Изящные искусства в целом. Изящные искусства
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Направление 50.03.02 «Изящные искусства» рассчитано на абитуриентов, увлекающихся творчеством, хорошо знающих и понимающих культурное и историческое наследие не только своего государства, но и всего человечества. Выпускники направления подготовки обладают фундаментальными знаниями теоретической составляющей будущей профессии, навыками реализации практической деятельности.
Профессионалы направления выполняют функции объективного оценивания продуктов творческой деятельности, формируя общественное мнение, помогая разобраться в современном и классическом искусстве, истории и тенденциях его развития, а также принимая непосредственное участие в процессе создания произведений искусства, увеличивая общечеловеческое культурное достояние.
Условия поступления
Главной задачей курса обучения является фундаментальное изучение теоретических основ истории, развития различных видов искусства, а также развитие творческих способностей абитуриентов.
В качестве вступительных экзаменов будущим специалистам необходимо сдать:
- русский язык;
- историю;
- литературу (профильный).
Кроме того, при поступлении абитуриентам придется подготовиться к сдаче творческого экзамена, которым в зависимости от выбранного профиля обучения может выступать исполнение сольной программы, создание рисунка, история, теория изобразительного искусства и т. д.
Будущая профессия
Направление подготовки направлено на развитие творческих способностей потенциально талантливых абитуриентов с целью повышения культурного уровня региона, государства, человечества в целом, создания культурного достояния. Несмотря на высокую актуальность направления для будущего человечества, нельзя сказать, что выпускники направления очень востребованы. Будущее специалиста связано с творчеством, а говорить о стабильности, закономерностях в такой уникальной отрасли не представляется возможным. Вместе с тем работа будущих специалистов связана с творчеством, увлекательна, требует наличия художественного вкуса, умений прекрасно разбираться в видах искусства, таланта.
Куда поступать
На сегодняшний день подготовкой представителей творческих профессий, критиков занимаются такие вузы, как:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ);
- Московский государственный университет дизайна и технологии;
- Российский университет дружбы народов (РУДН);
- Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН);
- Московский государственный университет культуры и искусства (МГУКИ).
Срок обучения
Срок обучения (очная форма) составляет 4 года.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Объектами профессиональной деятельности выступают художественные, исторические процессы в их социокультурном, культурном, художественном, семиотическом, формально - стилевом измерениях, их репрезентации в дискурсах прикладных, неприкладных видов искусства, эстетических концепциях, теории, методологии.
В рамках формирования профессиональных компетенций студенты изучают следующие дисциплины:
- культурология;
- культура речи;
- русский язык;
- общая теория;
- интегративное искусство;
- прикладные искусства;
- словесные искусства;
- основы семиотики.
Приобретаемые навыки
Направление включает несколько далеких специализаций, соответственно, как перечень дисциплин, так и требования к проф. компетенциям существенно варьируется. В зависимости от профиля подготовки уклон может быть сделан на прикладные, не прикладные искусства, танцевальное, музыкальное или словесное искусство.
В процессе обучения у студентов формируются следующие компетенции:
Перспективы трудоустройства по профессии
В зависимости от специализации будущие выпускники могут найти работу в театрах, музеях, аукционных домах, архивах, концертных залах, НИИ. Востребованы специалисты профиля в учебных заведениях, в качестве руководителей ансамблей, коллективов, экспертов, критиков, оценщиков. Среди иных направлений трудоустройства можно назвать должности экскурсовода, гида, коллекционера, хранителя, искусствоведа.
Абитуриенты, проявляющие склонность к определенному виду искусства, творческие способности, талант могут успешно выступать артистами эстрады, балета, цирка, актерами, скульпторами, балетмейстерами.
Понятие дохода в сфере искусства - понятие достаточно непостоянное. Заработная плата экскурсоводов и хранителей музеев стартует от 15-25 тыс. руб. Верхний порог гонораров популярных артистов эстрады назвать проблематично.
Перспективы профессионального совершенствования
Выпускники, которые решили посвятить себя дальнейшему изучению, могут продолжить профессиональное самосовершенствование в магистратуре, аспирантуре либо докторантуре. В процессе обучения вы сможете продолжить дальнейшее изучение выбранного направления, возможно, творчества выдающегося деятеля отрасли, заниматься научной деятельностью, продолжить составление аннотаций, библиографий, приступить к написанию магистерской диссертации. В ходе написания магистерского исследования вы сможете детально изучить выбранную тему, продолжить формирование научной, исследовательской компетенций. Диплом магистранта позволит Вам продолжить научную, исследовательскую деятельность в выбранной отрасли при выезде в другие страны без переаттестации.
изящные искусства
(фр. bеа ux-arts) - понятие, широко используемое в эстетике XVIII-XIX вв. для обозначения специфической сферы худож. творчества, в к-рой эстетический принцип в целом и принцип прекрасного в особенности играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности. Процесс выделения И. и. начался в эпоху позднего Возрождения. Историческое вычленение худож. начал происходит в результате осознания различий между ваянием и столярным мастерством, исключения из сферы иск-ва ремесел и науки, а также благодаря установлению близости между такими, казалось бы, отдаленными сферами культуры, как скульптура и поэзия. Для теоретического самоосознания худож. культурой своей специфической функции немалую роль сыграл трактат Ш. Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в к-ром объединены поэзия, музыка , живопись , красноречие, танец , скульптура, н архитектура на основании «подражания прекрасной природе», что вполне соответствовало принципам классицизма. Здесь есть красноречие, однако нет такого вида иск-ва, как декоративно-прикладное, к-рое начиная с эллинизма и вплоть до Гегеля попадало в сферу «механических» иск-в и не отвечало критериям изящного. Правда, в сер. XVIII в. англ. эстетик Хом писал, что «парковое искусство стало одним из изящных искусств». Концепцию И. и. детально разработал Кант, разделив т. наз. эстетические иск-ва (имеющие своей целью доставлять удовольствие) на те, к-рые существуют для удовольствия как такового, для приятного провождения времени (шутки, смех, сервировка стола, застольная музыка, забавная вещь, игры), и на И. и., к-рые содействуют «культуре способностей души для общения между людьми». Он полагал, что в отличие от ремесла предмет И.. и. должен казаться свободным от «всякой принудительности произвольных правил» и может прекрасно описать вещи, «которые в природе безобразны или отвратительны»; форма предмета И. и. соразмеряется с замыслом и дает возможность не ущемить свободу его полета. По Канту, есть три вида И. и.: 1) словесное иск-во (красноречие, поэзия); 2) изобразительное иск-во (пластики, состоящая из ваяния и зодчества, живопись, под к-рой подразумевается не только прекрасное изображение природы, но и иск-во изящной компоновки продуктов природы или декоративное растениеводство, а также украшения интерьера и человека; 3) иск-во игры ощущений (музыка, иск-во красоты). Гегель, исключивший из сферы И. и. мн. прикладные виды, тем не менее отнес к ней не только скульптуру, живопись, музыку, поэзию, но и архитектуру. Во второй половине XIX в. понятие «И. и.» то предельно сужается (пластические, изобразительные иск-ва), то относительно расширяется, включая в себя «изящную словесность», хореографию. музыку, проблема декоративно-прикладного искусства как изящного дискутируется. Для преодоления привычного взгляда на декоративно-прикладное иск-во как «низшее» по отношению к сфере И. и. немало сделали в Англии Моррис У., в Германии - Земпер, в России - Чернышевский. В XX в. сфера худож. деятельности расширяется за счет худож. фотографии (Фотоискусство), кино-и телевизионного иск-ва, народного творчества, новых зрелищных представлений и т. п. Нек-рые исследователи полагают поэтому, что худож. жизнь современности непохожа на классическое бытие И. и-, а значит, и понятие это устаревает (Татаркевич). Вместе с тем во всем мире продолжают существовать академии И. и. И там, где они утрачивают свою специфику, усиливается опасность обесценивания высокого иск-ва и размывания худож. ценностей в мире окружающих комфортных вещей и продуктов техники.фр. bеа ux-arts) - понятие, широко используемое в эстетике XVIII-XIX вв. для обозначения специфической сферы худож. творчества, в к-рой эстетический принцип в целом и принцип прекрасного в особенности играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности. Процесс выделения И. и. начался в эпоху позднего Возрождения. Историческое вычленение худож. начал происходит в результате осознания различий между ваянием и столярным мастерством, исключения из сферы иск-ва ремесел и науки, а также благодаря установлению близости между такими, казалось бы, отдаленными сферами культуры, как скульптура и поэзия. Для теоретического самоосознания худож. культурой своей специфической функции немалую роль сыграл трактат Ш. Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в к-ром объединены поэзия, музыка, живопись, красноречие, танец, скульптура, н архитектура на основании «подражания прекрасной природе», что вполне соответствовало принципам классицизма. Здесь есть красноречие, однако нет такого вида иск-ва, как декоративно-прикладное, к-рое начиная с эллинизма и вплоть до Гегеля попадало в сферу «механических» иск-в и не отвечало критериям изящного. Правда, в сер. XVIII в. англ. эстетик Хом писал, что «парковое искусство стало одним из изящных искусств». Концепцию И. и. детально разработал Кант, разделив т. наз. эстетические иск-ва (имеющие своей целью доставлять удовольствие) на те, к-рые существуют для удовольствия как такового, для приятного провождения времени (шутки, смех, сервировка стола, застольная музыка, забавная вещь, игры), и на И. и., к-рые содействуют «культуре способностей души для общения между людьми». Он полагал, что в отличие от ремесла предмет И.. и. должен казаться свободным от «всякой принудительности произвольных правил» и может прекрасно описать вещи, «которые в природе безобразны или отвратительны»; форма предмета И. и. соразмеряется с замыслом и дает возможность не ущемить свободу его полета. По Канту, есть три вида И. и.: 1) словесное иск-во (красноречие, поэзия); 2) изобразительное иск-во (пластики, состоящая из ваяния и зодчества, живопись, под к-рой подразумевается не только прекрасное изображение природы, но и иск-во изящной компоновки продуктов природы или декоративное растениеводство, а также украшения интерьера и человека; 3) иск-во игры ощущений (музыка, иск-во красоты). Гегель, исключивший из сферы И. и. мн. прикладные виды, тем не менее отнес к ней не только скульптуру, живопись, музыку, поэзию, но и архитектуру. Во второй половине XIX в. понятие «И. и.» то предельно сужается (пластические, изобразительные иск-ва), то относительно расширяется, включая в себя «изящную словесность», хореографию. музыку, проблема декоративно-прикладного искусства как изящного дискутируется. Для преодоления привычного взгляда на декоративно-прикладное иск-во как «низшее» по отношению к сфере И. и. немало сделали в Англии Моррис У., в Германии - Земпер, в России - Чернышевский. В XX в. сфера худож. деятельности расширяется за счет худож. фотографии (Фотоискусство), кино-и телевизионного иск-ва, народного творчества, новых зрелищных представлений и т. п. Нек-рые исследователи полагают поэтому, что худож. жизнь современности непохожа на классическое бытие И. и-, а значит, и понятие это устаревает (Татаркевич). Вместе с тем во всем мире продолжают существовать академии И. и. И там, где они утрачивают свою специфику, усиливается опасность обесценивания высокого иск-ва и размывания худож. ценностей в мире окружающих комфортных вещей и продуктов техники.
ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА (фр. bеа ux-arts) - понятие, широко используемое в эстетике XVIII-XIX вв. для обозначения специфической сферы худож. творчества, в к-рой эстетический принцип в целом и принцип прекрасного в особенности играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности. Процесс выделения И. и. начался в эпоху позднего Возрождения. Историческое вычленение худож. начал происходит в результате осознания различий между ваянием и столярным мастерством, исключения из сферы иск-ва ремесел и науки, а также благодаря установлению близости между такими, казалось бы, отдаленными сферами культуры, как и поэзия. Для теоретического самоосознания худож. культурой своей специфической функции немалую роль сыграл трактат Ш. Баттё «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в к-ром объединены поэзия, живопись, красноречие, скульптура, н на основании «подражания прекрасной природе», что вполне соответствовало принципам классицизма. Здесь есть красноречие, однако нет такого вида иск-ва, как декоративно-прикладное, к-рое начиная с эллинизма и вплоть до Гегеля попадало в сферу «механических» иск-в и не отвечало критериям изящного. Правда, в сер. XVIII в. англ. эстетик Хом писал, что «парковое стало одним из изящных искусств». Концепцию И. и. детально разработал Кант, разделив т. наз. эстетические иск-ва (имеющие своей целью доставлять удовольствие) на те, к-рые существуют для удовольствия как такового, для приятного провождения времени (шутки, смех, сервировка стола, застольная музыка, забавная вещь, игры), и на И. и., к-рые содействуют «культуре способностей души для общения между людьми». Он полагал, что в отличие от ремесла предмет И.. и. должен казаться свободным от «всякой принудительности произвольных правил» и может прекрасно описать вещи, «которые в природе безобразны или отвратительны»; предмета И. и. соразмеряется с замыслом и дает возможность не ущемить свободу его полета. По Канту, есть три вида И. и.: 1) словесное иск-во (красноречие, поэзия); 2) изобразительное иск-во (пластики, состоящая из ваяния и зодчества, живопись, под к-рой подразумевается не только изображение природы, но и иск-во изящной компоновки продуктов природы или декоративное растениеводство, а также украшения интерьера и человека; 3) иск-во игры ощущений (музыка, иск-во красоты). Гегель, исключивший из сферы И. и. мн. прикладные виды, тем не менее отнес к ней не только скульптуру, живопись, музыку, поэзию, но и архитектуру. Во второй половине XIX в. понятие «И. и.» то предельно сужается (пластические, изобразительные иск-ва), то относительно расширяется, включая в себя «изящную словесность», хореографию. музыку, проблема декоративно-прикладного искусства как изящного дискутируется. Для преодоления привычного взгляда на декоративно-прикладное иск-во как «низшее» по отношению к сфере И. и. немало сделали в Англии Моррис У., в Германии - Земпер, в России - Чернышевский. В XX в. сфера худож. деятельности расширяется за счет худож. фотографии (Фотоискусство), кино-и телевизионного иск-ва, народного творчества, новых зрелищных представлений и т. п. Нек-рые исследователи полагают поэтому, что худож. жизнь современности непохожа на классическое бытие И. и-, а значит, и понятие это устаревает (Татаркевич). Вместе с тем во всем мире продолжают существовать академии И. и. И там, где они утрачивают свою специфику, усиливается опасность обесценивания высокого иск-ва и размывания худож. ценностей в мире окружающих комфортных вещей и продуктов техники.
Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .
Смотреть что такое "ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА" в других словарях:
Изящные искусства - (фр. les beaux arts, нем. feine Künste или schöne Künste) общий термин для обозначения таких видов искусства как живопись, скульптура, архитектура и музыка. Впервые был закреплён Шарлем Батё во второй половине XVIII века за жанрами и… … Википедия
Изящные искусства - название обыкновенно прилагаемое к образным искусствам живописи, скульптуре и архитектуре; в последней собственно техническая или строительная часть есть необходимое дополнение научно практическое. См. соответств. слова … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА - ансамбль искусств. В более узком значении термин определяет изобразительное искусство: живопись и скульптуру; но в действительности распространяется на музыку, хореографию и даже на поэзию … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА - ансамбль искусств. В более узком значении термин определяет изобразительное искусство: живопись и скульптуру; но в действительности распространяется на музыку, хореографию и даже на поэзию. См. Искусство … Философский словарь
изящные искусства - устар. Общее название искусств (живописи, скульптуры, архитектуры, музыки) … Словарь многих выражений
Свободные искусства - Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167 1185). Семь свободных искусств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или … Википедия
Fineart(s) - Изящные искусства; Изобразительные искусства … Краткий толковый словарь по полиграфии
ИЗЯЩНЫЙ - Слово изящный вошло в древнерусский литературно книжный язык из языка старославянского. По своему происхождению оно обычно связывается с глагольной темой *изьм и глаголом изѧти (ср. современное изъяти). Его первоначальное значение понимается как… … История слов
ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии
Искусство - Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
Книги
- Выставка современного японского прикладного искусства. Каталог , . Издание представляет собой каталог Выставки современного японского прикладного искусства, проходившей в СССР в августе 1957 года. Предваряет издание очерк Окада Джио "О японском прикладном…