Индусы или индийцы: как правильно называть? Индийцы, или индусы или индейцы? Как появилось название Индия.

В современной мировой прессе и даже в художественной литературе по отношению к жителям Индии используют множество названий, из-за чего создаётся путаница. Несведущие туристы и репортёры приезжая в Индию, могут называть всех жителей Индостана индусами, а особо несведущие даже индейцами, чем невольно наносят оскорбление индийцам. Рассмотрим детально, каким образом образовался топоним – «Индия».

Проблема названия Индия

В античные времена в Европе о далёкой Индии имели самые смутные представления. Однако все изменилось после легендарных походов великого завоевателя Александра Македонского. В результате похода совершённого в 326-325 гг. до н. э. вся северо-западная часть индийского субконтинента отказалась в империи Александра. После завоевания эллинам (древнее название греков и македонцев) пришлось решать вставшую проблему, как правильно называть только что завоёванную территории и её жителей?

Эта проблема усугублялась тем, на территории Индии в те времена не существовало ни централизованного государства, ни единого народа, жители Индии, были разделены, по родоплеменной (национальной), религиозной и кастовой принадлежности. Только среди узкого слоя священнослужителей-брахманов были зачатки знания о былом союзе арийских племён, пришедших в Индию в XVІ-XV веках до нашей эры и завоевавшей междуречье рек Инда и Ганга.

Место расселения древних арийских племён брахманы именовали – Арьяварта, буквальный перевод из санскрита: «обитель ариев», «страна благородных». Впрочем, название Арьяварта в ІV веке до н. э. использовали не все брахманы. Ряд священнослужителей особо почитающих эпос Махабхарату вместо названия Арьяварта использовали для именования «страны ариев» слово «Бхарат». В честь арийского царя Бхарата, который согласно легендам объединил на короткое время междуречье Инда и Ганга. Кстати, данное название «Бхарат» включено в конституцию Индии, как законное второе название современного индийского государства. Впрочем, это название, что сейчас, что во времена Александра Македонского использовалось чрезвычайно редко.

Как появилось название Индия?

Греки, бегло ознакомившись с проблемой названия завоёванных земель, быстро нашли решение, использовав проверенный географический подход к названию новых стран. В этом европейским завоевателям помогла самая крупная река северо-запада Индостана – Инд. На санскрите эту великую реку называли – «Синдху» греки, подстраивая это название под свой язык, отбросили первое согласное и немного переделали окончание.

В итоге получилось новое слово – «Индос» . Так захваченные земли, расположенные по берегам реки Индии греки стали называть Индией. Самих индийцев греки стали именовали «Индои» «Люди Инда», а также использовали разговорные варианты: «Инды» «Инди».

В латинском переводе греческого слова «Индос» звучит, как «Indus» «Индус», именно латинская форма греческого названия страны, прочно вошла во многие европейские языки и стала впоследствии причиной большой путаницы с названиями народов и стран. Можно отметить, что сочетание латинского слова «Индус» и греческого «Несос» (острова) дали рождение слово «Индонезия». Так в наше время именуется крупнейшее островное государство в мире.

Индийцы не индейцы, или ошибка Колумба

Знаменитый открыватель новых земель, Христофор Колумб, когда впервые увидев, в сентябре 1492 года, новый остров был твёрдо уверен, что перед ним не новый континент, а Западная Индия, и потому вновь открытые земли Америки стал именовать Вест-Индией, а его жителей «Индейцами». Стоит отметить, что испанский язык сформировался на основе латинского языка и латинское слово «Индос» перешло в испанский, как словоформа: «I ndio» буквальный перевод – «Индио».

В испанском языке слова: «индИец» и «индЕец» передаются одним словом «Индио». Это до сих пор служит причиной путаницы в испаноязычных странах при определении коренных аборигенов Америки и жителей Индии. Мало кто знает, что в древнерусском (церковнославянском) языке также использовалась форма «Индейцы» или «Индеи» для именования жителей Индии. Лишь в самом конце XVIII века, когда стало понятно для всех, какую ошибку допустил Колумб, в русском языке по отношению к населению полуострова Индостан стало применяться слово «Индийцы», или «Индусы».

Индийцы не индусы

Однако до сих пор в России существует путаница между определением индийцы и индусы. В период владычества Британской империи англичане, всех жителей Индии называли «Индусами», подразумевая в первую очередь религиозную принадлежность индийцев к религии индуизму (на 2010 год в Индии исповедует индуизм порядка 83% населения). Но слово «Индус» в XІX веке плотно вошло в лексикон европейских языков, именно в обозначении коренного жителя Индии, а не последователя индуизма.

Однако, в самой Индии проживает большое количество последователей различных религий: буддистов, джайнистов, сикхов, мусульман, христиан и получаться, что именуя всех индийцев названием «Индус», мы автоматически называем последователями индуизма, даже христиан и мусульман Индостана . Правильное название жителей Индии – «индийцы», мужчины – «индиец» и женщины «индианка», хоть часто используется ошибочная форма «индийка» .

Официальное название для всех последователей индуизма – «индуист». Однако сами индийцы редко себя при разговоре используют эти официальные термины. Турист на простой вопрос к индийцу: «Кто ты? Может услышать: « Я сикх, … бенгали, … тамили», и самое распространённое слово – «хинди».

Как появилось название «хинди»

В персидском языке санскритское название реки Инд, было переделано в название Хинду. Персы стали именовать жителей Индии словом – «хинди». Это слово заимствовали различные тюркские, арабские и монгольские завоеватели. В период правления великих моголов в XVI-XVIII веках весь Индийский субконтинент завоеватели стали именовать «Хиндустаном», как сочетанием слов «Инд» и «страна».

Индусы, индуисты, приверженцы религии индуизма, распространённой в Индии, а также в некоторых других районах земного шара, куда эмигрировали индийцы (на некоторых островах Индийского океана, в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Африке, на Фиджи, в Гайане). При больших различиях сект индусов их объединяет ряд общих религиозных догм, особенностей культуры, быта, соблюдение кастовых ограничений (см. Касты). И. называют иногда всё население Индии (индийцев), однако такое применение этого слова неправильно.

Индийцы, термин, обозначающий всё население Индии (см. Индия, раздел Население) независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности (в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах). В России до конца 18 - начала 19 вв. по отношению к жителям Индии было распространено название "индейцы", или "индеи". После того как термин "индейцы", стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом "индусы". Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии - ислам, буддизм и др. БСЭ

Пожалуйста не путайте эти понятия! ибо, во-первых, это свидетельствует о безграмотности, во-вторых, отсутствии регилиозной культуры, в третьих, вводит в заблуждения относительно реальных персонажей вашей истории,

Свами Вивекананда
"Значение веданты для жизни индийцев"

Когда говорят о нашей нации и религии, очень часто употребляют термин "хинду". Термин этот нуждается в некотором разъяснении как раз в связи с тем, что я подразумеваю под ведантизмом. "Хинду" - изначально - название, данное древними персами реке Синдху. В персидском языке санскритский "s" всегда переходит в "h"; таким образом Синдху стала Хинду. Как вам известно, греки затруднялись произносить звук "h" - они его выпустили совсем. Благодаря этому нас стали называть индусами, индийцами. От древнего значения слова "хинду" сегодня ничего не осталось: в прошлом оно употреблялось для обозначения народов, живущих по ту сторону реки Инд, но сегодня эти народы больше уже не принадлежат к одной религии. Среди них, помимо собственно индусов, есть магометане, парсы, христиане, буддисты и джайны. С одной стороны, всех их логично было бы называть индусами (в буквальном смысле этого слова), но разная их религиозная принадлежность не позволяет именовать их совокупно.
http://www.vedanta.ru/library/vivekananda/vedanta1.php

По собственным сведениям помимо индуизма в индии распространены:
ислам-мусульманство (особенно Бомбей, анклавы есть в Кашмире, Махараштре, Карнатаке, Керале)
буддизм (Химачал Прадеш, Керала)
сикхим - посвеместно, где есть деньги, оружие и слава
джайнизм (замечен в Бомбее, Махараштре и Карнатаке)
христиане (больше всего в Керале, рыбаки и многие южане Тамила тоже христиане)
есть еще зороастрийцы, иудеи, местные культы шаманские и совсем странные

ИНДИЙЦЫ (бхаратия), этнополитическая общность, население Индии. Индийцы рассматриваются в Конституции страны как единая (унитарная) нация, а этнокультурная множественность государства трактуется как «единство в многообразии». В русском языке до 19 века термин существовал в формах «индеи», «индейцы». Слово «индусы» обозначает последователей индуизма и не является синонимом индийцев. Численность в Индии 1,13 миллиарда человек (2007, оценка), Великобритании 1 миллион человек (2,2 миллиона человек вместе с другими выходцами из Южной Азии - оценка по переписи 2001), Канаде 1 миллион человек (оценка по переписи 2005), США 1,25 миллиона человек (оценка по переписи 2001), Южной Африке 1 миллион человек (2007, оценка), на Маврикии 700 тысяч человек, Фиджи 400 тысяч человек и др.

Среди индийцев выделяются 2 группы народов, имеющих особый статус, закреплённый в Конституции Индии: 1) крупные консолидированные народы, имеющие право на самоопределение в виде «лингвистических» административных штатов; языки их входят в число национальных: маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, телугу, каннара, малаяли, тамилы, пенджабцы, ория, раджастханцы, ассамцы, кашмирцы, манипури; 2) 636 «зарегистрированных племён» адиваси, в отношении которых проводится политика государственной поддержки. Вследствие привлекательности племенного статуса на него стали претендовать различные этнические группы. Особое положение среди индийцев занимают хиндустанцы - население междуречья Ганга и Джамны и соседних областей, говорящее на родственных индоарийских диалектах (на основе диалекта кхари боли развились языки хинди и урду). Близкие им по языку жители Бихара (штаты Бихар и Джаркханд) нередко выделяются в общность бихарцев. Жители штата Гоа и части прибрежных округов Махараштры и Карнатаки образуют общность конкани (в Махараштре их включают в состав маратхов).

Субстратный расовый тип среди индийцев представлен образующей мозаичные вкрапления веддоидной расой и южноиндийской расой, преобладающей в Южной и Центральной Индии. На севере, западе и востоке преобладает индо-афганский тип индо-средиземноморской расы. На севере и северо-востоке расселены группы представителей южноазиатской расы. Прямой корреляции между расовым типом и кастой или этнической принадлежностью не наблюдается.

По языковой принадлежности индийцы относятся к индоарийским народам (в основном в северной части субконтинента: хиндустанцы, маратхи, гуджаратцы, пенджабцы, ория, бихарцы, раджастханцы, ассамцы, конкани и др.), дравидам (в основном на юге: тамилы, телугу, каннара, малаяли, тода, гонды, кхонды, ораоны и др.), носителям австроазиатских языков (народы мунда, главным образом представители адиваси на востоке Центральной Индии - санталы, мунда, хо, бирхоры и др., а также жители Никобарских островов и кхаси Ассама, говорящие на мон-кхмерских языках) и тибето-бирманским народам (в основном на северо-востоке: манипури, мизо, нага, бодо, гаро, трипури, бхотия, тибетцы, дафла, апатани и др.); кашмирцы говорят на одном из дардских языков. По терминологии родства и другой базовой лексике современных индийских языков можно предположить, что многие этнические группы, прежде всего, индоарийские, в прошлом говорили на других языках. Большое развитие получило двуязычие (хинди и раджастхани, телугу и урду и т.д.; вторым языком образованных классов часто служит английский).

Среди индийцев свыше 80% составляют индуисты, свыше 13% - мусульмане-сунниты, 2,3% - христиане, 1,9% - сикхи, 0,8% - буддисты [представители различных школ тибетского буддизма, в том числе самой крупной школы гелугпа, компактно проживают в Ладакхе (штат Джамму и Кашмир) и Сиккиме; часть тибетцев - беженцев из Китая расселена в штате Химачал-Прадеш и на юге (штат Карнатака); необуддисты компактно проживают в городах и посёлках Махараштры (каста махар), в городах Матхура и Агра в штате Уттар-Прадеш (каста джатава)], 0,4% - джайны, остальные - приверженцы племенных религий, зороастризма (парсы), а также иудеи (бене-израэль и др.). Последователи христианства и буддизма в основном представители «зарегистрированных каст» (бывшие «неприкасаемые») и «племён».

Для индийцев характерна лингвистическая и этническая непрерывность (с размытыми этническими и языковыми различиями у соседних и выраженной дифференциацией у территориально отдалённых групп), при которой проявляются чрезвычайная дробность и неоднозначность идентификаций. На сложение этносоциальной ситуации в Индии повлияла кастовая организация (смотри в статье Каста); её основу составляют родственные коллективы, отношения между которыми (прежде всего брачные контакты) строго регламентированы религиозными установлениями индуизма. Общины мусульман, сикхов, джайнов, христиан, иудеев, парсов, даже принципиально антикастовых необуддистов также приобретают характерные особенности кастовой замкнутости и стратификации и добавляются как периферические компоненты к кастовой организации. Антропологическая служба Индии регистрирует от 2795 до 4635 «общин» локального, межрегионального и общеиндийского уровней - кастовых групп в составе крупных и малых народов, «племён», лингвистических, территориальных, религиозных, сектантских и т.п. групп.

Основы индийской цивилизации. Хараппская цивилизация (индская цивилизация) не имела прямого наследника в Южной Азии, но её элементы оказали влияние на большей части Индостана. Характерное для хараппской эпохи сосуществование в рамках единого культурного пространства различных по уровню развития культур составило в дальнейшем отличительную черту индийской цивилизации. В хараппском искусстве прослеживается влияние культов, получивших развитие в более поздних религиозных системах (образ Мирового древа, культы богини-матери, быка, буйвола, тигра и т.д.) и др.

О древнейшем населении Южной Азии свидетельствуют архаические изоляты (буриши). Судя по лексическим заимствованиям в санскрите, ко времени появления ариев (2-е тысячелетие до нашей эры) Индостан был заселён в основном протодравидами и протомунда (предгорья Гималаев, долина Ганга и Джамны, Центральная Индия вплоть до Катхиявара); на северо-востоке около 3-го тысячелетия до нашей эры расселились тибето-бирманцы. Индоарии проникали на эту территорию постепенно, вероятно, в течение нескольких веков. Уже в этот период в религиозном сознании индоариев, отражённом в Ригведе, ведущую роль играло представление о вселенском законе, регулирующем движение планет, поступки богов и жизнь людей (рита), сохранившееся в дальнейшем во всех индийских религиях. Образы богов ведийского пантеона (Индры, Варуны, Сурьи, Агни, Ашвинов и др.) сохранились в индийской религии и эпосе. В эпоху арийских миграций оформляется деление на 4 сословия - варны, на основе которого формировалась кастовая организация индийского общества. Современная этносоциальная ситуация в Индии складывалась в ходе санскритизации (буквально - обработка, окультуривание) - экспансии индуизма и духовной власти брахманов, распространявших свой идеал общественного устройства и «культурного» образа жизни индоариев на иноплеменное население. Более поздние завоеватели и переселенцы - персы и греки, шаки (саки), эфталиты, шаны и многие др. - оказались включёнными в индийцев в виде каст этнического происхождения или этнокастовых общностей. Процесс санскритизации «племён» продолжается и ныне, и они входят в сообщество индуистов на правах низших, «зарегистрированных», каст. Индуизм, выросший на почве ведийской религии, вобравший элементы автохтонных верований и культовой практики, тантризма, традиции Пуран и эпоса, стал мировоззренческой основой индийской культурной общности, окончательно сложившейся к 10 веку. Культурному единству индийцев способствовало также их политическое объединение в составе общеиндийских империй 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия нашей эры (Маурья, Гупты, Гурджара-Пратихары и др.). В дальнейшем ни вовлечение Индии в сферу влияния ислама (начиная с вторжения арабов в Синд в 7 веке и особенно в 13-19 веках - эпоху Делийского султаната и Великих Моголов), ни её последующая интеграция в европейскую колониальную систему не уничтожили самобытности индийской культуры.

Этнографический очерк. В культурно-этнографическом отношении Индия разделяется на историко-этнографические провинции: Центральная Индия (штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Чхаттисгарх, Уттаранчал), Южная Индия (штаты Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамилнад, Керала), Восточная Индия (штаты Западная Бенгалия, Бихар, Джаркханд, Орисса), Северо-Восточная Индия (штаты Аруначал-Прадеш, Ассам, Нагаленд, Манипур, Мизорам, Трипура, Мегхалая, Сикким), Западная и Северо-Западная Индия (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Раджастхан, Гуджарат).

Основное занятие - пашенное земледелие, зависящее от муссонов и искусственного орошения, технологии которого восходят к хараппской эпохе. На юге и востоке выращивают рис (заливной и суходольный), на северо-западе и севере - рис и пшеницу, повсеместно - просо (баджра), сорго (джовар), кукурузу, ячмень, горчицу; бобовые: нут, фасоль, горох, арахис; распространено огородничество (овощи, бахчевые), плодоводство (манго, гуава, слоновое яблоко, в Кашмире - яблони и виноград), выращивание пальм (кокосовая, пальмировая), пряностей (перец, корица, кардамон, куркума, имбирь и многие др.), технических культур (хлопок, джут, индиго, табак). Некоторые «племена» занимаются полукочевым скотоводством (гуджары, бхотия и др.), охотой (гонды, бхилы, нага) и собирательством (мёд, пряности, лекарственные травы, цветы махуа и др.). Повсеместно разводят крупный рогатый скот (быки, зебу, буйволы - как рабочий и молочный скот), в предгорьях - овец и пуховых коз, на западе - лошадей, на северо-востоке - свиней. В большинстве регионов пастбища доступны не круглый год и необходимо стойловое содержание животных. Навоз используется как один из основных видов топлива. Развито речное и морское рыболовство, сохраняется ныряние за жемчугом и раковинами.

Большинство индийцев живут в деревнях. Деревни насчитывают от 500 человек и обычно включают представителей разных каст, живущих в кастовых кварталах («неприкасаемые» живут за пределами деревни); однокастовые деревни - большая редкость. Жители деревни составляют кастовую общину, основанную на началах строгого разделения профессиональных обязанностей и обмена услугами между семьями разных каст. До эпохи модернизации общинное самоуправление (панчаят радж) осуществлялось через межкастовые советы. Традиционная общинная модель социального взаимодействия воспроизводится поныне, даже в городских условиях. Традиционное жилище и усадьба рассчитаны на трёхпоколенную семью; дом, амбары, хлев и другие хозяйственные постройки образуют закрытый двор, где женщины проводят большую часть дня. Тип и вид жилища зависят от ландшафтно-климатических условий и доступного строительного материала. На севере распространены прямоугольные саманные постройки с плоскими крышами (на которых спят в жаркую погоду) и верандами; в полупустынных районах Гуджарата и Раджастхана они побелены и расписаны по штукатурке (орнаменты, жанровые сцены); в предгорьях Гималаев и в лесах Карнатаки распространены каркасные или срубные, украшенные резьбой, двухэтажные на высоких сваях или с нижним каменным этажом постройки; в Ориссе - круглые плетёные хижины с крышами из пальмовых листьев.

Быт индийцев в мельчайших деталях регламентирован религиозными предписаниями, среди которых главное место принадлежит учению о ритуальной чистоте. Омовения играют важнейшую роль в жизни индийцев. В индуизме создано учение о питании, энергетических свойствах разной пищи и её воздействии на человеческий организм. Различается пища, согревающая и охлаждающая, нарушение энергетического баланса приводит к болезням. Существуют правила питания для разных социальных групп - профессиональных, возрастных, для мужчин и женщин; они зависят от дней лунного месяца и времён года. Пища готовится на открытом очаге. Кухня - самое священное место в доме, куда не допускают посторонних.

Основу питания составляют рис, хлебные лепёшки, сливочное топлёное и разные виды растительного масла, тушёные овощи; белок получают из молока и бобов, так как индуисты в большинстве своём не употребляют в пищу мяса, рыбы и яиц. Широко используются пряности (в том числе карри на основе куркумы) и соусы из маринованных и свежих фруктов. Пряности считаются полезными, так как препятствуют распространению микробов в жарком климате. Сласти служат ритуальной едой, подношением богам, их готовят по случаю праздников и для проведения обрядов. Жевание бетеля (пан) признаётся полезным для зубов и пищеварения.

Правила индуизма предписывают цельнотканую несшитую одежду из двух кусков материи с тканой каймой (дхоти и наплечное покрывало у мужчин и сари и нагрудная повязка у женщин); ткачи изготавливают также лунги, шали, пояса, длинномерные ткани нормированной ширины для тюрбанов. Одежда должна быть свежей, идеально выстиранной и выглаженной, её меняют по несколько раз в день. Вид, цвет и декор одежды свидетельствует о социальном и ритуальном статусе человека. Максимальная ритуальная чистота для одежды - из шёлка белого или иного натурального цвета с отделкой золотом, только что снятая со станка. Сшитая одежда (штаны, рубашки, куртки, мужские шапочки-«пилотки» топи) появилась с приходом мусульман - выходцев из Ирана и Средней Азии. Сшитые юбки, кофты, головные покрывала восходят к местной племенной традиции. В противоположность классической индийской традиции, на северо-востоке одежду ткут не профессионалы, а каждая хозяйка в семье; носят шапочки, блузки, жакеты, тёплые накидки (женщины - с короткими юбками и фартуками, мужчины - со штанами). Замужние женщины носят кольца, браслеты на запястьях, предплечьях, лодыжках (с колокольчиками), ожерелья (в том числе женский символ замужества - тали), носовые украшения, пояса. При изготовлении украшений широко используются золотая и серебряная канитель и прочные текстильные нити. Во время ритуалов или в качестве оберега на лоб наносят пятнышки киновари (тики). Замужние женщины расчёсывают волосы на прямой пробор, который красят киноварью. У многих каст и «племён» распространена татуировка или нанесение узоров пастой из хны.

Ремёслами занимаются представители различных каст - ткачи, красильщики, кузнецы, гончары, плотники, резчики по камню и т.п. Лучшие шёлковые ткани производят в священных городах Варанаси и Канчипурам. Распространены шёлковые ткани, окрашенные в технике икат или с тканым узором с использованием металлизированных нитей (парча). Эффект «грудки павлина» получается при использовании разноцветных нитей утка и основы. Хлопковые ткани украшаются набойкой (особенно в Раджастхане), узелковой техникой, росписью по трафарету, в технике каламкари и батика. Изготовляются храмовые картины на ткани с вытканными или напечатанными молитвами. В вышивке используются металлические нити, кусочки зеркал, слюды, бисера, металлической бляшки, крылышки жуков. Цвет ткани имеет символическое значение; белый цвет - широко используется как ритуально чистый, в том числе во время траура; шафраново-жёлтый - символ религиозного служения и отречения от мирской суеты; синяя краска индиго не применяется для одежды высоких каст и т.д.

Индийцы. Женщина, одетая в сари, с детьми. Джайпур.

В плетении ритуально чистыми считаются волокна тростников и злаков. Утварь, мебель и циновки плетутся также из пальмовых листьев, кокосового волокна, лиан. Джутовые волокна считаются пригодными только для технических целей - для канатов, товарных кулей и рогож.

Индуисты имеют предубеждение против гончарной, «сделанной из земли», посуды, опасаясь ритуального осквернения пищи. По той же причине в Индии не получили распространения ни фарфор, ни стекло. При необходимости ритуального очищения дома глиняная посуда разбивается и выбрасывается.

Резьба по дереву (тиковое дерево, гималайский кедр деодар, красное, палисандровое, эбеновое дерево, орех, акация, древесина плодовых деревьев, лиан и пальм, тростник шолапитх; особенно ценится сандал, имеющий характерный аромат и очень плотную текстуру, что позволяет выполнять тончайшую резьбу, по художественным достоинствам сравнимую с резьбой по слоновой кости; сандал используется для изготовления предметов культа и оформления интерьеров храмов) и камню относится к разряду строительного искусства и с древности имеет свою философию и скрупулёзные технологические правила. Резной орнамент играет роль оберега, поэтому на изделиях и архитектурных сооружениях нельзя оставлять даже самого малого участка гладкой поверхности. Резное дерево полируется с помощью растительных масел и натирается ароматическими составами.

Устное творчество. Разнообразие устных традиций индийцев отражает их этническую, социальную (кастовую), религиозную, языковую многосоставность. Основу индийской классической музыки составляют 2 традиции, принадлежащие разным этноязыковым и религиозным общностям индийцев: северная - хиндустани и южная - карнатака (смотри разделы о музыке в статьях Индия, Индуизм).

Свой свод культовых и паралитургических звуковых форм имеет каждая конфессиональная группа индийцев (например, значительным своеобразием отличается жанр кауали у северо-индийских мусульман). Специфичны также бытовые музыкальные, музыкально-танцевальные и музыкально-театральные жанры и формы у разных индийских народов. Многочисленные виды, формы, стили, жанры музыки и танца, связанные с многовековой культурой Индии, значительно отличаются от новых, вестернизированных направлений городской бытовой музыки (киномузыка; популярная музыка, адаптировавшая фольклорные жанры - пенджабский бхангра, гуджаратский дандия и др.). В музыкальной культуре северо-запада Индии выделяется вокально-инструментальное, инструментальное и танцевально-театральное искусство штата Раджастхан, представленное потомственными мастерами (в том числе группы ланга и манганьяр). Популярностью пользуются женские танцы гхумар и тератали. Пение и танцы сопровождают инструменты: струнные смычковые - саранги, суринда, камайча, раванахатта (со смычком особой изогнутой формы и бубенцами на древке); парные флейты - алгоза, сатара, пунги (или мурла - инструмент заклинателей змей); флейта нар, варган морчанг, кастаньеты картал. На инструментарий штатов Пенджаб и Гуджарат оказали влияние традиции соседнего арабо-иранского региона (двухсторонний барабан дхол, или дхолак, литавры нагара, гобой шенаи). Танцевальные представления севера Индии связаны с традиционными празднествами Холи, Дивали и др. Музыка индийцев северных штатов имеет общие черты с традициями народов Непала и Тибета, опирающимися на культовые формы буддизма. Древнейшие музыкальные и танцевальные традиции индийцев южных штатов (Андхра-Прадеш, Тамилнад, Керала, Карнатака) связаны с храмовыми формами. Широкую известность, в том числе за пределами Южной Азии, получил высокоразвитый музыкально-танцевальный жанр катхакали, костюмированные представления которого основаны на сюжетах эпических сказаний «Махабхарата» и «Рамаяна», а музыкальный стиль восходит к южноиндийским храмовым традициям. Сохраняют своеобразие музыкальные и музыкально-танцевальные традиции «племён» адиваси в штатах Орисса, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Западная Бенгалия, Бихар, Ассам, Мегхалая, Мизорам и др.; Андаманские и Никобарские острова. Часть из них восходит к древней австроазиатской культуре.

При своей традиционности индийцы - развивающаяся нация. В новых профессиях и современных сферах занятости (в том числе в области высоких технологий - фармацевтике, электротехнике и электронике, разработке компьютерных программ) заметно участие представителей бывших «неприкасаемых» каст и неиндуистских религий.

Лит.: Народы Южной Азии. М., 1963; Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. М., 1971; Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977; Снесарев А. Е. Этнографическая Индия. М., 1981; Гусева Н. Р. Художественные ремесла Индии. М., 1982; Неру Дж. Открытие Индии. М., 1989. Кн. 1-2; Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). 2-е изд. М., 1990; Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991 ; Бонгард Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. 3-е изд. М., 2000; People of India. New Delhi; N. Y., 2002. Vol. 1; Томас Э. Будда. История и легенды. М., 2003.

Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин; Е. М. Гороховик (устное творчество).

Пожалуй, в каждом человеке живет страсть к путешествиям. С развитием отношений между странами туризм стал одной из статей доходов для бюджета любого государства. Европа, Азия, Восток, Америка, Китай - в настоящее время туристические агентства предлагают путевки по любым направлениям.

Те, кто желает отправиться в невероятную Индию впервые, часами собирают информацию в Интернете о еде, условиях проживания и т.д. И рано или поздно возникает вопрос: "Как правильно говорить - индус или индиец?"

Для ответа достаточно обратиться немного к истории, изучению национального состава, краткого знакомства с вопросом вероисповедания этой незабываемой страны и непосредственно к самим жителям этого государства.

Как правильно: индийцы или индусы

Индия - страна, где проживает более 1,3 миллиарда людей, являющихся представителями огромного количества наций: хиндустанцы, бенгальцы, телугу, маратхи, пенджабцы и т.д. Сами жители Индии называют свою страну Хиндустан или Бхарат. Официальными языками являются хинди и английский.

Поэтому логично любого жителя называть индийцем. Удивительно, но для самих жителей или любителей этой страны не возникает вопроса "индийцы или индусы, как правильно?". Пообщавшись немного с местным населением, каждый турист найдет этому подтверждение. Любого другого человека, родившегося и проживающего на территории Индии, назовут именно Indian man.

В каком случае - индус

Если же рассматривать население этого государства с точки зрения религии, то на территории проживают представители индуизма, ислама, христиане, сикхи, буддисты, джайны и т.д. Каждого представителя этих религий можно назвать индийцем, ведь они в большинстве своем рождены, проживают в Индии.

Однако, задав вопрос местному жителю о вероисповедании, можно услышать в ответ: "Он мусульманин, сикх, хинду".

Вот в этот момент и стоит обратиться к тысячелетней истории Индии. Изначально "хинд" имело персидское происхождение и обозначало долину реки Инд. После вторжения мусульман на земли Индостана появилось слово "индусы" или "хинду", которое использовали для обозначения "неверных". Пожалуй, уже в те времена начинался спор: "А как же правильно: индиец или индус?" Значение этого слова окончательно закрепилось англичанами. Именно так называли жителей Индостана, делая исключения для мусульман, сикхов, христиан и джайнов, тем самым объединяя всех остальных представителей религиозных и философских направлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что индус - последователь индуизма, независимо от его места проживания (индуизм впоследствии получил широкое распространение и на других континентах).

Кто такие индуисты

Однако даже "индус" - не вполне точное, разговорное и устаревшее название. Дело в том, что в 1816 году социальный реформатор и философ Рам Мохан Рой впервые использовал термин "индуизм" при своих выступлениях. Впоследствии индийцы стали применять понятие "индуизм" в борьбе за независимость. И за равенство с иными религиями. Поэтому появилось слово "индуист", которое более точно и правильно обозначает последователей религии индуизма. Такова его история.

Поэтому, если попытаться разобраться в вопросе "как правильно называть - индийцы или индусы?", говоря о жителях страны и не делая акцента на вероисповедание, стоит использовать слово "индиец". Если же разговор идет о религиях, рекомендуется четко определять принадлежность к вере и называть индусом, а лучше - индуистом, только представителей индуизма, но ни в коем случае не мусульман, сикхов или представителей других направлений веры. Местные жители очень приветливы и миролюбивы, но отличаются большой эмоциональностью и иногда обидчивостью. Телесных повреждений не нанесут, но осадок от общения останется.

Надеемся, у тех, кто прочитал эту статью, не возникнет больше вопроса о том, индийцы или индусы - как правильно их называть.

Индианки

В обсуждении одного из моих материалов в социальных сетях меня несколько неожиданно упрекнули за то, что я называю индийцев «индийцами», а не «индусами».

Что же, наверное, нужно повторить пройденное.

Индиец или индус?

Итак, самое главное для тех, кто не любит читать много букв. Правильно называть жителей Индии - индийцами. Еще раз, жители Индии - индийцы.

Индусы - последователи индуизма. В Индии кроме индусов есть еще мусульмане (200 миллионов), христиане, сикхи, джайны, буддисты и анимисты - то есть не индусы. И если их так называть, они, как минимум, не обрадуются (о чем подробнее ниже).

Итак, еще раз, для запоминания. По современным правилам русского языка и согласно здравого смысла - жители Индии - индийцы, а не индусы.

Впрочем, многие на постсоветском пространстве уверены, что законы и правила для того и созданы, чтобы их нарушать. И с упоением это делают 🙂

На самом деле, ничего страшного в том, чтобы назвать индийца индусом нет. Если, конечно, вы находитесь не в Амритсаре, Ахмадабаде или Хайдарабаде и не беседуете с сикхом или индийским мусульманином.

Но на мой взгляд, в мире и так слишком много нерегулируемого Хаоса, чтобы ничего не предпринимать тогда, когда что-то предпринять можно. А потому - большими буквами - ИНДИЕЦ — житель Индии.

Индианки. Но не индуски (потому как буддистки).

А теперь немного информации для любознательных.

Смешение понятий индиец и индус происходило и в самой Индии, причем не так давно. Так, в индийской Конституции своеобразно отражен тезис о единстве индийских религий: «Название «индусы» должно толковаться как включающее лиц, исповедующих сикхскую, джайнистскую и буддийскую религию » (Конституция, 1956,с.68, Пояснение к статье 25).

Сикхам и буддистам, однако, подобное толкование не понравилось. Дело доходило до публичных сожжений листа Конституции со статьей 25. Не хотелось им почему-то быть «индусами». Хорошо, что мусульман в этот перечень включить не додумались.

Заглянем в совсем уж древние времена. Слово «индус» произошло от слова «хинду». Более двух с половиной тысяч лет назад так называли людей, проживавших в долинах реки Инд.

Это название было вполне корректным примерно тысячу лет, пока Индию не стали завоевывать мусульмане. Тогда словом «хинду» начали называть индийцев, отличных от мусульман. В свою очередь, англичане, когда стали хозяевами Индостана, не шибко вдаваясь в специфику индийских религий, называли так всех индийцев. «Индусами» стали звать и сикхов, и мусульман, и джайнов, и индуистов. И только в последнем случае это было более-менее обосновано.




Top