Гроза действие 2 явление 4 анализ. Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н

Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание ). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

  1. Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
  2. Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
  3. После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
  4. Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
  5. Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

  1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен .
  2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
  3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

Суть

Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

  1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом .
  2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное . Варвара - дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое .
  3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей .
  4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое .

Темы

  • Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное ). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
  • Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
  • Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше о ней.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера , переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше .
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в на эту тему.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Действие пьесы А. Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинове на высоком берегу Волги. Города с таким названием не существовало. Автор стремился создать типичную картину русской жизни в переломную эпоху перед отменой крепостного права. Рушился патриархальный мир, наступали его «последние времена». И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.

В центре пьесы судьба русской женщины. Не случайно автор даёт ей имя «Катерина», что в переводе с греческого означает «чистая». Перед нами трагедия чистой души в мире «тёмного царства».

Второе явление второго действия, где происходит разговор Катерины со своей золовкой Варварой перед отъездом Тихона, раскрывает полно и ярко характер главной героини, показывает её отличие от Варвары, подготавливает зрителей и читателей к трагическому финалу.

Только с Варварой может быть Катерина предельно откровенна, только ей может открыть свою душу, хотя весёлая и легкомысленная дочь Кабановой не может понять всей сложности и глубины переживаний своей невестки. Смятение души Катерины Варвара объясняет просто: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё». Именно с этих слов и начинается разговор девушек. Ключевыми в этой беседе можно считать две фразы Катерины о самой себе. Первая из них – «Такая уж я зародилась горячая!» Здесь характер как данность, и ничего с этим не поделаешь.

Эпизод из детства Катерины имеет большое значение, он помогает понять, что с самого детства героиня обладает смелым, решительным характером, горячим и своенравным. Реакция шестилетней девочки на обиду необычна, нестандартна. Она выбегает на Волгу, садится в лодку и отплывает от берега. Находят ребёнка лишь на другое утро «вёрст за десять».

Вторая фраза, очень важная для характеристики героини, подчёркивает её внутреннюю чистоту, глубокую совестливость: «Обманывать – то я не умею; скрывать-то ничего не могу».

Варвара же утверждает, что без обмана прожить нельзя, на нём весь дом держится. Дочь Кабановой быстро приспособилась к жизни в неволе, к запретам, научилась лгать, хотя обманщицей прежде не была. Но Катерина-то не такая. Она не может руководствоваться в своих поступках принципом золовки: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Женщина предпочитает терпеть, пока терпится. Но сможет ли «горячее сердце» терпеть? Уже в этом явлении сама гордая и свободолюбивая героиня предсказывает свою судьбу: «А уж коли опостынет, так и не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», Катерина – это и есть сама гроза. Она так же, как и это природное явление, стихийна, непредсказуема и неуправляема, она свободна в проявлении своих чувств.

В этом эпизоде замужняя женщина впервые признаётся, что любит другого, не мужа. Любовь так же стихийна, как и гроза, она впервые захватила Катерину и не отпускает её ни на минуту. До замужества она никого не любила, смеялась только, когда «парни поглядывали на неё». Теперь не до смеха, теперь пришло настоящее чувство – сильное, страстное, и ничего с ним не поделать. Мужа Катерина не любит, а только жалеет.

Внутренний конфликт драмы связан с борьбой, происходящей в душе Катерины. Она не хочет думать о Борисе, хочет мужа любить. Но разве сердцу прикажешь? Героиня не может переломить себя.

Таким образом, уже из второго явления второго действия становится ясно, что конфликт Катерины и с самой собой, и с «тёмным царством» в лице Кабанихи неизбежен и неразрешим.

Любовь к Борису отвечает потребностям души героини, это её исход из мрачного дома Кабанихи в новую жизнь. Тихона она любить не может, потому что и «на воле-то он словно связанный». Муж Катерины не может противостоять диктату своей матери, и отраду он находит только тогда, когда уезжает из дома и устраивает себе пьяные загулы.

В этом эпизоде раскрывается горячий характер Катерины, её решительность, нравственная чистота, честность, порядочность, способность глубоко и сильно любить. Такая женщина не сможет жить в доме, где всё держится на обмане. Читатель готов к трагической развязке драмы, убеждается в том, что конфликт героини с самой собой и с «тёмным царством неизбежен.

Г.А.ИОФФЕ, учитель русского языка и литературы гимназии № 293, заслуженный учитель РФ

Тема инновационного опыта: «Системный подход в преподавании литературы в старших классах» (на примере методической разработки сдвоенных уроков литературы в 10 классе по теме: «А.Н.Островский. Гроза. Чтение и анализ 2 действия драмы» - уроки 3-4)

В связи с тем, что изучение драмы А.Н.Островского в 10 классе – явление сугубо традиционное, но при этом закладывающее основы литературного образования на 3-й ступени обучения, автор разработки пытается преодолеть расхожие штампы не только в интерпретации произведения, но и в методике его изучения. Инновационным является подход, при котором цели и задачи ставятся не к отдельным урокам, а ко всей системе уроков по теме, что приводит к усилению системности изучения и ослаблению исключительной значимости каждого отдельного урока.

Данные два урока вырваны из контекста общей системы, однако в них отражаются те элементы инновационных технологий, которые характерны для всей системы, а именно:

Основополагающим для автора разработки является принцип, органично соединяющий в методике преподавания литературы в старших классах лучшие достижения традиционных технологий с результативно обоснованными инновациями, при этом использование инновационных технологий рассматривается не в качестве непременной дани модным требованиям, а в качестве инструмента, способного реально повысить эффективность литературного образования, обеспечивая гармонию технологий.

Особенности уроков и целеполагание.

Данные уроки, проводимые в 1 четверти 10 класса, нацелены на выработку у учащихся следующих умений:


  • Внимательного чтения литературного текста;

  • Развития логического мышления;

  • Практического освоения литературоведческой терминологии и её применения;

  • Композиционного анализа драматического произведения;

  • Выразительного чтения;

  • Выработки и формулирования нравственно-этических оценок на основе литературного текста.
Ход уроков

Комментарий

В начале 1-го урока в течение 5-7 минут проведем экс­пресс-тест на знание текста произведения, которое должно было быть прочитано учащимися до конца.

/ вариант

1. В каком действии «Грозы» Катерина встречается с Борисом:

а) в 1-м; б) в 4-м; в) в 5-м; г) в 3-м.

2. Чьи это слова: «Живем в одном городе, почти ря­дом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви, либо на дороге, вот и все!»:

а) Кудряша; б) Кулигина;

в) Бориса; г) Тихона.

3. Какие слова принадлежат Варваре:

а) «Лезет мне в голову мечта какая-то...»;

б) «Вот красота-то куда ведет»;

в) «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!»;

г) «Я уйду, да и была такова».

4. Кто произносит последнюю реплику в пьесе:

а) Кабанова; б) Кулигин;

в) Шапкин; г) Тихон.

5. В какой сцене - завязка действия:

а) разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина в на­чале 1-го действия;

6) признание Катерины Варваре в 1-м действии;

в) монолог Кулигина о «жестоких нравах»;

г) слова Феклуши о « бла-алепии».

Ключ к проверке: 1 - г; 2 - в; 3 - в; 4 - г; 5 - б»

2 вариант

1. В каком действии «Грозы» - сцена признания Ка­терины в совершенном грехе:

а) в 4-м; б) в 5-м; в) в 3-м; г) во 2-м.

2. О ком из героев говорят: «…прежде наломается над нами, надругается всячески, как… душе угодно...»:

а) о Кудряше; б) о Кабановой;

в) о Тихоне; г) о Диком.

3» Какая реплика принадлежит Борису:

а) «Вы ее погубили! Вы!»;

б) «А между собой»то, сударь, как живут…»;

в) «Эх, кабы сила!»;

г) «Где уж мне своей волей жить».

4. Кто произносит первую реплику в «Грозе»:

а) Кулигин; б) Шапкин;

в) Кудряш; г) Борис.

5. Ремарка - это:

а) разговор двух действующих лиц;

г) начало развития действия.

Ключ к проверке: 1 - а; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в.

Комментарий

После экспресс-теста, который оценивается очень просто - в баллах по количеству правильных ответов,- целесообразно побеседовать по вопросам домашнего задания, попутно дав учащимся целевую установку (см. выше).

Один из вопросов д/з (о завязке действия) вошел в I тест. Прежде чем верно определить завязку, нужно понять суть конфликта или конфликтов. Ученикам это сложно. На данном этапе литературного образования учи­тель должен взять на себя задачу учить ребят опреде­лять и формулировать суть конфликта. Во-первых, со­держание конфликта обычно формулируется с помощью предлога «между». Во-вторых, конфликт бывает между кем-то и кем-то, кем-то и чем-то и даже между чем-то и чем-то. В-третьих, конфликт может быть явным, внеш­ним и глубинным, внутренним, что как раз актуально для драмы «Гроза».

ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ. После этого «инструктажа», опираясь на прочитанный текст всей драмы, попробуйте с помощью учителя сформулировать два основных конфликта «Грозы».

Гипотеза ответа:

1. Внешний, явный конфликт - между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей ее жизнью, которую Н.Добролюбов назвал «тёмным царством».

2. Внутренний, глубинный конфликт - в душе Катерины меж­ду супружеским долгом, религиозными убеждениями и желанием воли и свободного чувства.

Слово учителя

В связи с этим и завязка у каждого из этих сюжет­ных действий своя. Внутренний конфликт, конечно, более важный, значимый, обнаруживается уже в 1-м действии, в 7-м явлении, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает про­стой и доступный способ разрешения проблемы.

Если же говорить о «внешнем» действии, то завязку его можно увидеть лишь в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия).

ВОПРОС. Теперь «домашний» вопрос о концовке 1-го действия (см. домашнее задание к данному уроку).

Гипотеза ответа. К концу первого действия стра­сти нагнетаются. Своей настойчивостью Варвара начи­нает смущать Катерину. А в ней борются желание встречи с Борисом и страх. Если Варвара действует на усиление желания, то очередной эпизодический, но важный для драматурга персонаж - полубезумная барыня - своими пророчествами усиливает страх. Гро­за пока еще не разразилась. Это лишь первый гром - предвестие беды. Во втором действии муж уедет и Ка­терина окажется перед жестоким выбором.

Слово учителя

Выделим во 2-м действии три центральных узла раз­вития действия:


  • второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);

  • прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);

  • внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках.
Комментарий .

Диалог Катерины и Варвары чи­тается в классе.

ВОПРОС (перед чтением). Найти ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутрен­ней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.

Гипотеза ответа (после чтения)

Катерина:

1) «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома);


  1. «Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»
    (о Тихоне);

  2. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не
    могу»;

  3. «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь»
    (о встрече с Борисом);

  4. «И хочу себя переломить, да не могу никак»
    (о крепнущем чувстве);

  5. «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;

  6. «Я уйду, да и была такова»;

  7. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
    режь!»
Слово учителя

Нетрудно убедиться, что на протяжении одной бесе­ды настроения и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:


  • несмотря на душевное смятение и сомнения, по­беждает в Катерине решительность и бесстрашие;

  • Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе считается «жалеет - значит, любит», - это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;

  • чувство к Борису в Катерине растет;

  • Катерина - цельная натура, ей претит всякое лицемерие.
Гипотеза ответа учеников (продолжение). Варвара произносит, пожалуй, две ключевые фразы:

  1. «...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на
    том держится» (об умении обманывать);

  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито
    да крыто было» (жизненная позиция среды).
Слово учителя

Отдадим должное точности оценок и проницательно­сти Варвары, в отличие от Катерины, которая, нахо­дясь во власти противоречивых чувств, не в силах аде­кватно оценивать людей и ситуацию.

ВОПРОС. Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,- или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

Гипотеза ответа. Каждая из девушек права по-сво­ему, потому что у них, выросших в принципиально разных условиях, разные понятия о воле. Кроме того, Катерина принимает покорное поведение Тихона за чис­тую монету, так как вообще не понимает притворства, а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата.

ВОПРОСЫ к эпизоду прощания Катерины с Тихоном (явле­ние 4):


  • За что просит прощения Тихон в начале эпизода?

  • Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа
    не уезжать или взять ее с собой?

  • В каком значении употребляет Тихон слово
    «гроза»?

  • В чем окончательно убеждается Катерина?
Гипотеза ответов. Тихон просит прощения за уни­зительную сцену, когда попугаем повторял все указа­ния маменьки, стремящейся к соблюдению видимости порядка. Этим прощением он возвращает Катерине на­дежду. Именно в надежде увидеть мужа в другой об­становке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы попробовать уважать его, Катерина и уговаривает Тихона взять ее с собой.

Слово «гроза» Тихон употребляет в значении «ма­менькина опека, маменькино руководство, кабала».

К концу сцены Катерина окончательно убеждается в том, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

ВОПРОС. Наконец, третья сцена - с ключом от ка­литки. Почему столь диаметрально противоположны ре­шения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких сло­вах Катерины заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?

Гипотеза ответа. Вначале Катерина решает отвлечь­ся шитьем и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки, предложенный Варварой, становится важной, символической деталью - словно ключом от клетки, в которой бьется вольная птица. Не случай­но мотив воли и неволи становится главным во внут­реннем монологе Катерины. Желание воли оказывает­ся сильнее терпения неволи.

Влияние Варвары сказывается в словах Катерины: «Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не уме­ла воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» -побеждает стремление не изменять душе, следовать своей натуре. Как-то будет дальше?..

Домашнее задание

Подготовить наблюдения за речью одного из персо­нажей драмы А. Н. Островского «Гроза».

Примерный план речевой характеристики персонажа


  1. Общая характеристика героя.

  2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).

  3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).

  4. Лексические особенности.

  5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.

  6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его
    речью.
Герои предлагаются по вариантам: Катерина, Дикой, Тихон, Варвара, Кулигин, Кабаниха.
страница 1

«Гроза» (1859) — одно из вершинных произведений русской и мировой драматургии. В этой пьесе Островского, анализ которой мы проведем, представлен широкомасштабный социально-исторический конфликт, столкновение двух эпох, кризис целого миропорядка, распад патриархальных связей и отношений. Как и в великих произведениях драматургов мирового масштаба — Шекспира, Шиллера, Пушкина,— социально-исторический конфликт неразрывно связан у Островского с конфликтом внутренним, нравственным, происходящим в самой личности. И одна коллизия не существует здесь без другой, они взаимообусловлены. В центре народной трагедии — кризисное, катастрофическое состояние мира и трагические борения в человеческой душе. Все это хотел показать Островский.

«Гроза», анализ которой нас интересует, - произведение, в котором, как и во многих других пьесах Островского, дана развернутая замедленная экспозиция. Диалоги действующих лиц становятся важным средством быто- и нравоописания. Калиновский мир представлен в разных проявлениях. Особенное значение приобретает пейзаж: волжский берег, по справедливому замечанию А. И. Журавлевой, уже в начале первого акта вводит мотив простора, полета, который впоследствии «трагически трансформируется».

Художественно одаренный Кулигин взволнован этой всякий раз поражающей и заново открывающейся поразительной красотой: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу!» (д. 1, явл. 1). Кудряш, небрежно бросивший «Нешто!», не испытывает подобного душевного трепета. Он далек от этого высокого упоения чудесами природы, но и он органично существует в этом приволжском природном мире. Волга в пьесах Островского является поэтическим олицетворением стихии русской национальной жизни.

В экспозиции, с одной стороны, представлен широкий (вольный) пейзаж, рождающий у героев чувство полета, с другой — дана удушливая атмосфера города Калинова: произвол, насилие, попрание человеческого достоинства. Калинов рисуется как замкнутый купеческий мир, «темное царство», где властвуют самодуры и льются невидимые миру слезы. «Ругатель» Дикой появляется на сцене в обычном своем качестве — ругает племянника. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!»,— говорит о нем Кудряш.

Произвол Дикого безграничен, обитатели города пасуют и смиряются перед ним. Только приказчик Дикого, Кудряш, похваляясь своей молодеческой удалью и способностью «постращать», рискует говорить с хозяином на его же языке. В Калинове есть еще более страшный самодур, способный, по словам служанки Глаши, «прекратить» даже Дикого. Это Кабаниха, известная всем прежде всего как «лютая свекровь». «Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так характеризует ее Кулигин (д. 1, явл. 3).

Главные ценности жизни здесь извращены и перевернуты: Калинов — своеобразный «мир наизнанку». Странница Феклуша лицемерит, когда сравнивает Калинов с «обетованной землей». Борис жалуется Кулигину на то, как ему трудно здесь: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» (д. 1, явл. 3). «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — заключает Кулигин.

В жизненных позициях калиновских самодуров есть вполне определенные различия. Верно замечено, что Дикой, в отличие от Кабанихи, постоянно заботится о деньгах. Как тип Дикой предвосхищает купцов из «Бесприданницы», хотя и отличается от них крайним невежеством. Дикой — олицетворение ничем не сдерживаемого произвола. Он не может удержаться, чтобы не обругать ни в чем не повинного человека, он тиранствует, глумится над жертвой. Но Островский-реалист показывает жизненно правдивые, многомерные характеры. Даже в Диком может пробудиться какое-то человеческое движение, он способен покаяться на миру.

Кабаниха же страшна тем, что считает себя исполнительницей Закона. В ее доме праведность заменяется мнимым благочестием, любовь — страхом, доверие — формальными запретами. Происходит полная подмена и формализация духовных ценностей.

В центре конфликта пьесы — два сильных женских характера, противостоящих друг другу. Катерина и Кабаниха — обе максималистки (А. И. Журавлева). Максимализм Катерины — в безграничной и высочайшей требовательности к себе (правы исследователи, интерпретирующие «Грозу» как трагедию совести). Максимализм Кабанихи — в ревностном отстаивании старых порядков в их худших проявлениях. В этом она вполне искренна.

Во время своего первого появления на сцене Катерина разговаривает с Кабанихой почтительно и кротко. Более того, она, по замечанию Я. С. Билинкиса, хочет освятить свои семейные отношения высоким именем матери: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит» (д. 1, явл. 5). Кабаниха неизменно сурова, непреклонна, несправедлива в своих упреках невестке. Она «ест поедом», иезуитствует, обвиняет Катерину в том, что та блюдет форму, не испытывая чувств. Последнее как раз отличает саму Кабаниху: это ей важна форма человеческих отношений, соблюдение ритуала, а не суть, не живая их наполненность. Для Катерины мир патриархальности исполнен глубокого смысла и поэзии. «Это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный»,— совершенно справедливо отмечал Добролюбов.

Уходит Кабаниха — жену начинает упрекать Тихон: «Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!..» (д. 1, явл. 6). Безвольный и слабый муж не способен защитить Катерину. Примечательно, что и он, и возлюбленный героини соотнесены между собой: Борис столь же уступчив, тих и робок.

Катерина, выделенная из среды калиновских обитателей высокой духовностью, как трагическая героиня изначально несет на себе «полный груз страданий» (выражение Б. Эйхенбаума). В процессе развития действия все глубже открывается нам живая и поэтическая душа героини. Знаменитый монолог Катерины: «Отчего люди не летают?» (д. 1, явл. 7) — свидетельствует о сильнейшем порыве к воле, об одухотворенном и остром ощущении прекрасного, о радостном восприятии Божьего мира. Наконец, здесь угадывается своеобразная символика праведности и духовной чистоты. По наблюдению Ю. В. Лебедева, «в сознании Катерины вскрываются глубокие пласты славянской культуры». Согласно древним поверьям, души праведных людей после смерти обращались в птиц, летевших в рай. Варвара реагирует на поэтические грезы Катерины примерно так же, как Кудряш на слова Кулигина: «Я не понимаю, что ты говоришь».

Катерина росла в родительском доме в атмосфере взаимной любви и свободы. «Что хочу, бывало, то и делаю»,— вспоминает она (д. 1, явл. 7). В рассказе Катерины о девичестве патриархальный мир представлен Островским в его лучших чертах, в первозданной целостности и красоте. Катерина воспринимает красоту через веру. В ее религиозных настроениях преобладает захватывающая радость жизни. В воспоминаниях героини о детстве заключен совершенно особый поэтический свет. Ей снятся золотые храмы, необыкновенные сады, поющие невидимые голоса, горы и деревья «не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (д. 1, явл. 7). Красота воплощается в образе рая. Ощущения Катерины дают читателю (зрителю) представление об интенсивной жизни ее расцветающей души. А в доме Кабановых она, по ее собственным словам, «завяла совсем». Странницы, посещающие дом Кабановых, совершенно не похожи на странниц из детства Катерины: они рассказывают о людях «с песьими головами», каких-то неслыханных аномалиях природы, пророчат последние времена.

В этой тяготящей Катерину неволе ярко вспыхивает зарождающаяся любовь — как величайшее благо (голубь — «благая весть») и вместе с тем как чувство, которое осознается героиней, замужней женщиной, как запретное и недоступное. Это и чудо, и грех. И упоение, и погибель. Катерина заранее знает: то новое, необыкновенное, что в ней появилось, будет стоить ей жизни. По мере того как собирается гроза, растет и внутренняя тревога Катерины. В ее цельной по природным задаткам личности зарождается и все явственнее обнаруживается мучительное противоречие. В душе героини идет борьба между долгом и страстью (классическая трагедийная коллизия), усиливается сознание того, что грех овладевает ее душой. Слово «грех» становится одним из наиболее употребляемых драмы Островского. Психологическое состояние Катерины обусловлено трагическим раздвоением: обостренным чувством совести и неудержимым своеволием.

Безусловно, правы исследователи, связывающие кризис в душе героини с социально-историческим кризисом патриархальных форм отношений. Современные исследователи А. И. Журавлева и Н. Д. Тамарченко, подходя к «Грозе» с разных позиций, справедливо подчеркивают, что чувства и сознание Катерины не совпадают с традиционными формами быта. Любовь Катерины — избирательна, индивидуальна и романтична. А нравственные устои предопределены патриархальной моралью, ее неукоснительно соблюдаемыми нормами и заповедями, не утратившими для героини глубинного значения, не поставленные ею под сомнение. Катерина изо всех сил пытается сопротивляться зарождающемуся в ней чувству и убеждается, что ей никуда не уйти «от этого греха».

Значительную роль в развитии действия играет сцена отъезда Тихона. Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но Тихон ей не опора. Мечтающий хотя бы на две недели избавиться от домашней «грозы», Тихон глух к этому голосу отчаяния. Он ведет себя отстраненно, говоря, что ему не до жены. В сцене с ключом (д. 2, явл. 10) Катерина совершает выбор. Ее монолог заканчивается всплеском страсти: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

В Катерине ярко выражено личностное начало. Это самобытная натура с сильным природным темпераментом. Ее самозабвенная любовь к Борису (хоть и полюбила она его, как писал Добролюбов, «на безлюдьи») дана в драме на высочайшем эмоциональном накале. Ночь свиданий на Волге полна у Островского невыразимой поэзии и опьяняющей красоты. К речи Катерины, обращенной к Борису, слышится песенный речитатив: «Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски» (д. 3, явл. 3). Борис отвечает осторожно и робко: «Вы сами велели мне прийти». Перед нами классическая для ряда произведений русской литературы ситуация: сильная женщина и слабый мужчина. Катерину любовь приобщает к вечности. Чувства Бориса не столь масштабны. Обратим внимание на то, что интересует Бориса: «Надолго ль муж-то уехал?»

Сцены свиданий Катерины и Бориса и Варвары и Кудряша не случайно поставлены Островским в параллель. Между Варварой и Кудряшом — самый обыденный разговор. Несколько раз автор, изображая Варвару, повторяет ремарку «зевая». Прозаичность Варвары подчеркивает исключительность поэтических и трагичных переживаний Катерины, силу и одухотворенность ее любви. Самое главное в героине Островского как русской женщине — ее живая совесть, бескомпромиссность, высочайшая нравственная требовательность к себе.

Главное событие IV действия — собирающаяся и затем разразившаяся гроза. Во 2-м явлении Дикой и Кулигин разговаривают о грозе и громоотводах. Даже лучший из обитателей Калинова, Кулигин, далеко отстал от жизни: он весь с его литературными пристрастиями и техническими открытиями в XVIII веке. Попытавшись убедить Дикого в необходимости громоотводов, Кулигин смиренно отступает. «Да гроза-то что такое, по-твоему, а?» — спрашивает Дикой. «Электричество», — отвечает Кулигин. Его ответ возмущает Дикого. Гроза внушает калиновцам мистический страх, она — напоминание о нравственной ответственности. Такое представление о грозе восходит к народной поэтической мифологии. Что же значит гроза для Катерины? Пророчества о геенне огненной полусумасшедшей барыни доводит внутреннее напряжение Катерины до последней черты, до прилюдного публичного покаяния. Как точно писал Я. С. Билинкис, «Катерина убеждена, что за неверность Тихону (вот такому, какой он есть!) на нее двинется сама природа и обрушится небо». Вот почему неизбежно ее публичное покаяние. Оно внутренне необходимо Катерине.

С этого момента ее жизнь в доме Кабанихи становится совершенно невыносимой. Тихон, жалеющий Катерину, рассказывает Кулигину о беспросветно тяжелой атмосфере в доме: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» (д. 5, явл. 1). Кабаниха, у которой даже религиозные ценности подменяются чем-то совершенно противоположным, не ведает милосердия и любви, ее мораль беспощадна и сурова.

Тяжкие испытания, которые выпали на долю Катерины, не убили ее живой души, способности любить и сострадать. Любовь по-прежнему осознается ею как высочайшая ценность жизни. Сцена отъезда Бориса перекликается со сценой отъезда Тихона. Сочувствуя Катерине, Борис признается в своей слабости: «Эх, кабы сила!» А Катерина просит прощения у возлюбленного и прощается с ним — уже навеки. Круг одиночества окончательно замыкается.

Н. Д. Тамарченко справедливо подчеркивает, что в «Грозе» нет благополучных семей, состояние кризиса характеризует калиновский мир в целом. За этим у Островского стоит обобщение всероссийского масштаба. В русской трагедии Островского, написанной в предреформенный период, жизнь показана в состоянии крайнего напряжения, социального и нравственного перелома, эпохального сдвига. На этом завершим анализ произведения "Гроза" Островского.

Островский писал драму «Гроза» под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции. Следует обратить внимание на время написания – 1859 год, за год до отмены крепостного права. Тема крепостничества никак не отражена в произведении, однако, при анализе «Грозы» Островского виден острый конфликт, который назрел в обществе к середине XIX века. Речь идёт о противостоянии старого и нового, мира людей новой формации и «тёмного царства».

События пьесы разворачиваются в вымышленном приволжском городе Калинове. Следует отметить, что автор недаром указывает на условность места действия – Островский хотел показать, что такая атмосфера была характерна всем городам России того времени.

Персонажи

Для начала нужно обратить внимание на действующих лиц. Главная героиня произведения – Катерина Кабанова. Добролюбов называет её «лучом света в тёмном царстве». Девушка отличается от остальных персонажей. Она не хочет подчинить всех своей воле, как Кабаниха, не желает учить старым порядкам. Катерина хочет жить честно и свободно. Не хочет унижаться и врать родным, как это делает её муж. Не хочет прятаться и обманывать, как делала Варвара Кабанова. Её желание быть честной перед собой и перед другими приводит к катастрофе. Кажется, что из замкнутого круга, в который Катя попала волей обстоятельств, невозможно выбраться. Но в город приезжает Борис, племянник Дикого. Он так же, как и Катерина, не хочет задохнуться «в этом захолустье», он не принимает царящих в Калинове порядков, он не желает иметь ничего общего с ограниченными жителями провинциального городка. Борис влюбляется в Катерину, и это чувство оказывается взаимным. Благодаря Борису, Катерина понимает, что у неё есть силы для борьбы с самодурами, которые диктуют законы. Она думает о возможном разрыве с мужем, о том, что может уехать вместе с Борисом, несмотря на общественное мнение. Вот только Борис оказывается немного не тем, кем представляется Кате. Ему, безусловно, не нравится лицемерие и ложь, которые помогают жителям Калинова достичь своих целей, но тем не менее Борис поступает точно так же: он пытается наладить отношения с человеком, которого презирает, ради получения наследства. Борис не скрывает этого, открыто говорит о своих намерениях (разговор с Кулигиным).

Конфликт

При анализе драмы Островского «Гроза» нельзя не сказать об основном конфликте драмы, который раскрывается через образ главной героини. Катерина, попавшая в безвыходное положение волею обстоятельств, сопоставлена с другими героями, которые сами выбирают свою судьбу. Например, Варвара меняет замок на калитке в саду, чтобы у неё была возможность встречаться с возлюбленным, а Тихон, жалуясь на контроль матери, продолжает подчиняться её указам.

Вторая сторона конфликта воплощается на уровне идей. Катерина, несомненно, принадлежит к новым людям, которые хотят жить честно. Остальные обитатели Калинова привыкли к ежедневной лжи и осуждению других (например, разговоры Феклуши с Глашей).

Это – конфликт старого и нового. Конфликт времён. Борис, по указанию автора, образованный человек. Читатель понимает, что этот человек «образовался» в XIX веке. Кулигин, который мечтает об изобретениях, напоминает гуманиста эпохи позднего Возрождения. Катерина же воспитана в традициях домостроя, законы которого переставали быть актуальными уже в XIX веке. Конфликт развивается не между этими персонажами, а внутри Катерины. Она понимает, что не хочет и не может больше жить «по-старому», но жить «по-новому» у неё тоже не получится: старые законы сильны, а их защитники не желают сдаваться.

Критика

Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о критической оценке произведения. Несмотря на то, что в то время ещё не существовало понятия «драма для чтения», многие литературные критики и писатели высказали своё мнение по поводу этой пьесы. К критике «Грозы» Островского обращались многие литераторы. Некоторые, например, Апполон Григорьев, наиболее значимым считал народную жизнь, отражённую в произведении. В полемику с ним вступил Фёдор Достоевский, аргументировано заявляя, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини. Добролюбов же больше всего ценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы. Благодаря этому читатель сам мог «сделать своё заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Критик оценил революционные идеи, заложенные в «грозе»: претензии на правду, соблюдение прав и уважение к человеку.

Писарев откликнулся на эту пьесу Островского лишь спустя 4 года после её написания. В своей статье он вступил в полемику с Добролюбовым, поскольку не принимал взгляды последнего на произведение. Называя Катерину «русской Офелией», критик ставит её в один ряд с Базаровым – героем, который стремился разбить существующий порядок вещей. Писарев видел в характере Катерины то, что могло бы служить катализатором для отмены крепостного права. Однако это было накануне 1861 года. Надежды Писарева на революцию и на то, что народ сможет добиться демократии, не оправдались. Именно сквозь эту призму Писарев позже и рассматривал гибель Катерины – гибель надежд на улучшение социальной обстановки.

Благодаря краткому анализу произведения «Гроза» можно не только понять сюжет и особенности произведения, но и получить некоторую информацию об общественной жизни того времени. «Гроза» стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы.

Тест по произведению




Top