История царств майя. Индейцы древней цивилизации майя

О замке

Замок Бриссак (Chateau de Brissac) располагается в провинции Лангедок, у подножия Севенн, в 30 милях от города Монпелье. Это самый высокий во Франции замок, его высота оставляет 52 метра.

Свое название замок и вся местность получили в честь средневекового прозвища мельников, которые якобы высыпали зерно в сделанную дырку в мешке. По-французски это прозвище звучит как "Breche-sac", что буквально означает - «дыра в мешке».

На внешний вид замка в значительной степени повлияло искусство итальянского Возрождения, которое оказало большое влияние на многих архитекторов, творивших в Долине Луары. Северный и восточный фасады замка выходят на город Бриссак и на парк около Обанса. Несмотря на их внешнее изящество, можно заметить некоторую асимметричность в их облике. Высокие каминные трубы возвышаются над шиферными крышами, а арочные и треугольные тимпаны венчают окна.

Две башни старой крепости обрамляют главный флигель, который представляет собой павильон в стиле Шеверни, только более итальянизированный. Он состоит из пяти этажей, на каждом из которых расположены классические ордеры с пилястрами, фронтонами и нишами для статуй. Четыре нижних этажа центрального павильона закончены, а пятый полузакончен - он обрывается за юго-восточной башней.

Северный флигель замка, который стоит под прямым углом к главному зданию, построен в более строгом стиле, соответствующем XVII веку. Рядом с ним располагается высокая квадратная башня.

В южной башне, построенной в готическом стиле, располагается частная капелла. Там находится знаменитый мраморный барельеф работы Давида д"Анжера, местного мастера, творившего в начале XIX века.

Большой интерес для посетителей представляют внутренние интерьеры замка, которые были бережно сохранены владельцами. Залы украшены резными деревянными панелями, а на балках потолков сохранилась богатая роспись. Обстановку апартаментов составляют старинные предметы мебели, представляющие особую ценность. Комната Юдифи украшена изящным, до сих пор функционирующим, камином и старинными гобеленами, яркими и насыщенными по цвету. В Большом Зале Гвардейцев можно полюбоваться шпалерами, седлами и гербами, а также прочими оружейными принадлежностями. В Столовой находятся две лестницы времен Людовика XIII со сходящимися сверху перилами. В других залах дворца можно увидеть многочисленные семейные портреты, созданные знаменитыми художниками.

В винных погребах замка под каменными сводами хранятся знаменитые анжуйские вина. При желании посетители могут продегустировать такие сорта как "Rose d Anjou" и "Anjou Villages Brissac".

История замка Бриссак

Замок-крепость была возведена по приказу графа Анжуйского Фулька Нерра. Ее владельцы постоянно менялись до 1434 года, и крепость использовалась в основном для военных целей, в замке размещался военный гарнизон.

В 1434 году замок приобрел Пьер де Брезе, занимавший пост министра при дворе Карла VII и Людовика XI. Он обновил все фортификационные сооружения в замке, так что по стилю они приблизились к замкам Юссе и Ланже. До наших дней с тех пор сохранились только две готические башни с навесными бойницами.

В 1502 (по некоторым данным в 1492) году замок со всеми прилегающими землями был приобретен Рене де Косее. Существует легенда, что поспешная продажа замка Пьером де Брезе связана с убийством его жены Шарлотты и ее любовника, которых он якобы убил собственноручно. Говорят, что призрак Шарлотты до сих пор бродит по замку.

Во время последующих религиозных войн здание замка сильно пострадало. И было восстановлено лишь в 1614 году маршалом Франции, герцогом де Бриссак Карлом II де Косее. Реставрация замка проводилась под руководством знаменитого архитектора Жака Корбино. Им был разработан грандиозный проект нового здания, уникальный для своего времени. Новое сооружение планировалось 7-8 этажным, что было небывалой высотой для построек того времени. Планировалось также строительство трех флигелей, а все старые постройки должны были быть снесены. Работы по реставрации начались с самого центра старой конструкции - со старой башни.

Карлу II де Косее, губернатору Парижа того времени, хотя он и был приверженцем партии Католической лиги, пришлось открыть Генриху IV ворота Парижа и сложить оружие. Именно Генрих IVпровозгласил Замок Бриссак и прилегающие к нему земли герцогством и сделал Карла II маршалом Франции, а губернаторскую должность для рода Бриссак наследственной.

Именно в замке Бриссак позже состоялось одно из примирений Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV с ее сыном Людовиком XIII. В честь этого в замке проходили пышные торжества. Само примирение проходило в Комнате Юдифи и на нем присутствовало высшее духовенство страны.

После смерти Карла II в 1621 году все работы по строительству были остановлены, а замок закрыли кровлей, так и не достигнув запланированной высоты. С тех и до наших дней внешний облик замка не изменился.

August 22nd, 2012

Давно мы уже с вами не возвращались в долину Луары. Что мы уже с вами осмотрели? А вот он списочек то:

До сих пор остается загадкой, почему именно в долинах реки Луара, отличающихся простотой пейзажа, на площади 2000 кв. метров сосредоточилось более пятидесяти замков?

В конце XV - начале XVI века французские монархи, проникаясь гуманистическими идеями итальянского Возрождения, начинают понимать значение развития культуры, и смены образа жизни в деле повышения могущества страны. Это не могло не сказаться и на новом облике замков, некогда служивших лишь оборонительным целям. На месте старых средневековых крепостей появляются новые, больше похожие на дворцы. А вновь возводимые замки располагаются уже не на вершинах холмов, а в центре долин, гармонично вписываясь в природный ландшафт.

Менять сложившиеся устои начал Карл VIII. Во время итальянских походов он был поражен роскошным образом жизни и изяществом произведений искусства Италии. С собой из Италии он привозит целую команду людей, способных, по его мнению, в корне изменить жизнь французского общества. Среди них известные архитекторы и художники, краснодеревщики, садовники, и даже специалист по разведению попугаев.

С этого начинается новый период замков Луары.



З амок Бриссак располагается в провинции Лангедок, у подножия Севенн, в 30 милях от города Монпелье. Это самый высокий во Франции замок, его высота оставляет 52 метра.

Название местности родилось ещё в эпоху Каролингов, когда здесь было множество мельниц. Один ушлый мельник имел обыкновение жульничать. Проделывая дыру в мешке, он просыпал зерно, за что его и прозвали «Breche-sac», что буквально означает — «дыра в мешке». Постепенно это название закрепилось и за всем районом.


Замок-крепость был возведён по приказу графа Анжуйского Фулька Нерра. Его владельцы постоянно менялись до 1434 года, и крепость использовалась в основном для военных целей, в замке размещался военный гарнизон.

В 1434 году замок приобрёл Пьер де Брезе, занимавший пост министра при дворе Карла VII и Людовика XI. Он обновил все фортификационные сооружения в замке, так что по стилю они приблизились к замкам Юссе и Ланже. До наших дней с тех пор сохранились только две готические башни с навесными бойницами.



Кликабельно

В 1502 (по некоторым данным в 1492) году замок со всеми прилегающими землями был приобретён Рене де Косее. Существует легенда, что поспешная продажа замка Пьером де Брезе связана с убийством его жены Шарлотты и её любовника, которых он якобы убил собственноручно. Говорят, что призрак Шарлотты до сих пор бродит по замку.


Во время последующих религиозных войн здание замка сильно пострадало. И было восстановлено лишь в 1614 году маршалом Франции, герцогом де Бриссак Карлом II де Косее. Реставрация замка проводилась под руководством знаменитого архитектора Жака Корбино. Им был разработан грандиозный проект нового здания, уникальный для своего времени. Новое сооружение планировалось 7-8 этажным, что было небывалой высотой для построек того времени. Планировалось также строительство трёх флигелей, а все старые постройки должны были быть снесены. Работы по реставрации начались с самого центра старой конструкции — со старой башни.

Он обратился к знаменитому архитектору Жаку Корбино, который предложил ему проект грандиозного сооружения, представлявшего собой, судя по чертежам, уникальный образец для своего времени. Сооружение должно было иметь 7-8 этажей - высота, необычная для построек начала XVII века.

Работы велись главным образом в центральной части старой конструкции, башни которой оставались нетронутыми до 1621 года. Карл II де Косее принадлежал к партии Католической Лиги и открыл ворота Парижа Генриху IV. Он умер в 1621 году, после чего все работы были приостановлены. Вскоре замок был покрыт кровлей, так и не достигнув предполагаемой высоты.

Здание испытало на себе явное влияние итальянского искусства Возрождения, вдохновившего до этого многих зодчих, работавших в Долине Луары. Восточный и северный фасады, выходящие соответственно на небольшой город Бриссак и на парк вблизи Обанса, обнаруживают некоторую асимметричность, несмотря все их изящество. Над шиферными крышами взметнулись вверх высокие каминные трубы, а окна увенчались треугольными и арочными тимпанами, непрерывными и разорванными.


Карлу II де Косее, губернатору Парижа того времени, хотя он и был приверженцем партии Католической лиги, пришлось открыть Генриху IV ворота Парижа и сложить оружие. Именно Генрих IV провозгласил замок Бриссак и прилегающие к нему земли герцогством и сделал Карла II маршалом Франции, а губернаторскую должность для рода Бриссак наследственной.



Кликабельно 2000 рх

Именно в этом замке 12 августа 1620 года произошло одно из очередных примирений Людовика XIII с его матерью Марией Медичи, вдовой Генриха IV, поднявшей войска против своего сына. По этому поводу герцог Коссе-Бриссак устроил грандиозные торжества. Примирение происходило в Комнате Юдифи в присутствии высшего духовенства страны сразу же после подавления выступления мятежных войск под Пон-де-Сё.



Кликабельно 2500 рх

После смерти Карла II в 1621 году все работы по строительству были остановлены, а замок закрыли кровлей, так и не достигнув запланированной высоты. С тех и до наших дней внешний облик замка не изменился.

В течение последующих столетий и до нашего времени замок оставался собственностью рода Коссе-Бриссак. Который гордился своими знатными представителями, в числе которых было 4 маршала Франции, главнокомандующий артиллерией, 5 губернаторов Парижа и другие политические деятели Франции.

Апартаменты замка украшены резными деревянными панелями, балки их потолков богато расписаны, а обстановка до сих пор составлена из ценных старинных предметов мебели. В Комнате Юдифи можно восхищаться замечательными гобеленами, необычайно насыщенными по цвету, и изящным камином; большой Зал Гвардейцев украшен шпалерами, гербами, седлами и оружейными принадлежностями. В Столовой - две великолепные лестницы со сходящимися наверху перилами в стиле Людовика XIII. В других залах замка - множество семейных портретов, выполненных знаменитыми мастерами. В южной готической башне, "входящей в новый замок, построенный наполовину на месте старого замка, почти разрушенного" (по определению, данному герцогом своей резиденции), находится частная капелла, где можно видеть мраморный барельеф - произведение Давида д"Анжера, местного скульптора, необычайно плодовитого в первой половине XIX века.

На внешний вид замка в значительной степени повлияло искусство итальянского Возрождения, которое оказало большое влияние на многих архитекторов, творивших в Долине Луары. Северный и восточный фасады замка выходят на город Бриссак и на парк около Обанса. Несмотря на их внешнее изящество, можно заметить некоторую асимметричность в их облике. Высокие каминные трубы возвышаются над шиферными крышами, а арочные и треугольные тимпаны венчают окна.


Две башни старой крепости обрамляют главный флигель, который представляет собой павильон в стиле Шеверни, только более итальянизированный. Он состоит из пяти этажей, на каждом из которых расположены классические ордеры с пилястрами, фронтонами и нишами для статуй. Четыре нижних этажа центрального павильона закончены, а пятый полузакончен — он обрывается за юго-восточной башней.

Северный флигель замка, который стоит под прямым углом к главному зданию, построен в более строгом стиле, соответствующем XVII веку. Рядом с ним располагается высокая квадратная башня.


В южной башне, построенной в готическом стиле, располагается частная капелла. Там находится знаменитый мраморный барельеф работы Давида д’Анжера, местного мастера, творившего в начале XIX века.

Большой интерес для посетителей представляют внутренние интерьеры замка, которые были бережно сохранены владельцами. Залы украшены резными деревянными панелями, а на балках потолков сохранилась богатая роспись. Обстановку апартаментов составляют старинные предметы мебели, представляющие особую ценность. Комната Юдифи украшена изящным, до сих пор функционирующим, камином и старинными гобеленами, яркими и насыщенными по цвету. В Большом Зале Гвардейцев длиной 32 метра можно полюбоваться шпалерами, сёдлами и гербами, а также прочими оружейными принадлежностями.



Клкиабельно 2000 рх

В Столовой находятся две лестницы времён Людовика XIII со сходящимися сверху перилами. В других залах дворца можно увидеть многочисленные семейные портреты, созданные знаменитыми художниками. Всего замок Бриссак насчитывает 203 зала и комнаты.

В винных погребах замка под каменными сводами хранятся знаменитые анжуйские вина. При желании посетители могут продегустировать такие сорта как «Rose d Anjou» и «Anjou Villages Brissac».

Информация для туристов

Время посещения
Апрель-июнь и сентябрь-октябрь: 10.00-12.15 и 14.00-18.00.
Выходной: вторник.
Июль и август: 10.00-18.00. Без выходных.
Ноябрь-март: по запросу.

Стоимость посещения
(включает в себя посещение замка, театра и парка, дегустацию вина)
Взрослые: €9
Льготные категории (студенты): €8
Дети с 8-16 лет: €4,50
Дети до 8 лет: бесплатно
Групповое посещение: €7,5
Групповое посещение, включая обед — €43

Отель в замке предлагает насладиться атмосферой и неспешным ритмом жизни в старинных стенах средневекового замка. Для размещения гостей предлагаются — 2 спальни и 2 номера люкс, обставленные старинной мебелью и с прекрасным видом на парк, озеро и луг.

Отель работает с середины апреля до середины октября.

Стоимость проживания составляет €390 за двоих, включая завтраки и экскурсию по замку. За дополнительное размещение ребёнка до 15 лет доплата €20, взрослого — €100. Стоимость обеда — €80 за человека.



Кликабельно



Кликабельно 3000 рх




Кликиабельно 2000 рх


В наши дни майя – это племя индейцев, проживающее на территории Южной Америки. Сегодня они живут в таких странах как Мексика , Гондурас, Гватемала и Белиза. А начиная с 2000 года до нашей эры, это была древняя цивилизация в Центральной Америке. Им покорялись все древние народы и племена, жившие на этой территории. Майя и цивилизация в то время были синонимами. Древняя цивилизация майя господствовала на протяжении 12 столетий. Пик ее расцвета припадает на 900-й год нашей эры. После этого начинается продолжительный период упадка культуры, причин которого история не раскрывает.

Майя называли людьми, которые соизмеряют свою жизнь с небесами. При этом быт племени оставался достаточно примитивен. Основным занятием было земледелие. Орудия труда были самые простые. Ученые утверждают, что майя не знали даже колеса. Тем более поражает тот факт, что в период своего расцвета, племя майя создало неповторимые произведения искусства, храмы, гробницы, чудо-города и другие памятники архитектуры. Еще больше поражают их знания в астрономии, созданная ими система измерения времени и письменность.

В то время, когда колонизаторы из старого света ступили на восточное побережье Южной Америки, майя цивилизация пришла почти в полный упадок. В период же своего расцвета она занимала всю Центральную Америку. Колонизаторы по варварски отнеслись к доставшимся им от цивилизации майя произведениям искусства и архитектурным памятникам. Они считали их «языческими идолами», наследием языческой культуры и безжалостно уничтожали. Но даже то, что осталось сегодня от культуры и знаний древних майя, поражает воображение современных ученых.

По праву, одним из главных достижений майя считается их уникальный календарь, в основу которого положены точные астрономические расчеты. Наши ученые не перестают восхищаться его поразительной точностью. Древние жрецы майя использовали свои астрономические наблюдения как для решения насущных вопросов (например, в земледелии), так и объясняя более глобальные проблемы. Так жрецы майя очень точно рассчитали жизненные циклы нашей планеты, которые подтверждают и современные ученые. С наступлением 2012 года всех особенно волнует предсказание майя про, якобы надвигающийся, конец света . Каждый сам решает, стоит ли верить древним пророчествам майя про приближающийся апокалипсис.

Несомненно одно, причины, по которым эта древняя цивилизация исчезла, и сегодня остаются загадочными и непонятными. Люди просто массово покидали свои города. Существует несколько версий, но в чем именно настоящая причина не знает никто. Кто они, откуда пришли – остается загадкой и сегодня…

Кто хочет узнать больше, предлагаем просмотреть видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история.» в 6 частях. Фильм создан на базе материалов, собранных в ходе экспедиции в Мексику в марте 2007 года и основан на фактах, которые долгое время скрывались и замалчивались. Приятного просмотра.

Видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история»

Величественная цивилизация майя, образованная еще до нашей эры, оставила после себя много загадок. Она известна развитыми письменностью и архитектурой, математикой, искусством, астрономией. Небезызвестный календарь майя отличался невероятной точностью. И это не все наследство, что оставили после себя индейцы, которые прославились, как одни из самых развитых и самых жестоких народов мира.

Кто такие майя?

Древние майя – индейский народ, живший на рубеже I тыс. до н.э. - II тыс. н.э. Исследователи утверждают, что численность их насчитывала более трех миллионов человек. Они селились в тропических лесах, строили города из камня и известняка, а для сельского хозяйства обрабатывали малопригодные для этого земли, где выращивали маис, тыкву, бобы, какао, хлопок и фрукты. Потомками майя являются индейцы Центральной Америки и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики.

Где жили древние майя?

Многочисленное племя майя селилось на обширной территории нынешней Мексики, Белиза и Гватемалы, запада Гондураса и Сальвадора (Центральная Америка). Центр развития цивилизации находился на Севере. Поскольку почвы быстро истощались, народ был вынужден перемещаться, менять поселения. Занятые земли отличались разнообразными природными ландшафтами:

  • на севере – известняковое плато Петен, где царил жаркий влажный климат, и горы Альта-Верапас;
  • на юге – цепь вулканов и хвойные леса;
  • реки, протекающие через земли майя, несли свои воды в Мексиканский залив и Карибское море;
  • на полуострове Юкатан, где добывалась соль, климат засушливый.

Цивилизация майя - достижения

Культура майя во многом превзошла свое время. Уже в 400-250 гг. до н.э. люди начали строить монументальные сооружения и архитектурные комплексы, достигли своеобразных высот в науках (астрономия, математика), сельском хозяйстве. В так называемый классический период (с 300 до 900 г. н.э.) древняя цивилизация майя достигла своего расцвета. Люди совершенствовали искусство резьбы по нефриту, скульптуру и художественную роспись, наблюдали за небесными светилами, развивали письменность. Достижения майя поражают до сих пор.


Архитектура древних майя

На заре времен, не имея под рукой современной техники, древний народ строил удивительные сооружения. Главным материалом для строительства являлся известняк, из которого делали порошок и приготавливали раствор, напоминающий цемент. С его помощью скрепляли каменные глыбы, и известняковые стены были надежно защищены от влаги и ветра. Важной частью всех построек был так называемый «майяский свод», ложная арка – своеобразное сужение крыши. Архитектура отличалась в зависимости от периода:

  1. Первыми постройками были хижины, положенные на низкие платформы, защищающие от наводнений.
  2. Первые были собраны из нескольких платформ, установленных одна на другую.
  3. В Золотой век развития культуры повсеместно строились акрополи – церемониальные комплексы, состоящие из пирамид, дворцов, даже площадок для игр.
  4. Древние пирамиды майя достигали 60 метров в высоту и по форме напоминали гору. На их вершинах устанавливались храмы – тесные, не имеющие окон квадратные домики.
  5. В некоторых городах располагались обсерватории – круглые башни с комнатой для наблюдения за Луной, Солнцем и звездами.

Календарь цивилизации майя

Космос играл большую роль в жизни древних племен, и главные достижения майя тесно с ним связаны. Основываясь на двух годовых циклах, была создана система летоисчислений. Для длительных наблюдений за временем применялся календарь «Длинного счета». Для коротких периодов цивилизация майя имела несколько Солнечных календарей:

  • религиозный (в котором год длился 260 суток) имел ритуальное значение;
  • практический (365 суток) применялся в повседневной жизни;
  • хронологический (360 суток).

Оружие древних майя

Что касается оружия и доспехов, древняя цивилизация майя не смогла достичь значительных высот. На протяжении долгих веков существования они не сильно изменились, ведь гораздо больше времени и сил майя уделяли совершенствованию военного искусства. В войнах и на охоте использовались следующие виды оружия:

  • копья (длинные, выше роста человека, с каменным наконечником);
  • копьеметалка – палка с упором;
  • дротики;
  • луки и стрелы;
  • духовое ружье;
  • топоры;
  • ножи;
  • палицы;
  • пращи;
  • сети.

Цифры древних майя

Система счисления древних майя базировалась на непривычной современному человеку двадцатеричной системе. Истоки ее – метод счета, при котором использовались все пальцы рук и ног. Индейцы имели структуру из четырех блоков с пятью цифрами в каждом. Ноль был схематически представлен в виде опустошенной устричной раковины. Этим знаком обозналась также бесконечность. Для записи остальных чисел использовались какао-бобы, маленькие камешки, палочки, так как цифры представляли собой смешение точек и черточек. С помощью трех элементов производилась запись любого числа:

  • точка – это единица,
  • черта – то пять;
  • раковина – ноль.

Медицина древних майя

Известно, что древние майя создали высокоразвитую цивилизацию и старались заботиться о каждом соплеменнике. Знания о поддержании гигиены и здоровья, применяемые на практике, возвышал индейцев над другими народами того времени. Вопросами медицины занимались специально обученные люди. Врачи весьма точно определяли многие болезни (включая туберкулез, язву, астму и др.) и боролись с ними с помощью снадобий, ванн, ингаляций. Ингредиентами лекарственных средств становились:

  • травы;
  • мясо, шкура, хвосты, рога животных;
  • перья птиц;
  • подручные средства – грязь, сажа.

Высокого уровня у народа майя достигли стоматология и хирургия. Благодаря проводившимся жертвоприношениям индейцам была известна анатомия человека, и врачи могли проводить операции на лице и теле. Пораженные участки или те, где было подозрение на опухоль, удаляли ножом, раны зашивали иглой с волосом вместо нити, а в качестве анестезии использовали наркотические вещества. Познания в медицине – это своеобразные древние сокровища майя, которыми стоит восхищаться.


Искусство древних майя

Многоликая культура майя сформировалась под влиянием географической среды и других народов: ольмеков и тольтеков. Но она изумительна, не похожа ни на одну другую. В чем уникальность цивилизации майя и его искусства? Все подвиды были направлены на правящую элиту, то есть создавались в угоду царям, чтобы произвести впечатление. В больше мере это касается архитектуры. Еще одна особенность: попытка создать образ Вселенной, уменьшенной ее копии. Так майя заявляли о своей гармонии с миром. Особенности подвидов искусства выражались в следующем:

  1. Музыка тесно связывалась с религией. Существовали даже специальные боги, ответственные за музыку.
  2. Драматическое искусство достигло расцвета, актеры были профессионалами своего дела.
  3. Живопись в основном была настенной. Картины носили религиозный или исторический характер.
  4. Основная тематика скульптуры – божества, жрецы, властелины. Тогда как простой люд изображался подчеркнуто униженно.
  5. В империи майя было развито ткачество. Одежда в зависимости от пола и статуса сильно различалась. Своими лучшими тканями народ торговал с другими племенами.

Куда исчезла цивилизация майя?

Один из главных вопросов, который интересует историков и исследователей: как и по каким причинам пришла к упадку процветающая империя? Разрушение цивилизации майя началось в 9 веке н.э. В южных районах стало стремительно сокращаться население, приходить в негодность системы водоснабжения. Люди покидали насиженные места, а строительство новых городов приостановилось. Это привело к тому, что некогда великая империя превратилась в разрозненные поселения, воюющие между собой. В 1528 году испанцы начали завоевание Юкатана и к 17 веку полностью подчинили себе регион.


Почему исчезла цивилизация майя?

До сих пор исследователи спорят, что стало причиной гибели великой культуры. Выдвигаются две гипотезы:

  1. Экологическая, основанная на балансе человека с природой. Длительная эксплуатация почв привела к их истощению, что стало причиной нехватки продовольствия и питьевой воды.
  2. Неэкологическая. Согласно этой теории империя могла прийти в упадок из-за изменения климата, эпидемии, завоевания или какой-то катастрофы. Например, некоторые исследователи полагают, что индейцы майя могли погибнуть даже из-за незначительного изменения климата (засухи, наводнения).

Цивилизация майя - интересные факты

Не только исчезновение, но и многие другие загадки цивилизации майя до сих пор не дают покоя историкам. Последнее место, где зафиксировали жизнь племени: север Гватемалы. Об истории и культуре сейчас рассказывают только археологические раскопки и согласно им можно собрать интересные факты о древней цивилизации:

  1. Люди из племени майя любили попариться в баньке и погонять в мяч. Игры представляли собой смесь баскетбола и регби, но с более серьезными последствиями – проигравших приносили в жертву.
  2. Майя имели странные понятия о красоте, например, «в моде» были косые глаза, заостренные клыки и головы удлиненной формы. Для этого матери с детства помещали череп ребенка в деревянные тиски и вешали перед глазами предметы, чтобы добиться косоглазия.
  3. Исследования показали, что предки высокоразвитой цивилизации майя живы до сих пор, и их не менее 7 миллионов по всему миру.

Книги о цивилизации майя

О расцвете и упадке империи, нераскрытых загадках рассказывает множество трудов современных авторов из России и из-за рубежа. Чтобы узнать побольше об исчезнувшем народе, можно изучить следующие книги про цивилизацию майя:

  1. «Народ майя». Альберто Рус.
  2. «Загадки погибших цивилизаций». В.И. Гуляев.
  3. «Майя. Быт, религия, культура». Ральф Уитлок.
  4. «Майя. Исчезнувшая цивилизация. Легенды и факты». Майкл Ко.
  5. Энциклопедия «Затерянный мир майя».

Цивилизация майя оставила после себя много культурных достижений и еще больше нераскрытых загадок. Пока вопрос ее возникновения и упадка остался без ответа. Можно выдвигать лишь предположения. В попытке раскрыть множество загадок исследователи натыкаются на еще большее количество тайн. Одна из самых величественных древних цивилизаций остается самой таинственной и притягательной.

: Восход и исчезновение государства майа

С майя связана одна из многочисленных тайн. Целый народ, состоявший в основном из жителей городов, внезапно покинул свои добротные и крепкие до-ма, распрощался с улицами, площадями, храмами и дворцами и переселился на далекий дикий север. Ни один из этих переселенцев никогда не вернулся на старое место. Города опустели, джунгли ворвались на улицы, сорные травы буйствовали на лестницах и ступенях; в пазы и желобки, куда ветер принес мельчайшие кусочки земли, заносило лесные семена, и они пускали здесь рост-ки, разрушая стены. Никогда уже больше нога человека не ступала на вымо-щенные камнем дворы, не поднималась по ступеням пирамид.

Но, может быть, всему виной была какая-нибудь катастрофа? И вновь мы вынуждены задать тот же самый вопрос: где следы этой катастрофы и что это, собственно, за катастрофа, которая могла заставить целый народ покинуть свою страну и свои города и начать жизнь на новом месте?

Быть может, в стране разразилась какая-нибудь страшная эпидемия? Но у нас нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о том, что в далекий поход отправились лишь жалкие, немощные остатки некогда многочисленного и сильного народа. Наоборот, народ, выстроивший такие города, как Чичен-Ица, был, несомненно, крепким и находился в расцвете своих сил.

Может быть, наконец, в стране внезапно переменился климат, и потому дальнейшая жизнь сделалась здесь невозможной? Но от центра Древнего царства до центра Нового царства по прямой не более четырехсот километров. Перемена климата, о чем, кстати, также нет никаких данных, которая могла бы так резко повлиять на структуру целого государства, вряд ли не затронула бы и тот район, в который переселились майя.

Существуют еще много тайн древней цивилизации майя, может быть, со временем многие из них будут раскрыты, а может быть, они так и останутся тайнами.

Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор. В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки.

Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.

«ДОКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (1500 год до н. э.–250 год н. э)

Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать урожайность полей. По всей области майя возникают густонаселенные поселки сельского типа. Около 1000 года до н. э. сельские жители Куэльо (на территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших. Соблюдая положенный церемониал: в могилу клали кусочки зеленого камня и другие ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.

Власть ольмеков кончилась. Начинается рост и процветание южных торговых городов майя. С 300 года до н. э. по 250 год н. э. возникают такие крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Майя достигли значительных успехов в области научных знаний. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари. Они представляют собой сложную систему взаимосвязанных календарей. Эта система позволяла индейцам майя фиксировать важнейшие исторические даты, делать астрономические прогнозы и смело заглядывать в столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ для обозначения ноля, неизвестный древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они превосходили другие современные им цивилизации.

Из всех древних культур, процветавших в Северной и Южной Америке, только майя обладали развитой системой письменности. И именно в это время и начинает развиваться иероглифическая письменность майя. Иероглифы майя похожи на миниатюрные рисунки, втиснутые в крошечные квадратики. В действительности же это единицы письменной речи — одной из пяти оригинальных систем письменности, созданных независимо одна от другой. Некоторые иероглифы – слоговые, но большая их часть – это идеограммы, обозначающие фразы, слова или части слов. Иероглифы вырезали на стелах, на притолоках, на вертикальных плоскостях каменных лестниц, на стенах гробниц, а также писали на страницах кодексов, на глиняной посуде. Около 800 иероглифов уже прочитаны, и ученые с неослабивающим интересом занимаются дешифровкой новых, а также дают новые истолкования уже известным символам.

В этот же период возводятся храмы, которые украшаются скульптурными изображениями богов, а затем и правителей майя. В гробницах правителей майя этого периода находят богатые приношения.

РАННИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (250-600 годы н. э.)

К 250 году н.э. Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. В Тикале было все: и гигантские храмы-пирамиды, и дворцовый комплекс, и площадки для игры в мяч, и рынок, и паровая баня.
Общество разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс земледельцев, ремесленников, торговцев. Благодаря раскопкам нам стало известно, что социальное расслоение в Тикале касалось в первую очередь жилища. В то время как простые общинники жили в разбросанных тут и там среди лесов поселках, правящая элита получала в свое распоряжение более или менее четко очерченное жизненное пространство Центрального акрополя, который к концу классического периода превратился в настоящий лабиринт из зданий, построенных вокруг шести просторных внутренних дворов на площади около 2,5 квадратных километров. Здания состояли из одного-двух рядов длинных помещений, разделенных поперечными стенками на ряд комнат, каждая комната имела свой выход. «Дворцы» служили жилищем для важных персон, кроме того, здесь, вероятно, размещалась городская администрация.

Начиная с III века правители, наделенные высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная 292 годом) найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя Яш-Мок-Шока, основавшего в начале века династия, которой суждено было править городом 600 лет. В 378 году, при девятом правителе из этой династии – Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль находится под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра Теотиуакана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.

ПОЗДНИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (600-900 годы н. э.)

Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке. Которым правит Пакаль, пришедший к власти в 615 году и похороненный с наивысшими почестями в 683 году. Правители Паленке отличались большим строительным рвением и создали большое количество храмов, дворцовых комплексов, царскую усыпальницу и другие постройки. Но что важнее всего – скульптурные изображения и иероглифические надписи, которыми изобилуют эти сооружения, дают нам представление о том, что правители и послушный им народ считали главным. После изучения всех памятников складывается впечатление, что в этот период произошли некоторые изменения в роли, которая отводилась правителю, и эти-то изменения косвенно указывают на причину краха такой, казалось бы, благополучной цивилизации, какой была цивилизация майя в «классический период».

Кроме того, в четырех разных местах в Паленке Пакаль и его наследник воздвигли так называемые царские реестры – стелы с записями о членах правящей династии, прослеживающими ее корни вплоть до 431 года н. э. По- видимому эти двое были очень озабочены доказательством своего законного права на власть, и причиной тому были два случая в истории города, когда правитель получал право престолонаследия по материнской линии. Так произошло с Пакалем. Поскольку у майя право на престол передавалось обычно по отцовской линии, Пакаль и его сын были вынуждены внести в это правило некоторые коррективы.

В VII веке снискал себе славу и юго-восточный город Копан. Многие надписи и стелы Копана показывают, что городом в течение 4-х столетий, с V века н. э., правила одна династия. Благодаря такой стабильности город приобрел вес и влияние. Основатель династии, правитель Яш-Кук-Мо (Голубой-Кетуаль-Попугай), пришел к власти в 426 году н. э. И можно предположить, что авторитет его был очень велик, и все последующие правители Копана считали необходимым именно от него вести отсчет своей царской линии. Из 15 его царственных потомков дольше всех прожил энергичный Дым-Ягуар, взошедший на престол в 628 году и правивший 67 лет. Прославившийся как Великий Подстрекатель, Дым-Ягуар привел Копан к небывалому расцвету, сильно расширив его владения, возможно с помощью территориальных войн. Знатные люди, служившие при нем, вероятно, становились правителями покоренных городов. За время правления Дыма-Ягуара численность городского населения достигла примерно 10000 человек.

В то время войны между городами были обычным явлением. Несмотря на то, что правители городов приходились друг другу родственниками вследствие междинастических браков, да и в культуре – искусстве и религии – этих городов было много общего.

Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжают знать различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.

«ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (900-1500 годы н. э.)

Истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжения из вне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны – все это как вместе, так и по отдельности могло послужить причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. Строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна в холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.

Исторические хроники кануна конкисты и данные археологии наглядно свидетельствуют о том, что в X веке н.э. На Юкатан вторглись воинственные центрально мексиканские племена – тольтеки. Но, не смотря на все это в центральной области полуострова население уцелело и быстро приспособилось к новым условиям жизни. И спустя короткое время появилась своеобразная синкретическая культура, соединяющая в себе майянские и тольтекские черты. В истории Юкатана начался новый период, получивший в научной литературе название «мексиканский». Хронологически его рамки приходятся на X – XIII века н.э.

Центром этой новой культуры становится город Чичен-Ица. Именно в это время для города наступает пора процветания, продолжающаяся 200 лет. Уже к 1200 году огромна площадь застройки (28 квадратных километров), величественная архитектура и великолепная скульптура говорит о том, что этот город был главным культурным центром майя последнего периода. Новые скульптурные мотивы и архитектурные детали отражают возросшее влияние мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан. Юкатанские майя, по-видимому, вели между собой более жестокие войны по сравнению с теми, что велись их собратьями на юге. Хотя подробные описания конкретных сражений отсутствуют, известно, что войны из Чичен-Ицы сражались против воинов из Ушмаля и Кобы, а позднее люди Майяпана напали на Чичен-Ицу и разграбили ее.

По мнения ученых, на поведении северян сказалось влияние других народов, вторгшихся на территорию майя. Не исключено что вторжение происходило мирным путем, хотя это и мало вероятно. Например, у епископа де Ланде имелись сведения о каких-то людях, пришедших с запада, которых майя назвали «ица». Эти люди, как говорили оставшиеся потомки майя епископу де Ланде, напали на Чичен-Ицу и захватили ее. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан.

Если застройка Чичен-Ицы и Ушмаля повторяет другие города майя, то Майяпан в этом случае довольно таки отличался от общей схемы. Майяпан, обнесенный стеной, был городом хаотичной застройки. Кроме того, здесь не было огромных храмов. Главная пирамида Майяпана была не очень хорошей копией пирамиды Эль-Кастильо в Чичен-Ице. Численность населения в городе достигала 12 тысяч человек. Ученые предполагают, что в Майяпане был достаточно высокий уровень экономики, и что общество майя постепенно переходило на деловые отношения, уделяя все меньше внимания древним богам.

250 лет в Майяпане правила династия Кокомов. Они сохраняли за собой власть, удерживая своих потенциальных врагов в заложниках за высокими стенами города. Еще больше укрепили свои позиции Кокомы, когда приняли к себе на службу целую армию наемников из Ах-Кануля (мексиканский штат Табаско), чья преданность была куплена посулами военной добычи. Повседневная жизнь династии большей своей частью была занята увеселениями, танцами, пирами и охотами.

В 1441 году Майяпан пал в результате кровавого восстания, поднятого вождями соседних городов, город был разграблен и сожжен.

Падение Майяпана прозвучало похоронным звоном над всей цивилизацией майя, поднявшейся из джунглей Центральной Америки до небывалой высоты и канувшей в бездну забвения. Майяпан был последним городом на Юкатане, которому удавалось подчинить себе другие города. После его падения конфедерация распалась на 16 соперничающих между собой мини-государств, каждое из которых боролось за территориальные преимущества силами собственной армии. В постоянно разгоравшихся войнах города подвергались набегам: захватывали в основном молодых мужчин, чтобы пополнить ими войско или принести их в жертву, поля поджигали, чтобы заставить земледельцев подчиниться. В непрерывных войнах архитектура и искусство были оставлены за ненадобностью.

Вскоре после падения Майяпана, всего через несколько десятилетий, на полуострове высадились испанцы, и участь майя была решена. Когда-то один пророк, слова которого приводятся в «Книгах Чилам-Балам», предсказывал появление чужестранцев и его последствия. Вот как звучало пророчество: «Принимайте ваших гостей, бородатых людей, которые идут с востока… Это начало гибели». Но те же самые книги предупреждают и о том, что не только внешние обстоятельства, но и сами майя будут виновны в том, что случится. «И не было больше счастливых дней, — гласит пророчество, — здравомыслие нас оставило». Можно подумать, что задолго до этого последнего завоевания майя знали, что слава их потускнеет и древняя мудрость забудется. И все же, словно предвидя будущие попытки ученых вызвать из небытия их мир, они высказали надежду, что когда-нибудь голоса из прошлого будут услышаны: «В конце нашей слепоты и нашего позора все откроется вновь».

Познания в науке и медицине.

Медицина. Медицинские познания у майя были на очень высоком уровне: они прекрасно знали анатомию, и очень неплохо трепанировали черепа. Однако, их представления были и достаточно противоречивы - причинами болезней они могли посчитать плохой по календарю год, или грехи, или неправильные жертвоприношения, но при этом признавали определенный образ жизни человека как первоисточник болезней. Майя знали о заразных заболеваниях, в словарном запасе майя было множество слов, которыми они характеризовали различные болезненные состояния человека. Более того, отдельно были описаны многие нервные заболевания и ментальное состояние человека. Для стимуляции и обезболивания родов применяли различные лекарственные и наркотические травы, которые выращивали в отдельных аптекарских садах.
Математика. Майя использовали двадцатеричную систему счисления, а также позиционную систему записи цифр, когда цифры стоят друг за другом от первого порядка к последующим. Эта система записи используется и нами, и называется арабской цифровой системой. Но в отличие от европейцев майя сами до этого додумались на тысячи лет раньше. Только запись цифр майя строится не горизонтально, а вертикально (в столбик).
Еще одним поразительным фактом математических познаний майя является использование нуля. Это означает величайший прогресс в области абстрактного мышления.
Поразительные знания процивилизации Майя отражены в календаре майя. Он известен на весь мир своей поразительной точностью и соперничает в совершенстве с современными компьютерными расчетами.

Загадки майя

Художники майя создавали свои бесчисленные сокровища. Ритуальные предметы должны были понравиться богам. Каменные, резные, глиняные, шлифованные или покрашенные в яркие цвета – все они имели символическое значение. Так, дырочка в расписном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.

Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, но их глиняные вещи изящны и красивы. Шлифовальные порошки и каменные ин-струменты применялись для работ с нефритом, кремнем, раковинами. Ремес-ленники – майя знали разницу между материалами. Любимый древними майя за красоту, редкость, а также за предполагаемую волшебную силу, нефрит осо-бенно ценился древними мастерами, хотя и требовал терпения и изобретатель-ности для его обработки. Деревянными пилами или костяными сверлами дела-лись канавки, завитки, лунки и т.п. Полирование производилось с помощью твердых растительных волокон, добываемых из побегов бамбука или тыквенно-го дерева, клетки которых содержат микроскопические частицы твердых мине-ральных веществ. Огромное количество фигурок из нефрита, изображающих людей и животных, имеет форму клина: древние камнерезы использовали та-кую форму изделия, чтобы можно было при случае применить их как орудие труда. После небольшой доработки эти прекрасные каменные поделки могли превратиться в амулеты или фигурки людей и богов. Найденное изящное зеле-ное ожерелье, относящееся к доклассической эпохе, говорит нам о том, что но-сил его не простой человек, а наделенный властью и стоящий на верхней сту-пени соци¬альной лестницы.

В искусстве майя изображение часто передает действие или эмоции. Мас-тера выработали информационный стиль, вкладывая в свои произведения заряд юмора и нежности или, напротив, жестокости. Предметы, сделанные руками безымянных мастеров, до сих пор поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам понять давно исчезнувший мир древнейшей цивилиза-ции.

Из множества городов, поднявшихся среди холмов Пуука в «поздний клас-сический период» (700−1000 годы н.э.), особенно выделяются великолепием планировки и архитектуры три города – Ушмаль, Сайиль и Лабна: массивные четырехугольники зданий по фасаду облицованы известняком, у дверных кося-ков стоят круглые колонны с квадратными капителями, верхняя часть фасада украшена изящной каменной мозаикой, сделанной из кремня.

Строгая организация пространства, пышность и усложненность архитекту-ры, сама панорама городов – все это приводит ценителей в восхищение. Высо-кие пирамиды, дворцы с рельефами и мозаичными фасадами, сложенными из плотно пригнанных друг к другу кусочков колотого камня, подземные резер-вуары, где когда-то хранились запасы питьевой воды, настенные иероглифы – все это великолепие сочеталось с ужасной жестокостью. «Главный жрец дер-жал в руке большой, широкий и острый нож, сделанный из кремня. Другой жрец держал деревянный ошейник в виде змеи. Обреченных, полностью обна-жен¬ных, по очереди проводили по лестнице вверх» Там, уложив человека на камень, надевали на него ошейник, и четыре жреца брали жертву за руки и за ноги. Затем главный жрец с удивительным проворством вспарывал жертве грудь, вырывал сердце и протягивал его к солнцу, поднося ему и сердце, и пар, исходящий из него. Затем оборачивался к идолу бросал сердце ему в лицо, по-сле чего сталкивал тело по ступеням, и оно скатывало» вниз», − писал об этом священнодействии Стефенс с ужасом.

Главные археологические изыскания производились в Чичен-Ице, послед-ней столицей майя. Руины освобождены от джунглей, остатки зданий видны со всех сторон, а та: где в свое время приходилось прорубать дорогу при помощи мачете, курсируют автобус с туристами; они видят «Храм воинов» с его колон-нами и лестницей, ведущей к пирамид они видят так называемую «Обсервато-рию» − круглое строение, окна которого прорублены таким образом, что из ка-ждого видна какая-то определенная звезда; они осматривав большие площади для древней игры в мяч, из которых самая большая имеет сто шестьдесят мет-ров в длину и сорок в ширину, − на этих площадках «золотая молодежь» майя и рала в игру, похожую на баскетбол. Они, наконец, останавливаются перед «Эль Кастилы самой большой из пирамид Чичен-Ицы. Девять уступов имеет она, и на верхней верши) ее расположен храм бога Кукулькана − «Пернатой змеи».

Вид всех этих изображений змеиных голов, богов, шествий ягуаров дейст-вует устрашающе. Пожелав проникнуть в тайны орнаментов и иероглифов, можно узнать, что здесь нет буквально ни одного знака, ни одного рисунка, ни одной скульптуры, которые не были бы связаны с астрономическими выклад-ками. Два креста на надбровных дуг; головы змеи, коготь ягуара в ухе бога Ку-кулькана, форма ворот, число «бусинок росы форма повторяющихся лестнич-ных мотивов – все это выражает время и числа. Нигде числа и время не были выражены таким причудливым образом. Но если вы захотите обнаружить здесь хоть какие-нибудь следы жизни, вы увидите, что в великолепном царстве ри-сунков майя, в орнаментике этого народа, жившего среди пышной и разнооб-разной растительности, очень редко встречаются изображения растений – лишь немногие из огромно количества цветов и ни один из восемьсот видов кактусов. Недавно в одном орнаменте разглядели цветок Bombax aquaticum – дерева, рас-тущего наполовину в воде. Если это даже действительно не ошибка, общее по-ложение все равно не меняется: в искусстве майя отсутствуют растительные мотивы. Даже обелиски, колонны, стелы, которые почти всех странах являются символическим изображением тянущегося ввысь дерева, у майя изображают тела змей, извивающиеся гадины.

Две такие змеевидные колонны стоят перед «Храмом воинов». Головы с роговидными отростком прижаты к земле, пасти широко открыты, туловища подняты кверху вместе с хвостами, некогда эти хвосты поддерживали крышу храма.

Голландец Гильермо Дюпэ, много лет прослуживший в испанской армии в Мексик-образованный и увлекающийся стариной человек получил от испанско-го короля Карла Г. поручение исследовать памятники культуры Мексики доис-панского периода.

С трудом добравшись до Паленке, Дюпэ пришел в неописуемый восторг от архитектуры, наружной отделки зданий: красочные узоры с изображением птиц, цветов, полные драматизма барельефы. «Позы очень динамичны и вместе с тем величавые. Одежды хоть и роскошны, никогда не закрывают тела. Голову обычно украшают шлемы, гребни и развевающиеся перья».

Дюпэ заметил, что у всех людей, изображенных на барельефах, голова бы-ла странной, сплющенной формы, из чего и заключил, что местные индейцы, с нормальной головой, никак не могут быть потомками строителей Паленке.

Скорее всего, по мнению Дюпэ, здесь жили когда-то люди неизвестной, исчезнувшей с лица земли расы, оставившей после себя величественные и пре-красные творения своих рук.

В Ватиканской библиотеке хранится интересное свидетельство о потопе «Коде Риос». По иронии судьбы католическое духовенство, уничтожившее подлинные рукописи майя, сохранило их редкие копии.

В «Кодексе Риос» рассказано о сотворении мира и о гибели первых людей. Остались дети, которых вскормило чудесное дерево. Образовалась новая раса людей. Но через 40 лет боги обрушили на землю потоп. Уцелела одна пара, спрятавшаяся на дереве.

После потопа возродилась другая раса. Но через 2010 лет необычный ура-ган уничтожил людей; оставшиеся в живых превратились в обезьян, которых стали грызть ягуар.

И вновь спаслась лишь одна пара: скрылась среди камней. Через 4801 год людей уничтожил великий пожар. Одна только пара спаслась, уплыв на лодке в море.

В этом предании говорится о периодических (повторяемых через 2−4−8 тысяч лет) катастрофах, одна из которых – потоп.

Если мы внимательно посмотрим на карту, то убедимся, что Древнее цар-ство занимало своего рода треугольник, углы которого образовывали Вашак-тун, Паленке и Копан. Не ускользнет от нашего внимания и то обстоятельство, что на сторонах углов или непосредственно внутри треугольника находились города Тикаль, Наранхо и Пьедрас Неграс. Теперь мы можем прийти к выводу, что, за единственным исключением (Бенке Вьехо), все последние города Древ-него царства, в частности, Сейбаль, Ишкун, Флорес, находились внутри этого треугольника.

Когда испанцы прибыли в Юкатан, у майя были тысячи рукописных книг, сделанных из природного материала, но часть их была сожжена, часть осела в частных коллекциях. Были также обнаружены надписи на стенах храмов и сте-лы. В XIX в. ученые знали о 3-х книгах — кодексах, названных по имени города, в котором каждый текст был обнаружен (Дрезденский, Парижский и Мадрид-ский кодексы; позже был найден 4-й кодекс – Кодекс Гролье). 14 лет изучал главный Королевский библиотекарь в Дрездене Эрнст Форстеманн кодекс и понял принцип действия календаря майя. А исследования Юрия Кнорозова, Генриха Берлина и Татьяны Проскуряковой открыли новый этап в современной май-янистике. Разгадано более 80 процентов всех иероглифов, а археологи сде-лали множество поразительных открытий.

Так, Юрий Кнорозов пришел к выводу, что система письма индейцев майя – смешанная. Часть знаков должна передавать морфемы, а часть – звуки и сло-ги. Такую систему письма принято называть иероглифической.

Не составила большого труда для ученых дешифровка цифровых знаков майя. Причиной тому – поразительная простота и доведенная до совершенства логичность системы их счета.

Древние майя пользовались двадцатеричной системой счисления, или сче-та. Они записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире – пятерки.

Встреча Нового и Старого Света

Первый контакт двух культур происходил при участии самого Христофора Колумба: во время своего четвертого плавания в предполагаемую Индию (а он верил, что открытая им земля – Индия) его корабль проходил мимо берегов се-верной части современного Гондураса и у острова Гуанайя встретил каноэ, сде-ланное из целого ствола дерева, шириной в 1,5 м. Это была торговая лодка, и европейцам были предложены медные пластины, каменные топоры, керамиче-ские изделия, какао-бобы, одежды из хлопка.

В 1517 г. три испанских корабля, шедшие на поимку рабов, пристали к не-известному острову. Отбив атаку воинов-майя, испанские солдаты при дележе добычи нашли украшения из золота, а золото должно было принадлежать ис-панской короне. Эрнан Кортес, покорив великую империю ацтеков в централь-ной части Мексики, послал одного из своих капитанов на юг – завоевывать но-вые территории (современные государства Гватемала и Сальвадор). К 1547 г. покорение майя завершилось, хотя некоторые племена укрылись в густых лесах центральной части полуострова Юкатан, где им и их потомкам еще 150 лет удавалось оставаться непокоренными.

Эпидемии оспы, кори и гриппа, к которым у коренного населения не было иммунитета, унесли жизни миллионов майя. Испанцы жестоко искореняли их религию: рушили храмы, разбивали святыни, грабили, а тех, кто был замечен в идолопоклонстве, монахи-миссионеры растягивали на дыбе, ошпаривали ки-пятком, наказывали плетьми.

Во главе монахов прибыл на Юкатан монах-францисканец Диего де Ланда, неординарная и сложная личность. Он изучал быт, обычаи местного населения, пытался найти и ключ к тайне письменности майя, нашел тайник, в котором хранилось около 30 иероглифических книг. Это были настоящие произведения искусства: черные и красные знаки были каллиграфически выписаны на свет-лой бумаге, сделанной из нижнего слоя фигового дерева или шелковицы; бума-га была гладкой от нанесенного на ее поверхность гипсозидного состава; сами книги были сложены «гармошкой», а обложка сделана из шкуры ягуара.

Этот монах решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, смущающие душу дьявольские соблазны, и велел книги эти сжечь все разом, что «повергло майя в глубокую скорбь и сильнейшие страдания».

Во время трехмесячной инквизиции под его руководством в 1562 году пыткам было подвергнуто около 5 000 индейцев, из них 158 человек погибли. Де Ланда был затребован обратно в Испанию по обвинению в превышении полномочий, но был оправдан и вернулся на Юкатан уже епископом.

Индейская культура уничтожалась всеми возможными способами. И всего сто лет спустя после прихода европейцев о славном прошлом майя не осталось и воспоминаний.

Интересные факты о майя.

1. До сих пор в своих прежних регионах живут многочисленные представители культуры майя. Фактически, есть 7 млн майя, многие из которых смогли сохранить важные свидетельства о своем древнем культурном наследии.
2. У майя были странные представления о красоте. В раннем возрасте ко лбу младенцев прикладывали доску, чтобы он был плоским. А еще им нравилось косоглазие: они одевали большую бусину на детские переносицы, чтобы те беспрестанно на нее косились. Еще один интересный факт – детей майя часто называли по тому дню, в который они родились.
3. Они любили сауны. Важным очистительным элементом для древних майя являлась потогонная ванна: на горячие камни лили воду для создания пара. Такими ваннами пользовались все, от женщин, которые недавно родили, до королей.
4. Так же они любили погонять в мяч. Мезоамериканская игра в мяч приравнивалась к ритуалу и существовала на протяжении 3000 лет. Современная версия игры, улама, все еще популярна у местного коренного населения.
5. Последняя страна майя существовала до 1697 г. (островной город Тайя). Сейчас землями под строениями в основном владеет одна семья, а правительству принадлежат сами памятники.
6. Майя не умели обрабатывать металл – их оружие было оснащено каменными наконечниками, или наконечниками из острых ракушек. Но! Воины майя использовали в качестве метательного оружия гнёзда шершней («шершневые бомбы») для создания паники в рядах противника – находчиво.
7. А еще, поговаривают, майя очень любили морских свинок. Ну, как любили…Они получали из бедняг очень вкусное мясо и великолепный пух.

Кстати, у майя был и своего рода гороскоп. Дело в том, что по календарю «Тцолькин» (он же «Цолькин», о котором сообщалось выше) каждому дню в году присвоен свой кин — своего рода частота космической энергии (Боже, что я несу?) и, в зависимости от того, какой кин ваш (какой соответствует дню вашего рождения) – можно судить о вашем характере, жизненных целях и блаблабла. А в зависимости от того, какой кин присвоен сегодняшнему дню – можно судить о вашей удачливости, самочувствии и прочей лабуде, которую обычно пишут в гороскопах.
Кстати, довольно занимательная штука. А майянские астрологические характеристики личностей по кину вполне соответствуют действительности, хотя обычно я и предпочитаю в астрологию не верить.




Top