Георгий филимонов ученый международник. Смотреть что такое "Филимонов Георгий Дмитриевич" в других словарях

Филимонов Георгий Дмитриевич

известный русский археолог и историк искусства, происходил из полтавской помещичьей семьи, род. в 1828 г., учился в Московском университете по историко-филологическому отделению. В 1849 г. издал свою первую археологическую работу, "Описание памятников древности церковного и гражданского быта из русского музея П. Ф. Коробанова" (со множеством снимков), вызвавшую целый ряд рецензий, из которых иные отнеслись к молодому автору с незаслуженной строгостью: Ф. уже в этом издании показал себя хорошим для того времени знатоком иконописи и выказал свой строго-научный метод, проявившийся прежде всего в сопоставлении палеографических и историко-художественных данных с точным описанием самого памятника. В 1850 г. в "Архиве Калачева" (кн. 1) Ф. напечатал статью "О древней в России портретной живописи". Пять лет состоял библиотекарем Харьковского университета, где оставил по себе отличную память. В 1856 г. Ф. был прикомандирован к московской Оружейной палате для объяснения ее коллекций съехавшимся в Москву по случаю коронационных празднеств иностранцам; в 1858 г. был определен в ту же Палату заведующим ее архивом и канцелярией. В 1859 г. выпустил "Археологические исследования по памятникам. Церковь св. Николая на Липне близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквях" (Москва, с 15 снимками). В самом начале этой работы автор ставит свой общий тезис, сделавшийся скоро задачей его жизни: он заявляет о тесной связи археологии с современным искусством, которое без ее посредства может только стремиться к восстановлению древнего стиля (напр. в церковных постройках), а на самом деле будет искажать его. Чтобы оценить значение этой задачи, надо припомнить, что, начиная с 30-х гг. XIX в., у нас как в литературе, так и в искусстве явился самодовольный официальный национализм, который, не опираясь на строгую науку, принес больше вреда, нежели пользы и которому могли положить конец в области искусства только такие вполне объективные археологи, как Ф. Частный, но весьма важный тезис этой работы - "современное устройство русских иконостасов далеко не первоначальное" - Ф. с полной наглядностью доказал существованием в старых церквях (в том числе в церк. Николая на Липне) остатков древней фресковой росписи на той стороне алтарных столбов, к которой в настоящее время плотно прислонены деревянные иконостасы. В том же 1859 г. Ф. напечатал в 1-й книге "Летописей" Н. С. Тихонравова небольшую, но очень ценную статью "Дополнительные сведения об истории Остромирова Евангелия", в которой он на основании собственного открытия разъяснил, откуда и когда этот драгоценный памятник попал в Петербург. В 1860 г. Ф. исследовал оклад Мстиславова Евангелия и исторические данные, о нем имеющиеся (первоначально в "Чтениях Общества истории и древностей", потом в 1861 г. отдельной книжкой), и так твердо поставил вопрос о происхождении русской финифти, что выводы, им сделанные, до сей поры только повторяются учеными. С открытием в Москве Румянцевского и Публичного музеев Ф., не оставляя службы в Оружейной Палате, начал работать в отделении древностей этих музеев, которое всецело ему обязано своим существованием; от гр. Румянцева, который в археологии особого расположения не чувствовал, поступило очень немного №№ ; без Ф. они остались бы незначительным придатком других обширных коллекций, но Ф. быстро увеличил число их и научную ценность усердными хлопотами и личными пожертвованиями и скоро создал одно из интереснейших и поучительнейших собраний во всей России. В начале 60-х гг. Ф. преимущественно интересовался русской иконографией и русским искусством вообще (см. его статьи: "Открытие фресков в Благовещенском соборе", "Совр. летопись", 1863, № 25; "О состоянии иконописного искусства в с. Палехе", "День", 1863, №№ 34 и 35 и др.). В 1864 г. вместе с Ф. И. Буслаевым, кн. В. Ф. Одоевским и А. Е. Викторовым он основал при Румянцевском и Публичном музеях "Общество любителей древнерусского искусства", в котором он до самого прекращения деятельности Общества (в конце 70-х гг. оно оказалось излишним вследствие огромного развития и больших средств Моск. имп. археологического общества) был одним из самых видных и полезных работников. Уже в первом томе Сборника этого общества, явившемся под его редакцией в 1866 г., Ф. поместил целый ряд статей: "Значение луны под крестом", "Византийская архитектура" (по сочинению Тексье), "Христианские древности и археология" (по журналу Прохорова), "Жизнь Иисуса Христа Ренана и современное церковное искусство на Западе" (по журналу Г. Гримма), "Патриаршая ризница" (по указателю Саввы), "О посещении Великого Новгорода членами общества древнерусского искусства", "Изделия Строгановского училища технического рисования", "Лицевые святцы по рисункам академика Солнцева", "Древние украшения великокняжеских одежд, найденные во Владимире". Во втором томе того же Сборника, вышедшем в 1873 г., Ф. напечатал свое обширное исследование "Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи", одинаково поражающее и страстной преданностью делу, и строго научным методом. Со времени выхода в свет этой работы много сделано нового для истории русского искусства в XVII в., привлечено много фактов и специально относительно Ушакова, но труд Ф. не потерял своего значения; весьма полезно было бы переиздать "Общие понятия об иконописи" Буслаева и "Ушакова" Ф. с подстрочными примечаниями и дополнениями, подобно тому, как немцы переиздают книги Винкельмана, Я. Гримма, Гервинуса и др., приспособляя их к современному уровню знания. В 1867 г. Ф. был командирован в Париж на Всемирную выставку с вещами Оружейной палаты и вступил в личные сношения с французскими и немецкими археологами. По возвращении из Парижа Ф. был назначен помощником директора московской Оружейной палаты, а через 2 года соединил с этой должностью другую, только что учрежденную, - хранителя отделения древностей в Румянцевском и Публичном музеях, где он скоро выделил 3 подотделения: доисторическое, древнехристианское и русское. В 70-х годах издание Общества любителей древнерусского искусства выходило под именем "Вестника" (всего 12 №№, с 1873-76 г.). Ф., продолжая редактировать его, поместил в нем пять исследований: "Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия", "Древнейшие западные эмали в России, приписываемые св. Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому", "Иконные портреты русских царей", "Древние каменные изваяния в Пятигорске", "Сванетия в археологическом отношении", и много важных материалов: "Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в." и "Подлинник сводной редакции XVIII в.", которые были по его же мысли переверстаны в отдельные книжки, служащие и доныне настольными книгами не только для всех, кто занимается историей древнерусского искусства, но и для самих иконописцев. В то же время Ф. стал усердно заниматься доисторической археологией: производил раскопки в Средней и Южной России и на Кавказе, куда он ездил два раза (в 1876 и 1877 гг.), и публиковал обобщенные результаты их. Западноевропейские ученые, еще на Всемирной выставке 1867 г. заинтересовавшиеся русским национальным искусством, пожелали изучить его по источникам; но русские люди, стремившиеся удовлетворить этим запросам и имевшие на то материальные средства, оказались не на высоте положения и из всех достоинств истинных ученых проявили только одну скромность: собрав наскоро кое-какой материал, они поспешили препроводить его на обработку к французскому архитектору Виоле ле Дюку (см.), да и после появления его бойкой и остроумной, но не особенно основательной книги остались при своем прежнем, крайне отрицательном мнении касательно оригинальности русского стиля. Против таких "маловеров" выступил Ф. в мало подходившей к его характеру роли публициста; но он так сильно был возмущен, что и у него оказалась способность к горькому юмору. "Не совсем напрасно, - пишет он в одной из газетных статей своих ("Моск. вед." 1879 г., января 13), - упрекают нас, русских, в косности и в ожидании толчков с Запада. Мы бы и теперь, пожалуй, готовы были отказаться от всяких забот о русском искусстве, да беда в том, что мы так позорно изверились своим самоотрицанием на Западе, что нам уже прямо отказываются верить, если мы утверждаем, что у нас не только нет искусства, но его и быть не могло". В начале 80-х годов на Ф. были возложены по высочайшему повелению работы по восстановлению Грановитой палаты в ее первоначальном виде и с полным внутренним ее устройством; они продолжались полтора года и были приведены к окончанию перед самой коронацией 1883 г. За это же время Ф. издал очень важный для русской художественной археологии XVII в. памятник (известный по имени еще Карамзину, но до тех пор совсем не обследованный) - "Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г." (М., 1882 г.; изд. как оттиск из не явившегося в печати "Вестника" за 1882 г.). В следующие годы Ф. делил свое время между Румянцевским музеем (древнехристианское отделение которого благодаря его хлопотам получило огромное пожертвование П. Савостьянова) и Оружейной палатой. Тем не менее, вскоре после того, как он выпустил в свет "Указатель всех марок на серебре московской Оружейной палаты" (М., 1893), он был отчислен от должности ее хранителя, что крайне огорчило заслуженного старика. Ф. даже физически почувствовал себя плохо, но потом оправился и с юношеской энергией вновь принялся за работу. Целый ряд археологических задач представлялся его все еще свежему уму и неутомимому терпению. Из них выделился на первое место вопрос о происхождении так называемой "Мономаховой шапки". В 1897-м году он представил о ней доклад в Обществе истории и древностей (см. "Чтение" 1898, кн. II, стр. 61-2), который должен был служить только введением в большую работу; но весной 1898 г. он заболел, поехал лечиться на Кавказ и там скончался 26 мая. Ф. не был профессором, не мог оставить после себя непосредственных учеников; но все археологи и историки древнерусского искусства являются в той или другой степени его учениками, особенно же те из них, которые имели случай вступать с ним в личные сношения: он был на редкость добродушным и услужливым человеком. См. "Археологические известия и заметки", №№ 11-12 за 1898 г.

А. Кирпичников.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Филимонов Георгий Дмитриевич" в других словарях:

    Филимонов (Георгий Дмитриевич) известный русский археолог и историк искусства, происходил из полтавской помещичьей семьи, родился в 1828 г., учился в Московском университете по историко филологическому отделению. В 1849 г. издал свою первую… … Биографический словарь

    Известный русский археолог и историк искусства, происходил из полтавской помещичьей семьи, род. в 1828 г., учился в Московском университете по историко филологическому отделению. В 1849 г. издал свою первую археологическую работу, "Описание… … Большая биографическая энциклопедия

    Филимонов русская фамилия; Филимоновы дворянские роды. Филимонов, Александр Александрович (1904 ?) российский кинодраматург. Филимонов, Александр Владимирович (1973) российский футбольный вратарь. Филимонов, Александр… … Википедия

    Основные статьи: Герой Советского Союза, Список Героев Советского Союза В настоящем списке представлены в алфавитном порядке все Герои Советского Союза, чьи фамилии начинаются с буквы «Ф» (всего 243 человека). Список содержит информацию о роде … Википедия

    Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Не следует путать с Московский дворянский институт для благородных девиц. Московский дворянский институт закрытое сословное учебное заведение для детей российских дворян (преимущественно Московской губернии) с целью их подготовки к продолжению… … Википедия

    Музей заповедник «Московский Кремль» государственное музейное учреждение, которое занимается организацией экскурсий по Московскому кремлю и следит за состоянием культурных памятников на его территории. Датой основания является 10 марта 1806 … Википедия

    Музей «Московский Кремль» государственное музейное учреждение, которое занимается организацией экскурсий по Московскому кремлю и следит за состоянием культурных памятников на его территории. Датой основания является 10 марта 1806 года. В… … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия

Купец 2 гильдии Томской губернии Змеиногорского уезда Александровской волости село Шемонаевское. В 1913 году построил свой торговый дом. В настоящее время дом купца является памятником истории и культуры местного значения.
Дочь купца училась в земской школе. Практически единственная девочка в школе.
Ходили слухи, что капитал сколотил незаконным способом.
Был убит. Его жена продолжала его дело. У местного населения была известна как "Филимониха".
Худая молва шла в Шемонаихе о купце Григории Максимовиче Филимонове. Говорили, что во время службы в армии в городе Зайсане, будучи в карауле по охране казённой кассы, он втроем с сообщниками украл «мешок с золотыми деньгами». Потом они все трое стали купцами на ворованные деньги, а за кражу осудили на 10 лет каторги невиновных - сменивший их караул. Дальше легенда гласит, что через 10 лет к Филимонову нежданно нагрянули отбывшие каторгу поседевшие и постаревшие сослуживцы. У Филимонова они якобы спросили: «Что, торгуешь, Григорий Максимович?», на что он ответил: «Торгую помаленьку» они сказали: «Торгуй». Другие утверждают, что Филимонов спрятался в подвале и даже не показался бывшим сослуживцам. Так или иначе, но вскоре купец уехал за товарами в Омск и навсегда исчез. Шемонаихинцы однозначно решили, что это исчезновение связано с преступлением Филимонова и визитом пострадавших из-за него сослуживцев. Торговля же перешла в руки его вдовы, которую в Шемонаихе звали не иначе, как «Филимонихой».

Купцы Филимоновы - муж с женой - оба были воры. Сам Филимонов ограбил банк, из-за него посадили двух невинных людей, дали им по 12 лет каторги. Филимониха в девичестве жила в прислугах в Семипалатинске. Знала, где находятся ценности у хозяев, и, когда умерла хозяйка, похитила их. Однажды Филимонов поехал за товаром и не вернулся. Вскоре слух прошел, что нашли утопленника. Филимониха туда поехала. Когда вернулась, сказала: «Не он», а сама панихиду отслужила и траур надела. У Филимонихи был сын. Однажды на молодежной вечеринке он арбузные корки на плечи положил и говорит: «Когда наша власть вернется...» (имея ввиду царскую власть). А тут сын одного из расстрелянных белогвардейцами кинулся к нему, схватив лопату, и убил его одним ударом. Парня этого судили и сослали. В Гражданскую войну Филимониха большевиков белым выдавала.
Купчиха Филимониха хвалилась: «Если ко мне полезут большевики, я в два окна вставлю и покажу им, где раки зимуют». Я подумал, не пулеметы ли она приобрела. Направил к купчихе команду. За старшего Я.И.Василенкова и им наказал: «У входных дверей поставьте охрану и никого не выпускайте, а если кто придет к ним, впустите в дом, а из дома не выпускайте. Обыщите тщательно везде: под полом. На чердаке и во всех уголках. Если не найдете, тогда сообщите мне». При обыске ничего не нашли. Вторично при мне обыскали и тоже не обнаружили. Верх посудного шкафа мне показался толстым. Оказалось, верх шкафа был двойной. Между досками находилось два нагана заряженных и дополнительно 28 патронов. Пулеметов не было. В тридцатые годы уполномоченный Ежова квартировал у купчихи Филимоновой и женился на ее дочери. Жена была на 40 лет моложе мужа. Остальные купчихины дети дочь Вера и сын Андрей возможно сейчас живы. В 1960 годах они жили в Алма-Атинской области». Дальнейшая же судьба купчихи Филимоновой нам неизвестна.

Личные данные

Доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН

Родился в 1980 г.

В 2003 г. окончил Российский университет дружбы народов, факультет гуманитарных и социальных наук (кафедра теории и истории международных отношений) и поступил в аспирантуру Института США и Канады РАН.

В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Внешняя культурная политика США как компонент «мягкой силы».

С января 2005 г. по октябрь 2009 г. - на государственной службе в Администрации Президента Российской Федерации (советник Управления Президента Российской Федерации по внешней политике). В рамках своей служебной компетенции участвовал в информационно-аналитическом и организационном обеспечении деятельности Президента России и Руководителя Администрации Президента России по вопросам внешней политики и международных отношений, подготовке содержательного наполнения внешнеполитических мероприятий с участием Президента России.

С января 2005 г. по декабрь 2006 г. на организационной и координационной работе в секретариате Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в «Группе восьми» в 2006 г. (в т.ч. проведение саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г.). С 2009 г. по 2014 г. - на руководящих должностях в корпоративном секторе.

С ноября 2009 г. - доцент, с августа 2014 г. - профессор кафедры теории и истории международных отношений. Ведет практические занятия и читает лекционные курсы по темам: «Фактор «мягкой силы» во внешней политике США и современных международных отношениях», «Дипломатия США: история и современность», «Global Energy Security».

С января 2011 г. - заместитель заведующего кафедрой теории и истории международных отношений РУДН.

10 октября 2013 г. в Дипломатической академии МИД РФ защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук.

С января 2014 г. по май 2017 г. - директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН.

С 2015 г. - действительный член Академии военных наук.

В апреле 2016 г. утвержден постоянным членом Изборского клуба.

Удостоен благодарности Президента России за заслуги в подготовке и проведении саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в 2006 г. (Москва, Кремль, № 545-рп от 4 ноября 2006 г.).

Заслуженный мастер спорта России, неоднократный чемпион России, Европы и мира по кикбоксингу (WAKO), победитель и призер российских и международных турниров по спортивному у-шу и ряду других боевых искусств.

Владеет английским, французским, испанским и итальянским языками.

Автор многочисленных научных статей и ряда монографий по следующим темам: "цветные революции", государственные перевороты, «мягкая сила»(«soft power»), информационные войны, политические технологии, внутренняя и внешняя политика России, внешняя политика США, геополитика.

Основные работы:

Филимонов Г.Ю., Данюк Н.С.Информационный террор. Тактика и стратегия информационной войны. - М.: Книжный мир, 2017. - 256 с.

Филимонов Г.Ю., Данюк Н.С., Юраков М.В. Переворот. - СПб.: Питер,2016. - 480 с.

Филимонов Г.Ю., Карпович О.Г., Манойло А.В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. - Москва: РУДН, 2015. - 582 с.

Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США: Монография. - М.: РУДН, 2010. - 212 с.

Филимонов Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность: Монография. - М.: РУДН, 2012. - 408 с.

Г.Д. ФИЛИМОНОВ - историк, археолог, собиратель русских древностей.

Родился в 1828 г. в семье полтавского помещика. Воспитывался в Московском Дворянском институте, после чего закончил историко-филологический факультет Московского университета. «Еще будучи юношей, - писал известный русский ученый Д.Н.Ану-чин, - Г.Д. Филимонов стал интересоваться русскими древностями и проводил свободное время в осмотре кремлевских соборов, ризниц, Оружейной палаты, частных собраний древностей и др., пользуясь при этом имевшеюся литературой и указаниями знатоков» (1, с. 211). Студентом последнего курса Георгий Дмитриевич Филимонов составил каталог части собрания московского коллекционера П.Ф.Карабанова.

После окончания университета Г.Д.Филимонов с 1849 г. работал библиотекарем в Харьковском университете. Затем он вернулся в Москву и в 1858 г. поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля. Здесь он проработал более тридцати лет - сначала заведующим архивом и канцелярией, а впоследствии - помощником директора. С 1870 г. он одновременно исполнял обязанности хранителя отделения доисторических, христианских и русских древностей в Московском Публичном и Румянцевском музеях. Фактически он явился создателем этого отделения и бессменно руководил им в течение двадцати семи лет.

Основной сферой интересов Георгия Дмитриевича была русская иконография. Филимонову принадлежат многие труды, посвященные изучению, систематизации памятников искусства и древнего быта. В число его капитальных исследований входит труд «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», в котором на основе анализа многочисленных документов автор дал характеристику целого периода русского иконописного искусства. Все труды Георгия Дмитриевича отличаются скрупулезным подходом к изучавшимся явлениям, порою даже самым незначительным. Усомнившись в выводе Н.П.Кондакова о том, что шапка Мономаха сделана византийскими мастерами, он, изучив огромное количество источников, неопровержимо доказал, что эта реликвия работы арабских мастеров из Каира, что в 1317 г. она была прислана султаном золотоордынскому хану, а от него попала к Ивану Калите.

Современники относили Георгия Дмитриевича Филимонова и графа Алексея Сергеевича Уварова к числу наиболее глубоких знатоков русских древностей. Филимонов пользовался авторитетом и уважением среди ~ у- ~ исследователей и любителей древнерусского искусства. На его долю вы-пала подготовка экспозиции для Всемирной выставки в Париже (1868 г.): он был назначен комиссаром русского художественного отдела. Г.Д.Филимонов участвовал в устройстве в Москве Политехнической выставки (1872), Антропологической выставки (1879), принимал участие в деятельности многих научных обществ. Вместе с другими энтузиастами он в 1864 г. выступил учредителем Общества древнерусского искусства при Московском Публичном и Румянцевском музеях, редактировал его издания. Тогда же, в 1864 г., Филимонов стал одним из членов-основателей Московского археологического общества. Он являлся почетным членом Общества истории и древностей российских и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, действительным членом Общества любителей российской словесности.

В 1863 г. Филимонов принимал участие в комиссии по реставрации икон и раскрытию фресок в Благовещенском соборе Московского Кремля; в дальнейшем следил за реставрацией живописи в Грановитой палате.

В 1870-е гг. он увлекся доисторической археологией и вел раскопки в Средней и Южной России, а также на Кавказе, был собирателем старины и коллекционировал предметы, входившие в круг его научных интересов. Занимаясь историей древнерусского искусства, он собрал коллекцию икон, иконописных прорисей, рисунков, портретов, произведений прикладного искусства, рукописей. Однако, будучи автором описания ряда частных московских собраний, он так и не успел составить каталог своей коллекции. Поэтому сведения о ней крайне скудны и отрывочны, за исключением той части, в которую входили иконописные прориси. Эта часть являлась, бесспорно, самой ценной в его собрании.

Как и многие московские собиратели того времени, Георгий Дмитриевич в воскресные дни непременно приходил на рынок к Сухаревой башне. «Осенью в 1862 году, проходя в вокресенье утром по рынку у Сухаревой башни, я заметил на подмостках среди разного хлама несколько разбросанных куч иконописных на бумаге рисунков, - рассказывал он в статье «Археологический клад у Сухаревой башни». - Испытав неоднократно, как мало научного интереса представляет подобного рода появляющееся по временам у Сухаревой старье по смерти какого-нибудь бедняка-иконописца, не имевшего прямых наследников своего занятия, признаюсь, я не обратил сначала на рисунки никакого внимания и почти нехотя, мимоходом, отнесся к продавцу с вопросом, что он возьмет за рисунок, который я вздумаю отобрать для себя из всей кучи» (5, с. 29).

Начав неохотно перебирать эти листы, Филимонов вскоре был совершенно потрясен увиденным: «...каково же было мое удивление, когда, принявшись за отборку и перекинув несколько листов, я заметил в этом хламе рисунки, снятые с древних образцов иконописи, сколки и налепки, наконец, такие рисунки, на которых все до последней черты говорило в пользу древности по крайней мере двустолетней» (5, с. 29). Таким образом было приобретено до пяти тысяч листов подлинных прорисей XVIII- начала XIX в., принадлежавших московской иконописной мастерской П. и М. Сапожниковых. Эта ценнейшая находка действительно произвела переворот в изучении иконописи, так как до того древнерусскую живопись исследовали лишь на основе анализа самих икон и литературных источников.

Рукописное собрание Г.Д.Филимонова было относительно небольшим. Ценность в нем представляли лицевые подлинники, в том числе подлинник XVII в., когда-то принадлежавший посадскому человеку Алексею Гладильщикову из города Касимова, и подлинник «палехской редакции» начала XVIII в.

Георгию Дмитриевичу удалось собрать несколько десятков акварелей с изображениями старинных русских городов: Суздаля, Юрьева-Польского, Кологрива, Одоева, Каширы и др. Тут же находились рисунки монастырей, церквей, крепостей.

Известно, что в собрании Филимонова хранились прориси и оттиски с икон, утвари и древних надписей. Особенно старательно у него были подобраны снимки с образов Божией Матери.

У Филимонова была хорошо подобранная библиотека избранной литературы по истории, археологии и истории искусств.

Георгий Дмитриевич жил на казенной квартире в Московском Кремле. Не раз бывавший у него коллекционер П.И.Щукин вспоминал: «...жил Филимонов в Кремле, у Спасских ворот, в домике рядом с гауптвахтой» (17, с. 43).

Коллекцию Филимонова унаследовала его вдова Надежда Федоровна и принесла в дар музеям и научным обществам. В 1898 г. часть его собрания - «двенадцать витрин с предметами доисторической древности» (12, с. 365), включавшая 1500 археологических памятников, поступила в Московский Публичный и Румянцевский музеи, а 5000 прорисей и гравюр переданы в Петербург Обществу изучения древней письменности. В 1932 г. в связи с ликвидацией Общества прориси и гравюры оказались в ленинградской Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне - Российская национальная библиотека).

Небольшая часть филимоновской коллекции, находившаяся с ним в Сухуми, досталась В.И.Срезневскому. Затем она перешла к О.Ю.Смец-кой, а от нее в 1928-1929 гг. поступила в Рукописный отдел Библиотеки Академии наук СССР. Здесь и поныне хранится часть коллекции Г.Д.Филимонова (в том числе изображения древнерусских городов).

Библиотека Г.Д.Филимонова была распродана. Редкие издания перешли в руки библиофила Д.В.Ульянинского.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.Анучин Д.Н. Г.Д.Филимонов: Некролог // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. - 1898. - N 5-6. - С. 211-214.

2.Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 84-88. 103-116. 168, 205. 254, 265, 276, 285, 291, 295-296, 300-303,316,320,327,342,358.

3.Г.Д. [Филимонов Г.Д.]. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. - М., 1873.

4.Г.Д. [Филимонов Г.Д.]. Сводный иконописный подлинник XVIII века: По списку Г.Филимонова. - М., 1874.

5.Г.Ф. [Филимонов Г.Д.]. Археологический клад у Сухаревой башни // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. - 1874. - N 4-5. - С. 29-32.




Top