Холуй. Процесс изготовления хо́луйской миниатюры - История русских народных художественных промыслов

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о знаменитом народном промысле, зародившемся и живущем до сих пор в селе Палех Ивановской области — палехской лаковой миниатюре. Но не все знают, что в 39 километрах от села есть еще одно, под названием Холуй, где вот уже несколько десятилетий создаются всевозможные сувениры и изделия, известные как холуйская миниатюра. Несмотря на то, что обе техники похожи в исполнении, каждая из них обладает своей уникальностью.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях холуйского промысла, его истории, и, конечно же, покажем несколько замечательных образцов!

Истоки

Как и палехская техника, холуйская роспись берет свое начало в иконописи. Упоминания в летописях о талантливых мастерах-иконописцах в селе встречаются уже в начале XVII века. Местная иконописная манера имела ряд специфических и неповторимых особенностей, которые и выделяли иконы холуйских мастеров. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что все дело в живописной местности, окружающей поселок, которая сильно поспособствовала пробуждению творческих способностей у жителей.

Изначально, как и везде, иконы писали исключительно монахи. Со временем они начинаю обучать и простых селян своему искусству, и за достаточно короткий срок Холуй превращается в один из лидирующих иконописных центров. Открывается художественное училище, начинают работу иконописные мастерские. Холуйские иконы не только отправляются в крупнейшие храмы и соборы страны, но даже участвуют во всемирных выставках. Но революция 1917 года обрушилась не только на палехских художников, но и их соседей: религия попала под запрет, и иконы перестали быть нужными.



Талантливые мастера остались без дела жизни. Поначалу им приходилось заниматься написанием так называемых «ковриков» - то есть, репродукций разных известных полотен для продажи. Легко представить себе, какие муки испытывает творческий человек, со своими идеями и вдохновением, вынужденный прибегать к такой работе. В результате несколько мастеров объединились и даже образовали артель, чтобы вместе заниматься поисками своего уникального пути. Так зародилась холуйская живопись.

Развитие

Рост популярности промысла наступает в 60-е годы, когда была образована Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Уже в 1961 году изделия начинают выходить на международный рынок: сначала был получен заказ из Лондона, затем из США, Германии, Бельгии, Франции и Италии. Такой успех способствовал стремительному развитию искусства, а также повышал престиж традиционных русских художественных промыслов в целом.

Мастера предприятия начинают изготавливать не только миниатюры, но и красочные лаковые панно, а тиражи выпускаемой продукции достигают более 700 штук. Сегодня фабрика по-прежнему действует в полную силу, и за более чем 80 лет техника исполнения не претерпела никаких изменений - традиции охраняются очень бережно.



Особенности промысла

Классические сюжеты представляют собой фантазии на тему русского фольклора (сказочные и былинные мотивы), истории страны, литературных произведений. Для техники характерно гармоничное сочетание реальности форм и повышенной цветовой декоративности, которое и делает изделия красочными и привлекательными. Как и палехские шедевры, холуйская миниатюра исполняется темперными красками (пришедшими из иконописной традиции). Нередко рисунок украшается сусальным золотом.

Публикации раздела Традиции

Р одиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.

Федоскино

Федоскинская лаковая миниатюра. Фотография: artsalonrk.ru

Федоскинская лаковая миниатюра. Фотография: patlah.ru

В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры.

Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.

Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором - «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.

Федоскино. Лаковая миниатюра

Палех

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля , храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря . Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков - потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру - она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького , открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины , сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.

Палехская роспись

Мстёра

Мстёрская лаковая миниатюра. Фотография: istra-da.ru

Мстёрская лаковая миниатюра. Фотография: istra-da.ru

Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» - миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей.

Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.

Холуй

Холуйская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Холуйская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай - дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их - живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

Холуйская миниатюра

Литература

  • Искусство Холуя / Составители: В. В. Стариков (†), Л. А. Вдовина; Художник Ю. Ф. Алексеева; Фотографии Ю. А. Кавера. - Изд. 2-е, испр. и доп.. - Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1980. - 160, с. - 25 000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Холуйская миниатюра" в других словарях:

    Холуйская миниатюра - Холуйская миниатюра. П.Н. Сотсков. Метелица. 1965. Музей народного искусства. Москва. ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА, русская народная миниатюрная живопись темперой на лаковых изделиях из папье маше. Возникла в 1932 в посёлке Холуй (Ивановская область) на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье маше (коробочки, ларцы и др.), художественный промысел. Возник в 1932 в посёлке Холуй (ныне Ивановской области РСФСР) на базе местного иконописного … Художественная энциклопедия

    Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье маше. Возникла в 1932 в пос. Холуй (Ивановская обл.) на основе иконописного промысла (с 1934 артель, с 1960 фабрика). Сюжетные композиции (современные, фольклорные,… … Большой Энциклопедический словарь

    Вид народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье маше. Возникла в 1932 в посёлке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла (с 1934 артель, с 1960 фабрика). Сюжетные композиции (современные, фольклорные,… … Энциклопедический словарь

    Вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье маше (коробочки, ларцы и др.), художественный промысел. Возник в 1932 в пос. Холуй Ивановской области на базе местного (известен с 16 в.)… …

    Шкатулка (федоскинская лаковая миниатюра) Федоскинская миниатюра вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино … Википедия

    Посёлок Палех. Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов. Палехская миниатюра народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется … Википедия

    Изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2 го тысячелетия до нашей эры известны китайские лаки художественные расписные, резные; к ним близки лаки… … Энциклопедический словарь

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. decoro украшаю) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение. Произведения декоративно прикладного искусства отвечают нескольким… … Википедия

Холуйская миниатюра - одна из разновидностей традиционной русской лаковой миниатюры. Народный промысел, развившийся на базе иконописного искусства в поселке Холуй Ивановской области. Изображения выполняются темперой на шкатулках, ларцах, кубышках и т.д., изготовленных из папье-маше.

История холуйской миниатюры

Первоначально мастера пос. Холуй писали иконы. Это были в основном недорогие произведения, предназначенные для сельского населения. Также выполнялись работы и для Троице-Сергиевской лавры. Миниатюры начали создавать в поселке только после Октябрьской революции. Следовательно, этот промысел можно считать самым молодым из всех подобных. К примеру, палехская миниатюра возникла гораздо раньше - в XVII веке. Первые холуйские произведения были выполнены не на шкатулках или ларцах. По предложению А.В. Бакушинского в целях экономии было решено рисовать миниатюры просто на листах картона. В результате изображения начали напоминать обычные произведения станковой живописи. Поэтому постепенно холуйские мастера все-таки перешли на декоративное оформление предметов бытового назначения, выполненных из папье-маше. Художественная артель по лаковой живописи была создана в 1934 году.

Признание холуйской миниатюры пришло далеко не сразу. Однако художники артели, такие как К. Костерин, С. Мокин, Д. Добрынин, В. Пузанов-Молев приложили максимум усилий для выработки собственного неповторимого стиля. Проведенная ими колоссальная работа дала свой положительный результат. В 1937 г. холуйская миниатюра получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выставляется на знаменитых мировых выставках она и в последующие годы.

После Великой Отечественной войны сюжеты и темы холуйских миниатюр становятся гораздо разнообразнее. В это время начинают проявляться черты нового, абсолютно оригинального и своеобразного направления русского лакового промысла, отличного от произведений Палеха, Федоскина и Мстеры. Холуйская миниатюра широко экспортируется за рубеж - в США, Канаду, Италию, Испанию, Англию и другие страны.

На сегодняшний день эта разновидность лакового промысла претерпела значительные изменения. За годы существования холуйской миниатюры художники мастерской полностью преодолели некоторые недостатки и ограниченность изображений. Современная холуйская миниатюра несет в себе четко прослеживающиеся индивидуальные черты и имеет своеобразный облик. В наши дни на территории поселка Холуй действует ООО «Холуйская миниатюра». Декоративную продукцию этой мастерской можно приобрести и в интернете.

Отличительные особенности холуйской миниатюры

От лаковых миниатюр Палеха и Мстеры произведения мастеров Холуя отличаются, прежде всего, цветовой гаммой. При выполнении изображений по большей мере используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Холуйская миниатюра проработана не так детально, как палехская. Золотая краска используется в ней гораздо скупее. Кроме того, имеются значительные отличия и в выборе самих тем. Очень часто используются реалистичные сюжеты. К основным отличительным особенностям лаковых изделий поселка Холуй можно отнести также:

Наличие орнамента;
. смешение временных сюжетов. Подобный прием был характерен для древнерусской иконописи. Темы холуйских миниатюр часто несут повествовательный характер;
. декоративная выразительность сюжетов;
. использование былинных и исторических тем.

Круг сюжетов необыкновенно широк. Помимо былинной и исторической, используются сказочная и литературная тематика. Часто на холуйских изделиях можно видеть живописные пейзажи. Примечателен также и интерес к изображению архитектурных объектов. Необыкновенно красивы городские пейзажи с детально проработанными зданиями Петербурга, Суздаля, Кижей и других русских городов. При этом плотные изображения архитектуры чередуются с ажурной зеленью. На черном фоне все это смотрится необыкновенно эффектно.

Пейзаж часто вводится в самые разные темы изображений. По стилю он несколько напоминает мстерский. Отличие - в большей графичности. Холуйская миниатюра не загромождена большим количеством мелких деталей. На коробочках, шкатулках и ларцах, декорированных в начале прошлого века, часто можно видеть темы Гражданской и Отечественной войны, революционных событий 1917 года. Также в XX веке мастера Холуя иногда отдавали предпочтение актуальным сюжетам из тогдашней советской жизни. К примеру, некоторые предметы украшены изображениями на тему освоения космоса.

Экспонаты холуйской лаковой миниатюры представлены во многих крупных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и т.д. Открыта экспозиция и в самом поселке. Музей поселка Холуй был основан в 1959 г. по инициативе группы художников - А. В. Крюкова, К. В. Костерина, Б. В. Тихонова и других.




Top