Как рисовали первобытные люди. Чем и как рисовал первобытный человек

Пещерная или наскальная живопись - рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных людей - способ общения с окружающим миром. Согласно иной теории рисунки наносились с церемониальной или религиозной целью.

http://mydetionline.ru

История открытия

На юго-западе Франции и севере Испании было археологами обнаружено более 340 пещер, в которых имелись изображения доисторических времен. Изначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку метод радиоуглеродного датирования мог быть неточным из-за грязных поверхностей, которые исследовали. Но дальнейшее развитие технологий позволило устанавливать точный период нанесения изображений на стены.

http://allkomp.ru/

Хронологию можно установить также тематикой рисунков. Так, северный олень, изображенный в пещере Куэва-де-Лас, которая находится в Испании, датируется концом Ледникового периода. Самые ранние рисунки в Европе обнаружены в пещере Шове во Франции. Они появились 30 000 лет до нашей эры. Сюрпризом для ученых было то, что изображения были изменены неоднократно на протяжении тысяч лет, что и вызвало путаницу в дотировании рисунков.

Живопись в три этапа

Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Сюжеты и темы

Наиболее распространенным сюжетом в пещерной живописи первобытных людей является изображение крупных диких животных. В начале каменного века художники рисовали:

  • львов;
  • носорогов;
  • саблезубых тигров;
  • медведей.

Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека - очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Работа древних художников

Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.

Древнейшие наскальные рисунки первобытных людей представляли собой удивительные изображения, которые были, в основном, нарисованы на каменных стенах. Стоит отметить, что вообще, пещерная живопись является уникальной. Сегодня, пожалуй, каждый человек выдел по видео либо фото, что наскальные изображения - это олени, люди со стрелами, мамонты и многое другое. В то время художники не знали такого понятия как композиция. Специалисты утверждают, что звери, которые изображены на скалах либо иных основаниях - священные животные, родоначальники рода, либо один из объектов почитания того или иного племени.

http://hungarytur.ru/

Бытует мнение, что наскальная живопись первобытных людей - это животные, на которых охотились люди того времени. В данном случае эти рисунку выполняли роль магических обрядов, с помощью которых охотники хотели привлечь реальных зверей во время охоты.

Основная часть таких росписей находится в глубинах пещер - местах, которые считались неким святилищем. Если говорить об эпохи Мадлен, то этот период стал достаточно ярким в развитии палеолитического искусства. Большая часть таких находок находится в юго-западной части Франции, в районах Пиренеев, а также в северо-западной части Испании.

Перемены в жизни первобытных людей

После исчезновения определенных видов животных, а также благодаря перемене климата, характер деятельности людей того времени существенно изменился. Например, люди
перестали меньше охотиться и собирать еду в округе, больше внимание они стали уделять земледелию и скотоводству. Также перемены коснулись и магических изображений, то есть наскальные рисунки первобытных людей стали другими. Люди стали делать наскальные живописи не в глубине пещер, а наоборот, ближе к выходам и в некоторых случаях снаружи.

Если говорить об эпохе палеолита, то здесь изображения людей встретить было практически невозможно. Теперь же человек - главное действующее лицо в изображаемом пространстве. Одомашнивание животных привело к тому, что они стали изображаться рядом с людьми. К примеру, их использовали для изображения охотничьих сцен. Кроме этого, люди стали использовать совершенно иную технику росписи на скалах.

В основном, фигуры изображали схематично с помощью треугольников, а также прямых линий. Кроме этого, изображения были одноцветными. К примеру, художники того времени использовали черную, красную, оранжевую, либо белую минеральную краску. Кроме сцен охоты на скалах начали появляться сцены различных ритуальных танцев, сражений. А также сцены выпаса скота. Росписи такого типа можно увидеть на территории Испании.

http://jamaicatour.ru/

Первые образцы скульптуры

Если говорить о первых образцах неолитической скульптуры, то они были связаны с погребальным культом: черепа, как людей, так и животных и многое другое. Также распространенными стали изображения обнаженных женщин с большой грудью и бедрами. Редко, но изображали и беременных женщин.

Первые монументальные скульптуры появились в южной части Европы. Также тогда появлялись изделия из керамики. Первыми изделиями стали плетеные бутили, а также корзины, которые были украшены различными орнаментами.

Необходимо отметить, что историки, а также археологи и на сегодняшний день занимаются активным поиском наскальных изображений, которых, по словам специалистов, еще множество. Самыми распространенными наскальными изображениями являются изображения оленей, тигров, мамонтов, а также лошадей. Не секрет, что сегодня наскальные рисунки первобытных людей картинки вызывают большое количество спорных вопросов среди большого количества историков и археологов.

Видео: Наскальные рисунки древних людей

http://klient-marketing.ru/

Читайте также:

  • Не секрет, что одной из наиболее важных загадок в летоисчислении, а также календарях является дата, которую принимали за начало отсчета времени. Сегодня летоисчисление в древней руси - достаточно спорный вопрос.

  • Основные предпосылки возникновения древнерусского государства сложились в течение VI-VIII веков. В этот период времени проходило большое количество различных событий: распад родового строя, образование племенных союзов, замена родового деления и т.д. Стоит отметить, что древнерусское

  • Не секрет, что до человека на земле обитали различные подобные ему существа, о которых и пойдет речь в нашей статье. В первую очередь, мы узнаем, кем были неандертальцы и кроманьонцы, чем они занимались и что ели.

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

О древних наскальных рисунках.

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров - пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей - тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.


Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них - около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры - наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.


Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского - «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта - города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.


Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.


В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.


От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.


Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения - от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.


В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)


На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.


Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.


Ласко - не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

PhotoTravelGuide

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.

Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30-33 тысяч лет.

Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода" (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).

(источник - Donsmaps.com)

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились - лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников - пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.


Кликабельно 1500 рх

Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не усту-пал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных "наскальных" схваток носорогов из Шове.

Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.

Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.


Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр - участники открытия пещеры Шове.

Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей - быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников - пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.


Кликабельно 1600рх

Примечательно, что первыми "художниками", оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.

В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.

Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.

Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что "у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм". Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры - например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.



Кликабельно 1600 рх

Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.

Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. "Люди, которые нарисовали это, были великими художниками", - подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой. В третьем - гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов - следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.

(источник - Flickr.com)

Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей" - "Прибытие поезда" братьев Люмьер отдыхает.

Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.

Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.

Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.

Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. "Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей", - говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, "познавали их сущность".

Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.


Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.

О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины - немец Вернер Херцог.

Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.

Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове - 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.

Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.

Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.

Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «радиоуглеродного возраста» на целых 7 000 лет. Как выяснилось, в большинстве древних археологических находок присутствуют такие примеси, поэтому их возраст систематически занижался.

Второй источник ошибок, который наконец удалось устранить, связан с тем, что содержание радиоактивного изотопа 14С в атмосфере (а следовательно, и в органическом веществе, образовавшемся в различные эпохи) не является постоянным. Кости людей и животных, живших в периоды повышенного содержания 14С в атмосфере, изначально содержали больше этого изотопа, чем предполагалось, и поэтому их возраст опять-таки занижался. В последние годы удалось провести ряд чрезвычайно точных измерений, позволивших реконструировать колебания 14С в атмосфере в течение последних 50 тысячелетий. Для этого были использованы уникальные морские отложения в некоторых районах Мирового океана, где осадки накапливались очень быстро, гренландские льды, пещерные сталагмиты, коралловые рифы и т. д. Во всех этих случаях можно было для каждого слоя сопоставить радиоуглеродные даты с другими, полученными на основе соотношения изотопов кислорода 18О/16О или урана и тория.

В результате были разработаны поправочные шкалы и таблицы, позволившие резко повысить точность радиоуглеродного датирования образцов старше 25 тысяч лет. О чем же рассказали уточненные даты?

Ранее считалось, что люди современного типа (Homo sapiens) появились в Юго-Восточной Европе примерно 45 000 лет назад. Отсюда они постепенно расселялись в западном и северо-западном направлении. Заселение Центральной и Западной Европы продолжалось, согласно «неисправленным» радиоуглеродным датировкам, примерно 7 тыс. лет (43-36 тыс. лет назад); средняя скорость продвижения - 300 метров в год. Уточненные датировки показывают, что заселение происходило быстрее и началось раньше (46-41 тыс. лет назад; скорость продвижения до 400 метров в год). Примерно с такой же скоростью позже распространялась в Европе земледельческая культура (10-6 тыс. лет назад), тоже пришедшая с Ближнего Востока. Любопытно, что обе волны расселения шли двумя параллельными путями: первый — вдоль Средиземноморского побережья от Израиля до Испании, второй — по долине Дуная, с Балкан — в Южную Германию и далее до Западной Франции.

Кроме того, выяснилось, что период совместного проживания современных людей и неандертальцев в большинстве районов Европы был существенно короче, чем считалось (не 10 000 лет, а лишь около 6 000), а в некоторых районах, например на западе Франции, и того меньше — всего 1-2 тыс. лет.По уточненным датировкам, некоторые ярчайшие образцы пещерной живописи оказались намного древнее, чем считалось; начало эпохи Ориньяк, ознаменованное появлением разнообразных сложных изделий из кости и рога, тоже сдвинулось в глубь времен (41 000 тыс. лет назад по новым представлениям).

Пол Мелларс полагает, что нуждаются в пересмотре и опубликованные ранее датировки самых поздних неандертальских стоянок (в Испании и Хорватии; обе стоянки, согласно «неуточненному» радиоуглеродному датированию, имеют возраст 31-28 тыс. лет). В действительности эти находки, скорее всего, на несколько тысячелетий старше.

Все это показывает, что коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем считалось. Превосходство сапиенсов — технологическое или социальное — было слишком велико, и ни физическая сила неандертальцев, ни их выносливость, ни приспособленность к холодному климату не могли спасти обреченную расу.

Живопись Шове удивительна во многих отношениях. Взять, например, ракурсы. Обычным делом для пещерных художников было изображать зверей в профиль. Конечно, и здесь это характерно для большей части рисунков, но встречаются прорывы, как на вышеприведённом фрагменте, где морда бизона дана в три четверти. На следующем рисунке можно видеть тоже редкое изображение в фас:

Может, это иллюзия, но создаётся отчётливое ощущение композиции - львы в предвкушении добычи принюхиваются, но ещё не видят бизона, а тот явно напрягся и застыл, лихорадочно соображая, куда бежать. Правда, судя по туповатому взгляду, соображается плохо.

Замечателен бегущий бизон:



(источник - Donsmaps.com)



При этом "лицо" каждой лошади сугубо индивидуально:

(источник - istmira.com)


Следующее панно с лошадьми - наверное, самое известное и широко разошедшееся в народе из изображений Шове:

(источник - popular-archaeology.com)


В недавно вышедшем фантастическом фильме «Прометей» пещера, сулящая открытие внеземной цивилизации, посетившей когда-то нашу планету, скопирована подчистую с Шове, включая эту замечательную группу, к которой дорисованы совершенно неуместные здесь люди.


Кадр из фильма «Прометей» (реж. Р. Скотт, 2012)


Мы-то с вами знаем, что людей на стенах Шове нет. Чего нет, того нет. Быки есть.

(источник - Donsmaps.com)

В течение плиоцена и в особенности в плейстоцене древние охотники оказывали существенное давление на природу. Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода, впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом И.Г. Пидопличко, высказавшим казавшуюся тогда крамольной гипотезу о том, что в вымирании мамонта был повинен человек. Позднейшие открытия подтвердили справедливость этих предположений.Развитие методов радиокарбонового анализа показало, что последние мамонты (Elephas primigenius ) жили в самом конце ледникового периода, а кое-где дожили до начала голоцена. На Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехословакия) были найдены остатки тысячи мамонтов. Известны массовые находки костей мамонтов (более 2 тыс. особей) на стоянке Волчья Грива под Новосибирском, имеющие возраст 12 тыс. лет. Последние мамонты в Сибири жили всего 8-9 тыс. лет назад. Уничтожение мамонта как вида несомненно результат деятельности древних охотников.

Немаловажным персонажем в живописи Шове был большерогий олень.

Искусство верхнепалеолитических анималистов служит наряду с палеонтологическими и археозоологическими находками важным источником информации о том, на каких животных охотились наши предки. До недавнего времени древнейшими и наиболее полными считались позднепалеолитические рисунки из пещер Ласко во Франции (17 тыс. лет) и Альтамира в Испании (15 тыс. лет), но позже была открыта пещеры Шове, которая дает нам новый спектр изображений фауны млекопитающих того времени. Наряду с относительно редкими рисунками мамонта (среди них изображение мамонтенка, поразительно напоминающее обнаруженного в вечной мерзлоте Магаданской области мамонтенка Диму) или альпийского козерога (Capra ibex ) там есть множество изображений двурогих носорогов, пещерных медведей (Ursus spelaeus ), пещерных львов (Panthera spelaea ), тарпанов (Equus gmelini ).

Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог - рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога (Rhinocerus indicus ). Быть может, это носорог Мерка (Dicerorhinus kirchbergensis ), который дожил на юге Европы до конца позднего плейстоцена? Однако если от шерстистого носорога, бывшего объектом охоты в палеолите и исчезнувшего к началу неолита, сохранились довольно многочисленные остатки кожи с волосяным покровом, роговые наросты на черепе (во Львове хранится даже единственное в мире чучело этого вида), то от носорога Мерка до нас дошли лишь костные останки, а кератиновые "рога" не сохранились. Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

Искусство палеолита не знает понятий добра и зла. И мирно пасущийся носорог, и засевшие в засаде львы — части единой природы, от которой не отделяет себя и сам художник. Конечно, в голову кроманьонца не залезть и «за жизнь» при встрече не поговорить, но мне близко и, по крайней мере, понятно такое представление, что искусство на заре человечества ещё никак не противостоит природе, человек находится в гармонии с окружающим миром. Каждая вещь, каждый камень или дерево, не говоря о животных, рассматриваются им как несущие смыслы, как если бы весь мир был огромным живым музеем. При этом рефлексии ещё нет, и вопросы бытия не ставятся. Вот такое до-культурное, райское состояние. Почувствовать его в полной мере (как и вернуться в рай) мы уже, разумеется, не сможем, но вдруг удастся хотя бы прикоснуться, общаясь через десятки тысячелетий с авторами этих удивительных творений

Отдыхающими поодиночке мы их не видим. Всегда охота, и всегда чуть не целым прайдом.

Вообще понятно восхищение первобытного человека окружающими его огромными, сильными и быстрыми зверями, будь то большерогий олень, бизон или медведь. Даже как-то нелепо рядом с ними ставить себя. Он и не ставил. Есть чему поучиться нам, заполняющим свои виртуальные «пещеры» собственными или семейными фотографиями в неизмеримых количествах.Да, что-что, а самолюбование первым людям было не свойственно. Зато тот же медведь изображался с величайшим тщанием и трепетом:

Завершает галерею самый странный рисунок в Шове, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму

В литературе обычно сей персонаж именуется как «колдун» или таврокефал. Помимо бычьей головы мы видим ещё одну, львиную, женские ноги и нарочито увеличенного размера, скажем так, лоно, составляющее центр всей композиции.На фоне своих коллег по палеолитическому цеху умельцы, расписывавшие это святилище, выглядят изрядными авангардистами. Нам известны отдельные изображения т. н. «венер», мужчин-колдунов в образе животных и даже сцены, намекающие на соитие копытного с женщиной, но чтобы всё перечисленное так густо замешать…Предполагается (см., например, http://www.ancient-wisdom.co.uk/francech auvet.htm), что изображение женского тела было самым ранним, а головы льва и быка дорисованы позже. Интересно, что при этом отсутствует какое-либо наложение более поздних рисунков на предшествующие. Очевидно, сохранение цельности композиции входило в планы художника.

, а так же еще раз посмотрите на и


Top