Какие пьесы есть в карнавале животных. Слушаем «Карнавал животных» с ребёнком

Системные требования :


Операционная система Window 98/ME/2000/XP
Процессор Pentium 200 МГц
Оперативная память 128 МБ
500МБ свободного места на жестком диске
4-х скоростное устройство для чтения компакт дисков и DVD-дисков
Разрешение экрана 800х600 с глубиной цвета 16 бит
Звуковое устройство
Принтер


Любой человек, даже очень далекий от балета, вспомнит, если слышал хоть однажды, чарующую музыку, под которую уже десятилетия солируют балерины всех стран мира, исполняя сольный номер - "Умирающий лебедь". Это наиболее известный музыкальный фрагмент из произведения французского композитора Камиля Сен-Санса "Карнавал животных". Но вспомнила я о нем не только потому, что исполнилось восемьдесят лет со дня смерти композитора. А потому, что теперь у Вас есть возможность не только вспоминать эту музыку самому, но и слушать ее и привить вкус к хорошей музыке своему ребенку.

Если Вы всерьез собираетесь вырастить из своего ребенка всесторонне развитую ЛИЧНОСТЬ, то, выпущенная компанией "Аlisa Studio" в серии "Восприятие и Творчество", новая обучающая компьютерная программа, знакомящая с одной из граней творчества известного французского композитора Камиля Сен-Санса, "Сен-Санс. Карнавал животных" - хороший помощник для Вас в этом благом деле.


Может, Вас смущает, что Вам предложена в качестве учебного пособия серьезная классическая музыка? Но, если Вы хотите, чтобы ребёнок научился отличать, что действительно хорошо, а что - "просто громко", то начинать надо именно с хорошей музыки - с классики. И произведение "Карнавал животных" Сен-Санса, как нельзя лучше, подойдет для знакомства с миром музыки.

Вам кажется, что Вашему ребенку пока еще рано слушать классику, что он вполне доволен, слушая детские песенки. Он ведь такой маленький: только-только научился правильно выговаривать и употреблять сложные слова, но он уже уверенно показывает животных на картинках в книжках. Знает, кто такие козы и коровы, петухи и индюки, жирафы и крокодилы, бегемоты и черепахи, знает, где их родина, кто живет в далекой Африке, а кто - во дворе у бабушки в деревне. И, если Вы уже посещали с ним зоопарк, а сделать это никогда не поздно - хоть вот в ближайшие выходные, то он, наверное, видел этих животных своими глазами, а, значит, ему будет интересно послушать о них еще и музыкальный рассказ. Ваш ребёнок только недавно взял в руки карандаши, и уже заинтересовался кистями и красками? Тогда тем более пора начинать - слушать и рисовать музыку. Именно этому и попытаются научить Ваше чадо авторы этой обучающей программы-теста.

Сначала немного поговорим об управлении и возможностях, которые Вам предоставляет программа. Все управление осуществляется с клавиатуры компьютера или мышью, с помощью кликов непосредственно на графические изображения символов в разделах программы, или на опции, вынесенные в ленту управления программой, расположенную внизу экрана. Какими клавишами осуществляется управление, Вы можете посмотреть, нажав клавишу F1. При нажатии этой клавиши на экран вызывается список управляющих клавиш программы по конкретным заданиям.


Главное меню программы, состоящее из нескольких опций, появляется на экране сразу после запуска программы.


Во время пользования программой возврат в главное меню осуществляется по клавише Esc с клавиатуры компьютера, или щелчком левой кнопке мыши на изображение тыквы на ленте управления программой, либо по нарисованной стрелке из тех опций программы, где отсутствует лента управления.

Кроме опций "Начало", "Выбрать эпизод" и "Музыкальная шкатулка", отвечающих за прослушивание музыкальной части программы, есть еще опция "Раскраска", выявляющая художественные способности и степень фантазии и воображения Вашего ребенка. Конечно же, присутствуют и обязательная короткая справка "О композиторе",


данные о творческом коллективе-создателе программы - "Об авторах" и "Настройки программы".

В "Настройках" Вы выставляете флажки наличия и регулировки уровня голоса за кадром, музыкального фона и эффектов.


Устанавливаете флажки для выполнения заданий. Либо выполнение заданий самой программой, либо переход к следующему заданию без выполнения предыдущего, а также возможность сохранения и печати картинки задания.

Несколько слов о том, чем отличаются друг от друга опции, занимающиеся музыкальным образованием. Нажимаете "Начать" и перед Вами на экране, на чистом листе бумаги под изысканно красивую музыку Камиля Сен-Санса прошествует гордый царь зверей - лев, проскачет длинноногая австралийская кенгуру, вихрем пронесется быстрая пугливая антилопа. А вместе с набегающей волной на берег выползут морские черепахи,


...и изящный лебедь тихо проскользит по спокойной глади воды.


На протяжении исполнения всех четырнадцати музыкальных фрагментов, входящих в "Карнавал животных", голос за кадром поведает Вам, о чем хотел рассказать Вам своей музыкой композитор, а сменяющиеся друг за другом на экране картинки и анимационные ролики проиллюстрируют этот рассказ.

Вы можете прервать прослушивание музыкальной темы в любом месте и перейти к следующей теме, нажав нужную клавишу на клавиатуре, или щелкнув на соответствующий управляющий элемент программы - изображение "расплюснутой" птички внизу экрана. Изображение поющей птицы - выход в таблицу настройки программы, а птичье гнездо - переход непосредственно в опцию "Музыкальная шкатулка".

Выбрав в главном меню опцию "Выбрать эпизод", Вы получаете список названий всех музыкальных фрагментов, входящих в "Карнавал животных". Это, как я уже упоминала, четырнадцать тем, описывающих "людей и зверей", и финальная часть произведения. Здесь Вы выбираете конкретную музыкальную тему. Вы слушаете музыку, навеянную этим животным, как его представлял сам композитор, слушаете объяснения за кадром и смотрите рисунки животных,


предложенные Вам авторами программы. Один и тот же фрагмент можете повторять столько раз, сколько захотите, пока Вы не будете уверены, что Вы настолько хорошо помните все музыкальные фрагменты произведения и его финальную часть, что можете приступить к выполнению Задания, представленного в этой же опции.

Большая часть вопросов предложенного Задания, так или иначе, связана с прослушанным Вами произведением "Карнавал животных". Например, из предложенных музыкальных отрывков, прослушанных Вами, Вы должны определить, какой принадлежит Сен-Сансу. Музыкальный стиль каждого композитора так же неповторим, как и манера письма присуща определенному живописцу. Вы же не путаете полотна Гогена и Моне, а пейзажи Левитана не спутаешь с пейзажами, написанными Поленовым или Саврасовым. Думаю, что и здесь Вы без труда узнаете музыку, написанную Сен-Сансом.

Вопросы по изучаемому произведению могут быть представлены и в "музыкально-изобразительном" виде, например, из представленных на рисунках царей зверей, выберите того, который, на Ваш взгляд, мог вдохновить композитора на сочинение музыкального фрагмента "Королевский марш".


Или, наоборот, прослушав музыкальную тему, укажите на картинку с изображением животного, соответствующего ей. И тогда Вы без труда сможете "собрать" из отдельных музыкальных фрагментов, помещая их в определенном порядке, все произведение.


А, научившись понимать, какое настроение передает музыка, Вы сразу ответите, какими линиями можно изобразить тот или другой музыкальный фрагмент,


...то есть научитесь очень интересному делу - рисовать музыку. Но не все задания связаны с музыкой. "Музыкальные" вопросы перемежаются вопросами на сообразительность и наблюдательность. Даже самые маленькие дети смогут ответить, чему радуется кошка, изображенная на картинке, или, какие из животных, сидящих на дереве, забрались туда по ошибке.


А, приглядевшись внимательно, Вы конечно определите, кто из человечков спрятался под маской, и, какая зверюшка сидит под какой шляпой. Я уверена, что Ваши дети с большим удовольствием будут складывать из разрозненных фрагментов картинки


...и решать задачку про зоопарк, размещая животных по клеткам и помогая сторожам.

Как Вы, наверное, помните, чтобы ознакомиться с клавишами управления, действующими для каждой опции, надо нажать F1, чтобы получить на экране список клавиш управления. Если Вы работаете с мышью, то Вам нужно обратить внимание на изображения символов управления заданием, расположенных в колонку на левой части экрана. Эти символы дают Вам возможность прослушать повторно вопрос задания, если Вы по какой-то причине не поняли его с первого раза, заново начать отвечать на вопрос, если Вы сбились или ошиблись при выставлении галочки в ответе на вопрос. Вы можете получить подсказку в виде картинки или голосового замечания.

Вы можете пробовать сами выполнить задания или, обратившись к настройкам, заставить программу делать это за Вас, или просто просматривать вопросы задание, переходя от одного вопроса к другому, считая, что ответ на предыдущий вопрос уже получен. Если Ваш компьютер "укомплектован" соответствующей техникой, то Вы можете сохранить и напечатать картинку задания.

В опции "Музыкальная шкатулка" ничто не помешает Вам наслаждаться музыкой Сен-Санса: ни закадровый голос, ни картинки, изображающие зверей, птиц, рыб. Только музыка. Причем, прослушивание Вы можете начинать с любой музыкальной темы, которую вы выберете в появившемся списке названий музыкальных фрагментов.

И еще один раздел программы, который, несомненно, привлечет Ваше внимание - раскраска.


Вот уж действительно - сочетание приятного с полезным! Что может быть интереснее, чем, слушая красивую музыку, раскрашивать нарисованные художником черно-белые рисунки,


...или создавать свои собственные шедевры,


используя кисти и краски. Программа дает Вам возможность в процессе рисования одним щелчком менять размер кисточек, цвет, с которым Вы работаете, заливать общий фон, сохраняя или закрашивая, предварительно нанесенный черный контур рисунка. И, выполняя функцию ластика по краске, вы можете убрать только что неудачно нанесенный мазок, щелкнув на изображение стрелки отмены действия, - или передумать и вернуть мазок краски назад на рисунок.

Инструменты, которыми Вы будете работать: кисти, пипетка, заливочная емкость, индикаторы текущего цвета и черного контура рисунка, сведены в таблицу в левой части экрана. Здесь же, щелкнув на изображение белого прямоугольника в верхней части таблицы, Вы "положите" на экран чистый лист бумаги для Вашего творчества. При "выкладывании" следующего чистого листа, по запросу программы, Вы либо сохраняете созданный ранее шедевр, либо нет, если замысел не удалось успешно претворить в жизнь.
Если Вы сохранили свой рисунок, то он автоматически займет место в ряду миниатюр в галереи рисунков.
Краски, необходимые Вам для работы, и палитра, где Вы можете разместить созданную Вами путем экспериментального смешивания краску необходимого Вам оттенка, размещаются в правой части экрана.

Внизу экрана, непосредственно под листом, на котором Вы творите, расположены "управленческие" символы: выход в главное меню, распечатка Вашего шедевра, уничтожение неудавшегося полотна - дабы не краснеть перед потомками, выбор в галерее рисунка для раскрашивания, увеличение его, просмотр картин, находящихся в галереи.

Если Вы устали рисовать на экране компьютера, то вы всегда можете, напечатать любую миниатюру, раскрасить ее "живьем" - настоящими карандашами и красками. А так как, фантазия у всех разная - своя, то, слушая одну и ту же музыку, раскрасить одну и ту же картинку можно совершенно по-разному. И если Вашему ребенку надоело рисовать одному, то можно пригласить друзей, поиграть в игру "Нарисуй музыку, как Вы ее слышите". Думаю, эта игра должна понравиться детям.

Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать Вам об этой новой программе. И еще. Авторы предлагают эту образовательную программу для детей от четырех до десяти лет. О верхней возрастной границе скажу только - никогда не поздно. И лучше поздно, чем - никогда. А вот о нижней... Мне кажется, что трехлетний ребёнок может, и не запомнит наизусть все звучащие музыкальные темы, и не сможет скомпоновать все произведение из музыкальных эпизодов самостоятельно, но некоторые задания он выполнить в состоянии. Он вполне может на слух отличить кудахтанье кур от птичьей разноголосицы, резвящихся рыбок от поступи слона, и абсолютно точно ответит, почему улыбается кошка


...и что, ни пингвину, ни осьминогу, нет места на ветке дерева. И, мне кажется, не надо лишать его этого. Ну, уж хуже от этого точно не будет. Приятного путешествия в мир музыки!

Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.

Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.

Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.

"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".

Описание слайда:

1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -

большая зоологическая фантазия

Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.

Задачи урока:

1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока

Слайд 1, 2

«Музыка»

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

хотя бы день, полдня? Хотя бы час?

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество её, - творим!

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.

Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.

Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.

    Работа по теме урока

Слайд 3

Камиль Сен-Санс (1835-1921)

Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Слайд 4, 5

Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

Музыка

Слайд 6

В этой сюите увидите сами

Ноты живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и лететь,

Ползать и плавать кусать и хватать.

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались?

Животные.

Давайте вспомним, что такое сюита?

Музыкальное справочное бюро:

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.

За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.

"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…

Слайд 7

    Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);

Слайд 8
2
. “Курицы и петух” (смехотворно назойливые птичьи крики; курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце );

Слайд 9
3.
“Антилопы” (главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.

Могут прыгать высоко,
Бегать быстро, далеко,
А крученые рога
Испугают вмиг врага!

Слайд 10
4.
“Черепахи” (музыкальная ирония над медлительностью);

Слайд 11
5.
“Слоны” (– а здесь над тяжеловесностью);

Слайд 12
6.
“Кенгуру” (опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);

Слайд 13

7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).

Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).

Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.

История создания

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника . Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель , кларнетист Шарль Тюрбан , контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер .

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа . В других исполнениях в разное время участвовали Габриэль Пьерне , Альфред Корто , Альфредо Казелла (фортепиано), Марен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь » для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

«Карнавал животных» наполнен юмором , иногда переходящим в сатиру - в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя , в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» - А. Майкапар о «Карнавале животных»

Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.

Инструментальный состав

Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем, однако впоследствии его нередко играли даже оркестром , увеличивая количество струнных инструментов. Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.

  • Стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте)

Музыка

Le Carnaval des Animaux de Camille Saint-Saëns (1886)
Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980
Помощь по воспроизведению

«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:

Примечания

Библиография

  • Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. - М.: Советский композитор, 1970
  • Sabina Teller Ratner Camille Saint-Saëns, 1835-1921: a thematic catalogue of his complete works, Volume 2. - Oxford University Press, 2002. - С. 185―192.

Ссылки

  • «Карнавал животных» в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карнавал животных" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Лебедь (значения). Лебедь Le Cygne Композитор Камиль Сен Санс Тональность G major Темп andantino grazioso, 6/4 Дата и место сочинения … Википедия

    - (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия

    - (Saint Saëns) (1835 1921), французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Член Института Франции (1881). Один из организаторов Национального музыкального общества (1871). Концертировал как пианист и дирижёр. 12 опер, в том числе… … Энциклопедический словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Рубинский Константин Сергеевич родился в 1976 году в Челябинске. С 1988 года стипендиат Детского фонда и Фонда культуры. С 1990 года стипендиат Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена». Лауреат первого Всероссийского детского… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кафлин. Джон Кафлин … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубинский. Константин Рубинский Константин Рубинский, фото Дамира Хабирова … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантазия (значения). Фантазия 2000 англ. Fantasia 2000 … Википедия

    Сен-Санс К. - CEH CAHC (Saint Saëns) Камиль (9.10.1835, Париж, – 16.12.1921, Алжир), франц. композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Член Ин та Франции (1881). Окончил Парижскую консерваторию (у H. A. Ребера и Ф. Галеви). С. С. создал мн.… … Балет. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Крутой (значения). Игорь Яковлевич Крутой Основная информация … Википедия




Top