Как сделать картину из восковых мелков. Энкаустика, нетрадиционная техника рисования восковыми мелками

Хочу предложить весьма оригинальную технику рисования. Она хороша тем, что несмотря на всю сложность на первый взгляд, ее может освоить даже ребенок в детском саду. 
Незамысловатые сюжеты исполненные в данной технике приобретают живописный вид без особого труда и художественного образования. Техника эта близка к стилю называемому — пуантилизм, весьма знаменитому направлению в живописи. — Основные правила в котором — нанесение краски раздельными мазками правильной, одинаковой формы. Краски в основном не смешивались между собой, все ради оптического эффекта. – Наш мозг через глаза сам сопоставляет чистые цветовые пятна друг с другом в нужной пропорции, тем самым смешивает их вместо художника и получает задуманные оттенки.

Что же касается непосредственно нашего мастер класса, — пятна мы будем ставить восковыми мелками нагретым над огнем, — так как капает свечка когда сгорает. Эта техника не нова и стала достаточно популярной, — техника рисования расплавленными восковыми мелками называется — энкаустика. И в ней конечно тоже можно экспериментировать – например, чтобы сделать картинки в стиле pop нужно располагать круглые пятна на равном расстоянии друг от друга. Попробуйте сами.

Мастер класс по энкаустики в стиле пуантилизм

Для работы понадобятся восковые карандаши, листа бумаги или если пожелаете можно взять холст, и конечно же огонь. Можно взять свечу или специальную зажигалку для газовых плит в отличии от обычной от долгого держания зажжённой не обожжёт пальцы.

Далее, приступаем к рисованию. Для начала набросайте карандашом эскиз вашей будущей картины. Если вы умеете рисовать — у вас все быстро получится. Если не умеете рисовать — в этом мастер классе я вас этому не научу. — В конце концов, есть курсы рисования , если вы задаетесь такой цели – посетите их. А если не задаетесь, но хотите попробовать эту технику – просто нарисуйте что-нибудь. Когда эскиз будет готов зажгите свечу и приступим. Нужно держать восковой мелок над свечей до образования капли затем аккуратно и быстро перенести его на нужное место над вашим наброском, положив каплю на плоскость листа.

В случае с зажигалкой можно держать мелок сразу над нужным местом. Более подробно можно посмотреть в ролике

Здесь вы выбираете как удобней вам. В случае с детьми пожалуй безопаснее использовать свечу и рисовать под присмотром взрослых.

Капли восковых мелков создают объёмную и гладкую текстурную поверхность что смотрится эффектно как в живописных работах так и в графике. О чем можем убедится из работ представленных здесь авторов.

Урок рисования для детей 8-9 лет

Мастер-класс по рисованию. Изучение смешанной техники: восковые мелки + акварель.

Тематическая композиция «Хоровод рыбок» в смешанной технике: восковые мелки и акварель.


Возрастная категория – 8-9 лет
Мастер-класс предназначен для начинающих: знакомство учащихся с новой смешанной техникой – восковые мелки и акварель. В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства: декоративный пейзаж, портрет, натюрморт, декоративная станковая композиция, открытка, орнаментальная композиция, иллюстрация. Для детей меньшей возрастной категории (7 лет и младше) можно применять шаблоны рыбок.
Тип занятия: практический. Занятие усвоения новых знаний и умений.
Вид: изображение на плоскости по памяти, представлению.
Цель: приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами.
Задачи: поиск выразительного колористического и композиционного решения.
Обучающие: знакомство со смешанной техникой – восковые мелки и акварель.
Развивающие: развитие навыков работы в различных техниках;
- развитие навыков комбинирования в декоративном изображении;
- развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;
- развитие ассоциативного, образного мышления, способности к воображению;
- развитие глазомера, воображения, способности к созданию образа;
Воспитывающие: воспитание внимания учащихся, сознательного отношения к работе, воспитание дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, привитие чувства любви к родине, восхищения красотой родного края.
Знания: статика, динамика, фризовое изображение, симметрия, асимметрия, композиционный центр, равновесие, соразмерность, масштаб, формат, контраст, нюанс, колорит.
Умения: грамотно и последовательно вести работу, применять различные технические приёмы для передачи художественного замысла.
Навык: применение в работе различных технических приёмов.
Методы, используемые на занятии:
по характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- метод творческих задач;
- частично – поисковый;
- исследовательский.
По источнику получения знаний:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Форма проведения занятия:
Урок - беседа
Оборудование и материалы, необходимые на занятии



Для учащихся:
- лист бумаги формата А3,
- ластик,
- простые карандаши,
- резак или точилка;
- акварель;
- баночка для воды;
- кисти;
- восковые мелки;
- шаблоны рыбок;
- цветные карандаши.
Для преподавателя:
а) книги с иллюстрациями.
б) репродукции работ художников в различных техниках.
в) графические материалы и лист бумаги формата А3.
г) методические пособия.
д) работы учащихся из фонда школы.
Ход занятия.
I. Сообщение темы и цели занятия.
II. Вводная беседа. Изложение нового материала.
Урок можно начать с чтения стихотворений по теме и вопросов: где водятся рыбы в природе? Где, кроме природных водоёмов могут жить рыбы? Каких рыб дети знают? Какие рыбки живут в аквариумах у детей и их характерные особенности?

Литературный ряд:

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух.
Все равно, что нам нырнуть.
«Золотая рыбка».

Эта рыбка не простая,
Эта рыбка - золотая.
Найдёшь с ней понимание,

Исполнит три желания!

«Рыбки в аквариуме».
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.

У Саши есть домашний пруд
Его аквариум зовут.
И много есть секретов,
В пруду стеклянном этом.
В нём сад зелёный под водой,
С камней свисает мох седой,
На дне лежат коряги,
Где спят сомы и раки.
В саду стоит стеклянный грот,
В там рыбки водят хоровод,
И ползают по плиткам
Рогатые улитки.
Большая рыба подплыла,
Остановилась у стекла,
Стоит, щеками дышит,
И плавниками шевелит,
И что-то Саше говорит,
Но он её не слышит.

За стеклом прозрачным
Рыбок хоровод,
Не грустит, не плачет
Тамошний народ.
Средь травы зелёной,
Словно огоньки
В новогодней ёлке
В зимние деньки.
Блеском ярким рыбки
Словно мишура.
Пусть свои улыбки
Дарит детвора.

Рыбий дом не для людей,
В нем ни окон, ни дверей,
Ни конфет, ни детворы,
Ни компьютерной игры,
Там живут вдали от кошки,
Молчаливые рыбешки,
Водяные пузырьки,
Да смешные червячки,
Четырьмя карандашами,
Я раскрашу их цветами,
Синим, красным и простым,
И, конечно, золотым!

У аквариума - киска,
К рыбкам подобралась близко.
Лапкой пробует поймать
И никак ей не понять,
Что рыбёшки - за стеклом!
Не добраться киске.
Так что, киска, кушай корм
Из кошачьей миски.
Всё равно она сидит,
На аквариум глядит
И пытается опять
Рыбку хоть ОДНУ поймать.

Мой аквариум не море,
Мир подводный маленький.
Рыбок много в нем живет,
А жизнь там настоящая.
Украшают дно ракушки
И игрушечный фрегат.
Жемчуг бус по дну рассыпан.
Чудных водорослей сад.
Живет там рыбка золотая
Чешуя блестит огнем.
Хвост красивый развевает
И плывет в хрустальный дом.
А еще там есть улитки
Ползать могут по стеклу.
Играют рыбки в догонялки
Корм, хватая на лету.
Мой аквариум не сказка.
Много требует забот.
Сменить воду, дно почистить
Я взрослею от хлопот.


Учащимся показываются фотографии различных видов рыб. Во время показа акцентируется внимание на разнообразие форм, окраски, размеров.


Первым этапом работы является выполнение эскиза, в котором нужно разместить различных рыбок, водоросли, камушки на дне. Желательно размещать рыбок в разных местах формата, на разных уровнях, различного размера. Лучше, если рыбки будут плыть в разных направлениях.


Самый удачный эскиз увеличивается. На большом формате уточняются и добавляются детали.
Далее объясняется техника, в которой будет выполняться работа.
Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. Такая техника работы называется смешанной.
Следующий этап работы – прорисовка контура рыбок восковыми мелками.


Можно выполнять контуры рыбок только белым мелком. Для этих целей может подойти и парафиновая хозяйственная свеча. Но чтобы контур выглядел аккуратным, карандашный рисунок должен быть едва видимым. Если нажим на карандаш при выполнении контура был очень сильным, то его нужно ослабить ластиком или клячкой. Также нужно прорисовать плавники, чешуйки, глаза и хвосты рыбок. Кроме белого мелка для контура могут использоваться цветные мелки. Лучше использовать контрастные цвета. Если рыбка будет красная, то контур можно взять зелёный, если оранжевая – контур фиолетовый, жёлтая рыбка – контур синий. Также можно учитывать различные тональные отношения. Для более бледных рыбок взять более насыщенный тон контура и наоборот. В этом случае если контур был синий, то для воды лучше брать более фиолетовую или голубую краску. Контур может быть также и чёрным.


После этого водой смачивается силуэт рыбок.


Затем в соответствии с эскизом акварелью прорисовываются рыбки.


Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму (используем синюю, голубую и фиолетовую краски), то рыбок лучше выполнить в тёплой гамме.
Чтобы передать плановость и показать некоторых рыбок ближе, их выполняем более яркими и насыщенными тонами. Тех же, которые располагаются дальше, рисуем более бледными тонами. Рисовать можно поверх воскового рисунка, используя различные приёмы: заливки, растяжки, вливание одного цвета в другой. Излишки краски с воска можно снять полусухой кистью.
После того, как все рыбки выполнены,смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками.

Рисование восковыми мелками требует от художника знания основ карандашного рисунка. В пастели, как и при работе с простым карандашом, существуют понятия перспективы и пропорций.

Форма и текстура объектов рисунка передаются при помощи света, тени, градации цвета и направленности штрихов. Для начала вам нужно понять, как ведет себя восковая пастель на бумаге.

Попробуйте закрасить одним цветом разные типы бумаги (ватман, акварельная, для пастели, картон или мелованная). Это даст вам представление о том, как восковые мелки ведут себя на разном материале. Смешайте несколько разных цветов, нанося их на бумагу и растирая. Так вы поймете, как смешиваются различные цвета, а также какой результат вы можете получить при смешивании.

Восковые мелки затачиваются ножом, как обычные карандаши.

Рисование восковыми мелками начинается с наброска, который выполняется легкими штрихами. Набросок можно сделать простым карандашом или мелком доминирующего цвета будущей картины. На наброске обозначаются контуры объектов, которые будут изображены на рисунке, а также контуры белых или светлых участков.

Следующий этап рисунка - это заполнение наброска цветом. Восковые мелки, как и масляные, наносятся на рисунок слоями, от темного цвета к светлому. Если нужно смешать два цвета, то: сначала накладывают более темный, затем светлый цвет, потом цвета смешиваются втиранием их в бумагу кончиками пальцев.

Прежде чем начать смешивать тона на рисунке, смешайте их на другом кусочке бумаги. Так вы не ошибетесь с выбором смешиваемых тонов. Когда вы разнесете все цвета по наброску, согласно задуманной композиции, нужно втереть их в бумагу рисунка. Крошки мелков стряхиваем, а цвет постепенно добавляем по мере необходимости.

Восковая пастель должна иметь ровную, глянцевую поверхность, через которую не просвечивает фактура бумаги. В конце, работа доводится до совершенства нанесением бликов и теней, прорисовкой более тонких линий и мелких деталей. Заканчивая работу нужно помнить, что, излишне нажимая на мел, которым рисуют по затертому фону, можно сдвинуть воск уже лежащий на рисунке. Наносите последние штрихи легко и осторожно.

Существует также метод создания восковой пастели, который называется «сграффито». Это в переводе означает «процарапывание». Это тот же метод гравировки о котором мы говорили знакомясь с ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ.

Для этого метода вам потребуются, кроме бумаги и восковых мелков, либо мастихин, либо канцелярский (ремесленный) нож, либо специальный стек. На бумагу плотными слоями накладывается восковая пастель. Сначала светлая пастель, а потом темная. Далее стеком (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок. Такой рисунок будет напоминать гравюру. Методом процарапывания можно создавать как двух цветные, так многоцветные работы.

Следующий способ рисования восковыми мелками оригинален и легок в исполнении. Называется он «витраж-эмаль».

Чтобы его освоить, вам нужно установить на сетчатую подставку, под которой размещаются зажжённые греющие свечи, металлическую или фарфоровую поверхность, выдерживающую нагревание чайными свечами. Подойдут даже предназначенный для выпекания теста металлический лист или керамическая плоская форма. На теплую поверхность укладывается газетный лист, а затем бумага для рисунка. Далее начинается магия рисования восковыми мелками, которые плавятся на теплой поверхности. Такая работа будет иметь вид яркой и насыщенной эмали.

Следующая техника рисования восковыми мелками носит название «энкаустика». Для этого нужно взять утюг со сплошной подошвой (т.е. без дырочек для пара) и поставить его нагревание на минимум. Также вам потребуются восковые мелки и плотный картон с гладкой поверхностью. Утюг, который слабо нагрет, переворачиваем подошвой вверх и на нее наносим рисунок восковыми мелками. Затем резко переворачиваем его и водим им по картону. Мы получаем фантастические абстрактные восковые разводы, которые затем можно довести до совершенства прорисовывая более тонкие и точные детали. Мастера могут не только «штамповать» абстрактные рисунки, но и создавать настоящие шедевры, прорисовывая детали ребром подошвы утюга.

Еще один способ - это размывка воска скипидаром или уайт-спиритом. Легкими штрихами восковых мелков создается рисунок, а затем воск размывается скипидаром и кисточкой. Художественные кисти из синтетики будут здесь как нельзя более кстати. Вы получите удивительно легкий, прозрачный как акварель, рисунок.

Доброго времени суток,дорогие родители!
Меня зовут Оля. Я-мама маленькой непоседы Алины.На данный момент нам 2,6.Почти с самого рождения Алины я старалась и стараюсь делать упор на развитие творческих способностей и считаю,что творчески развитый человек будет успешен во всем без исключения.Творчество в нашей жизни занимает особое место. Пока Алина маленькая, я стараюсь ориентироваться на нетрадиционные техники рисования.Они самые интересные и самые доступные: ими может овладеть даже самый маленький ребенок.Какую-то часть работы я,пока,конечно,делаю сама(в силу нашего возраста) ,но с каждым днем участие Алины в наших творческих экспериментах становится все все больше и больше.Это меня радует и вдохновляет. Я приглашаю вас присоединится к нашей веселой творческой компании и вы примите нас в свои ряды=).Творческих уроков у нас много,буду по-маленьку их выкладывать,с вашего разрешения;-)

На днях мы с Алиной попробовали новый вид творчества -РИСОВАНИЕ РАСПЛАВЛЕННЫМ ВОСКОМ.В творческих кругах это называют Энкаустикой,
что в переводе с древне-греческого означает «искусство выжигания» . Техника исполнения энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые затем переносятся на картон или бумагу гладящими и прикладывающими движениями. В интернете много информации об этой технике,видео-уроков и рекомендаций,поэтому любой желающий может запросто овладеть искусством энкаустики.

Учитывая возраст Алины (2,6) ,я маленько изменила технологию,но главным инструментам конечно по прежнему остался утюг.
Вообще,восковые и масляные мелки у Алины вызывают дикий восторг. Кроме того,что мелки-карандаши всегда находятся у нас в постоянном доступе,так еще и их количество постоянно растет.Я могу смело сказать про себя,что я - канцелярский маньяк. При любом удобном случае,я всегда покупаю карандаши,краски,бумагу итд. Без этого всего я не представляю нашей с Алиной жизни.Мы тестируем мелки разных фирм и выбираем из них только самые хорошие:те что рисуют ярко и в руке лежат удобно.Остальные мелки,не прошедшие тест на профпригодность, я откладываю в коробку с надписью « авось пригодиться» . Из всех опробованных нами восковых и масляных мелков в средней ценовой категории самыми лучшими оказались Восковые треугольные карандаши BARAMBA (Испания) и Мелки пастельные TITI на масляной основе (Южная Корея). Так же отлично рисуют мелки Cryola (США,Мексика) и BIC (Франция).В список пригодных так же можно добавить масляные треугольные карандаши Луч «Кроха» .Они рисуют тоже неплохо,но я бы отнесла их к категории восковых,так как масляная пастель все таки пожирнее рисует.

СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ВОСКОВУЮ КАРТИНУ И УКРАШАТЬ ФУТБОЛКУ ВОСКОМ.

Детям до безумия нравится смешивать, сыпать, гладить и удивляться полученному результату. Так почему бы не заняться тем,что приносит радость и положительные эмоции!? Всегда помните,ВАЖЕН ПРОЦЕСС,А НЕ РЕЗУЛЬТАТ.

Для работы нам понадобятся:гладильная доска,утюг, восковые мелки, газеты или листы тонкой бумаги, картон, листы плотной бумаги,старая футболка или кусок ткани.

1.Точим восковые мелки,либо натираем их на терке.Алина точила мелки,а я терла.У нас есть малюсенькая терка для чеснока.Она пришлась к месту.Внимание! Крошка от мелков прилипает к терке,рукам,ножу,ко всему пластмассовому и полиэтиленовому,поэтому легче наточить мелки,а потом просто измельчить крупную стружку ножом.Но крошка от натертых на терке мелков после утюга смотрится на листе (ткани) эффектнее,так что вам решать точить или тереть-мы сделали и то и другое.В первый раз,когда мы делали картину, то мы точили все карандаши в один стакан,а когда делали футболку то распределили цвета по ячейкам.

2.Я взяла два листа черного и белого цветов.И два таких же по цвету масляных мелка.Вы можете взять любые другие на ваше усмотрение. На черном не видно черного мелка.Почему? Потому,что это лист черного цвета,как и мел.На белом листе не видно линий от белого мелка.Почему? потому,что лист белый как и мел. .Для взрослых это так просто,и быть может,примитивно,но для детей это волшебство.Ребенок познает цвет и его основные свойства здесь и сейчас,держа в руке карандаш,чиркая каракули видимые и невидимые.Так что, не стоит бояться и избегать черного цвета.

Застилаем гладильную доску газетой(листом),далее сверху кладем наш черно-белый лист и посыпаем восковой стружкой

Включаем утюг; устанавливаем регулятор на минимальное деление и выключаем пар. Сверху нарываем другим листом и гладим.Можно доверить работу с утюгом ребенку. Но взрослый всегда должен быть рядом.Алине понравилось гладить.Она это делала уже со знанием того,что утюг горячий:плавно,не торопясь и аккуратно. Если воск попал на утюг волноваться не стоит.Он хорошо счищается обычно сухой тряпочкой,либо бумажным полотенцем.Почему не стоит использовать тонкую офисную бумагу? Во-первых,потому что она может свернуться после утюга,а во-вторых, не исключено появление больших масляных пятен.

Снимаем верхний лист и...

Вуа-ля, наш космический рисунок готов.Можно покрыть сверху акварелью,приклеить какие либо элементы.Получится уже полноценный рисунок-аппликация.Это наше первое знакомство с данной техникой и поэтому мы не будем ничего дорисовывать,а оставим все как есть.В другой раз попробуем и декор. Детки постарше могут запросто выложить разноцветной стружкой любой рисунок,например,радугу в небе,космос с планетами и ракетой,морское дно с водорослями и рыбами.Кстати,а почему бы и взрослым не заняться этим?! Отличная арт-терапия=)

В следующий раз, мы решили попробовать рисовать воском на ткани.Нашли старую маленькую футболку,снова построгали восковых карандашей,включили утюг и принялись за дело.

1.Застилаем гладильную доску газетой.

2.Берем футболку(ткань) и внутрь кладем картон,что бы рисунок не отпечатался на спине)

3. Сверху посыпаем крошкой

Наш простой трехшаговый процесс включает в себя:

Растирание мелков;

Чтобы нарисовать картину «Звездная ночь» расплавленными восковыми мелками вам понадобятся:

Алюминиевая фольга;

Терка (обычная кухонная);

Духовка.

«Звездная ночь» - это наша с детьми попытка воссоздать шедевр Ван Гога с помощью растопленных и растертых восковых мелков на алюминиевой фольге!

Наш простой трехшаговый процесс включает в себя:

Рисование на алюминиевой фольге;

Растирание мелков;

Растапливание мелков в духовке.

Честно говоря, в самом начале я и предположить не могла, что именно у нас получится. Мне просто хотелось предложить детям какой-нибудь совсем новый способ рисования. Тем не менее, получилось очень даже неплохо!

Итак, в самом начале я рассказала детям о Ван Гоге, показала им некоторые его картины с планшета, а поскольку дело было глубоким вечером, мы еще и вышли на балкон посмотреть на звезды. И вот когда мы набрались вдохновения, мы приступили к делу…

Чтобы нарисовать картину «Звездная ночь» расплавленными восковыми мелками вам понадобятся :

Коробка из-под кукурузных хлопьев или 2 листа картона;

Алюминиевая фольга;

Восковые мелки (оттенки черного, синего, желтого, белый, фиолетовый);

Краски разных оттенков синего, черного, желтого, фиолетового и белого;

Терка (обычная кухонная);

Духовка.

Я дала каждому ребенку по листу картона (вырезала из большой коробки из-под кукурузных хлопьев), покрытых алюминиевой фольгой, и раздала краски: 4 оттенка синего, желтую, черную, фиолетовую и белую.

Сын закрасил свой холст полностью, а дочь нанесла лишь несколько мазков. Помните, что это – искусство, поэтому не стоит показывать детям «как надо» - пусть сами решают, как им больше нравится.

Мы оставили холсты на часик просушиться, а затем закончили работу. Посмотрите, как это просто и красиво!


Для начала, мелки надо натереть на терке. Дети более старшего возраста могут сделать это и самостоятельно. Так получилась стружка из голубого, фиолетового, желтого, белого и черного цветов.



Наконец, положите картину в духовку при температуре 200 градусов на 5 минут.

Вынимайте картину из духовки аккуратно, т.к. топленые мелки очень горячие и могут потечь.

Детям интересно наблюдать за тем, как мелки застывают. Сначала цвета все еще сливаются друг с другом, но через несколько секунд они начинают затвердевать.


Когда они совсем застыли, то выглядели вот так:


Смотрите, не сгибайте картину, а то мелки потрескаются. Но если это произойдет, не волнуйтесь, вы можете просто опять растопить их в духовке.

Картину можно повесить в детской и показывать гостям, дети будут гордиться своим мастерством!


И, напоследок, я думаю, будет интересно:

Как отчистить мелки от терки?

Быстрый и простой способ очистить терку от восковых мелков – это вылить на нее горячий кипяток из чайника. Она мгновенно очистится!

Приятного вам творчества!




Top