Евгений онегин герой своей эпохи. Сочинение на тему: "Евгений Онегин - герой своего времени

В звуковом потоке принято различать линейные (сегментные) (от латинского segmentum – отрезок) и надлинейные (суперсегментные) фонетические единицы. К линейным фонетическим единицам относятся звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом и образующие иерархическую систему, к надлинейным фонетическим единицам – ударение и интонация, которые не могут существовать отдельно от звуков речи, а только вместе с ними.

Линейными фонетическими единицами являются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза.

Фонетическая фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт, или синтагма – часть фонетической фразы, группа слов, объединенных одной интонацией и смыслом.

Фонетическое слово – часть речевого такта, объединенная одним словесным ударение, самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами.

Слог – часть фонетического слова.

Звук – наименьшая фонетическая единица.

Выделение данных фонетических единиц есть результат фонетического членения речи.

Фонетическое членение речи – это членение фразы на синтагмы в зависимости от коммуникативного намерения говорящего.

6. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

План занятий № 3

    Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

    Тема занятия: Тема 1.1. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности.

    Вид занятия: урок

    Цели занятия.

4.1. Образовательная: формирование знаний о фонетических единицах, особенностях русского ударения и средствах речевой выразительности

4.2. Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств студентов.

4.3. Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку и культуре речи, познавательных способностей – речи, памяти и внимания, развитие навыков работы по усвоению учебного материала, используя учебные пособия

    Междисциплинарные связи.

5.1.Обеспечивающие все дисциплины

5.2.Обеспечиваемые: русский язык

    Методическое обеспечение занятия.

6.1. Наглядные пособия

6.2. Раздаточный материал:

6.3. Технические средства

6.4. Используемая литература:

Уч. 1. – Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. - Изд. 15-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 380, с. - (Среднее профессиональное образование).

Уч. 2. – Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд. / Н.В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - (Профессиональное образование).

Уч. 3. – Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.Б. Самсонов. - М.: Оникс, 2010. - 304 с.

8. Ход занятия

8.1.Структура занятия

Время

Элементы

занятия

Использо-

вание НП, ТСО

8.2. Содержание занятия.

№ эле-мента

Элементы занятия

Организация студентов к занятию.

Мотивация познавательной деятельности студентов:

Сообщение темы занятия;

Определение целей и задач занятия;

Краткая информация о последовательности работы студентов на занятии и др.

Проверка домашнего задания, установление уровня знаний, умений, навыков студентов. Формы и методы контроля. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

    Что Вы понимаете под понятием «культура речи»?

    Назовите аспекты «культуры речи».

    Каковы основные требования к речи?

    Что изучает культура речи?

    Каковы критерии хорошей речи? Приведите свои примеры для иллюстрации каждого критерия.

    Расскажите, почему важно уметь говорить правильно и уместно.

    Как можно выработать у себя навыки хорошей речи?

Урок изучения нового материала. Формы и методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ), частично-поисковый метод (выбор студентами примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии), репродуктивный и проблемный методы обучения; интерактивная лекция, сообщения студентов, самостоятельная работа студентов с карточками и таблицей, аналитическая беседа. Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения студентов.

Объяснение нового материала. Интерактивная лекция преподавателя с применением информационных технологий (презентация), по ходу которой студенты выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

План занятия:

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки.

Вопрос 1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Гласные и согласные звуки

Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а – это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.

Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Фонетика (rp. phonetike) изучает звуки речи, а г р а ф и к а (гр. graphikos - нарисованный) изучает их изображение на письме, т.е. буквы.

Различайте термины «звук» и «буква», звуки мы произносим и слышим, а буквы - пишем.

Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые образуются в органах речи под давлением выдыхаемого воздуха, не встречающего в полости рта на своем пути препятствий. Поэтому в образовании гласных звуков участвует только голос.

Согласные - это звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемого из легких воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором - звонкие. Еще выделяются и сонорные согласные л, м, н, р, в образовании которых голос преобладает над шумом, они как бы звонче звонких.

Большинство глухих и звонких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только глухими, другие - только звонкими. В приводимой ниже таблице знак ["] над согласной справа показывает мягкость ее произношения; латинская буква [j] обозначает среднеязычный звонкий согласный, черточка над согласной указывает на долгий звук, например [ш"].

Звуки Парные Непарные

Звонкие бб" в в" г г" д д" ж ж" з з" л л" м м" н н" р р" j

Глухие п п" ф ф" к к" т т" ш ш" с с" х ц ч"

Различаются также твердые согласные и мягкие согласные. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только твердыми, другие - только мягкими, как это показано в приводимой ниже таблице.

Звуки Парные Непарные

Твердые б в д з л м н п р с т ф г к х ж ш ц

Мягкие б" в" д" з" л" м" н" п" р" с" т" ф" г" к" х" ж" ш" ч

При характеристике звуков речи следует указывать эти их особенности. Это следует иметь в виду при фонетическом анализе слов. В этом случае заданное слово следует записать в транскрипции. Например, сделаем фонетический разбор слова «графика» - [графикъ].

Охарактеризуем звуки в этом слове. Сначала назовем гласные. Гласный а - ударный, гласный и - безударный, гласный а - [ъ] безударный (звуки обозначены соответствующими буквами). Согласные: г - шумный, звонкий, парный, твердый; р - сонорный, твердый; ф - шумный; глухой, парный, мягкий; к - шумный, глухой, парный, твердый. Согласные звуки в этом слове также обозначены соответствующими буквами. В слове семь звуков и семь букв.

При фонетическом разборе слов нужно учитывать особенности русской графической системы, так как одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква в - звучит по-разному в словах звук и зов во втором слове она обозначает глухой согласный [ф].

Следует учитывать двойное значение букв е, ё, ю, я. В начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков они обозначают два звука: й + э, й + о, й+ у, й + а (яма, юла, моя, семья, съезд). После согласных эти буквы обозначают один звук (э, о, у, а) и мягкость предшествующего согласного (мял, мел, пел, люблю).

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначает как твердые, так и мягкие согласные. Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы, например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга.

Слог

С л о г - это один гласный звук или сочетание согласного с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог, заканчивающийся гласным звуком, называется открытым, например: го-ло-ва, стра-то-сфе-ра. Слог, заканчивающийся согласным звуком, называется закрытым, например: кой-ка, гор-дый, пал-ка.

Правила переноса слов:

1.Слова переносятся по слогам, например: сто-ро-на, без-вод-ный.

2.При переносе нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Правильно: про-пуск, сдви-нуть.

Неправильно: пропу-ск, сд-винутъ.

3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно: ге-рой, пу-стяк, пус-тяк.

Неправильно: гер-ой, пуст-як.

4. Если после приставки стоит буква ы, то нельзя переносить часть слова, начинающуюся с нее.

Правильно: ра-зыгратъ, разыг-рать, по-дыскать, подыс-кать.

Неправильно: раз-ыграть, под-ыскатъ.

1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Правильно: разъ-езд, мень-ше.

Неправильно: раз-ъезд, мен-ьше.

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Правильно: рай-он, строй-ка, стай-ка.

Неправильно: ра-йон, стро-йка, ста-йка.

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Правильно: ана-то-мия.

Неправильно: а-натомия, анатоми-я.

Поэтому некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, обувь, улей, якорь.

При стечении согласных возможны варианты переноса, например: се-стра, сес-тра, сест-ра.

Предпочтительны такие переносы, при которых не разбиваются значимые части слова (морфемы), например: под-битъ (а не по-дбить), вы-зватъ (а не выз-вать), пере-бросить (а не переб-росить).

Звуковые законы в русском языке

Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их р е д у к ц и и - ослаблении гласных звуков в безударном положении. Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] (квадратные скобки указывают на звук, а не на букву), а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]: его условно обозначают знаком [ъ]. Получается такая фонетическая передача [гълава].

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: весна [в"исна], пятно [п"итно]; в остальных предударных сло¬гах и в заударных слогах произносится звук, напоминающий очень краткий [и], который условно обозначают знаком [ь], например: великан [в"ьликан], пятачок [п"ьтачок].

Звуковые законы в области согласных звуков проявляются прежде всего в оглушении звонких согласных и в озвончении глухих. Только перед гласными звуками (сильная позиция) согласные звуки не изменяют своего звучания: день [д"эн"], тон [тон]. В слабых позициях (позиция в абсолютном конце слова, позиция звонкого шумного согласного перед глухим шумным и глухого шумного перед звонким шумным) наблюдаются позиционные мены.

1.В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие: гриб - гри[п], творог - творо[к], обед - обе{т], гараж - гара[ш], заказ - зака[с].

2.Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие: лодка - ло[тк]а, ложка - ло[шк]а, овца - о[фц]а, сказка - ска[ск]а, зубки - зу[пк]и, выставка - выста[фк]а. Таким образом, согласные, парные по глухости-звонкости, в слабой позиции звучат одинаково.

Позиционные изменения согласных связаны и со смягчением твердых согласных перед мягкими. Звуки [з], [с], [т], [н] перед некоторыми мягкими согласными и перед [ч"], [ш"] смягчаются в корнях слов: [з"]десь, [с"]тепь, пе[н]-сия, пте[н"]чик, ба[н"]щик; на стыке приставки и корня: бе[з"]детный, во[з"]деть, и[з"]делие, ра[с"]сечь.

Иногда перед мягкими согласными могут смягчаться некоторые согласные и в корнях слов, и на стыке приставки и корня: [д]ве, и[з]мять.

Звуковой системе русского языка свойственно упрощение сочетаний согласных и сокращение групп одинаковых соглас¬ных. В сочетаниях букв здн, стн, нтск, стск, стл, рдц, ндш не произносятся д, т: по[зн]о, нена[сн]ый, гига[нск]ий, слави[сск]ий, сча[сл]ивый, се[рц]е, ла [нш]афт. Не произносится согласная в в сочетании вств: чу[ств]о, здра[ств]уй - и л в сочетании лнц: со[нц]е.

При стечении трех одинаковых согласных они сокращаются до двух: рас+ссоритъ - ра[сс]орить, Одесс+ский - Оде[сс]кий.

Действующие в современном языке звуковые законы иногда приводят к полному уподоблению некоторых согласных звуков следующим за ними согласным. Знание звуковых законов русского языка необходимо для того, чтобы освоить нормы литературного произношения, которому придается особое значение при оценке культуры речи.

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки

Наука о литературном произношении и ударении называется о р ф о э п и е й (гр. orthos - прямой, правильный и ероs - речь). Важнейшая особенность этой науки - ее мягкий, уступчивый характер: она не только указывает правила литературного произношения, но и устанавливает допустимые границы их нарушения (в зависимости от условий общения). Для речи ораторов, докладчиков, выступающих перед большой аудиторией, существуют одни правила, для дружеской беседы - другие.

Ударение

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове – ударный, остальные – безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Русское словесное ударение является свободным, то есть не закрепленным за определенным по местоположению слогом: дети, сидеть, гвоздика, генерал и т.д.

Русское ударение отличается разноместностью: в различных формах слова или в словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах: мех - меха – меховой.

В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места (одноместно): кровать, кроватью – кровати.

Все знаменательные слова имеют ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно ударения не имеют. В потоке речи служебные слова сливаются со знаменательными словами, к которым они относятся, образуя с ним фонетическое слово: на вокзале, при дороге. Безударные примыкающие служебные слова называются проклитиками, если они стоят перед ударным словом (на вокзале) и энклитиками, если они стоят за ним (далеко ли).

Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): железнодорожный, машиностроение, аэрофотосъёмка.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.

Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого – либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим (фразовым) ударением. Любое слово в речи может нести логическое ударение.

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение – это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Словесное ударение – это выделение слога в слове.

Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога.

2. Ударный слог выделяется большей длительностью.

3. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

В русском языке ударение разноместное, т.е. может стоять на любом слоге (первом, втором, третьем и т.д.), например: комната, дорога, молотьба. Русское ударение подвижное: может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова, например: голова - голову (вин. пад.), город - города (мн. ч.).

В сложных словах, кроме основного, может быть еще второстепенное, или побочное, ударение, например: радиопередача, вагоностроительный.

Ударение может играть смыслоразличительную роль, например: духи (парфюмерное изделие) - духи (мн. ч. от слова «дух»).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тво́рог и творо́г. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткала́ и тка́ла, косу́ и ко́су.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ко́мпас и компа́с), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [ты́с"ич"а] и [ты́щ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [паэ́т] и [поэ́т]).

Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): де́рево, доро́га, молоко́.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парахо́т].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"а́], он-то [о́нта];

2) смыслоразличительную – ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: му́ка – мука́, за́мок – замо́к,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: зе́мли – земли́.

Вопрос 3. Фонетические средства речевой выразительности.

Применение разнообразных приемов звуковой организации речи для усиления ее выразительности называется звукописью. Она состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли. Звукопись возможна лишь в художественной речи, и прежде всего в поэзии.

Для того чтобы звучание речи стало заметным, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и усиление выразительных созвучий. Это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и лирической прозе. Здесь слова выпуклы, весомы, они произносятся замедленно; эмоциональная речь богата паузами. А в стихах благодаря ритму, рифме слова озвучены больше, чем в простом разговоре.

Мастера художественного слова используют разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Важнейший из них - звуковая инструментовка, которая состоит в подборе слов близкого звучания. Например, у Пушкина: Пирует Петр. И горд, и ясен, // И славы полон взор его. // И царский пир его прекрасен («Полтава»). В богатстве звуковых повторов гласных [о, а] и согласных [п, р, т] отражается широта размаха воспеваемого победного торжества; перекличка звуков усиливает первое словосочетание - Пирует Петр.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают два типа звуковой инструментовки: аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных: Еще в полях белеет снег, // А воды уж весной шумят - // Бегут и будят сонный брег, // Бегут и блещут и гласят (Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение звуков, стоящих в начале слова и в предударном положении. Разве можно не заметить аллитерацию, например, в начале стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»? Задремали звезды золотые, // Задрожало зеркало затона... Мы замечаем звуковое подобие не только рядом стоящих слов, но и разделенных другими словами текста. Например, повторение [р] и [з-с] в четверостишии С. Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Поэтическая речь может быть инструментована повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую перекличку, чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. Такова звуковая инструментовка замечательных пушкинских строк: Взгляни: под отдаленным сводом // Гуляет вольная луна; Взлелеяны, в восточной неге, // На северном, печальном снеге // Вы не оставили следов [о ножках]; Ей рано нравились романы; Чья благосклонная рука // Потреплет лавры старика!

Другой тип инструментовки представляет ассонанс - повторение гласных: Пора, пора! Рога трубят... (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные значительно изменяются. И еще надо учитывать, что звук [а] может обо¬значаться буквой о в безударном положении, звук [о] - бук¬вой ё. Так, в отрывке из «Полтавы» Пушкина ассонансы на [а] и на [о] создают лишь выделенные нами гласные:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух...

Более короткие и редуцированные звуки, переданные этими же буквами - о и а, не актуальны для звукописи, они мало заметны. Но если гласные не подвержены изменениям в безударном положении, они участвуют в создании ассонанса. Например, Некрасов ассонансом на [у] передает «музыку» железной дороги: Все хорошо под сиянием лунным, // Всюду родимую Русь узнаю... // Быстро лечу я по рельсам чугунным. // Думаю думу свою...

Русских поэтов увлекала не только «сладкогласная» музыка речи, но и иные звучания. Большие художники не отказывались от использования с целью звукозаписи любых созвучий, находя для них применение в поэзии. Вспомните «неэстетичные» шипящие в некрасовских стихах: От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови... Они эмоционально оправданы, как и у Лермонтова, когда он писал: Быть может, за стеной Кавказа // Сокроюсь от твоих пашей, // От их всевидящего глаза, // От их всеслышащих ушей.

Закрепление изученного материала. Проблемный, частично-поисковый методы обучения.

1.Что является объектом изучения фонетики?

2.С какими разделами языка тесно связана фонетика? Приведите примеры.

3.Какие принципы лежат в основе деления звуков на гласные и согласные?

4.Какие фонетические законы в области согласных звуков вам известны? Охарактеризуйте их.

5. Назовите приёмы усиления фонетической выразительности речи.

6. Дайте определения терминам аллитерация, ассонанс. Приведите примеры.

7. С какой целью используются аллитерация и ассонанс в поэтической речи?

8. Укажите различия между анафорой и эпифорой.

Упражнения

1. Выделите слова, в составе которых есть й:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2. В каких словах две буквы обозначают один звук?

Аллея, подъехать, ненастный, острый, сомнения, бесшовный, воинский, медный, происшествие, семья, содержится, взять, извозчик, обезжиренный.

3. Укажите в тексте согласные звуки, не имеющие пары по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.

И наконец я счастлив буду,

Спокойно мир оставлю сей-

И в благодарности моей

Твою пощёчину забуду.

(П.)

4. Определите сильные и слабые позиции гласных.

Варенье, городской, доброта, заземлять, затворить, примерять, примирять.

5. Прочитайте отрывок из лекции А.Е Ферсмана «Камень в культуре будущего». Найдите в тексте повторы и объясните, с какой целью автор их использует.

Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твёрдости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо твёрже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?

Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях, топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы лишь новые искусственные продукты человеческого гения? Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышают далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел?

6. А. Блок

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди!

Обратите внимание на повторение звуков в начале и в конце слов. Такой приём называется смешением анафоры и эпифоры. - С какой целью автор использует такой приём в данном стихотворении?

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Назовите повторяющиеся одинаковые или сходные согласные.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Как называется такой приём? Найдите примеры данного приёма в других стихотворениях поэта.

Задание на дом:

Задание для самостоятельной работы:

Преподаватель: Матвеева М.В.

Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Фонетические единицы русского языка

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние - на звуки.
Слогораздел, типы слогов в русском языке. Ударение

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.



Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрeвнерусский. К таким словам относятся слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),
2) сложносокращенные (гoстелецентр),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трaнсатлантический, послеоктябрьский),
4) некоторые иноязычные слова (пoстскриптум, пoстфактум).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Звуковой состав русского литературного языка

Понятие звука

Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
1) по участию шума и голоса,
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [?], [?"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62).
Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

Ж,Ш- долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дроЖи], ["Ши]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Запишите слово.

Поставьте ударение.

Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

Опишите звуки:

Гласный, ударный или безударный.

Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

Сосчитайте и запишите количество звуков.

Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (сонорные).

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С – парные согласные по звонкости-глухости.

X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.

Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.

Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные

Обратите внимание.

Буквы я, ё, ю, е- йотированные.

Если эти буквы стоят после согласных, то они дают
один звук:

Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]. Лён - [л" о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ьзнаков, то они дают 2 звука:

Я – [й"а], Ё – [й"о], Ю – [й"у], Е – [й"э]: Ёлка - [й" о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай"о т ] – 4 буквы, 5 звуков.

Безударная гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:

котик – [ кот " и к], скворцы – [с к в а р ц ы];

безударная гласная Е, под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:

лес [л"э с], весна [в" исна];

в некоторых словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:

кафе [кафэ];

буква И после согласных Ж, Ш, Цдаёт звук [ы]:

зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;

безударная гласная Япод ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:

мяч – [м"а ч"], рябина – [р" э б" и н а], пятно – [ п " и т н о];

парные согласные в слабой позиции (в конце слова, перед глухой согласной) произносятся глухо:

гриб – [гр" и п], лавка – [л а ф к а];

иногда на месте буквы Гперед глухой согласной произносятся звуки [к] [х]:

когти - [к о к т" и], мягкий - [м" ах " к " и й"];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:

сделал – [з" д" э л а л].

между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:

зонтик – [з о н" т "и к];

иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:

стаканчик – [с т а к а н" ч" и к], сменщик – [см" э н" щ" и к];

Запомните, что удвоенные согласные дают длинный звук:

группа - [ група] .

Запомните, что сочетания ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как длинный [ц]:

бриться – [бр" ица] .

Запомните, что сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН- [зн]:

звёздный – [з в" о з н ы й"], лестница – [л" эс "н"и ц а].

Запомните, что иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:

конечно – [ кан " эшна ] , что - [ш т о].

Запомните, что в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласныйГ произносится как [в]:

белого – [б е л а в а].

К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика – безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие введение в языкознание

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования южный федеральный университет.. педагогический институт.. факультет лингвистики и словесности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются формирование знаний в области языкознания, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Введение в языкознание» (Б3.Б.5.) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Введение в языкознание»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цел

Учебно-тематический план
п/п Темы Лекции Семинары Самост. работа 1. Языкознание как наука. «Введение в язык

Внешнее языкознание
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 14 часов самостоятельная работа студента – 14 часов ¤ Цели мо

Язык как общественное явление
Язык - летописец жизни народа. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. Функции языка. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознани


Учебные пособия: а) Основная литература: Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Будагов Р.И. Введение в науку о языке.

Объект, предмет и цели языкознания как науки
Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний - международным. Слово лингвистика

Основные проблемы и задачи общего языкознания
Общее языкознание обладает своей особой проблематикой, отличной от частного. К задачам общего языкознания относится следующее: Определение объекта

Методы языкознания
«Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании: а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка,

Место языкознания в системе наук и его связь с другими науками
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общес

Понятие и виды динамики языка. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка
Основным условием существования языка является его непрерывное изменение (стихийное и сознательное). Это изменение представляет собой сложный и многоаспектный процесс и связано с понятием динамики

Теории происхождения языка
Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных и

Предположительный характер первоначальной звуковой речи
При рассмотрении вопроса о ступенях развития человеческого существа возникает ряд вопросов, касающихся проблемы происхождения языка как механизма человеческого общения: 1) об арсенале звук

Язык - летописец жизни народа
2. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. 3. Функции языка. 4. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. 5. Социолингвистика как раздел яз

Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания
Вопрос о том, что такое язык, каковы его функции и сущность, давно занимал людей. Ещё в античный период сложилось два основных взгляда на язык: 1) Язык - это природное явление, он о

Функции языка
Существуют различные классификации функций языка. Наиболее распространённая классификация относит к основным функциям следующие языковые факты: Коммуникативная (контактоустан

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества
Правильно сущность языка была определена лишь в русле теории диалектического материализма, которая утверждает, что язык имеет общественную природу, возникает и развивается в обществе исключительно


2. Стилевая дифференциация языка. 3. Понятие нормы. Литературная норма. 4. Проблема кодификации языковых норм. 5. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки,

Стилевая дифференциация языка
"Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств...; различия стилей определяются различиями этих принципов." Отб

Понятие нормы. Литературная норма
Языковая норма - это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. "Нор

Проблема кодификации языковых норм
Нормы развиваются стихийно, в практике общественной жизни. В литературном языке на определённом уровне развития общества эти нормы могут сознательно регламентироваться, иначе, кодифицироват

Язык художественной литературы
ЛИТЕРАТУРА: 1.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 3. Степанов Ю.С. Яз

Внутреннее языкознание
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 16 часов самостоятельная работа студента – 13 часа ¤ Цели мод

Понятие знака
Знаком в широком понимании является любой материальный носитель социальной информации. Знак – это заместитель. Проф. П.В. Чесноков даёт следующее определение знака

Языковой знак как лингвистическая категория
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак – это нечто (произнесённое или записанное), чт

Структура языка
В Языке каждое речевое произведение членится на более мелкие значимые части, обладающие отдельностью, вариативностью и способностью к бесконечному использованию в тех же или других комбинациях для

Понятие системности языка
В отличие от простого строения, основанного на взаиморасположении и связи составных частей, система основана на сложном единстве разнородных взаимообусловленных элементов. Это уже не просто

Фонетика как наука
Фонетика изучает звуковую сторону языка, которая является внешним выражением нашей мысли, её формой и материей и как материальная форма должна изучаться самостоятельно, отдельно от другой стороны я

Понятие фонемы
«Фонема (от греч. phonema – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц языка – морфем, в состав которых она входит в качестве

Понятие фонетических законов
Фонетические законы (звуковые законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых

Основные фонетические процессы
Основными фонетическими процессами языка являются следующие. Ассимиляция – это процесс уподобления согласных звуков одного и того же достоинства. Явление ассимиляции – это

Другие фонетические процессы
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях: земя (болг.) – земля, нрав – ндрав. Протеза – добавление звука в начале слова: осьм (древнерус.) – вос

Грамматический строй языка
План. I. История вопроса. II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики. III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие

История вопроса
Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и соответственно терминологии следует искать в трудах

Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики
Грамматика (греч. grammatike – искусство писать буквы, от gramma – буква, написание) – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и кон

Лексическое и грамматическое значение слова. Различие между ними
«В слове сочленены его звуковая материя и его значение – лексическое и грамматическое. К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т.е. как единицы, принадлежащей к опр

Понятие грамматической формы слова
С понятием грамматического значения тесно связано понятие грамматической формы. Понятие формы может быть определено с философской и лингвистической точек зрения. С философской т. з

Понятие грамматической категории
С понятием грамматической формы тесно связано и понятие грамматической категории. Этот термин заимствован из логики. Ещё в античные времена понятие логической категории

Формальная и функциональная грамматики
«В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной организацией и его функционированием – в русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Л.В.Ще

Языки живые и мертвые
"Язык существует лишь постольку, поскольку им. пользуются, говорят на нем, воспринимают его, пишут на нем и читают." (Сепир. Э. Язык //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М

Искусственные языки
Работа по созданию искусственных языков началась в древности. Первые из дошедших до нас проектов этого рода появились не позднее IV-III вв. до н.э., а в XVII в. Р. Декартом, затем и Г.В. Лейбницем

Самостоятельная работа студентов
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников

Темы рефератов
1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях. 2. Тождество и различие в языке и речи. 3. Слово в языке и речи. 4. Функционирование системы языка в речи.

Язык - летописец жизни народа
II. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. III. Функции языка. IV. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. V. Социолингвистика как разде

Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык
II. Стилевая дифференциация языка. III. Понятие нормы. Литературная норма. IV. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка. ЛИТЕРАТУРА:

Письмо
План. 1. Общее понятие о письме и предпосылки письма. 2. Этапы и формы развития начертательного письма. 3. Графика. 4. Алфавит. 5. Орфография.

Контролирующие вопросы
Тема: ЯЗЫКИ МИРА 1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. 2. Чем определяется степень распространённости языка? 3. Что лежит в основе генеалогической клас

Студентов
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков: санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алт

Темы курсовых и дипломных работ
1. Фразеосинтаксические схемы в современном русском языке. 2. Членимое и нечленимое предложение в системе языка. 3. Место нечленимого предложения в системе языка.

Вопросы к экзамену
1. Языкознание как наука, его объект, предмет, цель, задачи и структура. Место курса «Теория языка. Основы лингвистических учений» в системе языковедческих дисциплин. 2. Связь языкознания

Внутривузовские
1. Страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИ ЮФУ: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language 2. Инкампус: http://w

Филологические порталы
1. Донецкий лингвистический портал http://mova.dn.ua/index.php 2. Украинский филологический портал http://litopys.org.ua/ 3. Филологический поисковик http://philology.flexum.ru

Сайты филологических факультетов и кафедр
1. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru 2. Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/ 3. Институт русского языка им

Филологические сообщества
1. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России http://ling-expert.ru 2. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 3. Объед

Библиотеки
1. «Из архивов русской революции»: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 2. Philosophy in Russia: http://www.philosophy.ru/ 3. Toronto Slavic Quarterly, ред. Захар

Словари
1. Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ 2. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В. Виноградова: www.slovari.r

Сайты по языкознанию
1. Архив петербургской русистики www.ruthenia.ru/apr/index.htm 2. Вавилонская башня. База данных по сравнительному языкознанию. http://starling.rinet.ru/index2ru.htm 3. Генеал

Журналы
1. «Казанская лингвистическая школа»: представлены труды школы, информация о ее истории, научной жизни и приоритетах: http://www.kls.ksu.ru 2. HumLang (Язык Человека), ред. А.А.Поликарпов:

Зарубежные электронные издания
1. Alsic: Apprentissage des Langues et Systemes d"Information et de Communication. Журнал дает возможность обмениваться новейшими теоретическими и практическими разработками в следующих областях

Глоссарий
Адстрат– (лат. – слой, пласт) вид контактирования языков, при котором язык пришельцев влияет на язык аборигенов и сохра­няется в качестве соседнего с ним. Акцентол

Вопросы к экзамену по фонетике

Фонетика, графика, орфография современного русского языка

1. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.

Основными единицами фонетики являются звук и фонема.

Речь – язык действий.

· Фонема – нечто идеально, абстрактное. Фонема – это (греч. phonema - звук) кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>. Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов - фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой, дифференциации слов или в различении морфологических форм.

· Звук – то, что произносится в определенных фонетических условиях. Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук. Звук и фонема – линейные, сегментные (имеют форму, их можно измерить).

· Слог – группировка звуков вокруг наиболее сильных. В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слое заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

· Слово – группа слогов, объединённая вокруг ударения. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах и отношениях действительности.

· Синтагма – группа фонетических слов, объединённых интонацией не конца предложения. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

· Речевой такт – такой отрезок, который мы можем произнести за одно выдыхательное движение. Часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами.

· Фраза – группа синтагм, объединённых интонацией конца предложения. Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц.




Top