Ирония в творчестве А. П

Особенностью творчества Чехова называют отсутствие каких-либо важных событий в жизни героев, которые могли бы показать читателю замысел автора. Чехов всегда делал акцент на подробное описание быта персонажей, и таким образом рассказывал о внутреннем мире героев и о эмоциональном содержании их жизни. Но больше всего читателей и критиков поражает сжатость формы, которая прослеживается во всем творчестве Чехова. Например, рассказ “Муж”, который занимает всего 4 страницы, но этих страниц более, чем достаточно для того, чтобы полноценно показать психологию озлобившегося и погрязшего в болоте собственного сознания человека.

Более поздние произведения Чехова становятся глубже и производят более впечатление – знаменитые “Три сестры”, “Дядя Ваня”, “Скучная история”. Последний рассказ в точности отображает ту степень тоски и отчаяния, которая охватила русское общество, а в основном – русскую интеллигенцию в 80-ых годах. Чехов желает как наиболее ярко раскрыть образы бездарности, безнравственности и пошлости обывателей, и эта тема поднимается в большинстве его произведений. Такие рассказы как “Мужики”, “В овраге” преподносят ужасные картины народной жизни, и даже в рассказе “Три сестры” есть подобные мотивы – в стотысячном городе даже не с кем поговорить.

Чехову присущ мрачный пессимизм. Но стоит отличать тонкость его мастерства подмечать глубинные причины и предпосылки отчаяния и беспросветности ума, которые приводят человека к безнравственности и страданиям от общего саркастического взгляда на жизнь тех или иных слоев. Рассказы и пьесы Чехова раскрываются на театральной сцене совершенно в другом свете, потому что именно сцена и воплощение описанного позволяют увидеть те тончайшие детали и нюансы, которыми автор пытался донести до нашего сознания потайное дно происходящего в стране и в сердцах людей.

(2 оценок, среднее: 3.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства,...
  2. Особенность творчества Бунина – удивительная автономность, самодостаточность воспроизводимых подробностей, где деталь порой находится в непривычных для классического реализма отношениях с...
  3. Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве –...

1860 год. Родился А.П. Чехов. /В Таганроге в купеческой семье/.

1876г. - отец разорился и убегает от кредиторов в Москву, оставив двоих сыновей в Таганроге.

1879г. - Чехов оканчивает гимназию и, получив стипендию от купечества, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает его в 1884г. Будучи студентом, начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические журналы, где печатался под псевдонимами "Брат моего брата", "Человек без селезенки", "Антоша Чехонте".

1880г. - 1-й рассказ "Письмо ученому соседу".

В ранних рассказах у Чехова ещё нет глубины образов. Он создает сотни миниатюр, которые охватывают все многообразие российской обывательской жизни, обратная сторона церковной жизни с ее обрядами, постами, семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже общественные явления, "Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих жениться", "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т.д.

В молодости Чехов писал много и легко:

83г. - 120 рассказов

85г. - 129 рассказов

86г. - 112 рассказов

87г. - 66 рассказов

88г. - 12 рассказов

Первая книга Чехова / 1884г/ "Сказки Мельпомены". В 1886г. - 2й сборник "Пестрые рассказы". В 1887году Чехов получил Пушкинскую премию за сборник "В сумерках". Его творчество получило высокое одобрение писателя старшего поколения Григоровича.

1876 г. - первая большая пьеса "Иванов.

В конце 80-х начале 90-х годов Чехов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера. Острее становятся характеры героев. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости: "Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Палата № 6".

1890 г - Он уезжает на Сахалин, через Сибирь на лошадях, чтобы познакомиться с жизнью ссыльных. Прожил он там полгода, принимал участие в переписи населения, посещал рудники, тюрьмы. Вернувшись, написал книгу "Остров Сахалин».

1889 г. - Ч. приобрел участок под Москвой (Мелихово), там же он построил две школы, занимался медицинской практикой.

1896 г. - В Петербурге в Александрийском театре состоялась премьера новой пьесы Чехова "Чайка" - провал.

1897 г. - Чехов вынужден продать Мелихово, лечится в Ницце. Переезжает жить в Ялту, так как его болезнь /чахотка/ не позволяет ему подолгу находиться в России.

1898 г. - В Москве образован новый театр - МХТ, в котором с успехом прошла премьера «Чайки». /Станиславский, Немирович-Данченко/.

1898 г - Рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник", "Ионыч".

1899 г. Пьеса "Дядя Ваня".

Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли.

1900 г.- Женитьба. /Ольга Леонардовна Книппер./

1901 - Пьеса "Три сестры».

1903 - Пьеса «Вишнёвый сад».

1904 г - написан последний рассказ "Невеста".

Творчество А.П.Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX в.

Рубеж XIX - XX вв. - эпоха общего кризиса европейской культуры, «кризис гуманизма» (выражение Блока), кризис христианского мировоззрения, кризис классической философии, критика всех традиционных ценностей и лихорадочный поиск новых идеологий (религиозно-философский ренессанс, экзистенциализм, марксизм, психоанализ, ницшеанство). Важный символ эпохи - знаменитые слова Ф.Ницше о том, что «Бог умер». На русскую литературу того времени оказал сильное влияние этот немецкий философ, подвергающий резкой критике традиционные ценности европейской культуры, мечтающий о «сверхчеловеке» будущего, который сменит устаревшего, косного современного человека.

Можно определить преобладающее настроение в культуре рубежа веков как чувство утраты целостной картины мира. Это предвидел ещё Гоголь, который характеризовал грядущую эпоху как время «страшного раздробления» («Мёртвые души»). Так, у Чехова, в рассказе «Скучная история» основная тема - тоска и пессимизм главного героя из-за отсутствия в его жизни, как он сам выражается, «общей идеи или Бога живого человека».

«Страшное раздробление» выражается и в разрушении привычных социальных структур. Происходит обеднение и расслоение традиционных классов (дворянства и крестьянства), усиление «третьего сословия», увеличение числа пролетариев, отчужденных от средств производства, растут города, экономику начинают контролировать крупные монополии. В культуре актуализируется тема Апокалипсиса, появляются зловещие пророчества, общество находится в напряжении, ожидая глобальных социальных катаклизмов. Распространенный мотив в искусстве рубежа веков – ожидание вселенской катастрофы и поэтизации гибели. В среде интеллигенции возрастает интерес к мистике, оккультизму и религиозной философии. Ослабляются непосредственные связи между людьми, зато увеличивается роль технически оснащенных средств массовой информации и т. д. Таким образом, человек чувствует себя затерянным в страшном и постоянно меняющимся мире.

Вместе с образом мира меняется и образ человека, он становится всё более неустойчивым, изменчивым, относительным. Наряду с социальным «раздроблением» происходит и внутреннее, психологическое «раздробление» индивидуума. Человек не может понять своего места в мире, он тяготится различными, присущими ему социальными, психологическими и культурными «ролями», подчас противоречащими друг другу. Хорошей эмблемой этой духовной ситуации может быть название альманаха «Осколки», в котором Чехов публиковал свои ранние юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте».

В литературном процессе этому соответствует, во-первых, кризис реализма (как стиля, подразумевающего безусловный характер реальной действительности и стремящегося воссоздать её художественными средствами), а во-вторых, кризис романа (как жанра, в наибольшей степени отвечающего этой задаче и представляющего собой модель мира как целостного и гармонически-законченного единства). На смену реализму постепенно приходят другие стили (символизм, натурализм, модернизм, с его различными течениями), но и реализм удерживает в литературе важные позиции (как раз творчество Чехова можно определить как пример русского реализма конца века, хотя и на него, особенно в драматургии, определенным образом влияли художественные открытия символизма и модернизма). На смену роману приходит рассказ, новелла (часто они объединяются в некоторые циклы; если роман подобен большому живописному полотну, то цикл рассказов подобен мозаике, это «осколочный мир»).

Примечательно, что Чехов так и не написал романа, зато многие его рассказы по охвату материала и масштабу социально-психологического и философского обобщения соответствуют роману (об этом часто говорят исследователи, например при анализе рассказа «Ионыч»). В своих рассказах Чехов ориентируется на изображение повседневных бытовых ситуаций («мелочей жизни»), воссоздание образа жизни различных социальных групп («Архиерей», «Студент», «Мужики»), социально-психологических и культурных типов-«ролей» («Невеста», «Человек в футляре», «Тина», «Душечка», «Попрыгунья»), художественное исследование различных психологических ситуаций («Страх», «Тоска», «Спать хочется», «О любви», «Палата №6», «Скучная история»). В целом ряде рассказов воссоздается довольно продолжительный отрезок жизни героя, его судьба, как правило, неудачна («Три года», «Моя жизнь», «Ионыч», «Черный монах», «Дом с мезонином»). Такие рассказы можно назвать даже маленькими повестями (есть и собственно повести - «Дуэль», «Степь»).

В произведениях Чехова обычно нет непосредственной авторской оценки характеров и событий. Чехов писал: «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят, а только беспристрастным свидетелем». В то же время Чехов мастерски воспроизводит те глубинные психологические подтексты, стоящие за поведением человека, которые В.И.Немирович-Данченко (говоря о чеховской драматургии) называет «подводными течениями».

Чехов придает особое значение художественной детали (это признак реалистического подхода к жизненному материалу), но если, например, у Гоголя художественная деталь, как правило, самоценна, то у Чехова она строго функциональна: именно Чехову принадлежит ставшее крылатым высказывание, что если в первом действии пьесы на стене висит ружье, то в последнем действии оно должно обязательно выстрелить.

Важно иметь представление о своеобразии чеховского мировоззрения. В отличие от большинства крупных писателей, представлявших реалистическую традицию в русской литературе 19 века (все они, даже близкий к атеизму Тургенев, все же имели скорее религиозный тип сознания), у Чехова ясно прослеживаются позитивистские и атеистические ориентиры. Врач по образованию, Чехов симпатизировал идее «научного мировоззрения», но в то же время для него характерна и мучительная рефлексия по этому поводу, тоска по религиозному или философскому идеалу (см. во многом автобиографический рассказ «Скучная история»).

Творчество Чехова можно условно разделить на три периода . Первый (1880-1888) связан с юмористическими короткими рассказами, публикуемыми под псевдонимом «Антоша Чехонте». Второй (1888-1899) - с большими рассказами и повестями с типично «романной» проблематикой. Третий период (1899 - 1904) - с драматургией.

Антон Павлович Чехов является одним из самых знаменитых и талантливых драматургов в мире. Удивительно именно то, что этот уникальный человек, создавший около 900 самых различных произведений, по профессии был врачом.

С 13 лет он стал поклонником театра, а первая его драма «Безотцовщина » была написана в 18 лет, в период его учебы в гимназии. А когда он уже стал студентом, он поместил два рассказа в журнал «Стрекоза» - тогда он впервые был напечатан.

Будучи студентом, он в основном писал небольшие рассказы и юморески, но с 1887 года его произведения становятся длиннее и более глубокими. У него появилось желание путешествовать, желание посетить родные места, чувство личной свободы, которое и помогло Чехову писать на более глубокие и философские темы. Он совершил путешествие на Сахалин, где им было написано девять очерков под общим названием «Из Сибири ».

Таким образом, Чехов начинает использовать свой юмор и сатиру наиболее эффектным образом, со временем выходят его рассказы «Княгиня », «Спать хочется », «Бабы », в которых отсутствует авторская оценка. Это привлекает к себе внимание критиков, многие из которых считали это недостатком. Но со временем авторская беспристрастность в его творчестве был оценена, его стиль старались наследовать многие начинающие и молодые писатели – такие как И.А. Бунин и А.И. Куприн.

Особенности творчества Чехова

Особенностью творчества Чехова называют отсутствие каких-либо важных событий в жизни героев, которые могли бы показать читателю замысел автора. Чехов всегда делал акцент на подробное описание быта персонажей, и таким образом рассказывал о внутреннем мире героев и о эмоциональном содержании их жизни. Но больше всего читателей и критиков поражает сжатость формы, которая прослеживается во всем творчестве Чехова. Например, рассказ «Муж », который занимает всего 4 страницы, но этих страниц более, чем достаточно для того, чтобы полноценно показать психологию озлобившегося и погрязшего в болоте собственного сознания человека.

Более поздние произведения Чехова становятся глубже и производят более впечатление – знаменитые «Три сестры », «Дядя Ваня », «Скучная история ». Последний рассказ в точности отображает ту степень тоски и отчаяния, которая охватила русское общество, а в основном – русскую интеллигенцию в 80-ых годах. Чехов желает как наиболее ярко раскрыть образы бездарности, безнравственности и пошлости обывателей, и эта тема поднимается в большинстве его произведений. Такие рассказы как «Мужики », «В овраг е» преподносят ужасные картины народной жизни, и даже в рассказе «Три сестры» есть подобные мотивы – в стотысячном городе даже не с кем поговорить.

Мрачный пессимизм Чехова

Чехову присущ мрачный пессимизм . Но стоит отличать тонкость его мастерства подмечать глубинные причины и предпосылки отчаяния и беспросветности ума, которые приводят человека к безнравственности и страданиям от общего саркастического взгляда на жизнь тех или иных слоев. Рассказы и пьесы Чехова раскрываются на театральной сцене совершенно в другом свете, потому что именно сцена и воплощение описанного позволяют увидеть те тончайшие детали и нюансы, которыми автор пытался донести до нашего сознания потайное дно происходящего в стране и в сердцах людей.

  1. Творчество Чехова 90-х гг.
  2. Драматические произведения
  3. Последние годы жизни писателя

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

Особенности раннего творчества Чехова

Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

Или другой рассказ «Жених». В нем изображен молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, дает ей с собой денег 25 рублей, однако, несмотря на все светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у нее расписочку. Что это? Скупость или цинизм. А может быть лицемерие?

Но в том-то и дело, что наш жених по-настоящему влюблен, однако все равно подарить эти «несчастные» 25 рублей своей невесте не может.

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

Последние годы жизни писателя

В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.

Среди исследователей творчества Чехова до сих пор распространено убеждение, что в художественном мире писателя "никто не знает настоящей правды" (см., например, работы В. Я. Лакшина, В. Б. Катаева и др.). Под сомнением оказалась сама возможность найти в произведениях Чехова реальное воплощение высшей правды человеческого существования. Общим местом многих научных работ о русской литературe XIX-ХХ вв. является утверждение, что великие русские писатели вообще отдавали предпочтение не "идеальным" героям (то есть не праведникам, живущим "как должно"), не ответам на вопрос "что есть истина?", а "реальным", "живым", героическим или хотя бы просто искренне ищущим и заблуждающимся людям.

Здесь уместно вспомнить и слова В. Г. Короленко из его письма к Н. К. Михайловскому от 31 декабря 1887 - 1 января 1888 г.: "Тогда (в 60-70-е годы XIX в. - А. Т.) мы все искали "героя", и господа Омулевские и Засодимские нам этих героев давали. К сожалению, герои оказались все "апплике", ненастоящие, головные. Теперь поэтому мы прежде всего ищем уже не героя, а н а с т о я щ е г о человека, не подвига, а душевного движения, хотя бы и не похвального, но зато непосредственного (в этом и есть сила, например, Чехова)".

Любопытно отметить, что некоторые представители русской интеллигенции придавали исключительное значение творчеству Чехова. Так, К. И. Чуковский утверждал, что "А. П. Чехов казался современникам "мерилом вещей", а его книги - "...единственной правдой обо всем, что творилось вокруг".

Для такого представления были некоторые основания. По словам литературного критика И.Виноградова, в конце XIX в. в интеллигентской среде господствовало "новое внерелигиозное сознание", которое "оказывалось перед насущной необходимостью заново обосновать всю систему нравственно-ценностного ориентирования в жизни - ту систему, которую раньше держал "замковый камень" религиозной веры"".

А. П. Чехову было важно в "новую" систему "нравственно-ценностного ориентирования" вписать фигуру Л. Н. Толстого. Он считал, что если умрет Толстой, то все "пойдет к черту" и не будет у русских людей нравственной опоры. При этом сам Чехов все же шел своим путем. Достаточно вспомнить классические слова Чехова о финальной части романа Толстого "Воскресения": "... писать, писать, а потом взять и свалить все на текст из Евангелия, - это уж очень по-богословски". Чехов говорил, что его сначала нужно убедить в истинности самого Евангелия, а потом уже ссылаться на евангельские тексты.

Как видим, с одной стороны, интеллигенция воспринимала Толстого и Чехова в качестве праведников и источников представлений о высшей правде. С другой стороны, снижается "планка" требований к положительным героям, которых изображают писатели. Как выйти из подобного противоречия?

В свое время А. С. Пушкин точно определил сферу деятельности, в которой заложены ответы на вопросы о смысле творчества и жизни любого писателя: "Слова поэта суть его дела". Думается, проникнуть в тайну Чехова, разобраться, в чем же он видел абсолютную истину, высшую жизненную правду, невозможно без самого писателя, то есть без внимательного, непредвзятого прочтения и изучения его художественных произведений и эпистолярного наследия.

Еще в апреле 1879 г. А. П. Чехов в письме своему брату Михаилу советовал прочитать статью И.С.Тургенева "Дон-Кихот и Гамлет", которая на него самого произвела сильное впечатление. Тогда молодой Чехов не видел в окружающей его действительности Дон-Кихотов в тургеневском смысле слова, т.е. самоотверженных альтруистов, верящих в идеал. И все же импонировал ему именно этот, дон-кихотовский тип людей. Значит, еще в начале своей активной литературной деятельности Чехов был настроен на серьезные размышления о высшей жизненной правде, о праведниках.

А в статье-некрологе "[Н.М.Пржевальский]" (1888) он, рассуждая о путешественниках-подвижниках, фактически пишет именно о праведничестве: "Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорство, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие... их фанатическая вера в христианскую цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу (курсив мой - А.Т.)". Появление словосочетания "высшая нравственная сила" показывает, что Чехову было важно не просто подвижничество, а та цель, ради которой оно совершалось. Поэтому не случайно он закончил статью о Пржевальском следующими словами: "Читая его (Пржевальского - А.Т.) биографию, никто не спросит: зачем? почему? какой тут смысл? Но всякий скажет: он прав" (4, 506).

В статье-некрологе "[Н.М.Пржевальский]" Чехов обозначил ценность для литературных произведений изображения "людей подвига, веры и ясно осознанной цели" (4, 506), утешающих и облагораживающих других людей. Он указал на их важную воспитательную роль. Почти каждый рассказ или повесть писателя утверждают эту ценность. Недаром один из современных исследователей высказал мнение, что художественный мир Чехова строится на правде и красоте.

Литературные произведения Чехова в основном посвящены этой проблеме поиска новой системы ориентирования при сознательном, как бы заранее оговоренном отказе от веры в Бога, от Церкви. Как известно, подобный отказ характеризовал жизнь не только его героев, но и самого писателя. Поэтому, согласно справедливому замечанию А.Любомудрова, "понимание мистической реальности Церкви отсутствует в мире Чехова". Соответственно, вряд ли Чехов помышлял о типах праведников в православном понимании слова "праведничество". Тем не менее, неуместно воспринимать Чехова как материалиста и атеиста, что делает, к примеру, современный биограф писателя И.Бердников в книге "Чехов" (серия "ЖЗЛ", М., 1978). Письма Чехова свидетельствуют о признании им высшего начала в жизни, "страха перед Богом". Скорее всего, писатель находился в состоянии того "истинного мудреца", про которого сказал в дневнике за 1897 г. свои знаменитые слова: "Между "есть Бог" и "нет Бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец" (8, 432). Думается, подобным состоянием и объясняются особенности чеховского художественного исследования явления праведничества, проблематичность его однозначного толкования.

Между тем еще в 1886 г. Чехов написал рассказ "Святой ночью", где показал, как прекрасно добро, как удивительны православные богослужения, как чиста монашеская дружба иеродиакона Николая и послушника Иеронима, как сильно смирение этого послушника, не оставившего своего послушания паромщика даже тогда, когда наступил праздник Пасхи и его должны были уже сменить. А светлый образ иеродиакона Николая заслуживает отдельного внимания - его не коснулась и тень чеховской иронии, более того, Николай умирает накануне Пасхи, что считалось в народе признаком особой милости Божией, праведности почившего.

Так, к примеру, в "путевых заметках" "Остров Сахалин" (1893-1894) Чехов рассказывает о священнике о. Симеоне Казанском, служившем в 1870-х годах в корсаковской церкви. Стиль, настрой, а иногда даже и лексика этого рассказа напоминают новозаветное повествование о подвигах веры апостола Павла: "Почти все время поп Семен проводил в пустыне... он замерзал, заносило его снегом, захватывали по дороге болезни, донимали комары и медведи, опрокидывались на быстрых речках лодки и приходилось купаться в холодной воде; но все это переносил он с необыкновенной легкостью, пустыню называл любезной и не жаловался, что ему тяжело живется... никогда не отказывался от веселой компании и среди веселой беседы умел кстати вставить какой-нибудь церковный текст..." (8, 261). Личность праведного о. Симеона стала легендарной в Сибири, покоряла загрубелые сердца солдат и ссыльных.

Другой пример - Липочка из повести "В овраге" (1900). Чехов прекрасно показал, что никакие страдания не смогли сломить ее чистую и смиренную душу. Не скрывает писатель и источник стойкости своей героини - это вера в Бога, это всегдашнее обращение глаз и души к небу. Ночуя вместе с матерью Прасковьей у Цыбукиных, Липа чувствовала, что "как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в Божьем мире правда есть и будет, такая же чистая и прекрасная..." (6, 408).

В то же время вера Чехова в науку, в людей подвига и отсутствие глубокой веры в Бога, в благодатность церковной жизни позволяли ему лишь любоваться христианским миром и побуждали искать гуманистический идеал праведника. Доктор Томсон из "Рассказа старшего садовника" (1894) может служить тому подтверждением. Томсон воплощал жизнь "ученого человека", которая питалась исключительно любовью к людям. Он любил их, как детей, не щадя себя помогал им, и все окружающие, даже разбойники и звери, отвечали ему любовью. Рассказчик Михаил Карлович связывает прощение убийцы "святого" доктора с верой во Христа, а, значит, и в человека, но на самом деле Христа нет в рассказе. Жители города, где жил доктор, верили именно в доктора, а убийцу простили из-за неверия в возможность его убийства.

Праведничество без веры в Бога изображено в повести "Моя жизнь" (1896). Главный герой произведения Михаил Полознев старается жить по правде, по справедливости. Однако его стремление к правде оборачивается немирным состоянием духа, постоянным осуждением других людей, отъединением от них, разрушением личной жизни. Отрицательного плана правда проповедуется и подрядчиком Редькой, которого Б.Зайцев метко назвал сектантом: "Тля ест траву, ржа железо, а лжа - душу". И Мисаил, и Редька усиленно трудятся, пытаясь противостоять "лже", однако Чехов дает понять, что его герои не знают, ради какой правды терпят они скорби и болезни.

В ряде других произведений Чехова не приводятся конкретные образы праведников, но задаются некие ситуации и положения, обозначающие идею праведничества. Так, в рассказе "На страстной неделе" находим осмысление церковной жизни как благодатного приобщения к высшей красоте и правде. (1887) В этом произведении предстает чистый мир детства: маленький мальчик-повествователь описывает свое говение и причастие в храме. Исповедь у священника и приобщение к Святым Тайнам преображают жизнь героя: "Как теперь легко, как радостно на душе! Грехов уже нет, я свят, я имею право идти в рай!" (3, 240). В атмосфере всеобщего просветления и внутреннего веселья ("В церкви все дышит радостью, счастьем и весной" (3, 241)) становится возможным совершить самый большой подвиг - простить своего врага - забияку Митьку. Как видим, у Чехова возможно именно православное по духу произведение. Рассказ "На страстной неделе" впору поставить в один ряд с таким творением "воцерковленной" литературы, как "Лето Господне" И.С.Шмелева.

Преображение героев происходит в повести "Степь" - "старики сияют" после церковного богослужения, светлое и детски чистое жизнелюбие и боголюбие о. Христофора озаряет все вокруг ясным светом, вселяет в унылый мир дух бодрости. Думается, Б.Зайцев справедливо не соглашался с суждением Чехова о своем герое, сделанном в письме А.Н.Плещееву от 9 февраля 1888: "Глупенький о. Христофор уже помер". Действительно, о. Христофор умней и мудрей других героев "Степи", сохраняет всегда связь с Богом, не падает духом никогда. И современная исследовательница И.Наумова связывает образ путешествующего в степи священника с тем живым высшим началом, которое реально противостоит греховности.

Безблагодатность жизни без веры, без Бога - основная тема повести "Скучная история" (1889). По верному замечанию Б.Зайцева, создание подобного произведения свидетельствует о непростом духовном состоянии Чехова. История профессора Николая Степановича, жаждущего общей идеи, иными словами высшей, ничем, даже смертью, не разрушаемой правды жизни, "Бога живого человека" говорит об онтологической неудовлетворенности и жажде истинной веры самого автора. Поэтому, изображая онтологическую глубину праведничества, Чехов оставался в сфере гносеологии, а его поиски правды становились все насущней и интенсивней.

В повести "Дуэль" (1891) дан прекрасный образ того, как протекает процесс правдоискательства без веры в мире Чехова и как живут верующие люди, обретшие правду в Боге. Главный герой повести Лаевский, обобщая свой и чужой жизненный опыт, размышляет: "В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды..." (4, 479). Чехов показывает, что таким образом невозможно стать праведником. Лаевский недалеко ушел от Николая Степановича из "Скучной истории". "Бога у него нет" (4, 460), - так характеризует писатель своего героя. Лаевский, подобно профессору, "духовной жаждою томим", хочет молиться "кому-нибудь" или "чему-нибудь", даже грозе. Но веры нет, нет и преображения героя, несмотря на то, что после дуэли Лаевский сильно изменился, женился, стал работать. Он повторяет всего лишь вывод своего противника фон Корена: "Никто не знает настоящей правды" (4, 479), он по-прежнему не может сориентироваться в мире и теряется, слабеет душой перед окружающими людьми. Следовательно, Лаевского нельзя признать "спасшимся христианином", как это делают некоторые исследователи Чехова.

И в той же повести "Дуэль" совершается настоящий прорыв в сферу онтологии. Дьякон рассказывает зоологу фон Корену про веру своего дяди "попа", который, отправляясь на молебен о ниспослании дождя, брал с собою зонт. "Вера горами двигает", - утверждает дьякон, и "какой-нибудь слабенький старец святым духом пролепечет одно только слово... и в Европе камня на камне не останется" (4, 457). Всегда находчивый зоолог не смог ничего по существу возразить на простую и серьезную речь дьякона. Гимн вере в Бога и силе основанной на ней святости оказался недосягаемым и для чеховской иронии. То есть, можно сказать, что за речью дьякона всем ходом развития повести "Дуэль" признается высшая жизненная правда.

Таким образом, художественное воплощение праведничества в творчестве Чехова показывает трудность, невозможность сориентироваться в мире без Бога, без веры. Писатель через литературные произведения дает понять, что "настоящую правду нельзя найти только в том случае, если из системы жизненного ориентирования исключен "Бог живого человека".

Другое дело, что Чехов не ставил вполне определенно и очевидно человеческую праведность в прямую и необходимую зависимость от принадлежности к Православной Церкви. Так, в упомянутой повести "В овраге" Липа по дороге из больницы встретила Костыля и старика, которых она назвала святыми. Но из текста произведения нельзя сделать утвердительного вывода о том, что они православные люди. И все же в том, что они должны быть признаны праведниками убеждает весь художественный строй произведения: они - "луч света в темном царстве" Уклеева, смягчающий души его жителей, они открывают другое измерение в обыденной, пошлой, страшной и преступной жизни, измерение, неподвластное ее влиянию. Очевидно, писатель просто исследует все "случаи" праведности, не отдавая предпочтения какому-либо из них.

Выбор может сделать лишь сам читатель. То есть своеобразие чеховского художественного решения проблемы праведничества заключается в принципиальной невозможности отграничить собственно близких сердцу автора праведников от тех, которых можно "вычислить" на основе объективного анализа художественного текста как такового.

О том, что герои Чехова не только знают, но и чувствуют, живут настоящей правдой, свидетельствует рассказ Чехова "Студент", самый любимый, кстати, самим писателем. Именно про крестные страдания Христа и про Его апостола Петра сказаны Чеховым такие слова: "правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле". В тексте рассказа нет ни одного художественно оформленного опровержения этих слов, ибо они созвучны не только герою, но и автору произведения.

Таким образом, герои Чехова не только знают настоящую правду, но и стараются жить согласно этой правде. Тексты литературных творений писателя объективно показывают и его религиозные сомнения, и веру, которая открывается через образы праведников, через первообраз праведника - Христа (рассказ "Студент").




Top