа личности, мания величия, самовлюбленность, высокомерие, тщеславие, лицемерие, фальшь, позерство.

37 18 Проблема роли личности в истории. Какое влияние оказывает личность на ход истории? В романе «Война и мир» Л. Толстой размышляет о роли личности полководца Кутузова в истории и в войне 1812 года. Велика роль той личности в истории, которая вместе со своим народом защищает свободу и национальную независимость своей страны. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей, в нераздельности в нём полководца и скромного человека, в слиянии политики и нравственности. Величие Кутузова Толстой видит в народном духе «простоты, добра и правды».

38 19 Проблема прочности человеческих отношений Преданность предполагает оказание помощи в трудных жизненных обстоятельствах, стремление уберечь от беды. Герои романа Льва Толстого «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, - порядочные, благородные люди. Каждый из них проходит свой путь нравственных исканий. Они честны и откровенны друг с другом, они поддерживают друг друга в трудную минуту. Вначале князь Андрей поддерживает Пьера, пытается уберечь друга от пагубного влияния компании Долохова. Затем Пьер (вспомним сцену на пароме) приезжает в Богучарово и помогает Болконскому вернуться к жизни после Аустерлица и смерти жены. Высшее проявление преданности другу воспитание его сына. В семье Пьера и Наташи Ростовой происходит становление Николеньки Болконского после смерти князя Андрея.

39 20 Проблема верности человека своему долгу (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?) Верен своему долгу Кутузов, герой романа Л. Толстого «война и мир». Вспомним сцену совета в Филях. Этот эпизод показывает, что принятое Кутузовым решение об оставлении Москвы единственный путь спасения армии, от которой зависит будущая победа. Толстой восхищен мудростью и дальновидностью главнокомандующего, его умением понять ситуацию, воспользоваться своей властью и принять непопулярное, но мужественное и благое решение. Отсюда начинается недовольство официальной власти Кутузовым, которое обернётся для него отставкой сразу, как только французы будут изгнаны из страны. Отставка обернётся для Кутузова трагедией одиночества и смертью. Он совершил свой тяжкий и великий подвиг: военная кампания годов еще не завершена, но народная война окончена: Отечество свободно. Возвышенно и бесстрастно звучит голос повествователя: "Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".

40 источники Методическое пособие по литературе Г.Обернихиной Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г.моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.


Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Граф Толстой обладает истинным талантом нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого; но зато человек, умеющий понимать истинную красоту,

Дискуссия для старшеклассников ПАТРИОТИЗМ знак вопроса. Цель урока: Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои

«Надо жить, надо любить, надо верить!» Л.Толстой Lietuvos mokinių rusų gimtosios kalbos OLIMPIADA Testas Kėdainiai. 2010 m kovo 26-28 d. RG Laikas Vertintojai Balai Parašai М. В. Нестеров. Л. Н. Толстой

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы - 9 мая «Я помню, значит, я живу!» Цель: Формирование патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны. Наглядности: презентация,

Е.Е. Ачкасов И.А. Мискарян Афоризмы и мудрые высказывания о медицине 2014 Ч асть I Мудрость здоровой жизни åëîâåê è åðòû åãî õàðàêòåðà Просто быть живым недостаточно. Чтобы жить, нужны солнце, свобода

Беседа «Зачем человеку знания?» Цель: формировать у родителей и учеников понятие ценности знаний. Форма: беседа. Оформление: иллюстрации по теме, рисунки учащихся, цитаты. Выставка книг. Ход мероприятия:

1 год 1 четверть БОРЬБА ключевое слово четверти. Слово Божье оружие борьбы. 1. Слово Божье меч духовный. 2. Сила Слова Божьего. Бог Победитель в борьбе. 3. Божья борьба с грехом. 4. Бог покровитель в борьбе.

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

{jcomments on} «Мама, я беременна!» Почему женщины так часто боятся впервые произнести эту фразу? Если речь о незамужней молодой девушке это еще как-то можно понять. Но почему подобный страх испытывают

МБОУ «СОШ» п.теплая Гора Горнозаводского района Классный час Защита проекта «Моя семья моя радость» (для 6-7 классов) Составила: учитель ИЗО и черчения Романченко А.С. Цель: Воспитание бережного отношения

«Мамино сердце» Песня «Мамино сердце» - ансамбль «Фантазия» Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Кто на свете всех мудрее, Всех любимей и добрее? : И ей зеркальце в ответ: Все тут девицы прекрасны,

1 год 1 четверть МУДРОСТЬ ключевое слово четверти. Начала Библейской мудрости. 1. Библия самая мудрая Книга. 2. Мудрость от чтения Библии. Свет Божественной премудрости 3. Бог премудрый Творец. 4. Бог

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края МОУ Среднесибирская средняя общеобразовательная школа Проект урока в 10 классе по теме: «Наташа Ростова носительница «живой жизни»» Автор

Мой прадед. Общие сведения о семье моего прадедушки Трушина Сергея Никифоровича. Они сражались беззаветно, Патрон последний берегли, Их имена приносит ветром, Печальным ветром той войны.. Течѐт река времени.

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

Урок 1 Вы начали новую жизнь Что происходит, когда гусеница становится бабочкой? Как семя превращается в могучее дерево? Управляют этими процессами и производят эти изумительные перемены законы природы.

Программа по организации возрождения тимуровского движения Пояснительная записка "Вот так и есть среди нас скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая

К 200-летию поэта Лермонтов Михаил Юрьевич Судьба и личность поэта Родители поэта Отец Юрий Петрович Мать Мария Михайловна Раннее детство прошло в Тарханах Елизавета Алексеевна Арсеньева бабушка поэта

2012 «Просто так героями не становятся!» Сценарий к мероприятию посвященному 200- летию Бородинского сражения Шкуратова Т.В. МБУК МЦБС Увельского муниципального района. Петровская библиотека-филиал 11

Илья Члаки Цикл «Закон природы» СИРОТКИ 2 Действующие лица: Муж Жена 3 На сцену выходят нарядные молодые супруги. Муж в костюме, Жена в подвенечном платье. Свершилось! Вот оно, счастье! Сказать честно,

П/п Тема урока Задачи урока Основные понятия 1 Россия наша родина Знать: Богатство - что такое духовный мир человека России, Патриот, - что такое культурные традиции Отечество, и для чего они существуют

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

МБОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Сценарий митинга, посвященного открытию мемориальной доски выпускнику школы Смирнову Сергею Ивановичу, погибшему при исполнении служебного воинского

МКОУ «Узнимахинская ООШ» УРОК: «Итак, она звалась Татьяной» (А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Выполнила: Учитель русского яз.и литературы Ибрагимова Байгинат Я. 2013-2014уч.год. Итак, она звалась Татьяной.

Разработка урока литературы в 11 классе по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Саяпина Оксана Валерьевна Дата проведения: декабрь 2012 года Цель: выявить позиции героев пьесы и авторскую

Школьный проект к празднованию Дня Победы «Читаем вместе»: Цикл семинаров по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем Семинар 1 (по первой части книги) Знакомимся с книгой. человеке» (система вопросов

1. Цветущий Азербайджан. 2. Наша независимость вечна. 3. Государственные атрибуты Азербайджана. 4. Я гражданин Азербайджана. 5. Азербайджан моя Родина. 6. Наша независимость вечна. 7. Ты Родина и честь

Содержание 1. Индивидуальное задание с выбором ответа... 3 Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях... 3 2. А. Маркуша. «Тихая Зоя»... 6 Рассказ... 6 3. «Старый дед и внучек»... 8 Басня...

Абу Али Ибн Сина По историческим источникам стало известно, что по поручению Нуҳ ибн Мансур Сомоний, правителем Ирана того времени, данная жемчужина востока была переведена в 997 году из древнего языка

Работа загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/749 Василий Анин Даже близких ты можешь ненавидеть Последнее изменение: 20 июля 2016 (c) Все права на эту работу принадлежат автору

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ Салтыкова Эмилия Владимировна, г. Брянск Великая Отечественная Война. Это была самая кровавая война за всю историю нашего народа. Более двадцати семи миллионов погибших печальный еѐ итог.

АННА КАРЕНИНА й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ русский писатель, публицист, философ Пошти вся его жизнь связана С Ясной Поляной. Здесь он родился 28 августа 1828, прожил более 50 лет, здесь тоже похоронен. Толстой

Лесик Александр Владимирович 27.08.1921 11.08.1995 Презентация выполнена Клочковой Таисией ученицей 8 «В» класса гимназии 1563 Это прадед, папа моей бабушки Спанопуло Нины Александровны. Жил и учился в

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Братья и сестры, мы дошли до середины Великого поста. И сейчас мы обращаем внимание на крест. Крест для нас это символ победы, но также это и символ желания,

МБОУ СОШ имени С.М. Кирова г. Карачева Брянской области Представление исследовательской работы по краеведению на тему: «Наши земляки-герои Советского Союза» Выполнила ученица 11-а класса Белялова Татьяна.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (урока литературы в 6 классе) Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты

В самом начале нашего разговора о мужчинах уже упомянули, что жизнь взрослого мужчины в России полна безответственности и вины. Это констатация, но не обвинение. Как раз обвинений в практике семейных отношений

Поздравляю Вас со всенародным праздником Днем Победы в Великой Отечественной войне! 9 Мая важный и памятный день для миллионов людей. Эта священная дата стала символом всенародной гордости, отваги, героизма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении

Программа рассчитана на четыре года обучения. I Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1 класс: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие

ФЕВРАЛЬ 38 365 позитивных настроев по методу Луизы Хей Давайте сделаем февраль месяцем хороших ощущений! Каждое утро громко провозглашайте: «Я выбираю мысли, которые создают мне хорошее настроение!» Ложась

Тема урока: «Философия вещей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 1) образовательные: Цели урока: - способствовать формированию исследовательских навыков учащихся по выявлению сюжетообразующей функции

Парад Победы для детей средней группы (6,7) Май, 2016 г Действующие лица: Музыкальный репертуар: - ведущий - марш для входа (выхода); - тревожная музыка; Атрибуты: - песня «Славный День Победы» Н. Манукян;

Урок 1 Библия. Что это за книга? Цель: Показать детям важность чтения Библии и показать ее влияние на человека. Читать: От Иоанна 3:16, Иеремии 30:2, от Матфея 24-25 Золотой стих: «Слово Твое есть истина»

Чего хотят дети Хочу того, не знаю чего, но точно знаю, что очень хочу!!! Очень незначительный процент детей знают чего хотят, но и у них нет чёткого понимания, чего именно хочется. Дети любого возраста

Литературно-историческая викторина, посвященная истории Великой Отечественной войны (материал для проведения викторины) Разминка Назовите группы германской армии, которые осуществляли нападение на нашу

Конспект урока 3 ОРК и СЭ модуль ОПК по теме: «Человек и Бог в православии» Автор: учитель начальных классов Спасская В. С., МКОУ «ВСОШ 1» П. Волово Основные вопросы урока 3 Какие дары Бог дал человеку.

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

ПРОЕКТ ГРАБОВСКОГО К. НА ТЕМУ: Ю. ЯКОВЛЕВ. СЛОВА О МАТЕРИ г. Тюмень 2013г. Школа 40 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Вступление (краткая биография Яковлева) 4. Цель и задачи проекта 5. Актуальность

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О ГЛАВНОМ! БОЦМАН ЧАЙКА 3 ДЕКАРЯ 20:50 16+ В свой родной город Приморск из очередного рейса возвращается боцман Чайка бабник и холостяк, не мыслящий жизни без моря. Но, на его беду, пароходство

7 Школьная газета февраль 2012 г. 23 февраля День защитника Отечества Стоим мы на посту, повзводно и поротно. Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит. Мы армия страны. Мы армия народа. Великий подвиг

Задание 1. Инструкция: Ниже предлагается ряд утверждений, которые касаются разных аспектов Вашей жизни. Каждый из них может быть более или менее актуальным для Вас. Оцените, насколько часто в последнее

Гусева Татьяна Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Перми УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ «Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ «БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО» Тема: Человек

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Урок литературы в 10 классе.(по учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина) Тема: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Цели: 1. Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала

Сила слов- наш язык Урок 11 Тема: Обьяснить детям, что сказанные нами слова могут послужить во благо или во зло. Золотой стих: Смерть и жизнь во власти языка. Притчи 18:21 История: Анания и Сапфира. Материал:

УДК 1/14 ББК 86.42 С 81 С 81 100 самых правдивых гаданий для девочек. Москва: АСТ, 2014. 192 с. (Для девочек). Эта книга станет лучшей подружкой девочек от 9 до 15 лет. Веселые гадалки, предсказания, сонник,

Занятие по программе «Основы религиозных культур и светской этики» «Свобода и моральный выбор человека»

Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Психологическая подготовка, безусловно, необходима. Как ее осуществить? Два основных совета: 1. Если у

СЦЕНАРИЙ торжественной линейки, посвящённой открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МАОУ СОШ 35 п. Новомихайловский (У стены с изображением красной звезды стоит почётный караул,

Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Из чего же сделаны девчонки?», «Из чего же сделаны мальчишки?» Составил: воспитатель МБДОУ Д/с 15 Иванова Н.С. Сентябрь 2012г. "Из чего же сделаны ДЕВОЧКИ?"

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. "Они




Top