Художники Австрии.

Страна с очень богатой культурой и историей, страна, подарившая миру имена сотен знаменитых художников.
Иоганн Батист Лампи (1751—1830), талантливый австрийский художник, портретист, получил образование в Зальцбурге и в Вероне. Его трудолюбие позволило очень быстро развивать свои способности. Его успехи были настолько ошеломляюще, что уже в 25 лет он был избран членом веронской академии художеств.
По возвращении в Австрию, Лампи стал знаменитым придворным художником в Вене. Одним из его шедевров является портрет императора Иосифа II. В 1786 г. Лампи вошел в состав членов венской академии. А год спустя по приглашению короля Станислава-Августа, Лампи отправляется в Варшаву, где пишет портреты государя и большого числа придворной знати. Не малую известность Лампи приобрел в России, куда был приглашен самой императрицей Екатериной II. В России художник провел около шести лет. Им были написаны портреты многих особ царской фамилии, высокородных дворян и сановников.
Лампи по праву считается одним из лучших портретистов того времени. За свои заслуги в Вене он получил дворянское звание и звание почетного гражданина. Лампи до последнего не расставался с кистью.
Одним из известнейших художников, живописцев исторического жанра Австрии был и остается Ио́сиф Абель. Он родился 22 августа 1764 года, в городе Ашах-на-Дунае. Художественное образование Абель получил в Венской академии изобразительных искусств. Жил в Австрии, Польше, Италии. Создал ряд известнейших полотен: Антигона, преклоняющая колени пред трупом своего брата; Приём Клопштока в Элизиуме; Смерть Катона Утического.
Среди воссозданных им образов наиболее известны картины: Св. Эгидий; Орест; Прометей, прикованный к Кавказу; Сократ; Бегство в Египет и др.
Эгон Шиле - астрийский живописец и график родился в 1890 г. Он был представителем австрийского экспрессионизма. Художественное образование получил в Венской школе искусств и ремесел. Его первая выставка состоялась в 1908 году, а уже год спустя художник был приглашен участвовать в выставке Венской галереи, где помимо его работ выставлялся Ван Гог, Эвард Мунк и другие известнейшие художники.
Несмотря на некоторые неприятности в жизни Шиле постоянно пишет картины и успешно выставляется. С 1912 по 1916 года его работы выставлялись в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штуттгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже. Жизнь Шиле было очень коротка, он скончался в 1918 году от скоротечной болезни.
Но, тем не менее, за время своей недолгой жизни Шиле написал около 300 картин и несколько тысяч рисунков. С тех пор се его картины постоянно присутствуют на известнейших мировых выставках, экспозициях. Шиле был и остается настолько популярным, что спустя столетия после его кончины о нем было написано несколько книг и снят игровой фильм «Эгон Шиле — Жизнь как эксцесс» (1981). Знаменитая французская певица Милен Фармер в одной из самых своих известных песен «Je te rends ton amour» упоминает имя художника.
Из современных ваятелей Австрии можно упомянуть о квартете художников, объединенных в группу под названием Желатин. Экстравагантная четверка поразила всех своими творениями, которые в 2005 году были представлены на Московском Биеналле современного искусства.

А. Тихомиров

Искусство Австрии начала 19 в. развивалось в обстановке рутинности и застоя во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны. Меттерних, сначала в качестве министра иностранных дел, затем (с 1821) в должности канцлера, устанавливает реакционно-политический режим, тормозивший экономическое и культурное развитие страны; его политика подавляла какие бы то ни было свободолюбивые начинания. При таких обстоятельствах трудно было ждать расцвета в области искусства.

Среди специфических сторон австрийского искусства 19 в. должна быть отмечена его почти непрерывная связь с искусством Германии. Выдающиеся художники одной страны, часто даже в самом начале своего творческого пути, переселялись в другую, включаясь в русло ее искусства. Уроженец Вены Мориц фон Швинд, например, стал в основном немецким художником.

К особенностям австрийского искусства 19 в. надо отнести и то обстоятельство, что художественная жизнь Австрии в это время сосредоточивалась в одном городе - Вене, которая, между прочим, была также центром музыкальной культуры мирового значения. Габсбургский двор, игравший значительную роль в оплоте международной реакции того времени - в Священном союзе, стремился придать своей столице исключительный блеск, используя и зарубежных и своих художников. В Вене была одна из самых старых академий Европы (основана в 1692 г.). Правда, к началу 19 в. она была застойным институтом, но к середине века ее педагогическое значение повысилось. Она стала привлекать художников различных национальностей (чехов, словаков, венгров, хорватов), которые входили в состав Габсбургской империи и в процессе буржуазного развития стали стремиться к созданию собственных культурных кадров. В 19 в. постепенно в рамках «двуединой монархии» слагаются и вырастают национальные художественные школы этих наций, проявляющие больше творческой силы, чем собственно австрийское искусство, что видно на примере творчества венгерского и чешского народов. Именно из среды этих наций выдвинется в 19 в. ряд значительных художников.

Австрийская архитектура в течение первой половины 19 в. не создала ничего значительного. Положение меняется с 50-х гг., когда в Вене предпринимается широкое строительство, связанное с перепланировкой города, обусловленной быстрым ростом населения. В столице много строит датчанин Теофиль Эдвард Хансен (1813-1891), углубленно изучавший памятники античной Греции на месте, когда он в Афинах строил обсерваторию. Несколько холодные классицизирующие постройки Хансена (Парламент, 1873-1883) отличаются широким размахом, большими масштабами, но их фасады не отражали внутренней структуры здания. Парламент вошел в ансамбль помпезных зданий на Рингштрассе, в которых архитекторы эклектически использовали различные стили. Зиккард фон Зиккардсбург (1813-1868) и Эдуард ван дер Нюлль (1812-1868) при постройке Оперного театра в Вене (1861-1869) ориентировались на французский ренессанс. Ратуша (1872- 1883) была построена Фридрихом Шмидтом (1825-1891) в духе нидерландской готики. В Вене много строил Земпер (см. раздел об искусстве Германии), и, как всегда, в основе его построек лежали принципы ренессансной архитектуры. Скульптура - в частности, монументальная - дополняла репрезентативность общественных зданий, но не имела большого художественного значения.

Классицизм, в какой-то мере проявившийся в архитектуре, в живописи почти не нашел своего выражения (правда, героические виды Италии писал в Риме тиролец Йозеф Антон Кох, 1768-1839). В начале 19 в. живописи коснулся романтизм. Именно в Вене в 1809 г. немецкими художниками Овербеком и Пфорром был основан Союз св. Луки. После переезда этих художников в Рим к ним присоединяется Иозеф фон Фюрих (1800-1876), уроженец Чехии, ученик Пражской Академии, работавший в Праге и Вене; он, как и все назарейцы, писал композиции на религиозные сюжеты.

Однако определяющим для искусства Австрии был все же не романтизм назарейцев, а искусство бидермейера (см. раздел об искусстве Германии), что видно на развитии всех жанров искусства, в том числе портретного. В портрете надменный облик аристократа 18 в. сменяется изображением человека в его домашнем семейном окружении; углубляется интерес к внутреннему душевному миру «частного человека» с его заботами и радостями. Не эффектная импозантность, а скрупулезная точность выявляется и в манере исполнения. Среди портретистов-миниатюристов начала 19 в. выделился Мориц Михаэль Даффингер (1790-1849). Его портрет жены (Вена, Альбертина), несмотря на детализацию и маленький размер,- эмоциональная живопись широко и смело взятых отношений. Что-то романтическое есть и в грозовом пейзаже, и в оживленном лице изображенной, и в той трепетности, с которой слиты воедино человек и природа.

Черты нового, буржуазного портрета постепенно утвердились и в творчестве Йозефа Крейцингера (1757-1829), о чем свидетельствуют его работы, выполненные в начале 19 в. Он стремится охарактеризовать духовный мир новых людей просветительских кругов, которые начинает выдвигать эпоха. В портрете венгерского просветителя Ференца Казинци, пострадавшего за участие в якобинском заговоре (1808; Будапешт, Академия наук), художник передал нервную напряженность интеллектуального лица Казинци. Портрет Евы Пасси (Вена, Галлерея 19 и 20 вв.) -типичное произведение бидермейера: спокойное благообразие будней отражается во всем облике внимательно смотрящей на зрителя немолодой женщины довольно заурядной наружности, но обладающей спокойным сознанием своего достоинства. Примечательна старательная отделка всех деталей убранства: кружев, прошивок, лент.

Все эти черты повторяются в творчестве одного из типичнейших представителей австрийского бидермейера, Фридриха фон Амерлинга (1803-1887). Особенно интересны его работы 30-х гг.: любовно выполненный портрет матери (1836; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.) и большой портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми (1837; там же). Это уже портрет, становящийся жанровой бытовой сценой: вдовец, окруженный своими детьми, сидит в хорошо обставленной комнате в мягком кресле и смотрит на миниатюру, которую ему показывает четырехлетняя дочка, едва ли отдающая себе отчет, что это изображение недавно умершей матери. Сентиментальность, однако, не переходит в слащавую слезливость, все спокойно, благообразно, серьезно. Подобные сюжеты, очевидно, отвечали духу времени. Талантливому современнику Амерлинга Францу Эйблю (1806- 1880) принадлежит портрет пейзажиста Випплингера (1833; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.), созерцающего портрет своей умершей сестры.

Другие портретисты Австрии также нередко писали групповые портреты - большей частью многодетных семей. Порой эти как бы написанные с натуры бытовые сценки сближались с изображением событий современности, казавшихся Значительными, становились своеобразными историческими документами эпохи, как бы смыкаясь с теми сценами парадов с портретными изображениями присутствующих, которые в Берлине писал Франц Крюгер. Такими сценами современных событий с включением портретных фигур были три большие композиции, написанные Иоганном Петером Крафтом (1780-1856) для зала аудиенций Государственной канцелярии дворцового замка: «Вступление в Вену победителей в Лейпцигской битве», «Встреча императора Франца венскими горожанами в венском Хофбурге при возвращении его с сейма в Братиславе» и «Выезд Франца после долгой болезни». Самое замечательное в этих произведениях- изображение толпы, особенно первопланных фигур. Более удачной представляется вторая композиция - встреча Франца бюргерской толпой. При всей нарочитости верноподданнической тенденции, вносящей фальшивую ноту, толпа из большого числа фигур сделана мастерски и очень живо.

Картины такого рода приближались к жанру, изображению современного быта. Жанровая живопись в австрийском бидермейере получила большое распространение. В Австрии из-за строгих рамок, установленных режимом Меттерниха, она смогла пойти лишь по узкому руслу изображения незначительных Эпизодов частной жизни мелкобуржуазного обывателя. Живопись большой темы исключена из кругозора эпохи бидермейера вплоть до революции 1848 г.

Художники этого направления, составлявшие основное ядро старовенской школы, в том числе самый выдающийся из них Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), сознательно ставили целью своего искусства правдивое изображение действительности. Но эта правда могла быть лишь очень относительной в условиях полицейского надзора. Если бы можно было поверить той идиллической картине австрийской жизни, которую создали художники бидермейера,- революционные события 1848 г. были бы абсолютно непонятными и невозможными. На самом деле блеск придворной верхушки феодального государства и относительное благополучие средних классов покоились на жесточайшей эксплуатации и нищете трудящихся, в особенности крестьянства. И тем не менее это искусство было чуть ли не единственной возможностью для более или менее широких кругов австрийской мелкой буржуазии выразить свои небольшие радости - семейные и хозяйственные, отобразить благообразие и покой повседневного быта, несмотря на то, что это было возможно лишь в узких пределах дозволенного «охранительным режимом». Струя человеческого тепла проникает и в эти небольшие картины, выполненные не только с добросовестнейшей тщательностью, но и с большим добротным умением и художественным вкусом. В творчестве Вальдмюллера почти все жанры австрийской живописи бидермейера получили как бы завершающее воплощение. Свои первые портреты он выставляет на академической выставке в 1822 г., первые жанровые картины - в 1824 г. Он обращает на себя внимание и имеет успех. Характерным был один из первых заказов Вальдмюллера. Полковник Штирле-Хольцмейстер поручил ему написать портрет своей матери «точно такой, какая она есть». Это отвечало собственным художественным установкам Вальдмюллера. В портрете (ок. 1819; Берлин, Национальная галлерея) требование заказчика быть документально точным выполнено художником полностью, несмотря на некоторую непривлекательность модели со старательно Завитыми локонами над обрюзгшим лицом и обилием лент, кружев и бантов. Но и эти детали восприняты и показаны художником не механически внешне, а как характеристика того застылого в своей мелочности буржуазного круга; художник ценит и любит этот уклад и даже внешние подробности этого быта возводит в непреложный закон.

Для ранних работ характерен и автопортрет (1828; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.). Здесь то же несколько самодовольное утверждение буржуазного уклада художник осуществляет, изображая самого себя. Вальдмюллер написал себя таким, каким он был или хотел быть в эти годы своих успехов - франтоватым щеголем с затейливым галстуком, воротничком, парадным полосатым жилетом под элегантным темным костюмом; его рыжеватые волосы завиты, рядом со светлыми перчатками и шелковой шляпой - цветок и пышные листья. Розовое лицо с голубыми глазами спокойно, весело, почти безмятежно в своей молодой самоуверенности; художник показывает себя как преуспевшего члена процветающего общества, который многого не хочет и доволен достигнутым малым. Портретное наследие Вальдмюллера обширно, в нем можно проследить некоторую эволюцию в сторону все большего углубления психологической характеристики, что видно в портрете, изображающем пожилого русского дипломата графа А. К. Разумовского (1835; Вена, частное собрание), сидящего в темном халате за письменным столом. Продолговатое худощавое лицо с ввалившимися щеками тонко и сдержанно-спокойно. Несколько асимметричные глаза смотрят в сторону зрителя, но мимо него, как бы мысленно представляя того, чье письмо он только что прочел. Он неподвижен. Все погружено в полутень, кроме лица, письма с конвертом, части жилета и рук, выступающих светлыми очертаниями из мрака кабинета, стены которого увешаны картинами. Это - одна из лучших работ Вальдмюллера, да и вообще один из лучших портретов эпохи бидермейера.

Очень большое место в творчестве Вальдмюллера занимают жанрово-бытовые сценки - из жизни главным образом простых обывателей города и деревни. Художник изображал крестьянский быт задолго до дюссельдорфцев. Он пишет с натуры окружающих его людей. Но уже в самих сюжетах бросается в глаза идиллическая елейность. Это видно в большей части произведений Вальдмюллера 40-х гг.: «Возвращение из школы» (Берлин, Национальная галлерея), «Перхтольдс-дорфская деревенская свадьба» (Вена, Галлерея 19 и 20 вв.), «Духовный хор в Иванов день» (Вена, Исторический музей), «Прощание невесты» (Берлин, Национальная галлерея). Эти композиции содержат иногда очень много фигур и всегда тщательно отработаны в деталях; самое удачное в них - фигуры стариков и особенно детей, несмотря на то, что благонравие и веселость изображаемых им миловидных мальчиков и девочек производят несколько нарочитое впечатление.

Уже с 30-х гг. художника увлекает задача включения фигур и фигурных групп в пейзаж. Проблема солнечного света, передача воздушной среды, пространства, пронизанного сверканием рефлексов, постепенно начинают все более интересовать Вальдмюллера. Вместе с тем в этих композициях очень органично воплощено и его оптимистическое мироощущение. Как на пример такого нового решения можно указать «Собирателей хвороста в Венском лесу» (1855; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.) и «Раннюю весну в Венском лесу» (1862; Нью-Йорк, собрание О. Каллира). Передача предметов, окутанных воздушной средой, солнечным светом (эти поздние работы написаны Вальдмюллером под открытым небом), не ослабляла впечатления материальности: объемны и материальны стволы его буков и вязов с их круглящейся пятнистой корой; объемны и материальны складки крестьянской одежды его здоровых ребят, суетящихся среди зарослей, покрывающих плотную Землю пригородных холмов.

С 1829 по 1857 г. Вальдмюллер был профессором Венской Академии; молодежь стремилась учиться у него, он всячески поддерживал молодых художников других национальностей. В частности, Вальдмюллер обратился к венгерскому сейму с предложением ряда организационных мероприятий для поддержки художественного воспитания талантливой венгерской молодежи. Вальдмюллер, как художник-реалист, становится в оппозицию к академическим методам преподавания и выпускает резкую полемическую брошюру «О более целесообразном преподавании живописи и пластики». Трактат приводит в ярость академический ареопаг, против Вальдмюллера организуют травлю, с ним начинают бороться административными мерами. В 1849 г. Вальдмюллер издает новую брошюру-«Предложения к реформе австрийской королевской Академии». Академия добивается снижения ему жалованья до уровня музейного сторожа, а затем отстраняет от преподавания и сокращает пенсию.

Вальдмюллер далеко превосходит своих современников во многих отношениях. И тем не менее и в области пейзажа и в области жанра нельзя пройти мимо нескольких художников меньшего значения, творчество которых характерно для австрийского искусства. В области пейзажа это семья Альтов-Якоб Альт (1789-1872) и его сыновья Франц (1821-?) и особенно самый одаренный из них Рудольф (1812-1905). Все трое были мастерами акварели, много работали в Италии, но в то же время они значительно способствовали росту интереса к мотивам пейзажа Австрии. Якоб Альт издал в 1818-1822 гг. серию литографий «Живописное путешествие по Дунаю», а в 1836 г. - «Виды Вены и ее окрестностей». Попытка Альта не была только индивидуальным экспериментом, она отвечала все нараставшему процессу роста национального самосознания, выражавшегося в пробуждении интереса к родной природе.

Рудольф фон Альт многому научился у художников английской школы, его работы отличаются теплым колоритом, ощущением световоздушной среды. Сначала он писал архитектурные мотивы («Вид церкви в Клостернейбурге», 1850; Вена, Альбертина). Но в более поздних работах его виды города приобретают характер зарисовок жизни современной Вены («Рынок на Дворцовой площади в Вене», 1892; там же). Сохраняя прозрачную легкость акварели, Рудольф Альт все сильнее повышает выразительную силу ритмики объемов и характеристики взятых им мотивов («Сиена», 1871; Вена, частное собрание). Вокруг этих художников усердно и зачастую успешно работало большое число даровитых пейзажистов, значение которых, однако, преимущественно местное (Р. Рибарц, Ф. Гауэрманн, Ф. Лоос и многие другие).

Также и в области жанра Вальдмюллер не был изолированным явлением. Большой популярностью в его время пользовался Йозеф Данхаузер (1805-1845) с его сентиментальными композициями (например, «Материнская любовь», 1839; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.).

Среди многочисленных жанристов австрийские историки искусства сейчас выделяют ранее презрительно обходившегося молчанием Михаэля Недера (1807- 1882). Сапожник по профессии, он, несмотря на четыре года академического обучения, сохранил некоторые черты непосредственности самоучки. В его картинах нет виртуозности, но в них нет и шаблона, они человечны. Недер первый в эти годы обратился к отображению быта ремесленников, рабочего люда (в венской Альбертине хранится его рисунок «Мастерская сапожника», где в одной из фигур он изобразил себя,- нужда заставила его и после Академии зарабатывать себе на жизнь сапожным ремеслом).

В 70-80-х гг. в Австрии резко обозначились две линии в развитии искусства. Быстро обогащающаяся верхушка буржуазии начинает покупать произведения искусства «музейной внешности» - «под старых мастеров» (главным образом итальянских). В Австрии этому фальшивому направлению служит Ханс Макарт (1840-1884). Ханс Макарт, учившийся в Мюнхене у Пилоти, обосновался в Вене, когда ему еще не было тридцати лет. Он работал в Мюнхене, Лондоне, Париже, Антверпене и Мадриде, был в Египте, наибольших успехов достиг в Вене, где последние пять лет своей жизни был профессором Академии. Макарт пользовался большим успехом, особенно в кругах процветающей буржуазии и аристократии Вены. Его искусство, внешне эффектное, декоративное и подражательное, не имеет подлинных качеств тех классиков, которых оно стремится затмить. Полученное от Пилоти умение писать аксессуары - ткани, меха и т. п. - Макарт дополняет бесчисленными фигурами обнаженных женщин в надуманных ракурсах, лишенных жизненной правды. Для риторики Макарта характерен находящийся в венской Галлерее 19 и 20 вв. фрагмент (почти 5 X 8 м) его «Триумфа Ариадны» (1873), служившего занавесом Комической Оперы в Вене.

Однако помпезности официального искусства противостояло реалистическое искусство. Как одно из проявлений жизненности реализма следует признать творчество австрийского офицера, очень много работавшего в Венгрии,- Августа фон Петтенкофена (1822-1889). Петтенкофен учился в Венской Академии в течение восьми лет. Он был свидетелем революционных событий 1848-1849 гг. и оставил их зарисовки. Его этюды («Штурм народом замка Буды», 1849; Будапешт, Историческая галлерея, и др.) выделяются той острой правдивостью, с которой художник передает мимолетно увиденные им драматически напряженные эпизоды. Петтенкофен полюбил Венгрию - страну и народ. Почти в продолжение сорока лет он каждое лето работал в долине Тиссы; обосновавшись под конец в городке Сольнок (впоследствии там возникла целая художественная колония венгерских художников), Петтенкофен писал базары с возами, лошадей у водопоя, сады с плетнями, венгерских крестьян и крестьянок в их живописных деревенских уборах, цыган возле таборов и деревень, писал порой несколько тяжеловато, но с живым интересом к быту полюбившейся ему страны.

Более компромиссно творчество работавшего в Германии тирольца Франца фон Дефреггера (1835-1921). Дефреггер бросил крестьянствовать и стал серьезно заниматься живописью лишь на двадцать пятом году жизни. Не закончив учения в Мюнхене, он уехал в родной Тироль и стал писать портреты окружающих его крестьян. После поездки в Париж он в Мюнхене учится у Пилоти, а с 1878 по 1910 г. сам становится профессором Мюнхенской Академии. В картинах Дефреггера слишком много нарочито праздничного - краснощеких девушек и лихих парней в народных костюмах. Но в его творчестве есть и другая сторона. В частности, очень убедительны в своей характерности картины, изображающие тирольцев в борьбе против нашествия Наполеона. Таковы его композиции «Последнее ополчение» (1874; Вена, Галлерея 19 и 20 вв.), показывающие, как старшее поколение села отправляется на фронт, вооруженное самодельным оружием, и «Перед восстанием 1809 года» (1833; Дрезден, Галлерея). Дефреггер находит для этого события характерный живописный язык - сдержанную горячую гамму, ритм движений, выразительность типов.

Так же как в Германии и во многих других странах Европы, конец 19 в. отмечен в искусстве Австрии появлением новых модернистских течений. Но этот Этап развития австрийского искусства относится уже к следующему историческому периоду. Внешне это выражается в возникновении венского выставочного объединения «Сецессион».

Австрия веками сохраняла за собой звездный статус культурного центра, притягивающего на свои орбиты деятелей искусств поистине планетарного масштаба. Сегодня австрийский художественный рынок продолжает оставаться одним из богатейших в Европе.

Расцвет Австрии как центра искусств начался в XVIII веке и происходил под покровительством императорского дома Габсбургов. В эпоху расцвета империи доминировало барокко, известными представителями которого были Йоханн Михаэль Роттмайр и Франц Антон Маульберч, отличавшийся весьма своеобразной, с точки зрения его современников, небрежной манерой. Эти художники, цены на работы которых достигают 200 000 - 300 000 долларов, нечастые гости как на аукционах, так и в галереях. Роттмайр иногда встречается в Вене, а Маульберч - больше в Лондоне и Германии.

Такой же редкостью в Вене, да и во всем мире, является поразительные для своего времени произведения Франца Ксавера Мессершмидта. Изначально работавший в стиле классицизма, скульптор по мере развития у него психического расстройства стал создавать так называемые «характерные головы» - бюсты с изломанной, причудливой мимикой. Именно эти «головы» и оказались наиболее известной частью наследия Мессершмидта. Рекорд на его работы был установлен в 2005 году на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке - 4 300 000 долларов.

Зато творения Иоганна Баптиста Лампи Старшего, талантливого портретиста, высоко почитавшегося при дворе российских императоров, в Вене выставляется довольно часто. Лампи был весьма трудолюбив и оставил после себя большое количество великолепных портретов аристократических особ Австрии, Италии, Польши и России. При этом цены на его полотна приятно удивят любителей искусства с ограниченным бюджетом: на данный момент аукционный рекорд составляет 103 000 долларов.

Будучи в Вене, стоит обратить внимание на большой портрет императора Иосифа II в Венской академии художеств.

По следам бидермейера

В первой половине XIX века широкую популярность в Европе получил бидермейер. Этот художественный стиль развивался в рамках романтизма, который пришел на смену ампира. В бидермейере ампирные формы перерабатывались, обретая интимность и служа созданию уюта в бюргерском доме. Для подобной живописи характерно тщательное изображение деталей интерьера, природы и быта. Среди австрийских художников этого направления выделяется известный своими фресками, в частности росписью Венской оперы, Мориц фон Швинд, практически не встречающийся на аукционах, и Фердинанд Вальдмюллер - частый гость на торговой площадке. Его аукционный рекорд - около миллиона евро.

Особняком стоит фигура художника-академиста, представителя исторического жанра и портретиста Ханса Макарта. В истории искусств он известен своим влиянием на Густава Климта, а его впечатляющая студия благодаря обилию предметов музейной ценности была центром культурной жизни Вены своего времени. Хотя работы художника часто появляются на аукционных площадках Вены, его рекорд на уровне 155 000 фунтов стерлингов был установлен в Лондоне.

Модерн и экспрессионизм

Всемирную известность австрийское изобразительное искусство получило на рубеже XX века, когда Вена стала центром двух важных направлений: модерна (более привычно для нас называемого югендстилем) и экспрессионизма. Одной из центральных фигур во всем европейском модерне и уж, бесспорно, центральной в австрийском модерне был Густав Климт. Откровенный эротизм его творчества привносил долю скандала в жизнь художника. Однако художественный бомонд и многие состоятельные покровители пылали страстной любовью к этому гению ар-нуво. Поэтому мастер мог позволить себе выбирать заказчиков и пестовать свою неодолимую тягу к женскому телу, невзирая на возню в лагере ограниченных ханжей.

В 2006 году одна из наиболее известных и значительных картин в мире искусства - портрет Адели Блох-Бауэр - была приобретена по умопомрачительной цене в 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для Новой галереи в Нью-Йорке. Эта сумма являлась не только стоимостным рекордом для произведении художника, но и вообще мировым рекордом для живописного произведения на момент продажи.

В Вене немало мест, где можно увидеть работы Климта. В частности, уже упомянутая галерея Бельведер, где в первую очередь выделяется его картина «Поцелуй».

Говоря об австрийском модерне, невозможно обойти вниманием «Венский Сецессион» - возглавляемое Климтом объединение венских художников в эпоху модерна. В Вене сохранился выставочный павильон с таким же названием, где можно увидеть фриз, выполненный Климтом неустойчивыми красками к одной из выставок.

Из входивших в объединение модернистов, кроме Климта, пожалуй, необходимо отметить Коломана Мозера - одного из наиболее значительных художников Австрии, известного прежде всего тем, что в 1902 году он вместе с художником Йозефом Хоффманом и предпринимателем Фрицем Верндорфером создал весьма успешное предприятие Wiener Werkstatte (для производства промышленного дизайна по примеру Движения искусств и ремесел в Англии). Самое большое художественное собрание Коломана Мозера находится в Музее Леопольда в Вене, а цены на его работы не превышают нескольких сотен тысяч долларов.

Кроме модернистов, в объединение входили представители экспрессионизма, главной тенденцией которого было выражение эмоциональной характеристики образа или эмоционального состояния самого художника. Среди мастеров этого направления в Австрии наиболее значительными фигурами предстают Эгон Шиле и Оскар Кокошка.

В то время как в Европе молодые живописцы первой половины XX века занимались проработкой открытий художников Парижа, чье творчество было обращено вовне, венские художники уходили внутрь пространства человеческого духа и под влиянием идеи Фрейда предавались рефлексии о мощи инстинктов и подсознательного. Кокошка, Шиле и другие нашли собственные изобразительные средства для передачи этих идеи на холсте.

Жизнь Эгона Шиле была коротка, но плодотворна. Его работы были востребованы уже при жизни, а после смерти Климта он с полным правом претендовал на роль ведущего художника Австрии. Сегодня цены на полотна Шиле - по большей части пейзажи и портреты, выполненные в различных техниках, - достигает 20 миллионов долларов, а самые известные эротические рисунки на бумаге могут быть проданы за 10 миллионов долларов.

Наиболее важное собрание работ Шиле, доступное общественности, находится в уже упоминавшемся Музее Леопольда в Вене.

Еще одной крупнейшей фигурой австрийского и мирового экспрессионизма является Оскар Кокошка - художник и писатель чешского происхождения. В ранний период своего творчества Кокошка был увлечен портретным жанром. Его стиль развивался от тонкой линеарной трактовки к яркой пастозной живописи, но трагизм и напряженность не оставляли его полотен. Прожив яркую и долгую жизнь, Кокошка под конец был отодвинут на второй план, но сейчас интерес к его наследию значительно возрос. Соответственно - и цены. Рекорд на живописную работу был установлен в Лондоне в феврале 2011 года - на уровне 1,6 миллиона фунтов. Интересно отметить очень оживленный рынок рисунков художника, где рекорд цены составил около 1 миллиона долларов при средней стоимости работы около 100 тысяч долларов. Картины художника часто появляются именно на венских аукционах.

От фантастического реализма до современности

После Второй мировой воины в изобразительном искусстве Австрии сформировалась близкая к сюрреализму и опиравшаяся на традиции немецкого Возрождения Венская школа фантастического реализма, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер и обращавшаяся к вневременной теме исследования потаенных уголков человеческой души. Ярким ее представителем, а также одним из основателей является Эрнст Фукс. Бурное развитие школы пришлось на начало 60-х годов XX столетия. Оказавшись на одной волне с психоделическими экспериментами, Фукс занимается не только живописью, но и работает в театре и кино, создает архитектурные проекты и скульптуры, пишет стихи и философские эссе. Рекорд цен на произведения художника зафиксирован на уровне 150 тысяч долларов. Крупные музеи не жалуют своим вниманием работы этого направления. Но кто знает, возможно, Фукс когда-нибудь будет цениться так же высоко, как Рерих.

Среди художников современности нужно упомянуть Готфрида Хельнвайна, Арнульфа Райнера, а в области фотографии выделяется имя Эрнеста Хааса. Широко известно также творчество Фриденсрайха Хундертвассера. Как и Фукс, Хундертвассер, кроме живописи, внес значительный вклад в архитектуру, декорировав в яркие цвета множество самых обыденных зданий, оформив их «естественно», «экологично», «биоморфно». На аукционных площадках рекорд художника составил 240 тысяч фунтов. Его работы можно купить как в Вене, так и на крупнейших мировых аукционных торгах.

В 60-х годах в австрийской столице возникло радикальное и провокационное движение «Венский акционизм». Акции венцев развивались одновременно с другими авангардными течениями в Европе, в частности с движением «Флуксус», но отличались большей радикальностью и склонностью к деструкции и насилию. Работы и перформансы, круто настоянные на памяти о Второй мировой, в каком-то смысле были реакцией на угнетение и социальное лицемерие в Австрии. Участники движения наносили себе увечья и производили манипуляции с продуктами органической жизнедеятельности. Они видели в этих акциях избавление от таящейся в человеке агрессии, проявляющейся в сознании индивида в результате подавления обществом основных инстинктов человека.

Отвлекаясь от ужасов акционизма, обнаруживаем, что среди ныне активно действующих австрийских художников на мировой арене заметен Эрвин Вурм, работающий во многих видах и жанрах, но наибольшим образом известный как скульптор. В 1990-х Вурм создает серию «одноминутных скульптур», которые являются «фирменным блюдом» художника. Эти скульптуры существуют короткий промежуток времени и фиксируются на видео или в виде фотографий. К примеру, человек, становящийся частью скульптуры, балансирует в неудобном положении, принимает сложные, неустойчивые позы. Этот подход можно было бы охарактеризовать как перформанс-скульптуру.

Кроме того, популярны его как бы надувные, с виду «заплывшие жиром» дома, деформированные машины и фигуры людей, которые легко читаются как критика общества потребления. В своих работах художник также иронизирует по поводу антиглобализма. Работы Вурма предлагаются на всех крупных аукционах мира, в значительных галереях и на ярмарках. Увидеть их можно во многих публичных коллекциях мира, в Вене - в галереях Бельведер и Альбертина.

Сердце рынка изобразительного искусства Австрии

Среди аукционных домов Вены наиболее крупным является Palais Dorotheum. Именно здесь бьется сердце австрийского рынка искусства. Созданный в Вене в 1707 году, «Доротеум» является сегодня самым крупным аукционным домом в Центральной Европе. Здесь проводится более 600 аукционов в год. Самые важные события происходят во время четырех главных торговых недель, когда продаются произведения основных направлений и периодов - от старых мастеров до стиля модерн и современного искусства. Отдельные специализированные аукционы посвящены менее объемистым в плане оборота, но не менее популярным областям коллекционирования, например почтовым маркам, книгам, монетам или же предметам международного дизайна. Кроме того, проводятся ежедневные аукционы, где знаток и любитель всегда может отыскать что-либо для себя интересное, особенно сейчас, летом, когда в «Доротеуме» затишье и можно приобрести все, что понравилось, часто по стартовым ценам. «Доротеум» устраивает также и специализированные русские торги, которые были приостановлены на какое-то время, но теперь возобновлены.

Помимо «Доротеума» активны аукционные торги во дворце Кински, в галерее Hassfurther, и, конечно, открыты представительства домов Sotheby’s и Christie’s.

Да, Вена - город, с большим вкусом сочетающий элегантность и имперскую величавость, - предлагает коллекционерам с любым объемом кошелька поистине изысканное путешествие в глубь времен, обеспечивая по пути высочайший класс обслуживания.




Top