Картины мориса. Морис Утрилло: сын своей матери

Почему люди пьют алкоголь? Вопрос, конечно, интересный. Цивилизация знакома с горячительными напитками около 6 тысяч лет, то есть люди пили практически всегда. И на сегодняшний день многие «дружат» с алкоголем. Каждый человек пьет спиртное по-разному, кто-то - каждый день кружку пива, кто-то - вечером бокал вина, а кто-то вообще начнет с утра и закончит на вечеринке или просто так.

Зачем люди пьют? Ни один праздник не обходится без спиртных напитков. Традиция выпивать по праздникам идет издревле. Но кто-то может остановиться и сказать себе «стоп», а у кого-то не хватает силы воли. Ко второму варианту относятся слабые люди, которые запивают свое горе, проблемы алкоголем. Эта привычка свойственна больше мужчинам, чем женщинам. Также алкоголь могут начать принимать, чтобы запить свою пустоту, например, после смерти близкого человека, либо когда человек не может найти себе работу, и ему кажется, что в жизни все потеряно.

Почему начинают пить мужчины?

Мужчины могут начать пить по разным причинам, но ни одну из них нельзя назвать оправданием. Есть множество мужчин, употребляющих спиртное ежедневно. Некоторые из них могут выглядеть здоровыми, но на самом деле они даже не подозревают, к чему приведет прикладывание к бутылке.

Существуют внутренние и внешние причины алкоголизма мужчины. К внешним психология относит следующее:

  1. Эгоизм. Любой мужчина, идя после работы домой, может подумать: «А не выпить ли пивка?». И сразу же покупает себе бутылку пива, не подозревая, что, подчиняясь минутной слабости, он наносит вред самому себе.
  2. Большой коллектив. Порой, думая, что для поддержания дружеских отношений с коллективом нельзя отказаться от совместного похода в бар, мужчина позволяет себе выпить лишнего. Но такие дружеские отношения до добра не доведут, и в итоге мужчина все равно останется один.
  3. Выдуманные обстоятельства. Порой мужчины накручивают себя и начинают пить из-за недостатка во внешности или в интимной сфере. Некоторые из-за того, что не повезло с женой, карьерой. Но это всего лишь причина выпить лишнюю бутылку и пожалеть себя любимого.
  4. Слабость. Слабость человека в отказе от алкоголя. Поначалу он выпивает понемногу, думая, что это не повредит и что он сможет остановиться, когда захочет. Но со временем он начинает злоупотреблять и остановиться уже не может. В таких случаях нужно вовремя понять, что ты болен, и обратиться к наркологу.

Внутренние:

  1. Расслабление. Напряженный в работе или других обстоятельствах, мужчина начинает искать способ снять напряжение. И в этом ему помогает спиртное.
  2. Ревность. Ревность к жене напрягает мужчину еще больше. Так же как и в первом варианте, он начинает пить для того, чтобы расслабится и забыть о заботах.
  3. Недостаток счастья. Любой мужчина нуждается в женском внимании. Если же такого внимания у мужчины нет, то эту пустоту он заполняет алкоголем.
  4. Грусть. Также мужчина может пить от одиночества, скуки, проблем.

Почему начинаю пить женщины?

Когда женщина начинает пить, ее начинают осуждать больше, чем мужчину. Причиной алкоголизма может стать несчастная жизнь, проблемы с семьей, детьми и многое другое. Стресс либо трагедия могут подтолкнуть женщину к спиртному. Ведь это самый простой способ на время уйти от всех проблем. Конечно, не все женщины могут пьянствовать, слабовольные женщины поддаются алкоголю в большей степени, чем дамы с сильной силой воли.

От женского алкоголизма страдают семья и дети. Дети, родившиеся от матери-алкоголички, в будущем тоже могут стать алкоголиками. Также часто у пьющих женщин рождаются больные дети. Конечно же, когда жена начинает пить, не каждый муж поможет ей справиться с алкоголем, кто то может просто бросить и уйти жить своей жизнью.

Пять основных причин, почему люди начинают пить

  1. Алкогольная зависимость отсутствует у людей, которые пьют в первый раз или пьют за компанию в маленьких дозах и очень редко.
  2. Человек, пьющий несколько раз в месяц. Человек начинает пить за компанию, а в последующие разы пытается повторить эти ощущения. Алкоголизм у таких людей отсутствует либо выражен не так сильно.
  3. Если человек пьет регулярно по выходным, это уже признак алкоголизма. Это уже психологическая зависимость человека, при которой человек привык пить каждую неделю в выходные.
  4. У человека, пьющего каждый день, организм уже отравлен, и он употребляет алкоголь, чтобы снять неприятные ощущения. Думая, что он делает себе легче, он губит себя еще больше.
  5. У человека, который постоянно находится в пьяном состоянии, нарушена работа всего организма.

Отсутствие духовности, нравственности, каких-либо увлечений ведет человека к алкоголю.

То, почему человек пьет алкоголь, психология, социология, медицина и другие науки выясняют уже довольно давно. Мотивов множество, причины бывают разные, многое зависит от конкретной ситуации. Зачастую обыватели спрашивают: «Почему умные люди пьют алкоголь?» Ведь всем известно, что это вредно, а последствия разрушительны для организма в целом, для мозга в частности. И все же ничего не останавливает человека, решившего «принять на душу». Так почему человек пьет много алкоголя? Как это объяснить?

Риторика или ответ есть?

Иные считают, что страсть к спиртным напиткам и ее причины - это гораздо больше философский вопрос, нежели реально требующий изучения аспект социальной жизни. Почему люди живут? Почему светит солнце? Почему человек пьет алкоголь каждый день? Впрочем, с точки зрения психиатрии, а также специфического ее раздела, занимающегося прицельно алкоголизмом, ответ на этот вопрос известен давно.

Наиболее частый случай - это следование традициям. Редко празднование обходится без бутылки вина или чего-нибудь покрепче. Да и религиозные обряды в своей основной массе отправляются с применением алкогольных напитков. Даже рождение нового человека встречают в нашей стране водкой, с ней же провожают усопшего в последний путь. Даже странно: почему человек пьет алкоголь и не пьянеет на таком празднике? Впрочем, просто есть счастливчики, знающие свою меру, а также те, чей организм обладает повышенной стойкостью к токсическому воздействию спирта.

Культура и обычаи

Почему человек начинает пить алкоголь? Зачастую причина в сложившихся правилах быта, в особенностях окружающего нас сообщества. Это так называемая псевдокультура: считается модным выпивать в кругу друзей в подростковом возрасте, да и молодежь проще принимает в свой узкий круг тех, с кем можно вместе «принять на душу». Попытка стать частью небольшого социума, утвердиться в нем нередко становится причиной серьезного отравления. Причины, почему люди пьют алкоголь в таких группах, разнообразны. Как говорят некоторые, зачастую так собираются люди, которые просто не знают, чем себя развлечь, как еще отдохнуть от обыденности повседневной жизни.

Нередко выпивают в наши дни даже школьники. Многие делают это в надежде быть принятыми в компанию приятелей постарше. Впрочем, и во взрослых сообществах такая стратегия поведения встречается довольно часто. Причины, почему люди пьют алкоголь с коллегами - попытка сблизиться, что может отразиться на карьере, зарплате. Другой вариант - более близкое знакомство, позволяющее (иногда) даже завести семью. А вот показать свою любовь к дорогим коктейлям в модном клубе - это попытка причаститься к светскому образу жизни.

А если попробовать новое?

В психологии причины, почему люди пьют алкоголь, делятся на несколько категорий, и одна из довольно часто встречающихся - это экспериментальная мотивировка. Большинство наших соотечественников на всю жизнь запоминает свой первый алкогольный опыт. Обычно это сопровождается страхом, возбуждением, любопытством. Подобные чувства характерны человеку в любом возрасте, они провоцируют выработку в организме специфических веществ, и такие ситуации нашей нервной системой оцениваются как приятные. Это стимулирует экспериментировать снова и снова, постоянно с чем-то непознанным.

Если одни расширяют свою область экспериментов - это могут быть разные виды деятельности, то другие идут вглубь. Однажды поняв, что эксперименты с алкоголем могут вызвать любопытные эмоции, они ищут новых впечатлений в этой сфере, пробуя иные напитки, другие дозы, концентрации и смеси. В некоторой степени подобное любопытство свойственно всем нам, но важно уметь ограничить свои стремления к непознанному рамками разумного. Кстати говоря, во многом именно благодаря стремлению попробовать новое человечество узнало об алкогольных коктейлях и создало много интересных рецептов.

Гедонисты снова в моде

О том, почему люди пьют алкоголь, психологи могут говорить долго. Доподлинно известно, что многие считают спиртные напитки вкусными, особенно в форме коктейлей. При совмещении горячительного и некоторых блюд продукты приобретают своеобразные оттенки вкуса, что высоко ценится любителями. Одновременно с этим приходит ощущение эйфории, раз за разом притягивающее к бокалу.

Субмиссия и спиртное

О том, почему люди пьют алкоголь, хорошо знают люди с довольно слабой волей и низким уровнем самостоятельности. Едва они оказываются в компании, где принято выпивать, то не могут устоять и присоединяются коллективу даже вопреки собственному желанию. Аргументация обычно простая: откажешься - поймут неправильно, возникнут конфликты, недоразумения. Чтобы избежать их, лучше согласиться, не перечить большинству. Люди боятся ощущать себя не такими, как окружающие, чтобы не быть изгнанными.

Представительское пьянство - еще одна причина, почему люди пьют алкоголь. Этот термин предполагает употребление спиртных напитков в кругу коллег. В настоящее время оно приобретает просто колоссальный размах - практически в любой фирме регулярно организуют вечеринки, корпоративы. Без горячительного такие не обходятся. Деловой ужин или праздничный банкет всегда сопровождается бутылкой вина или несколькими, а постепенно многие переходят и на что-то покрепче. Впрочем, не обязательно создавать такую атмосферу: даже после тяжелого рабочего дня на строительстве, ремонте, укладке дороги коллеги собираются, чтобы немного выпить и тем самым разбавить однообразные тяжелые будни. Так и получается: почему люди пьют алкоголь - потому что оказались в окружении, способствующем выработке привычки.

Стимуляция и самообман

Содержащие спирт напитки - один из методов стимуляции. Их употребление расслабляет, раскрепощает, человеку становится проще открыть себя, избавиться от барьеров. Это упрощает заведение новых знакомств и укрепление уже сложившихся контактов. Особенно актуально это, если кто-то хочет познакомиться с представителем противоположного пола, но смелости не хватает. Бокал-другой - и можно в бой! Зачастую под влиянием алкоголя также повышаться сексуальная активность.

Впрочем, необходимо понимать, что у всего есть обратная сторона монеты. Под влиянием этих самых бокалов на желанную (желанного) представительницу противоположного пола можно произвести вовсе не положительное, а глубоко отрицательное впечатление. Разочарование стимулирует «залить горе», что приводит к постепенному погружению в пьянство все глубже и глубже.

Алкоголь - лекарство от всех болячек

Это мнение глубоко ошибочное, но в народных массах вера в него укрепилась уже очень и очень давно. Если человек по роду свой деятельности часто сталкивается с нервными, сложными, стрессовыми ситуациями, ему говорят, что лучше всего расслабиться можно, выпив немного алкогольного напитка. Многие «принимают на душу» вечером, перед сном, в рамках борьбы с бессонницей. Иные убеждены, что бокал вина - это профилактическая мера против сердечных, сосудистых заболеваний. А уж если началась простуда! Тут всякий скажет, что нужно «опрокинуть рюмашку», и с утра кто угодно будет как новый. Да только вот в реальности проверять этот рецепт на себе не стоит - лучше довериться специальным медикаментам. Пользы от них намного больше, а вреда не будет, чего не сказать о крепких спиртных напитках.

Глубже и глубже

Иные алкоголь применяют в рамках борьбы с депрессией. Это один из самых часто встречающихся случаев, когда периодическое пьянство превращается во вполне уверенный хронический алкоголизм. Пить нельзя, особенно просто так, а если в жизни сложилась тяжелая ситуация, нужно искать из нее выход, а не «заливать горе». В противном случае каждое утро будет сопровождаться еще большим комом бед, а «вишенкой на торте» будет похмелье с головной болью.

Последствия: к чему быть готовым

Наиболее неприятный итог постоянного употребления алкогольных напитков - синдром отмены. Многие даже не знают о его существовании! Конечно, врачи временами организуют познавательные беседы с пациентами из группы риска, но к ним в большинстве своем люди, особенно среднего и взрослого возраста, не прислушиваются, а молодежь и вовсе игнорирует такие мероприятия.

В классическом случае прием алкоголя сопровождается головной болью, похмельем, пониженной работоспособностью, апатией. На следующий день после «принятия на душу» человек чувствует себя разбитым, не способным практически ни на что. В таком состоянии хотя бы раз в жизни был практически любой наш соотечественник, поэтому хорошо известно, что уже через день-другой неприятные симптомы остаются в прошлом. Но фактически, как говорят врачи, последствия намного глубже и продолжительнее, так как каждый очередной бокал или рюмка наносит непоправимый вред центральной нервной системе. Действительно, от небольшого количества алкоголя и ущерб невелик, но, когда дни складываются в недели, а те - в месяцы и годы, суммарно накапливается внушительная доза повреждений.

Симптомы отвыкания

При длительном (пусть даже относительно небольшом) потреблении алкоголя, следом за которым следует период полного воздержания, человек вынужден бороться с растущим чувством тревожности. Многие отмечают беспокойство без очевидной причины, спазмы в груди и болевой синдром. Длительность таких проявлений - от полугода до года. Зачастую отказ от алкоголя сопровождается подавленностью, депрессией и повышенной раздражительностью, необъяснимым напряжением. Многие пациенты жалеют себя, другие утверждают, что ощущают - их жизнь пошла неправильно.

Столкнувшись с симптомами отвыкания, многие возвращаются к заветной бутылке, лишь бы избавиться от такого подавленного психического состояния. При этом люди обычно не задумываются, что причина синдрома как раз в продолжительном приеме алкогольных напитков. Фактически больной сам обманывает себя, что приводит к нарастанию негативных проявлений. Каждый очередной срыв при попытке бросить пить - это прибавка к периоду продолжительности синдрома отмены. А вот если выдержать хотя бы год, высока вероятность, что в будущем срывов больше уже не будет, так как неприятные проявления периода отвыкания исчерпают себя со временем.

Эпизодические атаки

В период отказа от алкоголя необходимо быть готовым к тому, что симптомы синдрома отмены появляются неожиданно, обрушиваются «как снег на голову», а потом также внезапно пропадают. Длительность такой атаки обычно варьируется от нескольких часов до полных суток. Важно уметь отличать реальные чувства от спровоцированных отказом от алкогольных напитков.

Вместе с влиянием на психику отказ от алкоголя важен и для физического состояния. Полностью предупредить возникновение такого синдрома невозможно, но при осознании самого факта симптомов переносить их будет легче, проще. Если человек понимает, что он столкнулся с временным состоянием, спровоцированным отказом от алкогольного напитка, у него хватает сил переждать тяжелый период и затем снова жить полной жизнью. Впрочем, нужно понимать, что последствия приема алкоголя зачастую очень и очень «долгоиграющие». Эти напитки токсичны для человеческого организма, и продукты метаболизма могут накапливаться в тканях. Кроме того, алкоголь разрушительно действует на печень, приводит к формированию атеросклеротических бляшек и может провоцировать другие заболевания, в том числе опасные для жизни патологии. Даже после полного отказа от «горячительных» напитков последствия еще долго будут накладывать ограничения на жизнь человека, если он хочет быть активным и здоровым.

В декабре этого года исполнится 130 лет со дня рождения одного из самых известных художников-пейзажистов ХХ века Мориса Утрилло (1883–1955)

В декабре этого года исполнится 130 лет со дня рождения одного из самых известных художников-пейзажистов ХХ века Мориса Утрилло (1883–1955). Париж писали многие художники; но большинство их видели Город как явление, как сплетение улиц и зданий, мостов и набережных, базилик и бульваров, рассветов и дождей, влюбленных и клошаров. Утрилло же был живописцем улицы, дороги, переулка, дома - писал, так сказать, не толпу, но лицо в толпе - каждый раз новое, отстраненно интересное и живое.

Будущий художник появился на свет на первый день после Рождества, 26 декабря 1883 года, став своеобразным подарком для своей семнадцатилетней матери Марии-Клементины Валадон, в прошлом цирковой акробатки, а ко времени рождения сына - известной натурщицы и подающей надежды художницы. Мария-Клементина (в будущем - Сюзанна) Валадон была довольно популярна в артистических кругах Парижа. Она позировала Ренуару, Тулуз-Лотреку, Пюви де Шаванну и, конечно, Эдгару Дега, у которого даже брала уроки живописи. Возможно, эта ее популярность и стала причиной того, что настоящее имя отца Мориса так и осталось неизвестно (среди предполагаемых отцов числились тот же Пюви де Шаванн, Ренуар, а также некий художник Боасси). В апреле 1891 года номинальный отец у сына Валадон появился: семилетнего Мориса усыновил испанский художник и художественный критик Мигель Утрилло-и-Молинс. Сделал он это, скорее всего, из-за хорошего отношения к его матери, но больше никакого участия в жизни Мориса не принимал.

Довольно забавную версию этого усыновления, рассказанную Диего Риверой, оставила американская собирательница Рут Баквин: «После рождения Мориса Сюзанна Валадон пришла к Ренуару, которому она позировала за 9 месяцев до этого. Ренуар посмотрел на ребенка и сказал: “Он не может быть моим, его цвет ужасен!” Затем она пошла к Дега, которому тоже позировала в то время. Он сказал: “Он не может быть моим, его форма ужасна!” В кафе Валадон увидела знакомого художника Мигеля Утрилло и все это ему рассказала. Мигель ответил, что она может дать ребенку фамилию Утрилло: “Это честь для меня - дать свое имя работе Ренуара или Дега!”».

Морис, чьим воспитанием занималась практически только его бабушка, рос нервным и вспыльчивым ребенком - прогуливал школу и часто попадал в неприятности. Спокойствия в дом не добавлял и его ранний алкоголизм. По одной из версий, чтобы успокоить маленького Мориса, бабушка с самого раннего детства давала ему вино, по другой - подростка угощали выпивкой попутчики, с которыми он ездил из пригорода Парижа (семья поселилась там в 1896 году, когда Сюзанна Валадон вышла замуж за юриста Поля Муси) до своей школы на Монмартре.

Морис попросту спивался, и в 1900 году отчим забрал его из учебного заведения и устроил на работу, рассчитывая, что труд и строгий рабочий график не позволят Морису так много пить. Однако работа не помогала. В 18 лет Морис впервые попал в клинику с приступом белой горячки. Одной из рекомендаций врачей для приведения его в адекватное состояние было занятие живописью. Сюзанна Валадон, желая спасти своего сына и отвлечь его от пагубной привычки, начала учить его всему, что знала сама. Так Морис Утрилло попал в мир искусства.

Его первые опыты в живописи относятся к 1902 году; в это же время он поселился в доме отчима и матери в Монманьи. Начинал Утрилло с набросков карандашом, а спустя некоторое время стал писать маслом. Уже осенью 1903-го он работал на пленэре - писал виды, открывавшиеся с родительского крыльца, а также пейзажи окрестных поселков, Монманьи и Пьерефитта. 1904–1906 (1907) годы в творчестве Утрилло сегодня называют «ранним (Монманьиским) периодом». Сюзанна Валадон предложила своему сыну довольно странную палитру, состоявшую лишь из пяти красок: белил, двух оттенков желтого, киновари и розовой марены. Это оказалось очень кстати и для расстроенных нервов, и для будущей творческой манеры Мориса: он не привык к самоограничениям, но был поставлен в жесткие рамки извне - и с ними пришлось считаться. Переработав некоторые приемы Писсарро и Сислея (вертикально выстроенный пейзаж, прямые, острые мазки, лаконичный колорит) он пришел к почти графичной манере, с прямыми линиями домов и улиц, прозрачным воздухом и уплощенной перспективой - и эта манера уже была его собственной.

В 1906 году Морис - видимо, желая утвердиться в собственной художественной самостоятельности - начал подписывать свои работы фамилией Утрилло, отказавшись от материнской фамилии (прежде он подписывался Морис Валадон, Морис Утрилло В. или М. У. Валадон ).

В 1907 году мать и отчим расстались, и Морис вновь оказался на Монмартре. С этих пор Париж, и особенно Монмартр, стали главной темой его творчества. В Париже художник пережил краткий период импрессионизма (1907–1908). В это время он искал ракурсы, композиции, которые наилучшим образом передавали бы жизнь его словно застывших во времени улиц. В это время он много работал темными, насыщенными оттенками зеленого, коричневого, которых раньше не было в его палитре, писал кистью и мастихином - широкими, быстрыми мазками.


В 1909 году Утрилло с успехом показал свои картины на Салоне. С этого времени он больше не работал на пленэре - теперь Утрилло писал Париж и Монмартр, и в основном по фотографиям и открыткам. Окончательно сложилась и характерная композиция его работ - узкая улица или дорога, уходящая к линии горизонта, в средоточие уплощенных линий построек и домов. Художник отказался от сложной формы, сводил, где возможно, образы к простым геометрическим силуэтам и прямым линиям, перенося изображение на холст с помощью линейки и циркуля. Многие критики того времени находили такую манеру живописи излишне упрощенной и сухой, но с годами она почти не менялась, что не мешало его работам находить все новых поклонников и завоевывать известность. К 1910 году его палитра стала заметно светлее; к нему пришла известность, его признала критика. В 1913-м с большим успехом прошла его первая персональная выставка.


Все эти первые достижения относятся к 1909–1914 годам, периоду, который в творчестве Утрилло принято называть «белым» - по характерному преобладанию в палитре белого цвета и его оттенков: белесыми выглядят небо и дороги, белой штукатуркой покрыты стены домов; белым светом исходит пустота его города и улиц, на которых практически не ощущается и следа человеческого присутствия.

Цветовой минимализм, вероятно, потребовал от художника уравновесить его фактурностью - и Утрилло стал добавлять в масло песок, клей, известь, накладывать на холст кусочки мха и бумаги.


В 1914 году «белый период» сменился «цветным», который доминировал в творчестве Утрилло следующие два десятка лет. Палитра Утрилло в эти годы расцвела яркими красками, которые он теперь накладывал более тонкими, прозрачными и широкими мазками. Поэтому закономерно, что линия в его работах стала более графичной, а перспектива и горизонт, выстроенные ею, - чуть ли не математически выверенными. Еще одним важным новшеством в живописи этого времени было появление в пейзаже человеческих фигур - пусть пока в качестве стаффажа, но с ними возникло время, которому ранее доступ в картины Утрилло был закрыт. Все, что было вневременным, вдруг оказалось сегодняшним, живым. Париж «цветного периода» отмечал праздники, был украшен флагами, яркими полотнищами и афишами; в нем росли цветы на балконах, зеленели деревья, свежо блестел снег на крышах и мостовых. Обновленные городские виды Утрилло оказались более простыми и понятными для восприятия; многим они нравились, а их автор становился все более популярным и во Франции, и - к 1920-м - за ее пределами.


В 1925 году появилась первая монография, посвященная творчеству художника, - «Гуаши Утрилло», написанная знаменитым искусствоведом Андре Сальмоном.

Персональные выставки Утрилло, проходящие в Париже, Лионе, Брюсселе, пользовались большим успехом. 11 декабря 1925 года в Лондоне состоялась премьера балета Джорджа Баланчина «Барабо» в постановке труппы «Русского балета», костюмы и декорации для которого Утрилло выполнил по заказу Сергея Дягилева. В 1929 году правительство Франции наградило художника орденом Почётного легиона.

В 1935 году Утрилло женился на Люси Повель, бывшей актрисе, вдове бельгийского банкира. Она быстро взяла в свои руки контроль над делами мужа, освободив, таким образом, от этой ответственности 69-летнюю мать художника. В скором времени пара купила особняк в пригороде Парижа, подальше от городских соблазнов, не оставлявших Мориса на протяжении всей жизни.

За изменениями в жизни последовали и изменения в манере художника - смягчились линии, стала свободнее композиция, появились яркие, иногда даже пламенеющие краски. Начался, как принято его определять, «поздний период» в творчестве художника, который продлился до самой его смерти 5 ноября 1955 года. Неизменным остался лишь образ довоенного Парижа, прежде всего Монмартра, каким он был перед Первой мировой войной.

В 1937 году прошли персональные выставки Утрилло в США, затем в Англии, Германии и Швейцарии. В 1950 году была устроена ретроспектива его работ в Венеции. В «Комеди Франсез» состоялась премьера оперы Гюстава Шарпантье «Луиза» в декорациях и костюмах Мориса Утрилло.

Всего из-под кисти Утрилло вышло более тысячи произведений. Очень популярные у публики, его картины быстро стали и предметом коллекционирования людей состоятельных, и тем, чем с радостью был готов украсить комнату народ попроще, - словом, спрос был огромен. Но часто поклонники и просто дельцы, пользуясь тягой художника к алкоголю, обменивали холсты на бутылки с вином. Известны также малоформатные работы, которые Утрилло писал прямо в питейных заведениях в качестве платы за выпивку, - их в свое время называли «Утрилло из бистро».

Родные - сначала мать и отчим, потом жена - как могли, боролись с его склонностью к пьянству. Большую часть своей жизни Утрилло провел под жестким контролем людей со стороны (что не мешало ему время от времени все-таки добираться до бутылки). Известный бытописатель Парижа первой половины ХХ века Франсис Карко в своей книге «От Монмартра до Латинского квартала» вспоминает даже некоего «папашу Г.», который контролировал быт Мориса до самых мелочей, приводил ему клиентов, проверяя, чтобы они не приносили ему выпивку, а взамен имел приоритетное право на все написанные Утрилло картины.

Одним из самых известных собирателей картин Утрилло был Поль Петридес (Paul Petrides) - галерист, представитель «междувоенного» поколения торговцев живописью. С 1935 года Петридес имел исключительное право на продажу работ Утрилло, а взамен платил семье художника фиксированную сумму за одну работу еженедельно. Выглядели эти еженедельные визиты Петридеса в дом Утрилло приблизительно так (в изложении LCR - участницы форума AI):

«К 5–6 часам пополудни Утрилло просыпался и начинал расхаживать по дому, пытаясь получить стакан вина на кухне. Люси старалась убедить его взяться за работу. Тогда по всему дому раздавался хриплый голос страдающего Утрилло:

Он меня достал! Господи, как он меня достал!

А-а-а, это он про меня говорит, - лучезарно улыбался Петридес, развалившийся в кресле.

В конце концов часам к семи Петридес терял терпение и поднимался в мастерскую, где Утрилло стоял у мольберта с палитрой в руках и копировал по фотографии свою старую работу с тоской во взгляде.

Мэтр, мэтр, - обращался к нему Петридес, - поторопимся!

Ворча сквозь зубы, Утрилло заканчивал выписывать белые дома, разрушенные двадцать лет назад.

Стены! - командовал Петридес.

Художник наносил на холст слой белой краски.

Утрилло послушно прибавлял несколько горизонтальных линий.

Теперь подпись!

Подписывать работы занимало больше времени, художник усердно прописывал свое имя: .

Как только работа была подписана, Петридес хватал еще совсем сырой холст и бежал спрятать его в багажнике своей машины. Вернувшись, он отдавал Люси 80 000 франков. Комедия была окончена - до следующего воскресенья».

На основе коллекции Петридиса 30 ноября 2010 года аукционный дом Artcurial провел торги «30 работ Мориса Утрилло». С аукциона было продано 100 % лотов на общую сумму 5 522 209 евро.

Вообще, работы Утрилло довольно часто появляются в каталогах различных аукционов - и крупных, Sotheby’s и Christie’s, и небольших домов по всему миру, даже в Японии. За последние несколько десятилетий он выставлялся на открытые торги почти три с половиной тысячи раз, в том числе около двух тысяч раз продавались живописные произведения и около тысячи раз в каталогах появлялась графика.


В наследии Утрилло рынок больше всего ценит работы 1910-х годов, т. е. «белого периода»: в первой десятке самых дорогих полотен Утрилло таких работ 8. Самые высокие аукционные результаты его полотен были показаны в 1990-х. Так, рекордную для художника сумму 7 300 000 франков (1 277 500 долларов) заплатили за работу «Кафе Турель на Монмартре» (1911) на торгах Artcurial 19 июня 1990 года. Второе место среди самых дорогих произведений принадлежит виду знаменитого парижского кафе «Проворный кролик» (1910), проданному на торгах Christie"s в Лондоне 25 июня 1990 года за 600 310 фунтов (1 026 678 долларов). Третью строчку в этом списке занимает большеформатный холст «Сакре-Кёр, Монмартр» (ок. 1953), за который 15 мая 1990 года на аукционе Christie’s (Нью-Йорк) за 900 000 долларов.

Очередной всплеск интереса к художнику был отмечен в середине 2000-х. 9 мая 2007 года на торгах дома Sotheby’s за 936 000 долларов продана работа «Трущобы Монмартра» (ок 1931) - рекордный результат для работ Утрилло на Sotheby"s за последние 10 лет. Рекорд для 2000-х на Christie"s - 679 500 долларов - был поставлен 3 ноября 2004 года: именно с таким результатом закончились торги по лоту 56 - картине «Старые мельницы Монмартра и ферма Дебре» (1923).


Из более свежих результатов можно вспомнить ширму, расписанную Утрилло и проданную с аукциона «30 работ Мориса Утрилло» 30 ноября 2010 года за 835 540 евро (1 102 327 долларов).

По данным artprice.com, 100 долларов, условно инвестированные в работы (суммарно в живопись и графику) Утрилло в 1999 году, к марту 2013-го превратились бы в 125 долларов. Рост небольшой, и резких ценовых подъемов тоже не наблюдается, но, что важнее, нет и откровенных провалов, т. е. рынок работ Утрилло можно считать довольно стабильным.

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Французский живописец-пейзажист Морис Утрилло (1883-1955).

Морис Утрилло (Maurice Utrillo) - французский живописец, мастер городского пейзажа, увидевший город глазами одинокого художника. Главной и единственной темой творчества был Париж, окраинные районы Монмартра.

Импрессионистическая манера передачи света и воздуха была художнику неинтересна, гораздо больше его привлекала ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становилась уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане - преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым.


Abbesses Square at Montmartre, 1931

В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упростил реальные формы, обобщая контуры, он свел очертания предметов к их основе; одним движением кисти создавал ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски казались ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавлял в с песок, гипс, клей, использовал известь, накладывал кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносил ее на холст ножом, разглаживал пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.


В картинах Утрилло сюжет трактуется традиционно, без искажений и трансформаций, характерных для современной живописи, и в то же время художнику удается достичь очень личной интонации и поэтической выразительности. В его ранних произведениях палитра достаточно темная, мрачная и тяжелая; позднее (в 1912-1915) она заметно светлеет. Во второй половине 1910-х годов художник все чаще обращается к архитектурным пейзажам. Живописная манера Утрилло широкая и мягкая, мазок открыт и выразителен, а колористическая гамма способствует передаче лирического настроения. Особенно знамениты выполненные им виды улиц и домов Парижа.


Bievre, Bourg-la-Reine (Hauts-de-Seine), 1938-40

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ.

В 1908-1910 годах любимой темой художника, к этому времени вполне сформировавшегося, стал Собор Парижской Богоматери. К изображению собора Утрилло неоднократно возвращался и впоследствии, однако картины именно этих лет, где собор предстал как целостный величественный образ, подавляющий человека, специалисты считают наиболее сильными. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Мориса Утрилло.


Notre-Dame, 1910



Notre-Dame de Clignantcourt, 1912.



The Cathedral of Chartres (Eure-et-Loire), 1912-14



The Church Notre-Damm de Bonne-Esperance, (Montbrison, Loire), 1928

МОНМАРТР.

Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра - древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид.
Для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910-х годов (и до глубокой старости) стал главной темой творчества. Картины его скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».


Saint-Pierre Square at Montmartre, 1908



Orchampt Street in Montmartre, 1910



Thatched Houses on Montmartre, 1912



Boulevard Carnot at Noyon, 1914

В 1909 работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913 году, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники - настоящие любители живописи (например, Октав Мирбо).


Custine Street at Monmartre, 1909



Montmartre, 1909



Marcadet Street at Montmartre, 1910-12



Passage Cottin, Montmartre, 1922

«БЕЛЫЙ ПЕРИОД»

К 1910-м годам относиться начало так называемого «белого периода» в творчестве Мориса Утрилло. Этот период, продолжавшийся до начала Первой мировой войны (Great War), характеризуется преобладанием в картинах разнообразных оттенков белого цвета, переходящего то в пепельный, то в серебристый, то снова в молочный, серый или золотистый тона.
С помощью наиболее полюбившихся цветов - белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака - художнику удавалось создавать не только удивительно насыщенную цветовую гамму, но и передавать безмолвное обаяние безлюдных улочек Монмартра, закованных в брусчатые мостовые. Впечатление вымершего города часто дополнялось чахлыми деревьями и плотно закрытыми домами, что вызывает щемящее чувство одиночества и бесприютности, столь характерное не только для ощущений самого художника, но и вообще для горожан 20 века.
В 1950 году на одном из парижских аукционов американский миллионер заплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» восемь миллионов франков - сенсационная сумма, не удивившая, однако, самого художника, к этому времени его картины ценились дороже полотен Клода Моне и Эдгара Дега.


Paris, View of Saint Pierre-Square, 1908



Philippe-de-Girard Street at Paris, 1919



Paris Street, 1914



The Cabaret of Belle Gabrielle, 1914



Sacre-Coeur de Montmartre and Rue du Chevalier De La Barre, 1936

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и другие. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник писал город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работал также акварелью и гуашью, пробовал свои силы в технике литографии.

Слава художника начала расти, регулярно устраивались его выставки, публиковались монографии. Вместе с семьей он стал жить в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги).

В 1926 году Морис Утрилло по заказу русского театрального и художественного деятеля Сергея Павловича Дягилева сделал эскизы декораций и костюмов для балета Джорджа Баланчина «Барабо», поставленного в Париже в театре Сары Бернар.


The Eiffel`s Tower under Snow, 1933

Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становились все однообразнее и монотоннее. Ловкие копииста легко подделывали их и заполняли рынок многочисленными фальшивками. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование - плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло - сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

В 1935 году Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его художественные работы. События Второй мировой войны (World War II) практически не изменили упорядоченной, спокойной жизни художника.
В 1951 году состоялась премьера кинофильма «Трагическая жизнь Мориса Утрилло». А художник, продолжая жить прошлым, даже в день своей смерти начал писать пейзаж монмартровской улицы Корто.




Top