Как зовут волка в сказках. Образ Волка в русских народных сказках.pptx - презентация по литературе на тему "Образ Волка в русских народных сказках"

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

    Закон жанра.

    Кто-то должен быть добрым, кто-то хитрым, кто-то слабым. Волку досталась роль главного злодея русских сказок. Это хищное животное с большими клыками, которых в те давние времена было в большом количестве, как никто другой подходит на эту роль. Люди всегда боялись волков и отвели ему соответствующее место в народном фольклоре

    Ну почему же всегда? Волк однажды Ивану-царевичу помогал. Не совсем добровольнои бескорыстно, но честно. В теремке- вполне незлобный персонаж, даже пострадавший со всем коллективом от неуклюжего медведя. Да, в большинстве сказок волк совсем недобрый, но ведь и в жизни это достаточно сильный, агрессивный, умный зверь.

    Все объясняется довольно просто. Как и у людей актеров, так и у образов зверей есть свои типажи. Зайчик- трусишка, Лисичка-хитрая, а вот волку досталось быть злым.

    Его цвет, его образ жизни заядлого хищника послужили такому образу-стереотипу.

    Тем более, он сильнее других зверушек.

    Не забываем и про оскал). Те еще зубки.

    Сказки должны учить что в мире есть не только добро, но и зло

    Волк - злой персонаж, охотиться на добрых героев вроде поросят или шапочки.

    Благодаря волку дети понимаю, что не стоит разговаривать с незнакомыми дядями

    И что домик должен быть надежный

    Так что волк злой - потому что так просто нужно.

    И что важно - волк на самом деле в сказках играет очень даже ключевую роль

    Не было бы волка - не было бы большинства сказок, которые дошли до наших дней

    Потому что сказки в основном сочинялись простыми людьми, которые жили на земле и имели хозяйство, держали скотину. Волк, если у него была такая возможность, иной раз то овечку завалит, то курочку унесет. Понятно, что убыток для человека - не есть добро, оттого и волк априори не мог быть хорошим.

    Но зачастую в сказках волк представляется нам не злым, а глупым, ведомым. Яркий пример - сказка Лисичка-сестричка и волк.

    Еще вспоминается мультик Жил-был пес. Помните, как волк под столом песню пел? Ничего плохого за ним припомнить не могу.

    Получается, что в сказках с ровней (собаками, лисами) он вполне себе адекватный, иногда даже добрый.

    Впрочем, по отношению к человеку волк также мог изображаться позитивно: вспомним сказку Иван-царевич и Серый волк.

    Довольно сложно согласится с таким выводом. Сказок в мире большое количество. И не во всех волк - это злой герой.

    Если вспомнить сказку о Иване - царевиче, то Волк добром и правдой служил своему хозяину, во многом помогая ему. Там он представлен нам очень благородным животным.

    А в мультфильме Ну, погоди! волк не злой, а вызывает только сочувствие. Ведь в природе волков заложено то, что он должен гонятся за зайцем, так как последний является его пищей. А в мультфильме он попадает только в дурацкие ситуации и вызывает сочувствие.

    В сказке Теремок все животные жили дружно в теремке, пока не пришел медведь, из-за которого треснула варежка - теремок.

    Так что, все относительно в этом мире.

    И каждая сказка о волке по разному нам преподносит этого героя.

    Позволю себе с Вами не согласится, что волк в сказках ВСЕГДА злой. Волк персонаж ДВОЙСТВЕННЫЙ .

    В сказке Иван-царевич и Серый Волк совсем не злой,да и у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Руслан и Людмила :

    А какой волк-очаровашка в мультфильмах Жил был пес

    и Волк и теленок

    В сказке Лисичка-сестричка и волк он вообще наивный простак и жертва коварства Лисицы,доверчиво засунул хвост в прорубь и знакомые с детских лет слова мерзни,мерзни,волчий хвост и битый небитого везет вызывают жалость к этому волку-недотепе.

    Это стиль жанра! Иначе сказка будет скучной!

    Большинство русских народных сказок показывают волка, как плохого и злого, отрицательного героя. Наверное, это представление о волке сложилось от природы. Человеку свойственно бояться волка, он считается злым, агрессивным. Но он же хищник, поэтому и приходиться быть таким.

    Но русский фольклор разнообразен. В нем можно встретить и доброго, хорошего волка (их гораздо меньше, чем про злого). Например про волка, который растил цыпленка или бычка.

    Да потому что он и в былях редко добрым бывает. Волк есть волк, как говорится. Такова его волчья судьба.

    Люди некоторые, конечно, могут сказать: Оо, нет. Если волк сыт, да если он логово сво не охраняет, да если То, да если Это, - то не тронет. Ну, я не против. Пусть прогуляются по волчьим местам, проверят их на доброту поразительную, потом расскажут нам, как дело обстояло. 🙂

    Иными словами, волк издавна ассоциируется у человека с опасностью, с агрессивностью, одним словом - со злом в широком смысле. Поэтому в сказках происходит абсолютно то же самое. Так как сказки написаны людьми.

    Обратите внимание: не львы в сказках злые, не тигры (хотя они тоже хищники), а именно волки. Значит, был резон так писать. Волки порой всю скотину у крестьян перегрызали. За что же их любить, серых существ?

    Потому что его демоннизировали в связи с всеобщей христианизацией. В древнем Риме волчица выкормила Ромула и Рема. А потом у ватесов поменялись сказки. А у греческого Эзопа волк был уже не слишком умный, но хитрый.

Кренделев Антон

Сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.

Человек приписал животным способность рас­суждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть сред­ствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.

Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IV районные юношеские «Филологические чтения»

МОУ Михайловская СОШ

Кренделев Антон

МОУ Михайловская СОШ, 5 класс, 11 лет

Конкурсная работа

Жанр «Исследование»

«Образы животных в русских народных сказках»

Педагог-наставник:

Яблокова Светлана Владимировна

Учитель русского языка и литературы

п. Михайловский, Ярославский муниципальный район, 2010г.

1.Введение 2 стр.

2. Глава «Образы животных в русских народных сказках»

1.1 Лиса семерых волков проведет 5стр.

1.2. Волк меняет шерсть, но не характер 7 стр.

1.3. Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит 9 стр.

1.4. Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки 11 стр.

3.Заключение 12 стр.

4. Список литературы 14 стр.

Введение

Что такое сказка? Это красивый мир волшебства и превращений, в котором мы живем в детстве, где заканчивается реальность и начинается этот мир, удивительный и непостижимый. Это мир, в котором добро побеждает зло, наверно, поэтому этот жанр так любим детьми.

А если говорит научным языком, сказка- вид повествовательного, в основном прозаического фольклора. Ее истории уходит в далекое прошлое. Слово « сказка » записано в письменных источниках XVI века. От слова « казать ». Значение: перечень, список, точное описание. Современное значение слово приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово XI века - кощуна.

Существует несколько видов русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Цель моей работы - выявить особенности образов животных в народных сказках. Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач:

  1. выявить место и особенности изображения животных в сказках в сказках;
  2. посмотреть, являются они главным или второстепенным лицом;
  3. рассмотреть особенности характера;

Для написания своей работы я использовал несколько источников народных сказок.

Данный вид сказок существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Сказка о животных – это произведения, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Вопрос о первоначальных истоках фантастики в сказках о животных много десятилетий волнует ученых. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия. Особенность этих сказаний состояла в том, что звери были наделены разнообразными человеческими качествами, но в зверях видели именно зверей. Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках, которые по традиции восприняли из древнего баснословия некоторые его существенные черты. Такова сказка о медведе на липовой ноге. Это сказочное повествование неизвестно в Западной Европе. Его происхождение чисто восточнославянское. Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, но лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, а из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчише- из-под куста хватыш», трусоватый заюнок- кривоног, по горке скок».

Лиса семерых волков проведет

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточно-славянских сказок, сделалась лиса.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Волк меняет шерсть, но не характер

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»). Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Кого разумеет народ в этом образе ? В сказках волк беспредельно глуп. Феноменальная глупость порочит волка. В таком изображении выразились не столько реальные особенности того человеческого типа, которые собой олицетворяет волк, сколько отношение к нему.

Задумаемся над тем, почему волк принимает удары от разгневанных баб, пришедших на реку по воду, почему, едва пережив одну беду, волк попадает в другую. Сказка кончается гибелью волка. Волк помирает жестокой смертью, чтобы в новой сказке ожить и вновь принять злую смерть. Какое неистребимое зло изгоняется, казнится народом?

Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает одно право - право сильного, право зубов, - без этой черты волк не волк. Социальный прототип этого сказочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лиходеев и преступников, от которых ему приходилось тяжко.

Сказки о волке не скрывают, кого они имеют в виду... Ирония вымысла состоит в обыгрывании народного обычая.

Сказка о том, как волк зарезал свинью («Свинья и волк»), рисует в образе волка жестокого и неумолимого господина, который взыскивал с крестьян за потраву. Жил старик и при нем старуха. Только и скота у них, что свинья. Черт ее понес, да в чужую полосу - в овес. Прибежал туда волк, «схватил он свинку за щетинку, уволок ее за тынинки и изорвал».

В таких сказках есть то острое социальное иносказание, которое делало сказку интересной и взрослым. Фантастические повествования говорят о социально-классовых отношениях. Игнорировать этот смысл нельзя, если мы не хотим видеть в сказках только забаву.

Фантастический вымысел и в этих сказках связан с их идейным замыслом. Боярин, господин жесток, как волк, от него нельзя ждать пощады, с ним можно поступать только так, как советует пословица: «Верь волку в тороках», т. е. убитому. В сказке передано как бы существо волчьего закона, по которому слабый становится жертвой сильного. Князю, боярину не надо было хитрить. Его право - право жестокого и сильного господина. Таков и сказочный волк. Сказочники мстили угнетателям, изобличали их нравственную грубость, отсутствие ума: система социального угнетения, прибегающая к силе кулака, розги и оружия, не требовала от ее учредителей и защитников умственного напряжения.

Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведен в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь - зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя. Он давит все, что попадает ему под ноги.

Глупость медведя - рознь волчьей глупости. Волк недогадлив, а не глуп. Глупость медведя - глупость человека, располагающего властью. Свою силу медведь употребляет не по разуму. Есть предположение о том, что медведь представляет собой человека, облеченного властью.

Медведь - хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели роль помещика. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы, которую почему-то называли десятиной) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. Через такую призму становиться понятным не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Стоит заметить, что в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. За этими образами стоит мысль: «может ты барин и силен, но я умен и при своем останусь!»

Есть сказки, где медведь одаривает Машу подарками, а ее ленивую сестру наказывает. Тут образ медведя несет в себе образ природы, доброй и злой доли. Если человек трудиться честно, то природа его награждает своими дарами, а кто ленив у того вода не течет.

Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки

Из домашних животных и птиц положительным героем в сказках выступают кот. В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка ) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, возьмем цикл сказок " Кот, петух и лиса" , которые у А.Н. Афанасьева идут под номерами. Сказки эти очень похожи, да по суть почти одинаковы. В них лишь сменяются некоторые герои. Он выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. То есть в этих сказках кот выступает как положительный герой. Подводя итог разговору о коте, можно отметить общие черты. Во-первых, везде звери боятся кота. Во-вторых, у кота всегда есть имя, причем с отчеством. Кот бескорыстен в дружбе. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Однако положительность этих персонажей весьма условна. Сказка о том, как петух выгнал лису из заячьей избы («Лиса, заяц и петух»), в основе своей веселая юмореска. Ирония состоит в том, что петух - лисья пожива - сумел напугать любительницу белого куриного мяса. Иронична сказка «Кот на воеводстве» - она делает любителя избяного тепла, запечного жителя героем по стечению обстоятельств: волк, спрятавшись в куче листьев, зашевелился; кот думал, что там мышь, прыгнул, волк прянул в сторону, и начался общий переполох - бегство зверей. Только в сказке «Кот, петух и лиса» кот действительно герой. Вероятно, эта сказка с самого начала была создана для детей.

Следует сделать вывод, что во всех просмотренных русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомится сметанкой или свежей мышкой. Может устроит "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные.

Заключение

В ходе работы над данной темой мы провели анкетирование среди учащихся 3- 6 классов. Были предложены следующие вопросы:

  1. Сколько сказок о животных вы прочитали?
  2. Какие звери встречались в сказках чаще?
  3. Какие черты присуще?
  4. Чему учат сказки о животных?

Опрос дал следующие результаты:

1 вопрос: 1 сказка-6%

2 сказки -18%

Несколько- 76%

2 вопрос: волк - 7%

Медведь-18%

Лиса – 75%

3 вопрос: Лисе – хитрость

Медведю – глупость

Волку - злость

  1. вопрос: Доброте

Любви

Не обижать маленьких.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить: сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.

Человек приписал животным способность рассуждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть средствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.

Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Волк, как и медведь, в народных поверьях предстает животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк - существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия.

Использованная литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка М., «Просвещение», 1977
  2. Афанасьев. А.Н. Народные русские сказки / Под ред. Грузинского. - Изд. 3-е. - 1897.
  3. Ведерникова Н .М. Русская народная сказка М., «Наука»

4)Фокеев А.Л. «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество» изд. «Лицей»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

сказка животное моральный поучение

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк - это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют (Лисичка-сестричка и Волк, Волк и Коза, Волк-дурень, Зимовье зверей). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличии от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности - вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка - сказка Волк и семеро козлят. Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он - их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала - волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В Сказке про волка и лису волк предстает перед читателями немного в другом образе - глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк - в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке Как лиса шила волку шубу. Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

«Философ, законодатель, историк – всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к его поговоркам, отдельным выражениями и словам. За словом всегда стоит его значение, за буквенным смыслом – смысл тайный, аллегорический, под странным пёстрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций», - проницательно напутствовал всех итальянский фольклорист Джузеппе Питре (1843 – 1916).

Сегодня мы всё чаще и чаще обращаемся к русским народным сказкам, пытаясь найти в них сокровенную истину, тот волшебный клубочек, который приведёт нас в тридевятое царство, где наши мечты сбудутся и всё будет хорошо.

Помогают герою в пути не только волшебные вещи, но и животные, растения. В своей работе мы попытаемся разобраться не только в символическом значении этих образов, но и в их структуре. В своей исследовательской работе я буду пользоваться таким понятием, как тотем. Данное понятие взято из языка североамериканских индейцев, в научный оборот введено в ХIХ веке. Переводится «тотем» как «его род» и означает родовую принадлежность, но не по семейным узам, а по объединению и себя и своего рода-племени с каким-либо животным, растением, стихией (например, водой, ветром, молнией) или предметом (например камнем). Несмотря на кажущуюся нерусскость понятия «тотем», оно созвучно самым что ни есть русским словам «отец», «отечество», «отчим» и т. п.

Для чего нужны тотемы и почему они появились? Каждому человеку необходимо отличать себя от других. Как подчеркнуть свою уникальность и неповторимость на уровне рода, племени, этноса? Вот здесь-то и выработалась традиция различаться по тотемам, связав себя неразрывными узами с миром живой и неживой природы. В этой взаимосвязанной системе тотему отводилась роль оберега: он охранял, защищал человека, помогал ему в трудных ситуациях. В свою очередь, все тотемные животные и растения табуированы: то что считалось

2 тотемом, нельзя было убивать, обижать употреблять в пищу. Тотему поклонялись, ему приносились жертвы, он прославлялся и изображался всеми доступными способами. В Древнем Риме наиболее экзотическим тотемом был дятел, а наиболее известным - волк (Капитолийская волчица, выкормившая Ромула и Рема).

Греческая мифология особенно богата превращениями богов и героев в животных, растения и некоторые неодушевлённые объекты (камни, скалы, звёзды). Овидий написал на эту тему 15 книг, объединённых в знаменитые «Метаморфозы». Зевс превращается в быка; Гелиос – во льва, вепря, пантеру; Афина – в оленя и т. д.

У русского народа отголоски тотемизма сохранились главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках - особенно о животных. Об этом явственно свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми народ наделил сказочных животных, а также оберегательные функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема- оказывать помощь всем, кто находится с ним в в социально-родственных отношениях). Убедительным подтверждением тотемно-родственных отношений между животными и людьми в пошлом может служить хотя бы всем хорошо известное прозвище лисы – Лисичка-сестричка (она же – кума-лиса). Кому же она сестра и кума?

Не волку, не зайцу, не медведю, а нам с вами, точнее нашим далёким пращурам!

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет

3 лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый.

Пословицы и приметы:

Лисичка всегда сытей волка бывает

Лисой пройти - хитростью

Кто в чин вошел лисой - править волком будет

Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!

Лиса и во сне кур считает

Лиса дорогу перебежала, быть беде.

Лисий лай услышать - к несчастью.

Животные – главные персонажи русских народных сказок – обычно мужского рода: бык, конь, волк, медведь. Заяц петух, кот баран и др. Но есть, конечно, и животные женского рода: коза, лягушка, мышка, курочка. Однако все они ни по популярности, ни по значимости не могут сравниться с Лисой Патрикеевной – носительницей как лучших, так и худших качеств всего женского племени, и в определённой степени – выразительницы самой сути женской природы.

Лиса – героиня главным образом бытовых сказок. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошёл впереди. Лисица выбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была мертвая. Да уже поздно. Делать нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади» Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна. Собрав рыбу, брошенную на дорогу, лиса стала обедать. Бежит волк: «Здравствуй, кумушка, хлеб, да соль!» - «Я ем свой, а ты подальше стой». С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: « Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь Сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Волк послушался. Лиза вызвалась помогать. Её беспокоит: лишь бы не настала оттепель, лишь бы выдалась морозная ночь. Ходит вокруг волка и приговаривает:

Ясни, ясни, на небе звёзды,

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

«Рыбу на хвост нагоняю», - поясняет она волку, который не разбирает всех её слов. Просидел волк целую ночь у проруби. Примёрз его хвост. Пришли на реку бабы за водой и увидели волка, стали бить его коромыслами. Волк рвался-рвался – оторвал хвост и пустился наутёк.

После этого лисица, казалось бы, должна страшиться встречи с кумом. Волк на неё зол: «Так-то ты учишь, кума, рыбу ловить!»

Лисица успела побывать в избе, наелась у одной бабы теста из квашни И вымазалась в нём. «Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри мозг – выступил!» И волк поверил ей, пожалел, усадил на себя: «Битый небитого везёт».

Сказка изображает торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями. Да и волк хорош! Зависть и глупость губят его. Так можно потерять и шкуру. При всей незамысловатости сказка с психологической правдой передаёт в этих животных и черты людей, особенности их характеров, поведения.

Разумеется, о людских пороках сказочники могли бы поведать и не прибегая к фантастическому вымыслу, но каким бы пресным стал этот рассказ! Он бы не донёс до нас и небольшой части того едкого, глубокого смысла, который содержит сатирическое повествование.

Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка героя, какой бы неправдоподобной и невероятной она ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт жадного глупца, который ей поверит. Глупость и доверчивость также бесконечны, как хитрость и расчёт. Когда они встречаются – всё возможно: можно ловить рыбу хвостом, можно потерять голову, пожалеть того, кто тебя едва не погубил. Всегда ли Волк в сказках глуп и смешён? Каково отношение наших далёких предков к этому образу?

6 Волк – одна из центральных и повсеместно распространённых мифологических фигур мирового фольклора и один из древнейших тотемов русского народа. Двойственность (дуальность) данного сказочного образа наглядна. С одной стороны. Волк – кровожадный хищник, нападающий на скот и людей; с другой стороны, он – верный помощник и даже родственник сказочных героев.

Об этом свидетельствуют некоторые свадебные обычаи, сохранявшиеся на Руси вплоть до ХХ века. Так, в северо-западных областях России (в частности в Псковской) дружку – представителя жениха – принято было называть волком, а родня жениха в песнях прозывала невесту волчицей; та тоже не оставалась в долгу и в традиционном причитании называла братьев жениха волками серыми.

Историк культуры Эдуард Тайлор (1832 – 1917) в своём классическом труде «Первобытная культура» обращал внимание на то, что известная русская сказка «Волк и семеро козлят» содержит в себе осколки и мифологемы древнего космического мировоззрения, когда под «волком» понимались тёмные силы хаоса, поглощавшие вовремя затмения солнце, луну и блуждающие небесные светила (так в старину именовались семь наблюдаемых невооружённым глазом планет) в их сказочно-символическом обличье, и выступали «козлята», коих проглатывал «волк», а затем (добровольно или по принуждению) выпускал на волю.

У русских следы такого древнейшего отождествления обнаруживаются, помимо всего прочего, в архаичной загадке- поговорке, где тёмная ночь отождествлена с волком: «Пришёл волк [тёмная ночь] – весь народ умолк» взлетел ясен-сокол [солнце] – весь народ пошёл!» Следы такого древнего космического мировоззрения и верований обнаруживаются даже в незамысловатой детской игре «Гуси-лебеди и волк», где последний олицетворяет тёмную ночь, пытающуюся настичь и поглотить светлые солнечные дни – гусей-лебедей.

Широко было распространено по всей Восточной Европе поверье о людях-волках. Геродот в своей «Истории» писал о неврах - народе, который жил на территории нынешней Белоруссии и, по мнению учёных, несомненно, был связан со славянами. Геродот передал рассказы греков и скифов о том, что «ежегодно каждый невр становится на несколько дней волком, а потом опять принимает свой прежний вид». Не это ли поверье отразилось и в «Слове о полку Игореве», где рассказывается, как князь Всеслав «сам въ ночь влъкомъ раскаше».

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке. Фольклористы относят её к типу волшебных сказок. В том виде, в каком мы её знаем, она действительно волшебная сказка.

Сын караулит отцовский сад. Жар-птица клюёт в нём яблоки, герой хочет поймать её; он ищет злотогривого коня и добывает себе в далёких краях невесту – такие сюжетные положения любит волшебная сказка. Вместе с тем на сказку повлияли древние поверья о животных. В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал. То буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред волку, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной и нарушение её каралось. Когда поступки шли вразрез с родовой моралью, они требовали возмещения самого точного. Волк съел коня. Он сам служит герою конём, он берёт на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для нег родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна. Правда, мы не знаем, какой конкретный вид имели древние повествования о волках, но вполне возможно, что взятая нами сказочная ситуация находится с ними в какой-то связи.

Волк, как и медведь в народных поверьях предстаёт животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

В бесхитростной сказке «Колобок» закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, тождественным древнему светилу и по имени и по обрядовым функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины, символизирующие солнце).

А в не мене популярной сказке «Теремок» получила отражение былая тотемная борьба за «жизненное пространство»: перенаселённость «теремка» решается путём вытеснения тотемов Мыши, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка более сильным претендентом на «жизненное пространство» - кланом Медведя.

Наблюдения этнографов убеждают, что медведь рассматривался людьми как покровитель. Верили, что медведь может вывести из леса заблудившегося.

О медведе-покровителе говорят многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали мёдом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и от колдовства.

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:

Силен медведь, да в болоте лежит

Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы

Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла

Не продавай шкуры, не убив медведя

Два медведя в одной берлоге не живут

Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю

Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Человеческий тип, воплощённый в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведён в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь – зверь высшего ранга. Он самый сильный лесой зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, зверях в яме и других.

Надо думать, что это положение медведя о звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках подчёркивалась огромная сила медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором жили мирно самые разные зверюшки. Не является ли эта полузабытая сказочка полузабытым иносказанием. Мир-община испытывала давление князей и вотчинников: господа наровили обложить данью людей побольше, а принеповиновении наказывали всех непослушных. « Я всем пригнётыш», - говорит медведь о себе.

И в заключительной части своей исследовательской работы я бы хотел уделить внимание своему любимому сказочному образу - Сивке-Бурке.

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал

Иван Суриков

Летающие и скачущие до небес кони – излюбленные образы русского и славянского фольклора.

С детства врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времён и звучащие как заклинания:

«Конь бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет».

«Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

«В правое ухо влезь, в левое вылезь – станешь таким красавцем, каких свет не видывал».

Космические отражения проступают и в сюжетах о конях, скачущих до неба, и в сюжетах о героях, рождённых от лошади. Так в известной сказке об Иване-Кобыльникове сыне, записанной в Сибири в начале ХХ века, спутниками и помощниками героя выступают Иван-Солнцев сын и Иван-Месяцев сын.

В русском фольклоре и народном миросозерцании с единосущностью коня и солнца связаны другие известные образы и имена. Так, сказочный конь Сивка-Бурка (или в сказках других народов – Солнечный конь, Конь-солнышко), вне всякого сомнения, олицетворяет дневное светило. Его имя также восходит к протоиндоевропейским верованиям (богиня Сива «бог Шива»).

В одной из самых ёмких по мифологической закодированности сказок о Василисе Премудрой (Прекрасной) приоткрываются древнейшие представления русского народа о смене дня и ночи как космических всадников: День ясный – «сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая»; Солнце красное – всадник «сам красный, одет в красном и на красном коне». Ночь тёмная – опять всадник: сам чёрный, одет во всём чёрном и на чёрном коне».

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу (в развёрнутых сюжетах вышивок, росписей и резьбы эти кони, как правило, изображаются вместе с солнцем).

В композиции русской избы кони, устремлённые в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях – оно неотделимо от этого полёта, более того – это как бы модель солнечной колесницы, запряжённой деревянными конями.

Связь коня с культом плодородия очевидна в календарных обрядах и обычаях. Сохраняется обычай ряжения кобылкой или конём на Святки, несущий и свет, и работу в поле, и новое время – новый год. В далёкие времена при закладке дома происходил обряд захоронения головы коня, дающей связь с умершими предками. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в свадебном: коня давали в качестве выкупа за невесту, коня и кобылицу привязывали у сеней, где молодые проводили первую брачную ночь.

Коня хоронили вместе с хозяином в языческие времена, павшего коня хоронили с почестями, как преданного воина.

Чуткое и преданное животное породило много гаданий и поверий. Если конь спотыкается на левую ногу – к беде. Во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, садились на неё, куда она пойдёт – туда и девушка замуж пойдёт. При проводах на войну или в рекруты, если лошадь вздрагивает, это считается дурным знаком. Ржёт конь – к добру, топает к дороге, втягивает воздух ноздрями – к приезду домой, фыркает к доброй встрече или к дождю. Конский череп страшен для нечистой силы, оттого-то прежде в деревнях на заборах вывешивалось много лошадиных черепов. Хомут снятый с лошади, и вода, недопитая лошадью, считаются целебными.

Почти все волшебные функции коня-побратима удачно соединены в классической литературной сказке Петра Петровича Ершова «Конёк-горбунок», бережно и скурпулёзно использовавшего образы русского фольклора.

Два небывалых коня золотогривых, их мать – волшебная кобылица, умчавшая Иванушку к поднебесью, и, наконец, чудесный Конёк-горбунок, уносящий своего хозяина ещё дальше, к небесным светилам.

Современное русское слово «конь» - сокращённое древнерусское слово «комонь». «Комони ржут за Сулою» - памятная фраза из «Слова о полку Игореве». Корнь этот сохранился в старорусских словах «орать» - «пахать», «орало» - «соха», «оратай»- «пахарь».

История тотемов – русских и мировых – это неисчерпаемый кладезь знаний о далёком прошлом. Прошлое надо хранить и помнить. Тотемное прошлое не исчезло бесследно. Оно живёт в современных символах, государственной и сословной геральдике, обрядах, традициях, и, наконец, во многих фамилиях, названиях рек, озёр, древних городов, селений и просто заповедных мест. О многом хочется узнать Но это - темы моих следующих исследований.




Top