Index php showtopic художник шишкин биография. Шишкин иван иванович

Про кого из отечественных живописцев можно сказать: «Самый русский художник»? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин. Биография мастера - жизненный путь талантливого человека, не обременённого психологическими или психическими патологиями, то есть тем, что движет многими представителями мира искусства. Ведь талант, по мнению многих, - это некое отклонение от нормы, своеобразная аномалия. Однако про Ивана Шишкина так не скажет даже самый глубокий психоаналитик.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены - яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения - хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Раннее признание и популярность

Слава сама нашла Ивана Ивановича, причём пришла к нему она довольно рано, не заразив опасной Вероятно, глубокий внутренний мир, патриархальное воспитание, высокая нравственность и духовность создали ему крепкий иммунитет. А ведь эта болезнь - слава - погубила очень многие жизни и разрушила целые судьбы.

«Утро в сосновом лесу»

Прекрасным и честным был Иван Шишкин. Биография его - это описание личности, редкой по своим душевным качествам. Интересна в этой связи история со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким. Савицкий предложил идею. Он хотел нарисовать пейзаж с медвежьим семейством.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Для Шишкина мрачная природа - нонсенс. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца, или много открытого неба, или водоём, или дорога. «Утро…» полностью лишено всего этого. Случайность? Мрачное настроение? Ничуть не бывало! Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Третьяков решил судьбу картины по-своему. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием - образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Профессиональное образование

Иван Иванович получил хорошее образование. Он учился в Москве в Училище живописи и ваяния, потом - в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эти учебные заведения давали прекрасные фундаментальные знания в сфере искусства и архитектуры. Они стали успешным стартом для многих талантливых людей. Не стал исключением и Иван Шишкин.

Биография художника показывает, что к изучению ремесла он относился серьёзно и добросовестно. Профессиональное образование дало художнику понимание того, что живописная картина - это сложно построенная умение обращаться со светом и тенью, видеть всё, но запечатлевать на полотне только характерное и основное.

Отношение к ремеслу

Некоторые дилетанты утверждают, что картины Шишкина - это своего рода фотографии того времени.

Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. В них нет политики и социальной направленности. Это очевидно. В его картинах - чуткое отношение к деталям. Отсюда и достоверность, и жизнь на его картинах. Судите сами.

Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело?» Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Одни срубы разбухают, другие - тонут, а третьи - отталкивают воду. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна, их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии.

Именно точность в деталях и сделала картину «Утро в сосновом лесу» такой знаменитой. Там всё точно и честно. Поэтому его картины так любимы и популярны. Их спокойная гармония никогда не вызывала споров и конфликтов.

Любителям «жареных» фактов и будуарных секретов незачем копаться в личной жизни художника. Там всё честно и чисто. Биография Шишкина, его душевные переживания, взлеты и падения - всё это есть в его картинах. За свою жизнь, а прожил Иван Иванович 66 лет, он написал несколько сотен картин.

Художник полудня

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует, и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Характерна в этом смысле «Рожь».

«Рожь»

Она написана в Елабуге в 1878 году. Полуденное солнце не создаёт тени, но мы явственно ощущаем порывы ветра сквозь духоту летнего дня. Они только начали трепать тяжёлые колосья. Через несколько минут разразится гроза, которая смочит землю, и зерно не осыплется.

Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане - засохшая сосна? Так в реальной жизни не бывает. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни? Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться, ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди? «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой?», - думал Иван Шишкин. Биография художника зашифрована в его творениях. Это несомненно.

Попытка начать новую жизнь

После череды трагедий с близкими Иван Иванович попытался утопить горе старинным способом. Однако опускать руки было не в его характере. Постепенно он справился и начал жизнь сначала. Биография Шишкина содержит сведения о втором его браке, но и он закончился трагедией. Молодая жена умерла. Больше Иван Иванович не искал спутницу жизни. Помогать растить и воспитывать двух девочек от первого брака приехала сестра второй жены.

Картины как отражение обстановки в стране

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года, а умер 8 марта 1898 года. Судя по его рисункам, это было самое прекрасное, самое спокойное, самое сытое и безмятежное время для нашей страны, лишь изредка омрачавшееся, но, в общем и целом, богатела и процветала. Это было в те годы, когда обычные студенты, имеющие хорошую успеваемость, получали государственную стипендию и обучались частично в России, частично - в Италии, Франции, Германии или других странах. Так же было и с Шишкиным.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.

Вспомним сегодня творчество Ивана Шишкина

«Человек-школа», «верстовой столб в развитии русского пейзажа» - так писали о Шишкине современники. Предлагаю в этот день вспомнить наше, без сомнения, национальное достояние, еще раз посмотреть картины, почитать об этом человеке и полистать старые фотографии.

Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13-го по старому стилю) 1832 года в Елабуге (Вятская губерния) в небогатой купеческой семье. Его отец, Иван Васильевич, арендовал мельницу и торговал зерном, но помимо этого был увлечен историей и археологией, разработал и воплотил в жизнь систему водопровода в Елабуге, писал руководства и книги, на свои деньги отреставрировал старинную башню города.

Отец Шишкина, Иван Васильевич. Портрет В.П. Верещагина

Именно отец поощрял развитие творческой жилки в сыне - хвалил за успехи в рисовании, вместе с ним занимался резьбой по дереву, и в итоге отправил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где юный Иван попал в класс профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, который заметил у молодого человека талант пейзажиста, и помог ему развиваться в правильном направлении, о чем позже Шишкин с благодарностью вспоминал.

И.И. Шишкин, автопортрет, 1854

Во время учебы в училище Шишкина занимал вопрос, почему так завораживают цветом и сочностью итальянские или швейцарские пейзажи (в том числе и в исполнении наших художников), разве нельзя добиться того же, рисуя родные просторы. И эта «народность» оказалась как нельзя более уместной «здесь и сейчас»: в это же самое время и другие художники все чаще стали обращаться ко всему русскому, не отставали и писатели. Да и реализм стал цениться и пользоваться успехом.

Вид на острове Валааме, 1858

Шишкин трудился над своими картинами с таким усердием, что порой кажется, что каждая травинка и каждый листик не оставлен им без внимания, и зачастую с такой точностью, что можно было бы использовать в качестве иллюстрации в ботаническом атласе.

Молодая поросль ореха, 1870е

Лопухи, 1878

Конечно, находились и находятся те, кто говорит, что за такой тщательностью теряются эмоции, называли его «фотографистом» и «копиистом», но время всё расставляет по своим местам: много ли людей на просторах нашей необъятной не знают имя Шишкина, даже будучи совершенно далекими от искусства? Много ли тех, кто не знает автора «той самой картины с мишками» или «того поля с рожью»? Шишкинские пейзажи уже давно перестали быть всего лишь явлением в искусстве, они неразрывно связаны с русской природой, они - будто она сама.

Перед грозой, 1884

Шалаш, 1861

Осенний лес, 1876

Пейзаж с озером, 1886

На севере диком..., 1891

Туманное утро, 1885

Кама близ Елабуги, 1895

Дорога во ржи, 1866

Ивана Ивановича Шишкина заслужено называют превосходным рисовальщиком. Он не расставался с карандашом, и повсюду делал наброски всего, что ему казалось интересным, будь то изломанная ветка дерева, облака или засохший лист.

Пейзаж с телегами, начало 1870х

Ручей в лесу

Летом в поле (Пастух со стадом), начало 1860х

Лесная речка, 1893

Деревья в поле. Братцево, 1866

Деревня, 1874

Письмо Шишкина родителям с эскизом, 1858

Кстати, свои первые награды он получил именно за рисунок, будучи студентом Императорской Академии художеств, куда поступил, закончив училище. Его успехи неоднократно отмечались медалями, а по окончании вместе с Большой золотой медалью Шишкин был награжден трехгодичной поездкой за границу. Правда, уехал он лишь спустя 2 года, его куда больше занимали родные места, и он проводил время в обнимку с дорожным альбомом, делая наброски с натуры.

Вид Елабуги, 1861

За границей он работал в Германии, Чехии и Швейцарии.

И.И. Шишкин в Дюссельдорфе, фотография, 1864/65

Несмотря на все европейские красоты, его тянуло домой, ему хотелось писать русскую природу. Хотя, надо отметить, в этом путешествии им была создана картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую ему присвоили звание академика.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

Дрезден. Мост Августа, 1862

Буковый лес в Швейцарии, 1863

Швейцарский пейзаж, 1866

По возвращении он путешествует по России, и становится членом Товарищества передвижных художественных выставок наряду с Репиным, Крамским, Васнецовым, Суриковым и другими. В это время у Шишкина окончательно формируется узнаваемый стиль, в котором нет места романтизации, но есть красота природы самой по себе, и в конце 60х годов он пишет одну из самых своих известных работ - «Полдень в окрестностях Москвы».

Полдень в окрестностях Москвы, 1869

Художник безумно любит лес, регулярно уходя в дебри с самого раннего утра, и без устали работает над этюдами и набросками. Нельзя не отметить, что на его картинах лес всегда величественный, и даже торжественный.

Лесная сторожка, 1892

Сосновый бор, 1895

Зима в лесу (Иней), 1877

Березовая роща, 1878

Дубовая роща, 1887

Луг на опушке леса. Сиверская, 1887

Опушка лиственного леса, 1895

И.И.Шишкин с крестьянами, фотография, 1890

Часто в картинах Шишкина у природы поистине былинная мощь, и не слишком часто появляются люди или животные. Небезызвестен и факт, что медведей на полотне «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) написал не Шишкин, а его друг, художник Константин Савицкий, чья подпись с картины была убрана ее приобретателем Павлом Третьяковым.

Утро в сосновом лесу, 1889

Много у Шишкина и работ, на которых он сосредоточен не на масштабе, просторе, мощи природы, а, напротив, на чем-то небольшом, на отдельных ее составляющих - сорных травах, папоротнике, верхушках сосен и т.д.

Верхушки сосен, 1890-е

Цветы у забора, середина 1880-х

Сныть-трава. Парголово, 1884

Травки, 1892

В 1873 г., написав свою очередную картину - "Лесная глушь", в возрасте 41 года, Иван Иванович Шишкин получил звание профессора Академии художеств.

Лесная глушь, 1872

Иван Иванович Шишкин был очень плодотворным художником, про таких говорят "работал, не покладая рук".

И.И. Шишкин за работой над картиной «Мордвиновские дубы», фотография, 1891

Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873

На одном эскизе Шишкин написал: «Раздолье, простор, угодья, рожь, божья благодать, русское богатство». И, наверное, что-то похожее проносится в голове большинства, глядя на известную его картину «Рожь» (1878).

Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Первой его женой стала Евгения Александровна Васильева, сестра еще одного талантливого русского пейзажиста Федора Васильева, через которого он с ней и познакомился, сразу же влюбившись в девушку. В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Шишкин тяжело переносил утрату, и лишь через 7 лет женился во второй раз. Его второй супругой стала художница Ольга Антоновна Лагода, которая умерла спустя полтора месяца после рождения их дочери. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.




Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.



Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.





Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу» . На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.





Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.

Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей, и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.

Всю эту невиданную доселе красоту художник впервые в русском изобразительном искусстве мастерски смог показать в своих произведениях.

Иван Иванович Шишкин - биография. Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца. В 12 лет отроду его принимают учиться в первую Казанскую гимназию.

Учеба в гимназии продолжалась не долго, чувствуя свое призвание к изобразительному искусству Иван Шишкин не доучившись в гимназии до 5 класса, покидает ее и поступает уже в Москве на учебу в 1852 году училище живописи, ваяния и зодчества. проучившись в нем до 1856 года, молодого художника принимают в академию художеств в Санкт Петербурге, обучаясь необходимым навыкам у профессора Воробьева С. М..

Конечно в академии Шишкину не очень нравились образовательные темы и молодой художник в свободное время довольствовался написанием натурных этюдов в окрестностях Петербурга, иногда он ездил писать этюды на остров Валаам. Все это очень помогало Шишкину развивать способности молодого мастера, познавая в карандашных рисунках формы ветвей деревьев, кустарников с листвою в последствии воспроизведенных в этюды.

За карандашные рисунки в окрестностях Петербурга его наградили двумя малыми серебряными медалями а позже уже в 1859 году Иван Шишкин заслуженно получает малую золотую медаль за красивый пейзаж в окрестностях Петербурга. Окрыленный своими успехами Шишкин упорно много работ, раскрывая в себе большие познания, очарованный местами на Валааме и Кукко он создает работы, за которые в 1860 году награждается уже большой золотой медалью и заслуживает пенсионерскую поездку за границу.

В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика.

Также за границей он мастерски рисует рисунки пером и заслуживает большое внимание иностранцев, которые были очень удивлены и шокированы невиданным доселе талантом рисовальщика Шишкина. Часть этих рисунков были помещены в музее Дюссельдорфа на уровне с работами знаменитых художников Европы. Но Шишкин тосковал по родине и по русским местам, он понимал, что русский пейзаж невозможно писать за границей и он в 1865 году возвращается в Россию.

В России художник снова вливается в художественные круги, посещает выставки и артели художников. Плотно работает с рисунками и этюдами, создает к 1867 году шикарное произведение картина Рубка леса, Шишкин точно подмечая особенности русского пейзажа создает еще ряд работ в 1869 г картина При закате, живя в усадьбе Братцево он создает прекрасный летний пейзаж Полдень. Окрестности Москвы.

1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. войдя пожизненно в состав учредителей передвижных выставок художников не согласных с академическими устоями того времени.

Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. У работы было очень много положительных отзывов.

В 1877 году Иван Шишкин женится на художнице Ольге Антонова Лагода, их красивый дом очень посещаем его коллегами и друзьями, где были застолья и гулянки.

В 1883 Шишкин написал картину с большим и шикарным дубом в долине, картина была названа Среди долины ровныя.

В 1884 году очень воздушный пейзаж с обширной панорамой названная художником Лесные дали.

1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца.

В 1889 году Иван Шишкин создает одно из самыхярчайших своих полотен это картина

Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных.

В 90-е годы художник создает ряд картин, некоторые из них, красиво переданная глушь леса в окрестностях Ораниенбаума В лесу графини Мордвиновой. Петергоф.

Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П.П. Кончаловского одинокая заснеженная сосна возвышаясь стоит на фоне лунной ночи.

В 1898 году художник пишет свое новое произведение Корабельная роща, можно сказать это финальная работа мастера, в которой продемонстрирован весь накопленный по жизни талант и мастерство великого художника. Шишкин, как и его коллега Крамской умер, как художник, прямо за мольбертом при написании своей новой очередной картины случилось это в марте 1898 года, он оставил своим потомкам свое очень богатое наследие.

"

Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.

Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.

По картинам Шишкина учатся многие художники пейзажисты, многие люди всегда зачарованы его работами. Репродукции его знаменитых пейзажей знает каждый ребенок. Конечно не обходится дело и без критиков и некоторых критически настроенных современных художников явно упирающих против фотореализма художника, но это все от лукавого или исходит от незнания творчества великого мастера и не неумения создать, что либо близко подобное.

Высшая похвала любому художнику-пейзажисту – когда скажут: «Как у Шишкина!» Это ли не слава, пережившая самого художника!

Биография и творчество

Будущий живописец родился в провинциальной Елабуге 13(25).01.1832 года. Елабужский край затерялся в просторах Прикамья. Кама и ее притоки спокойно несут свои воды мимо заливных лугов, лесов, озер, песчаных оврагов. Эти места и питали вдохновение Ивана Шишкина. Дом родителей находился у самого храма. Колокольный звон разносился по всей округе.

Отец Ивана был купцом второй гильдии и городским головой. Им написана история города. Он, конечно, хотел вывести в люди и сына, понимая под этим карьеру купца или военного. Но Иван уже с детства полюбил рисование, и променять это занятие на какое-то другое не пожелал, пусть матушка часто бранила его за «пачканье бумаги». Зато годы спустя гордилась своим знаменитым сыном и тем, что сберегла его юношеские картины.

Одну из первых картин – «Жатва» - Шишкин написал именно по елабужским воспоминаниям. Отец смирился с
увлечением сына и отправил его учиться в столицы. Сначала он учился в Москве, в училище живописи и ваяния, а затем – в Петербурге, в императорской Академии художеств. Практику проходил на Валааме. Там многое напоминало ему родную Елабугу.

Валаам стал для Шишкина настоящей художественной школой, школой мастерства. Затем Шишкин направляется за границу, изучать зарубежное искусство. Итогом этой поездки стала картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Писалась она под влиянием европейского романтизма, но с думами о России. Именно поэтому пейзаж немецкой земли так поразительно напоминает елабужский.

Шишкин увлекается гравюрой. Вернувшись в Россию, он приступает к работе над картиной «Полдень. В окрестностях Москвы». Художник по-новому почувствовал русскую природу, сияние красок, глубину и высь неба. Имя Шишкина прославила картина «Сосновый бор в Вятской губернии», приобретенная знаменитым меценатом П.М.Третьяковым для своей не менее знаменитой в будущем галереи, подаренной Москве.

Иван Иванович попытался свои многолетние наблюдения над природой передать через единый образ русского леса, который в свою очередь связан с образом России, Родины. И это ему удалось! Картину хвалили, много добрых слов о ней сказали соратники Шишкина – передвижники. Если за что Шишкину и доставалось от критиков – так это за мельчайшие подробности и увлечение деталями. Однако для него эти самые подробности и детали были живой правдой природы.

Учеником Шишкина был подававший большие надежды художник Федор Васильев. На его сестре Иван Иванович женился. Васильев скончался от чахотки. Через несколько месяцев от той же болезни умерла и жена Шишкина,
Евгения. На какое-то время из его картин ушло живое дыхание красок жизни, что и не удивительно. Родная Елабуга принесла исцеление. Родилась картина «Рожь». «Величественной поэмой о России» называли ее критики.

Второй женой Шишкина стала его ученица Ольга Лагода. Они обвенчались. Несколько картин Ольги были приобретены Третьяковым. Через год родилась дочь. А еще через месяц художник вновь овдовел. Снова приходилось учиться жить. В картине «Лесные дали» Шишкин выразил жившие в нем еще с детства ощущения величия и простора родной земли.

По словам Крамского, Шишкин уникален тем, что относится к природе не только любовно, но и по-научному, с дотошностью исследователя. Даже в дождливом дне Шишкин черпал вдохновение. Наступила зрелость – время для творчества и размышлений. Этот период знаменуется появлением картины «Корабельная роща». В нее художник вложил весь свой опыт, искания в живописи, размышления о жизни, веру в Россию. Картину купил сам
государь император. Через несколько недель художника не стало, случилось это 8(20).03.1898г.

  • Современники называли Шишкина «царем леса». Медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» писал его друг – художник Константин Савицкий.



Top