Занятия по пению проходят как. Уроки вокала для начинающих: бесплатные видео для занятий дома

Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:

— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

Введение
Самое главное в постановке вокала — это правильное дыхание . Именно с него начинается обучение профессиональному пению , которое служит проводником в огромный мир сцены . Если вы плохо владеете вокальной техникой , то волей-неволей в работу включаются те мышцы, которые от природы не должны много работать. Естественно в последствии мы ожидаем неприятные моменты, такие как: зажатость, гнусавость, неприятная на слух манера «вытягивать» нетянущее и, наконец, «срыв голоса ». Если даже вокалист усиленно продолжает «надрывать» связки , всё равно с таким подходом к вокалу ни о какой сцене не может быть и речи. От такого незнания чаще всего происходит неудовлетворённость собой, неудовлетворённость жизнью. Ведь тот, кому был дан дар от Бога в той или иной области, в течение всей жизни чувствует себя «принадлежащим» и находится в постоянном поиске своего предназначения. Продолжится это до тех пор, пока человек не состоится и не задействует свой талант , который был дан ему при рождении, в практике на полную катушку.

Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому мы рекомендуем возвращаться перед каждым распевом в раздел «уроки дыхания » для разогрева.
Для того чтоб сгруппировать в правильное положение группу мышц, мы будем прибегать к различным видам техник: воплощение ваших фантазий в реальность, проигрывание различных сценок . Мы будем воздействовать на психические, физические механизмы вашего тела и сознания для достижения нужного результата.
На самых первых уроках по вокалу используйте не более семи звуков , постепенно расширяя диапазон . Как уже было сказано ранее, обязательным является контроль дыхания. Для помощи в упражнениях держите руку на животе или наденьте фиксирующий резиновый пояс.

  • Во время развивающих упражнений по вокалу усвойте обязательные правила:
  • Следите за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Вы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабьтесь. Во время упражнений работает только живот. Когда вы возьмёте высокую ноту, мышцы живота сожмутся сильнее, а низкую наоборот, всё это и должна почувствовать фиксировавшая пресс рука.

Учимся правильно дышать
Аккуратно обхватите ладонями свой живот . Почувствуйте его. Прислушайтесь. Попытайтесь согреть руками каждую клеточку. Вы спокойно дышите: вдох-выдох… вдох-выдох… мышцы живота поднимаются и опускаются… Успокойтесь. Оставьте всю суету позади и прислушайтесь к своему дыханию . Ощутите каждую находящуюся у себя мышцу в брюшной полости, как она при вдохе – надувается, а при выдохе – сдувается. Засмейтесь, именно в смехе дыхание более естественно поддаётся управлению.
Для того чтоб контролировать своё дыхание, не убирая руку с живота, медленно вдыхайте воздух, при этом сосчитайте до четырёх. Не задерживая “пик”, медленно выдохните, считая при этом также до четырёх. Если вы всё ещё плохо ощущаете движение в животе , то попробуйте наклониться вперед, обхватив руками поясницу. Эта область должна надуваться и сдуваться. Постепенно увеличивайте счет: вдох — раз, два, три, четыре, пять…, выдох — раз, два, три, четыре, пять…, и так до 20.

Упражнения на выравнивание вокала
Чаще всего сталкиваются с «неравномерным» воспроизведением вокала , это — дрожь, толчки, подергивание, и поэтому следующие упражнения будут направлены именно на выравнивание и постановку голоса .

  • Начнём с упражнения «собачка». Удобно садимся на стул, облокачиваемся на спинку, расслабляем мышцы плеч и шеи, высовываем язык и стараемся более точно изобразить собачку. Следите за тем, чтоб плечи не шевелились, а работали исключительно лёгкие и грудная клетка в целом.
  • Во время упражнений желательно на живот надеть корректирующий пояс. Это нужно для того, чтоб пресс живота работал правильно. Он выполняет нагрузку на мышцы и служит неким тренажером. Вы почувствуете те мышцы, которые в обычной жизни функционируют не часто, и в этом поможет как раз пояс. Кстати, некоторые думают, что если подкачать пресс, то все звукоизвлечения будут даваться легко. На самом деле мнение ошибочное, специально ходить в тренажерный зал и усиленно заниматься спортом не нужно. Дело в том, что на тренажерах организация мышц будет направлена не на координацию выхода чистого вокала , а на нечто другое. Но если вы всё-таки поддерживаете мнение о пользе физических нагрузкок, то лучше всего заняться йогой, плаванием или лечебной гимнастикой. Стараться войти в гармонию со своим телом, почувствовать каждую клеточку своего организма.
  • Позаботьтесь о своей осанке . Она должна быть правильная: спина прямая , плечи выпрямлены, голова в ровном положении. Сровнять положение можно встав в дверной проём, распрямившись в дверном косяке. Именно в ровном положении, ненапрягаясь, голосовые связки работают правильно.
  • Расслабляем мышцы шеи и не спеша поворачиваем голову: влево-право… влево-право.. и так 10-15 раз.
  • Опускаем осторожно нижнюю часть челюсти вниз, затем также аккуратно возвращаем её на место, находя правильное положение . И так: 10-15 раз.
  • Вытягиваем губы трубочкой и начинаем их двигать влево-право… влево-право… круговое движение по часовой стрелке, против часовой стрелки… и так 10-15 раз.
  • Ослабеваем трубочку из губ и набираем в лёгкие воздух . Воздухом из лёгких губами, а не горловыми связками, поём «Бррррр»
  • Следующее упражнение называется «обезьянка». Берем маленькое зеркальце и начинаем «обезьянничать». Сворачиваем губы трубочкой , вытягиваем и улыбаемся, растягиваем ванночкой и оскаливаемся, показывая два ряда своих зубов. Открываем рот как можно шире и рассматриваем все прелести языка. Язык вытягиваем и придаём форму паруса, затем втягиваем, сворачивая вовнутрь. Притягиваем язык к левой стенки щеки, после — к правой, сворачиваем в трубочку и загибаем за верхние зубы, после за нижние. Если хорошо «поиграть» языком у вас не получается, не расстраивайтесь, выполняйте то, что можете не надрываясь.
  • Откройте как можно шире рот , теперь резко выбросите язык , доставая им подбородок, и также резко втяните назад. Представьте лягушку, ловящую мух. Упражнение делайте до ощущения усталости. Следите чтобы работали нужные мышцы , при правильных позициях вы сами почувствуете какие мышцы нужны для вокала , а какие нет.
  • Следующим упражнением мы определяем вокальный зевок . Обследуйте свою шею и найдите на ней кадык. Аккуратно обхватите его и проследите за его движением. Во время разговора или когда вы сглатываете слюну, он двигается. Мысленно зафиксируйте нижнее положение , запомните и после спроецируйте его в вокале . Ни в коем случае не держите его руками! Вы должны им управлять, а не заставлять с помощью физической силы повиноваться. Найти правильное ощущение зевка лучше всего в упражнении «осмотр у врача», т.е. открываете рот , как при осмотре и говорите «Ааа», показывая и открывая маленький язычок.
  • Слегка приоткройте удивлённо рот , при этом делая вдох. Вы должны почувствовать свежий воздух в полости рта. Зафиксируйте нижнее положение кадыка. Это упражнение выполняется 10-15 раз. Желательно контролируйте весь процесс перед зеркалом .

Упражнение на яркость звучания

  • Возьмём упражнение из йоги, только в нашем случае концентрируемся не в лобной части, а в носовой . Разжимаем челюсти, при этом губы сомкнуты и выдаём ровный, долгий звук «Ммм». Нижняя челюсть опущена до удобного предела.

Для полного развития своих вокальных данных и закрепления материала можете переходить к выбору . Начните с более низких по звучанию песен, выбирая для упражнений с бэк вокалом .
Выберите подходящую для себя песню, хорошо выучите слова, прочувствуйте мелодию .
Прослушивая мелодию постукивайте в такт, если даже вы .

Пример:

Представьте себе музыкальный инструмент: барабаны или пианино. Представьте себе как вы стучите по клавишам пальцами рук в ритм музыки , или возьмите два карандаша и представьте себе барабаны , а лучше представить себя танцором, как вы лихо отбиваете ногами в такт.

Если всё же это сложно, то воспользуйтесь специальной программой .

И в заключении хотелось бы сказать: не стесняйтесь себя, друзья. Не зажимайтесь и не идите на поводу у соседей. Пойте в квартире во всю голосовую мощь. Не думайте, что при занятии вокалом можно петь тихо, а вот если вы выйдите на сцену , то запоёте на полную катушку. Не будет такого никогда! В каком диапазоне вы приучите голосовые связки работать, в таком они и будут производить последующее звучание. Ведь голосовые связки – это живой музыкальный инструмент, и настройка его занимает не один год человеческой жизни. Если у вас «нежные» соседи, то попробуйте договориться. Ведь если кто-то из них громко слушает музыку или делает ремонт, вы же в это время терпите. Так почему же вам нельзя в дневное время громко петь ?
На этом всё.
Творческих успехов, дорогие вокалисты !

С уважением,
«Творческая мастерская »

Меня зовут Мария. Мне 28. Полгода назад я осознала, что боюсь петь. И это было странно. Ведь я пела на всех школьных праздниках, дружеских посиделках и юбилеях родственников.

Урок первый

Боюсь петь

В детстве я пела на всех школьных праздниках, позже, когда выросла, на дружеских посиделках и семейных застольях. У меня есть слух, приятный голос и не прокуренные связки. Ещё я помню необъяснимое состояние блаженства от пения в хоре , где сорок неокрепших тембров объединялись в один, крепкий и волшебный. Мне всегда нравилось петь, ведь это так же естественно для человека, как спать или есть. А тут вдруг - психологические зажимы, страхи и ощущение, что какая-то важная часть тебя сломалась, вышла из строя. И можно было бы плюнуть, напиться и забыться. Но я начала следовать правилу: если боишься - иди на страх! Там ты столкнёшься с чем-то важным.

Страх навел меня на мысль об уроках по вокалу. Я «включила» сарафанное радио, искала в соцсетях профессиональных педагогов. Если мне не нравилось пение потенциального учителя, пусть даже супер-пупер-заслуженного, мои поиски продолжались.
Потом я вспомнила про приятельницу, работающую в музыкальной школе для взрослых и позвонила ей.
«Даша, - говорю, - у вас есть педагог, который еще и способностями психолога обладает?»

Оказалось, что такой человек есть. Более того, я могу сходить на первый бесплатный урок и познакомиться с учителем. Было бы глупо не воспользоваться ситуацией!

И вот я пришла в школу. Пока жду своего часа, рассматриваю с удовольствием уютный интерьер школы, попиваю чай с сушками - тут всегда угощают горячим чаем. Знакомлюсь с 14-летней Забавой, ожидающей своего урока по игре на скрипке. Интересная, намного смышлёнее многочисленных сверстников, она рассказала, как обрадовалась, узнав о существовании музыкальной школы для взрослых. В её возрасте «музыкалку» уже заканчивают.

Пока болтаем с Забавой, я слышу, как за дверью кто-то из учеников поёт-надрывается и думаю, что через 10 минут и я буду так же выть, распугивая ворон за окном. И меня одолевает неловкость.

Мой час наступил. Захожу в очаровательную фиолетовую комнату (я бы в такой жить осталась). Знакомлюсь с педагогом Анарой Ариповной СложнаяФамилия :)). Она тут же спрашивает, чего я хочу и какую цель преследую. Я всё честно выкладываю, мол, так и так, хочу убрать зажимы.

Начинаем прослушивание. Идём по стандартной лестнице аккордов. Буквально с первых секунд с удивлением обнаруживаю, что стеснение, которое я испытывала только что, почти исчезло. Я думаю о Забаве, сидящей на удобном диване за дверью класса и плетущей фенечку на день рождения подруге, о том, что она слышит мой не поставленный голос, но это почему-то не пугает (мне даже приятно её невидимое присутствие).

Первое, что я осознала, - я могу петь! Осталось только разбудить эти дремлющие силы.

Второе - я хочу петь! Этот процесс приносит мне необъяснимое удовольствие. И пусть я не стану новой «бабушкой рок-н-ролла», как Дженис Джоплин или Патти Смит.

И третье, что меня зацепило, - это педагог. Когда Анара Ариповна начала стучать по моей спине кулаками (не больно, конечно!), я поняла: эта женщина знает, что делает. Я журналист, работавший на радио, и мне известно, что голос не существует сам по себе, а речевой аппарат не работает отдельно от всего тела. Актёры, журналисты, политики долго учатся правильно дышать, расслаблять мышцы, говорить грудью. Если ты будешь напуган и зажат, твой голос станет плоским, зазвучит выше, станет ненатуральным и фальшивым. Нужно, чтобы заговорили не связки, а потроха. Тот, кто видел фильм «Король говорит», поймёт, о чем я. И поймет, почему этот мини-сеанс массажа на уроке вокала так меня порадовал.

А когда я еще и без особого труда взяла ре диез второй октавы, то над вывеской музыкальной школы «Виртуозы» для меня загорелся зелёный свет. (вообще-то, ре диез второй октавы - это совсем не высоко. Но даже в хоре я никогда не осмеливалась туда забраться).

Мне было достаточно пятнадцати минут пробного урока, чтобы на последние деньги купить абонемент на 8 занятий. Я буду вести дневник о том, как меня учат петь заново. Буду описывать свои ощущения от урока к уроку.

Урок второй

Отключи голову

«Удивительная картина, - говорит Анара Ариповна, - в России девушки обладают мужской энергией. Живут не сердцем, а головой».

И это правда. Я слишком много анализирую, вместо того чтобы просто делать и кайфовать. А петь башкой нельзя.

Ну нельзя.

Ну не возможно это.

Я всегда была благоразумным и послушным ребёнком. И моя мама не могла нарадоваться пятеркам в дневнике и тому, что я делала всё, как мне скажут. Лишь изредка программа самоконтроля давала сбой. Тогда учителя недоумевали, как лучшая ученица могла вылить ведро с грязной водой из окна третьего этажа. Но подобные истории случались оооочень редко.

И вот оборотная сторона самоконтроля - я не могу отключить голову на уроках вокала. Я анализирую, как звучит "ми" второй октавы сегодня и как - на прошлом занятии. Я анализирую, как реагирует моей педагог и думаю о том, чего от меня ждут. Я даже думаю о том, а нужно ли исполнителю думать во время пения... Ужас какой-то! Бррр))

Как-то раз были мы с друзьями на фортепианном концерте Миши Лузина. И с ним пела девушка. Симпатичная, с высоким чистым голосом, всё вроде круто, но что-то не так.

Что не так, Марусь? - спрашивает меня Лиза (питерский самородок, автор и реп-исполнитель 21-го года из Пушкина).

Да жалеет себя, - говорю. - Слишком много думает о том, понравится ли она публике. И поэтому бережёт себя, не отдается полностью чувствам.

(Ха-ха. Через пару месяцев я сталкиваюсь с той же проблемой).

Чем больше я думаю и контролирую себя, тем хуже я пою. Каждый раз меня это поражает.

Урок третий

Дыши

Первое, что ты слышишь на уроках вокала , - это фразу «чтобы хорошо петь, надо правильно дышать». Правда, звучит странно? Как вообще можно дышать неправильно?

Я начинаю приходить к выводу, что почти всё «неправильное» в жизни - это то, что я делаю неосознанно. Как я научусь петь, если я не понимаю, каким образом рождается звук. Если я не знаю, что воздух внутри меня может не только насыщать клетки кислородом, но и способен стать крепким стержнем, опорой для песни, которую я запою через минуту. Осознавать свое дыхание действительно очень важно. Но кто из нас задумывается о вещах, которые происходят в нашем теле сами собой?

К счастью, в разное время и в разных ситуациях мне приходилось осознавать дыхание:

  • когда я занималась фридайвингом (мне объясняли, что в легких всегда остается больше воздуха, чем кажется, и если ты это знаешь, ты можешь оставаться под водой гораздо дольше);
  • когда погружалась в море с аквалангом (тут, наоборот, ты должен дышать непрерывно, ни в коем случае нельзя задерживать дыхание)
  • я уже не говорю о моем недавнем опыте медитации Випассана, где ты первые несколько дней учишься только лишь осознавать дыхание как нечто естественное, постоянное, реальное. Только после этого ты способен концентрировать внимание на материальной оболочке - теле.

Еще со времен детской музыкальной школы я знала, что певец дышит не грудью, а диафрагмой. Эта мышца разделяет брюшную полость от грудной, и на ней «сидят» наши лёгкие. Когда мы делаем вдох, диафрагма опускается на пару сантиметров, и тогда лёгкие расширяются. Так вот, если диафрагму натренировать, научиться держать в тонусе, тогда «и тонус будет в тебе», и ты красиво запоёшь:))

Забавная причинно-следственная связь: если диафрагма начинает сокращаться непроизвольно (когда мы этого не хотим специально) - мы начинаем икать, если мы осознанно управляем нашей диафрагмой - мы красиво поём.

Правильное дыхание даёт максимальное психологическое расслабление. Тогда нет места для многих зажимов.

Иногда на уроках вокала я совершаю ошибку - набираю очень много воздуха, хоть и набираю животом. И вот я чувствую себя шариком, который обожрался тяжелой пищи. Как ни странно, если воздуха слишком много, это тоже плохо - опять же могут появиться зажимы (слишком много сил тратится на то, чтобы удержать воздух внутри). Если дышать не диафрагмой, а верхней частью лёгких, то это будет так называемое «ключичное дыхание» - при этом поднимаются плечи и блокируется шея. Кстати, женщины преимущественно дышат грудью, а мужчины, животом, так уж сложилось физиологически.

Профессиональные певцы учатся дышать годами! Когда я думаю об этом, то немного пугаюсь. Но у меня есть в запасе кое-что воодушевляющее:) Пусть я не родилась Лучано Паваротти, я всё равно научусь хорошо петь. И каждый может научиться, несмотря на разные возможности, голосовые аппараты и зажимы. Дыхание есть у всех. Пора лишь начать его осознавать...

Урок четвёртый

Забудь про потолок

На очередном уроке по вокалу в «Виртуозах» преподаватель замечает, как моя зажатость отражается на теле. Иногда я чуть-чуть склоняю голову набок перед тем как взять ноту повыше. Иногда - «рисую» рукой воображаемую лестницу, но она всё равно оказывается ниже моих возможностей.

«Машка, представь, что над тобой бесконечное небо, а не слой белой штукатурки», - говорит Анара Ариповна. Я ей, несомненно, верю, но продолжаю упираться макушкой в собственный психологический потолок.

Когда он появился? Точно и не сказать. Надстраивался по чуть-чуть, год от года, с каждым новым разочарованием.

Например, я помню, как в 8 классе впервые не смогла перепрыгнуть планку на уроке физкультуры (по научному это называется «прыжок в высоту с разбега»). Я всегда прыгала как сайгак, но в ту осень что-то случилось. И планка высотой 75 сантиметров превратилась в Великую Китайскую стену. Почему это произошло?

Кажется, в то лето я заставила себя разлюбить. Первая настоящая и очень сильная любовь была задушена первой гордостью. В протоколе так и записано: «Эльдар Л., находясь со мной в одном отряде летнего лагеря "С.", предложил моей лучшей подруге Ленке А. дружбу на десять дней».

Потолки, стены, планки - всё придётся разрушить, чтобы начать петь. Самое забавное, что разрушать эти преграды я буду при помощи пения. Для этого есть Анара Ариповна, специальные упражнения и моё осознание, что «наша крыша - небо голубое»)))

Пойду-ка я распеваться и петь буду «на улыбке» (это один из приемов для расшатывания столетних сводов).

Желание заняться вокалом порой возникает во взрослом возрасте. Предпосылок для этого множество: веселые встречи в культурных кругах, проявление тяги к музыке и музыкальных способностей, смена жизненных взглядов. Поэтому, прежде чем начать посещать , необходимо оценить собственные способности к вокалу и музыке.

Помощь профессиональных вокалистов и педагогов школы эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» будет как нельзя кстати. После прослушивания учащегося и оценки его музыкальности составляется индивидуальная программа занятий и методики преподавания. Цель занятий – развитие у взрослых первоначальных музыкальных способностей и правильного сценического поведения.

Особенности курсов вокала для взрослых

Курсы вокала для взрослых – комплекс занятий, направленных на выявление и выработку музыкальных возможностей ученика. Основным аспектом, необходимым вокалисту, является умение интонировать заданные мелодии. Музыка, являясь точным искусством, предполагает гармонию во всем: каждая нота должна соответствовать нужной ячейке песни, независимо от того, была ли она спета или воспроизведена на музыкальном инструменте.

В вокальная техника преподается специалистами посредством различных методик, подобранных индивидуально для каждого учащегося.

Учитываются:

  • слух и степень музыкальности;
  • умение интонировать;
  • способность к продолжительному фонационному выходу;
  • ровность звучания воспроизводимых мелодий.

Однако основой обучения вокалу является правильное дыхание – именно в воздушной среде человек производит звуки. Поэтому уроки вокала для начинающих взрослых в первую очередь направлены на разработку дыхательной системы. От ее правильного использования зависит ровность и длительность фонационного выдоха. Этот навык необходим начинающим вокалистам для правильного распределения воздуха на всю длину вокальной фразы, длина которой может быть разной в зависимости от того, какое произведение исполняется. И разрывать смысловую и эмоциональную «ткань» песни никак нельзя!

Как проходят занятия по вокалу для взрослых?

Занятия вокалом в Москве в школе эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» проходят следующим образом:

  • для начала учащиеся записываются на пробное занятие, происходит знакомство с педагогами и прослушивание кандидатов;
  • исходя из результатов предварительного прослушивания, для учащихся составляется индивидуальная программа занятий и подбирается репертуар;
  • устанавливается график вокальных занятий с учетом свободного времени курсанта;
  • осуществляется собственно обучение вокальному мастерству в группе или индивидуально.

Преимуществом нашего центра обучения является то, что возможность обучения вокалу предоставляется всем желающим, независимо от их возраста и уже имеющихся навыков. Со стороны учащихся необходимы лишь настрой и желание постичь вокальные вершины. К тому же, в школе вокала «Vokal-Profi» всегда царит творческая и дружеская атмосфера, а это также является одним из важнейших факторов успеха.

Добавляют адреналина постоянные выступления на сцене. Отчетные концерты – это своего рода экзамены на каждом пройденном уровне обучения. Интенсивность курсов вокала для взрослых в результате выплескивается адреналином и незабываемыми эмоциями. Успех в обучении гарантируют правильно подобранные программы, подстроенные индивидуально под цели самого ученика.

Почему стоит обратиться в школу вокала «Vokal-Profi»?

Школа эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» - это студия, в которой сотрудничают в одной команде наилучшие педагоги, музыканты и просто творческие люди. Мы постарались создать наилучшие условия для качественного обучения вокальному искусству и плодотворного творчества наших выпускников.

  • у вокалистов существенно расширяется певческий диапазон;
  • формируется правильная вокальная позиция, дикция и вокальное дыхание;
  • поднимается уровень владения собственным голосом;
  • передается художественный смысл исполняемых произведений и образа;
  • достигаются видимые успехи в работе с микрофоном и поведении на сцене.

Таким образом, в школе эстрадного вокала «Vokal-Profi» специалисты помогут вам раскрыть истинные возможности вашего голоса, его природу, а также почувствовать и развить его до желаемого уровня. Курсы вокала в студии Ларисы Кудрявцевой идеально подойдут для тех, кто желает заниматься пением профессионально или просто научиться владеть музыкой для себя. Также эти занятия направлены на развитие уверенности в собственном таланте. Поэтому мы готовы предложить своим курсантам наилучшее – качество обучения и высокопрофильную подготовку в вокальном искусстве. И пусть все сцены будут покорены вашим талантом!

Людям, только начинающим петь, если они никогда не занимались вокалом, профессиональные педагоги дают один важный совет: чтобы научиться правильно петь, нужно научиться правильно дышать. Когда жизнь не связана с пением или актёрским мастерством, мы не обращаем на собственное дыхание никакого внимания, и потому совет вызывает некоторое удивление.

Впрочем, оно быстро проходит, стоит только длительное время протянуть одну нотку, расположенную, для комфорта, примерно в середине голосового диапазона. Воздух из легких быстро заканчивается, и солист вынужден «взять» дыхание, то есть сделать вдох, чтобы продолжить звук. Но выступление – не разминка, голос должен звучать ровно и красиво, а для этого и дыхание должно быть долгим. Видео-уроки Елизаветы Боковой подскажут, как научиться правильно петь.

Вы можете посмотреть эту потрясающую запись прямо сейчас или сначала почитать о том, что вас ждёт:

Что такое диафрагма и как она помогает певцу?

Набрать побольше воздуха в грудь и громко запеть – это для тех, кому никогда не приходилось петь долго (профессионалы поют часами – буквально целый день). На самом деле воздух набирается вовсе не в грудь, а «в живот». Вы этого не знали? Можете считать, что вам открылся один из основных секретов! Регулировать и сознательно удерживать дыхание нам помогает наша диафрагма.

Небольшой экскурс в медицину. Диафрагмой называется тонкая, но очень сильная мышца-мембрана, которая находится между лёгкими и пищеварительным трактом. От этого органа зависит сила подачи звука в естественные резонаторы – грудные и головные. Кроме того, активная работа диафрагмы оказывает общее положительное .

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Для того чтобы развить и натренировать диафрагму, автор видео-урока использует некоторые упражнения известной вокалистки Александры Стрельниковой, предложившей уникальную методику не только для тех, кто хочет знать, как научиться правильно петь, но и излечить различные заболевания. Одно из них, простое и эффективное, выполняется так:

  • делаем полный выдох через рот;
  • кладем ладонь на область диафрагмы, чтоб контролировать дыхание;
  • начинаем ритмично втягивать и расслаблять живот от 5 до 10 раз, воздух при этом не вдыхаем;
  • стараемся постепенно увеличивать время упражнения до 30-50 секунд.

Научиться длинному дыханию помогут… Руки!

Помимо этой методики, используются и другие упражнения, общепринятые для преподавания вокала. Например, на то, чтобы научиться чувствовать диафрагму, удерживая длительное время негромкий свистящий или жужжащий согласный звук. Основная сложность в том, чтобы он был очень ровным и максимально длинным.

Третье упражнение заключается в следующем: берём дыхание и начинаем тянуть любую гласный звук (например, уууу или ииии). При этом нужно помогать себе петь… руками! Это ассоциативный метод. Нужно поставить руки таким образом, как будто между ними сосредоточен объём вашего дыхания. Другая ассоциация – как будто вы держите за концы ниточку и растягиваете её, и она совершенно спокойно и плавно растягивается.

Что ещё поможет научиться правильно петь?

Кроме развивающего силу голоса и оздоровительного эффекта, правильное дыхание диафрагмой позволяет сберечь здоровье голосовых связок. Звук находит в ней мощную опору и работает в полную силу, не перегружая последние и не заставляя работать их за «двоих». Однако не последнюю роль в пении играют дикция и открытое, чёткое произношение звуков, особенно гласных.

Наблюдение за поющими профессионалами позволяет заметить, как они широко раскрывают рот и подают голос и звуки. Их брови приподняты, лицевые мышцы растянуты – на лице так называемая «вокальная маска», помогающая приподнять нёбо и получить сильный, красивый звук.

Другие секреты красивого и профессионального пения вы можете узнать из остальных уроков по вокалу, которые подходят для любых . Эти уроки вы можете получить, перейдя по этому баннеру:

Резюмируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что без правильного дыхания певец не сможет петь подолгу (а петь должно быть легко и приятно), и именно дыхание является базовым навыком в освоении непростого искусства вокала.

В заключение мы предлагаем вам посмотреть ещё один видео-урок по вокалу того же автора. Суть и тема та же – как научиться правильно петь, но подход немножко с другой стороны. Если что-то не усвоилось с первого раза, то самое время познакомиться с повторным объяснением:




Top