Главный дворец российской империи. Государственный эрмитаж(1)история

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира, экспозиция которого расположена более чем в 350 залах пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной Невы: Зимний дворец (1754-1762, арх. Ф.Б. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, арх.

Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (1771-1787, арх. Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, арх. Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, арх. Дж. Кваренги). В состав Государственного Эрмитажа также входят Меншиковский дворец (1710-1720, арх. Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель), восточное крыло здания Главного штаба (арх. К.И. Росси) и Фондохранилище. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 млн экспонатов: 16,783 произведений живописи, 621 274 графических работ, 12 556 скульптур, 298 775 произведений прикладного искусства, 734 400 археологических памятников, 1 125 323 памятников нумизматики, 144 185 прочих экспонатов.

Датой основания музея является 1764, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у берлинского купца И.Э. Гоцковского, собранную первоначально для прусского короля Фридриха II. Семилетняя война (1756-1763), принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от этой дорогой покупки. Поэтому Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед русским правительством, предложил Екатерине II приобрести картины в счет его долга. Императрица согласилась, оценив возможность нанести удар по самолюбию прусского короля. Собрание, куда входили полотна фламандских, голландских и итальянских художников XVII и положили основание будущего Императорского Эрмитажа.

В 1765 - 1766 по желанию императрицы Екатерины II, рядом с Зимним дворцом архитектор Фельтен возвел двухэтажный корпус, а в 1767 - 1769 на берегу Невы было построен павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей (арх.Ж.-Б. Валлен-Деламот). Эти два корпуса (Северный и Южный), соединенные расположенным на уровне второго этажа висячим садом, получили название Малый Эрмитаж (от франц. ermitage - место уединения). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций: Г. Брюля (1769), А. Кроза (1770), Р. Уолпола (1771), библиотеки Вольтера и Дидро.

В 1771 - 1787 по заказу императрицы Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем было построено здание Большого Эрмитажа (арх. Ю.М. Фельтен). В 1792 Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром.

В XIX Эрмитаж продолжал приобретать экспонаты и коллекции: из Мальмезонского дворца в Париже, дворца Барбариго в Венеции и др. В 1825 открыта экспозиция русских художников. В 1852 Эрмитаж открыт для посетителей. После Октябрьской революции уже 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Коллекция музея в этот период и увеличилась - за счет национализированных частных собраний, и уменьшилась - некоторые шедевры в 1920 - 1930-х были проданы за рубеж. Во время Великой Отечественной войны значительная часть коллекции была вывезена в Свердловск, в 1945 возвращена в Ленинград.

Эрмитаж сегодня

В Эрмитаже работают 8 научных отделов: (Запада, Востока, истории русской культуры, античного искусства и др.), архив, научная библиотека, реставрационные мастерские, научно-техническая экспертиза и др.).

Эрмитаж проводит художественные выставки, организует научные конференции, издает каталоги, альбомы, путеводители, организует археологические экспедиции и т.д. В 1999 был открыт электронный путеводитель по залам музея. В год музей посещают более 2,5 млн человек.

Официальное названия музея

  • Федеральное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», Государственный Эрмитаж (Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34)
  • Директор: Михаил Борисович Пиотровский

Памятные даты Эрмитажа

  • 7 декабря (24 ноября по старому стилю), в день Святой Великомученицы Екатерины, Эрмитаж празднует свой день рождения.
  • 8 декабря - Международный день друзей Эрмитажа

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом.

Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II.

К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, - Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский…

К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г.

На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня.

Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля - копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI–XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

07.03.2018

Государственный Эрмитаж - художественный музей, расположенный в Санкт-Петербурге.

Один из самых крупных и посещаемых в мире. Его коллекция начиналась с картин, собранных Екатериной Великой, а затем увеличилась в тысячи раз. Сейчас музей занимает не только 5 корпусов на Дворцовой набережной Невы, но и еще несколько исторических зданий города. Какие факты из истории создания и современной жизни Эрмитажа можно считать самыми интересными?

  1. Слово «эрмитаж» - французского происхождения и обозначает «место уединения», «келью». Именно так назывался флигель дворца, где хранила свою небольшую коллекцию Екатерина II.
  2. Также «эрмитажами» называли небольшие увеселительные мероприятия, устраиваемые императрицей именно в этом здании, за что оно и получило название Малого Эрмитажа.
  3. В состав современного музея (главного комплекса на Дворцовой набережной) входят также: Зимний дворец, Большой и Новый Эрмитаж.
  4. Большой Эрмитаж (иногда его называют Старым) специально построили в 1771-1787 годах для размещения дворцовых коллекций, когда те перестали помещаться в залах Малого.
  5. Новый Эрмитаж (1842-1851 гг.) стал самым первым в России зданием, специально построенным для публичного музея.
  6. В 1852 году картины стали доступны для просмотра всем желающим, а раньше галереи могли посещать только избранные, по специальному разрешению.
  7. Гигантские гранитные статуи атлантов на крыльце (портике) у входа в Новый Эрмитаж по проекту не должны были поддерживать свод, эта роль отводилась балкам, которые просто соединялись со статуями. Однако из-за осадки главной части здания и деформаций портика нагрузка приходится и на атлантов тоже.
  8. Первые трещины на телах атлантов заметили в 1909 г., их причиной считают ненадежные грунты в основании здания и, как следствие, подвижки и оседание. В 2010 году было проведено полное обследование статуй самыми современными методами, но проект их спасения от дальнейшего разрушения до сих пор не утвержден.
  9. Коллекционирование картин в XVIII веке и позднее было модным увлечением для императорских домов, а перечень экспонатов часто отражал их личные вкусы и моду. Например, Екатерина II предпочитала работы фламандских, голландских, французских и итальянских мастеров.
  10. Пополнения коллекции происходили не столько за счет единичных приобретений, сколько «крупными партиями», когда приобреталось целое собрание какого-то известного европейского ценителя живописи.
  11. Помимо картин для музея покупались скульптуры, резные камни и даже библиотеки.
  12. После смерти Екатерины самыми активными продолжателями ее дела стали Александр I и Николай I, дополнившие коллекцию множеством ценнейших экспонатов.
  13. В XX веке самые большие поступления в фонды музея происходили в результате национализации собственности после революции.
  14. Во время Великой Отечественной войны в здании располагалось бомбоубежище, а экспонаты эвакуировали за Урал.
  15. Послевоенные трофеи из Берлина выставлялись в Эрмитаже только до 1958 г., после чего были возвращены в ГДР.
  16. Коллекция Эрмитажа не всегда пополнялась, в истории были и потери. В начале 30-х гг. 48 шедевров мирового значения и несколько сотен других ценных экспонатов были заграницу проданы для пополнения государственной казны.
  17. Бриллиантовая комната - коллекция императорских регалий и драгоценностей, собираемая со времен правления Петра I - также была увезена из Эрмитажа, но не в другую страну, а в Алмазный фонд Московского Кремля. Она стала основой для создания этого музея.
  18. Самыми главными произведениями искусства, выставляемыми в Эрмитаже, считаются: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо, «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, «Дама в саду» Моне и т.д.
  19. Кроме картин в Эрмитаже можно увидеть знаменитые скульптуры («Вечная весна» Родена), легендарные золотые часы «Павлин», подаренные Екатерине II Потемкиным и до сих пор работающие, египетскую мумию жреца и многое другое.
  20. Всего в коллекции Эрмитажа более 1 млн. экспонатов прикладного и изобразительного искусства, не считая оружия, археологических, нумизматических и других предметов.
  21. У музея есть своя официальная гостиница с роскошными интерьерами и интернет-магазин, где продаются не только сувениры и репродукции, но и оригинальные предметы декора, украшения и т.д.

Современный Эрмитаж - крупный культурный центр, где ведется, в том числе, и научно-исследовательская работа.

У музея есть партнеры по всему миру, проводятся выездные выставки, планируется создание реставрационно-хранительского центра и Музея геральдики в историческом здании Биржи на стрелке Васильевского острова.

17 февраля 1852 года Эрмитаж торжественно открыл свои двери для публики - теперь каждый год его посещает больше трех миллионов человек со всего мира. Расскажем несколько интересных фактов об одном из самых популярных музеев планеты!

В ЭРМИТАЖЕ ОФИЦИАЛЬНО РАБОТАЮТ КОТЫ

Еще в XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей». Сегодня музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписывают свой паспорт и позволяют передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Эти «охранники» - настоящая легенда Эрмитажа: им шлют подарки из разных стран мира, о них пишут статьи и снимают фильмы.

Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам - часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

ПОПАСТЬ В ЭРМИТАЖ КОГДА-ТО НЕ МОГ ДАЖЕ ПУШКИН

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II - после того, как она приобрела коллекцию из 255 работ голландских и фламандских художников. Картины разместили в тихих апартаментах дворца, отсюда и название Эрмитаж (с французского - место уединения, келья, приют отшельника). Коллекция постепенно разрасталась, но вплоть до середины XIX века музей был местом для избранных: посетить его можно было только по специальному пропуску. Даже Александру Пушкину для этого пришлось искать протекцию: помог поэт Жуковский, воспитатель царских детей. Внук Екатерины II, император Николай I, позволил Пушкину посетить Вольтеровскую библиотеку - знаменитое собрание книг философа, читать которые (а уж тем более делать выписки) было строжайше запрещено. Сам Николай I, кстати, тоже любил гулять по музею в одиночестве и даже запретил слугам обращаться к нему в это время по бытовым вопросам. Однако, именно он в 1852 году и сделал музей публичным, и к 1880-му Эрмитаж посещали уже около 50 000 человек в год.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ЭРМИТАЖ БЫЛ БОМБОУБЕЖИЩЕМ

22 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, экспонаты музея начали отправлять в эвакуацию: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт - работы великих художников упаковывали круглосуточно, сотрудники музея даже спали в залах. Основную часть собрания - около двух миллионов экспонатов - удалось увезти, за остальными присматривали сотрудники уже во время бомбежек. В подвалах Эрмитажа организовали 12 бомбоубежищ: заложили окна кирпичом, навесили железные двери, сколотили топчаны. Здесь жили не только работники музея, но и преподаватели Академии наук, художники (они и зафиксировали атмосферу блокады в своих рисунках), их семьи. Здесь же, под темными сводами, был стационар на 100 коек. А сотрудники музея в перерывах между артобстрелами продолжали вести научную работу: ученый Борис Пиотровский, долгие годы возглавлявший Эрмитаж, написал здесь свою книгу о древнем городе Кармир-Блуре.

В ХРАНИЛИЩАХ ЭРМИТАЖА ЕСТЬ СЕКРЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Конечно, рассказы о «бездонных хранилищах» Эрмитажа не имеют отношения к реальности, но периодически публике действительно представляют картины, о существовании которых никто не знал (иногда даже сами сотрудники музея). Так, например, в 60-х картину известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон» буквально нашел голландский искусствовед. Он пил чай в подсобке с сотрудниками музея и увидел, что под шкафом валяется какой-то лист. Это оказался холст, приобретенный Екатериной II еще в 1772 году - находку отправили на реставрацию и вернули в экспозицию музея. Говорят, с тех пор каждый сотрудник очень внимательно смотрит по сторонам в надежде найти шедевр. Впрочем, иногда о «секретных» картинах в хранилищах всем известно, но для публики они открываются много лет спустя: в 1995-м году, например, на экспозиции «Неведомые шедевры» представили 74 работы импрессионистов и постимпрессионистов - Ренуара, Мане, Писсарро, Моне, Дега, Ван Гога - все картины были вывезены из Германии еще в 1945 году и с тех пор хранились под замком.

В СТЕНАХ ЭРМИТАЖА ВИДЯТ ОЖИВШИЕ ЭКСПОНАТЫ

Легенды об Эрмитаже - целый пласт в петербургской мифологии: они повествуют о призраках, гуляющих по залам, об оживающих экспонатах и мистических случаях. Одна из самых известных таких историй - о кланяющемся Петре I. По слухам, восковая фигура императора встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Интересно, что внутри куклы действительно есть шарниры, позволяющие ставить ее и сажать в кресло - это и дает большой простор для фантазии. А для тех, кто любит сюжеты пострашнее, есть история про один из экспонатов в зале Древнего Египта - скульптуру львиноголовой богини Сахмет, которая была крайне кровожадной и хотела стереть с земли весь род людской. Один раз в году, якобы в полнолуние, на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужа, похожая на лужу крови. Ее замечают только служители, а к моменту появления первого посетителя «кровь» высыхает.

НА ПОЛНЫЙ ОСМОТР ЭРМИТАЖА НУЖНО ПОТРАТИТЬ 11 ЛЕТ

Эрмитаж сегодня - один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем - более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов, и чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы. Поэтому посетители выбирают что-то своё любимое. Один из самых любимых экспонатов - часы «Павлин». Смотрители в залах рассказывают, что юные посетители частенько оговариваются: спрашивая, как пройти в Павильонный зал, называют его Павлинным.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сегодня рядом с клеткой «Павлина» стоит большой монитор, на котором непрерывно прокручивается видеоролик, показывающий механизм в работе. Сначала экскурсанты разглядывают самого «Павлина», фотографируются на его фоне, пытаются найти циферблат часов, а потом долго и с интересом смотрят на монитор и записывают на мобильные телефоны видео с экрана.

«Павлина» заводят для публики один раз в неделю, по средам, в 19.00 (в этот день Эрмитаж работает до 21 часа). Заводить часы необходимо не только для того, чтобы развлечь посетителей, но прежде всего для контроля за работоспособностью механизмов.

Часы «Павлин» были изготовлены в XVIII веке. В это время в Европе, в частности в Англии, был чрезвычайно популярен стиль шинуазри (по-русски - китайщина) и в моде были китайские товары: шёлк, фарфор, цветные лаки. Каждый год за ними снаряжались караваны судов, которые, обогнув Европу, Африку, Индию, доплывали до китайского порта Кантон (сегодня это Гуанчжоу) - единственного доступного в ту пору европейцам.

Торговать с Китаем было непросто. Он считал себя «центром вселенной» и демонстрировал Европе свою полную независимость и самодостаточность - ему не нужны были ни английские сукна, ни изделия из металла, никакие другие европейские товары. В результате суда, идущие «за три моря», были заполнены в основном балластом и расплачиваться приходилось не товарами, а чистым серебром. Европейцам это было невыгодно.

Так продолжалось до тех пор, пока китайский император не увидел европейские механические часы с музыкой. Они произвели на него сильнейшее впечатление. Такого здесь ещё не было. В Китае часы назвали «самозвенящими колоколами», поскольку самым поразительным оказалась не прозаическая способность измерять время (китайская система времяисчисления отличалась от европейской), а именно «механическая жизнь» - удивительное, парадоксальное, невиданное доселе проявление свойств живого в неживом.

А что любо императору - жизненно необходимо всем придворным. В Англии срочно наладили производство роскошных часов-игрушек, заводных музыкально-анимационных автоматов, призванных поразить воображение сочетанием «восточной пышности с западной гениальностью». И фирма Джеймса Кокса, которому приписывают авторство эрмитажного «Павлина», - один из основных поставщиков этого необычного товара. Конечно, организация подобного бизнеса - дело затратное, хлопотное и рискованное. Ведь прибыли, сколь велика бы она ни была, приходилось ждать минимум два года плюс превратности долгих путешествий и непредсказуемость реакции покупателя. Джеймс Кокс как глава фирмы занимался тем, что набирал кредиты, нанимал мастеров, разрабатывал дизайн, организовывал производство, договаривался с купцами и перевозчиками, формировал партии товара. Провожал корабли со своим необычным товаром. И ждал.

Период успешной торговли «самозвенящими колоколами» продолжался недолго, около 20 лет (а для Кокса - ещё короче, с 1766 по 1772 год). Рынок насытился, и корабли стали возвращаться с нераспроданными часами. В 1778 году Кокс обанкротился. К этому времени коллекция китайского императора составила около пяти тысяч удивительных механизмов, практически не имевших прямых аналогов. Впоследствии, в результате бурных событий китайской истории (войны, народные восстания, иностранная оккупация), б?льшая часть этой коллекции погибла, а некоторые её экспонаты вернулись в Европу в качестве военных трофеев. Но и сегодня в Пекине, в музеях Запретного Города, в император-ской коллекции находятся около двух тысяч часов и музыкальных механизмов.

В собрании Эрмитажа сохранилось несколько часов работы Джеймса Кокса. Среди них двое настольных с музыкальными механизмами (на снимках слева). Весьма характерны для Кокса многофигурные, многоярусные и разномасштабные композиции, в которых собственно часам отводится отнюдь не главная роль. Скорее, это сверкающие, немного аляповатые украшения интерьера, дорогие и нарядные игрушки для взрослых и одновременно - статусный символ («смотри, что у меня есть»). Сочетание броской внешности, сложной анимации и музыкального сопровождения должно было поразить зрителя, вызвать у него детское ощущение чуда. Например, в часах с носорогом, когда играет музыка, одновременно вращаются букеты по углам, лучи со змейками на восьмиконечной звезде и кружится диск со стразами вокруг циферблата.

Собственно, и часы «Павлин» несут те же функции - это механическая диковина, драгоценный курьёз, гигантская игрушка, поражающая гостей неожиданным спектаклем, в ходе которого оживают неподвижные фигуры металлических птиц в натуральную величину.

Можно сказать, что именно масштабностью наш «Павлин» и выделяется: он самый большой из сохранившихся автоматов XVIII века и одновременно самый сохранившийся среди больших.

Хотя в архивах нет прямых указаний на авторство Джеймса Кокса, всё же имеются описания двух удивительно похожих объектов. Это механические «Павлины», упоминаемые в каталогах выставки, которую Кокс организовал в Дублине в 1774 году. Описания многословные, но очень интересные:

«Номер шесть. ПАВЛИН. По размерам полностью соответствует оригиналу, с которого скопирован с максимальной точностью. Из меди, обильно вызолочен, позолота разных цветов. Все перья изготовлены по отдельности, имеют соответствующий рельеф и постепенно уменьшаются от хвоста к голове. Плюмаж замечательно отформован и тщательно отделан; это же можно сказать про голову, грудь и крылья. Их перья прикреплены к механическим элементам, которые связаны одним общим приводом, находящимся в теле птицы.

Павлин стоит на дубовом пне, сделанном из меди... Кора дерева тщательно проработана и обильно вызолочена... Сверху находится змея длиной шесть футов, выполненная с непостижимой прелестью, и каждая чешуйка её замечательно прочеканена; змея позолочена и, выглядя, как массивное золото, [двигается] самым естественным образом, так что голова её проходит между ног Павлина и нацеливается в грудь птице. Эта змея связана с механизмом, находящимся в теле Павлина, который не просто поднимает и раздвигает перья, но воздымает их абсолютно реалистично, вплоть до мельчайшего пёрышка, и с величайшей равномерностью, одновременно должным образом оживают и крылья. Голова и шея также двигаются в нескольких направлениях, клюв открывается и закрывается настолько натурально, что это не может не вызвать восхищения.

Движения змеи заставляют Павлина сложить хвост, перья и шею с поразительной точностью; всё так тщательно сбалансировано и уравновешено, что не только сохраняется фигура птицы, но и перья хвоста, необыкновенно изящные и длинные, сохраняют форму в любом положении, не гнутся и не цепляются друг за друга на протяжении всего подъёма. Мастер, создавший это чудо... сконструировал все части так искусно, что на поверхности не видно ни единого винтика. Ноги Павлина - из стали и золота, не толще, чем следует из пропорции к туловищу птицы, и надёжно поддерживают тяжеловесный механизм.

Дерево, на котором стоит Павлин... имеет три ветви, выкованные из меди с предельной натуралистичностью и в разных местах как бы обрезанные или обломанные. Три большие ветви выше разделяются на пятьдесят малых, с прекрасной ажурной зеленью и золотыми желудями. Земля, на которой стоит дуб, - из богато вызолоченной меди, овальной формы, размером около шести футов в длину. Поверх земли - тыквенная плеть, усыпанная листьями, побегами... и плодами, скопированными с природы; с одной стороны - дубовый сук, отлитый из латуни и позолоченный; окрас листьев соответствует опавшим, увядшим и высохшим веткам. На этой стороне поверхности земли, как бы вылезая из неё, прямо под Павлином - большая змея бронзированной меди; она вытянулась в прямую линию и смотрит вверх, в сторону змеи на дереве, а хвост её виден с другой стороны и опирается на ветки дуба. Поверхность земли украшена также рептилиями из литой бронзы. Снаружи она окружена камнями и мхом, выполненными из литой латуни, не только позолоченной, но и усеянной камнями рубинового цвета; эта внешняя граница отполирована и позолочена, а между ней и основным устройством - замечательная рамка зелёного цвета... Описываемый предмет стоит на восьмиугольной платформе красного сафьяна, под величественным четырёхугольным павильоном, поддерживаемым белыми с золотом колоннами.

На каждой стороне [павильона] - ажурные панели из листьев; белые с золотом стойки и перекладины панелей богато украшены, и по периметру всё окружено цельным голубым занавесом, бахрома и кисти фестонами свешиваются с каждой стойки, охватывая предмет и представляя его зрителю. От стойки к стойке идёт роскошный карниз, поддерживающий великолепный купол, накрывающий всё полностью и соответствующий по роскоши и конструктивному устройству остальным частям павильона. Наверху расположены золочёные розы, а по центру купола - большая античная урна, прекрасно вырезанная и обильно позолоченная...»

«Номер восемь (пара к № 6). Так тщательно исполнен, что каждое движение... и каждая деталь этого великолепного произведения совершенно зеркальны первому [павлину] и вместе составляют пару, в соответствии с китайскими вкусами».

Подобно эрмитажному «Павлину», дублинские двигали головой и крыльями, распускали хвост; на поверхности основания, окружённого литым бронзовым кольцом с крупными стразами, так же как и у нас, лежали сучья, листья и тыквы, а ствол имел три крупных сука и массу мелких веточек с листьями и желудями. Однако само основание дублинских «Павлинов» не круглое, а овальное; часы, петух и сова отсутствовали, а вместо них имелись две змеи, атакующие «Павлина».

Можно предположить, что один из дублинских «Павлинов» и попал в Петербург (после существенной модернизации). Другой же «Павлин» проходил на аукционе 1792 года в Лондоне (с заявленной стоимостью 2000?), где распродавались остатки товаров Кокса со складов в Кантоне. Он имел следующее описание:

«Лот 29. Великолепный Павлин, изготовленный мистером Юри, который, для получения максимального сходства, купил и содержал такую птицу... Хвост Павлина сконструирован так искусно, что он поднимается и расправляется самым естественным образом; Павлин стоит на дубе, также скопированном с натуры; всё обильно вызолочено».

Отметим, что «Павлин» здесь уже один, без пары, и про змей также ничего не говорится.

Мистер Юри - это тот самый Фредерик Юри, которому Екатерина II, по рекомендации князя Потёмкина, выплатила в 1781 году 11 тысяч рублей «за привезённые из Англии часы». Эта же цифра прозвучала в 1792 году при составлении реестра мебели Конногвардейского дома (Таврического дворца) после смерти Потёмкина: «Дуб бронзовой работы, покрытый птицами, механическое движение имеющими, цена 11 тысяч рублей». Сумма эта эквивалентна 1800?, то есть близка к стоимости «Павлина» в Кантоне.

Примечательно, что в лондонской страховой ведомости за 1780 год Фредерик Юри назван не часовщиком, но «изготовителем часовых машин», то есть механизмов для автоматов. Это объясняет тот факт, что именно он, человек, который досконально был знаком с устройством часов, привёз их в Петербург. Скорее всего, для лучшей сохранности часы были привезены в разобранном состоянии. Значит, кто, как не автор, должен был здесь их собрать, настроить и продемонстрировать работу заказчику!

Вероятно, Джеймс Кокс, как глава фирмы, осуществлял общее руководство и финансирование проекта, возможно - общий замысел изделия, но не конструирование и изготовление.

Хотя считается, что Потёмкин купил часы для императрицы (причём за её деньги), но «Павлин» не покидал дворца князя до самой его смерти. Возможно, потому, что без квалифицированного присмотра такие сложные устройства быстро приходят в негодность, а значит, дарить уже нечего - и Кулибин писал в том же 1792-м: «...оная машина находилась в разных местах несколько лет разобранная... на многие мелкие части...». В самом Эрмитаже ситуация повторилась: в течение только ХХ века «Павлина» ремонтировали несколько раз, и лишь когда в 1994 году в музее была создана Часовая лаборатория, ситуация стабилизировалась и «Павлин» стал работать бесперебойно. Здесь, как в медицине, профилактика целесообразнее лечения.

Изучение других работ, подписанных Коксом, позволяет заключить, что использование в новом изделии узлов и деталей, изготовленных ранее, было нормальной практикой. Так и с «Павлином»: рассматривая вблизи его составляющие, нетрудно увидеть, что и «Петух», и «Сова», и часовой механизм конструктивно полностью автономны и до «воссоединения» с «Павлином», скорее всего, представляли собой самостоятельные экспонаты. Да, сегодня они последовательно взаимодействуют между собой: часовой механизм в конце каждого часа запускает механизм «Совы», тот через полторы минуты - механизм «Павлина», а последний - механизм «Петуха». Эта связь осуществляется посредством системы длинных дополнительных рычагов. Но, в принципе, каждый из механизмов можно вынуть (и он будет вполне работоспособен), а оставшиеся связать в единую систему. Кстати, и сегодня каждую из птиц можно запустить самостоятельно - на поверхности «земли» есть соответствующие ручки-грибки.

Можно предположить, что «Сова», «Петух» и часовой механизм были добавлены по желанию нового заказчика, Потёмкина, к одному из дублинских «Павлинов» (вероятно, уже лишившемуся змей, как и его кантонский близнец) для получения наиболее впечатляющего зрелища. К тому же часовой механизм, с одной стороны, каждые пятнадцать минут оглашал помещение мелодичным перезвоном колокольчиков, с другой - обеспечивал автоматический запуск механизмов движения птиц, что выглядело ещё эффектнее.

Здесь уместно заметить, что часовой механизм «Павлина», несмотря на необычную компоновку и ротационный циферблат, по кинематике и устройству полностью соответствует традиционному английскому механизму настольных часов с боем и музыкой, к тому же и мелодия для перезвона четвертей использована весьма популярная - Whittington chimes. Такие механизмы имеют, практически без исключения, восьмидневный завод (то есть неделя плюс запасной день). А вот у механизмов движения птиц, которые должны срабатывать каждый час, как кукушка в настенных часах, завода пружин хватает примерно на 8-10 циклов. То есть изначально и не предполагалась их непрерывная работа (да и кто будет ими любоваться, например, ночью?), но этого было достаточно, скажем, для званого вечера. Отработали - и стоят до следующей оказии, так-то целее будут: нагрузки в птичьих механизмах очень большие. К тому же, в отличие от часов, конструкции которых совершенствовались веками, эти сложные автоматы практически каждый раз были «ездой в незнаемое», с неизбежными в такой ситуации «детскими болезнями» - мелкими недоработками, резко снижавшими жизнеспособность системы. Поэтому эпизодический характер их работы существенно уменьшал, а точнее, оттягивал вероятность поломки.

Другое дело - часы: как никакой другой механизм, они должны идти круглосуточно, неделя за неделей, год за годом. А какие-то - и век за веком.

То, что заказчиком доработок «Павлина» был именно европеец (читай - Потёмкин), лишний раз убеждает европейская символика добавленных птиц: сова - спутник Минервы/Афины, петух - символ Христа. А в Китае бы ни за что не приняли ожившую сову, сова для них - дурной знак, символ смерти.

Помимо птиц (для размещения их «подземных» механизмов и понадобилось, видимо, скруглить основание) в композицию часов добавились три белочки. Одна из них, самая крупная, под клеткой «Совы», держит в руках золочёный жёлудь и является источником постоянных вопросов: «А что, белка сломалась? Почему не грызёт орешки?». И сама собой в голову закрадывается мысль, что камер-юнкер Пушкин видел в Зимнем дворце «Павлина» и грызущая орешки белочка появилась в «Сказке о царе Салтане» после знакомства поэта со знаменитыми часами.

Бело-золотой павильон дублинского «Павлина» в Петербург, видимо, не приехал. Вместо него в 1851 году местной фирме «Николас и Плинке» заказали застеклённый футляр из позолоченного дерева - тот, что мы видим и сегодня. А круглый барабан, обтянутый малиновым бархатом, и восьмигранная подставка под позолоченным футляром изготовлены уже в советское время. И уж совсем недавно, примерно в 1998-2000 годах, появились внутренняя подсветка и микрофончик перед «Петухом».

Часовой механизм часов «Павлин» работает постоянно, а фигуры птиц приходят в движение только один раз, в среду: их автоматический запуск отключён, чтобы сберечь древние механизмы. И каждый раз глаза юных посетителей Эрмитажа, заранее пришедших в Павильонный зал, горят восторгом - ведь в наше время виртуальных чудес всё меньше «честной и чистой механики».

Для иллюстрирования статьи использованы фотографии М. П. Гурьева, П.С. Деми-
дова, Ю.А. Молодковца, С.В. Суетовой, В.С. Те-
ребенина, Л.Г. Хейфеца.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014.

Эрмитаж - это крупнейший музей нашей страны. Эрмитаж – самое большое и значительное место культуры и художества в России.

Расположен Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он занимает огромную площадь, состоит из пяти зданий, одно из них – Зимний дворец.

Из истории создания Эрмитажа:

Эрмитажу уже более 250 лет. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. В 1764 году Екатерина приобрела в Берлине коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Сначала картины украшали дворец. В 1775 году для картин построили отдельное здание. Коллекция картин Екатерины II изначально размещалась также во дворцовом флигеле, который и получил название «Малый Эрмитаж».

Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж.-Б. Вален-Деламота рядом с Зимним дворцом. Однако «уголок» оказался не таким уж маленьким: в нем хватило места и для парадных комнат, в которых Екатерина принимала гостей, и для отдельного крыла, где жили ее фавориты, и даже для висячего сада, из-за которого новый павильон и получил свое первоначальное название - Оранжерейный дом. Так началась история одного из крупнейших музеев мира - Эрмитажа.

В далеком 1764 году его коллекция насчитывала всего 317 экспонатов. В настоящее время в пяти зданиях музея находятся около трех миллионов произведений искусства, а сам Эрмитаж входит в 20-ку лучших музеев мира.

Название музея с французскими корнями. Слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «приют отшельника», «келья». Во Франции эрмитажами называли небольшие павильоны при дворцах. На первом этаже таких павильонов размещались слуги, а на втором – хозяева и гости. Слуги внизу накрывали столы и с помощью специального устройства отправляли кушанья наверх, как на лифте. Таким образом, знатные особы оставались наедине, обслуживающий персонал не мешал их уединению. А взяли такое название музею потому, что изначально все картины находились в уединенных местах.

Изначально Эрмитаж считался частной собственностью Екатерины II. Постепенно коллекция становилась больше, но посмотреть ее могли лишь избранные. Доступ к музею был закрыт для обычных граждан. В то время попасть в музей могли только приближенные ко двору предполагалось, что в Эрмитаже они смогут побыть наедине с искусством и собственными мыслями.

В XVIII и первой половине XIX века простые люди не могли попасть в Эрмитаж: в музей допускались только самые знатные особы, приближенные ко двору. Но даже для первых лиц страны действовали строгие правила посещения. Военные должны были приходить исключительно в парадных мундирах, а все остальные – во фраках. Известного человека, одетого в повседневный сюртук, в Эрмитаж бы не пропустила придворная контора, которая выдавала билеты. К каждому посетителю приставлялся камер-лакей, который рассказывал вельможе о картинах и следил, чтобы тот их не испортил. Попасть в музей не мог даже Пушкин. Лишь в 1832 году его друг Василий Жуковский, служивший наставником у сына Николая I, подарил поэту бессрочный пропуск.

В 1852 году коллекция музея разрослась. Для новых экспонатов был открыт Императорский Эрмитаж. И 17 февраля 1852 года свои двери Эрмитаж открыл для посетителей.

А открыл Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

Строительство здания императорского музея было завершено в 1850 году. Николай Первый назвал его Новым Эрмитажем. Он открыл новую страницу в истории музея и продолжал политику Екатерины Второй, своей великой бабки. Она устраивала картинную галерею в Эрмитаже для того, чтобы мир увидел, что Россия имеет право именоваться европейской державой, а императрица – просвещённая монархиня. Великолепные коллекции собрала Екатерина Вторая в пустыньке – на антресолях бельэтажа Зимнего дворца и двух галереях Малого Эрмитажа, а потом и в специально построенном здании Большого Эрмитажа.

Строители Эрмитажа не ценились, и были рабами. В строительстве этого масштабного здания принимали участие 4 тысячи работников. Это были каменщики и штукатуры, мраморщики и лепщики, паркетчики и живописцы. Получали они за свою работу сущие гроши. Да и жили они либо здесь же, либо ютились в лачугах, построенных прямо на площади.

После завершения строительства Дворцовая площадь была завалена строительным мусором. Пётр III решил избавиться от мусора оригинальным способом – он объявил народу, что каждый может взять с площади всё, что захочет, и при том совершенно бесплатно. Через несколько часов мусора на площади не было.

В XVIII столетии стены Зимнего дворца начали портить крысы. По указу императрицы Елизаветы Петровны из Казани были привезены коты, которые и избавили музей от грызунов. Известно, что Екатерина II не любила кошек, но оставила их и присвоила им статус «охранников картинных галерей», разделив котов на дворовых и комнатных. Зимний дворец перестроили в камне, но коты никуда не делись – их переселили в новое здание, где они по сей день чувствуют себя полноправными хозяевами. В настоящее время эрмитажные коты продолжают охранять музей. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, имеют собственный паспорт и могут перемещаться по всей территории музея, кроме залов.

С 1762 по 1904 год Зимний дворец служил резиденцией российских императоров. В 1904 году Николай II перенес резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. 30 октября (12 ноября) 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж музеями.

В 1837 году дворец случился пожар, сгорело всё, и императорская семья осталась без крова. Положение спасли 6000 работников, которые работали днём и ночью. Через год с небольшим дворец был полностью восстановлен, и стал ещё краше!

5 февраля 1880 года в Зимнем дворце произошел теракт: Степан Халтурин устроил взрыв. Александр II, на которого покушался Халтурин, не пострадал. Одиннадцать героев русско-турецкой войны погибли: они несли службу в Зимнем дворце. Взрыв ранил 56 человек. + Во время Великой Отечественной Войны в Зимний дворец попали 17 артиллерийских снарядов и 2 бомбы. В подвалах дворца организовали 12 бомбоубежищ. Здесь жили люди, сюда перенесли музейные коллекции.

В настоящее время название музея «Малый Эрмитаж» никак не соответствует его предназначению в XVIII столетии: Эрмитаж состоит из нескольких зданий, а его залы ежедневно посещают около 12 тысяч человек. А за год в нем насчитывается приблизительно три миллиона человек. Он является самым популярным музеем не только в России, но и в мире. +Эрмитаж всё время перекрашивали в разные цвета. Был он и красным и розовым, и жёлтым. Бледно-зеленый цвет, в который здание окрашено сейчас, Эрмитаж приобрел в 1946 году.

История пополнения коллекции Эрмитажа:

1) 1764 год считается годом основания музея и в этом году были приобретены 225 картин фламандских и голландских мастеров у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского.

2) В Брюсселе в 1768 году были приобретены собрания картин фламандской и голландской школ графа Иоганна Карла Кобенцля и принца де Линя.

3) В 1779 году в Англии для Эрмитажа была закуплена знаменитая галерея лорда Уолпола, заложившая основу коллекции итальянской живописи 17 века.

4) Собрание Эрмитажа стало одним из самых больших в Европе к концу царствования Екатерины Второй, при сыне её Павле Первом и её внуке Александре Первом медленно приобретало статус дворцового музея.

5) Николай Первый приобретал современную и античную скульптуру и другие произведения искусств.

6) В 1830-х годах были произведены большие закупки картин художников Испании.

7) В 1850 году в Венеции произвели закупку коллекции галереи Барбариго вместе с полотнами Тициана. В этом же году приобрели картины для музея из собрания короля Нидерландов Вильгельма.

8) В 1850 году в Эрмитаже насчитывалось 56 321 единица хранения.

9) В 1852 году были приобретены полотна в Париже из колекции Сульта испанской и итальянской школ.

10) Важным событием стала в жизни Эрмитажа закупка в 1851-1858 годах замечательного собрания медалей и монет Я Рейхеля, крупнейшего собирателя в Петербурге. Почти пять тысяч русских медалей и монет и сорок три тысячи восточных, западноевропейских и и античных медалей и монет обогатили собрание Эрмитажа.

Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей со времени его основания:

1764 – собрание И.-Э. Гоцковского 1769 – собрание графа Г. Брюля.

1772 – собрание барона П. Кроза.

1779 – собрание лорда Р. Уолпола.

1781 – собрание графа Ф. Бодуэна.

1787 – Кабинет резных камней герцога Орлеанского.

1814 – картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ.

1861 – собрание маркиза Дж.-П. Кампаны.

1884 – собрание А. П. Базилевского.

1885 – Царскосельский арсенал.

1910 – собрание П. П. Семенова-Тян-Шанского.

После 1918 года в музей поступили национализированные коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и другие.

1935 – собрание музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица).

1948 – коллекция новой европейской живописи конца XIX - начала XX в., в основном из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова.

1950 – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея.

2001 – коллекция музея Ломоносовского фарфорового завода.

30 интересных фактов об Эрмитаже:

1. Государственный Эрмитаж располагается в пяти зданиях: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж - стоящих в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы.

2.Этот архитектурный ансамбль сформировался в XVIII - XIX веках. Впоследствии название Эрмитаж перешло ко всему музейному комплексу. Изначально произведения искусства концентрировались в дворцовом флигеле, который назвали Малым Эрмитажем.

3.Самым примечательным зданием Эрмитажа является Зимний дворец, построенный архитектором Ф. Б. Растрелли в 1754 -1762 годах. Он был в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге.

4. Интересно, что в 1844 году Николай I издал указ о запрете строить в Санкт-Петербурге здания выше Зимнего дворца.

5. Одной из самых полных и дорогих считается коллекция игральных карт, собранная генералом Д.П.Ивковым (1849-1912). Она насчитывает свыше 2 000 колод! В настоящее время коллекция хранится в Эрмитаже.

6. Количество скульптур, которые установлены на парапете Зимнего дворца – 176 штук.

7.Масштаб музея побил все рекорды. Эрмитаж состоит из более одной тысячи комнат, 117 лестниц, 1885 дверей, почти 2 тысячи окон. Главный фасад – 150 метров, а его высота 30 метров. Длина карниза около двух километров.

8.Из картин, положивших начало Эрмитажу в XVIII столетии, до наших дней дошла лишь треть. Тем не менее, с каждым годом экспозиция музея разрастается. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посмотреть все три миллиона экспонатов музея, нужно пройти 24 км. Если же проводить около каждого произведения искусства по одной минуте, то на прохождение всех залов потребуется 11 лет – при условии, что вы будете бывать в Эрмитаже по восемь часов ежедневно.

9.В 1960-х годах в Эрмитаж с официальным визитом приехал искусствовед из Голландии. После прочтения лекции для ленинградцев специалист пил чай в подсобке с сотрудниками музея. Вдруг он увидел выглядывающий из-за шкафа край какого-то листа. Искусствовед потянул этот лист и обомлел: это оказался холст кисти известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон». Сотрудники Эрмитажа пришли в изумление. Известно, что рисунок был приобретен Екатериной II еще в 1772 году, потом уехал в московскую Академию Художеств, после революции вернулся в Эрмитаж, а вот сколько времени после этого он пылился в забытьи – установить не удалось. Полотно отправили на реставрацию, а с 2005 года картина снова находится в экспозиции Эрмитажа.

10.В XXI веке представительства музея стали появляться в других городах России и даже за рубежом. Так в Казани работает «мини-Эрмитаж», в котором проходят выставки и лекции. В Амстердаме существует выставочный центр «Эрмитаж на Амстеле», в лондонском филиале Эрмитажа изучают историю искусства, в центре «Эрмитаж-Италия» в Венеции занимаются историко-культурными связями двух стран, а музее Лас-Вегаса открыты «Эрмитажные комнаты». Периодически во всех филиалах музея проходят выставки картин, привезенных из петербургского Эрмитажа. В 2016 году музей появится и в Омске: он будет называться «Эрмитаж-Сибирь».

11.Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров.

12.История и залы его хорошо знакомы всем петербуржцам, но далеко не все знают о связанных с Эрмитажем необычных историях и легендах. Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

13.Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Ходит легенда, что скульптура кровожадной богини Сахмет, раз в году оживает. И на ней появляется кровь, но к моменту первого просителя кровь исчезает. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

14.Общая площадь помещений (зданий) Эрмитажа составляет 233 345 кв. м. А экспозиционно-выставочная площадь 66 842 кв. м.

15. Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже. Одни из них – Даная, Немилость Амана. В 1985 году, один душевнобольной человек облил картину Даная кислотой. Ее реставрировали более 20 лет. Теперь ее можно смотреть только под стеклом.

16. За полвека с 1711 по 1764 год в Санкт Петербурге построили целых пять зимних дворцов. Ныне существующий Зимний дворец - пятый по счету.

17. В 1725 году в Зимнем дворце скончался Петр I.

18. В Зимнем дворце снимали фильм «Русский ковчег» режиссера Александра Сокурова. Съемки происходили 23 декабря 2001 года. Фильм был снят за 1 час 27 минут 12 секунд одним кадром без использования монтажа. Это первый полнометражный художественный фильм без монтажа.

19. В Эрмитаже официально работают около 50 котов. Это коты-аристократы: потомки кота, привезенного Петром I из Голландии, а также потомки знаменитой и ныне утерянной казанской породы котов-мышеловов. Казанских котов выписывала из Казани лично Екатерина II. 20.На сегодняшний день в Эрмитаже живут 70 котов. У них есть паспорт, и они могут свободно передвигаться по Эрмитажу. Эти коты пользуются популярностью у посетителей, о них пишут статьи, фотографируют, приносят подарки. Эти коты внештатные работники музея. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

20.Директор Государственного Эрмитажа даже сказал как-то раз, что о кошках его спрашивают едва ли не чаще, чем о полотнах Рембрандта.

21.Коты пережили в Зимнем дворце войну с Наполеоном и Октябрьскую революцию, но блокада Ленинграда подкосила их, что сразу сказалось на возросшем поголовье крыс. После войны музей заново заселили кошками.

22. В 2014 году руководство музея установило «лимит» в 50 кошек – остальных ежегодно раздают в добрые руки.

23.Скульптуры из Царского Села и Таврического дворца составили основу коллекции античных памятников.

24. В коллекции Эрмитажа находится «Колыванская ваза» – работа русских мастеров. Она создана из твёрдого камня – яшмы. Делали её 14 лет. Ваза была изготовлена в 1843 году. Она весит 19 тонн, а вместе с тем кажется изящной и лёгкой.

25.Гордость Эрмитажа органические экспонаты. Такие как: древнейший ковер из шерсти, шелковая ткань из Китая, татуировки на самой настоящей человеческой коже. Такие экспонаты хранятся в специальных условиях температуры.

26. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи - татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Дама в голубом» Гейнсборо.

27.Император Николай II очень любил автомобили. В его личной коллекции насчитывалось более двадцати машин марок «Мерседес», «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль». Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. В 1910 году специально для автопарка императора в проезде между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем был построен большой гараж. Он был оборудован бензоколонкой, мойкой и собственной системой парового отопления. Император любил бывать в гараже и лично мыл и заправлял свежеприобретенные машины.

28.Автопарк Николая II насчитывал более 20 личных машин. Но в 1917 году при разграблении Эрмитажа большевики присвоили себе все автомобили, поэтому в коллекции музея нельзя увидеть ни одной машины Николая II.

29. Необычны Эрмитажные ритуалы. В них есть интересные и важные даты для сотрудников, которые их отмечают: День святой Екатерины, Прощание с белыми ночами и т. д. А один из самых интересных ритуалов произошел, когда реставрировали полы в рыцарском зале. Конных рыцарей вывозили из залы под оркестр. Таким образом, отдали честь доблестным рыцарям.

30.Эрмитаж отменяет плату за фото- и видеосъемку.

Описание

В течение года Эрмитаж посещают 3 млн человек. Основной наплыв посетителей - с мая по сентябрь, в это время за 20 минут в музей проходит 200-300 человек

Коллекция музея насчитывает более 3 млн 106 тыс. экспонатов. Из них произведений живописи - около 17 тыс., графических работ - 623 тыс., скульптур - порядка 13 тыс., произведений прикладного искусства - свыше 357 тыс., археологических предметов искусства - 751 тыс., памятников нумизматики - более 1 млн 122 тыс., редких книг - около 350, оружия - 14 тыс. и др. На фото: Малый испанский просвет

Современный Эрмитаж - это комплекс из пяти зданий, расположенных на Дворцовой набережной и Миллионной улице: Зимний дворец, Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Кроме того, коллекции музея размещены в здании Главного штаба на Дворцовой площади и во Дворце Меншикова на Университетской набережной. На фото: Парадная лестница Нового Эрмитажа

В зале Рембрандта в Эрмитаже выставлены 24 полотна знаменитого голландца. Одной из самых известных картин художника является написанная в 1636-1647 гг. "Даная". В 1985 году она серьезно пострадала - один из посетителей, позднее признанный сумасшедшим, облил картину кислотой и полоснул ее ножом. На восстановление полотна Рембрандта ушло 12 лет

В музее находится 180 тыс. предметов, представляющих искусство Востока, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ювелирные изделия, образцы письменности и др. Экспонаты представлены в 50 залах. На фото: Иорданская лестница Государственного Эрмитажа

В коллекции античных древностей - свыше 170 тыс. предметов, среди которых собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, ювелирных изделий и др. На фото: дети на экскурсии у скульптуры Юпитера, в честь которого был назван зал Эрмитажа

Для защиты экспонатов от грызунов в подвалах Эрмитажа со времен Екатерины II проживают коты. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, но в залы с экспозицией животных не пускают

Собрание европейского искусства насчитывает около 600 тыс. предметов и охватывает период от средних веков до ХХ столетия. В составе коллекции - более 7 тыс. картин, 2 тыс. скульптур, 40 тыс. рисунков, 500 тыс. гравюр

Собрание экспонатов древних и раннесредневековых культур в Эрмитаже насчитывает почти 2 млн единиц хранения и является одним из лучших и крупнейших в России

Советская лестница. Свое название получила от Государственного Совета, который в XIX в. располагался на первом этаже. Специально для него в западной части здания были устроены новый подъезд и новая лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер)

Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 тыс. 345 кв. м. Из них экспозиционно-выставочная площадь занимает 66 тыс. 842 кв. м. На фото: Скульптуры Атлантов на портике Малого Эрмитажа

Самому главному музею России - Эрмитажу - уже более 250 лет. Это крупнейший музей нашей страны. Мы собрали самые интересные факты, которые, вероятно, многим неизвестны.

Когда-то попасть в Эрмитаж не мог даже Пушкин

Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, кстати, отсюда и название: с французского «эрмитаж» означает место уединения, приют отшельника. Это собрание постепенно пополнялось новыми экземплярами, однако посетить залы мог далеко не каждый. Так, Александру Пушкину удалось посмотреть коллекцию только после просьб Василия Жуковского, влияние которого при дворе было достаточно сильным.

Открыл же Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

В Эрмитаже работают коты

Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну а Екатерина II подарила животным официальный статус - «охранники картинных галерей».

Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты - настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

В Эрмитаже есть никому не известные шедевры

Эрмитаж часто представляет публике ранее неизвестные работы художников. А иногда настолько неизвестные, что об их нахождении в стенах музея не знают даже сами сотрудники. Так, в 1960-х годах картину нидерландского художника совершенно случайно нашел голландский искусствовед. Сотрудники музея пригласили его выпить чай в подсобку, и под шкафом он увидел какой-то лист. Когда находку достали, оказалось, что это картина «Вакх, Церера, Венера и Купидон», принадлежащая перу Хендрика Гольциуса. А полотно приобрела Екатерина II еще в 1772 году. Картину отправили на реставрацию, после чего она заняла свое почетное место в экспозиции. Говорят, что теперь каждый сотрудник музея мечтает найти шедевр и внимательно осматривает все уголки Эрмитажа.

В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей


Мало кто знает, но Николай II коллекционировал автомобили. Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. Для этого между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем построили специальный гараж.

Здесь стояли автомобили Mercedes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot, Renault, а также российские «Руссо-Балт» и «Лесснер». В гараже было все необходимое: автомойка, бензоколонка и даже целая система парового отопления (чтобы избежать коррозии). К сожалению, большевикам тоже нравились автомобили, и при разграблении Эрмитажа в 1917 году вся коллекция Николая II бесследно исчезла.

В Эрмитаже видели привидения

Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет


Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.




Top