Какой чацкий горе от ума. Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание, биография героя

Александр Чацкий – первый персонаж в русской литературе, осмелившийся в открытую конфликтовать с высшим обществом. Примечательно, что это единственный положительный герой пьесы «Горе от ума». Для создания образа автор позаимствовал амплуа «злого умника» у своего литературного кумира .

История создания

вошла в программу школьного образования не зря – писатель создал произведение с новыми веяниями в литературе. В стихотворной пьесе вместе с традиционными чертами классицизма поселились романтизм и реализм, и эта смесь подарила творению славу новаторской комедии.

К тому же автор нещадно избавился от идеи трех единств, оставив только единство места и времени, наделив творение двумя сюжетами: линия любви соседствует с конфликтом с обществом. Плюс ко всему, произошла небывалая вещь – в конце произведения нравственные ценности не побеждают над пороками.

Работа над пьесой стартовала, когда писатель жил в Тифлисе – на дворе стоял 1820 год. Здесь родились первые два акта, основанные на воспоминаниях Жени Греховой, подруги детства Грибоедова. А за образец автор взял комедию Мольера «Мизантроп», в которой главный герой так же, как и Чацкий, обличает несовершенства общества. Спустя три года писатель с головой погрузился в светскую жизни Москвы, чтобы лучше узнать, прочувствовать изнутри современные нравы дворянского общества.


Произведение трижды переименовывалось. Сначала Александр Сергеевич нарек его «Горе уму», затем «Горе не от ума», и только перед самым окончанием работы пьеса обрела название «Горе от ума». В 1825 году комедия была готова, но цензура ее не пощадила, вырвав часть эпизодов. Впрочем, до театра литературный труд тоже не дошел.

Пьеса Грибоедова разошлась в виде копий среди читающей публики еще годом ранее, «без купюр» ее с восторгом приняли в кругах декабристов. Впервые официально увидела свет после смерти писателя, а без цензуры печатать «Горе от ума» разрешил только в 1862 году.

Биография и сюжет

Рано осиротевший Александр Чацкий воспитывался в семье Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Опекун дал мальчику прекрасное образование, но так и не сумел привить собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший юноша поселился отдельно, продолжая, впрочем, часто бывать в гостях у Фамусовых – между Чацким и дочерью Павла Афанасьевича Софьей еще в детстве вспыхнули пылкие чувства.


Главный герой мечтал предложить возлюбленной руку и сердце, но однажды ему вдруг наскучила столичная жизнь, и он отправился в путешествие по миру. Причем не удосужился оповестить о планах любимую девушку, пропав на три года. По возвращении на родину Чацкого ждало разочарование – Софья завела нового возлюбленного в лице отцовского секретаря Молчалина. Молодой человек сначала об этом даже не догадывался, но на первой же светской встрече в особняке Фамусовых узнал правду и посчитал поступок предательством.


Персонаж произносит пространные монологи, в которых обличает пороки московского общества, задевая почти всех действующих лиц пьесы. Язвительная критика поведения хозяев дома и гостей из уст Чацкого раздражает Софью, и девушка пустила слух о том, что он не в своем уме. Все действо произведения занимает один вечер, во время которого Софья также узнает, что Молчалин просто пользуется ее вниманием, чтобы остаться в доме и получить путевку в богатую жизнь – о любви нет и речи.


Александр горько посмеялся над возлюбленной, над своей слепотой, над теми, кто объединен с Фамусовым мировоззрением. И, признав, что в этом обществе трудно не лишиться рассудка, покинул дом опекуна.

Образ

Благородный, гордый, верный своему мнению и слову – такова характеристика главного героя грибоедовской пьесы. Александр Чацкий поражает прямолинейностью, и в то же время покоряет презрительным отношением к жестокости дворян и крепостному праву. Вооружен умом и знаниями, которые позволяют видеть проблемы в управлении страной, а также в русской культуре, ведь насаждение ценностей других государств приведет к катастрофе. Молодой человек самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками, которые царят в обществе. Персонаж – лишний человек в жизни высшего света, где процветают ложь и подлость.


Автор комедии «Горе от ума» сохранил в ней принципы классицизма – использовал говорящие фамилии. Значение имени главного героя красноречиво передает его характер и роль в пьесе. Александр означает защитник людей, а Чацким молодой человек стал от слова «чадит» – пугает окружающих непонятными взглядами, нарушает привычный уклад жизни, а заодно пребывает в чаду собственных разочарований и эмоций.


Ученикам, изучающим «Горе от ума» на школьных уроках литературы, обязательно приходится искать ответ на тему: кто же Чацкий – победитель или побежденный? Вопрос непростой, ведь герой отказался доказывать свою правоту и покинул авансцену. Грибоедов сделал персонаж, конечно же, победителем, которому удалось противостоять соблазну уподобиться алчным, высокомерным, завистливым людям. Герой остался самим собой.

Дебютировала пьеса «Горе от ума» в Петербургском театре в начале 1831 года. В дальнейшем произведение пережило множество постановок как на родине, так и за рубежом. В российском кино Александра Чацкого сыграли такие известные актеры, как Михаил Царев, .


В архивах Москвы хранятся около 300 списков (копий) пьесы Александра Грибоедова. И до сих пор исследователи собирают их для того, чтобы полностью восстановить картину нетленного произведения, ведь копии не были оригиналами творения – писатель раздавал размноженные рукописи по мере работы над произведением.

Первым, кто познакомился с пьесой, стал . Грибоедов лично читал труд баснописцу, и в конце тот изрек:

«Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Под псевдонимом Александр Чацкий прячется молодой начинающий поэт Саша Васев. Недавно написанное стихотворение «Удачная охота» гуляет по просторам интернета и собирает кучу положительных отзывов.

Цитаты

«Горе от ума» вошло в список самых цитируемых русских произведений. , прочитав пьесу, предрек:

«Половина стихов должна войти в пословицу».

Как в воду глядел. Например, цитату Чацкого:

«Карету мне, карету!»

знает каждый россиянин. И уж тем более фразу:

«Дым Отечества нам сладок и приятен!»

Впрочем, персонаж Грибоедова подарил стране еще много крылатых выражений.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
«Свежо предание, а верится с трудом».
«И все-таки я вас без памяти люблю».
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
«Дома новы, но предрассудки стары».
«Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног».

Образ Чацкого в «Горе от ума»

Фамусовскому обществу, твёрдо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей общественное самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века-это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии). Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед, Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.
Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.
Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.
1. Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются
столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха - века лести и спеси».
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
2. Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,-говорит он. Он защищает право служить просвещению страны путём научной работы, литературы, искусства, хоти и сознаёт, как это трудно в условиях самодержавно-крепостнического
строя:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: - разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!!
Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник».
3. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему.народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам.
Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Он высокого мнения о русском народе. Называет его «умным» и «бодрым», то есть жизнерадостным.
4. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценность человека видит в его личных достоинствах.
5. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение аристократического общества, страшнее всего - «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признаёт за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?»
6. Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.
С большой полнотой и чёткостью духовные качества Чацкого выявляются в его языке: в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить.
Речь Чацкого - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека.
По своему словарному составу речь Чацкого богата и разнообразна. Он может выразить любое понятие и чувство, дать меткую характеристику любому человеку и затронуть разные стороны жизни. Мы встречаем у него и народные слова (давеча, впрямь, пуще, чай), и выражения, свойственные только русскому языку: «ни на волос любви», «она не ставит в грош его», «да полно вздор молоть» и другие. Чацкий, как и декабристы, ценит
национальную культуру: в его речи много старинных слов (вече, перст, вперит ум, алчущий познаний и т. п.). Иностранные слова он употребляет в том случае, если для выражения нужного понятия нет соответствующего русского слова: климат, провинция, параллель и т. п.
Чацкий строит свою речь в синтаксическом отношении разнообразно. Как оратор он широко пользуется периодической речью. Как литератор он приводит в своей речи цитаты из художественных произведений. В его словах:
Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен! -
последняя строка представляет собой слегка изменённый стих Державина:
Мила нам добра весть о нашей стороне;
Отечества и дым нам сладок и приятен.
(«Арфа», 1798.)
Ум Чацкого сказывается в широком применении им метких афоризмов, то есть кратких изречений-характеристик: «Свежо предание, а верится с трудом», «Блажен, кто верует: тепло ему на свете», «Дома новы, но предрассудки стары» и т. п. Чацкий умеет дать сжатые, но меткие характеристики людям: «Низкопоклонник и делец» (Молчалин), «Созвездие манёвров и мазурки» (Скалозуб), «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?»
Тон речи Чацкого всегда отчётливо выражает его душевное состояние. Радостно взволнованный встречей с Софьей, он «оживлён и говорлив». Его остроты над москвичами в этот момент добродушны, речь его, обращённая к Софье, дышит лиризмом. В дальнейшем, по мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого всё больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Александр Андреевич Чацкий - главный персонаж в пьесе "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца - Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова - Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого - Алексея Степановича Молчалина - и называла бывшие отношения с Александром "детскими шалостями". Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и "Молчалин". Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий - это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий - это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам - ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс

    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях

  • Анализ рассказа Шукшина Калина красная

    Произведение является одним из самых колоритных в творчестве писателя и повествует о жизни простых деревенских людей с их самобытными и неимоверно сложными судьбами.

  • Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

    Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

    В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

    Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

    Противоречия в характере Чацкого

    Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
    Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

    Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

    Своеобразие мировоззрения героя

    Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

    Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

    Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

    Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

    В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

    Чувства и особенности внутренних переживаний героя

    При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

    Значение образа Чацкого

    К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

    Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

    Тест по произведению

    О «Горе от ума» можно смело говорить, что произведение А.С.Грибоедова, относится к перечню лучших творений отечественной драматической литературы.

    Невзирая на обособленность временного отрезка, описанного в произведении, эта пьеса не теряет своих позиций в настоящее время, а приобретает все большую актуальность в современном обществе. Произведение наполнено изобилием проблем, ярких и запоминающихся характеров, несет в себе неисчерпаемую моральную ценность.

    Грибоедовская пьеса богата содержанием, при этом в ней отсутствуют пустые разговоры и бессмысленные явления, которые могли бы быть обделены вниманием читателя. Язык пьесы «Горе от ума» был отделан и разработан таким образом, чтоб в конечном итоге произведение представляло собой совершенную идею. Грибоедов с особым мастерством ставит речь своим героям, максимально соответствующую их характерам.

    Характеристика героя

    Главным героем пьесы является Чацкий Александр Андреевич. Именно его образ символизирует единственный положительный характер в комедии.

    Молодой человек, оставшийся сиротой ещё в раннем возрасте, получил придворное домашнее фамусовское воспитание. Несмотря на то, что покровитель дал Чацкому сумел дать Чацкому достойное образование, однако привить ему собственное мировоззрение Фамусову не удалось. Будучи уже взрослым, образованным человеком, Чацкий вышел из фамусовского дома и начал жить отдельно. Вследствие чего, он решил бросить военную службу, но и не предпочёл чиновничью службу.

    Софья, прелестная взрослая дочь Павла Афанасьевича, состояла в дружеских отношениях с Чацким, но со временем эта дружба переросла в совершенно другие чувства - в любовь. Александр Андреевич продолжал искренне восхищаться Софьей, и в скором времени хотел сыграть с ней свадьбу. Однако как человек эмоциональный, деятельный и любознательный, Чацкий ощущает угнетение скуки в Москве, поэтому он решает отправиться в путешествие, чтобы увидеть мир. Уезжает он на целых три года, а о своём отъезде Софью не только не предупреждает, но и на протяжении всего этого впереди не пишет ей ни единого письма. Вернувшись, Чацкий осознает, что любви Софьи к нему, как и не было, да и помимо этого у неё уже появился новый возлюбленный - Молчалин. Александр Андреевич бесконечно разочарован в бывшей возлюбленной и до глубины души поражен её предательством.

    Гордость, благородность, готовность высказать своё мнение и умение его аргументировать - именно эти определения детально характеризуют Чацкого как человека. Он не живет прошлым, а вовсе наоборот. Негативное отношение к помещичьей жестокости и крепостному праву движет его желанием бороться за справедливость в обществе, он стремится быть полезным для народа. Потому Чацкому невыносимо пребывать в фамусовском, обделённом нравственностью, обществе. И он осознает, что не найти ему места среди всех живущих во лжи и лицемерии.

    Образ героя в произведении

    Автором пьесы показана непримиримость столкновения Чацкого с обществом Фамусова. Чацкий, в силу своего высокого развития, не понимает, какие морали, идеалы, принципы преследуют представители фамусовского общества. Герой не кривит душой, а говорит о своих взглядах прямо, за что и окажется осужденным.

    В конечном же итоге, Чацкий, оставшийся непринятым и не понятым в кругах фамусовского общества, отвергнутый любовью всей своей жизни, фактически сбегает из Москвы, он покидает это место и, на первый взгляд, складывается однозначное впечатление, что финал для главного героя трагичен. Однако, размышляя над этим, назревает вывод, что Чацкий побеждён лишь количеством мнений и неприемлемых взглядов, а не их сущностью. Со стороны общества он действительно потерпел поражение, но тот факт, что с духовной, моральной стороны Чацкий несомненно одержал победу над Фамусовым и его окружением, остается неоспоримым.

    Герой смог внести сумасшедший переполох в это общество. А суметь с достоинством доказать индивидуальность и защитить свою личность, у которой сформировано мнение и взгляд на каждое проявление жизни, аргументированно преподнести свое несогласие, открыто высказав взгляды на существующий жизненный устой - это и есть подлинная победа нравственности. И не случайно героя называют сумасшедшим. И вправду, неужели хоть кто-то смог бы возразить в фамусовском кругу? Никто, только сумасшедший.

    Действительно, Чацкому нелегко осознавать, что его не поняли, потому что дом Фамусова для него все так же дорог и значим. Он вынужден покинуть эти места, так как приспособление никак не присуще для Чацкого. Он идет другой дорогой - дорогой чести. Герой никогда не сумеет принять фальшивые чувства и эмоции.



    
    Top