Кого из писателей похоронили без головы. Правда ли, что Гоголя похоронили живым? Гоголь не уморил себя голодом, не сошел с ума, не умер от менингита

В мировой практике неоднократно встречаются случаи, когда медики устанавливали факт ложной смерти человека. Хорошо, если такой больной выйдет из состояния мнимой смерти до собственных похорон, но, по всей видимости, иногда в могилах оказываются живые люди... Так, например, при перезахоронении одного старого английского кладбища при вскрытии множества гробов в четырех из них были обнаружены скелеты, лежащие в неестественных позах, в которых их родственники в последний путь проводить никак не могли.

Известно, что Николай Васильевич Гоголь, страдавший приступами летаргического сна, боялся быть заживо погребенным. Учитывая, что летаргию от смерти бывает отличить очень трудно. Гоголь наказал своим знакомым похоронить его только тогда, когда появятся явные признаки разложения тела. Однако в мае 1931 года, когда в Москве было уничтожено кладбище Данилова монастыря, на котором и был похоронен великий писатель, при эксгумации присутствующие с ужасом обнаружили, что череп Гоголя был повернут набок.

Тем не менее летаргического сна в момент смерти не было, чему я нашёл документальные свидетельства, собирая материал для этой статьи исторического раздела http://www.forum-orion.com/viewforum.php?f=451 библиотеки форума. Почему же тогда при перезахоронении в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом?

Этот факт подвигнул Андрея Вознесенского на стихотворение:
Вскройте гроб и застыньте в снегу. Гоголь, скорчась, лежит на боку. Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.
А как же было на самом деле? В мае 1931 года в связи с ликвидацией части некрополя у Данилова монастыря состоялось перезахоронение Николая Васильевича Гоголя. На церемонии присутствовали многие литераторы: Всеволод Иванов, Юрий Олеша, Михаил Светлов и другие. Когда вскрыли гроб, всех поразила необычная для покойника поза.

Но оказалось, что в том нет ничего удивительного. Как объяснили специалисты, первыми обычно подгнивают боковые доски гроба. Они самые узкие и непрочные. Крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову погребенного, и та поворачивается набок на так называемом атлантовом позвонке. Профессионалы по эксгумации утверждают, что такую позу покойников они встречают довольно часто. Однако всем известная мнительность Николая Васильевича Гоголя, его вера в загробные таинства покрыла налетом загадочности не только его смерть, но и сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ». Гоголь в последние годы своей жизни сильно пал духом: не принимал знакомых, оставался по ночам один, много времени проводил в молитвах, плакал, постился, думал о смерти, старался оставаться в кресле, считая, что постель будет для него смертным одром.

Доцент Пермской медицинской академии М. И. Давидов, которого наши читатели знают по публикациям о ранениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, проанализировал 439 документов, изучая болезнь Гоголя.

Михаил Иванович, еще при жизни писателя по Москве ходили слухи, что он страдает "сумасшествием". У него была шизофрения, как утверждают отдельные исследователи?

Нет, шизофрении у Николая Васильевича не было. Но в течение последних 20 лет жизни он страдал, говоря языком современной медицины, маниакально-депрессивным психозом. При этом ни разу не осматривался психиатром, и о наличии у него психического заболевания врачи не догадывались, хотя близкие знакомые подозревали это. У писателя были периоды необычайно веселого настроения, так называемые гипомании. Они сменялись приступами жестокой тоски и апатии - депрессии.

Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные соматические (телесные) болезни. Больного осматривали ведущие медицинские светила России и Европы: Ф. И. Иноземцев, И. Е. Дядьковский, П. Круккенберг, И. Г. Копп, К. Г. Карус, И. Л. Шенлейн и другие. Выставлялись мифические диагнозы: "спастический колит", "катар кишок", "поражение нервов желудочной области", "нервическая болезнь" и так далее. Естественно, лечение этих мнимых болезней эффекта не давало.

До сих пор многие думают, что Гоголь умер воистину ужасно. У него якобы наступил летаргический сон, принятый окружающими за смерть. И он был похоронен заживо. А затем умер от недостатка кислорода в могиле.

Это не более, чем слухи, ничего общего не имеющие с действительностью. Но регулярно попадающие на страницы газет и журналов. В появлении этих слухов частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией - страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего.

Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване. Не случайно в "Выбранных местах из переписки с друзьями" он написал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения".

Гоголь был похоронен 24 февраля 1852 года на погосте Данилова монастыря в Москве, а 31 мая 1931 года прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

В периодической печати встречаются утверждения, что при эксгумации вроде бы обнаружилось, что обшивка гроба как будто вся исцарапана и изорвана. Тело писателя неестественно скручено. На этом и базируется версия, что Гоголь умер уже в гробу.
- Чтобы понять ее несостоятельность, достаточно вдуматься в следующий факт. Эксгумация проводилась спустя почти 80 лет после захоронения. При таких сроках от тела остаются лишь костные структуры, не связанные друг с другом. А гроб и обивка изменяются настолько, что определить какое-либо "исцарапывание изнутри" совершенно невозможно.
- Есть и такая точка зрения. Гоголь покончил с собой, приняв незадолго до смерти ртутный яд...
- Да, действительно, некоторые литературоведы считают, что приблизительно за две недели до смерти Николай Васильевич принял пилюлю каломеля. А поскольку писатель голодал, она не выводилась из желудка и действовала как сильный ртутный яд, вызвав смертельное отравление.

Но для православного, глубоко верующего человека, каким был Гоголь, любая попытка самоубийства была страшным грехом. Кроме того, одна пилюля каломеля - распространенного ртутьсодержащего лекарства того времени - не могла принести вреда. Суждение, что у голодающего человека препараты длительно задерживаются в желудке, ошибочно. Даже при голодании лекарства под влиянием сокращения стенок желудка и кишечника передвигаются по пищеварительному каналу, изменяясь под влиянием желудочного и кишечного соков. Наконец, у больного отсутствовали симптомы ртутного отравления.

Журналист Белышева выдвинула гипотезу, что писатель умер от брюшного типа, вспышка которого была в 1852 году в Москве. Именно от тифа умерла Екатерина Хомякова, которую во время болезни несколько раз навещал Гоголь.
- Возможность брюшного тифа у Гоголя обсуждалась на консилиуме, проведенном 20 февраля с участием шести известных московских докторов: профессоров А. И. Овера, А. Е. Эвениуса, И. В. Варвинского, С. И. Клименкова, врачей К. И Сокологорского и А. Т. Тарасенкова. Диагноз был категорически отвергнут, ибо признаков этого заболевания у Николая Васильевича действительно не было.
- К какому выводу пришел консилиум?
- Лечащий врач писателя А. И. Овер и профессор С. И. Клименков настояли на диагнозе "менингит" (воспаление мозговых оболочек). К этому мнению присоединились другие участники консилиума, за исключением опоздавшего Варвинского, который выставил диагноз "гастроэнтерит вследствие истощения". Однако объективных симптомов менингита у писателя не было: ни лихорадки, ни рвоты, ни напряжения затылочных мышц... Заключение консилиума оказалось ошибочным.
К тому моменту состояние писателя было уже тяжелым. Бросалось в глаза резко выраженное истощение и обезвоживание организма. Он находился в состоянии так называемого депрессивного ступора. Лежал на постели прямо в халате и сапогах. Отвернувшись лицом к стене, ни с кем не разговаривая, погруженным в себя, молча ожидая смерти. С ввалившимися щеками, запавшими глазами, тусклым взором, слабым ускоренным пульсом...
- Что же было причиной такого тяжелого состояния?
- Обострение его душевной болезни. Психотравмирующая ситуация - скоропостижная смерть Хомяковой в конце января - вызвала очередную депрессию. Жесточайшая тоска и уныние овладели Гоголем. Возникло острое нежелание жить, характерное для этой душевной болезни. Нечто подобное было у Гоголя в 1840, 1843, 1845 годах. Но тогда ему посчастливилось. Состояние депрессии самопроизвольно прошло.
С начала же февраля 1852 года Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил сон. Отказался от приема лекарств. Сжег практически готовый второй том "Мертвых душ". Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.
- Наука утверждает, что без пищи можно продержаться все 40 дней.
- Срок этот едва ли безоговорочно справедлив и для здоровых, крепких людей. Гоголь же был физически слабым, больным человеком. После перенесенного ранее малярийного энцефалита страдал булимией - патологически повышенным аппетитом. Много ел, преимущественно сытные мясные кушанья, но из-за обменных нарушений в организме совершенно не прибавлял в весе. До 1852 года посты он практически не соблюдал. А тут, кроме голодания, резко ограничил себя в жидкости. Что вместе с лишением пищи привело к развитию тяжелейшей алиментарной дистрофии.
- Как лечили Гоголя?
- Соответственно неверно поставленному диагнозу. Сразу после окончания консилиума, с 15 часов 20 февраля доктор Клименков принялся за лечение "менингита" теми несовершенными методами, что применялись в ХIХ веке. Больного насильно посадили в горячую ванну, а голову стали обливать ледяной водой. После этой процедуры писателя бил озноб, но его держали без одежды. Выполнили кровопускание, к носу больного приставили 8 пиявок, чтобы усилить носовое кровотечение. Обращение с пациентом было жестоким. На него грубо кричали. Гоголь пытался противиться процедурам, но его руки с силой заламывали, причиняя боль...
Состояние больного не только не улучшилось, но стало критическим. Ночью он впал в беспамятство. И в 8 часов утра 21 февраля, во сне, у писателя остановилось дыхание и кровообращение. Медицинских работников рядом не было. Дежурила сиделка.
Участники состоявшегося накануне консилиума стали собираться к 10 часам и вместо больного застали уже труп писателя, с лица которого скульптор Рамазанов снимал посмертную маску. Врачи явно не ожидали такого быстрого наступления смерти.
- Что стало ее причиной?
- Острая сердечно-сосудистая недостаточность, вызванная кровопусканием и шоковыми температурными воздействиями на страдавшего тяжелой алиментарной дистрофией больного. (Такие больные очень плохо переносят кровотечения, нередко совсем не большие. Резкая перемена тепла и холода также ослабляет сердечную деятельность). Дистрофия же возникла из-за длительного голодания. А оно было обусловлено депрессивной фазой маниакально-депрессивного психоза. Таким образом получается целая цепочка факторов.
- Врачи откровенно навредили?
- Они добросовестно заблуждались, поставив неверный диагноз и назначив нерациональное, ослабляющее больного лечение.
- Писателя можно было спасти?
- Насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьем, подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь безусловно была бы сохранена. Кстати, самый молодой участник консилиума доктор А. Т. Тарасенков был уверен в необходимости насильственного кормления. Но по каким-то соображениям на этом не настоял и лишь пассивно наблюдал за неверными действиями Клименкова и Овера, позднее жестоко осудив их в своих воспоминаниях.
Сейчас подобных больных обязательно госпитализируют в психиатрическую больницу. Насильственно кормят высокопитательными смесями через желудочный зонд. Подкожно вводят солевые растворы. А также назначают антидепрессанты, которых во времена Гоголя еще не было.

Трагедия Николая Васильевича состояла в том, что его психическое заболевание при жизни так и не было распознано.
Письмо Николая Рамазанова о смерти Гоголя

"Кланяюсь Нестору Васильевичу и сообщаю крайне горестную весть...
Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывши у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки. В минуту эту я собрался, взяв с собою моего формовщика Баранова, отправился в дом Талызина, на Никитском бульваре, где у графа Толстого проживал Николай Васильевич. Первое, что я встретил, это была гробовая крыша малинового бархата /.../ В комнате нижнего этажа я нашел останки так рано взятого смертию.
В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон /.../
При уходе от тела Гоголя я наткнулся у крыльца на двоих безногих нищих, которые стояли на костылях на снегу. Подал я им и подумал: эти безногие бедняжки живут, а Гоголя уже нет!"
(Николай Рамазанов - Нестору Кукольнику, 22 февраля 1852 года).

Известный литературовед, главный редактор академического полного собрания сочинений Н.В. Гоголя, профессор РГГУ Юрий МАНН прокомментировал этот документ.
- Когда и при каких обстоятельствах стало известно это письмо?
- Впервые оно было опубликовано в сборнике М.Г. Данилевского, вышедшем в 1893 году в Харькове. Письмо было приведено не полностью, без указания адресата и потому оказалось вне внимания исследователей, изучавших обстоятельства смерти Гоголя. Года два назад я работал в рукописном отделе РНБ (бывшая библиотека имени Салтыкова-Щедрина), фонд 236, единица хранения 195, лист 1-2, где собирал материалы для второго тома биографии Гоголя. (Первый том - "Сквозь видный миру смех..." Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835." - вышел в 1994 году). В числе других я обнаружил и этот документ.
- Почему же вы так долго молчали?
- Все это время я работал над книгой, где письмо будет опубликовано полностью. Предоставить фрагменты письма для публикации меня заставил тот факт, что к недавней печальной дате версия о том, что Гоголь был похоронен живым, снова пошла гулять по страницам газет.
- Что именно в этом письме свидетельствует, что Гоголя похоронили не живым?
- Начнем с фактов. Гоголя лечили лучшие врачи того времени. Если с точки зрения современной медицины и не все делалось так, как надо, все-таки это были не шарлатаны, не недоумки, и отличить мертвого от живого они, конечно же, могли. Кроме того, врачей соответствующим образом предупредил сам Гоголь, точнее, его завещание, где было сказано: "Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения."
- Но в письме про эти признаки ничего нет...
- И не могло быть. Гоголь скончался в 8 часов утра, Рамазанов появился сразу после обеда. Он был замечательным скульптором, знал Гоголя лично и, конечно, со всем вниманием отнесся к порученному делу. Снятие маски с живого человека невозможно. Рамазанов убедился, что опасения Гоголя были напрасны, и с величайшим сожалением констатировал, что это сон вечный. Достоверность его вывода увеличивается тем, что внимание было соответствующим образом, то есть завещанием Гоголя, направлено. Отсюда категорический вывод.
- Почему же все-таки голова Гоголя оказалась повернутой?
- Бывает, что в гробу крышка под давлением смещается. При этом она касается черепа, и он поворачивается.
- И все же версия о том, что Гоголя похоронили живым, гуляет...
- Причина тому - обстоятельства жизни, характер, психологический облик. Сергей Тимофеевич Аксаков говорил, что нервы у Гоголя были вверх ногами. От него всего можно было ожидать. Надо еще учесть, что невольно произошло сопряжение двух тайн: "Мертвые души" должны были раскрыть тайну русской жизни, предназначение русского народа. Когда Гоголь умер, Тургенев сказал, что в этой смерти скрыта какая-то тайна. Как это часто бывает, высокая тайна жизни и творчества Гоголя была низведена на уровень дешевого беллетристического хода и мелодраматического эффекта, которые всегда впору массовой культуре.

Академик Иван Павлов описывал некоего Качалкина, проспавшего 20 лет с 1898 по 1918 год. Его сердце вместо обычных 70-80 ударов в минуту делало лишь 2-3 еле ощутимых удара. Вместо 16-18 вздохов он делал в минуту 1-2 незаметных. То есть все функции человеческого организма замедлились приблизительно в 20-30 раз. При этом никаких признаков жизни, никаких рефлексов, температура тела чуть теплее температуры воздуха. В течение многих суток больные не пьют, не едят, выделение мочи и кала прекращается. Как часто замечают родственники, люди, проспавшие 2-3 десятка лет, внешне стареют за этот период лишь на год. Но после пробуждения, видимо, естественные процессы в организме берут свое, и проснувшиеся за последующие 3-4 года "набирают" свой "паспортный" возраст.
Летаргия - от греческого "лете" (забвение) и "аргия" (бездействие). Большая медицинская энциклопедия (3-е издание, 1980 год) определяет летаргию как "состояние патологического сна с более или менее выраженным понижением обмена веществ и ослаблением или отсутствием реакции на звуковые, тактильные и болевые раздражения. Причины летаргии не установлены".
Известны случаи, когда летаргический сон возникал периодически. Один английский священник спал шесть дней в неделю, а в воскресенье вставал, чтобы поесть и отслужить молебен. Четкая статистика по летаргическому "засыпанию" никогда и никем не велась, однако известно, что в большинстве своем люди страдают этим недугом во взрослом возрасте. Нередко упоминалось, что после летаргического сна проснувшиеся люди приобретают на какое-то время паранормальные способности - они начинают говорить на иностранных языках, читать мысли людей, исцелять недуги. Корреспонденту "Интерфакс ВРЕМЯ" удалось побывать в гостях у молодой женщины-феномена Назиры Рустемовой, которая заснула в четырехлетнем возрасте и проспала летаргическим сном 16 лет!!! Назира любезно согласилась ответить на некоторые вопросы о своей необычной судьбе.
- Назира, сколько вам лет? Как случилось, что вы заснули?
- Уснула я в четыре года. Как это было, не помню, потому что была совсем маленькой.
Скоро мне должно исполниться 36 лет, но из них я проспала 16. Родилась я в маленьком горном кишлаке под городом Туркестан Южно-Казахстанской области. По рассказам моей мамы знаю, что с детства я страдала сильными головными болями, потом однажды впала в состояние бреда, и меня отвезли в областную больницу, где я пролежала около недели. Врачи решили, что я умерла, так как не подавала никаких признаков жизни, и родители похоронили меня. Но в ночь после этого мои дедушка и папа услышали во сне Глас, который сообщил им, что они совершили тяжкий грех, так как похоронили меня живой.
- Как же вы не задохнулись?
- По нашим обычаям, людей не хоронят в гробах и не закапывают в землю. Тело человека оборачивают саваном и оставляют его в специальном подземном домике-могильнике особой конфигурации. Видимо, доступ воздуха туда был, несмотря на то что вход в могильник закрывают кирпичами. Родители дождались второй ночи и отправились "спасать меня". Как утверждает папа, саван был в не которых местах даже порван, и это убедило их, что я действительно жива. Меня сначала отвезли в областной центр, но потом перевезли в научно-исследовательский институт в Ташкенте, где я и пролежала под специальным колпаком до просыпания.
- Когда вы спали, вы что-нибудь видели? Были ли сны?
- Это были не сны, я ЖИЛА там. Я общалась со своим предком, которому я прихожусь внучкой в четырнадцатом поколении.
Он был величайшим мистиком, ученым, духовным целителем и поэтом-суфием XII века.
Его имя - Ахмед Яссави, и в честь него в Туркестане построен большой храм. С ним я общалась, гуляла по садам и озерам. Там было очень хорошо.
- Каким было ваше "второе рождение"? От чего вы проснулись?
- Я проснулась 29 августа 1985 года от телефонного звонка. Он звонил долго и настойчиво. Я поняла, что никто, кроме меня, не возьмет трубку и мне необходимо встать и поднять ее. Я пошла на звонок и услышала еще радио, по которому Валерий Леонтьев пел: "Всплывает радость сквозь туман и как во сне..." Оказывается, телефон звонил в соседней комнате. Там сидел кто-то из обслуживающего персонала института, и когда они меня увидели, то, наверное, были шокированы.
- В четыре года вы знали, что такое телефон? И вообще, вы помните что-нибудь до сна?
- Практически ничего, ведь я была очень маленькой. В памяти остался только мой дедушка и то, как он учил меня молитвам. Конечно, я не умела тогда еще ни писать, ни читать, ни говорить по-русски. Естественно, в кишлаке никогда не было телефона, и я никогда не слышала песню Леонтьева. Но в момент просыпания я четко знала о телефонах все и знала услышанную песню наизусть.
- То есть после просыпания вы стали обладать некоторыми необычными для простого человека знаниями и возможностями...
- Да. Медики чуть не лишились чувств, увидев меня стоящей перед ними, ведь барокамера, в которой я лежала, была закрыта, и ее никто не открывал. Она так и осталась цела и невредима. Но я вышла из нее, точнее, я прошла сквозь нее, как прошла и через стены, чтобы попасть в соседнюю комнату, где звонил телефон. После увиденного ташкентские специалисты позвонили в Москву и сообщили, что их пациентка очнулась от 16-летней спячки и стала вытворять невероятное. По приезде в Москву со мной занимались многие психологи, парапсихологи, изучали мои способности, экзаменовали. Меня возили из одного места в другое, в разные страны, показывали в телепередаче "Третий глаз". В то время весь новый мир был для меня совершенно необычным и удивительным. Когда меня "познакомили" с моими мамой и папой, я не знала, зачем они мне нужны. Кроме того, все меня страшно боялись, и мама даже предлагала сдать меня в сумасшедший дом. А папа говорил, что бесполезно со мной что-либо делать, так как меня не свяжешь, не запрешь - я же все равно пройду сквозь стены.
- Что вы еще могли делать и как вы можете объяснить возникновение таких способностей?
- Я могла левитировать - отрываться от земли и летать в прямом смысле этого слова. Я знала язык природы, язык зверей, все существующие языки, могла общаться телепатически. Последнее сохранилось и до сих пор.
Только если раньше мне стоило только взглянуть на человека, я знала его мысли и он понимал, что я ему на это отвечаю, то теперь это стало более сложно. Мне приходится настраиваться, сосредотачиваться. В первые годы после пробуждения я могла даже материализовать деньги, если была в них необходимость. Эта способность стала закрытой для меня уже более года.
К моему собственному удивлению, я обнаружила, что могу телепортироваться - перемещаться в пространстве. Пусть об этом случае лучше расскажет мой друг Сергей.
- Физически это происходило так. Мы ехали с Назирой в автобусе, я вышел на остановке, а она поехала дальше до метро. Я перебежал дорогу и быстрым шагом направился в одну контору. На входе висела табличка: "Обед". Тогда я развернулся и увидел, что напротив меня стоит Назира. Но как она могла оказаться здесь, когда я видел, как она осталась в автобусе, как закрылись его двери и он тронулся? Я помахал ей еще рукой! Как ты это сделала, Назира?
- А я доехала до метро, начала спускаться по лестнице и вдруг вспомнила, что мои документы, деньги, жетоны у Сергея. Я не знаю, как я это сделала, у меня было одно сильное желание - вернуть сумочку. Кроме того, я не знала, где находится Сергей в этот момент, но мне нужно было его найти. И вот я очутилась перед ним. То есть я как бы исчезла из одной точки пространства и появилась в другой. Но, к сожалению, способность к телепортации у меня исчезла года три назад. Видимо, в то время во мне не было практически ничего материального, я была в духовном теле. Это потом меня закормили мясом, хлебом, и я все более и более начала "входить" в физическое тело.
- Назира, вы заснули маленьким ребенком, а проснулись сформировавшейся женщиной?
- Нет, несмотря на то что к моменту просыпания мне должно было бы исполниться 20 лет, я проснулась еще ребенком. Правда, за 16 лет сна я выросла на 28 сантиметров. Потом я достаточно быстро сформировалась, как бы в ускоренном времени, и, как видите, сейчас я выгляжу на свои годы, если считать со дня рождения. Но я как бы пропустила детские годы и до сих пор чувствую себя ребенком.
- За 16 лет сна вы не разучились передвигаться на ногах?
- Я знаю, что если человек пролежит даже несколько месяцев без движения, то мышцы его тела атрофируются и необходимо учиться ходить заново. Но у меня ни одна мышца не затекла, и я не задумываясь пошла.
- Назира, вы учились в школе, институте?
- Нет, конечно, и в этом нет необходимости. Если у меня возникает какой-то вопрос, то мне приходит на него ответ свыше, из некоего информационного поля. Иначе я не могу это объяснить. Сначала, как я уже говорила, я знала практически все языки и письменность. Сейчас многое, правда, стала забывать, наверное, в силу того, что необходима была практика. В настоящее время пишу и говорю только на русском, казахском, узбекском, таджикском и арабском языках. На английском еще могу писать, а прочитать и понять, что написала, -уже нет. Многие говорят, что можно вернуть все мои бывшие знания и необычные способности, и я очень надеюсь на это...

Вот такая необыкновенная женщина Назира Рустемова живет сейчас в Москве. Недавно она поняла, что ее физическое тело не боится ни жары, ни холода, с тех пор и летом, и зимой женщина ходит только босиком и в легком платье. Неоднократно особое внимание проявляли к ней блюстители столичного порядка, и Назире пришлось пару раз отсидеть в милиции.

У молодой женщины необычны не только судьба и способности, удивительна и ее внешность. Темные, глубокие глаза светятся неподдельной искренностью, добротой и любовью. С одной стороны, Назира - это мудрая женщина, с другой - открытый, непосредственный ребенок. Кстати, вспомним, чему учил Иисус: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 3). Кроме того, практически во всех эзотерических учениях процесс самосовершенствования индивидуума предполагает рост и развитие человеческой сущности. Но уже у пятилетнего ребенка эта сущность перестает развиваться и "обрастает толстой скорлупой" привитых манер поведения, приличий и прочих ограничивающих свободу рамок.

По мнению некоторых авторитетных метафизиков, когда человек находится в состоянии летаргического сна, его душа пребывает в более тонком мире, чем физический, - в астральном. В этом мире, где все процессы жизнедеятельности происходят на уровне мысли, Назира, видимо, и провела 16 земных лет, оттуда и получила все свои необыкновенные знания и способности. Грань между астральным и физическим миром для Назиры осталась размытой. Обитая все более длительное время здесь, на Земле, женщина невольно "втянулась" в грубый мир и начала терять связь с тонким. В результате этого ее паранормальные способности стали утрачиваться, чем Назира очень обеспокоена. Однако женщина отказывается от помощи некоторых довольно навязчивых "гуру" различных эзотерических школ и считает, что сможет без их опеки вернуть способности человека будущего.

Летом 1931 года кладбище Данилова монастыря, где в 1852 году был похоронен Н.В. Гоголь , было упразднено. Причиной этого стала организация на территории монастыря тюрьмы для несовершеннолетних. В те годы вместе с разрушенным кладбищем погибли могилы десятков людей, составлявших некогда славу России. Прах же Гоголя, Хомякова и Языкова был перенесен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Профессор Литературного института, писатель Владимир Германович Лидин в 1931 году присутствовал на вскрытии могилы Гоголя и даже оставил об этом воспоминания.
«В июне 1931 года мне позвонил по телефону один из сотрудников Исторического музея. - Завтра на кладбище Донского монастыря будет происходить вскрытие могилы Гоголя, - сказал он мне, - приезжайте.
Я поехал. Был теплый летний день. По привычке я захватил с собой фотоаппарат. Снимки, которые я сделал на кладбище, оказались единственными. Одновременно с могилой Гоголя вскрывали в этот день могилы Хомякова и Языкова; прах их тоже подлежал перенесению...

Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. И только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб...

Начались уже сумерки, когда могилу, наконец, вскрыли. Верхние доски гроба прогнили, но боковые, с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом, были целы.

Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся, только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы.
Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров: это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста.

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку».

На счет пропавшего черепа великого писателя существует ряд версий. Так, согласно одной из них, которую приводит Лидин, в 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистинском бульваре в Москве производилась реставрация могилы Гоголя, Бахрушин, будто бы, подговорил монахов Данилова монастыря добыть для него череп Гоголя. Так это или нет, но, вроде бы, в Бахрушинском театральном музее в Москве имелись три, неизвестно кому принадлежавшие, черепа: один из них предположительно и являлся черепом Гоголя.

Кому нужны знаменитости после смерти?

Николай Васильевич Гоголь

Правильно говорят, от гениальности до безумия один шаг. Известный нам всем со школьной скамьи Николай Васильевич Гоголь еще при жизни был «со странностями». У него часто случались припадки, сопровождавшиеся депрессией в такой степени, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». Александр Блок в статье «Дитя Гоголя» писал: «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью». Как известно, писатель страшно боялся быть похороненным заживо, в так называемом, летаргическом сне: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».

Странности продолжились и после смерти, когда во время перезахоронения Гоголя в 1931 году в гробу не обнаружили черепа писателя! Сегодня существует много разных версий о том, кто же, все-таки, покусился на прах Гоголя, но голова Николая Васильевича так и пребывает в неведомом месте. Литературоведы полагают, что история с черепом Гоголя нашла свое отражение в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене с гибелью Берлиоза.

Святой Марк

Чаще всего в истории воровали мощи Святых. Так случилось и в Венеции, покровителем которой является Святой Марк Евангелист, чьим символом, как и символом города является лев. Сегодня мощи Святого хранятся в главном алтаре Собора Святого Марка на центральной площади Венеции. Но в самом городе Марк никогда не был, Венеция была основана намного позже его смерти. Существует легенда, что по возвращению из Аквилеи в Равенну, корабль на котором он плыл, остановился на неком острове, где Святому во сне явился ангел и сказал, что именно здесь Марк обретет последний покой. Предсказание сбылось, когда венецианские купцы Буоно и Рустико тайно вывезли мощи Святого из Александрии, где он был похоронен. Причем они спрятали тело Марка среди бочек со свининой, к которой, как известно, мусульмане не могут притронуться. История этого легендарного похищения сегодня увековечена на фресках собора.

Ярослав Мудрый

Не повезло и Великому князю Киевскому Ярославу Мудрому. Его останки бесследно исчезли в XX веке из Софийского собора в Киеве, где он был похоронен. В 2009 году саркофаг вскрыли, но там оказались только два женских тела, да парочка советских газет: «Известия» и «Правда». По основной версии, прах Ярослава Мудрого повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.

Данте Алигьери

Данте Алигьери, знаменитому создателю бессмертной «Божественной комедии» не везло не только по жизни, но и «по смерти». Еще до создания своего великого произведения он был изгнан из родного города Флоренции за антигосударственную деятельность. Свое прибежище Алигьери нашел в Равенне, где и был похоронен в церкви Сан-Франческо. Прошло два века и Флоренция, все-таки, признала гений Данте, решив вернуть мертвого изгнанника на родину. Сам Микеланджело выпросил у папы Льва X разрешение торжественно перенести останки поэта во Флоренцию. Но, когда гроб открыли, оказалось, что он… пуст. Видимо, предусмотрительные монахи-францисканцы еще два века назад спрятали тело Данте от воинствующего Папы, который после его смерти требовал сжечь Алигьери как еретика. Перезахоронение пришлось отложить, а папе Льву X доложили, что, мол, сам Данте вернулся и забрал свое тело из ненавистной ему Флоренции.

Забрал, так забрал… Прошли века, и к празднованию 600-летия гениального поэта в XIX веке решили провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Строители пробили одну из стен, и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году».

Зигмунд Фрейд

Последнее громкое покушение на прах знаменитостей произошло в прошедший Новый год с 31 декабря 2013 года на 1 января 2014. На этот раз целью оказались останки знаменитого изобретателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Произошло это в лондонском крематории Golders Green, где хранится прах многих британских знаменитостей, в частности Брэма Стокера.

Но преступников, очевидно, что-то испугало, и они поспешили скрыться с места преступления с пустыми руками, правда, изрядно повредив древнегреческую урну, где хранится прах Фрейда и его жены Марты. Преступление до сих пор остается нераскрытым.

Чарли Чаплин

Выкуп можно просить не только за живых, но и за мертвых. Так решила пара злоумышленников, которые 1 марта 1978 года похитили гроб с телом Чаплина и потребовали баснословный выкуп от его вдовы – 650 тысяч долларов. Преступление произошло в тихой швейцарской деревушке Корсье-сюр-Вевей, где актер провел 25 лет своей жизни. Вдова выкуп платить отказалась, заявив, что «Чарли посчитал бы это смехотворным». Двух похитителей, которыми оказались выходцы из Польши и Болгарии, быстро поймали, а останки молчаливого комика нашли в 15 километрах от прежнего места. Дабы пресечь повторное посягательство на тело Чаплина, могилу залили бетоном.

Курт Кобейн

В 2008 году в калифорнийском доме актрисы и певицы Кортни Лав произошло ограбление. Помимо ценных вещей и драгоценностей, грабители прихватили локон волос и останки ее мужа – лидера знаменитой группы Nirvana Курта Кобейна. Безутешная вдова заявила прессе, что была тогда на грани самоубийства: «Это было все, что осталось у меня от мужа. Я брала останки с собой повсюду, чтобы чувствовать, что Курт по-прежнему со мной. Теперь у меня такое чувство, что я потеряла его во второй раз».

Прах Кобейна был найден спустя несколько месяцев у немецкой художницы Натальи Штелльмах, которая заявила, что приобрела останки Курта, дабы скурить их на закрытии своей художественной выставки и освободить душу музыканта от «информационного цирка».

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба, для РИА Новости.

Юбилей Николая Васильевича Гоголя позволяет нам коснуться одной чрезвычайно деликатной темы, а именно - факта изощренного вандализма , которому подверглись останки русского классика. И хотя все причины и все обстоятельства этой темной истории до сих пор не ясны, в общих чертах картина кощунства выглядит примерно так.

100 лет назад, в 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие установили новую чугунную решетчатую ограду, подправили памятник (мраморную плиту с цитатой из Библии, крест и камень в основании креста) и главное - отремонтировали подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы.

К обусловленной дате реставрация была закончена.

В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение.

Прошло 20 лет, и по решению новых советских властей кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, сам комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, и только несколько могил из некрополя было решено сохранить и перезахоронить останки на новом парадном кладбище великих деятелей России и СССР, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Языкова и философа Хомякова.
Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно.

На кладбище были приглашены по специальным пропускам-приглашениям представители советской общественности. В числе приглашенных лиц находились и писатели, по разным источникам - Катаев, Малышкин, Лидин, Олеша, Луговской, Вс. Иванов.… Именно они и пустили первыми по Москве зловещие слухи о том, что при вскрытии гроба обнаружилось - у скелета Гоголя нет черепа, и что в новой могиле классик похоронен без головы.

70 лет эта история темными волнами бродила по устам современников и только с падением советской власти были впервые опубликованы документальные свидетельства о надругательстве над останками Гоголя.

Пальма первенства принадлежит здесь воспоминаниям писателя Владимира Лидина, напечатанным в журнале «Русский архив» (№1, 1990). Писатель вспоминает: в тот день работы по вскрытию гоголевской могилы затянулись допоздна, гроб достали уже в темноте, светили прожекторами, а когда вскрыли крышку, обнаружили: скелет начинается с шейных позвонков, череп отсутствует, лопнула подошва на ботинках с высоченными каблуками, зато табачного цвета сюртук Гоголя был в хорошем состоянии, а на уцелевшем нижнем белье даже держались костяные пуговицы.

Исчезновение черепа вызвало шок и все же…

И все же писатели не постыдились кое-что прихватить на память, тот же Лидин, например, вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Кое-что прихватили с собой и другие. Покойный критик Владимир Лакшин рассказывал (мне), что острее всех пережил ту историю писатель Малышкин. Сначала он как все кинулся что-то выхватывать из гроба, принес домой какой-то лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика.
Итак, факт надругательства налицо.

Но кто же тот роковой вандал, который похитил череп и с какой целью?

Тут мы вступаем на самую зыбкую почву домыслов, догадок и предположений. В самых общих чертах картина выглядит так. О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же - под разными предлогами - проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя. Им оказался легендарный коллекционер и основатель театрального музея в Москве, миллионер из купцов Алексей Бахрушин. Выяснилось, что монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.

Коллекционер сам принял участие в разорении гроба.

Напившись, гробокопатели через пару дней проболтались о хищении черепа, после чего злодеяние всплыло наружу. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии, (рассказывали арестанты во время допроса), в монастыре решили помалкивать. Ясно! Чекисты кинулись искать Бахрушина, но к тому времени он уже два года как умер. Ниточка оборвалась. А обыски в музее и у наследников ничего не дали.

Мог ли известный коллекционер, пустивший все свое состояние на собирание раритетов из жизни искусства пойти на такое? Пожалуй, мог.

С дьявольской энергией Бахрушин в считанные годы собрал одну из самых больших коллекций театральных раритетов в Европе. Об азарте собирателя говорит хотя бы то, что сначала коллекция заполнила подвал его особняка, затем заполонила первый этаж, потом - второй, заползла в детскую, в буфетную комнаты, оккупировала коридор и, наконец, захватила конюшню и каретный сарай во дворе. Причем особым вниманием эксцентричного собирателя пользовались личные вещи известных людей. Недаром при встрече знакомые остряки спрашивали: правда ли, что вы купили пуговицы от брюк Москвина и помочи Щепкина?

Покупая вещи, Бахрушин любил приговаривать: доброму вору все впору.

Короче, фанатичная страсть коллекционера не знала моральных запретов.

Незадолго до революции Бахрушин подарил свое огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени А. Бахрушина, на котором и находился до самой своей кончины в 1929 году.

Но вернемся к главному. В темной истории с прахом Гоголя должна быть, наконец, поставлена точка. Если есть неопубликованные документы, они обязаны должны быть опубликованы, если их нет, они должны быть созданы в итоге полного расследования. Наконец, могила классика должна приобрести тот скромный и строгий вид, который она имела до революции. Сегодня на парадном захоронении писателя установлен напыщенный сталинский памятник (скульптор Н.Томский) с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Нет сейчас ни того государства, ни его правительства.

Зато в нашей памяти есть и жив великий писатель.

А на первоначальной плите было вырезано краткое и пронзительное изречение библейского пророка Иеремии: «горьким словом моим посмеюся…»

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба, для РИА Новости.

Юбилей Николая Васильевича Гоголя позволяет нам коснуться одной чрезвычайно деликатной темы, а именно - факта изощренного вандализма , которому подверглись останки русского классика. И хотя все причины и все обстоятельства этой темной истории до сих пор не ясны, в общих чертах картина кощунства выглядит примерно так.

100 лет назад, в 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие установили новую чугунную решетчатую ограду, подправили памятник (мраморную плиту с цитатой из Библии, крест и камень в основании креста) и главное - отремонтировали подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы.

К обусловленной дате реставрация была закончена.

В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение.

Прошло 20 лет, и по решению новых советских властей кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, сам комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, и только несколько могил из некрополя было решено сохранить и перезахоронить останки на новом парадном кладбище великих деятелей России и СССР, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Языкова и философа Хомякова.
Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно.

На кладбище были приглашены по специальным пропускам-приглашениям представители советской общественности. В числе приглашенных лиц находились и писатели, по разным источникам - Катаев, Малышкин, Лидин, Олеша, Луговской, Вс. Иванов.… Именно они и пустили первыми по Москве зловещие слухи о том, что при вскрытии гроба обнаружилось - у скелета Гоголя нет черепа, и что в новой могиле классик похоронен без головы.

70 лет эта история темными волнами бродила по устам современников и только с падением советской власти были впервые опубликованы документальные свидетельства о надругательстве над останками Гоголя.

Пальма первенства принадлежит здесь воспоминаниям писателя Владимира Лидина, напечатанным в журнале «Русский архив» (№1, 1990). Писатель вспоминает: в тот день работы по вскрытию гоголевской могилы затянулись допоздна, гроб достали уже в темноте, светили прожекторами, а когда вскрыли крышку, обнаружили: скелет начинается с шейных позвонков, череп отсутствует, лопнула подошва на ботинках с высоченными каблуками, зато табачного цвета сюртук Гоголя был в хорошем состоянии, а на уцелевшем нижнем белье даже держались костяные пуговицы.

Исчезновение черепа вызвало шок и все же…

И все же писатели не постыдились кое-что прихватить на память, тот же Лидин, например, вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Кое-что прихватили с собой и другие. Покойный критик Владимир Лакшин рассказывал (мне), что острее всех пережил ту историю писатель Малышкин. Сначала он как все кинулся что-то выхватывать из гроба, принес домой какой-то лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика.
Итак, факт надругательства налицо.

Но кто же тот роковой вандал, который похитил череп и с какой целью?

Тут мы вступаем на самую зыбкую почву домыслов, догадок и предположений. В самых общих чертах картина выглядит так. О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же - под разными предлогами - проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя. Им оказался легендарный коллекционер и основатель театрального музея в Москве, миллионер из купцов Алексей Бахрушин. Выяснилось, что монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.

Коллекционер сам принял участие в разорении гроба.

Напившись, гробокопатели через пару дней проболтались о хищении черепа, после чего злодеяние всплыло наружу. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии, (рассказывали арестанты во время допроса), в монастыре решили помалкивать. Ясно! Чекисты кинулись искать Бахрушина, но к тому времени он уже два года как умер. Ниточка оборвалась. А обыски в музее и у наследников ничего не дали.

Мог ли известный коллекционер, пустивший все свое состояние на собирание раритетов из жизни искусства пойти на такое? Пожалуй, мог.

С дьявольской энергией Бахрушин в считанные годы собрал одну из самых больших коллекций театральных раритетов в Европе. Об азарте собирателя говорит хотя бы то, что сначала коллекция заполнила подвал его особняка, затем заполонила первый этаж, потом - второй, заползла в детскую, в буфетную комнаты, оккупировала коридор и, наконец, захватила конюшню и каретный сарай во дворе. Причем особым вниманием эксцентричного собирателя пользовались личные вещи известных людей. Недаром при встрече знакомые остряки спрашивали: правда ли, что вы купили пуговицы от брюк Москвина и помочи Щепкина?

Покупая вещи, Бахрушин любил приговаривать: доброму вору все впору.

Короче, фанатичная страсть коллекционера не знала моральных запретов.

Незадолго до революции Бахрушин подарил свое огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени А. Бахрушина, на котором и находился до самой своей кончины в 1929 году.

Но вернемся к главному. В темной истории с прахом Гоголя должна быть, наконец, поставлена точка. Если есть неопубликованные документы, они обязаны должны быть опубликованы, если их нет, они должны быть созданы в итоге полного расследования. Наконец, могила классика должна приобрести тот скромный и строгий вид, который она имела до революции. Сегодня на парадном захоронении писателя установлен напыщенный сталинский памятник (скульптор Н.Томский) с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Нет сейчас ни того государства, ни его правительства.

Зато в нашей памяти есть и жив великий писатель.

А на первоначальной плите было вырезано краткое и пронзительное изречение библейского пророка Иеремии: «горьким словом моим посмеюся…»




Top