Инженеры из прометея кто они. Что вы хотели узнать после просмотра «Прометея

Инженеры, также известные как пилоты, космические жокеи или Mala"kak являются древнейшей внеземной жизнью. Возраст данной цивилизации насчитывает миллиарды лет, но четкое происхождение неизвестно. Они обладают самыми передовыми технологиями в галактике. Одна из технологий делает их мастерами генной инженерии, зарождение жизни на различных небесных телах.

ВНИМАНИЕ!!! В связи с новой информацией полученной из фильма "Чужой: Завет"


- данная статья редактируется!!!

Биология и внешний вид

Как видно в фильме "Прометей", инженеры представляют из себя бледно-белых, с видимыми венами под кожей, человеко-подобных гуманоидов с темными ("мертвыми") глазами. Ранее считалось что у данного вида имеются телепатические способности, но ученые корпорации Weyland-Yutani выяснили, что это не так.

Инженер встречается в заброшенном корабле на Ахеронте в био-шлеме, который напоминал некое дыхательное устройство. С центральной части шлема отходила трубка подсоединенная к груди. Рот на шлеме присутствовал у начала данной трубки, по его бокам находились две челюсти (или "клыки чужого"), в фильме "Прометей" стало видно что это просто часть костюма. Руки располагались вдоль тела по бокам, нижняя часть тела существа была скрыта.

Характеристика

В принципе "инженеры" выглядят почти также как и человеческие существа, за исключением размеров тела, глаз и волос. У них нет волос на теле, бровях и ресницах, губы такие же бледные как и остальная кожа на теле, а глаза почти полностью черные. Их рост дает им огромное преимущество в силе перед человеком. Их поведение почти неизвестно, единственный пример появления живого "инженера" только в фильме "Прометей".

За это короткое время мы узнаем, что "инженеры" готовили курс на Землю и планировали использовать в качестве оружия различные опасные организмы находящиеся в грузовом отсеке инопланетного корабля. По неизвестным причинам организмы вырвались из под контроля и уничтожили всю команду его кроме одного "инженера", который каким-то образом оказался в крио-сне.

О родной вселенной "инженеров" нет информации, но они, как нам известно, способны колонизировать миры похожие на их собственный, проводя процесс терраформирования и создание атмосферы пригодной для дыхания. Их технологии и знания о космосе являются невероятно продвинутыми, о чем свидетельствует фильм "Прометей". Также стало понятно что "Инженеры" крайне враждебны для человека.

Письменность и язык

Письменность "инженеров" поразительно схожа с месопотамской клинописью, которую можно найти на Ближнем Востоке, а их иероглифы идентичны тем, что находятся в Египте, Центральной Америке и в других областях Земного шара.

Отношение к ксеноморфам и другим расам

Мало что известно об этом. Основные теории с их связью с "чужими" рассказывались Ридли Скоттом в комментариях к первым двум "фильмам о чужих". Говорилось что "инженер" на корабле чужих был "смертник", и что они использовали их в качестве биологического оружия для противостояния неизвестного нам врага в "древней войне". Существует ряд доказательств: Чужеродные яйца должны были использоваться в качестве бомб на планете врага, а затем "ксеноморфы" будут продолжать уничтожать население.

В начале фильма "прометей" видно, что "инженер" оставленный на планете, видимо был ответственным за создание человеческой расы. Он принес себя в жертву, выпив химическое вещество, которое его полностью растворило и внесло его ДНК в экосистему планеты и начало сложные процессы с окружающей средой и микроорганизмами. Таким образом ДНК Человека и ДНК Инженера практически идентичны (это предположение, ибо без научного знания и понимания генома человека наверняка сказать сложно). Причины по которым этот "инженер" совершил свой "ритуал" неизвестны, хотя складывается ощущение, что его раса не одобряла этих деяний. Десятки кораблей перевозящих груз в виде боеприпасов с черной жидкостью предназначались для запуска на Землю, для распространения инфекции и дальнейшего уничтожения человечества. Но из-за инцидента с грузом и потерей над ним контроля корабли надолго остаются неподвижными, а практически весь экипаж гибнет. Экипаж USCSS Prometheus выяснил, планета которую они исследовали является лабораторией для проектирования и разработки оружия, есть теория что здесь же были созданы и "ксеноморфы" (возможно даже из черной слизи).

Экипажем "Прометей" также было отмечено, что "инженер" на LV-223 был мертв в течении 2000 лет. Фанаты фильма предположили, что более 2000 лет назад "инженеры" были в хороших отношениях с людьми, но произошло некое событие в результате которого они стали враждебными по отношению к человечеству. Это объясняет наскальные рисунки "приглашающие" человечество найти их.
Также есть вариант, что "инженеры" создали жизнь на Земле для образования "питательной среды" для прото-ксеноморфов в военных целях.

Статья была перенесена со старого сайта.

Последняя часть рассказа о том, как создавалась франшиза про чужих. Конечно, можно заметить, что в “Прометее” настоящих чужих собственно говоря и не было. Но они могли там появиться, сложись все немного по другому. Впрочем, обо всем по порядку.

На перепутье

После выхода фильма “Чужой: Воскрешение ”, франшиза про ксеноморфов несколько лет находилась на перепутье. С одной стороны, существовали планы сделать “Чужого 5 ”, в частности, у Джосса Уидона была концепция продолжения "Воскрешения", а Сигурни Уивер традиционно заявила, что в принципе, может и снимется в пятой части, если ей понравится гонорар история.

С другой стороны, с начала 90-х в разработке находился “Чужой против Хищника ” по сценарию Питера Бриггса (его подробный обзор можно ). Но против этого проекта играло несколько факторов. Во-первых, Сигурни Уивер была категорически против идеи скрестить две франшизы и даже угрожала продюсерам, что если те запустят фильм в производство то она никогда больше не будет играть роль Рипли. Во-вторых, вокруг этого сценария велось несколько судебных тяжб. Все это привело к тому, что проект был заморожен почти на десятилетие.

Где-то в 2002 году Джеймс Кэмерон совместно с другим автором (к сожалению, его имя так и не было названо) начал писать сценарий “Чужого 5”, который должен был наконец раскрыть тайну происхождения инопланетного звездолета на LV-426. Кроме того, по его собственным словам, в пятой части истории Кэмерон планировал исправить то, что авторы “Чужого 3 ” сделали с "его персонажами". К сожалению, подробности того, как именно он собирался это сделать, так и остались тайной.

Режиссером фильма планировал стать Ридли Скотт, о чем была достигнута соответствующая договоренность. Где-то в это же время по сети стал гулять слух, что Арнольд Шварценеггер заинтересовался проектом и готов исполнить в нем одну из ролей.

Один из забавных фан-артов на эту тему

Но затем случилось то, что случилось - представители студии уведомили Кэмерона, что у них есть новый, “действительно хороший сценарий Чужого против Хищника” за авторством Пола Андерсона . Кэмерон не пришел в восторг от этого решения и остановил всю дальнейшую работу над проектом. Ну а что он в итоге снял дальше, думаю всем известно.

И вот, в 2004 году на экраны вышел “Чужой против Хищника” Пола Андерсона. Фильм уверенно отбил бюджет и принес прибыль, но и критики и значительная часть зрителей, все эти годы так ждавшие фильм, были сильно разочарованы. Через 3 года вышли “Чужие против Хищника: Реквием ”. Несмотря на то, что и фильм братьев Штраус принес некую прибыль, недовольство его качеством среди фанатов было таким, что даже студии стало очевидно что вновь созданная франшиза фактически приказала долго жить.

Начало разработки проекта

Вполне возможно что именно отказ Кэмерона от разработки “Чужого 5” стал своеобразной точкой отсчета для приквела “Чужого”. Ридли Скотт всерьез загорелся идеей вернуться к инопланетному космическому кораблю и его создателям, но решил вместо продолжения, рассказать предысторию событий, произошедших на LV-426. Чтобы заручиться поддержкой студии, в 2009 году он устроил презентацию, где подробно рассказал о своем видении будущего фильма. Скотт добился своей цели - студия согласилась вернуться к Чужому, но при условии, что британец лично срежиссирует фильм.

Дело в том, что первоначально Скотт хотел ограничиться лишь продюсированием, надеясь пролоббировать кандидатуру своего протеже Карла Ринша на пост режиссера. Но студия была готова была выделить деньги только при условии, что сам Скотт будет у руля. И после некоторых колебаний, Ридли согласился срежиссировать первый с 1982 года фантастический фильм.

Теперь, имея режиссера, проекту был необходим сценарист. Выбор продюсеров пал на Джона Спэйтса , который в современном Голливуде считается автором, к которому нужно обратиться, чтобы написать “какую-нибудь космическую фантастику”. Если кому интересно, каким образом Спэйтс получил такой статус - то об этом я писал в .


Джон Спэйтс

Спэйтс принял вызов, и подробно изложил все свои мысли насчет возможного сюжета, персонажей и того, в каком направлении будет двигаться история в 20 страничном меморандуме. Как и Скотт, Спэйтс хотел вернуться к кораблю на LV-426 и рассказать про цивилизацию Космических жокеев, которая была вплетена в историю эволюции человеческой расы. Правда в отличии от режиссера, Спэйтс не планировал делать Жокеев (которые позже сменили название на Инженеров) внешне похожими на человека - но впоследствии, Скотт настоял на своем видении и Инженеры обрели известный ныне облик.

В остальном, Скотт одобрил концепцию Спэйтса. Студийным чиновником тоже в целом понравилось его видение и потому Спэйтс был нанят для написания полноценного сценария. Он с большим энтузиазмом взялся за проект и менее чем за четыре недели написал первый, 117 страничный сценарий проекта, который носил название “Alien: Engineers ”.

Alien: Engineers

Начальный сценарий Спэйтса, открывался сценой ритуала, происходящего на первобытной Земле. Инопланетянин, который станет известен нам как Инженер, открывает коробку, внутри которой находились тысячи миниатюрных насекомых (в сценарии они названы “скарабеями”), которые буквально пожирают его, усваивая ДНК пришельца, а затем распространяются по планете. Когда скарабеи находят первобытных людей, они кусают их, вводя внутрь ДНК, и таким образом модифицируют homo sapiens в нужном Инженерам направлении.

14 000 лет спустя. Доктор Джоселин Уоттс и ее возлюбленный профессор Мартин Холлоуэй (в сценарии он описывается как солидный 48 летний археолог) находят на дне Средиземного моря обелиск, своего рода Розеттский камень с инопланетными письменами, доказывающий, что их теория о древних палеоконтактах верна. Проведя анализ данных, они находят координаты звездной системы, откуда, по их мнению, каждые 1 100 лет на Землю прилетали пришельцы, дававшие людям новые знания и проводившие изменения в человеческом геноме, которые подталкивали развитие нашей цивилизации. Потому, Холлоуэй и дает этой расе название Инженеры.

Но, даже несмотря на это открытие, ни одно исследовательское учреждение не принимает на веру их теорию и тем более не готово финансировать межзвездную экспедицию. И тогда Холлоуэй и Уоттс в последней надежде обращаются с просьбой о финансировании в компанию “Weyland Industries”. Вскоре, они получают приглашение от магната Питера Уэйланда посетить его резиденцию, расположенную в колесообразной орбитальной станции “WEYLAND’S WHEEL”, что находится на околоземной орбите.

Концепты орбитальной станции Уэйланда

Во сцене полета шаттла к орбитальной станции, Спэйтс вставил пару отсылок к “Космической одиссее 2001 ” Кубрика - например сцену, где Холлоуэй играет с ручкой в невесомости.


Ученые устраивают Уэйланду презентацию и с удивлением узнают, что его компания уже давно интересуется их исследованиями, взломав их компьютеры и читая секретную переписку. Научный отдел Уэйланда проанализировал полученные Уоттс и Холлоуэем данные и пришел к выводу, что их теория вполне может оказаться верной. А тот факт, что старт палеоконтактов совпадает с окончанием последнего ледникового периода и началом необычайно длительного периода стабильного и теплого климата, способствовавшего возникновению нашей цивилизации, означает, что Инженеры не только улучшали людей, но и провели своего рода терраформацию Земли. Уэйланд, заработавший состояние на проектах по терраформации (в частности Марса), готов рискнуть вложиться в дорогостоящую экспедицию, которая в перспективе готова принести ему еще больше власти и денег.

И потому он ставит ученым два условия. Первое — в случае успеха все найденные технологии достанутся его компании. Второе — вместе с Уоттс и Холлоуэем в полет отправятся андроид Дэвид, а также второй человек в его компании — Лидия Викерс, которая хоть и не горит желанием на пять лет бросить Землю, но вынуждена подчиниться.

Как и в фильме, Дэвид это новейший прототип. Но в этой версии его внешность еще не является точной копией человеческой (т.е. его нельзя случайно принять за человека). Кроме того, создатели сделали приоритет на искусственном интеллекте Дэвида, а не на имитации эмоций.

Канун 2173 года. Космический корабль "Магеллан" прибывает в звездную систему Дзеты Сетки.

Холлоуэю и Уоттс не терпится поскорее приступить к поискам инопланетной жизни, хотя они и считают, что, вероятнее всего, раса пришельцев уже вымерла - ибо последний контакт состоялся свыше 2 000 лет назад, и с тех пор на Землю никто не прилетал. Однако кроме тщательно проштудировавшего все собранные данные Дэвида, их энтузиазм не разделяет экипаж “Магеллана” (в основном это просто наемные рабочие, которых Спэйтс сравнивает со старателями/золотодобытчиками), до последнего не знавшие о цели экспедиции, и Викерс, считающей этот полет пустой тратой ресурсов и концом своей карьеры.

После сканирования всех планет в системе, ученые обнаруживают аномалии на планетоиде LV-426, который вращается вокруг газового гиганта Эпсилон.

Высадившись на поверхность, исследователи находят долгожданное подтверждение своей теории — двадцать четыре объекта, расположенных на экваторе планетоида (впоследствии окажется, что это установки по терраформации), и большой комплекс из инопланетных пирамид.



В одной из сцен, команда на вездеходах проезжает мимо высеченного в скалах сфинксоподобного лица - но из-за плохой видимости ученые его не замечают.

Войдя, через взломанные кем-то двери внутрь одной из пирамид, герои находят непонятные машины, трупы Инженеров, некоторые из которых лежат с проломленными грудными клетками, а другие разорваны на куски, и своего рода миниатюрный атмосферный процессор, делающий воздух внутри пригодным для дыхания. В отличие от фильма, никто из героев не рискует снимать шлемы.



Вскоре комплекс накрывает буря, и команде приходится экстренно эвакуироваться. Как и в фильме, Файфилд и Миллберн теряются внутри пирамиды и натыкаются на гигантскую многоножку. Она убивает Миллберна, а Файфилд убегает и попадает в комнату со "скарабеями", которые кусают незадачливого геолога, меняя его ДНК.

Один из концептов многоножки

Справедливости стоит отметить, в версии Спэйтса, Миллберн и Файфилд все же были старателями, а не учеными. Кроме того давалось номинальное объяснение того, как они затерялись - как оказалось, герои забыли картографическое оборудование, а буря и стены сооружения заглушили почти всю связь с кораблем.

На борту “Магеллана”, Уоттс и Холлоуэй празднуют успех (а капитан Янек подымает тост за Милберна и Файфилда - “первых в мире людей испугавшихся, заблудившихся и уснувших в своих скафандрах на руинах инопланетной цивилизации”), а затем исследуют взятую из комплекса голову Инженера. Изучив ее, они делают прибор, позволяющий видеть в спектре зрения Инженеров.

Викерс тем временем осознает возникшие перед ней перспективы и приказывает Дэвиду активировать “второй протокол”, после чего будит команду наемников (кстати, одного из них зовут “Vygoda” - интересно, как бы это имя перевели в русской локализации?) и объявляет шокированным Холлоуэю и Уоттс, что с этого момента она командует экспедицией.


Концепт наемника

Утром исследователи возвращаются в поисках пропавших коллег и находят труп Миллберна и заметно выросшую многоножку, которую убивает капитан Янек. Пока остальные члены экипажа заняты поисками Файфилда, Холлоуэй и Уоттс приходят к выводу, что находятся лишь на аванпосте Инженеров, и потому втайне от Викерс пытаются найти координаты их родного мира, которые по своей ценности намного превосходят все потенциальные находки с LV-426.

Дэвид тоже не теряет даром времени, поглощая информацию в геометрической прогрессии. Чем больше он узнает об Инженерах, тем сильнее хочет с ними встретиться, считая их своей ровней и все больше презирая человеческих создателей. Активированный Викерс “второй протокол” усугубляет внутренний конфликт Дэвида и в итоге позволяет ему найти способ, чтобы обойти ограничивающие его волю защитные механизмы, став полностью самостоятельным. После этого он начинает намеренно затягивать и саботировать экспедицию.

В результате несчастного случая Холлоуэй падает в шахту.

Через некоторое время Уоттс находит его — дезориентированного и без шлема. Вернувшись на корабль, Холлоуэй вспоминает про помещение со Звездной картой, где были показаны LV-426, Земля, другие колонии Инженеров, а также их родной мир.

Решив приступить к поискам Звездной карты утром, пара занимается сексом, и в ключевой сцене скрипта из Холлоуэя вылезает похожий на кальмара честбастер.


Cцена рождения чужого из фильма 1979 года стала настоящим культурным феноменом и эдакой неприступной вершиной для голливудских сценаристов: много кто хотел превзойти ее эффект, но ни у кого особо не получилось. Спэйтс тоже принял участие в этом заочном "состязании", рассудив что рождение чужого во время сцены секса может быть весьма эффектным. Но так как этот эпизод так и остался на бумаге, к сожалению у нас вряд ли получится узнать, оправдался бы его замысел или нет.


Концепт честбастера, появившегося из Холлоуэя

Честбастер прячется в вентиляции и очень быстро вырастает в крайне неприятную желеобразную тварь, которая в буквальном смысле может протекать в самые узкие щели (при этом она может формировать лицо, которое отдаленно напоминает лицо Холлоуэя).


Один из предлагавшихся вариантов нового чужого

Пока команда не слишком удачно пытается уничтожить чужого, который убивает их по одному, Уоттс пытается понять, что случилось с ее возлюбленным и возвращается в пирамиду. Там она находит отсек с яйцами чужих, расплавленным шлемом Холлоуэя и мертвым, напоминающим осьминога, протолицехватом.

В сценарии этот отсек описывался как нечто, напоминающее пчелиный улей, в “сотах” которого находились лицехваты.

Уоттс идет по следу Холлоуэя и находит подземный ангар, где находится Джаггернаут - тот самый подковообразный инопланетный корабль, хорошо знакомый каждому, кто видео оригинального “Чужого”. Уоттс забирается в корабль и доходит до отсека, где находится кресло пилота (оно пока еще пустует).

Вскоре объявляется Дэвид, который запускает звездную карту и рассказывает Уоттс, что корабль (он называет его “Колесницей богов”) является носителем биооружия — в каждом из его восьми отсеков находятся различные разновидности яиц Чужих, специально созданные для уничтожения человеческой расы. Инженеры планировали отправить Джаггернаут к Земле 1700 лет назад, но этому помешала катастрофа, опустошившая их базу на LV-426.



Один из концептов лицехвата.

Шокированная Уоттс просит Дэвида остановить исследования и угрожает отключить его, после чего андроид радостно сообщает, что активированный Викерс “второй протокол” позволяет ему сделать, что угодно с тем, кто может помешать планам Компании. Он хватает Уоттс, берет лицехвата (эта разновидность больше похожа на классическую) и из научного интереса заражает ее эмбрионом чужого, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.


Другой вариант лицехвата

Когда через несколько часов “починенная” Уоттс приходит в себя, то видит уже выросшего чужого, который убил одного из наемников и занят его поеданием.

Чудом, ей удается добраться до оружия и застрелить монстра. Вернувшись на командный мостик, она обнаруживает, что там забаррикадировались остальные выжившие. Уоттс чуть не убивает Викерс, но ее останавливает капитан Янек, который, решив убраться с планеты, выяснил, что Дэвид саботировал компьютер и теперь "Магеллан" не может взлететь. Поскольку только Викерс может отключить взбунтовавшегося андроида, стороны приходят к перемирию, и все, кроме оставшегося на мостике капитана Янека, вооружаются автоматами (а Уоттс также прибором, позволяющим видеть в спектре зрения Инженеров) и отправляются к пирамиде.

Там команда находит два связанных трупа ученых с разорванными грудными клетками и вскоре натыкается на новую разновидность чужих, убивая их. Проследовав внутрь корабля Инженеров, они находят Дэвида, только что активировавшего криокапсулу, в которой свыше 1700 лет спал последний уцелевший Инженер. Но Дэвиду не удается осуществить мечту и поговорить с Инженером — после нескольких фраз, разгневанный Инженер отрывает андроиду голову и следует к командному отсеку, намереваясь запустить корабль к Земле.

Дело в том, что Инженер заражен эмбрионом чужого и знает об этом. Он лег в капсулу, надеясь, что когда-нибудь его раса вернется на LV-426 и его спасут. Но разбудив Инженера, Дэвид фактически убил его. Потому, последнее, что Инженер собирается сделать перед своей скорой смертью, это уничтожить Землю, отомстив тем самым Дэвиду и его глупым создателям.

До Дэвида доходит, что своей неумной самоуверенностью он подписал человечеству смертный приговор, и потому он восстанавливает управление “Магелланом” и сообщает Уоттс, что планирует сделать Инженер. Викерс и командир наемников по имени Шепард не хотят рисковать собой ради спасения Земли и сбегают, чтобы наткнуться на сильно мутировшего Файфилда, который теперь настолько силен, что может голыми руками убить чужого (но тем не менее сохранил какие-то остатки разума).

Узнав Викерс, он бросается на нее, смертельно ранит Шепарда, но и сам погибает от его автоматной очереди. Кислотная кровь попадает на лицо Викерс и она, как написано в сценарии, умирает страшной смертью. Остальные герои пытаются застрелить Инженера, но лишь ранят его — ответным огнем Инженер убивает всех, кроме Уоттс, после чего закрывает командный отсек, одевает всем знакомый “слоноподобный” костюм, садится в кресло управления и активирует корабль.

Уоттс же за рулем вездехода на всех парах мчится к “Магеллану” — и успевает как раз вовремя, чтобы пристрелить желеподобного чужого, который почти убил Янека. Корабль Инженеров взлетает, и раненный Янек принимает решение идти на таран. Он погибает вместе с кораблем, Уоттс эвакуируется в в спасательной капсуле, а из тела Инженера вылезает Ультраморф — еще один невиданный доселе вид Чужого.

Выбравшись из рухнувшего Джаггернаута (который является тем самым кораблем, который в будущем найдет экипаж Ностромо), он преследует Уоттс, и в ходе последней схватки ей удается победить его, отрезав алмазным резцом голову чудовища.

В финале, Уоттс забирается в уцелевший модуль Викерс, куда переносит всё найденное среди обломков оборудование. На связь выходит Дэвид, который предлагает ей починить его тело взамен на свою помощь. Пока Уоттс раздумывает над этим предложением, глуша водку и играя с Дэвидом в шахматы по радио, мы переносимся на орбиту LV-426 и видим, как все пирамиды Инженеров активируются, испуская своего рода световой сигнал. На этом, начальный сценарий Спэйтса заканчивался...

В заключительной части - рассказ о том, какие изменение претерпевал сценарий во время пре-продакшна и как на борт проекта попал Дэймон Линделоф .

Когда я позавчера посмотрел кинофильм "Прометей", то сначала, как и многие зрители, был несколько озадачен количеством нестыковок и просто непонятных мест в сюжете. Однако, обдумав увиденное, нахожу, что многие моменты в фильме, которые кажутся ляпами, вполне логичны - с допущениями относительно научной фантастики, конечно. А так как в блогах и на форумах идут оживленнейшие обсуждения сюжета фильма и показанных в нем сцен, то решил перечислить основные вопросы обсуждений и дать ответы на них с моей точки зрения.

1. Что делал белый инопланетянин в начале фильма? Выпил какую-то жидкость, распался на части. Из его ДНК появились люди? Но ведь одной ДНК, попавшей в воду, для появления организма мало?

Инопланетянин (эту расу в фантастике принято называть Space Jokeys, поэтому дальше я буду называть представителей этого вида "жокеями") выпил жидкость, которая использовала его организм для создания новых форм жизни: показывают, как сначала распадается ДНК жокея, потом собирается новая ДНК и создаются клетки. Похожий принцип был и в основе действия черной жидкости из ваз на планете LV-233, куда прилетел корабль "Прометей": она вызывала мутацию организма и преобразовывала его в новое существо. То есть в воду на Земле попала не одна ДНК, а части организма жокея, которые были преобразованы в новые организмы. Кто именно появился в результате этого - только люди или еще и другие существа, в фильме прямо не говорится. Судя по тому, что ДНК насекомых, млекопитающих и человека совпадают более чем на 90%, то возможно, что жокей дал начало всем живым существам на планете.

2. Если жокеи, как видно из древних рисунков и росписей, общались с людьми и показывали им, где находится планета LV-233, на которую в итоге отправился "Прометей", то почему LV-233 оказалась военным объектом, а жокеи собирались уничтожить человечество?

Прямо об этом в фильме не говорится, поэтому остается только анализировать и строить предположения.

Сначала я задумался - почему фильм назван "Прометей"? В этом должен быть какой-то смысл. Фильм, в котором поднимаются такие важные вопросы, как поиски бога, смысла жизни, веры и т.п. не может быть назван в честь обычного космического корабля. Даже простой фантастический триллер (я имею ввиду "Чужой" 1979 года) было бы нелепо назвать "Ностромо". Прометея вскользь упоминает Вейланд в приветственном слове, но это это выглядит слишком недостаточным для выбора названия для фильма.

Кто такой Прометей? Вейланд был не совсем прав, говоря в своем приветственном слове, что Прометей хотел, чтобы люди стали равными богам и поплатился за это. Прометей, титан из древнегреческой мифологии, на самом деле знаменит двумя вещами: 1) он создал людей; 2) он любил людей и вопреки воле богов дал им огонь, за что был наказан. Несмотря на то, что он не погиб и был в итоге прощен, Прометей в массовой культуре является символом самопожертования ради людей.

Ничего не напоминает? Конечно, жокей-одиночка в начале фильма и есть Прометей, пожертвовавший собой ради жизни человечества. Тогда название фильма сразу обретает смысл. И тут важно то, что земной Прометей, из мифологии, находился в оппозиции богам. Так как мифы - это отголосок общения людей с жокеями-"богами", из этого можно сделать вывод, что жокей в начале фильма сделал свое дело вопреки мнению остальных жокеев и их верховной власти.

Возможно он был диссидентом или преступником, оставленным на Земле в наказание (если бы это был специальный эксперимент, то рядом были бы жокеи-наблюдатели; да и очень у него скорбный вид был). Его единомышленники или родственники узнали о сделанном и взяли над человечеством "шефство", что и отображено на древних рисунках. Однако 2000 лет назад (интересно, что для дня X выбрано время пришествия Иисуса Христа) остальные жокеи узнали об этом. "Богам" было запрещено являться на Землю (обратите внимание, что все найденные изображения общения людей с жокеями - древние, до нашей эры, более поздних нет), а жокеи решили людей уничтожить как результат незаконных действий.

Таким образом, ситуация, изображенная на рисунках, переменилась. Планета, на которую указывали "добрые" жокеи, была превращена в военную базу и на ней стали готовить карательные экспедиции.

Впрочем, была ли это военная база, как предположил капитан "Прометея" - еще вопрос. Ведь после катастрофы первого корабля жокеев показывают, как Шоу с Дэвидом довольно оперативно, без всяких эксцессов, взлетают на другом корабле. Это означает, что ничего опасного там не было. Может быть, это просто космодром, перевалочный пункт.

3. Робот ли Викерс (героиня Шарлиз Терон)?

Вопрос поднимается в связи с тем, что прямого ответа на вопрос "Вы робот?" который капитан задает Викерс, в фильме не дается. То, что Викерс называет Вейланда отцом, можно трактовать по-разному: так как Вейланд был главой корпорации, делавшей андроидов, то андроид может называть Вейланда отцом.

Я думаю, что Викерс человек. Дело в том, что одна из ключевых сюжетных линий фильма - это треугольник Вейланд-Дэвид-Викерс. Вейланд имеет дочь (Викерс), однако не любит ее, и любимым ребенком для него является Дэвид, которому он завидует из-за бессмертия Дэвида. Викерс же, и это видно, ревнует отца к Дэвиду (какой у нее взгляд, когда в начале Вейланд называет Дэвида почти сыном!). Этим и объясняется то, что она порой держится, как робот - чтобы быть такой, как Дэвид.

Если бы Викерс была андроидом, то этот треугольник теряет смысл. Более того, становится непонятным, зачем вообще на корабле два андроида, зачем было скрывать присутствие Викерс от Вейланда.

Есть и другие сигналы: Викерс была членом совета директоров корпорации Вейланда (немыслимо для андроида), в начале фильма Викерс то ли в поту, то ли в какой-то слизи отжимается от пола, чтобы восстановить форму после сна в криокамере - андроид явно не спал бы в камере, как видно на примере Дэвида.

4. Как это земной андроид Дэвид так легко разбирался в инопланетных знаках, кодах открытия дверей, управлении кораблем?

Из-за влияния жокеев на древние человеческие цивилизации часть культуры жокеев отразилась в культуре этих цивилизаций. Учитывая мощь искусственного интеллекта Дэвида (степень развития которого под влиянием закона Мура за 70 лет мы просто не в состоянии представить), который анализировал все имевшиеся у него данные и данные, поступающие в момент исследования инопланетного корабля, нет ничего удивительного в том, что мозг Дэвида мгновенно находил решения.

5. Почему Дэвид по сути занимается вредительством, давая ученому, Холовею, выпить жидкость из инопланетной вазы?

Дэвид, несмотря на свою независимость и пикировки с Холовеем, не был самостоятельным - он подчинялся Вейлнаду, который находился в криокамере и давал оттуда инструкции Дэвиду (см. эпизод, когда Викерс зажимает Дэвида и требует передать, что сказал Вейланд). Вейланда интересовало одно - продолжение своей жизни. Найденная в вазах жидкость от "богов" могла быть омолаживающей. Ясное дело, перед такими перспективами никакие нормы морали остановить Вейланда не могли. Так как Холовей, по сути, уже был не нужен, жидкость и опробовали на нем, как на подопытной крысе.

Не исключаю, что любопытство и пытливость ума Дэвида тоже оказали влияние здесь. Например, Вейланд приказал опробовать жидкость на ком-то, а Холовея выбрал Дэвид - задав ему вопрос "На что вы готовы пойти, чтобы получить ответы?"

Позднее отношение к членам экипажа как к расходному материалу для опытов было продемонстрировано и на забеременевшей инопланетным организмом Шоу.

6. Что за идиотское поведение ученых (!) на чужой планете? Снимают шлемы, лезут руками к инопланетным явно агрессивным змеям...

Действительно, снятие шлема на чужой планете выглядит странно - когда даже на Земле европеец, поехавший в Азию, рискует протянуть ноги от какой-нибудь инфекции или укуса насекомого. Справедливости ради, нужно отметить, что отсутствие шлема никому не навредило, а шлемы не спасли - когда на потерявшихся геолога и биолога напала змея, они были в шлемах.

Что касается полезшего к змее биолога... Да, выглядит дико. Но нужно учитывать, что, как говорят в самом начале, на корабль набрали фанатиков. И биолог тоже был фанатик. Такому лезть ко всяким тварям - обычное дело. Вот, например, о его коллеге, известном австралийском ведущем передач о животных Стиве Ирвине:

"В Восточном Тиморе он спасал крокодила, который попал в бетонную трубу, и не было никакого способа вытащить его оттуда. Поэтому Ирвин нырнул внутрь вместе с животным. Крокодил схватил его мёртвой хваткой, в результате была вновь вспорота та же рука, и на этот раз разорвалось сухожилие. "

И это только один эпизод из многих случаев получения травм от всяких агрессивных животных. В итоге Стив Ирвин погиб, получив смертельный удар ската-хвостокола в область сердца.

Так что биолог в фильме - не ляп, они в самом деле такие бывают.

7. Почему покусанный змеями геолог не стал вынашивать Чужого или другой организм, а пришел к кораблю и напал на экипаж?

Геолога не кусала змея. Когда он порезал ее, ее кровью прожгло шлем, геолог упал лицом в черную жидкость, от чего и мутировал.

8. Почему такое разнообразие монстров при одном источнике - жидкости из ваз? То змеи, то кальмары, то зомби? Почему в одном случае размножение через откладывание эмбриона внутрь через рот, в другом случае - половым путем?

Возможно, связано с "исходным материалом": на червей действие одно, на человека - другое. Но вообще черная жидкость, как нам говорят в фильме - это биологическое оружие. Для биологического оружия не важна стабильность результата, т.е. чтобы эффект был строго один и тот же. Главное, чтобы оно выводило противника из строя и заражение передавалось дальше - а это черная жидкость делает прекрасно.

9. Как это Шоу после того, как ей разрезали живот и зашили обратно, спокойно бегает по кораблю?

Явно не стоит судить медицину 2093 года сегодняшними критериями. Например, если бы люди, жившие 70 лет назад, увидели бы простые для сегодняшней медицины вещи - те же антибиотики - он бы тоже сказали, что это нереально. Так что вполне допустимо, что через 70 лет у нас очень эффективные заживляющие и восстанавливающие препараты - вероятно именно такой колет себе Шоу в плечо во время операции и в ногу после нее. Да и бегала Шоу не очень-то спокойно - ее постоянно крючило от боли.

10. Почему оставшийся в живых и проснувшийся жокей набросился на прибывших к нему землян и убил их? Мог бы поговорить с ними, объяснить... Они же все-таки, так сказать, дети жокеев!

Во-первых, если жокеи решили уничтожить человечество, то то, что появившимся практически у них дома людям жокеи не обрадуются - вполне закономерный результат. Кто знает, какая у них там политика была? Уж если нацисты во Вторую мировую войну культивировали уничтожение людей без всяких разговоров, то от инопланетных существ можно ожидать того же.
Во-вторых, жокей набросился на них не сразу. Он некоторое время явно оценивающе наблюдал, как они ссорятся. Разъярился он только после того, как Дэвид ему что-то сказал. Да и то сначала он как будто даже нежно погладил Дэвида по голове, как бы говоря - "Хорошие вы получились, засранцы". Может быть, жокей окончательно понял, что эти червяки хотят его использовать, и решил быстрее от них избавиться, чтобы начать свою миссию.
В-третьх, не стоит идеализировать отношение жокеев к людям. Даже если я не прав, говоря в начале поста о жокее-Прометее и "незаконном" создании людей, то жокеи вовсе не обязаны относиться к людям, как к своим детям. Люди, например, выводят коров, но многие ли из нас хотят с коровами дружить? Наоборот, мы в основном любим коров исключительно в виде котлет и стейков. Жокеи, разумеется, людей не ели, но презрительное отношение к людям вполне вероятно.

11. Почему в такую важную экспедицию набрали каких-то раздолбаев, почему отсутствует дисциплина, субординация, почему у них нет плана, охраны, контроля проносимых вещей и т.п.?

Вейланд был фанатиком своего дела и на корабль набрали таких же фанатиков. Если бы это был классический инвестиционный проект - вот вложены конкретные деньги конкретных лиц, вот бизнес-план, вот меры по контролю за его осуществлением, вот такая-то планируемая доходность - конечно все было бы иначе. Но это была личная авантюра Вейланда, поэтому он и организовал все это соответственно.

Фанатики презирают бюрократию (в том числе и всякие инструкции по технике безопасности), это доходит до бравады (один биолог в обсуждении фильма писал, что у них считается лохоством работать с материалом в перчатках).
Они ценят импровизацию, в результате которой рождаются вещи, до которых обычным порядком переть и переть.
Кроме того, Вейланд жил последние дни и поэтому нужно было форсировать события. Например, то же испытание черной жидкости: сколько бы времени потратили на исследования обычным путем и испытания? А тут подлили Холовею - и готово.

Вопросы, на которые у меня нет ответов:

1. Назначение помещения с огромной человекоподобной головой, где стояли вазы. Этот вопрос в обсуждениях почему-то не затрагивают. В фильме говорят - "Это могила". Но эти слова больше похожи на эмоции, реальных признаков могилы, кроме разве что отдаленно похожей на памятник головы, нет. Лаборатория для экспериментов? Но почему тогда в ней земляной, нестирильный пол? Почему туда в момент опасности бежали жокеи? Это некое спасательное помещение? Жидкость начинает вытекать при появлении рядом человекоподобного существа, то есть достаточно попасть туда даже раненым, потерять сознание - жидкость доберется до тела. Однако то, что жидкость действует на жокеев как "живая вода", то есть совсем иначе, чем на людей, выглядит нереально, т.к. генетически люди и жокеи почти одинаковы.

2. Стремительный рост кальмара без какого-либо питания (часто обсуждаемый ляп). Внутри Шоу он за несколько часов вырос до пары-тройки килограммов, то есть должен был взять у нее соответствующее количество питательных веществ, но она этого не почувствовала. После операции он остался в медблоке один и совсем без питания вымахал до 3 метров в высоту.

Update 08.06.2012 : В комментариях дали ссылку на интервью Ридли Скотта, где он говорит об одном из вариантов сценария, в котором жокеи решили уничтожить людей 2000 лет назад потому, что разочаровались в своих "детях" - люди занялись агрессивными войнами (Римская империя). Создатели дали людям еще один шанс - отправили к ним своего эмиссара, но люди распяли его (так появилась история об Иисусе Христе). После этого было принято окончательное решение об уничтожении человечества.

Фильм «Прометей», так и зияющий сюжетными провалами, был всего лишь в одном шаге от того, чтобы стать настоящей звездой, истинным приквелом к самому первому, классическому «Чужому». И он мог быть довольно связным и логичным, и не выглядеть просто чередой острых моментов, нанизанных друг на друга на лету без оглядки на вменяемость повествования. Мог бы, если бы не...

Неужели старина Ридли Скотт так сильно сдал свои позиции? Похоже на то. Потому что иначе он не стал бы снимать фильм за полтораста миллионов долларов на основе сумасшедшего сценария. Но у Ридли есть частичное извинение: оказывается, ответственность за нелепость «Прометея» лежит не только на нем! Вдвоем с творцом сюжета сериала «Lost» Ридли Скотт основательно искромсал совсем другой, очень хороший сценарий, неожиданно сильный для его молодого автора...

В конце 2009 года начинающий сценарист Джон Спейтс написал сценарий научно-фантастического фильма под названием «Чужой: Инженеры». Он стал для него первой работой такого масштаба. Спейтс создал его «по наитию», стараясь проработать предысторию первого фильма из серии «Чужих», снятого Ридли Скоттом в 1979-м.

Этот сюжет намного стройнее и логичнее сценария фильма «Прометей», который в конце концов попал на экраны, и разочаровал многих своей очевидной надуманностью и бессвязностью. Есть много примеров превосходства «Инженеров» над «Прометеем».


В первоначальном сценарии не утверждалось, что Инженеры «создали жизнь на Земле». В нем они только подтолкнули людей к развитию путем направленного изменения человеческой ДНК несколько тысяч лет назад. Именно после него первобытные охотники, ранее практически не развивавшиеся на протяжении десятков тысяч лет, встали на путь стремительного прогресса, который привел их к космическим полетам и возможности контакта с внеземной цивилизацией.


В «Прометее» ученые каким-то образом отождествили россыпь точек на древних росписях с определенным созвездием, что кажется большой натяжкой. В «Инженерах» же сказано, что координаты звезды были зашифрованы в письменах рядом со схемой созвездия.

Далее: письмена с координатами звезды не были созданы Инженерами, которые не оставляли людям наскальных посланий хотя бы потому, что были бесконечно далеки от того, чтобы царапать камни долотом. Эти иероглифы были высечены людьми, слепо скопировавшими знаки с изображений в кораблях Инженеров, виденных ими во время регулярных посещений Земли пришельцами. Это частично объясняет и тот факт, что письмена вели не к родине Инженеров и не к одному из населенных ими миров, а к жуткой заброшенной планете, которая в конце концов оказалась базой по производству биологического оружия.


Все сцены с миллиардером Вейландом в оригинальном сценарии ограничиваются его недолгой беседой с главными героями в начале фильма. Он соглашается финансировать экспедицию в обмен на инопланетные технологии, в частности, секреты терраформинга, то есть, изменения климата планет (его корпорация как раз приступила к терраформированию Марса). Вейланд НЕ летит тайком вместе с учеными, НЕ ищет секрет бессмертия, НЕ разводит конспирацию на ровном месте, и вообще вся огромная сюжетная дыра «Прометея», связанная с этим сморщенным субъектом, отсутствует как факт. Огромный плюс.


Полностью отсутствует ненужная сцена с подсматриванием за снами спящей героини.


Самые вопиющие сюжетные дыры «Прометея» при прочтении «Инженеров» тают как дым.

Наиболее яркий пример: в «Прометее» ученые, прилетевшие к планете, на поверку оказываются фантастически ненадежными и безграмотными людьми, допускающими множество фатальных ошибок, приводящих в итоге к катастрофе. Они даже не знают, зачем Вейланд приволок их на другой конец галактики! Вместо того, чтобы мастерски выполнять свою работу, эти типы только и делают, что лажают на ровном месте без причины.

В сценарии «Инженеров» этому есть объяснение: Вейланд специально нанял специалистов «вслепую» для того, чтобы сохранить строжайшую секретность всей миссии! Он рассудил, что если бы полет за «инопланетной технологией» обсуждался на Земле до полета, информация неизбежно утекла бы к конкурентам, которые могли его опередить, и отправиться к планете раньше. Поэтому мнительный старик и задумал нанять людей на длительную миссию, не говоря им ни слова о том, в чем она заключается, и в качестве компенсации этой гнетущей неизвестности предложил ТРОЙНУЮ ОПЛАТУ.

Само собой, на такое не пошел ни один настоящий спец, и Вейланд сумел нанять только авантюристов, охотников за удачей, которые лишь частично могли называться учеными (некоторые же, вроде Файфилда с его ирокезом и хамским поведением, и вовсе были простыми старателями, ранее искавшими для Вейланд Индастриз за сдельную плату планеты, богатые ценными ресурсами). Не правда ли, хорошее объяснение некомпетентности команды и незнания цели полета? И это было ПРЯМО ПРОПИСАНО В СЦЕНАРИИ. Виккерс даже выражает досаду на своего босса с его паранойей.


К плюсам «Инженеров» относится и то, что фильм по этому сценарию был бы честным приквелом «Чужого» - собственно, именно этого и ждали все поклонники франшизы. «Прометей» же - вполне официально НЕ ПРИКВЕЛ, а просто история «по мотивам», в которой оригинальному концепту может не соответствовать все что угодно без малейшего объяснения причин.


Доказательства? Легко: мы знаем, что в «Прометее» планета, на которой происходит действие, носит обозначение LV-223. И это совершенно точно не LV-426, на которой происходило действие первого фильма про Чужого 1979 года. Отсюда и несоответствие финала «Прометея» началу «Чужого» - к примеру, корабль в «Чужом» не носит следов столкновения с «Прометеем», а главное - в кресле пилота сидит погибший Инженер, в то время как пилот корабля в «Прометее» погиб в схватке с кальмаром в спасательной капсуле Виккерс.

В «Инженерах» планета носит обозначение LV-426.


В «Прометее» корабль наткнулся на базу Создателей случайно, и совсем рядом с местом входа в атмосферу. В «Инженерах» корабль предварительно выпустил множество зондов, начавших исследовать поверхность планеты, и даже с их помощью на обнаружение рукотворных объектов ушло достаточно длительное время.


После того, как исследователи узнают о том, что воздух внутри сооружения инопланетян пригоден для дыхания, в «Прометее» Холловей немедленно снимает с себя шлем, и полной грудью вдыхает аромат неизвестной планеты. Перед этим он не провел анализ воздуха на наличие бактерий, а значит - сильно рисковал. Остальные последовали его примеру. Такое поведение кажется странным для настоящих ученых, и больше похоже на выходку совершенно безграмотных людей.

В сценарии «Инженеров» ученые не просто НЕ снимают шлемы в пещере даже после того, как узнают о пригодности воздуха для дыхания - они по-прежнему насторожены, аккуратны и ничего не трогают, как и подобает настоящим исследователям неведомого мира.

(ХОЛЛОВЕЙ

Двигайтесь медленно. Держитесь вместе. Ничего не трогайте. Вещи могут быть более хрупкими, чем кажутся - или более опасными. В них могут заключаться неизвестные нам технологии.)

Ничего общего с аттракционом в стиле «давайте лапать руками все вокруг», увиденном нами в фильме «Прометей».


Когда Файфилд и Миллберн потерялись на обратном пути из пещеры, в «Прометее» это не объясняется вообще никак. В «Инженерах» было прямо сказано, что, отрываясь от общей группы, они не захватили с собой навигационные устройства, понадеявшись друг на друга. Уж лучше такое объяснение, чем вообще никакого!


Когда эти двое столкнулись в катакомбах с неведомым существом (в «Инженерах» это была полуметровая сороконожка), Миллберн взял ее в руку исключительно потому, что понадеялся на прочность своего, по сюжету пуленепробиваемого, скафандра (а не потому, что пришел в восторг от ее красоты). Файфилд же все время был в ужасе, и умолял его «не трогать эту тварь».


Загадочная темная субстанция в «Прометее», поставщик нелепых сюжетных натяжек, жидкость, действующая столь разнообразно, что в этом нет ни малейшего смысла, в оригинальном сценарии «Инженеров» отсутствовала начисто. Никаких осьминогов, прозрачных змей и лапчатых голлумов с длинной черепушкой. Там были старые добрые крабы-лицехваты, вылупляющиеся из яиц, и ксеноморфы оригинального дизайна Гигера. Единственное отступление от канона - многоножка, напавшая на Миллберна.


В «Прометее» Создатели, как видно из голограмм, бежали спасаться в помещение, которое было тупиком. В «Инженерах» четко указано, что они бежали к кораблю, чтобы улететь с планеты, но не успели добраться до места, убитые монстрами.


В «Прометее» голова Создателя, принесенная в лабораторию, сохранилась практически идеально, и это никак не объясняется, хотя с момента смерти прошло две тысячи лет. В «Инженерах» же эта голова засохла и мумифицировалась, она буквально рассыпается в прах при первом касании. Ее остатки с трудом успевают сохранить в консервирующей жидкости. И уж подавно никто не подавал в голову «электрический импульс», в результате которого она сперва стала корчить рожи, а потом и вовсе взорвалась.


Оригинальный сценарий изобиловал довольно жуткими моментами - к примеру, Чужой, которого главная героиня извлекает из своего живота в «Прометее», в «Инженерах» вырывается на волю вполне самостоятельно. Женщина с дырой в животе из последних сил вползает в медицинскую капсулу, которая спасает ей жизнь, проводя ряд экстренных операций. Монстр же за те несколько часов, что она проводит в капсуле без сознания, убивает почти всех членов экипажа на борту корабля, пожирает их, и в результате этого многократно увеличивается в размерах. Таким образом, сюжетная дыра «Прометея» с чудом-юдом, выросшим в замкнутом пространстве без еды до размеров слона, также отсутствует.


Объяснен и тот факт, что главная героиня бегает и прыгает с дырой в животе: перед этим она провела в медицинской капсуле несколько часов в режиме «интенсивной регенерации». Эти несколько часов по сюжету были аналогичны НЕСКОЛЬКИМ ДНЯМ нормального заживления. Да, и капсула, конечно же, не занималась идиотской дискриминацией по половому признаку, и прекрасно оперировала как женщин, так и мужчин.


Объясняется даже, почему Инженер, поднявшись из анабиоза, оторвал голову андроиду Дэвиду. Там есть вполне стройная предыстория. Оказывается, спящий Инженер был заражен личинкой Чужого, но она не могла быть извлечена хирургическим путем на корабле, потому что там не оказалось нужного оборудования. И этот Инженер, единственный оставшийся в живых, успел лечь в капсулу гиперсна, послав сигнал бедствия на родную планету. То есть, он собирался очнуться в окружении своих сородичей, спасенным и невредимым. Когда же он осознал, что его пробудили не другие Инженеры, а восторженный биоробот с кучкой жалких людишек, и он обречен на мучительную смерть, парень вполне ожидаемо немного расстроился. Кто бы не разозлился на его месте?


Кстати, поведение Дэвида, столь неоднозначное в «Прометее», в сценарии «Инженеров» имеет прекрасное объяснение: сперва Дэвид верой и правдой служил Виккерс и честно представлял интересы своего хозяина Вейланда, но потом, проникнув в тайны Инженеров путем расшифровки их базы данных, сошел с ума, вышел из повиновения (- «Теперь я свободен» ), вообразил Инженеров единственными богами, достойными поклонения, и решил служить им до скончания времен. И Инженера он пробудил, чтобы быть его верным рабом (правда, тот не оценил устремлений своего новоиспеченного поклонника).


После того, как Инженер взлетел на своем корабле, направляясь на Землю, в «Прометее» его протаранил на своем корабле капитан Джанек, причем пилоты Ченс и Рейвел без колебаний отправились вслед за ним навстречу гибели, словно не дорожили своими жизнями ни на грош. Это выглядело глупо. В «Инженерах» же никто и не думал таранить корабль - он рухнул самостоятельно, когда из груди пилота вырвался Чужой. Потеряв управление, корабль упал обратно на поверхность. И да, когда он покатился по земле, как огромный бублик, главная героиня (одна, Виккерс по сюжету погибла раньше) бежала не ВДОЛЬ траектории его движения, а В СТОРОНУ. Собственно, поэтому и спаслась. И когда подковообразный корабль упокоился на поверхности планеты, он остался почти неповрежденным, с мертвым пилотом с дырой в груди, сросшимся со своим причудливым креслом. Каким его и нашла команда «Ностромо» в «Чужом».

Помимо логичности и продуманности, сценарий был полон замечательных моментов. Например, в финале, после того, как корабль Инженеров рухнул на поверхность планеты, вырвавшийся из Инженера Чужой начал преследовать главную героиню, и она убила его посредством мощной дисковой пилы с алмазным лезвием! Это можно было реализовать самым феерическим образом.


Наконец, раскрывалась история мутных взаимоотношений Инженеров с землянами, в «Прометее» оставшаяся за кадром. Вот она: за 12 000 лет до нашей эры группа Инженеров обнаружила Землю, населенную первобытными людьми, пребывавшими в стабильно неразвитом состоянии сотни тысяч лет. Путем направленного изменения человеческой ДНК Инженеры подтолкнули человечество к прогрессу, после чего регулярно контролировали его развитие. Примерно в 3 веке нашей эры пришельцам перестало нравиться то, что получается из человечества, и они решили его уничтожить. С этой целью на удаленной планете они создали что-то вроде биологического оружия - жутких монстров, специально выведенных для того, чтобы убивать все живое. Привезенные на Землю в 300-м году нашей эры, во времена варваров, эти существа должны были без шуму и пыли ликвидировать наш вид как факт. Но Землю спасла случайность (некоторые называют это «мгновенной кармой») - созданные для уничтожения людей монстры напали на своих создателей, и всех их убили. Как говорится, не рой другому яму...

Вот почему на заброшенной планете в гигантских подземных ангарах навеки остались стоять несколько десятков кораблей, под завязку набитых яйцами Чужих с лицехватами внутри.


Инженеры же с родной планеты инопланетян за 2000 лет, прошедших с момента их гибели, не прилетели на LV-426 посмотреть, что там стряслось, поскольку отщепенцы, разводившие всякую нечисть на этой удаленной планете, занимались своим черным делом втайне! Их занятие являлось не чем иным, как производством оружия массового поражения, что противоречило высокой морали благородной расы Инженеров. И когда все они там погибли, это осталось для остальных незамеченным. Инженер, который дожидался помощи от сородичей с Чужим в груди, ждал напрасно: его сигнал о помощи не достиг цели, за ним бы так никто и не прилетел.


В целом весь сценарий по степени вменяемости был сильно похож на сюжет гениальных «Чужих» Камерона. Корабль не запускался флейтой. «Магеллан» (так назывался космолет землян в первоначальном сценарии) сел на планету не в нескольких километрах от объекта, а в нескольких сотнях метров. Очень хорошо была раскрыта линия злонамеренной корпорации Вейланд: в «Инженерах» андроид Дэвид отправил на Землю информацию о Чужих, и с того момента Компания стремилась заполучить образец «совершенного организма». Именно с этой целью в «Чужом» были выведены из анабиоза злосчастные работяги с грузового буксира «Ностромо»... В общем, события «Инженеров» были весьма аккуратно подогнаны под фильм «Чужой», действие которого разворачивалось несколько лет спустя.

Все, кто читал сценарий «Чужой: Инженеры», едины во мнении: он намного лучше недоразумения, попавшего на экран. В «Инженерах» практически все от начала до конца было старательно увязано в достаточно стройную систему.

Что же случилось потом? Деймон Линделоф.

Ридли Скотт, с которым Джон Спейтс работал над своим творением, по какой-то причине упорно не считал «Инженеров» достойными экранизации. На протяжении четырех месяцев он снова и снова возвращал автору его труд с пометками об изменениях - в итоге Джон честно написал аж четыре версии сценария, с каждым разом все дальше удаляясь от стройного концепта, описанного выше, и все больше скатываясь в сторону всяких там кальмаров и прочего. Наконец, Спейтс начал спорить с маэстро, пытаясь доказать ему, что сценарий как минимум не становится лучше. Что сделал Ридли Скотт? Все правильно - отстранил Спейтса от работы.


Основной идеей Скотта была мысль о том, что зрителю нужно «что-нибудь новенькое». Режиссер почему-то был совершенно уверен, что честный, полноценный приквел покажется «слишком предсказуемым», притом между главными героинями «Прометея» и серии про Чужих окажется слишком много параллелей. Скотт считал, что нужно во что бы то ни стало показать людям то, чего они еще не видели, развить какие-то совершенно новые идеи, даже если фильм от этого перестанет быть приквелом и уйдет куда-то совсем в другую степь. Кроме того, режиссер держал в уме еще и возможный «Прометей-2», который было бы затруднительно создать, заканчивайся «Прометей-1» в точке начала «Чужого».


И вот, в конце 2010-го, примерно за год до начала съемок, для доработки сюжета от «строптивого новичка» пригласили маститого сценариста Деймона Линделофа - того самого, что написал сценарий мегапопулярного сериала «Остаться в живых» (и попутно - колченогого блокбастера «Ковбои против пришельцев»), и не имел дурной привычки спорить со своими работодателями.


Линделоф воспринял идеи Скотта о «тотальной перезагрузке франшизы» на ура, и пустился во все тяжкие. Он взял аккуратную, выверенную историю Спейтса и вывернул ее наизнанку. Можно представить себе, что переживал Джон Спейтс, глядя, как уродуют его творение, которое он продал студии «20 Век Фокс» вместе со всеми правами на «доработку напильником».


Линделоф полностью поддержал Ридли Скотта в его пагубной идее о том, что фильм не должен быть приквелом, уверяя, что «зрителям на это наплевать». Это его заслуга в том, что все герои стали вести себя как остолопы, а фильм превратился в мрачную карусель вселенской нелепости галактических масштабов. Это Линделоф выдумал «черную субстанцию», под воздействием которой одно существо разваливается на фрагменты, другое вырастает в размерах в сотни раз, а третье мутирует в бешеного акробата. И это была идея Линделофа включить в повествование дряхлого маразматика, ищущего спасение от смерти на задворках вселенной безо всякой оглядки на отточенную эстетику лучших фильмов про Чужих. Собственно, после всего этого уже спокойно воспринимается идея сценариста о том, что надо бы сделать Чужих «поразнообразнее», превратив их, скажем, «в кальмаров или дельфинов» (спасибо, что не в чешуйчатых шимпанзе).


После премьеры на Линделофа обрушились с критикой, указав ему на все нелепости, которые он выдумал, честно стараясь улучшить сценарий (и в итоге непоправимо его испортив). Ответ Линделофа злопыхателям был по-своему замечателен. Сперва он на полном серьезе сказал, что все сценарные нестыковки были добавлены им, чтобы сделать фильм «более загадочным» (великолепное объяснение), а потом... повинился, признав, что сильно подвел поклонников франшизы. Да, и он оправдывался тем, что для переработки сценария у него было «слишком мало времени». Времени у него было примерно восемь месяцев для доработки сценария из сотни страниц. Сжатые сроки, ничего не скажешь. Впрочем, с режиссера тоже не стоит снимать вину - монстра под названием «Прометей» сотворили как минимум два человека.


Сценарий «Инженеров», из которых Линделоф выкроил недоразумение под названием «Прометей», стал достоянием общественности случайно. После «утечки» его в интернет не осталось никаких сомнений: если бы первоначальный сценарий не отвергли, сегодня вместо противоречивого и разочаровывающего проекта у мира был бы если не очередной шедевр, то по меньшей мере один из лучших фильмов франшизы...

Блокбастер «Прометей» - знаковый кинопроект не только для режиссёра картины Ридли Скотта, но и для всех любителей голливудского кино. Во-первых, с этим фильмом британский постановщик вновь обратился к жанру, который сделал его знаменитым: все мы отлично помним (1979) и (1982), уже ставшие классикой. Во-вторых, «Прометей» крепко связан со вселенной культового киносериала про Чужих, который оставил заметный след в массовой культуре. Так что, с какой стороны не подступись, «Прометей» обещал стать событием в мире кино и во многом оправдал ожидания. В мировом прокате фильм выступил достойно, заработав свыше $400 млн. при бюджете $130 млн. Представители студии «XX Век Фокс» остались довольны финансовыми показателями и уже выступили с заявлением по поводу продолжения, которое выйдет на экраны не ранее 2014-2015 года. Так что Ридли Скотт получит возможность дать ответы на все вопросы, которые задал в «Прометее». Кроме того, картина не прошла незамеченной в профессиональном сообществе и удостоилась сразу нескольких номинаций на престижные кинопремии. «Прометей» выдвинут на соискание премии «Оскар» и BAFTA за лучшие визуальные эффекты, также картина Ридли Скотта претендует на три награды VES Award и приз Гильдии художников.

Трейлер фильма «Прометей», подогревавший зрительские ожидания предстоявшего зрелища.

Ридли Скотт всегда славился умением снимать красивые, зрелищные фильмы со стильным видеорядом. Мы составили хит-парад зрелищных сцен блокбастера «Прометей», которые останутся в памяти у каждого, кто их посмотрит, благодаря режиссуре и качественным спецэффектам. Статья содержит сюжетные «спойлеры».

Сцена самопожертвования Создателя

Открывающий эпизод фильма знакомит зрителя с Инженерами или Создателями, как их называют герои фильма в русском переводе. Пришелец жертвует собой, чтобы зародилась жизнь на нашей планете.

Создателей сыграли актёры в пластическом гриме на основе трёхкомпонентного силикона, но в кадрах с распадом персонажа на части исполнителя подменили трёхмерной моделью, которую анимировали на компьютере.


Кадры из фильма «Прометей»


Воплощением эффектов разложения занималась новозеландская студия Weta Digital («Хоббит: Нежданное путешествие»), опираясь в своей работе на концепты художника-иллюстратора Невилла Пейджа и съёмочные материалы. Чтобы кожа виртуального персонажа получилась столь же прозрачной, как силиконовый грим, специалисты по визуализации воспользовались техникой подповерхностного рассеивания, заранее просканировав фрагменты силиконового грима. Техника подповерхностного рассеивания имитирует физические свойства распространения света в полупрозрачных сплошных телах, придавая им более реалистичный внешний вид. Кадры с эффектом эрозии кожи были сняты за счёт совмещения трёхмерной модели сосудистой системы с симуляцией, за основу которой взяли физические повреждения плоти и разрывы капилляров, выполненные специалистами студии Weta Workshop.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, которая работала над сценой самопожертвования Создателя. В трейлер вошли кадры с виртуальной моделью инопланетянина.

Сцена с голографической картой-моделью Вселенной

В наш хит-парад не могла не попасть визуально изысканная сцена с моделью Вселенной, которую запускает с пульта управления Создателей андроид Дэвид. Воплощением эпизода занимались художники студии Fuel VFX. В своей работе они сделали ставку на инструменты композитинга программы Deep Image и технологию симуляции жидкости. Дизайн виртуальной звёздной карты с планетами так же был разработан специалистами этой компании.

Кадр из фильма «Прометей». Голографическая модель Вселенной


На площадке актёр играл свою роль с бутафорией вместо голографической карты. Тем не менее, Ридли Скотт и оператор-постановщик Дариус Вольски («Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца») включили проекторы и музыкальные композиции группы Pink Floyd для создания соответствующего настроения.

Некоторые планы с моделью Вселенной и звёздной картой визуализировались от одной до двух недель и содержали до 100 миллионов полигонов.


Демонстрационный ролик, который знакомит с процессом работы студии спецэффектов Fuel VFX над моделью Вселенной для блокбастера «Прометей» Ридли Скотта.

Сцена извлечения при помощи кесарево сечения


Беременная инфицированным зародышем героиня (Нуми Рапас) решается на операцию кесарева сечения, чтобы извлечь плод. Сложная для постановки сцена предварительно была превизуализирована на компьютере. Ридли Скотт, будучи режиссёром традиционной школы кино, захотел снять кадры на площадке с использованием аниматронных механизмов и муляжей. Только хирургические инструменты и медицинский лазер было решено сделать на компьютере в студии Weta Digital. Художники по пластическому гриму изготовили муляж тела героини, который уложили на хирургический стол. Актриса села в кресло, просунув голову в отверстие в столе. Так что, в кадре настоящими были только её шея и голова. Кукловоды разместились под столом и с пульта управления раскрывали в нужный момент бутафорский живот. Медицинский аппарат с рукой-краном и крюком кинематографисты также спроектировали и построили, но позднее хирургические инструменты, по желанию режиссёра, художники заменили на компьютере. Ридли Скотт захотел придать им более современный внешний вид. Крупные планы внутренней поверхности живота во время операции - компьютерная графика.

На площадке прибор доставал из муляжа живота силиконовую куклу монстра в плаценте. Но в некоторых кадрах, где существо вело себя агрессивно, специалисты по визуальным эффектам подменили муляж компьютерной моделью создания.


В кадрах с прибором, вбивающим скрепки в плоть героини, которые стягивают разрез, зрителю показывают инструменты и скобы, так же сделанные средствами компьютерной графики.

Фрагмент из фильма «Прометей». Героиня Руми Рапас делает себе операцию и извлекает инфицированный зародыш. Сцена великолепно смотрится на большом экране благодаря блестящему сочетанию физических и компьютерных эффектов.

Сцена боя Создателя и Чудовища

Кадр из фильма «Прометей»


В заключительном эпизоде фильма Создатель вступает в схватку с огромным существом с щупальцами (предок фейсхаггеров, откладывающих зародышей в фильмах про Чужих - прим. авт.), которое получилось путём скрещивания ДНК человека и субстанции чёрного цвета из контейнеров в форме урн, найденных под куполом на планете LV-223. Внешний облик кальмарообразного монстра придумал художник-иллюстратор Айван Манцелло.

По эскизам Манцелло макетчики вылепили скульптуру из глины в натуральную величину, послужившую великолепным образцом для трёхмерщиков, которые должны были создать пугающего вида существо в графике.


Скульптура гигантского фейсхаггера. В фильме фигурирует трёхмерная модель существа


Тварь смоделировали и анимировали кудесники Weta Digital, после чего интегрировали её в кадры с актёром Йеном Уайтом в гриме Создателя. При этом основная сложность заключалась в проработке и визуализации мышц чудовища, которые напрягались и расслаблялись. Аниматорам и художникам требовалось придать им эластичность и через натяжение кожи передать внутреннее напряжение и усилия, которые прикладывал монстр в борьбе с Создателем.

Демонстрационный ролик студии Weta Digital, который наглядно показывает трёхмерные модели чудовища и предка Чужого.

Падение Джаггернаута - корабля Создателей

В кульминации фильма ворота инопланетного купола разъезжаются, и на поверхность поднимается огромный космический корабль в форме подковы известный как Джаггернаут.

Дизайн судна был придуман при участии российского художника-иллюстратора Алексея Кожанова, который смоделировал модель в трёхмерном редакторе, после чего ею занялись специалисты британской студии MPC.


Кадр из фильма «Прометей» ДО и ПОСЛЕ пост-обработки


Кадры столкновения «Прометея» с Джаггернаутом – 100% компьютерная графика. Взрыв и разрушения реализовали при помощи внутристудийного движка для симуляций в сочетании с плагином Pixelux Digital Molecular Matter. Сцену с катящимся по инерции кораблём на героинь снимали на площадке в Исландии. В действительности, Шарлиз Терон и Нуми Рапас убегали от поднимавших пыль квадрациклов. Позднее специалисты по компьютерной графике интегрировали в сцену компьютерную модель Джаггернаута и сымитировали в графике огонь и взрывы.

Демонстрационный ролик студии MPC, который знакомит с процессом создания сцены столкновения и падения Джаггернаута.

24 февраля станет известно, удостоится ли «Прометей» премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты или уступит одному из конкурентов, среди которых - , "«Белоснежка и охотник»":http://сайт/movies/15186383.




Top