Как общество относится к нищим обществознание. Бедность - это что? Уровень бедности

Страница 1

Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездо­ленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьян­ское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и по­собия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее отно­сить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми прихо­дилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали орео­лом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближен­ными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоя­нии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милосты­ни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в про­шлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государст­ва, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попро­шайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось пре­ступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во вто­рой раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В неко­торых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бро­дяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материаль­ным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с мно­годетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноцен­ный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безра­ботные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие на­дежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жиз­ни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непре­стижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дис­комфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают пло­хие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой ква­лификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действи­тельности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбле­ния становятся обычным делом.

Почему я бедный? Этот вопрос задают себе каждый день сотни тысяч людей на планете. Они стараются покупать минимум вещей, в которых нуждаются, но даже и на них часто не хватает мизерной зарплаты или пенсии. Бедность - это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.

Бедность как социальное явление

Это крайняя нехватка денежных средств и необходимых для существования ресурсов, которые удовлетворяют насущные потребности отдельного человека, целой семьи, общества и государства. Например, в современном мире принято, чтобы у каждого индивида в доме стояли элементарные вещи: телевизор, кухонная плита, стол, кровать и так далее. Их отсутствие или невозможность купить делает человека нищим в глазах окружающих. Конечно, он ещё не стоит на паперти, потому что зарабатывает и старается вести нормальный образ жизни. Но тех денег, которые человек получает на предприятии или заводе, катастрофически не хватает, и он еле сводит концы с концами.

Бедность - это недостаточность имущественных ценностей, финансовых возможностей, товаров для полноценного существования. Если смотреть в более глобальных масштабах, то это невозможность жить, продолжать род, развиваться. Крайне бедные люди не имеют даже средств, чтоб купить себе хлеб, поэтому выходят на улицу для попрошайничества.

Абсолютная бедность

Под этим понятием подразумевается невозможность человека вести обычный образ жизни. Абсолютная бедность - это невозможность удовлетворить даже базисные потребности в еде и пище, одежде и тепле. Такой индивид покупает только тот минимум продуктов, который способен поддерживать его жизнедеятельность. Обычно он не оплачивает коммунальные услуги и отказывается от приобретения личных вещей. Определить такой вид нищеты можно путём сопоставления прожиточного минимума и способности с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Если разрыв очень существенный, то экономисты говорят о таком явлении, как порог бедности - это отсутствие приличного для общества образа жизни, невозможность поддерживать навязанные эпохой стереотипы и уход от привычных стандартов.

Всемирный банк просчитал, где находится такой рубеж. По мнению специалистов, черта бедности - это существование меньше, чем на 1,25 американского доллара в день. Но при этом не учитываются домохозяйства, находящиеся совсем немного выше этого рубежа. Поэтому возникает ситуация, когда неравенство и нужда в стране растут, при этом количество людей, находящихся за порогом бедности, снижается.

Относительная бедность

Иногда люди считают себя нищими не оттого, что им существенно чего-то не хватает, а потому, что их доход намного ниже, чем у знакомых, соседей, родственников. Относительная бедность - это показатель того, насколько вы не вписываетесь в рамки, установленные окружающими людьми. Например, ваш круг знакомых достаточно состоятелен: сестра с мужем отдыхает на Канарских островах, подруга ездит на Вместо этого вы можете провести отпуск только в отечественном Крыму. Конечно, сравнивая себя со своими друзьями, вы называете свою семью бедной. Но если подумать, другие люди не могут себе позволить даже поездку в санаторий за городом, поэтому считать себя нищим в такой ситуации несправедливо.

Одним словом, относительная бедность - это несоответствие стандартам приличной жизни, которые вас окружают. Часто она примеряет к себе если они растут, а распределение средств остаётся прежним, то и данный вид нуждаемости является константой.

Концепция Таунсенда

Он рассматривал бедность как состояние, при котором привычные для человека радости жизни отходят на второй план или становятся недоступными. В силу сложившихся обстоятельств (потери работы, недостатка он испытывает лишения, которые меняют его обычный образ жизни. Например, предприниматель ездит в офис на собственной машине. Но в стране наступил экономический кризис, цены на бензин стремительно взлетели вверх, а зарплата у населения осталась прежней. Из-за этого человек должен отказаться от автомобиля в пользу более дешёвого проезда в метро. Это не значит, что он стал нищим - скорее, временно стеснённым в денежных средствах.

Таунсенд утверждает, что относительная бедность - это доходы ниже того уровня, на котором продолжает находиться большая часть общества. Аналитик в своих трудах часто использовал понятие многомерной депривации, под которым подразумевал невыгодное положение индивида или его семьи на фоне всеобщей массы людей. Она может быть материальной, что характеризуется такими показателями, как одежда, питание, условия проживания и труда, а также социальной - это суть занятости, уровень образования, способы проведения досуга.

Два направления концепции

Уровень бедности - это понятие достаточно абстрактное, не имеющее чётких рамок или рубежей. Поэтому концепция Таунсенда определяет её в более узком и широком значениях. Во-первых, по мнению аналитика, оценивая уровень нуждаемости, нужно делать упор на анализ наличия средств на покупку товаров для нормальной жизни. При этом берётся во внимание показатель личного (медианного) дохода, которым располагает человек. Так, в Скандинавии порог относительной бедности соответствует 60% в странах Европы - 50%, в США - 40%.

Во-вторых, относительная нуждаемость рассматривается в более глобальных масштабах. В этом случае берут во внимание возможность полноценно участвовать в жизни общества, опираясь на имеющиеся ресурсы. Интересно, но абсолютная бедность - это более глубокое понятие. Её диапазон не совпадает с относительной. Первую можно ликвидировать, вторая же будет всегда присутствовать, так как неравенство в обществе - явление неискоренимое и вечное. Про относительную бедность можно говорить даже в том случае, когда все граждане страны внезапно становятся миллионерами.

Депривационный подход

В его основе лежит не количество денежных средств, ресурсов и доходов, а уровень потребления человеком определённых товаров и услуг. В этом случае черта бедности - это положение в обществе, когда индивид не имеет доступа к некоторым вещам, поэтому в итоге он покупает их более дешёвые аналоги. Например, девочка Аня хочет мобильный телефон. На новенький модный сенсорный аппарат она не имеет денег, но тот запас, что хранится у неё в личной копилке, позволяет ей стать владелицей достаточно хорошего кнопочного устройства.

Депривационный подход также подразумевает отказ населения от некоторых услуг и покупок из-за маленького дохода. Таким образом, человек покупает меньше товаров в супермаркете, отказывается от услуг парикмахеров, ходит пешком на работу. Тут в основе уровня нуждаемости главный акцент сделан на потребление. Но определить порог бедности при этом достаточно тяжело: население может иметь неплохие финансовые резервы, но на какое-то время отказаться от дорогих товаров, учитывая сезонность той или иной покупки.

Причины бедности

Их может быть много. Иногда люди не в состоянии повлиять на обстоятельства, которые толкнули их за черту нужды. В других случаях они сами виноваты в сложившихся обстоятельствах. Причины бедности можно объединить в группы:

  1. Экономические - низкая зарплата, безработица, кризис в стране, денежная девальвация.
  2. Политические - война, вынужденная миграция.
  3. Социально-медицинские - старость, инвалидность, высокий уровень заболеваемости в государстве.
  4. Демографические - неполная семья, наличие детей, иждивенцев.
  5. Квалификационные - ограниченность знаний и умений, недоступность образования и его низкий уровень.
  6. Географические - наличие их неравномерное развитие.
  7. Личные - алкоголизм, страсть к наркотикам, зависимость от азартных игр.

Какими бы ни были причины нищеты, главное, помнить, что вы можете выбраться из тяжёлого положения. Ошибается тот, кто говорит: "Бедность - это порок". Нет, этого стыдиться не стоит. Нужда - явление временное, на неё вы при огромном желании всегда можете повлиять.

Объяснения причин бедности

Существует два подхода, которые сопоставляют нищету с социальным явлением в обществе:

  • Культурные объяснения. Приверженцы этой теории говорят о том, что в обществе бедняков формируется некое поведение: фатализм, упадок духа, смирение, разочарование. Вместо того чтобы действовать, люди считают себя обречёнными, начинают спиваться или попрошайничать. В данном случае бедность - это своеобразное наследственное заболевание, передающееся на генном уровне. Эксперты советуют отменить государственные пособия, пенсии и льготы для такого населения, чтоб подтолкнуть его к поискам работы и проявлению малейшей инициативы.
  • Структурные объяснения. Основываясь на этой теории, аналитики говорят, что нищета возникает, когда в государстве наблюдается экономический спад. Неравномерное распределение материальных благ между населением в эти периоды чувствуется особенно остро. Также они обращают внимание на изменения в структуре международного рабочего рынка. Например, в стране часто искусственно удерживается низкий уровень зарплат, чтобы завлечь больше инвестиций.

Кроме вышеназванных причин, бедность может возникать и из-за других обстоятельств, конкретных для определённого человека, его способа жизни и политики государства, в котором он проживает.

К чему приводит нищета?

Тут также есть две интересные теории, приверженцы которых по-разному смотрят на эту социальную проблему и предлагают диаметрально противоположные способы её ликвидации. Представители первой считают бедность позитивным явлением. Аналитики говорят, что она становится фактором, который подталкивает человека к действию, заставляет его совершенствовать себя и свои навыки, выдавать на-гора новые идеи. В результате общество развивается, работает, экономическое положение государства при этом улучшается. Эта теория, именуемая дарвинистской, поддерживается либералами.

Другое течение называется уравнительным. Его последователи считают, что бедность - это зло. По их мнению, нищета не вынудит человека больше работать, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Наоборот, она приведёт к тому, что он попросту будет понемногу катиться на самое дно общества. Аналитики уверены: чтобы избежать полной деградации индивида, который становится отчаявшимся и безынициативным из-за сковывающей его нужды, необходимо максимально поровну разделить существующие в стране ресурсы и средства между всеми гражданами.

Негативные последствия

Уровень бедности - это тот катализатор, который определяет атмосферу во всём государстве. Согласитесь, если люди страдают от нищеты, в обществе возникает напряжённость, растёт количество преступлений. Опустив руки от безысходности, человек ворует у государства, начинает нелегально зарабатывать, уклоняется от налогов, берёт взятки, чтобы прокормить свою семью. Иногда он даже идёт на более серьёзное преступление: убийство ради выгоды, ограбление, кражу. Общество, страдающее от бедности, часто болеет из-за антисанитарных условий. Для него характерны очень высокая смертность и риск распространения эпидемий.

Особенно трагична наследственная бедность. Ведь среди нищих часто рождаются одарённые малыши, способные в будущем создать лекарство от рака, изобрести летающий автомобиль или придумать способ борьбы с глобальным потеплением. Но этого никогда не случится: отсутствие финансов и ресурсов приводит к тому, что ребёнок не может получить нормальное образование и стать новым Эйнштейном. Также он с детства уверен в том, что все его попытки изменить жизнь равны нулю, поэтому вынужден молча мириться с обстоятельствами и гробить свои таланты.

Масштабы бедности

Наиболее страдают от нужды граждане африканских республик, государств Азии, некоторых держав Восточной Европы. Эксперты в 2014 году составили рейтинг самых нищих стран, учитывая разрыв бедности - это разница в доходах между разными слоями населения, их соотношение. Обращали внимание также на такие критерии, как степень развития экономики, уровень жизни и свободы, суверенитет. В результате самыми нищими оказались Египет, Замбия, Индия, Сенегал, Руанда, Бангладеш, Непал, Гана, Алжир, Непал, Босния, Гондурас, Гватемала.

При этом максимально хорошо живут люди в Швейцарии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии, Дании, Австралии, Нидерландах, Канаде, Финляндии и Люксембурге. США в рейтинге самых успешных держав заняла только 11 место, Россия - 32, Литва, Эстония и Латвия - 45, 48 и 49, Беларусь - 56, Украина - 68. Этот список показывает, насколько плохо или хорошо живёт население того или иного государства. Но он всегда будет видоизменяться, если оценивать и другие показатели, такие как уровень образования, качество здравоохранения, а также возможность трудоустройства.

§ 20. Бедные

Бедность - это экономическое и социальное состояние лю­

дей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. Но бедность - еще и культурное явление.

Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ истиль жизни, передающиеся из поколения в поколе­ ние нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой культуре.

В зависимости от того, насколько высок уровень экономи­ ческого развития страны, бедность охватывает либо значи­ тельную часть населения, либо малую. В 1992 г. в США к бед­ ным относили 14% населения, а в России - 80% . Иными словами, большинство россиян в 1992 г., а затем, после кризи­ са 17 августа 1998 г., оказалось у самого порога бедности либо перешагнуло его.

Порог бедности - это сумма денег, официально установ­

ленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии удовлетворить только самые необходимые потребности. Его также называют «уровнем бед­ ности». В России он получил дополнительное название прожи­

точного минимума.

ПРОЖИТОЧНЫМ МИНИМУМОМ называют набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позво­ ляет человеку удовлетворять минимально допустимые, с науч­ ной точки зрения, потребности.

Раньше человечество жило много хуже и численность бед­ ных была выше. В Древней Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрож­ дения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился до 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к бедным, а через 50 лет - всего 15%. Таким образом, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня - меньшинства.

В СССР бедных было незначительное меньшинство. Однако после «шоковой терапии» 1992 г. и дефолта 1998 г. ими оказа­ лось большинство населения. Когда Россия экономически ок­ репнет, количество бедных в ней уменьшится, а численность среднего класса возрастет. А что станет с богатыми? Есть осно­

Обычно ученые-социологи выделяли абсолютную и относи­ тельную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле ли­ бо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозмож­ ность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некий стандарт, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не смо­ жет позволить себе купить компьютер или японский телевизор.

Нищета - этокрайняя бедность. Нищим считался чело­ век, живущий подаянием, собирающий милостыню, способ­ ный удовлетворять только физические потребности, обеспечи­ вающие лишь биологическое выживание. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. Нищих вклю­ чают в состав так называемогоандеркласса, т.е. буквально некласса, или слоя, стоящего ниже всех классов.

Но не всех живущих в абсолютной бедности следует назы­ вать нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее от­ носить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В од­ них случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми приходилось бороться, а в других - нищих и попрошаек ок­ ружали ореолом святости. Отношение к нищим могло менять­ ся в одной и той же стране на протяжении разных эпох.

В России нищие до 1917 г. считались убогими, т.е. обижен­ ными обществом, но приближенными к Богу. После револю­ ции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда.

В Европе XVI века, пока государство не взяло на себя заботу

о благосостоянии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считал­ ся посланцем Бога. У русских крестьян подача милостыни ни­ щим считалась очищением от грехов. В XIX веке один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, он даже за высокую плату не соглашался работать, ссы­ лаясь на болезни и немощь.

Но чувство уважения и сострадания постепенно уходило в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганное ростом числа попрошаек и нищих. Государство постоянно ужесточало меры против попрошайничества и бродяжничест­ ва, считая их преступлением.

Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжи­ гали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. Но в то же время для бродяг строили ночлежные дома и приюты, созда­ вали фонды помощи, однако как социальная категория они ни­ когда не исчезали.

Бедные не являются экономически самостоятельной катего­ рией, так как неспособны обеспечить материальное благополу­ чие семьи, не прибегая к помощи государства (дотациям, посо­ биям, разовым выплатам). Хотя они теряют экономический суверенитет, но не лишаются конституционных прав и соци­ альных привилегий, существующих в обществе. Правда, реали­ зовать свои права в полном объеме они не могут. Полноценная жизнь существует как бы не для них. Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним для них закрыт.

Материальная нужда сказывается на детях. Часто они вы­ нуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не мо­ гут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы им расши­ рить свой кругозор. Родители, как правило, малообразован­ ные, не в состоянии помочь детям в учебе. И само образование как ценность в таких семьях не пользуется высоким авторите­ том. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом роди­ телей, то на свет появляется неполноценное потомство.

В США в состав бедных включают следующие группы: без­ работные, малооплачиваемые рабочие, недавние иммигран­ ты, люди, переехавшие из деревни в город, национальные меньшинства, бродяги и бомжи, люди, не имеющие возмож­ ности работать из-за старости, увечья или болезни, неполные семьи, где отсутствует отец.

Раньше в СССР к категории бедняков относили членов многодетных семей, инвалидов с детства (по причине травмы или заболевания), а сегодня в России к ним добавилась часть интеллигенции, безработные и жители деревень.

Понятия: бедность, порог бедности, нищета.

Вопросы и зад ан и я

1. Расскажите, как вы понимаете, что такое относительная бед­ ность и абсолютная бедность.

2. Расскажите об образе жизни бедных людей и нищих.

3. Перечислите причины бедности людей в современной России.

4. Как общество относится к нищим?

*5. Английский экономист Т. Мальтус считал: бедность - след­ ствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая им, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государствен­ ные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной бла­ готворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России?

*6. Существуют две противоположные точки зрения на бед­ ность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глуб­ же нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше бо­ гатых, тем богаче население в целом, а следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие ар­ гументы вы приведете в защиту своей позиции?

*7. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, раз­ рушительных войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Дайте

письменный ответ,

■ П робл ем а. Среди социологов XIX века бытовала и такая точ­

ка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она - необходи­ мый элемент укрепления социального порядка, поскольку очи­ щает общество от наименее приспособленных. Какова ваша точка зрения?

П р а к т и к у м, В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения.

Как вы думаете, где больше бедных - в богатых или в бедных странах?

§ 21. Этнос: нации и народности

ЭТНОС (от греч. ethnos - племя, народ) - собирательное на­ звание для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

Когда мы говорим об этносах, то сразу же вторгаемся в по­ граничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос - в широком смысленарод­ ность илинация - сочетает в себе и биологические, и соци­ альные свойства. Они предопределяют все многообразие ти­ пов людей. Среди них ведущими выступаютсоциальные факторы. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или бе­ лый цвет лица - это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, нехватку солнечных лучей и т.д. Географическая изолиро­ ванность, труднопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, взглядах, языке, привыч­ ках и традициях, культуре тех кровнородственных общно­ стей, компактно обитавших в данной местности. Они опреде­ лили характер и своеобразие этих общностей - этносов.

От своих собратьев по животному миру человек среди про­ чего отличается еще и тем, что только он знает своих предков; т.е. только у людей существует межпоколенная связь, переда­ ваемая не биологическим, а социальным путем, есть семья, род и клан, из которых, как из первичной материи, формиру­ ется племя - самая ранняя форма этноса.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя пред­ полагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколен ныв общностилюдей. Теперь мы имеем два признака этно­ са - кровнородственные узы и межпоколенная общность. Первый целиком биологический, второй уже с серьезной при­ месью социальных факторов. Но мы и говорили о том, что эт­ нос - пограничная категория, с двойственной природой - би­

ологической и социальной. В отличие от него классы, сосло­ вия и профессии - чисто исторические и социальные группы. Если профессию вы можете выбрать добровольно, то нацио­ нальность вы не выбираете. Ее вы наследуете от родителей. Если родители разных национальностей, то ребенок вправе выбрать ту или другую национальность (у русских, как прави­ ло, по отцу, у евреев - по линии матери). Значит, националь­ ность - смешанный статус.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, не только древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, куль­ тура, особенности быта, язык и территория.

Язык - отличительный признак этноса. Обычно один эт­ нос - один язык. Однако нередко на одном языке могут гово­ рить несколько народов. Например, почти все народы Латин­ ской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. Точно так­ же на английском языке говорят не только англичане, но и ан­ гло-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируют общий язык. Со временем он обогаща­ ется новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней.

Другой отличительный признак этноса - определенная территория.Она, как и язык, может расширяться, обнов­ ляться, когда этносы переселяются на новые места или осва­ ивают новые земли. Большинство этносов проживают ком­ пактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Так, французы проживают во Франции, испанцы - в Испании, англичане - в Англии.

Связь между этносом, языком и территорией очень тесная. Действительно, за что борются малые народы? За свою терри­ торию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. Борются часто не на жизнь, а на смерть.

Объединяют этносы также обычаи, традиции, особенности культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, отличающие его от другого народа.

У некоторых этносов долгое проживание на одной террито­ рии накладывает неизгладимый отпечаток на миросозерца­

ние, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Кста­ ти сказать, таких народов большинство. Некоторые чуть ли не всю жизнь бродят по земному шару. Например, цыгане. Обща­ ясь с самыми разными народами, они, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.

Не меньшую роль играет еще один признак общего - эт­ ническое, илинациональное, самосознание. Надо чувствовать своюпринадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и цен­ ности. Цыгане, где бы они ни скитались, носили с собой свои традиции. Русские старообрядцы, оказавшись за рубежом, тоже свято хранят особенности своего быта и культуры. Этни­ ческое сознание - этодуховное отождествление человека со своим народом.

Духовное отождествление сильнее территориального или языкового. Те же русские, осевшие 30- 50 лет назад во Фран­ ции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордо­ стью именуют себя русскими. Они остались русскими по кро­ ви и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия. Но они и сами явля­ лись духовными лидерами нации, чувствуя за нее историче­ скую и культурную ответственность. Речь идет, конечно же, о русском дворянстве и интеллигенции.

Сложнее дело обстоит с русскими эмигрантами последнего десятилетия. Одни легко ассимилировались, другие легко ис­ пытывают острую ностальгию по России. Но у многих из них есть возможность свободно посещать свою историче­ скую родину.

Если человек пренебрежительно или высокомерно отно­ сится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духов­ ном смысле он уже потерял родину, хотя территориально про­ живает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы ту или иную группу людей считать этносом, необходимо выполнение следующих условий:

- кровное родство - единство происхождения от общего предка;

- устойчивая межпоколенная преемственность;

- единство территории;

Единство языка;

- общность исторической судьбы;

- общая культура и традиции;

- общее самосознание.

Эти признаки правильнее будет именовать этнообразующими факторами.

Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической)родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком мигрировал впоследствии, уже сформиро­ вавшись в единую общность, и которая стала его второй роди­ ной, т.е.исторической родиной, или куда мигрировала толь­ ко его часть. Нас будут интересовать два последних случая.

Миграция, или переселение со своей исторической роди­ ны, послужила основой формирования, например, современ­ ного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн. человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они.назывались булгарами и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII веке, откуда их вытес­ нило другое тюркоязычное племя - хазары.

Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из них достиг территории современной Болгарии за Ду­ наем. Там проживали славянские племена, переселившиеся за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили заду­ найских славян и сформировали славяно-тюркское государст­ во, во главе с ханом Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славян­

ский язык, стал формироваться теперь уже славянский бол­ гарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болга­ рия (Булгария) - Волжско-Камская (территория современно­ го Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формиро­ вании современных татар, чувашей, башкир и других поволж­ ских народов. В X -XIV веках они создали мощное государст­ во - самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Оно торговало с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами. Булгария даже соперничала с Древнерусским го­ сударством, но, как и последнее, была покорена монголо-тата- рами. Еще в X веке молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за под­ держкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы

и медресе. Археологические находки предметов быта с надпи­ сями свидетельствуют о широком распространении грамотно­ сти среди булгарского населения. В Булгарии появляются соб­ ственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В XIV-XV веках, по мере ослабления Золотой Ор­ ды, усиливается военное давление Руси. Русские занимают булгарский престол и подчиняют его Москве. Самостоятель­ ность сохранили только северные территории, где сформиро­ вались новое государство - Казанское ханство и новый этнос - казанские татары. Такова историческая судьба некогда едино­ го этноса, одна половина которого превратилась в проводника

и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая - в проводника ислама на территории славян­ ского государства Руси.

Шел я недавно мимо Софийского собора по своим делам мирским, и окликнула меня девушка.

– Подайте ради Христа! – протягивает она руку за подаянием. Молодая, красивая, из таких, про которых говорят, что на них, мол пахать можно. Девушку эту встречал и прежде. Так же просила у меня милостыню возле Юрьева монастыря. Удивился я тогда. Ну, когда старушка какая, или инвалид безногий, это понятно. А тут девушка, молодая, красивая, руки и ноги на месте… А недавно на страницах «ВН» тоже спор разгорелся на тему нищих. Кто такие, как к ним относиться правильно, а как неправильно для человека мирского, коли заблагорассудится Судьбе свести его с нищей братией.

Перво-наперво решил я священников разных опросить, от разных религий. А помог мне в этом Николай Косенков, эксперт управления области по обеспечению деятельности ситуационного центра губернатора, человек отзывчивый и внимательный к людям. Помог он мне связаться не только с православным батюшкой, но и со священником старообрядческой церкви, и даже с председателем еврейской общины, который на сей момент замещает нового раввина и в вопросах религии столь же грамотен. А вот постоянного муллы мусульманского на территории нашей области нет, как и нет ни одной мечети.

Однако известно, что девятая сура Корана переводится как: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (перевод Ас-Саади). Правом на обязательные пожертвования обладают только лица, упомянутые в аяте, специальном стихе Корана, которых можно разделить на восемь категорий.

К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. Нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. Бедняками же считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

К третьей категории относятся служащие, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Эти служащие получают жалование за то, что выполняют свои обязанности.

К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане хотят завоевать. Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие.

К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях.

Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия. К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств на возвращение домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой (по материалам Сайта Крымской Молодёжи).

Ещё мне удалось выйти на Максима Ионова – редактора журнала «Родноверие», а значит, человека разбирающегося в родноверческой философии и задать ему те же вопросы, что и всем остальным.

А ответы были такими:

Священник Софийского собора отец Александр:


Всегда надо смотреть на причину нищенства. Если оно вызвано леностью, нежеланием работать – то христианская религия такое нищенство осуждает, а если это нищенство вызвано желанием не отвлекаться от духовных исканий, от духовной жизни, то оно достойно поощрения.

Кому и сколько давать, и надо ли подавать милостыню – это решает сам человек.

Каждый христианин должен помогать другому христианину, да и вообще любому человеку.

Хорошо ли быть богатым?

Платон и Аристотель считали, что безмерное богатство развращает, если не служит добру и высоким целям. Некоторые христианские святые порою были вынуждены жить на средства богатых людей. Богатые люди были и в окружении Христа. Потому само по себе богатство злом не является. Тем более если человек его использует для благих целей – помогает тем, кто нуждается, строит больницы, храмы и другие учреждения, нужные людям. Но если человек является рабом своего богатства, это плохо.

Григорий Исаакович Файнберг - председатель еврейской общины:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

В иудаизме нет такого понятия «нищий», в иудаизме есть понятие «малоимущий». Само слово «нищий», по нашему мнению, унижает человеческое достоинство.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Евреи помогают тем, кто нуждается в помощи. Но просто давать деньги на улице считается унижением. Если еврей захочет помочь такому человеку, он скорее тихо и незаметно положит деньги в конверте в почтовый ящик или отдаст их на развитие благотворительной столовой или другого учреждения, занимающегося решением проблем малоимущих.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо. Но накопительство это конечно зло. А если человек хорошо работал, то совсем не плохо, если у него есть деньги. Хотя у евреев никогда не поощрялась показная роскошь. Всегда был в почёте скромный образ жизни.

Максим Ионов, главный редактор журнала «Родноверие»:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

Отрицательно. Но имеет значение, как человек пришёл к такому состоянию, он нищий потому, что не может работать по физическим причинам или он не хочет, или подвержен вредным привычкам и т.д. Имея руки и землю, человек не может нищенствовать, предки так рассуждали. А пожилых и немощных поддерживать надо, это обязанность сообщества.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Опять же смотря кому, в настоящее время это стало бизнесом, но по идее, если есть праздник, то разделять его должны все, независимо от достатка. Конкретную сумму не могу сказать. По желанию.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Стараемся помогать, общиной, сообществом, но скажу честно, родноверы - это люди с определённым менталитетом, выступающими за здоровый образ жизни и т.д., люди с определённым жизненным стержнем. Потерявших почву под ногами среди нас очень мало. Помогаем: даём возможность заработать, просто так давать деньги нельзя, это развращает человека. Безусловно, оказываем моральную поддержку.

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо, но всегда возникает вопрос: какую цену ты за это заплатил и кем стал по жизни. Богатство должно давать тебе некую свободу и возможность помогать окружающим тебя людям.

Вот такие ответы дали представители разных религий. В чем-то они сходятся, чем-то отличаются. А как Вам рассматривать эту проблему, решайте, дорогой читатель, самостоятельно, исходя из своего опыта.

Многие видели людей, просящих милостыню у метро, на углу магазина...Что это- выгодный бизнес или последняя надежда на помощь? А вы подаете таким людям?

В переходе возле станции метро сидит женщина неопределенного возраста. Ей можно дать с ходу и тридцать, и двадцать три, и сорок два. Волосы у женщины спутаны и грязны, голова опущена в скорби. Перед женщиной на заплеванном полу перехода лежит кулек. В кулек сердобольные граждане бросают деньги. И не бросали бы, да на руках женщина держит весомый «аргумент» в пользу того, что ей деньги просто необходимы. На руках у женщины спит ребенок лет двух. Он в грязной шапочке, бывшей когда-то белой, в спортивном костюмчике. Переход - место достаточно оживленное. И течет нескончаемым потоком людская толпа, и звенит мелочь в кульке, и шуршат купюры.

Я ходил мимо женщины около месяца. Я догадывался, кому уходят деньги, жертвуемые многочисленными прохожими. Уж сколько говорено, сколько написано, но народ наш такой - жалостливый. Жалостливый, до слез. Готов народ наш отдать последнюю рубашку свою, последние копейки из кармана вытряхнуть. Подал такому «несчастному» - и чувствуешь, что у тебя все еще не так плохо. Помог, вроде бы как. Хорошее дело сделал…

Я ходил мимо попрошайки месяц. Не подавал, так как не хотел, чтобы на мои деньги какой-нибудь негодяй купил себе кирпича одну штуку, да вставил в стену нового дома-дворца своего. Пускай будет дыра у него в стене, у негодяя этого. Не будет кирпича от меня. Но, судя по тому, как попрошайке подавали, хозяин ее имел уже несколько домов-дворцов.

Ну и попрошайке что-то перепадает, конечно. Бутылка водки на вечер, да шаурма. Хозяева таких «точек» попрошайничества имеют немало, но отличаются жадностью. И жестокостью. На том и держится их супердоходный бизнес. На деньгах да на страхе. Никто из опускающих монетку в кулечек не знает, что «встать» на место возле Владимирского собора невозможно, а хождение по вагонам метро с уныло-тягучим «простите, что я до вас обращаюся» стоит от 20 долларов в день. Или - знает? В таком случае - знает, но подает?

Никто из добряков, жертвующих «мадонне с младенцем», не задумывается над еще одним вопросом. Над одним несоответствием, буквально бросающимся в глаза. Спустя месяц хождения мимо попрошайки меня вдруг как током ударило, и я, остановившись в многолюдном переходе, уставился на малыша, одетого в неизменно-грязный спортивный костюмчик. Я понял, что именно казалось мне «неправильным», если можно назвать «правильным» уже само нахождение ребенка в грязном подземном переходе с утра до вечера. Ребенок спал. Ни всхлипа, ни вскрика. Спал, уткнувшись личиком в колено той, кто представлялась его мамой. Попрошайка подняла на меня глаза. Наши взгляды встретились. Бьюсь об заклад, она поняла то, что понял я…

У кого из вас, уважаемые читатели, есть дети? Вспомните, как часто они спали в возрасте 1-2-3-х лет? Час, два, максимум три (не подряд) дневного сна, и снова - движение. За весь месяц каждодневного моего хождения по переходу я НИ РАЗУ не видел ребенка бодрствующим! Я смотрел на маленького человечка, уткнувшегося в колено «мамы», и страшное мое подозрение постепенно формировалось в твердую уверенность.
- Почему он спит все время? - спросил я, уставившись на ребенка.
Попрошайка сделала вид, что не расслышала. Она опустила глаза и закуталась в воротник потертой куртки. Я повторил вопрос. Женщина вновь подняла глаза. Она посмотрела куда-то за мою спину. Во взгляде ее явственно читалось усталое раздражение вперемешку с полнейшей отрешенностью. Я впервые видел подобный взгляд. Взгляд существа с другой планеты.
- Пошел на… - произнесла она одними губами.
- Почему он спит?! - я почти кричал…

Сзади кто-то положил руку мне на плечо. Я оглянулся. Мужчина с типичным лицом рабочего с близлежащего завода неодобрительно хмурил седые брови:
- Ты чего к ней пристал? Видишь - и так жизнь у нее… Эх… На вот, дочка, - мужик вытряхнул из своей огромной пятерни монетки.
Попрошайка перекрестилась, изобразив на лице смирение и вселенскую скорбь. Мужик убрал ручищу с моего плеча, побрел к выходу из перехода. Дома он расскажет, как защитил угнетенную, несчастную, обездоленную женщину от негодяя в дорогой дубленке.

Милиционер, подошедший ко мне в переходе на следующий день, выразился почти так же, как и его «подопечная» попрошайка. И на свой вопрос я получил исчерпывающее:
- Пошел в…
А ребенок спал…

Я позвонил знакомому. Это веселый и смешливый человек с глазами-маслинами. Он с горем пополам окончил три класса, и читает с трудом. Полное отсутствие образования не мешает ему передвигаться по улицам города на очень дорогих иномарках и жить в домике с бесчисленным количеством окон, башенок и балкончиков. Знакомый был весьма удивлен моей уверенностью в том, что весь без исключения подобный бизнес контролируют представители его национальности. Я узнал, что в Киеве попрошаек «держат» и молдаване, и украинцы. Причем, первые специализируются, в основном, на «инвалидах войны». Мы часто видим их на переходах и светофорах, снующими буквально под колесами машин. Мнимые афганцы «работают» также и в метрополитене.

Всевозможными «больными», хромыми и «приехавшими делать операцию» заведуют с равным успехом как украинцы, так и цыгане. Бизнес этот, несмотря на кажущуюся стихийность, четко организован. Курируется попрошайничество организованными преступными группировками, и деньги, брошенные полунищими прохожими в кулечек «обездоленного инвалида», уходят «наверх». Причем, настолько «наверх», что, узнай об этом сердобольный прохожий, он потерял бы сознание от удивления. Детей берут в «аренду» у семей алкоголиков, или попросту воруют. Но это все, что говорится, цветочки.
Мне нужно было получить ответ на вопрос - почему спит ребенок? И я его получил. Причем, мой знакомый цыган произнес фразу, повергнувшую меня в шок, вполне обыденно, спокойным голосом. Как о погоде сказал:
- Или под героином, или под водкой…
Я остолбенел. «Кто под героином? Кто - под водкой?!»
- Ребенок. Чтобы не кричал, не мешал. Ей с ним целый день сидеть, представляешь, как он надоесть может?

Для того чтобы ребенок спал весь день, его накачивают водкой. Или - наркотиками. Разумеется, что детский организм не способен справляться с таким шоком. И дети часто умирают. Самое страшное - иногда умирают днем, среди «рабочего дня». И мнимая мать должна досидеть с мертвым ребенком на руках до вечера. Таковы правила. И идут мимо прохожие, и бросают мелочь в кулек, и считают, что поступают благородно. Помогают «матери-одиночке»…

… На следующий день я стоял в переходе возле станции метро Л. Милиционера, ответившего мне вчера ругательством, не было видно. Я запасся журналистским удостоверением, и был готов к серьезному разговору. Но разговора не получилось. А получилось следующее…
У женщины на руках лежал ДРУГОЙ ребенок. Мои вопросы попрошайка попросту игнорировала с отрешенным лицом. Меня интересовали документы на ребенка, и, самое главное - где вчерашний малыш?

Попрошайка вопросы игнорировала, зато их не игнорировали торговки, стоявшие рядом. От женщины, торгующей трусиками, я узнал, что мне следует, мягко говоря, удалиться из перехода. К возгласам торговки подключились ее негодующие соседки по ремеслу. Следом за ними - прохожие преклонных лет. В общем, я был с позором выдворен из перехода. Оставалось одно - звонить 02 или искать милицейский патруль. Но милиция нашла меня сама. Сержант, любитель посылать в…, подошел ко мне и спросил документы. Я документы предоставил, и высказал свое мнение по поводу нахождения женщины с ребенком в переходе. Сержант со мною согласился, и… отправился звонить кому-то. Я стоял перед переходом, с полным ощущением того, что пытаюсь бороться с ветряными мельницами. Спустя несколько минут в переходе не было уже ни торговок, ни попрошайки со спящим ребенком…

Когда вы видите в метро ли, на улице ли женщин с детьми, просящих милостыню, задумайтесь, прежде чем ваша рука полезет за деньгами. Подумайте о том, что не будь вашего и сотен тысяч подаяний, и бизнес этот умер бы. Умер бы бизнес, а не дети, накачанные водкой или наркотиками. Не смотрите на спящего ребенка с умилением. Смотрите с ужасом. Ибо вы, прочитавшие эту статью, знаете теперь - почему спит ребенок…




Top