Когда пленные опять тронулись пьер оглянулся назад. На болезнь плакаться — Бог смерти не даст (отрывок из книги)

Однако возвращение к жизни и нахождение «согласия с самим собой» (так поразившее Пьера в солдатах батареи Раевского) осуществляется именно после «ужаса казни», в период страданий и лишений. Выходу за пределы обособленной личной жизни и обретению искомой внутренней свободы во многом способствует встреча Пьера с Платоном Каратаевым. Каратаев - не столько олицетворение покорности и смирения, сколько толстовский идеал «простоты и правды», идеал полного растворения в «общей жизни», уничтожающего страх смерти и пробуждающего всю силу жизненности человека. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь.

Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал» (12, 51). Отсюда - проявление в нем «внутреннего человека» в его абсолютном виде и уникальная одаренность «знанием сердечным». Именно в период общения с Каратаевым Пьером и ставится под сомнение «знание разумное», не давшее ему в его прошедшем согласия с самим собой.

«Пути мысли» (12, 97) Толстой противопоставляет в «Войне и мире» знание «неразумное» (т. е. рационально необъяснимое), путь ощущений, нравственное чувство, таящее в себе способность разграничения добра и зла, и предваряет этим одну из главных тем «Анны Карениной» и философского трактата «Исповедь».

Несомненная реальность добра «общей жизни» стала практически очевидной для Пьера в условиях полного подчинения необходимости (плена). Но причастность к «общей жизни» еще не давала гарантий полного «растворения» в ней. С обретением внешней свободы «общая жизнь» переходит у Пьера в область «знания», хранимого как самое дорогое воспоминание. Вопрос - как «войти в эту общую жизнь всем существом», - который встал перед Пьером после Бородина, был по существу главным и в жизни самого Толстого.

Решение этого вопроса кардинально изменило его жизненный путь на грани 70–80-х гг. и определило характер того нравственного учения, борьбе за которое была отдана вся жизнь Толстого после выхода «Исповеди» (1882).

Полная внутренняя свобода, по Толстому, в реальной жизни недостижима. Ее возможность устраняется действием разнонаправленных человеческих воль, предопределяющих неизбежность духовных катастроф. Но именно в эти периоды «жизнь души» выходит из обычных рамок «нормы», рушатся стереотипы восприятия, стремительно возрастает интенсивность духовного самотворчества личности.

«Говорят: несчастия, страдания, - произносит Пьер, перебирая воспоминания прошедшего. - Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться чем ты был до плена, или сначала пережить все это?

Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки - все пропало: а тут только начинается новое, хорошее» (12, 222). Сюжет «катастрофы» как неизбежного следствия постоянной борьбы «добра» и «зла», «внутреннего человека» и «внешнего» трактуется в «Войне и мире» как начало «очищающее», приводящее личность к более глубокому постижению жизни. «Искусство <…> имеет законы, - писал Толстой в черновиках „Войны и мира“.

И если я художник, и если Кутузов изображен мной хорошо, то это не потому, что мне так захотелось (я тут не при чем), а потому что фигура эта имеет условия художественные, а другие нет <…> На что много любителей Наполеона, а не один поэт еще не сделал из него образа; и никогда не сделает» (15, 242). Если для Кутузова первостепенно то, что в душах других, то для Наполеона - «что в его душе» (11, 23). Если для Кутузова добро и зло - в мнении народном, то для Наполеона - в мнении его собственном: «…

в его понятии все то, что́ он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что́ хорошо и дурно, но потому, что он делал это» (11, 29). Он не мог отречься от всего им содеянного, восхваляемого половиною света, и потому вынужден был отречься от правды и добра. «Внутренний человек» в Кутузове озабочен прежде всего тем, чтобы дать совокупной народной душе возможность максимальной свободы действий, постоянно ощущать ее и руководить ею, насколько это в его власти. «Внешний человек» в Наполеоне, «предназначенном провидением» на печальную, несвободную роль «палача народов», уверяет себя, что целью его поступков является благо народа и что все в мире зависит только от его воли. Наполеон дал Бородинское сражение, Кутузов его принял.

Русские в итоге сражения приблизились к «погибели» Москвы, французы - к «погибели» всей армии. Но вместе с тем впервые за всю историю наполеоновских войн личный произвол Наполеона разбился о волю народа: на его армию «была наложена рука сильнейшего духом противника» (11, 262). «Странность» русской кампании, в которой за два месяца не было выиграно ни одного сражения, не были взяты ни знамена, ни пушки, ни корпуса войск, начала ощущаться Наполеоном уже после взятия Смоленска. В Бородинском сражении им так же, как и всегда, отдаются приказы. Но они оказываются либо осуществленными, либо запоздавшими - и одинаково ненужными.

Долголетний военный опыт настойчиво говорит Наполеону, что сражение, не выигранное атакующими в течение восьми часов, проиграно. И в первый раз в этот день вид поля сражения побеждает его «душевную силу», в которой он видел свое величие: его произвол породил горы трупов, но не изменил течения истории. «Он с болезненною тоской ожидал конца того дела, которому он считал себя причастным, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго» (11, 257).

Личная воля Кутузова подчинена той «общей жизни», которая воспринимается Пьером на батарее Раевского как некое откровение и подарок судьбы. Кутузов соглашается или не соглашается с тем, что ему предлагают, всматривается в выражение лиц, доносивших ему о ходе сражения, вслушивается в тон их речи. Растущая в нем уверенность в нравственной победе русского войска передается многотысячной армии, поддерживает дух народа - «главный нерв войны» (11, 248) - и дает возможность отдать приказ о будущем наступлении. Бородинским сражением отрицается произвол как движущая сила истории, но отнюдь не устраняется значимость личности, прозревающей смысл совершающихся явлений и сообразующей с ними свои действи. После нравственной победы русского войска при Бородине по воле Кутузова оставляется без сражения Москва.

Внешняя нелогичность этого решения вызывает активнейшее сопротивление почти всего военного руководства, не сломившее воли Кутузова. Он сохраняет русскую армию, и, допуская французов в уже пустую Москву, одерживает «бескровную» победу над наполеоновским войском, превращающимся в массе своей в огромную толпу мародеров. Однако прозрение «высших законов», т. е.

понимание «общей жизни» и подчинение ей личной воли, - дар, обретаемый ценою огромных душевных затрат, - ощущается «слабыми» душами (и «безучастной силой») как недозволенное отступление от общепринятой нормы. «…Труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 12-м году» (12, 183). И между тем: «В 12-м и 13-м годах, - подчеркивает Толстой, - Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им <…

> Такова <…> судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые постигая волю Провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов» (12, 182–183). Спор Толстого в трактовке исторической роли Кутузова почти со всею русской и европейской историографией был очень резким по своему характеру. Такие ситуации в толстовских полемиках бывали не раз.

Так, например, ожесточенная борьба возникла между писателем и официальной церковью в 80–90-е гг. Результатом активного и напряженного изучения Толстым богословской литературы и учения церкви явилось признание в Христе земной личности, олицетворявшей наивысший идеал «общей жизни» и «внутреннего человека» во всей его чистоте и силе. Официальная церковь являлась, по мнению Толстого, собирательным «внешним человеком», искажавшим учение Христа и строившим утилитарное царство бездуховности на крови «внутреннего человека», прозревшего высшие нравственные законы.

(Районный семинар директоров школ ЯР)

Сложноподчиненное предложение.

Совершенствование пунктуационных навыков и умений.

Цель урока

Задачи образовательные:

Развивающие:

2.Продолжить развитие правильной монологической речи учащихся, умение давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.

Воспитывающие:

Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, тестирование; объяснение домашнего задания.

Тип урока:

Вид урока: комбинированный.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация «Сложноподчиненное предложение» , тренажеры «Фонетика», « Подготовка к ЕГЭ А 25; В 6. СПП»

ХОД УРОКА

Оргмомент. Открыть тетради и записать число, классная работа.

Проверка домашнего задания . (ССП) 2 человека у доски.

Языковая разминка . Все учащиеся: повторение темы «А 1». Презентация.

Графический диктант. 1 ученик у доски: расставить ударения балова ть, го спитали, догово р, досу г, зави дно, кварта л, обеспе чение, облегчи ть, упрости ть, шофе ры, экспе рт, столя р, жалюзи .

Введение в тему урока. Сконструировать сложное предложение. Составить схему. Объяснить её.

Туман рассеялся. Мы вышли к реке.

Сформулировать тему сегодняшнего урока. «СПП…..»

ЦЕЛЬ. Сегодня на уроке, мы должны систематизировать свои знания об основных группах СПП; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.

Актуализация знаний учащихся по теме. Фронтальный опрос. Презентация (1 – 9)

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Приведите примеры из домашнего упражнения.

Из каких частей состоит СПП?

Чем связывается придаточное предложение с главным?

Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять

перед главной (...), [...].
после главной [...],(...).
в середине главной [... ,(...), ...].

Конструирование предложений . Записывают 3 предложения и составляют схемы.

По 1 ученику у доски. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

Берег, где остановилась машина, был низкий, илистый.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Сделать вывод.

В русском языке очень много СПП с несколькими придаточными. Сегодня на уроке мы рассмотрим несколько примеров, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях.

Работа у доски по 2 человека. Задание на карточках. Составьте схемы сложноподчиненных предложений (предложения разделены на части)

Князь Василий устроил для себя это назначение с тем,

чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, в имениях будущего зятя, молодого графа Безухова, чтобы женить сына Анатоля на дочери богатого старика Болконского.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.

Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему – то приказанию в середине дела, но батарея, продолжая стрелять, не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх никем не защищённых пушек.

ОДНОВРЕМЕННО. РАБОТА В ПАРАХ (на листах)

Всем существом своим Кутузов чувствовал, что страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг свои силы, должен был быть смертельным.

Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.

Задания для комплексного анализа текста.

Видео просмотр «Война и мир» «Бал»

1.Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль.

2. Ответьте на вопрос: «Какие чувства испытывают литературные персонажи?».

3. Определите стиль речи.
4. Выпишите из текста СПП. Укажите вид придаточных предложений. Составьте схемы этих предложений.

Подведение итогов урока. Рефлексия . Сегодня на уроке мы: вспомнили... узнали... выполнили...

Выполнение теста «Светофор» - красный-желтый-зеленый.

Тренажер.

Домашнее задание. Индивидуальное на карточках. Обучающиеся сами выбирают задание, в соответствии со степенью усвоения материала (на «5», «4», «3»)

Самоанализ урока

Самоанализ урока

Тема урока

Данный урок проводился в 10 классе. В классе обучается 9 человек. С учащимися этого коллектива работаю 4 год.

Тема урока . Сложноподчиненное предложение. Совершенствование пунктуационных навыков и умений.

Цель урока

Цель урока : формирование умения систематизировать знания об основных группах сложноподчиненных предложений.

Какие образовательные, развивающие и воспитательные задачи достигались на уроке?

Какова их взаимосвязь?

Образовательные:

Систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»;

Анализ предложений.

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2.Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.

Воспитывающие :

1. Воспитывать у обучающихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.

2. Воспитывать умение слушать отвечающих.

Специфика урока.

Место данного урока в теме, разделе.

Специфика урока. В ходе урока частично применялась технология РКМЧП.

Данный урок является 4 по счету в теме « 6. Синтаксис и пунктуация ». При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст, ограниченное время занятия.

Тип урока: обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний.

Вид урока: комбинированный.

Как учитывались возможности обучающихся при планировании урока

Цели урока ставились совместно с обучающимися. Использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, парная работы.

Структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока

Организационная структура урока: Проверка Д/З; Актуализация знаний(цифровой диктант); Систематизация знаний по теме СПП;

Этап 1 Вызов

Этап 2 Осмысление(анализ текста)

Этап 3 Рефлексия

Обобщение; Дом/задание

Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, написание творческой работы).

Обоснование выбора методов обучения и их сочетание

На данном занятии реализовывались важные для современного урока русского языка подходы :

    Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, рецензия.

    Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, работа со словарями.

    Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста

Как отбирались для урока формы обучения

Формы работы : самостоятельная работа, работа в паре.

Методы: частично – поисковый использован в работе по редактированию предложений, работе с текстом. Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

Необходимость дифференцированного подхода к обучению на уроке.

Как он был реализован.

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы в роли корректора, практической работы.

Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи. Некоторые обучающиеся работали по индивидуальной схеме (выполнение тестовой работы на ноутбуках)

Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

За счет чего обеспечивалась работоспособность обучающихся в течение всего урока

Учебная работа на уроке была разнообразна: Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

Каким образом предупреждались перегрузки обучающихся в течение всего урока

Темп работы был несколько ускоренный, но учащиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Применялась здоровьесберегающая технология (смена поз, смена видов деятельности)

Достигнуты ли поставленные цели

Цель урока реализовывалась ч ерез работу с текстом, нахождение языковых средств, которые использовал автор. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в паре учит работать в коллективе.

Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, рецензирование, работа в паре).

Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы, при частичном комплексном анализе текста

Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока

Цель достигнута. План урока был выполнен полностью, много времени использовано для повторения теоретического материала (нужно было дифференцировать материал, отобрать самый сложный).

Много времени было дано ученикам на выполнение самостоятельной работы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Диапазо́н от др.-греч. διὰ πασῶν (χορδῶν) - через все (струны)

  • Диапазон - интервал значений какой-либо величины. Есть несколько различных знаков , которыми может быть обозначен диапазон при письме и печати.
    • Диапазон в музыке - охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента.
  • Диапазон в переносном значении - объём, охват: знаний, интересов и т.п.

Динамический диапазон :

  • Динамический диапазон (техника) - характеристика устройства или системы, предназначенной для преобразования, передачи или хранения некой величины (мощности, силы, напряжения, звукового давления), представляющая логарифм отношения максимального и минимального возможных значений величины входного параметра устройства (системы).
  • Динамический диапазон в фотографии , HDRI , High Dynamic Range Imaging - комплекс методов получения, хранения и обработки изображений расширенного динамического диапазона.
    • Динамический диапазон фотоматериала , Фотографическая широта - характеристика светочувствительного материала (фотоплёнки, передающей телевизионной трубки, матрицы), а также фотографического процесса в целом в фотографии, телевидении и кино.
  • Динамический диапазон (игры) , High Dynamic Range Rendering - комплекс методов рендеринга изображений в 3D графике, направленный на имитацию сцен с большим диапазоном яркости.
  • Динамический диапазон по компрессии - характеристика радиоприёмного устройства. Отношение точки однодецибельной компрессии к мощности собственных шумов приёмника.

См. также

  • Контраст - любая значимая или заметная разница, не обязательно измеряемая количественно. Контрастность - степень контраста, чаще всего выраженная количественно в виде безразмерной величины, отношения или логарифма отношений.
__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Диапазон"

Отрывок, характеризующий Диапазон

И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.


Top