Как быстро выдается свидетельство о смерти. Какие документы надо оформить в случае смерти родственника.

Инструкция

В том случае, когда человек умер от продолжительной болезни, находясь дома и наблюдаясь у участкового врача или числясь на учете по какому-то хроническому заболеванию, следует сразу вызвать санитаров из городского морга , чтобы тело отвезли туда, и обратиться в поликлинику по месту жительства. На основании медицинской карты, которую вы получите у участкового врача или в регистратуре, вам выдадут медицинское заключение о смерти, подписанную главным врачом. Когда ваш родственник умер, находясь в стационаре, это заключение будет оформлено в морге при больнице и вам нужно будет подъехать для его получения. Чтобы получить этот документ, вам нужно будет предъявить паспорт и медицинскую книжку покойного, свой паспорт.

Если смерть случилась в праздничный или выходной день, когда поликлиники не работают, или произошла внезапно, вам нужно позвонить в полицию и вызвать участкового инспектора для получения судебно-медицинского заключения об естественных причинах смерти. Это же нужно будет сделать в первую очередь, если смерть наступила скоропостижно и человек в это время не находился дома. После судебно-медицинского освидетельствования, вам будет оформлено заключение о смерти.

Медицинское заключение о смерти является основанием для работников ЗАГСа, по которому вам будет выдано гербовое Свидетельство о смерти – это документ , на основании которого производятся все остальные траурные процедуры. Для его получения, кроме медицинского заключения, вам потребуется сдать паспорт умершего человека, а также предъявить документ, удостоверяющий вашу личность. Кроме этого, вам нужно будет заполнить унифицированный бланк заявления о смерти по форме №16, его вам выдадут в ЗАГСе.

С этим Свидетельством вам следует обратиться в ту муниципальную организацию, которая занимается предоставлением населению ритуальных услуг. Приехав туда со Свидетельством, вы получите место на кладбище, сможете выбрать необходимые ритуальные принадлежности: крест, гроб, венки и пр. Услуги эти платные, но выбор всегда имеется, и вы сможете сделать заказ в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Чтобы получить причитающееся любому гражданину пособие на погребение, необходимо обратиться в Пенсионный Фонд, где ваш родственник получал пенсию, а, если он не был пенсионером – в территориальный орган социальной защиты населения по месту его проживания. Основанием для выдачи пособия, сумма которого устанавливается региональными органами власти, является медицинское заключение о смерти или гербовое Свидетельство и ваш паспорт. Пособие выдается в день обращения.

  • Справка о констатации смерти Справка о констатации смерти (или сопроводительный лист) — специализированный бланк, подтверждающий факт смерти, оформляется работником скорой помощи. — выдается бригадой скорой помощи, сразу после подтверждения смерти.
  • Протокол осмотра тела В протокол вносятся данные об обстоятельствах смерти, о состоянии тела, о вещественных доказательствах, изъятых с места обнаружения трупа (места происшествия). — оформляется сотрудником милиции сразу после констатации смерти, данный документ подписывается следователем, судебно-медицинским экспертом понятыми.
    Готовый, подписанный протокол осмотра тела передается родственнику или близкому умершего, тому, кто в дальнейшем будет заниматься организацией похорон. Если не оформлен отказ от вскрытия, то протокол осмотра тела вместе со справкой о смерти (полученной от работника скорой помощи) в дальнейшем передаются работникам морга, которые приедут за телом.
  • Документы от работников морга — при вызове службы перевозки в морг медицинские работники забирают вместе с телом протокол и справку о констатации смерти, при этом они оформляют специализированный бланк, где указывают данные умершего, в какой морг забирают тело, сведения о бригаде службы перевозки и какие-либо дополнительные данные. Для выяснения причин смерти и составления медицинского свидетельства о смерти работникам морга также может понадобится медицинская (амбулаторная) карта умершего. Если у вас ее нет на руках, то служба морга прежде чем увезти тело должна оформить справку, на основании которой родственники или близкие смогут получить амбулаторную карту в поликлинике, к которой прикреплен покойный.

В первые дни в рабочее время следует получить:

  • Медицинское свидетельство о смерти Выдается работниками морга или
    лечащим врачом (если смерть была естественной).
    — выдается медицинскими службами (морга или лечащим врачом) как подтверждение факта смерти и основание для государственной регистрации смерти.
    При получении медицинского свидетельства в морг для подготовки к похоронам должны быть переданы определенные вещи.

    Для получения медицинского свидетельства необходимо придти в медицинское учреждение (морг или поликлинику) и предъявить:

    • паспорт и медицинский полис покойного;
    • справку о факте смерти (полученную ранее в момент подтверждения смерти);
    • протокол осмотра тела (от милиционера);
    • мед. карту умершего (с написанным посмертным эпикризом);
    • паспорт заявителя.
  • Гербовое свидетельство о смерти Выдается при внесении в государственный реестр данных о смерти человека. — выдается в органах ЗАГСа представителю умершего человека (как правило родственнику или близкому).
    Для государственной регистрации смерти необходимо в ЗАГС предоставить документы:
    • медицинское свидетельство о смерти;
    • паспорт умершего (при выдаче свидетельства о смерти ЗАГС его изымает);
    • паспорт заявителя (предоставляется только для просмотра или снятия копии);
    • письменное заявление о регистрации смерти (форма № 16) — заполняется в ЗАГСе при оформлении гербового свидетельства о смерти.
  • Договор об оказании ритуальных услуг , счет-заказ на похороны — оформляется агентом ритуально-похоронной службы при вызове на дом либо организатором похорон самостоятельно в похоронном бюро. Содержит сведения о перечне услуг, оказываемых похоронным бюро, их стоимость, порядок оказания.
  • Заявление о захоронении — оформляется лицом, осуществляющим организацию погребения в специализированной службе (похоронном бюро либо организации, в ведомстве которой находится кладбище).
    Данное заявление, как правило, оформляет ритуальный агент либо работник похоронного бюро на основании договора об оказании ритуальных услуг (счет-заказа).
  • Уведомление о получении государственного пособия на погребение — если погребение умерших осуществляется за счет граждан, то им в дальнейшем выплачивается социальное пособие на погребение в размере установленной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, но не превышающем 1 000 рублей, что регламентировано пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Для Красноярска размер суммы пособия составляет 4800 руб.
    Если же услуги из перечня гарантированных государством услуг были осуществлены, то пособие не выплачивается.
    Пособие выплачивается супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В первые месяцы (до полугода):

  • Справка о захоронении (или кремации) — Оформляется специализированной службой на основании записи в книге регистрации захоронений, выдается близкому или родственнику покойного. В дальнейшем служит документом, подтверждающим право на участок захоронения .
  • Документы, связанные с получением наследства — оформляются в нотариальной конторе по месту жительства покойного (список нотариальных контор города). Срок, в который наследник должен принять наследство, установлен законодательством и составляет шесть месяцев со дня смерти наследодателя, либо со дня вступления решения суда об объявлении его умершим.

Каждый сталкивается со смертью родственников. Этого не избежать, как бы нам не хотелось. В такой ситуации нужно не только оплакивать умершего человека, но и заниматься оформлением нужных документов после его смерти. Тут главное успеть вложиться в установленные государством сроки, чтобы не усложнить себе жизнь хотя бы здесь. Эта статья поможет разобраться в данном вопросе.

Все мы живые люди и смерть родственника не должна выводить нас из строя на долгое время, так как, помимо похорон, нужно заняться еще и оформлением нужной документации.

Сразу же после наступления смерти родственника нужно действовать по следующему алгоритму:

  • вызвать скорую. Она должна констатировать смерть;
  • вызов на дом сотрудников полиции для оформления соответствующего заключения;
  • вызвать транспорт для перевозки тела в морг;
  • проконсультироваться со специалистами компаний, занимающимися похоронами;
  • организовать похороны;
  • организовать поминки;
  • посетить нотариуса с целью выяснения необходимой документации для переоформления наследства на себя или для вступления в права наследования по имеющемуся завещанию.

Первые три этапа необходимы только в том случае, если человек умер дома. В случае смерти родственника в больнице, все необходимые манипуляции проведут сотрудники медицинского учреждения.

Естественно похороны очень важны, но они пройдут, а заниматься оформлением нужных бумаг придется вам. И в такой ситуации очень важно успеть подать всю необходимую документацию в соответствующие органы, чтобы на законных правах вступить в наследство.

Поэтому самым важным этапом будет обращение за консультацией к нотариусу или соответствующим специалистам. Это нужно сделать потому, что сотрудник специализированной компании располагает не только необходимыми знаниями, но и поможет трезво оценить сложившуюся ситуацию, так как вполне возможно, что у вас для этого попросту не будет времени и желания. Это позволит избежать решений, принятых «сгоряча».

Следует знать, что государством установлены определенные временные рамки, в которые должен уложиться каждый гражданин страны, чтобы вступить в имущественные права наследования.

Оформление определенных видов документов следует начинать в первые дни после смерти, а некоторые можно отложить на потом и управиться в отведенные государством полгода.

Оформление документов

Как уже отмечалось выше, оформление определенных видов документов надлежит начать сразу же после наступления смерти родственника. Нужно четко понимать, какие документы оформлять сразу, а какие могут подождать, потому что процедура оформления некоторых видов документации может растянуться надолго.

Рассмотрим перечень всей необходимой документации более детально.

В первые дни

Сразу после смерти в течение нескольких дней следует начать оформление следующих видов документов:

  • полицейское заключение;
  • медицинское заключение, в котором должна быть указана исчерпывающая информация касательно причины, приведшей к смерти человека;
  • свидетельство, подтверждающее факт смерти;
  • открытие завещания (если оно имеется).

Теперь остановимся более конкретно на каждом виде документа, а также на особенностях их оформления.

Получение полицейского заключения. Данный документ требует оформления в случае смерти вне больницы. Полицию следует вызывать сразу же после констатации гибели родственника. Далее с заключением нужно обратиться в морг (по месту проживания) для оформления свидетельства о смерти.

Процедура получения медицинского свидетельства. Данное заключение выдается сотрудниками больницы, даже в случае, если человек умер дома. Это свидетельство содержит в себе информацию о причине, которая привела к гибели человека.

Процедура получения свидетельства, подтверждающего факт кончины родственника. Это свидетельство является основным во всей процедуре подготовки последующей документации. Кроме этого, без него вы не сможете оформить другие важные документы, а также вступить в права обладания имуществом, чьим владельцем был умерший родственник.

Свидетельство получается в двух организациях:

  • медицинское учреждение. Выдается здесь в случае наступления смерти человека в больнице. За свидетельством следует обращаться к руководящему составу больницы или к главврачу. Его выдадут только после проведенного медицинского заключения;
  • морг. Здесь данный документ можно получить в случае, когда родственник скончался дома. Для этого нужно предоставить сотрудникам службы полицейское заключение. Выдача свидетельства осуществляется в кротчайшие сроки.

После выдачи на руки документа, подтверждающего смерть человека, первым делом надлежит поверить достоверность приведенной в нем информации. Наличие хотя бы незначительной ошибки или опечатки может сделать дальнейшую процедуру вступления в права наследования невозможной или более проблематичной, так как для исправления ошибок и неточностей придется обращаться в суд.

Завещание. Сегодня очень многие люди, особенно богатые, составляют завещание, чтобы избежать дележа наследства между родственниками, а также, чтобы быть уверенным, что наследство достанется конкретному лицу.

Завещание может быть открытым или закрытым. Помимо этого, могут отличаться временные рамки его открытия. Так, открыть завещание можно:

  • в день, когда произошла физиологическая (фактическая) смерть человека;
  • в сроки, отдельно оговоренные в завещании;
  • в день, который установлен судебным решением (если гражданин признается мертвым только с юридической точки зрения).

На открытии завещания должны присутствовать все заинтересованные лица. Процедура открытия проводится в месте, в котором умерший проживал последнее время.

Всю вышеприведенную документацию нужно успеть оформить в первые дни после констатации смерти, чтобы избежать ненужных проволочек и проблем с оформлением наследства.

В первые полгода

После того, как были сделаны все необходимые первичные процедуры по оформлению нужной документации, можно приступать к дальнейшей процедуре вступления в имущественные права наследования.

Рациональнее всего будет обратиться к нотариусу. В контору к нотариусу следует отправляться с уже полученным свидетельством, подтверждающим факт смерти родственника. Также во время первого посещения специалиста следует написать соответствующее заявление по вступлению в имущественные права наследования.

Кроме того, нотариус на первом посещении даст исчерпывающий перечень документации, которую заявителю необходимо предоставить в ближайшее время, чтобы продолжить процедуру оформления. Эту документацию необходимо подготовить тем родственникам, которые автоматически являются наследниками. Именно они обязаны успеть подать всю требуемую документацию. Обычно в этот список входят:

Иногда в этот перечень входят и другие документы. Но все зависит от каждой конкретной ситуации и определяется специалистом. Вступление в права наследования без наличия завещания осуществляется по очередности.

Главным требованием, которое обязательно должно быть соблюдено, являются сроки подачи. Всю документацию, перечисленную выше, надлежит подать нотариусу в первые полгода с момента смерти родственника. Специалисты рекомендуют начинать оформление наследства через четыре месяца после констатации факта смерти родственника.

Но лучше всего начинать данный процесс без промедления, сразу после окончания всех мероприятий, связанных с похоронами. Это позволит спокойно успеть подготовить все необходимые сведения, без переживаний и нервотрепок, которые особенно не нужны после пережитой утраты.

По окончанию отведенного государством срока, заявитель получает на руки свидетельство, которое является подтверждением прав на обладание наследованным имуществом. При наличии недвижимого имущества после получения свидетельства его следует зарегистрировать в госреестре.

Если же человек не успел в отведенные сроки, тогда доступ к процедуре оформления восстанавливается только в судебном порядке. Процедура оформления документации в связи со смертью родственника представляет собой трудоемкий процесс, который может затянуться не на один месяц. Поэтому с данной процедурой лучше не затягивать и сразу же после завершения похорон приступать к оформлению. Иначе присутствует риск не вложиться в установленные государством сроки и восстанавливать свои законные права придется через суд.

Лучше всего перед началом процедуры посоветоваться со специалистами, чтобы быть в курсе всех нюансов. Это позволит вам покончить с оформлением документации в минимальные сроки и сэкономить себе нервы.

Видео «Какие документы нужны для оформления наследства»

На видео нотариус из Санкт-Петербурга Терехова Мария Викторовна раскрывает некоторые важные нюансы нотариального оформления наследства.


">

После смерти человека необходимо оформить ряд обязательных документов, необходимых для захоронения, получения льгот и пособий, оформления наследства. Чаще всего оформление всех документов берут на себя похоронные бюро.

После наступления смерти необходимо:


Если смерть произошла дома и умерший последние 3 месяца наблюдался у участкового врача или состоял на учёте по хроническим заболеваниям, сразу после смерти необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства для оформления медицинского свидетельства о смерти. ПОМНИТЕ, многие поликлиники работают в выходные и праздничные дни.


Если умерший не наблюдался в поликлинике по месту жительства, скончался скоропостижно, смерть произошла ночью или в выходной день, необходимо вызвать полицию для составления необходимых бумаг для судебно-медицинского освидетельствования.


Если смерть наступила в больнице, медицинское свидетельство оформляют в больничном морге. Если в больнице отсутствует морг, умершего доставляют в морг судебно-медицинской экспертизы.


Если смерть произошла вне дома (на даче, в гостях, на улице, на работе) необходимо вызвать полицию для составления протокола осмотра тела. В зависимости от обстоятельств смерти, сотрудник полиции направит тело в морг судебно-медицинской экспертизы для проведения вскрытия и определения причины смерти. Если признаков насильственной смерти нет, тело должно быть перевезено в один из моргов.


Медицинское свидетельство о смерти — выдается медицинским работником (сотрудник морга, лечащий врач поликлиники или больницы) как подтверждение факта смерти и основание для государственной регистрации смерти.


Для получения медицинского свидетельства необходимо придти в медицинское учреждение (морг или поликлинику по месту жительства) и предъявить:
- паспорт покойного;
- мед. карту умершего;
- паспорт заявителя.


Гербовое свидетельство о смерти - выдается в органах ЗАГСа представителю умершего человека (как правило родственнику или близкому).
Для государственной регистрации смерти необходимо в ЗАГС предоставить документы:
- медицинское свидетельство о смерти;
- паспорт умершего (при выдаче свидетельства о смерти ЗАГС его изымает);
- паспорт заявителя (предоставляется только для просмотра или снятия копии);
- письменное заявление о регистрации смерти (форма № 16) - заполняется в ЗАГСе при оформлении гербового свидетельства о смерти.
Справка о захоронении (или о кремации) - Оформляется специализированной службой на основании записи в книге регистрации захоронений, выдается близкому или родственнику покойного. В дальнейшем служит документом, подтверждающим право на участок захоронения.

Получение социального пособия на погребение

Родственник, законный представитель или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего может получить социальное пособие на погребение. Размер пособия в каждом регионе устанавливается местным органом власти.


Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Справка установленного образца выдается органом ЗАГС вместе с гербовым свидетельством о смерти.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если представитель умершего обратился за ним не позднее 6-ти месяцев со дня смерти.




Top