Какие бывают художественные материалы. Художественные материалы

13:30 20.02.2014г.

Для рисования не нужны какие-то специальные сложные приспособления. Кто из нас не выполнил в детстве простейшие рисунки на обычном листке бумаги фломастерами, карандашами, а то и обычной авторучкой. Но если мы говорим о мастерстве, способах художественной выразительности, передачи движения, реализации творческих замыслов, то тут не обойтись без использования художественных материалов и знания техники работы с ними.

Наибольшее распространение и доступность имеют такие материалы как карандаши цветные или графитовые, тушь, фломастеры, цветные мелки, уголь, сангина, пастель,акварель. Рассмотрим более подробно каждый из этих художественных материалов и технику работы с ними.

Графитовый карандаш

Его используют как при обучении рисованию, так и уже опытные художники. Приятный серый тон, небольшой блеск сочетаются с возможностью исправления при помощи ластика. Карандаш позволяет выполнять как линейные, штриховые рисунки, так и тонально-живописные. Достоинством графита является то, что он хорошо держится на бумаге. Различных эффектов можно добиться при выборе, как художественного материала , разных сортов бумаги для работы карандашом.

Аналогичными свойствами обладают цветные карандаши. Выделить из них особо можно карандаши акварельные, которые размазываются водой, создавая при этом особые эффекты.

Рисовальный уголь

С древнейших времен используется художниками. Позволяет выполнять портреты, пейзажи, сюжетные композиции и натюрморты. Имеет насыщенный черный цвет с широким диапазоном тональных переходов. Форма угля дает возможность рисовать различные по толщине линии. Боковой поверхностью можно быстро закрасить большую площадь листа. Уголь также легко стирается. При рисовании углем используются такие художественные материалы как картон, холст, стена, бумага, а также различные поверхности. В зависимости от задач художника выбирается основа рисунка, форма и способ заточки рисовальных угольков. Специальной растушевкой, тряпочкой либо рукой можно растирать уголь. Рисунки, выполненные углем, закрепляют лаком для волос или специальным фиксативом.

Фломастеры

Требуют работы уверенной, твердой рукой, так как не стираются. Дают плавные красивые линии. Различаются по толщине и цветам. В основном применяются в декоративных или оформительских целях, но позволяют выполнять также пейзажи и наброски с натуры.

Сангина

Представляет собой красновато-коричневый мел. Производится в форме квадратных и круглых палочек. Позволяет рисовать на картоне, бумаге, холсте. С помощью нее можно нарисовать линию, штрих или сделать растушевку. При рисовании часто сочетается с другими художественными материалами . По сложности использования не рекомендуется для работы начинающих. В технике сангины создавали свои произведения такие мастера прошлого как Рубенс, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Шарден, Тициан.

Рисование пером

Требует твердости руки и четкости глаза, так как стереть потом нельзя. Толщина линии контролируется нажимом, но при этом надо следить, чтобы пером не царапалась бумага. Перья различаются по материалу, из которого изготовлены. Гусиные или тростниковые дают более живую линию, а стальные – более четкую. Оптимально использовать для рисования пером гладкую мелованную бумагу, тогда допущенные ошибки можно подкорректировать острым лезвием. Так же, выбирая различную по тону бумагу, можно добиться впечатления живописности рисунка.

Рисование кистью

Использование в качестве художественного материала кистей позволяет выполнять очень тонкие рисунки, а также широко тонировать плоскости, использовать эффект лепки с помощью мазка. Кисти используются для рисования тушью, акварельными, масляными красками, гуашью, гризайлью.

Пастельные мелки

Технику пастели отличают хрупкость и нежность по цвету. При работе используется прием штриха или широких пастозных мазков. Необычные эффекты достигаются также втиранием цвета в цвет, что придает рисунку особую мягкость, точность тональных переходов. Шероховатая поверхность лучше держит пастель, поэтому предпочтительнее использовать для работы бархатную бумагу или специально обработанный шкуркой картон. Также требуется закрепление пастели и бережное хранение рисунка.

Кроме описанных, существует великое множество видов рукоделия (например, наборы для вышивания) и каждый из них обладает своими выразительными свойствами и особенностями. Поэтому любой, кто интересуется рисованием, найдет что-то именно для себя, в соответствии со своими предпочтениями.

Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.

Карандаш

Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,- это . Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.

Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.

Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й - самый мягкий, 2-й - средний и 3-й - твердый.

Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н - твердые, от 1 до 6В - мягкие и 1-2 - средние.

Из мягких карандашей хорош «негро» - мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.

Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).

Уголь

Чаще всего используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.

Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.

Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.

Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.

Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).

Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.

Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.

Сангина

Для рисования можно также пользоваться и сангиной. - это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.

Тушь

Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).

Однотонная акварель (монохромная монотипия)

Материалом для рисунка может служить также и , при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.

Пастели

Это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.

4. Художественные материалы в живописи

К материально-техническим средствам относятся бумага, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело исполь­зовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бума­га имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, спо­собную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чер­тежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверх­ностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая по­верхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необ­ходимыми надписями, можно рисовать только на одной сторо­не. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и пря­мо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.

Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляется из точайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однород­ной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых ча­стей предмета, а густую - при завершении работы для обвод­ки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели - ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красоч­ный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глу­хим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.

В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричне­вый.

Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способ­ности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.

Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту - на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по раз­меру - на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники ак­варели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11 -14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать ма­ленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загряз­нить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить паль­цами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.

Палитра. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рису­нок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палит­ре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышает­ся невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некото­рые палитры имеют овальное отверстие для надевания на боль­шой палец левой руки. После работы палитра очищается от кра­сок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.

Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.

5. Основные технические приемы рисования красками

Выполняя живописное произведение, необходимо придер­живаться определенной последовательности. Обычно худож­ник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в кото­рых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого, карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колори­том. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.

Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, компози­ционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предме­тов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.

В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, поме­щенные в конце данной книги.

Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщи­ны. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произ­ведения с помощью специальных инструмен­тов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.

До конца XVII - начала XVIII веков ху­дожники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно уче­никам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.

Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природ­ных элементов (минералов, растений) они из­готовлены. Основа всех красок - пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски - это акварель, гуашь, темпера. В старину изго­тавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.

К изобразительным средствам относятся тон и цвет.

Мазок – изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

Окраска – этот предмет нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».

Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева на­право наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю маз­ка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят вто­рой мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашивае­мая фигура не.будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти. Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.

Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отме­чают карандашом границы светлых, полутемных и темных час­тей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому вто­рому слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и доби­ваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.

«Сухая кисть» как прием используется для окраски изобра­жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет­лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь­зящими движениями или тычком кисти.


Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК

ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и...

Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем. Глава 2. Практическая часть 2.1 Программы кружковых занятий по живописи Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском...

Эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы. Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. 2.2. Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую- щие критерии оценки рисунков детей и...

Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение. Роль старшего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей Современные методы управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных и прогрессивных методов и...

(25,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.













































Назад Вперёд


















































Назад Вперёд





























Назад Вперёд

Введение

Данную работу можно использовать на вводных уроках по предметам художественного цикла, как правило, это первые ознакомительные уроки в 1 четверти учебного года, а также при смене задания и материалов исполнения. Можно применять на последних уроках 4 четверти для ознакомления с новыми материалами на будущий учебный год, а также материалами, применяемыми на пленэре. Удобно применять в работе с родителями, как на родительских собраниях, так и в индивидуальном порядке.

1. Материалы 1-4 класс (Презентация)

1.1. Материалы для рисунка

Пастель (классическая)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. Пастель получила свое название от итальянского слова "a pastello", которым в XVI веке называли технику рисования черным карандашом с подцветкой красной сангиной или другими цветными карандашами. Изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Хорошего качества пастель должна легко ложиться на бумагу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться. По опыту работы хорошего качества пастель "Koh-i-noor" или " Faber-Castell". Необходимое количество цветов в наборе 18-24.

Пастель (на масляной основе)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. В отличие от классической пастели связующим красочных пигментов служит воско-масляная основа. Не растушевывается, наносится штрихами. По опыту работы хорошего качества пастель "Faber-Castell" в наборе 18-24 цветов. Закрепитель для масляной пастели не требуется.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив)

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Тушь. Кисти для туши

Потребуется черная тушь, на учебный год 1-2 флакончика 50мл. Кисти для работы тушью в сечении круглые из волоса колонка или белки тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10.

Бумага белая "Ватман", на учебный год понадобится 10 листов 60х80 см. Нужный формат бумаги для работы, в соответствии с заданием и задачами урока, учитель нарезает сам.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, цветная бумага, ножницы

Предназначается для определенных заданий, связанных со знакомством учащихся с понятиями "воздушная перспектива", тоновые градации, светлота и т.д. Оттенков от светло-серого до черного должно быть минимум 7. Можно использовать бумагу для пастели (листы размером 50х65 см, плотность160 g/m2), можно подобрать оттенки из самоклеящейся бумаги "Оракал".Клей ПВА (если бумага не самоклеящаяся), ножницы (с закругленными концами).

Фломастеры, маркеры

Основные характеристики: писать должны длительное время, и позволять проводить линии от 1мм до 5 мм толщиной. Набор цветов 12-24.

Цветные акварельные карандаши

Необходимое количество 18-24 шт. в наборе. Выбор обусловлен качеством нанесения на поверхность бумаги. В отличие от обыкновенных цветных карандашей, акварельные карандаши лучше ложатся на бумагу, работа, выполненная акварельными карандашами ярче и выразительнее. Обязательное дополнение к набору карандашей - точилка.

Графитовые карандаши

В 1-4 классах выступают как вспомогательный материал. Требование мягкости "ТМ", "М". Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается точилкой. Учащийся начальной школы может не справиться.

1.2. Материалы для живописи

Гуашь

Слово "гуашь" в переводе с итальянского означает "влажный", "водяная краска". Гуашь приготавливается на сравнительно небольшом количестве связующего вещества при большой концентрации пигмента (порошка), поэтому она даже при небольшой толщине красочного слоя она непрозрачна. Благодаря непрозрачности красочного слоя гуашь дает возможность художнику вносить поправки в работу. Разбавителем гуашевых красок служит вода. Гуашевые краски в готовом виде должны иметь следующие качества:

  • консистенция "жидкой сметаны";
  • легко браться кистью и сходить с неё, ложиться на бумагу ровным слоем, без сгустков, комков, полос и пятен;
  • после нанесения в неразбавленном водой виде закрывать лежащий ниже красочный слой;
  • после высыхания не пачкать, не стираться и не растрескиваться;
  • во время хранения во флаконах не загустевать в течение длительного времени.

Хранить гуашь следует в плотно закрытых баночках.

Обязательные цвета в наборе:

  • белила;
  • кадмий желтый средний;
  • алая;
  • краплак красный;
  • ультрамарин или кобальт синий;
  • лазурь железная

Дополнительно необходимо закупить баночки "белила" и "желтая", так как эти краски у детей при работе заканчиваются первыми.

Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать в рулоны такие работы не рекомендуется из-за хрупкости красочного слоя.

Понадобятся кисти круглые в сечении, из волоса колонка или белки: тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10. Кисти плоские в сечении, из волоса колонка или белки, можно синтетические: тонкие - № 2-3; средние - № 6-8; толстые - № 9-10. Хранить кисти желательно в специальном пенале, зафиксированными внутри него, тогда ворс не будет менять свою форму. Брошенные как попало, с непросушенным ворсом кисти, очень часто похожи на метлу.

Бумага смотри пункт 1.1.

Палитра - небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Необходима пластмассовая белая палитра размером 30х40 см, с небольшими чашечкообразными углублениями по краям. Пользоваться бумагой в качестве палитры не рекомендуется, так как бумага, размокая от воды, дает ворс, а связующие клеящие вещества из гуаши впитываются в бумажную палитру в результате чего на рисунок попадает только пигмент, который осыпается по высыхании работы.

1.3. Материалы для композиции

Цветная бумага

Понадобится бумага широкого спектра оттенков. Можно покупать наборы бумаги разных фирм-производителей, у каждого производителя своя колористическая шкала, в результате соберется большой выбор оттенков каждого цвета. Самоклеящаяся бумага тоже пригодится.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2. Материалы 5-9 класс (Презентация)

2.1 Материалы для рисунка

Графитовые карандаши

В 5-9 классах выступают как ведущий графический материал. Требование мягкости: "Т" ("H"), "F", "ТМ" ("HB"), "М" ("B"). Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается. Карандаши затачиваются канцелярским ножом 1 см. затачивается графит, 2 см затачивается деревянный корпус. Резинка для стирания выбирается по критерию: чем больше резинки остается на бумаге, в процессе стирания, тем выше ее качество. Важное дополнение мягкий ластик "Клячка", легко разминается в руках, предназначен для удаления лишнего слоя графита с поверхности бумаги. Способ применения: ластик катают по поверхности бумаги или слегка прижимают к тем частям рисунка, которые осветляют: графит пристает к клячке и удерживается ею, после того как она будет отнята от бумаги.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 1.1.

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Дополнительно для некоторых заданий потребуется цвет " Vanilla" или "CREMA". Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, ножницы смотри пункт 1.1.

Бумага смотри пункт 1.1.

Планшет с зажимом формат А-4

Пачка бумаги для офисной техники формат А-4

Пастельные карандаши цвета "сепия", темно-коричневая

Пастельные карандаши - это пастель в деревянной оправе, являются мягким графическим материалом наравне с классической пастелью, растушевываются по поверхности, также как и классическая пастель: пальцем или растушкой. Работу, выполненную пастельными карандашами необходимо закрепить закрепителем для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Пастельные карандаши цвет: белый, серый, черный. См. пункт выше

Растушка

Цилиндрической формы палочка с заостренными в форме конуса окончаниями. В продаже встречается из плотно скрученной тонкой оберточной бумаги или войлока разного диаметра в сечении. Применяется для растушёвывания и получения тонких красочных или тональных нюансов в работе.

Тушь. Кисти для туши смотри пункт 1.1.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Цветные акварельные карандаши смотри пункт 1.1.

2.2. Материалы для живописи

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2.3. Материалы для композиции

Бумага смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 2.1.

Цветная бумага смотри пункт 1.3.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Графитовые карандаши смотри пункт 2.1

3. Материалы для декоративно-прикладного искусства (Презентация)

3.1. Материалы, используемые на уроках декоративно-прикладного искусства, в 5 классе (вышивка нитками мулине и плетение "ЧИ")

ВЫШИВКА НИТКАМИ МУЛИНЕ

Существует мнение, чтобы возникло желание сделать какую - либо работу хотелось бы увидеть ее конечный результат, то есть уже готовую работу, поразившую тебя красотой и изысканностью. Поэтому презентация, с которой начинаются наши вводные уроки и родительские собрания наглядно демонстрирует, то к чему в конечном итоге приведут этапы нашей работы. А уж если ее до тебя выполнил твой ровесник, то руки сами тянутся к таким радужным ниткам мулине и всевозможным интересным приспособлениям.

Особенностью работ в материале является то, что все они выполнены по собственным эскизам учащихся. И поэтому, работу на уроках ДПИ можно разбить на несколько этапов - это сбор материалов для выполнения эскизов будущей работы, выполнение эскизного ряда, подготовка приспособлений и материалов для вышивки, и работа в материале.

Материалы необходимые для выполнения эскизов вышивки:

  • Материалы для выполнения эскизов будущей работы, это работы учащихся, выполненные на пленэре, художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4.
  • Папка с файлами для эскизов и собранного материала.
  • Ластик.

Материалы необходимые для выполнения вышивки (работа в материале):

Для копирования эскиза вышивки на ткань используются: специальный маркер, мел, простой карандаш, копировальная бумага.

В качестве ткани основы использованы различные ткани: креп - сатин, бархат, хлопчатобумажные, шелковые с выраженной фактурой и гладкокрашеные, лен:

Для тренировочных упражнений нам понадобятся пяльцы. Это специальное приспособление для закрепления ткани в натянутом состоянии и предохранения ткани от стягивания. Пяльцы бывают из дерева, пластмассы, металла и различной формы - круглые, овальные, квадратные. Для нас важен их диаметр, желательно чтобы он был не менее 25 - 30 см.

Работы выполняем на подрамнике формата А-4. Подрамник - приспособление прямоугольной формы, выполненное из деревянных брусков. На подрамнике ткань фиксируется кнопками.

В работах использованы нитки мулине, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.

Иголки для вышивания должны быть с овальным широким ушком, чтобы нитка в несколько сложений (три или шесть, в зависимости от того, что вышиваем - ствол дерева, или стебелек цветка) легко проходила в ушко и не перетиралась в процессе работы. Номера 3-5.

Ножницы средней длины с загнутыми концами, считаются универсальными в работе.

И обязательным условием успешной работы является соблюдение всех правил безопасной работы на уроках и во время подготовки к ним. Все приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

ПЛЕТЕНИЕ "ЧИ"

Историческая справка. "ЧИ" - один из древнейших видов плетения. Чий - циновка, сплетенная из стеблей травы чий (отсюда и название) или камыша. Плетение издавна распространено у народов Средней Азии, казахов. Искусно сплетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. В хозяйстве казахов - на них сушили молочные продукты, раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока, служили они и ширмой для разграничения жизненного пространства юрты. Узорными циновками оборачивали основание юрты для украшения стен и сохранения тепла внутри жилища.

В прошлом чий также широко использовался в изобразительном искусстве у народов Центральной Азии. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага. Её расстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. Циновка из чия опоясывает всё юрту, утепляет и украшает её.

В настоящее время техника чий сохранилась в национальном и современном изобразительном искусстве. Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора. Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, и соединяются между собой.

Немалый интерес техника плетения представляет и для нас. Изучив технологию и приемы плетения, ученики с удовольствием выполняют работы в технике плетения "ЧИ", создавая декоративные композиции для украшения интерьера. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, самостоятельно разрабатывают эскизы на модульной сетке, продумывая заданные темы, цветовые сочетания. Затем выбирают необходимые материалы и приспособления.

Материалы необходимые для выполнения эскизов плетения "ЧИ"

  • Папка с файлами для эскизов.
  • Художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4. Ученическая тетрадь в клетку используется как модульная сетка для эскиза.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в технике "ЧИ"

  • Нитки мулине обычные и меланжевые, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет ниток подбираем в соответствии с выполненным эскизом
  • Модули - деревянные рейки, прямоугольного сечения 0,4х0,8см., количество просчитываем по эскизу, выполненному на модульной сетке.
  • Клей-карандаш для закрепления модулей на картоне и для оформления работы.
  • Небольшие острые ножницы для обрезания ниток.
  • Картон для закрепления модулей. Формат картона А-4
  • Рамочка для оформления работы.

В процессе работы обязательно соблюдение всех правил безопасности. Все материалы, приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

3.2. Материалы для уроков декоративно-прикладного искусства в 6 классе (пэчворк)

ПЭЧВОРК

Это особый стиль шитья из кусочков ткани, развивающий художественный вкус и умение, воспитывающий терпение, приучающий к аккуратности. Лоскутная техника - достаточно популярный вид рукоделия, т.к. не требует больших материальных затрат и предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков". Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. Шитье из лоскутов - пэчворк вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Лоскутные стеганые вещи передавались по наследству и служили долгие годы.

История техники пэчворк насчитывает около 3000 тысяч лет. Несмотря на древность корней, он становится все популярней с каждым годом. Если раньше лоскутное шитье было излюбленным хобби экономных домохозяек, то теперь это модный дизайнерский тренд. Сегодня изделия, выполненные в этом стиле весьма актуальны. Это не только одежда, обувь и аксессуары, но даже мебель и всевозможные предметы интерьера. Особенно красивые произведения - впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

Цель наших занятий показать, что лоскутное шитье не только ремесло, а полноценная творческая работа, в которой ценится, прежде всего, ее эстетический аспект. В презентации представлены работы, выполненные на уроках декоративно-прикладного искусства.

Материалы необходимые для выполнения эскизов.

  • Аналоги работ, выполненных в технике пэчворк.
  • Папка с файлами для эскизов.
  • Бумага формата А-4.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Линейки и угольники.
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в материале.

  • Хлопчатобумажные и шелковые ткани разнообразной фактуры, шнуры, тесьма, кружево. Почти все ткани можно использовать в лоскутном шитье. Но начинающим проще работать с хлопчатобумажными тканями, они более податливы в работе, это ситец, сатин, лен. Ткани однотонные и с мелким рисунком. Размер кусочков ткани - примерно формат А-4.
  • Флизелин (флизофикс) - представляет собой тонкий нетканый прокладочный материал с односторонним клеевым покрытием, придает тканям прочность и предохраняет от осыпания. Понадобится 1 метр, цвет белый.
  • Утюг с отпаривателем.
  • Инструменты для разметки на ткани - специальные маркеры, мелки, карандаши, пластмассовые линейки и угольники.
  • Ручные швейные иглы с острым кончиком для сшивания деталей, иглы для вышивания с овальным широким ушком, портновские булавки.
  • Нитки катушечные разных цветов и нитки мулине. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.
  • Острые ножницы для нарезания деталей лоскутной композиции. Для удобства работы полезно иметь несколько пар ножниц.

Список используемой литературы

  1. Журналы "Художественный совет" №48 2006г., №1 2003г.
  2. "Все о технике цвет", Арт-родник, 2002г.
  3. Одноралов Н.В. "Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве", М., изд. "Просвещение", 1988г.
  4. Яшухин А.П. Живопись: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2003 "Преподавание черчения и изобразит. Искусства". - М.: Просвещение, 1985
  5. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". - М: Просвещение, 1986
  6. Базанова М.Д. "Пленэр".- М. "Изобразительное искусство" 1994
  7. Анна Чудновская. "Стильные сумки от пляжных до гламурных". М. Эксмо. 2006
  8. Маргарита Максимова. "Дизайнерские идеи для дома и дачи".- М. Эксмо. 2006
  9. "Чудесные мгновения". Первый Российский журнал по лоскутному шитью. №1 - 4. 2007г.
  10. Марина Кузьмина. "Аксессуары из ткани" НИОЛА - ПРЕСС1998г.
  11. Элис Уэстчейт. "Уютный дом".- М.БМИ АО 2001
  12. Дюмина Г.Б. "Бисер".- АСТ Астрель. М.,2001
  13. Дюмина Г.Б. "Фигурки из бисера".- АСТ Астрель. М.,2000
  14. Лындина Ю. Бисер. Техника "Кирпичный стежок". Культура и традиции.- Ярославль. 2001.
  15. Махмутова Х. Краткие сведения по цветоведению.-М.,1976
  16. Измайлов Ч. "Психология цветного зрения"- М., 1998
  17. Толковый словарь русского языка Кузнецова.
  18. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Адреса сайтов

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.




Top