Годы жизни боба марли. Yeah mon! Житие Боба Марли

Боб Марли (Bob Marley), полное имя Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Родился 6 февраля 1945 года в Найн-Майлсе - умер 11 мая 1981 года в Майами. Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло много лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растаманом; многие последователи этого движения даже считают Марли пророком.

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Назвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с матерью Роберта, 16-летней ямайской девушкой Седеллой Букер. При жизни Роберт видел своего отца всего 2 раза. В 1955 году, когда Бобу Марли было 10 лет, Норвал умер.

Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои всячески подчеркивали свое презрение к опасностям. Одним из внешних признаков руди была бритая голова. Излюбленной одеждой руд-боев был чёрный костюм, а также галстуки и шляпы, заимствованные из американских приключенческих фильмов.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

В 18 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал её бас-гитарист Астон «Family Man» Баррет. Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах - ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова её популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио (группа I-THREE, в состав которой входила жена Боба, Рита Марли), сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые песни Марли входили в «Тор 40» («No woman, no cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Vain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).

В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого. В 1976 году на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, он провел все запланированные концерты, объяснив это тем, что в мире слишком много зла и он не имеет права тратить хотя бы один день впустую.


В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность играть в футбол и потерять пластику на сцене, кроме того, растаманы верят, что тело должно оставаться «целым».

В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом африканского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было прервано, когда, проведя два концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, певец потерял сознание во время пробежки в центральном парке Нью-Йорка. Зимой 1980 года Боб Марли прошёл курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но безрезультатно. В результате химиотерапии у Марли начали выпадать дреды, и их пришлось состричь.

4 мая 1981 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селассие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта. Боб Марли желал провести свои последние дни на Ямайке, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами, Флорида. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице. Последними словами, сказанными им сыну, были: «Money can’t buy life» (рус. Деньги не могут купить жизнь).

Боб Марли был похоронен на Ямайке. Его похороны прошли по законам Эфиопской православной церкви, при соблюдении традиций растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).

В 2012 году вышел документальный фильм «Марли».

6 февраля 2015 г., в день рождения Боба Марли, после пятичасовых дебатов, Ямайский сенат принял закон о декриминализации марихуаны. Теперь, обладание 2 унциями (56 граммов) марихуаны будет караться только штрафом, без заведения уголовного дела. Закон был принят как раз ко дню рождения легенды регги музыки Боба Марли (Bob Marley), погибшего от рака в 1981 году, в возрасте 36 лет. Было широко известно, что Боб считал коноплю «главным целителем страны».

Дискография Боба Марли:

Студийные альбомы:

1970 - Soul Rebels
1971 - Soul Revolution
1971 - The Best of the Wailers
1973 - Catch a Fire
1973 - Burnin"
1974 - Natty Dread
1976 - Rastaman Vibration
1977 - Exodus
1978 - Kaya
1979 - Survival
1980 - Uprising
1983 - Confrontation (посмертно)

Концертные альбомы:

1975 - Live! (Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль 1975)
1978 - Babylon by Bus (Записи с концертов в Европе, 1978)
1991 - Talkin" Blues (Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско, 1973)
2003 - Live at the Roxy (Запись концерта в «Roxy», Уэст-Голливуд, 26 мая 1976)
2011 - Live Forever: The Stanley Theatre, Pittsburgh, PA, September 23, 1980

Семья Боба Марли:

Имани Кэрол Марли (р. 1963) - первая дочь
Шэрон Марли (р. 1964) - приёмная дочь (певица)
Сиделла Марли (р. 1967) - вторая дочь (дизайнер)
Дэвид Нэста «Зигги» Марли (р. 1968) - первый сын (музыкант)
Стивен Марли (р. 1972) - второй сын (музыкант)
Роберт «Робби» Марли (р. 1972) - третий сын (стантрайдер)
Роэн Марли (р. 1972) - четвёртый сын (футболист)
Карен Марли (р. 1973) - третья дочь
Стефани Марли (р. 1974) - приёмная дочь
Джулиан Марли (р. 1975) - пятый сын (музыкант)
Кай-Мани Марли (р. 1976) - шестой сын (музыкант)
Дэмиан «Гонг-мл.» Марли (р. 1978) - седьмой сын (музыкант)
Мадека Марли (р. 1981) - четвёртая дочь


Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью.


Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон , - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I , воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Боб Марли родился 6 февраля 1945 года на севере Ямайки в городке Пэриш. Его настоящее имя Роберт Неста Марли. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами.

Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с будущей матерью Боба, 17-летней ямайской девушкой Седеллой Букер.


Дом в котором Боб Марли провел свои юные годы

Вскоре после рождения Боба, Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу. Семьи в традиционном понимании у Боба не было - отец появлялся редко, хотя и оказывал финансовую помощь. Когда Бобу Марли исполняется 10 лет. Норвал умер.


Родители Боба Марли

В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью с матерью в поисках лучшей жизни покидает Пэриш и переезжает в столицу Ямайки, город Кингстон. В те годы в на Ямайке в поисках работы многие переезжали в Кингстон. После скорого разочарования в столице, многие перебирались в трущобы. Наиболее известным бедным районом является Тренчтаун.

Как и все другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Там у Боба появляется друг Невилл Ливингстон по прозвищу Бани. Денег катастрофически нехватало. Боб решает бросить школу, и устраивается работать сварщиком.

Все свободное время ребята проводят, слушая радио. Именно посредством радио у Боба появилось желание стать певцом. Поэтому он начинает практиковаться в пении, посещая бесплатные уроки известного ямайского музыканта Джо Хиггса. На уроках он знакомится с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.


Боб Марли и Джо Хиггс

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так в 19 лет Боб Марли дебютировал с синглом под названием “Judge Not”, который написал вместе с Джо Хиггсом.


Банни и Тош (слева)

Затем появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, зато утверждают мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером.

Через год в 1963 не без помощи Хиггса Боб Марли, Бани, Питер Макинтош - собирают группу, назвав ее «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было иронии – ведь традиции плача сильны в негритянской культуре. В группу, помимо них, вошли, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал ее бас-гитарист Астон Баррет.

Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. Альбом записывался в «Studio One». Это было настоящим прорывом. Очень быстро группа «The Wailers» набирает популярность и становится знаменитой на Ямайке. После головокружительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Через некоторое время группа записывает в студии «Studio One» сингл «I"m Still Waiting». Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио (группу покидают Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит). А в 1966 году группа распадается.


Боб Марли и Рита Андерсон (слева)

10 февраля 1966 года Боб Марли женится на Рите Андерсон. В это же время мать Боба Марли выходит замуж второй раз и переезжает в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. В надежде на лучшую жизнь в 21 год Боб переезжает в США к матери. Но пребывание Боба в США было недолгим. Некоторое время он работал грузчиком, официантом, затем подсобным рабочим на автомобильном заводе. А через 8 месяцев возвращается на Ямайку. Пока Боб Марли был в Америке, Ямайку посещает император Хайле Селасие воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Это способствовало бурному развитию движения раста.


Хайле Селасие (слева)

Во время этого бума, Марли вновь обосновывается в Кингстоне. Боб все больше начинает верить в религию раста, отражая в новых песнях свои убеждения.

Вместе с друзьями Боб Марли вновь образует группу, и дает ей новое название – «The Wailers». И включает в нее женское вокальное трио. Его жена, Рита, тоже начинает петь в этом коллективе.

В 1970 году Боб Марли пытается заключить контракты с некоторыми звукозаписывающими фирмами. Но эти попытки были безуспешны, так как музыкант не был известен за пределами Ямайки.

В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.


Джонни Нэш (слева)

В 1971 году на растафарианской религиозной церемонии старейшина Мортимо Планно знакомит Боба Марли с американским певцом Джони Нэшем. Это знакомство играет важную роль в жизни Боба. В конце 1971 года под руководством Джонни Нэша группа записывает две песни «Stir It Up» и «Guava Jelly» ставшие хитами. На Ямайке к Бобу ничаниет приходить известность. Он становится голосом движения растаманов, набиравших в то время популярность.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов. В Европе, Боб подписывает контракт с компанией CBS, принадлежавшей Нэшу.

Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приезжает в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказываются в бедственном положении.

В отчаянном шаге, Боб Марли отправляется прямиком в английское отделение «Island Records» и попросит помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла.


Крис Блэквелл

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предлагает «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дают 4000 долларов на запись своего первого альбома.

В 1972 году «The Wailers» выпускают дебютный альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Этот альбом был тепло встречен публикой. И был первым шагом на пути к мировой известности.


Альбом - Catch A Fire

Также в развитии популярности музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.

В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.


Альбом - Natty Dread

В 1975 году группа «The Wailers» выпускает свой новый альбом «Natty Dread». Композиция «No Woman, No Cry» из этого альбома имела огромную популярность. Альбом «Natty Dread» добивается ошеломляющего успеха. Входит в Британский топ-40 и топ-100 Америки. Популярность группы и Боба Марли в частности растет. Боб Марли успешно выступает на лондонской сцене Lyceum Ballroom.

В 1976 году группе «The Wailers»присуждается звание лучшей группы по итогам опроса журнала «Rolling Stone». Они становятся признанными лидерами регги, успешно гастролируют по всему миру.

Альбом «Rastaman Vibration», который выходит в 1976 году, взломал все чарты. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, а также “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

На Ямайке же Боб Марли становится настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.

В 1976 году на Боба Марли, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, концерт не был отменен. На вопрос почему он решил не отменять концерт Марли ответил:

«Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как-же я могу... Осветите тьму!»


Боб Марли обожал играть в футбол

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении года. После концерта Боб Марли уезжает жить в Лондон, где в начале 1977 году он записывает новый альбом – «Exodus».

В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказывается от ампутации, по причине религиозных убеждений:

«Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти».

В 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой ООН.

4 мая 1980 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта.

В этом же 1980 году правительство освобожденного Зимбабве приглашает The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира.

Через некоторое время здоровье Боба Марли начинает стремительно ухудшаться.

Боб Марли проходит курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но попытки лечения не увенчались успехом. В результате болезни у Марли начинают выпадать дреды, и их приходится состричь.

Почувствовав близкую смерть, Боб захотел вернуться на родину, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. В понедельник 11 мая 1981 года Боб Марли умирает в больнице Майами, в возрасте 36 лет. Последними словами, сказанными им были:

«Деньги не могут купить жизнь».

Боб Марли был похоронен на Ямайке. День похорон был объявлен днём национального траура. Тело великого музыканта Ямайки было упокоено в мавзолее. Похороны проходили по всем традициям растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).


То самое кольцо на руке Боба

Боб Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности. За свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал мировую известность, создал особый стиль музыки, стал символом борьбы за равноправие рас.

В 2012 году на экранах появился документальный фильм «Марли».

Цитаты Боба Марли

"У меня есть только одна мечта, чтобы все люди жили в мире".
"Я верю что можно излечить расизм, зло и ненависть - музыкой".
"Сам я никто. Все что есть у меня – это Бог".
"В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки".
"Освободите свой разум от гнева и проснитесь к жизни".

Все Цитаты >>> Боба Марли


  • Любопытно
  • Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои люди подчеркивающие свое презрение к опасностям.
  • Боба Марли нельзя назвать примерным семьянином. И в семейных отношениях с Ритой у Боба Марли было не все гладко. В первые годы их совместной жизни, Боб Марли много работал, из-за чего он редко виделся с Ритой. Когда к нему пришла популярность, Марли постоянно гастролировал, а Рита с детьми оставалась дома.

Дети Боба и Риты Марли

23 ноября 1964 года родилась самая младшая Шэрон. Боб Марли не был ее биологическим отцом, он принял дочь Риты от предыдущих отношений, и растил ее как свою собственную. Являлась участником группы Ziggy Marley & The Melody Makers.


Шэрон (слева), Седелла (справа)

23 августа 1967 года родилась Седелла (названная в честь матери Баба, их первый общий биологический ребенок. Начинала карьеру в оставе группы Ziggy Marley & The Melody Makers, а так же является генеральным директором Tuff Gong International. Кроме того является автором детских книг, а также актрисой и дизайнером одежды).

17 октября 1968 появился на свет Дэвид «Зигги» тарший сын Боба и фронтмен Ziggy Marley & The Melody Makers. Пятикратный победитель Грэмми, Зигги начал сольную карьеру в 2003 году. Также является борцом за легализацию марихуаны.


Дэвид (слева), Стивен (справа)

20 апреля 1972 года родился Стивен. Является четвертым членом группы Ziggy Marley & The Melody Makers. Певец, автор песен и продюсер.

В 1974 году родилась девочка Стефани. Является директором Фонда Боба Марли, музея Боба Марли, Tuff Gong International, Tuff Gong Records, URGE и Фонда Риты Марли.

Боб является отцом по меньшей мере 12 детей, рожденных от разных женщин:


Стефани (слева), Роберт (справа)

Роберт Марли – его мама Пэт Уильямс. Робби жил с Бобом и Ритой. Занимается трюковой ездой на мотоцикле).

Рохан Марли – его мама Джанет Хант была подругой Боба. Профессионально играл в футбол в Канаде. Также является соучредителем корпорации Marley Coffee.


Рохан (слева), Карен (справа)

Карен Марли – мама подруга Боба Джанет Боуэн.

Джулиан Марли – мать Люси Паундер. Занимается музыкой


Джулиан (слева), Каймани (справа)

Каймани Марли – мать чемпионка мира по настольному теннису Анита Белнейвис. Занимается актерским мастерством.


Дамиан (слева), Боб и Синди Брэйкспир (справа)

Дамиан Марли - мать - Синди Брэйкспир, обладательница титула «Мисс Мира 76». Певец в стиле регги.

До сих пор есть люди, которые утверждают, что они дети Боба.

Распродавший свыше 20 миллионов пластинок и в 1994 году посмертно введенный в "Зал Славы Рок-н-Ролла" Боб Марли был по существу первой суперзвездой, взошедшей в стране так называемого "третьего мира". Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в приходе Святой Анны. Его отец был белым средних лет, а мать – молоденькой чернокожей девчонкой. Такой мезальянс никак не способствовал нормальному браку, так что родителя маленький Боб почти не видел. Став подростком, Марли переселился на окраину Кингстона, именуемую ее нищими обитателями Тренч Таун. Выросший в трущобах и закаленный в уличных драках, Боб со временем все больше и больше стал обращать внимания на музыку, тем более что на острове развивался оригинальный стиль ска, являвшийся местной переделкой американского соула и ритм-энд-блюза. Волны радиостанций США доносили до Ямайки голоса таких исполнителей как Рэй Чарльз , Фэтс Домино , Кертис Мэйфилд и Брук Бентон, а особой популярностью у Боба и его друзей пользовались черные вокальные группы типа "The Drifters". Когда в 14 лет Марли бросил школу, мать попыталась найти ему доходное занятие и устроила учеником сварщика, но затея провалилась. Во время работы Бобу попал в глаз кусочек железа и, послав сварку ко всем чертям, парень сосредоточился на более безопасной для здоровья музыке.

Вместе со своим приятелем Невиллом "Банни" Ливингстоном он брал уроки вокала у популярного на Ямайке исполнителя Джо Хиггса и во время этих занятий познакомился с другим амбициозным парнем, Питером Макинтошем. В 1962 году Марли под руководством местного антрепренера Лесли Конга впервые записал несколько треков. Две песни прозвучали на радио и привлекли некоторое внимание публики, но каких-либо дальнейших подвижек не произошло. На следующий год Боб решил, что успеха лучше добиваться в составе группы, и вместе с Ливингстоном и Макинтошем (к тому времени Тошем) организовал "The Wailing Wailers". Первый же сингл "Simmer Down" с призывом к молодежи гетто контролировать свои эмоции и поступки, вышедший в 1963-м на лейбле "Coxsone", возглавил ямайские чарты и продержался на вершине около двух месяцев.

В последующие годы "Wailers" продолжали издавать свои записи, но популярность группы не покидала пределы страны, а выпуск пластинок не приносил особого дохода. В 1966-м Марли вслед за матерью перебрался в Штаты, однако его пребывание там оказалось недолгим, и влекомый зовом растафарианства, музыкант вернулся на родину. По возвращении на Ямайку Боб обзавелся дредами, а также вместе с коллегами организовал лейбл "Wail"N Soul"M", куда приписались возрожденные "Wailers" и женский коллектив "The Soulettes" (в котором пела жена Марли Рита Андерсон). На рубеже 70-х группа начала сотрудничать с пионером даба, продюсером Ли Перри, что заметно изменило ее звучание и привело от ска и рокстеди к классическому рэгги. Серьезный коммерческий прорыв случился в 1972 году, когда Марли во время пребывания в Лондоне заключил контракт с "Island Records" (предыдущий мажорный альянс с "CBS" рухнул очень быстро). Владелец этой фирмы был выходцем с Ямайки и потому не постеснялся подписать своих земляков. До этого времени считалось, что музыка рэгги может издаваться только на синглах и дешевых компиляциях, однако альбом "Catch A Fire", на который фирма авансировала "Wailers" 4000 фунтов, сломал протухшее правило. И хотя нельзя было сказать, что пластинка сразу же стала хитом, многие обратили внимание на колоритные ямайские ритмы. В поддержку альбома "Wailers" провели турне, причем в его американской части выступали вместе со "Sly & The Family Stone " и чуть было не задвинули хедлайнеров.

Осенью 1973-го вышел еще один гигант, "Burnin"", включавший в себя как обработки старых песен, так и новые вещи, среди которых находились повстанческий гимн "Get Up, Stand Up" и прославленная Эриком Клэптоном "I Shot The Sheriff". В 1974 году большую часть времени Марли провел в студии, записав один из лучших своих альбомов "Natty Dread", отражавший социально-политические настроения ямайцев. Банни и Питер к тому моменту уже ушли из группы, а Боб с другим сопровождающим составом теперь выступал под вывеской "Bob Marley & The Wailers". Первый трек "Lively Up Yourself" с пропитанным блюзом рэгги Марли впоследствии часто использовал для открытия концертов, титульная композиция сыграла существенную роль в распространении идей растафарианства по всему миру, а песня "No Woman, No Cry" с воспоминаниями об уличных сражениях в Тренч-Тауне стала для артиста первым международным хитом (UK 40).

Популярность Марли неуклонно росла, и его следующее творение "Rastaman Vibration" попало в американские чарты и даже прорвалось в горячую десятку. Самой интересной песней на диске была "War", тексты для которой Боб позаимствовал из речи императора Эфиопии Хайле Селасси, произнесенной на Генеральной Ассамблее ООН. По мере роста международного успеха певца росло и его политическое влияние на Ямайке. Впрочем, в этом были и негативные моменты, и в 1976 году в период выборов на Марли и его жену какая-то сволочь совершила покушение. После того случая певец все же дал один концерт на родине, а затем отправился в Лондон записывать альбом "Exodus", название которого было запараллелено с библейским "исходом", но при этом касалось Африки и африканцев. Титульная композиция, зовущая людей Джа к переменам, с ее потрясающей амальгамой из рэгги, рока и соул-фанка, будучи изданной синглом, стала британским хитом. Популярность также обрели песни "Jamming", "Waiting In Vain", "One Love/People Get Ready", а сам альбом провел больше года в английских чартах. Следующая полнометражка также оказалось коммерчески удачной, но при этом ""Kaya" исполнялась в более расслабленной манере, а основной успех пришелся на романтические синглы "Satisfy My Soul" и "Is This Love?".

В том же 1978-м музыкант отыграл "One Love Peace Concert" на Ямайке, получил премию мира в ООН и побывал на духовной родине растафари – в Эфиопии. Впечатления Марли от визита в Африку нашли отражение на альбоме "Survival", о чем, например, свидетельствовали названия песен "Africa Unite" и "Zimbabwe". Эта работа также стала достойным украшением дискографии "Bob Marley & The Wailers", но для Боба она оказалась предпоследней. Финальным прижизненным студийником стал альбом "Uprising", где в хиты выбились неформатные для рэгги вещи, диско-номер "Could You Be Loved" и фолковая "Redemption Song". Еще в 1977-м у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги, однако, следуя традициям растафари, музыкант отказался от ампутации. Болезнь в итоге прогрессировала, и Бобу не помогло даже лечение у немецких специалистов. Чувствуя, что дни его сочтены, Марли хотел последний раз взглянуть на Ямайку, но не успел добраться до родины и умер во Флориде 11 мая 1981 года.

Last update 27.08.14


Top