Колдунья на руси 4. Колдунья на Руси

- (АНТ 20) отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в 1 экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев. Размах крыльев 63 м, масса 42 т. 72 пассажира и 8 человек экипажа. Потерпел… … Большой Энциклопедический словарь

Советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

- (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

- «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (АНТ 20), отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в единственном экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) . Размах крыльев 63 м … Энциклопедический словарь

МАКСИМ ГОРЬКИЙ - Русский писатель, основоположник концепции социалистического реализма в литературе. Максим Горький псевдоним. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде*. В девятилетнем возрасте… … Лингвострановедческий словарь

«МАКСИМ ГОРЬКИЙ» - 1) АНТ 20, сов. агитац. самолёт конструкции А.Н. Туполева. Построен в 1934 в 1 экз., в то время самый большой самолёт в мире. «М. Г.» цельнометаллич. моноплан с 8 двигателями по 662 кВт (ок. 900 л.с.), шасси неубираемое. Дл. 32,5 м,… … Военный энциклопедический словарь

Максим Горький - 393697, Тамбовской, Жердевского …

Максим Горький (2) - 453032, Башкортостан Республики, Архангельского … Населённые пункты и индексы России

«Максим Горький» Энциклопедия «Авиация»

«Максим Горький» - «Максим Горький» — советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту) … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Максим Горький. Малое собрание сочинений , Максим Горький. Максим Горький одна из ключевых фигур советской литературы, основоположник метода социалистического реализма. Он прошел путь от начинающего автора романтических произведений до писателя с…
  • Максим Горький. Книга о русских людях , Максим Горький. Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и…

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков). Родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде - умер 18 июня 1936 года в Горках Московской области. Русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Начиная с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Берлин, Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма.

В начале двадцатого века был одним из идеологов богостроительства, в 1909 году помогал участникам этого течения содержать фракционную школу на острове Капри для рабочих, которую называл «литераторским центром богостроительства».

Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) - Максима Савватьевича Пешкова (1840-1871), который был сыном солдата, разжалованного из офицеров. М. С. Пешков в последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Алеша Пешков заболел холерой в 4 года, отец сумел выходить его, но при этом заразился сам и не выжил; мальчик почти не помнил отца, но рассказы близких о нем оставили глубокий след - даже псевдоним «Максим Горький», по утверждению старых нижегородцев, был взят в память о Максиме Савватеевиче.

Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушёл из дома навсегда. Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.

В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. В 1888 году - арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».

В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.

Весной 1891 года отправился странствовать и вскоре дошёл до Кавказа.

В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.

1895 год - «Челкаш», «Старуха Изергиль».

С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина». 1898 год - Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз.

1899 год - роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».

1900-1901 год - роман «Трое», личное знакомство с , .

1900-1913 годы - участвует в работе издательства «Знание».

Март 1901 года - «Песня о Буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.

21 февраля - избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

1904-1905 годы - пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва́рвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В защиту Горького выступили известные деятели искусства Герхарт Гауптман, Огюст Роден, Томас Харди, Джордж Мередит, итальянские писатели Грация Деледда, Марио Раписарди, Эдмондо де Амичис, композитор Джакомо Пуччини, философ Бенедетто Кроче и другие представители творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии. В Риме прошли студенческие демонстрации. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года освобождён под залог. Участник революции 1905-1907. В ноябре 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

1906 год, февраль - Горький с фактической женой, актрисой Марией Андреевой отправляются через Европу в Америку, где пробыли до осени. За границей писатель создаёт сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Вернувшись осенью в Россию, пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». В конце 1906 года из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где вместе с Андреевой прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с богостроителями Луначарским и Богдановым.

1907 год - делегат с правом совещательного голоса V съезда РСДРП.

1908 год - пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».

1909 год - повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

1913 год - Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».

В конце декабря 1913 года, после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге.

1914 год - основал журнал «Летопись» и издательство «Парус».

1912-1916 годы - M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». В 1916 году в издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 году.

1917-1919 годы - M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает ряд её представителей от репрессий большевиков и голода.

1921 год - отъезд M. Горького за границу. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге.

1925 год - роман «Дело Артамоновых».

1928 год - по приглашению Советского правительства и лично первый раз приезжает в СССР и совершает 5-недельную поездку по стране: Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». Но в СССР не остается, уезжает обратно в Италию.

1929 год - второй раз приезжает в СССР и 20-23 июня посещает Соловецкий лагерь особого назначения, и пишет хвалебный отзыв о его режиме. 12 октября 1929 года Горький уезжает обратно в Италию.

1932 год, март, - две центральные советские газеты «Правда» и «Известия» одновременно напечатали статью-памфлет Горького под названием, которое стало крылатой фразой - «С кем вы, мастера культуры?».

1932 год, октябрь, - Горький окончательно возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создаётся множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

1934 год - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.

1934 год - соредактор книги «Канал имени Сталина».

В 1925-1936 годах пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который остался не окончен.

11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького - Максим Пешков. M. Горький умер 18 июня 1936 года в Горках, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения.

27 мая 1936 года после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. Проболел три недели, и 18 июня скончался. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли и Сталин. Интересно, что среди других обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу , а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Личная жизнь Максима Горького:

Жена в 1896-1903 гг. - Екатерина Павловна Пешкова (урождённая Волжина) (1876-1965). Развод официально не оформлялся.

Сын - Максим Алексеевич Пешков (1897-1934), его жена Введенская, Надежда Алексеевна («Тимоша»).

Внучка - Пешкова, Марфа Максимовна, её муж Берия, Серго Лаврентьевич.

Правнучки - Нина и Надежда.

Правнук - Сергей (носили фамилию «Пешков» из-за судьбы Берии).

Внучка - Пешкова, Дарья Максимовна, её муж Граве, Александр Константинович.

Правнук - Максим.

Правнучка - Екатерина (носят фамилию Пешковы).

Праправнук - Алексей Пешков, сын Екатерины.

Дочь - Екатерина Алексеевна Пешкова (1898-1903).

Приёмный и крёстный сын - Пешков, Зиновий Алексеевич, брат Якова Свердлова, крестник Горького, взявший его фамилию, и де факто приёмный сын, его жена Лидия Бураго.

Фактическая жена в 1903-1919 г.г. - Мария Фёдоровна Андреева (1868-1953) - актриса, революционерка, советский государственный и партийный деятель.

Приёмная дочь - Екатерина Андреевна Желябужская (отец - действительный статский советник Желябужский, Андрей Алексеевич).

Приёмный сын - Желябужский, Юрий Андреевич (отец - действительный статский советник Желябужский, Андрей Алексеевич).

Сожительница в 1920-1933 гг. - Будберг, Мария Игнатьевна (1892-1974) - баронесса, авантюристка.

Романы Максима Горького:

1899 - «Фома Гордеев»
1900-1901 - «Трое»
1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907)
1925 - «Дело Артамоновых»
1925-1936- «Жизнь Клима Самгина».

Повести Максима Горького:

1894 - «Горемыка Павел»
1900 - «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась)
1908 - «Жизнь ненужного человека».
1908 - «Исповедь»
1909 - «Лето»
1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913-1914 - «Детство»
1915-1916 - «В людях»
1923 - «Мои университеты»
1929 - «На краю Земли».

Рассказы и очерки Максима Горького:

1892 - «Девушка и смерть» (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь»)
1892 - «Макар Чудра»
1892 - «Емельян Пиляй»
1892 - «Дед Архип и Лёнька»
1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (поэма в прозе)
1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
1898 - «Очерки и рассказы» (сборник)
1899 - «Двадцать шесть и одна»
1901 - «Песня о Буревестнике» (поэма в прозе)
1903 - «Человек» (поэма в прозе)
1906 - «Товарищ!», «Мудрец»
1908 - «Солдаты»
1911 - «Сказки об Италии»
1912-1917 - «По Руси» (цикл рассказов)
1924 - «Рассказы 1922-1924 годов»
1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
1929 - «Соловки» (очерк).

Пьесы Максима Горького:

1901 - «Мещане»
1902 - «На дне»
1904 - «Дачники»
1905 - «Дети солнца»
1905 - «Варвары»
1906 - «Враги»
1908 - «Последние»
1910 - «Чудаки»
1910 - «Дети» («Встреча»)
1910 - «Васса Железнова» (2-я редакция - 1933; 3-я редакция - 1935)
1913 - «Зыковы»
1913 - «Фальшивая монета»
1915 - «Старик» (поставлена 1 января 1919 г. на сцене Государственного Академического Малого театра; опубл. 1921 в Берлине).
1930-1931 - «Сомов и другие»
1931 - «Егор Булычов и другие»
1932 - «Достигаев и другие».

Публицистика Максима Горького:

1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием).
1922 - «О русском крестьянстве».

ГОРЬКИЙ, Максим (Горький, Максим; автонім: Пешков, Алексей Максимович - 28.03.1868, м. Нижний Новгород, теперь - Горький - 18.06.1939, Горки под Москвой) - русский писатель.

Алексей Максимович Пешков, который избрал себе литературный псевдоним Максим Горький, является одной из самых противоречивых фигур в русской литературе 1-ой пол. XX ст. Талантливый писатель, достойный продолжатель лучших традиций русской литературы XIX ст., мыслитель-моралист, который всегда и везде вставал на защиту Человека, оказался жертвой собственных романтических иллюзий, певцом и винтиком страшной машины идеологического террора, которая, в конце концов, уничтожила и его самого.

Горький родился 28 марта (по новому стилю) 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова. После смерти отца воспитывался в семье своего деда, который имел собственную красильню. Начальное образование Алексея составили два класса училища, которое он не смог закончить из-за недостатка средств. С тех пор будущий писатель, по его собственному признанию, вынужден был «пойти в люди», зарабатывая на пропитание нелегким трудом. Сначала он прислуживал в лавке, потом нанялся к чертежника, мыл посуду на пароходе, работал в иконописной мастерской. Летом 1884 г. Горький попытался поступить в Казанский университет, но вместо учебы «университетами» для него стала жизнь, тяжелая борьба за существование. Начались годы сложных скитаний, во время которых Горький сменил десятки профессий, пережил несколько тяжелых духовных кризисов, открыл для себя мир литературы, сблизился с революционно-народническим движением. Уже тогда его размышления о смысле жизни не были лишены внутренних противоречий, что даже подтолкнуло его в 1887 г. до попытки самоубийства. В записке, которая, к счастью, не стала посмертной, он написал: «В моей смерти прошу считать виновным немецкого поэта Гейне, который придумал зубную боль в сердце...» После револьверного выстрела Горький остался жить, но ранение спровоцировало туберкулезом, на которые он будет страдать всю жизнь. В 1888-1889 и 1891-1898 гг. Горький путешествует Российской империи (Поволжье, Ясная Поляна, Москва, Дон, Украина, южная Бессарабия, Крым, Кавказ). В этих путешествий, по словам самого писателя, его побудило «желание видеть - где я живу, что за люди вокруг меня». В 1889 году Горький был впервые арестован полицией, а после освобождения находился под наблюдением. На этот же период приходится и начало его творческой деятельности. Первая литературная публикация Горького состоялась в газете «Волжский вестник» 26 января 1885 года. Это был мелодраматический стихотворение о смерти девушки, которую против воли выдали замуж и она наложила на себя руки.

В 1889 г. состоялась встреча Горького с известным российским писателем В. Короленко, которому он показал свою поэму «Песнь старого дуба «. Несмотря на негативные отзывы на эти первые попытки, Горький продолжал писать и уже в 90-х годах XIX в. стал одним из самых значительных русских писателей. В 1892 году вышло в свет рассказа Горького «Макар Чудра». Им и принято датировать начало первого (раннего) периода творчества писателя, который условно длился до 1899 г. Небольшие рассказы, вошедшие во 2-томный сборник «Очерки и рассказы» (1898), принесли ему бешеную популярность не только в России, но и в Европе (с 1896 по 1904 гг. критическая литература о Горьком насчитывала свыше 1860 названий, а по свидетельствам современников писателя, его успех превзошел популярность Л. Толстого и Ф. Достоевского). Раннее творчество одновременно является и найдовершенішою частью творческого наследия Горького. Она, как считают, в наиболее сконцентрированной форме отразила литературные модернистские веяния эпохи и духовные и философские поиски самого писателя.

Философскую основу взглядов Горького этого периода составляет поиск нового гуманистического мировоззрения, который, по мнению писателя, должен вывести человека из состояния глубокого духовного кризиса, который охватил общество на рубеже веков, проявив себя в отрицании традиционной морали и кризисе человечности. Выход Горького усматривал в формировании активной позиции самого человека, в опираются на народные моральные основы, которые корректируют погрешности цивилизации. В философской позиции Горького этого времени много общего с Ф. Ницше. Оба они ставили человека выше Бога, в обоих прослеживаются элементы бунтарства, нигилизма. Впрочем, в отличие от Ницше, Горький шел не от Человека, а к ней, пытался морально оправдать нигилистическое бунтарство своих героев, отыскать в нем ростки природного гуманизма. Внутренний трагизм духовных поисков писателя заключался в том, что, ища пути преодоления крайнего субъективного индивидуализма Ницше, он пришел к теории коллективного, «общинного» индивидуализма.

Основная тема раннего творчества Горького - это поиск Человека («В наши дни, - писал он, - очень много людей, но нет Человека»), моральных принципов, которые будут определять достоин подражания идеал человеческой личности.

В своих ранних рассказах писатель соединил элементы реализма (социальная критика действительности, стремление к типизации) с приемами романтической поэтики: экзотические образы (босяки, цыгане, контрабандисты, мифологические и аллегорические фигуры) и пейзажи, необычные и даже экстремальные ситуации, придают произведениям фабульной остроты; четкая символика, родственная с мифологическими образами и сюжетами, ориентация на фольклорные жанры (легенда, сказка, песня).

В плоскости проблематики художественное новаторство Горького наиболее отчетливо проявилось в разработке нового типа героя - с активной, жизнеутверждающей позицией, с «солнцем в крови», сильного, гордого и красивого, способного укрепить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности...». Эта своеобразная «борьба за человека», за ее моральное самоутверждение составляет основной конфликт. Она присутствует практически во всех ранних произведениях писателя.

Творческий путь Горького принято рассматривать с рассказа «Макар Чудра» (1892). Оно открывает в прозе писателя цикл произведений, художественную основу которых составляет поэтика неоромантизма, а содержание направлено на раскрытие черт и моральных принципов, определяющих характер «настоящего» человека. Кроме «Макара Чудри», в этот цикл входят рассказы и стихотворения в прозе, в частности «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике «и др.

В композиционном плане «Макар Чудра» - рассказ в рассказе. Вмонтированную в повествование быль о романтической любви рассказывает старый цыган Макар Чудра. Героями его повествования является красавица Рада, дочь солдата Даниила, который пристал к цыганскому табору, и молодой цыган, Лойко Зобар. И Рада и Лойко более всего ценят чувство собственной независимости, они гордые и свободные, с «солнцем в крови». Они любят друг друга, но когда Совет ставит Лойко условие уступить его понятиями о мужском достоинстве и чести, признать превосходство его воли, Лойко предпочитает скорее принять смерть. Он убивает Раду и сам гибнет от руки ее отца. Таким же гордым и независимым предстает в произведении и рассказчик Макар Чудра, который решительно восстает против любых посягательств на свободу человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» («Старуха Изергиль», 1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, что воплощает образ ницшеанскому «Сверхчеловека», - Ларра, сын женщины и орла. Он убивает девушку, которая отказала ему в любви, через что люди прогоняют его, считая, что вечное одиночество будет для него самым ужасным из возможных наказаний. Герой другой легенды - Данко. В критический для народа момент он вырывает из груди собственное сердце, которым освещает дорогу посреди темного леса. Это помогает найти выход из лесной чащи, но люди быстро забывают о подвиге Данко, который спас их от гибели ценой собственной жизни.

Жизненная философия Изергиль находится как бы посередине этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь - сначала к рыбалке, потом - до разбойника-гуцула, до турка - хозяина гарема и его сына, к монаху-поляка.

Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитое стихотворение в прозе «Песня о Буревестнике» («Песня о Буревестнике», 1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 p., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и рабочих. «Песня «вызвала бурю восторга в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это пытались трактовать большевистские идеологи. Несмотря пов"язуваний с ее идейной направленностью революционный пафос, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьківське видение настоящего человека, ее бунтарство против духовной косности мира). Отсюда вытекает и алегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе - идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом - напуганные житейскими бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, характеризующей образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытое эхо ницшеанских идей о Сверхчеловеке, которая восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического первоистока и т.д.

Примерно с середины 90-х pp. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т. н. «босяков» (воров, пьяниц, нищих, проституток и т.п.). Писатель считал, что они - социально отверженные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, - писал Горький, - «необычными людьми»... они не жадны, не душат друг друга, не стремятся к обогащению... Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а про приличное жизни «обывателей» говорили насмішливо, иронично, но совсем не из чувства зависти, а как бы из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».

К циклу «босяцьких» рассказов вошли следующие произведения: «Емельян Пилай», «Дед Артем и Леня», «Нищенка», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и другие.

Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., - «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от имени мальчика Максима - подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов - мастер-«золотые руки». Кроме того, он - «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, пытается найти объяснение всем невзгодам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.

Коновалов - человек с высокими моральными качествами, наделенная богатой, способной к сопереживанию душой. Он пытается помочь бывшей любовнице-проститутки освободиться из тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам недостает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд размышлений над ним, - как замечает рассказчик, - разъедали его могучую фигуру, рожденную, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастны, потому что тяжесть их дум побільшений слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, путешествует по стране в поисках работы, делает даже попытку нелегально перейти границу и, в конце концов, попав в тюрьму, из отчаяния перед жизнью, которое, как он думает, не сложилось, прибегает к самоубийству.

На 90-е годы приходится и знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по украине в 1891 г. Украинские впечатление или украинский материал положены в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пилящей», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чунгулі», «Валашская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, впоследствии несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловку на Полтавщине. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, но и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Казани, в конце 80-х годов... Потом, летом 97 и 98-го годов, когда жил в Мануйловке... я читал Шевченко на украинском языке крестьянам... Стихи Шевченко вообще очень мне понравились... Очень хотелось бы выдать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. В то же время его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький вернулся в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и выразил свой скептицизм в отношении перспектив социально-исторического развития, намеченных большевистской партией: «Больше всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего».

В 1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где пытался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он вернулся в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на i съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов от культуры, должен был объединить всех художников советской эпохи. От Горького пытались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, в то же время именно ему принадлежит известное высказывание: «Если враг не подчиняется - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий и это получит международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького долгое время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху пытались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далека от навязываемого ему идеологического схематизму и однолінійності, хотя она и не лишена внутренних противоречий и идейных искажений, а художественная ценность написанного им признавалась бесспорной даже его идейными противниками.

В творчестве Горького первой трети XX в. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически ангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901), «Маты» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окурів» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).

Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «рисуют широкую картину жизни русского провинциального - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности пытаются понять «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и угнетенным массам светлый путь». На этот же период приходится и расцвет драматургии Горького, в которой обычно нарушается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и ранее, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, определяющих гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков несколько меняется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко проявляют себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явно и неоднозначно определяются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекающие из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно потеснят романтические приемы раннего творчества.

Найприкметнішими в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX в. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру социально-философской драмой, составляет вершину драматургии Горького. Тематически она соединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяков». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позже сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители различных социальных слоев тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» («Мать», 1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны прежде всего в связи с его главными героями - Нілівною (Пелагеей Нілівною Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого изначально является типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно меняет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичную эволюцию проходит и его мать Нілівна, которая с затурканої жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.

Жизнь и творчество Горького тесно связаны с Украиной. Впервые Горький побывал в Украине в 1891 г., посетил могилу Т. Шевченко в Каневе. В 1897 г. жил в с Мануйловка, что на Полтавщине, где организовал хор и самодеятельный украинский театр. Во второй раз приезжал сюда в 1900 г. Впоследствии бывал в Одессе, Киеве, Харькове. Дружил с М. Коцюбинским. Пропагандировал и способствовал изданию произведений украинских писателей.

Произведения Горького на украинском языке переводили В. Щурат В. Гнатюк, В. Бобинський, А. Головко, П. Панч, С. Скляренко и др. Воспоминания о встрече и творческое общение с Горьким оставили П. Тычина, М. Рыльский, А. Крымский, П. Панч, С. Тудор, А. Копыленко и др. Жизнь и творчество Горького исследовали О. Белецкий, Н. Крутикова, Есть. Шабліовський, Есть. Кирилюк, М. Пархоменко, П. Колесник и др. украинские литературоведы. Пьесы Горького идут на сценах Украины. На Киевской киностудии в 1955 г. по роману «Мать», а в 1957 - по рассказу «Мальва» сняты одноименные фильмы. По поэме «Девушка и Смерть» композитор Г. Жуковский создал одноименный балет (пост. 1971). В с. Мануйловка Полтавской области был открыт музей писателя.

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отцом его был столяр-краснодеревщик. В последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать происходила из семьи мещан. Её отец когда-то ходил бурлаком, но сумел разбогатеть и приобрёл красильное заведение. После смерти мужа мать Горького вскоре снова устроила свою судьбу. Но прожила недолго, умерев от чахотки.

Оставшегося сиротой мальчика забрал дед. Он учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Он работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался её развивать.

В 1884 году пытается поступать в Казанский университет, но узнаёт, что с его финансовым положением это невозможно.

В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.

Творчество раннего периода

Писательскую карьеру Горький начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появится в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра».

За активную пропагандистскую деятельность Алексей Максимович находился под неусыпным надзором полицейских органов. В Нижнем Новгороде печатался в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок» и других. Благодаря содействию В.Короленко в 1895 году опубликовал в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». В этом же году были написаны «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе». В 1898 - в Петербурге выходят «Очерки и рассказы», получившие всеобщее признание. Ещё на следующий год - публикуется поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и роман « Фома Гордеев». Слава Горького возрастает невероятно, его читают не меньше чем Толстого или Чехова.

В период до первой русской революции 1905-1907 годов Горький вёл активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы: «Мещане» и «На дне». В 1904-1905 годах были написаны «Дети солнца» и «Дачники».

Ранние творения Горького не имели особой социальной направленности, но герои в них были хорошо узнаваемы по своему типу и одновременно имели свою «философию» жизни, что привлекало читателей необычайно.

В эти годы Горький проявляет себя и как талантливый организатор. С 1901 года он становится во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится пьеса Горького «На дне», в 1903 году она играется уже на сцене берлинского Kleines Theater.

За свои крайне революционные взгляды писатель не раз подвергался арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально.

Меж двумя революциями

Первая мировая война произвела на Горького крайне тягостное впечатление. Его безграничная вера в прогрессивность человеческого разума была растоптана. Писатель воочию увидел, что человек, как личность, не значит на войне вообще ничего.

После поражения революции 1905-1907 годов и в связи с обострившимся туберкулёзом Горький уезжает на лечение в Италию, где поселяется на острове Капри. Здесь он проживает семь лет, занимаясь литературным творчеством. В это время написаны его сатирические памфлеты о культуре Франции и США, роман «Мать», ряд повестей. Здесь же созданы «Сказки об Италии» и сборник «По Руси». Наибольший интерес и разногласия вызвала повесть «Исповедь», содержащая темы богостроительства, что категорически не принимали большевики. В Италии Горький редактирует первые газеты большевиков - «Правда» и «Звезда», возглавляет отдел по художественной литературе журнала «Просвещение», а также помогает издать первый сборник писателей-пролетариев.

В это время Горький уже выступает против революционного переустройства общества. Он пытается уговорить большевиков не проводить вооружённого восстания, т.к. народ ещё не готов к кардинальным преобразованиям и его стихийная сила может снести и всё лучшее, что есть в царской России.

После Октября

События Октябрьской революции подтвердили, что Горький был прав. Много представителей старой царской интеллигенции погибли во время репрессий или вынуждены были бежать за границу.

Горький с одной стороны осуждает действия большевиков во главе с Лениным, но с другой стороны называет простой народ варварским, чем, по сути, оправдывает жестокие действия большевиков.

В 1818-1819 годах Алексей Максимович ведёт активную общественную и политическую деятельность, выступает со статьями, осуждающими власть Советов. Многие его начинания задумываются именно для того, чтобы спасти интеллигенцию старой России. Он организует открытие издательства «Всемирная литература», возглавляет газету «Новая жизнь». В газете он пишет о важнейшей составляющей власти - её единстве с гуманизмом и нравственностью, чего категорически не видит в большевиках. На основании таких заявлений газета в 1918 году закрывается, и Горький подвергается нападкам. После покушения на Ленина в августе того же года писатель снова возвращается «под крыло» большевиков. Свои предыдущие выводы он признаёт ошибочными, утверждая, что прогрессивная роль новой власти значительно важнее, чем её ошибки.

Годы второй эмиграции

В связи с очередным обострением болезни и по настоятельной просьбе Ленина Горький снова едет в Италию, останавливаясь на этот раз в Сорренто. До 1928 года писатель остаётся в эмиграции. В это время он продолжает писать, но уже сообразуясь с новыми реалиями русской литературы двадцатых годов. В период последнего проживания в Италии был создан роман «Дело Артамоновых», большой цикл рассказов, «Заметки из дневника». Начато фундаментальное произведение Горького - роман «Жизнь Клима Самгина». В память о Ленине Горький издал о вожде книгу воспоминаний.

Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.

Возвращение на Родину

Сталин считает неправильным, что писатель, поддерживавший большевиков в годы революции, проживает за границей. Алексею Максимовичу было сделано официальное приглашение вернуться на Родину. В 1928 году он приехал в СССР с кратковременным визитом. Для него была организована поездка по стране, во время которой писателю показали парадную сторону жизни советского народа. Впечатлённый торжественной встречей и увиденными достижениями, Горький решил вернуться на Родину. После этой поездки он написал цикл очерков «По Советскому Союзу».

В 1931 году Горький навсегда возвращается в СССР. Здесь он с головой уходит в работу над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить до своей смерти.

В это же время он занимается огромной общественной работой: создаёт издательство «Academia», журнал « Литературная учёба», Союз писателей СССР, книжные серии об истории фабрик и заводов, и по истории гражданской войны. По инициативе Горького открывается первый литературный институт.

Своими статьями и книгами Горький, по сути, рисует высокий моральный и политический облик Сталина, показывая только достижения советского строя и замалчивая репрессии руководства страны по отношению к собственному народу.

18 июня 1936 года, пережив на два года сына, Горький умирает при невыясненных до конца обстоятельствах. Возможно, его правдивая натура одержала верх, и он посмел высказать какие-то претензии партийному руководству. Такого в те времена не прощали никому.

В последний путь писателя провожало всё руководство страны, урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Интересные факты:

9 июня 1936 года практически уже умершего Горького оживил приезд Сталина, который приехал, чтобы попрощаться с покойным.

Мозг писателя перед кремированием был удалён из тела и передан в Московский Институт мозга для изучения.

(оценок: 4 , среднее: 3,00 из 5)

Имя: Алексей Максимович Пешков
Псевдонимы: Максим Горький, Иегудиил Хламида
День рождения: 16 марта 1868
Место рождения: Нижний Новгород, Российская империя
Дата смерти: 18 июня 1936
Место смерти: Горки, Московская область, РСФСР, СССР

Биография Максима Горького

Максим Горький родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. На самом деле писателя звали Алексеем, а вот его отец был Максимом, и фамилия у писателя была Пешков. Отец работал простым столяром, поэтому семью нельзя было назвать обеспеченной. В 7 лет он отправился в школу, однако уже через пару месяцев учебу пришлось бросить из-за оспы. В итоге мальчик получил домашнее образование, а также он самостоятельно изучал все предметы.

У Горького было достаточно тяжелое детство. Его родители умерли слишком рано, и мальчик жил с дедом , у которого был весьма тяжелый характер. Уже в 11 лет будущий писатель отправился зарабатывать себе на хлеб, подрабатывая то в хлебном магазине, то в столовой на пароходе.

В 1884 году Горький оказывается в Казани и пытается получить образование, но данная попытка провалилась, и ему приходится снова тяжело трудиться, чтобы заработать денег себе на пропитание. В 19-летнем возрасте Горький даже пытается покончить жизнь самоубийством из-за нищеты и усталости.

Здесь же он увлекается марксизмом, пробует агитировать. В 1888 году его впервые арестовывают. Он устраивается на работу на железную работу, где власти за ним пристально следят.

В 1889 году Горький возвращается в Нижний Новгород, устраивается на работу к адвокату Ланину письмоводителем. Именно в этот период он пишет «Песнь старого дуба» и обращается к Короленко, чтобы тот оценил работу.

В 1891 году Горький отправляется колесить по стране. В Тифлисе впервые печатается его рассказ «Макар Чудра».

В 1892 году Горький снова едет в Нижний Новгород и возвращается к службе у адвоката Ланина. Здесь он уже печатается во многих изданиях Самары и Казани. В 1895 году переезжает в Самару. В это время активно пишет и его работы постоянно печатают. Двухтомник «Очерки и рассказы», напечатанный в 1898 году, пользуется большим спросом и очень активно обсуждается и критикуется. В период с 1900 по 1901 года знакомится с Толстым и Чеховым.

В 1901 году Горький создал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне». Они были очень популярны, а «Мещан» даже поставили в Вене и Берлине. Писатель стал известен уже на международном уровне. С этого момента его работы переводятся на разные языки мира, а также он и его работы становятся объектом пристального внимания иностранных критиков.

Горький стал участником революции в 1905 году, и с 1906 года он покидает свою страну в связи с политическими событиями. Он долгое время живет на итальянском острове Капри. Здесь он пишет роман «Мать». Эта работа повлияла на появление нового направления в литературе, как социалистический реализм.

В 1913 году Максим Горький смог наконец-то вернуться на родину. В этот период активно работает над автобиографией. Также работает редактором двух газет. Тогда же он собрал вокруг себя пролетарских писателей и издал сборник их работ.

Период революции в 1917 году был неоднозначным для Горького. В итоге он вступает в ряды большевиков, даже несмотря на сомнения и терзания. Однако он не поддерживает некоторые их взгляды и действия. В частности, относительно интеллигенции. Благодаря Горькому большая часть интеллигенции в те времена избежала голода и мучительной смерти.

В 1921 году Горький покидает свою страну. Есть версия, что он это делает из-за того, что Ленин слишком беспокоился о здоровье великого писателя, у которого обострился туберкулез. Однако причиной могли быть и противоречия Горького с властью. Он жил в Праге, Берлине и в Сорренто.

Когда Горькому исполнилось 60 лет, его сам Сталин пригласил в СССР. Писателю был организован радушный прием. Он ездил по стране, где выступал на собраниях и митингах. Ему всячески оказывают почести, берут в Коммунистическую академию.

В 1932 году Горький возвращается в СССР окончательно. Он ведет очень активную литературную деятельность, организовывает всесоюзный съезд советских писателей, выпускает большое количество газет.

В 1936 году по всей стране пронеслась ужасная новость: Максим Горький покинул этот мир. Писатель простыл, когда посетил могилу сына. Однако есть мнение, что и сына, и отца отравили из-за политических взглядов, но это так и не было доказано.

Документальный фильм

Вашему вниманию документальный фильм, биография Максима Горького.

Библиография Максима Горького

Романы

1899
Фома Гордеев
1900-1901
Трое
1906
Мать (вторая редакция - 1907)
1925
Дело Артамоновых
1925-1936
Жизнь Клима Самгина

Повести

1908
Жизнь ненужного человека
1908
Исповедь
1909
Городок Окуров
Жизнь Матвея Кожемякина
1913-1914
Детство
1915-1916
В людях
1923
Мои университеты

Рассказы, очерки

1892
Девушка и смерть
1892
Макар Чудра
1895
Челкаш
Старуха Изергиль
1897
Бывшие люди
Супруги Орловы
Мальва
Коновалов
1898
Очерки и рассказы (сборник)
1899
Песня о Соколе (поэма в прозе)
Двадцать шесть и одна
1901
Песня о буревестнике (поэма в прозе)
1903
Человек (поэма в прозе)
1913
Сказки об Италии
1912-1917
По Руси (цикл рассказов)
1924
Рассказы 1922-1924 годов
1924
Заметки из дневника(цикл рассказов)

Пьесы

1901
Мещане
1902
На дне
1904
Дачники
1905
Дети солнца
Варвары
1906
Враги
1910
Васса Железнова (переработана в декабре 1935-го)
1915
Старик
1930-1931
Сомов и другие
1932
Егор Булычов и другие
1933
Достигаев и другие

Публицистика

1906
Мои интервью
В Америке» (памфлеты)
1917-1918
цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»
1922
О русском крестьянстве




Top