Кто делает харакири себе. Разница между харакири и сеппуку

Мы познакомились с электромагнитными «вестника­ми далеких миров», которые уже служат астрономам, и нейтрино - стремительными частицами, которые иссле­дователи Вселенной только стараются приручить. У тех и у других есть общая черта. Порции электромагнитно­го излучения - фотоны и нейтрино - это элементарные «частицы» материи, не имеющие электрического заряда. Но космическое пространство в различных направлени­ях пронизывают также заряженные частицы вещества — космические лучи. Это прежде всего ядра атомов водо­рода - протоны, ядра атомов гелия - альфа-частицы, а также, хотя и в меньших количествах, ядра атомов остальных химических элементов.

Раньше других космическими лучами заинтересова­лись физики. Изучая их, они получили возможность на­блюдать разнообразные взаимодействия элементарных частиц, превращения вещества и излучения. В этой ес­тественной лаборатории были впервые открыты пози­троны, мезоны и некоторые другие частицы вещества. Однако не меньшее значение изучение космических лу­чей имеет для исследования Вселенной. И прежде всего частицы космического излучения несут важную инфор­мацию о космических объектах, которые являются их источниками. Астрофизикам также чрезвычайно важно знать, каким образом космические частицы приобрета­ют свои колоссальные энергии, что представляет собой загадочный природный «ускоритель», как он работает?

От всех прочих вестников далеких миров космиче­ские лучи отличаются не только отсутствием электриче­ского заряда, но и весьма большим разнообразием ме­тодов их регистрации. Ядра атомов, летящие к нам из космического пространства, улавливаются с помощью всякого рода фотопластинок, счетчиков, регистрацион­ных камер и других весьма сложных устройств. Их «подстерегают» в глубоких шахтах, с тем, чтобы менее энергичные частицы отсеялись, не сумев проникнуть сквозь толщу земли, регистрируют на специальных стан­циях, расположенных на вершинах гор, за ними охотят­ся в верхних слоях атмосферы с помощью стратостатов. Именно здесь, на больших высотах удается обнаружи­вать первичное излучение, в то время как до земной поверхности доходят в основном лишь вторичные лучи, возникающие в атмосфере.

В последние годы аппаратуру для изучения косми­ческих лучей стали устанавливать на борту искусствен­ных спутников Земли и автоматических межпланетных станций. На первых порах это были отдельные счетчи­ки, показания которых передавались по радиоканалу наземным пунктам. Однако для более глубоких исследо­ваний необходимо было доставить в космос более совер­шенную аппаратуру. Задача не из легких! Аппаратура для изучения космических лучей отличается довольно большим весом и габаритами. Поэтому для вынесения ее в космос необходимы тяжелые спутники достаточно больших размеров.

Первым таким спутником стала советская космиче­ская станция «Протон 1». Общий вес полезного груза, доставленного на орбиту, т. е. самой космической стан­ции и комплекса контрольно-измерительной аппарату­ры, составлял 12,2 т. Чтобы вывести на орбиту такой спутник, понадобилась необычайно мощная ракета, об­ладающая силовыми установками, способными развивать мощность свыше 60 млн. лошадиных сил.

Для «Протона 1» была разработана специальная из­мерительная аппаратура. Приборы, установленные на борту спутника, могли выполнять целый ряд задач: из­мерять энергии космических частиц, определять их при­роду, регистрировать электроны и т. п.

Управление работой научной аппаратуры и всех си­стем станции осуществлялось как с помощью бортовых программно-временных устройств, так и радиокоман­дами с Земли.

Для снабжения всей разнообразной аппаратуры стан­ции необходимым количеством электроэнергии на ее бор­ту была установлена мощная солнечная энергетическая установка. На специальных панелях, которые до выве­дения станции на орбиту находились в сложенном со­стоянии, был укреплен ряд солнечных элементов, способных превращать солнечное излучение в электрический ток. После выхода станции на орбиту панели раскры­лись и солнечные батареи начали вырабатывать электроэнергию. При движении спутника по освещенной ча­сти орбиты солнечные батареи обеспечивали электриче­ское питание всей аппаратуры. Кроме того, в это время производилась зарядка специальной химической бата­реи, которая вступала в работу, как только спутник вхо­дил в тень Земли.

Применение тяжелых искусственных спутников Зем­ли типа космической станции «Протон» открывает ши­рокие перспективы для решения целого ряда интерес­нейших проблем изучения Вселенной.

Космические лучи - свидетели и участники многих неизвестных нам процессов и явлений, протекающих в глубинах космоса в нашей Галактике, а возможно, и за пределами. По меткому выражению одного извест­ного физика - это «иероглифы природы». Но разгадать их нелегко.

Помимо того, что при анализе результатов измере­ний космических лучей ученые сталкиваются с много­численными сложными задачами, сам этот анализ пред­ставляет собой весьма кропотливую и трудоемкую работу. Представьте себе, например, несколько сотен ки­лограммов фотографической эмульсии, поднятой с по­мощью специального зонда на высоту 30 - 40 км. В та­кой эмульсии запечатлелись траектории множества ча­стиц, оставивших за время опыта свои следы. И среди них нужно отыскать след, быть может, одной-единственной частицы, представляющей особый интерес. Над ре­шением подобной задачи иногда в течение многих меся­цев трудятся сотрудники сразу нескольких лабораторий.

Еще одна трудность состоит в том, что космические частицы, которые приходят к нам на Землю, за исклю­чением разве только космических лучей солнечного про­исхождения, давным-давно утеряли всякую связь с объ­ектами, их породившими. Это объясняется тем, что, об­ладая электрическим зарядом, частицы космического излучения во время своих длительных скитаний в ми­ровом пространстве под действием межзвездных маг­нитных полей теряют первоначальное направление дви­жения. Другое дело, если бы удалось обнаружить в со­ставе космического излучения гамма-фотоны - порции электромагнитного излучения, которые движутся строго прямолинейно. Это открыло бы перед астрономией но­вые возможности познания Вселенной.

Но пока экспериментаторы не могут дать ответа на вопрос об источниках космических лучей, проблему пы­таются решить теоретики. Это тем более важно, что согласно современным представлениям, в прошлом в нашей области Вселенной плотность космического излу­чения могла быть весьма значительной, превосходящей плотность межзвездного газа. А это означает, что в определенную эпоху космические лучи могли играть весь­ма важную космогоническую роль.

В последние годы советские ученые В. Л. Гинзбург, II. С. Шкловский и другие успешно разрабатывают тео­рию происхождения космического излучения при вспыш­ках так называемых сверхновых звезд. Астрономические наблюдения подтверждают выводы этой теории и в на­стоящее время генерация космического излучения при вспышках сверхновых может считаться установленным фактом. Вполне вероятно, что именно сверхновые звез­ды, если и не единственные, то по крайней мере глав­ные «поставщики» космического излучения в нашей звездной системе.

Однако существуют и другие гипотезы. Некоторые из них утверждают, что подавляющая часть космиче­ских лучей образуется вне пределов нашей Галактики, в метагалактическом пространстве или в радиогалакти­ках, т. е. галактиках, излучающих радиоволны. Суще­ствует и промежуточная гипотеза, которую можно на­звать «расширенной» галактической теорией. По этой теории космические лучи приходят в нашу Галактику из соседних 15 - 20 галактик, которые вместе с ней обра­зуют так называемую Местную систему.

Какая же из этих гипотез верна? Ответ на этот во­прос попытались дать советские ученые В. Л. Гинзбург и С. И. Сыроватский. Предположим, что космические лучи поступают в Галактику извне, из других галактик. Но так как совокупность всех галактик - Метагалакти­ка- находится в состоянии непрерывного расширении, то нашей звездной системы, очевидно, могут достигать лишь те частицы, которые «рождаются» в сравнительно близкой области пространства. Несложные подсчеты по­казывают, что в такой области находится около десяти тысяч галактик, в том числе несколько радиогалактик, отличающихся особенно сильным космическим излуче­нием. Интенсивность космических лучей, выходящих из нашей Галактики, известна довольно точно. Поэтому не­трудно оценить тот общий вклад, который могут внести в «пополнение» космическими лучами метагалактического пространства остальные десять тысяч «нормаль­ных» галактик. Примерно столько же (даже несколько меньше) дают все радиогалактики вместе взятые. Такой подсчет позволяет оценить среднюю плотность энергии космических лучей внегалактического происхождения. Она оказывается весьма незначительной, примерно в тысячу раз меньшей, чем плотность космического излу­чения внутри нашей Галактики.

Но, может быть, в таком случае правы сторонники «расширенной» теории, которые считают, что плотность космического излучения велика лишь в пределах нашей Местной системы галактик? Однако и подобное предпо­ложение встречает ряд серьезных возражений. Всякая теория происхождения космических лучей должна объ­яснить наблюдаемое в них относительное количество ядер атомов различных химических элементов, в том числе лития, бериллия и бора. Дело в том, что в при­роде эти элементы встречаются гораздо реже, чем в со­ставе космических лучей. Наблюдения показывают, например, что в атмосферах звезд количество атомов ли­тия, бериллия и бора по сравнению с атомами азота, углерода и кислорода ничтожно. А это означает, что те ядра лития, бериллия и бора, которые мы находим в космических лучах, образовались в результате «вторич­ных процессов»: столкновений и расщепления более тя­желых ядер.

Для того чтобы получилось наблюдаемое количество лития, бериллия и бора, должно произойти достаточ­но большое число столкновений. Следовательно, части­цы космических лучей должны встречать на своем пу­ти достаточно большое количество вещества - меж­звездного газа.

Если попытаться дать объяснение этим фактам с точки зрения «расширенной» теории, то получится, что масса межзвездного газа в Местной системе галактик должна примерно в десять раз превосходить общую массу самих галактик. Но подобный вывод находится в явном противоречии с данными астрономических на­блюдений.

Есть и еще одно важное соображение против «рас­ширенной» теории. Для того чтобы сохранялась опреде­ленная концентрация космических лучей в пределах Местной системы галактик, необходимо, чтобы они удерживались внутри этой системы достаточно силь­ным магнитным полем. Однако существование подоб­ной магнитной ловушки также не находит себе подтвер­ждения в астрономических наблюдениях и вообще весь­ма маловероятно.

Космические лучи - не такой уж молодой вестник Вселенной. И они уже успели многое рассказать физи­кам о закономерностях строения материи. Но относи­тельно таинственных процессов, протекающих в глубинах Вселенной, космические лучи пока что упорно «отмалчи­ваются». Тем не менее есть все основания надеяться, что недалеко время, когда и они заговорят «полным голосом».

Приглашаем Вас обсудить данную публикацию на нашем .

Комаров В. Н. «Увлекательная астрономия» 1968 год. «Наука»

В средневековой Японии существовал кодекс чести самурая − бусидо, предписывающий правила поведения идеального воина. Если самурай нарушал эти правила, свое бесчестье он мог смыть, совершая сеппуку – ритуальное самоубийство. Этот обряд проводился по строгим правилам, а его цель состояла в демонстрации мужества самурая перед лицом боли и смерти.

Кодекс чести

В среде воинского сословия буси почитался так называемый этикет смерти, согласно которому самурай должен был умереть красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Умирать от старости считалось слишком банальным и недостойным самурая. Важно было не испортить «некрасивой» смертью родословную и честь дома. Красивой смертью считалась смерть от меча. Поэтому в ритуале совершения сеппуку присутствовал ассистент – кайсаку, прекращающий мучения убивающего себя самурая ударом меча. Смерть через сеппуку считалась почетной у привилегированных сословий.

К сеппуку официально приговаривались самураи, совершившие преступление, недостойное пути настоящего воина. При этом приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Самурай, потерявший в бою хозяина, терял свой статус и становился ронином, после чего совершал сеппуку как лучшее доказательство верности и преданности.

Так поступили в 1703 году 47 мужественных ронинов, когда их господин Асано Такуми-но-Ками был спровоцирован на открытый конфликт и приговорен к сеппуку. Ронины обезглавили обидчика своего господина, а потом сами все вместе совершили ритуальное самоубийство. В наши дни могилы 47 ронинов в монастыре Сэнгаку-дзи являются местом паломничества как памятник кодекса чести самураев.

Ритуал

Юкио Мисима, японский писатель, совершивший харакири в 1970 году

В философии дзен-буддизма, формировавшей мировоззрение самураев, центром двигательной активности человека и местоположением его души считался живот (по-японски «хара»). Поэтому вскрытие живота (харакири) путем сеппуку осуществлялось для того, чтобы показать чистоту своих помыслов как доказательство правоты. Это было последней возможностью оправдать себя перед небом и людьми.

Церемония и правила выполнения сеппуку приобрели силу закона при сегунате Асикага (1338-1573 годы). Если ритуал проводился в комнате или храме, пол выстилался белыми татами. Когда сеппуку совершалось в саду, то вокруг покрытого песком места сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами белой материи. Белый цвет в Японии считается траурным.

При самоубийстве присутствовали представители сегуна и другие лица, выполняющие строго предписанные формальности. Наиболее ответственная обязанность возлагалась на кайсаку, который находился рядом с совершающим сеппуку и после ритуала отрубал ему голову. Приговоренный знал, что не будет долго мучиться, потому что на роль кайсаку назначался тот из его близких друзей, кто мог обезглавить тело одним ударом.

Совершавший сеппуку сидел на коленях в белом кимоно, а перед ним лежала стопка японской бумаги и стояла чашка с саке (традиционный японский алкогольный напиток. – Прим. ред.). Выпивая саке, самурай писал последнее короткое послание, обычно в стихах. Затем он усаживался так, чтобы до конца ритуала не мог опрокинуться назад и умереть в неблагородной позе. На принесенном подносе лежал обнаженный клинок, не имеющий рукояти. Чтобы клинок можно было держать в руке, часть его обматывали бумагой.

Секретарь английского посольства в Японии Алджернон Митфорд, приглашенный в середине XIX века на официальную церемонию сеппуку, так описывает этот ритуал: «Не спеша, крепкой рукой самурай поднял кинжал, лежащий перед ним. Он смотрел на него с грустью, почти с любовью. На миг остановился – казалось, он в последний раз собирается с мыслями, а потом вонзил кинжал глубоко в левую часть живота и медленно провел его вправо, после чего повернул лезвие в ране, выпуская наружу небольшую струйку крови. Во время этих невыносимо болезненных действий ни один мускул на его лице не пошевелился. Вырвав кинжал из тела, он наклонился вперед и вытянул шею. Лишь сейчас на его лице промелькнуло выражение страдания, но он не издал ни звука. В этот миг кайсаку, который внимательно следил за каждым его движением, поднял меч в воздух. Мелькнуло лезвие, раздался тяжелый, глухой удар и звук падения. Голова была отсечена от тела одним ударом».

Не для слабонервных!


Исаму Тё, японский генерал лейтенант покончил жизнь самоубийством, чтобы не сдаться американцам после битвы за Окинаву

Существовали различные способы выполнения сеппуку. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого лезвием делался резкий рывок вверх. Таким образом, открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности − хара, символически раскрывая истинные намерения самурая.

Сильные духом самураи применяли более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычного горизонтального разреза они извлекали нож и делали вертикальный разрез снизу вверх по животу от пупка до диафрагмы. В результате резаные раны образовывали крест, или японскую цифру 10 – дзю.

Самурай, пытающийся смыть с себя особый позор, после выпадения своих внутренностей омывал их в стоящей перед ним чаше с водой и вкладывал обратно в живот, очищая себя перед смертью. После этого самурай наклонялся вперед, не сгибая спину. Шею он держал прямо, чтобы кайсаку было легче отрубить ему голову.

Если отрубленная голова катилась по полу, обрызгивая свидетелей и приглашенных кровью, – это считалось дурным тоном. Правильно выполняемый ритуал предписывал кайсаку оставлять неразрубленным лоскут кожи на шее спереди. Тогда голова не отлетала, а откидывалась и висела на груди самурая, не пачкая никого вытекающей кровью.

После совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома или дворца предлагал им чай и сладости.

Сеппуку совершали не только мужчины. Но женщины, вынужденные совершить ритуальное самоубийство, часто не обладали достаточным самообладанием и внутренней силой. Они имели право умереть быстро, просто перерезав себе сосуды на шее острым ножом, который обычно вручался жене самурая в качестве свадебного подарка. Короткий меч (вакидзаси) для пронзания сердца вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Слабые же духом самураи просто дотрагивались до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову.

Современные традиции


Меч танто для церемониального убийства

В конце XIX века с изменением государственного строя Японии и завершением «эпохи самураев» официальное применение сеппуку было отменено. Последнее известное харакири, совершенное посредством крестообразного разреза живота, было выполнено японским генералом в начале XX века, когда умер его любимый император.

Множество профессиональных воинов в это время остались без дела и средств к существованию. Часть из них стали разбойниками, а некоторые, напротив, взяли на себя роль телохранителей в зарождающейся мафиозной организации – якудза, контролирующей игровой и развлекательный бизнес. Находясь на полулегальном положении, они пользовались авторитетом в обществе.

В настоящее время якудза контролируют в Японии не только теневой рынок, но и часть легального бизнеса и даже влияют на политику. Многие считают их наследниками самурайских традиций. Якудза сохранили высокую дисциплину, иерархичность отношений внутри клана и свой «кодекс чести», за нарушение которого существует ритуальное наказание для рядовых членов клана – отрезание мизинца на руке. Боссы якудза, преступившие законы организации, приговариваются к сеппуку.

Согласно традициям самурайского прошлого, если сеппуку должен совершить член клана, которому не доверяют или который не хочет накладывать на себя руки, ритуальный кинжал заменяется на веер, и после прикосновения осужденного к нему производится обезглавливание.

23.09.2014 0 12381


В Японии существует разновидность ритуальных убийств, которая возведена в настоящий культ в драматических пьесах театра Кабуки, благодаря которому она стала известна во всем мире.

На Западе такой обряд называют «харакири» , что дословно означает «вспарывание живота», — слово, которого впору стыдиться каждому воину-самураю. Правильный термин для его названия — «сэппуку» . Для японцев слово «сэппуку» исполнено особой тайны, которая связана с древним представлением о животе как вместилище разума.

Поэтому, совершая сэппуку, отважные мужчины тем самым очищали себя от греха, за что, собственно, они и умирали. Но хотя Японии этот ритуал принес широкую известность в мире, подобные церемонии наблюдаются повсюду в Азии, а Япония составляет только незначительную часть ее обширной территории. Некоторые племена в Восточной Сибири проявляли удивительную склонность к самоубийству, а самоеды, например, открыто утверждали, что самоубийство — это «акт, угодный Богу».

Синтоизм, который позже в своем лоне создал такой обряд, как харакири, процветал задолго до того, как китайцы принесли буддизм в Японию, еще в VI веке н.э. Такой первобытный синтоизм основывался на почитании предков и природы. Тысячелетие спустя он почти совершенно исчез из-за одерживаемого повсюду триумфа буддизма. Но синтоизм познал свое возрождение.

Эта отразилось на двух краеугольных принципах: мистическая преданность императору и накопление высоких моральных ценностей и добродетелей, оставленных в распоряжение потомков ушедшими из жизни предками. Эти два принципа были, конечно, взаимосвязаны, ибо моральные ценности в основном зависят от культа императора, который считался не только представителем Бога на земле, но еще и занимал вместе с членами своей семьи серединное положение где-то между Богом и человеком.

По традициям синтоизма, император не имел права когда-либо появляться на публике, и даже из числа привилегированных вельмож, которым дозволялось слышать его голос, только совсем немногие понимали его, так как он в таких случаях говорил на малопонятном священном наречии древнего японского языка. Такая неустанная погоня за добродетелями вызывала у человека презрение к этой земной жизни, заставляя его глубоко верить, что он непременно соединится со своими предками в раю.

Во время возрождения религии синтоизма возникло движение самураев — сплоченного, хорошо организованного общества, основанного правителями Токугава — сегунами, которые впервые пришли к власти в начале XVII века и правили Японией до 1867 года. Их правление известно в истории под названием «период Эдо», он получил название от столицы страны, которая сегодня называется Токио. Самурайская этика зиждилась на двух столпах-близнецах синтоизма: беспрекословное поклонение императору и строгий кодекс чести (бусидо).

Главное в бусидо — это неистовое стремление молодого воина принести себя в жертву, но только после того, как он сам сразит как можно больше врагов. Самураи, которых от других отличала прическа: выбритый впереди лоб и узел волос на макушке, а также наряд — кимоно, на котором обычно красовался значок клана, посвящали всю свою жизнь боевым искусствам. Они постоянно носили два меча — один длинный, второй короткий. Это оружие обладало особой мистикой.

Двуручный меч служил им для совершения легендарных подвигов, а коротким они обезглавливали павших на поле брани врагов — такой обычай мог быть и следствием древнего обычая «охоты за черепами». В конечном итоге короткий меч служил самураю и для самоубийства, и каждый из них знал, как делать себе харакири, — это умение достигалось повседневной тренировкой.

Такой весьма мрачный вид самоубийства впервые появился в VIII веке, а потом он был включен в кодекс чести всех самураев, и основой ему служил синтоизм. Самурай был обязан сделать себе харакири, чтобы не попасть в плен к врагу или чтобы смыть навлеченное на себя бесчестье.

В своей первоначальной форме акт харакири требовал громадного мужества и силы воли, так как он предусматривал два традиционных глубоких нареза на животе и потом последний роковой удар в брюшину. На практике довольно часто у жертвы не хватало сил, чтобы нанести себе довольно глубокую рану и покончить с собой, и за него его добивал товарищ, который, как того и требовал ритуал, стоял все время рядом, пока жертва разрезала себе живот. В таком случае он длинным мечом срубал ему голову.

В период Эдо жертва коротким мечом только вспарывала себе живот слева направо, и такой разрез часто оказывался неглубоким и не приводил к смерти. Тогда его товарищ приходил на помощь и обрывал его предсмертную мучительную агонию, отсекая несчастному голову. В это время воинов даже принуждали совершать харакири за позорные проступки.

Однако для японцев главный принцип оставался неизменным: если ритуал соблюдался так, как требовалось, то такой акт в любом своем аспекте носил чисто религиозный характер и был, по сути, религиозным жертвоприношением независимо от того, по чьей инициативе он осуществлялся — по собственному желанию жертвы или же был навязан ей сверху, — одно и то же название обряда соответствовало обоим его вариантам.

Обряд харакири дожил и до современной Японии, которая сформировалась с приходом туда иностранцев и падением режима Эдо в 1867 году. Хотя сословие самураев был упразднен как пережиток прежнего феодализма, ритуальные убийства все же еще проводились в ряде случаев. Дух самураев по-прежнему был жив, и японские пилоты-смертники, камикадзе, во Второй мировой войне также чтили кодекс бусидо.

Британский дипломат сэр Эрнст Сатов стал очевидцем проведения церемонии харакири в 1864 году. Японскому офицеру Таки Цензабуро было приказано лишить себя собственноручно жизни за то, что он обесчестил себя, открыв пальбу по недавно прибывшим в страну иностранцам. В буддийский храм были приглашены по одному представителю от каждого дипломатического представительства. Посланникам даже была предоставлена возможность поговорить с жертвой.

Осужденный на смерть офицер вошел в храм с левого придела в сопровождении двух «каишаку», или «самых образцовых людей», следом шли еще двое. Он опустился на корточки на небольшом, покрытом красной материей возвышении. На деревянной подставке ему передали меч, а он обратился ко всем присутствующим с просьбой стать очевидцами его героической смерти.

Потом он снял с себя верхнюю одежду, а длинные рукава рубашки завязал под коленями, чтобы не опрокинуться при совершении акта назад. Теперь он был по пояс обнаженным. Взяв кинжал в правую руку, как можно ближе к острию, он нанес вначале удар себе в грудь, а потом погрузил кинжал в левую часть живота, быстро распластав его уверенным движением слева направо.

После этого он неторопливо наклонился вперед всем телом, откинув назад голову далеко за спину, чтобы меч беспрепятственно опустился ему на шею. Один из «каишаку», который сопровождал его во время обхода двух рядов очевидцев, теперь стоял рядом с жертвой, истекающей кровью, высоко подняв вверх меч. Внезапно подскочив на месте, он опустил свой меч на шею несчастного с таким грохотом, словно в храме послышался удар грома. Голова покатилась по покрытому циновками полу...

Таки, по-видимому, сам попросил своего товарища об одолжении, чтобы церемония вспарывания себе живота не была столь болезненной. В других рассказах о подобных ритуалах приводится немало мрачных, просто чудовищных подробностей. Например, иногда самураи, зарывшись руками в брюшину, вырывали, раздирая, свои кишки.

В более ранней разновидности обряда харакири жертва после вспарывания мечом себе живота им же разрезала сонную артерию, чтобы ускорить смерть. Такой метод применялся крайне редко, но все же отмечен один подобный случай в 1912 году, когда умер император Мэйдзи. Генерал, граф Ноги, герой осады Порт-Артура во время Русско-японской войны 1904—1905 гг., принял решение следовать за своим повелителем в могилу.

Ноги Марэсукэ — генерал Японской империи и третий генерал-губернатор Тайваня

Он не только сделал глубокий разрез живота по диагонали, но и перерезал сонную артерию, то есть совершил подвиг, требовавший особого, беспримерного мужества. Его жена последовала примеру мужа, перерезав себе кинжалом горло точно в такой манере, которая предписывалась в таких случаях всем женщинам — супругам самураев.

После успешного завершения войны Японии с Китаем в 1895 году несколько человек совершили харакири, но не для того, чтобы таким образом отметить победу, а в знак протеста против слишком мягких, по их мнению, условий мирного договора, которые добровольные жертвы сочли для себя бесчестьем.

Последние обряды харакири состоялись в 1945 году после капитуляции Японии, но тогда жизни себя лишила небольшая группа японцев, в основном старших офицеров.

Современная Япония вот уже много лет находится в первой тройке стран по количеству суицидов. Большинство причин самоубийств идентичны с остальными странами. Однако Япония прочно держит первое место по самоубийствам как способе избежать позора.
Надо заметить, что японцы довольно легко добровольно расстаются с жизнью, поскольку такой уход в Стране Восходящего Солнца всегда поэтизировался и считался почетным.

Самоубийства в Японии

Среди стран «большой семерки» Япония занимает 1-е место по количеству самоубийств на душу населения – в среднем 90 случаев в день. В конце 90-х одной из самых читаемых и почитаемых книг в Стране Восходящего Солнца, настоящим лидером продаж была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». Правительство пытается бороться против этой «эпидемии» самыми разными способами, даже штрафами – самоубийцы не имеют права использовать для своих целей чужую собственность, иначе родственников покойного ждут серьезные финансовые трудности. Для примера: самоубийца бросился под поезд – платите железнодорожной компании; повесился на съемной квартире – платите домовладельцу.
Но даже это не останавливает желающих свести счеты с жизнью, зато формируют новые традиции суицида. Японские самоубийцы все чаще предпочитают сесть в свою машину, провести резиновый шланг от выхлопной трубы в салон, плотно закрыть все окна и тихо задохнуться, оставив записку с просьбой никого не винить…
В 2003 году жизнь самоубийством покончили 34427 японцев. То есть, на каждые 4250 граждан страны приходится один самоубийца. Суицидники молодеют. Резко увеличилось количество покончивших с собой учеников начальной и средней школы. В Японии количество суицидов в 2 раза больше, чем в Великобритании и в 3 раза больше, чем количество смертей, наступивших в результате ДТП. Правительство «весьма обеспокоено создавшейся ситуацией».
Кроме того, в последнее время в Японии, как грибы после дождя, появляются веб-сайты, посвященные самоубийствам. Благодаря этому в стране постоянно растет число не только индивидуальных, но и групповых самоубийств. Групповые самоубийства совершают молодые люди в возрасте 18-25 лет. Они всегда выбирают один и тот же способ ухода из жизни – отравление угарным газом.
Другой распространенный вид самоубийства в Японии – уход из жизни семьями. Самоубийство совершают муж, жена, их престарелые родители и все дети. В этих семьях, как правило, 4-5 человек малолетних детей. Все они выбирают разные способы ухода из жизни. Иногда отец убивает всех членов семьи, проломив им головы, а затем вешается сам.
В свое время в тогда еще Советском Союзе много шума наделала японская кинолента «Легенда о Нараяме», в которой рассказывается об одной из наиболее варварских, с точки зрения европейца, японских традиций, сохранявшихся вплоть до XIX века. Этот обычай, конечно, не совсем, суицид, но тем не менее… Речь идет об обычае, когда старший в семье сын относил своих престарелых родителей на гору Нараяма и оставлял там умирать от голода, холода и когтей диких зверей.
Повторюсь, что, с точки зрения европейца, эта традиция совершенно дикая. Однако, с точки зрения, японца она имеет свою чисто утилитарную функцию: провизии в японских деревнях не хватало, и те, кто сам не мог себя обрабатывать недостоин был есть.
Любопытно, что, если дети вдруг «забывали» о своей обязанности – отнести родителей на Нараяму, те сами напоминали им об этом.
Стоит заметить, что все виды ухода из жизни в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия:
докуяку дзисацу – самоубийство ядом, или снотворным; дзисю дзисацу – утопление; тоосин дзисацу – суицид путем прыжка с высоты; сеппуку - самоубийство путем вспарывания живота.
Ниже речь пойдет о об одном из видов ритуальных самоубийств – сеппуку.

Что такое сеппуку

Если в двух словах, то сеппуку – это ритуальное самоубийство японских самураев путем вспарывания живота.
Если говорить о таком способе ухода из жизни, то большинство из нас, скорее вспомнит термин «харакири».
В этом смысле следует пояснить, что в японском языке одни и те же иероглифы могут читаться двояко: в данном случае и как «харакири», и как «сеппуку». Однако в Японии сложились свои предпочтения в терминологии. Сами японцы склонны читать иероглифы как «сеппуку», когда речь идет именно о ритуальном самоубийстве, совершенном в соответствии с вековыми традициями. В других случаях, даже когда речь идет о самоубийстве, совершенном пускай теми же видами холодного оружия и теми же способами, но без соблюдения остальных правил древнего ритуала, японцы предпочитают термин «харакири». Следует также заметить, что те два иероглифа, которые употребляются в случае обозначения этих двух терминов, меняются местами. При обозначении «сеппуку» они пишутся так – 切腹 (сначала идет иероглиф «резать» а потом - «живот»), при обозначении «харакири» так - 腹切 (сначала идет иероглиф «живот», потом – «резать»).
Сеппуку являлось ключевым моментом бусидо (путь воина – авт. ), кодекса чести самураев, оно совершалось воинами в целях избегания попадания в плен и для смягчения
позора. Самурай также мог сделать сеппуку по приказу своего даймё (господина – авт . ). В более позднее время воинам, которые каким-либо образом провинились, также разрешали сделать сеппуку, а не убивали в обычном порядке посредством обезглавливания.
Первое сепукку было совершено дайме из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при городе Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Подобный способ сведения счетов с жизнью быстро распространился среди военного сословия и стал почетным для самурая способом избежать позора.
Скорее всего, вспарывание живота как один из наиболее эффективных и быстрых способов умерщвления стало популярно среди самурайского сословия средневековой Японии по нескольким причинам.
Во-первых, это быстрый и относительно безболезненный способ расстаться с жизнью был более предпочтителен нежели долгие пытки в плену, ведь остаться в живых после обширной проникающей раны живота практически невозможно.
Во-вторых, способность вспороть себе живот недрогнувшей рукой доказывала мужество и высокую степень самообладания самурая, его презрение к смерти.
В-третьих, свою роль сыграли и причины более утилитарного характера, а именно постоянного наличие при себе орудия самоубийства – меча.
Очень часто сеппуку называли «последним доводом самураев».

Немного истории

Несколько тысяч лет Япония была изолирована от внешнего мира. Конечно, во многом этому способствовала ее география – дальневосточное островное государство, но не это главная причина. Японцы вполне сознательно самоизолировались от влияния культур соседних государств, не желая быть ни на кого похожими, оставаться самобытными. Нарушение этого правила каралось смертью даже в отношении простых рыбаков, которые не по своему желанию, а волею шторма уносило в Корею или Китай.
Вообще, феномен ритуальных самоубийств возник очень давно: около двух тысячелетий назад похожие языческие обряды практиковались не только на Японских или Курильских островах, но также в Маньчжурии и Монголии. Древние предки самураев вели долгие и ожесточенные войны с племенами айнов, населявшими в те времена Японские острова, и позаимствовали у них не только сам кровавый обычай, но и генетически впитали их воинственный дух: часть тех непокорных племен была истреблена, а часть ассимилирована японцами.

Ритуал

Со временем сеппуку превратилось в настоящий ритуал. Иногда он проводился в комнате на татами, но чаще всего на покрытом песком месте в саду.

Специально отведенное место в саду для совершения сеппуку

Обычно присутствовали трое представителей господина и/или сегуна, которые должны были наблюдать за самоубийством и написать потом отчет, разные другие лица и кайсяку (ближайший родственник или друг самоубийцы; он выбирал его сам – авт. ) , которого иногда еще называют «вторым» - человек, завершающий ритуал.

Кайсяку с мечом
готовится завершить ритуал

Совершавший сеппуку, облаченный в белое кимоно (белый в Японии – цвет траура – авт .) сидел в сэйдза (поза сидения на коленях («по-японски»), является традиционным японским способом сидения на полу – авт. ), и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи (белой японской бумаги), маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал хокку (оригинальное японское стихотворение, состоящее из 17-ти слогов – авт .) , которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая.
Интересно, что стихи, сочиненные перед совершением сеппуку, были неизменно поэтичны: в них шла речь о красоте окружающей природы, о бренности мира, а вовсе не о делах или обидах. Ниде мы приводим типичные образцы таких стихов, написанных тысячу лет назад:
Все прекрасно, как сон.
Сон придет и уйдет.
Наша жизнь − сон во сне…
Обата Акира

Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже все равно…
Масамунэ Акира

Под порывом весеннего ветра цветы опадают,
Я еще легче с жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано


Генерал Акаси Гидаю готовится совершить
сеппуку после проигранной битвы за своего
господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только
что написал свой предсмертный стих, который
можно видеть в верхнем правом углу картины

Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх
стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок (кусунгобу или вакидзаси – авт. ) .

Кусунгобу


Вакидзаси

Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.
Способы вскрытия живота были четко регламентированы, для чего существовало с десяток подробно описанных методик. Для европейцев это может показаться если не диким, то чрезвычайно странным, однако в самурайских семьях было принято знать и уважать не только сам ритуал, но и практические способы его совершения. Поэтому юные самураи начинали постигать тонкости совершения сеппуку с детства. Этому же, но с учетом их специфики, обучали и девочек. Женщины из самурайских семей считали для себя позором не суметь покончить с собой. А ритуальные кинжалы для этого были обычным свадебным подарком невесте от жениха.
Ритуальный кинжал, кстати, назывался кайкэн, а само ритуальное действо, совершаемое женщиной, - дзигай.


Кайкэн


Ритуал дзигай

Строгим правилом женского варианта ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно.
Самым обычным для мужчин был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсяку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка – чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток.
Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову; причем при соблюдении правильного ритуала, кайсяку оставлял неразрубленной небольшую часть шеи спереди. Конечно, кровь все равно хлестала, но голова не отлетала и не катилась по полу - это считалось дурным вкусом. Полностью рубили головы только преступникам.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее.
Для сильных духом людей существовал еще более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычно горизонтального разреза они извлекали нож и делали себе вертикальный разрез снизу вверх посередине живота (от пупка до диафрагмы). В результате резаные раны образовывали по форме крест, японскую цифру 10 (дзю).
Иногда случаи совершения сеппуку доходили до абсурда. Например, сохранилось описание инцидента, когда два самурая начали спорить между собой из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда они проходили по узкой дворцовой лестнице. Недолгий спор закончился тем, что оба совершили сеппуку.

Сеппуку как смертная казнь

Хотя добровольное сеппуку было наиболее распространенной формой, также существовали обязательные формы этого ритуала.
В частности, оно использовалось в качестве смертной казни для опальных самураев, особенно в отношении совершивших неспровоцированные убийства, грабежи, государственную измену или бравших взятки.
Между добровольным сеппуку и сеппуку «по принуждению» существовала определенная разница, например, в последнем случае семья самоубийцы не очищалась от вины и в зависимости от тяжести проступка ее могли понизить в ранге и/или конфисковать половину – или все – имущество покойного.
Также, к примеру, в случае проступков привилегированных лиц, влекущих за собой смертную казнь, казнь через обезглавливание могла быть в порядке снисхождения заменена на сеппуку с участием кайсяку. Однако, подобное снисхождение делалось только в тех случаях, когда проступок не противоречил этике – во всех остальных случаях применялось именно обезглавливание.

Сеппуку в современной Японии

После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сеппуку в качестве смертной казни было отменено.
Но сэппуку, совершаемое добровольно, полностью не исчезло. Как известно, десятки людей, в том числе и военнослужащие, совершили сеппуку в 1895 г. в знак протеста против возвращения завоеванных территорий Китаю
Случаи сеппуку нередко встречались и в XX.
В 1912 г., когда скончался император Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили «дзюнси»: в день похорон императора генерал отправился во дворец и воздал последние почести своему императору. Вечером он вернулся домой, поужинал с женой и после захода солнца, когда пушечные залпы возвестили о том, что катафалк с телом императора проезжает через дворцовые ворота, генерал Ноги и его жена Сидзуко сели напротив портрета императора, после чего генерал вспорол себе живот, а Сидзуко, одновременно с этим, вонзила себе в сердце кинжал… Рядом с телами осталось завещание Ноги, в котором были такие строки: «Я не могу более служить своему господину. Находясь в глубоком горе по причине его смерти, я решил окончить свою жизнь». На дворе стоял 1912 год, закончилась эра Просвещенного правления, положившая начало современной Японии – лидеру в науке и технике.
Также в конце Второй мировой войны многие японские солдаты и гражданские лица предпочли умереть, чем сдаться.
В 1970 г. известный писатель Юкио Мисима и один из его последователей совершили публичное сеппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки провокации вооружённых сил на совершение государственного переворота. Мисима совершил сеппуку в кабинете генерала Канэтоси Масит. Его кайсяку был 25-летний Масакацу Морита, который трижды пытался отсечь Мисиме голову, но неудачно. Наконец, один из соратников Мисимы Хироясу Кога сумел совершить требуемое по ритуалу.


Юкио Мисима

После этого Морита попытался совершить сеппуку сам, однако нанесенные им раны были слишком неглубоки, чтобы стать смертельными, поэтому он подал сигнал, по которому Кога обезглавил и его.

Харакири, или, как говорят сами японцы, сэппуку, - это способ ритуального самоубийства, принятый среди сословия самураев в Средние века и практиковавшийся до XX века.

Сэппуку - это традиция, напрямую связанная с отношениями между вассалом и сувереном, самураем и его даймё (князем). Поэтому сэппуку является элементом властных отношений. Харакири совершали только самураи - это было привилегией их сословия. Ритуальное самоубийство совершалось в следующих случаях: если сюзерен приговаривал самурая к подобной казни или, если самурая оклеветали, обвинив его в предательстве господина, он мог прибегнуть к сэппуку в качестве самооправдания и таким образом доказать свою невиновность и верность сюзерену.

Как известно, сэппуку представляет собой процедуру вспарывания живота, крайне болезненную и мучительную. Этот ритуал был тесно связан с представлениями японцев о жизненной силе: они считали, что живот является самой важной частью тела, в которой и находится жизненный центр организма. И, совершая этот ритуал, ты эту жизненную силу ликвидируешь.

В японском обществе подобная казнь считалась почетной. Во-первых, поскольку самурай лишал себя жизни сам - по своей воле или по приказу господина, а не подвергался смерти от руки другого. Во-вторых, подобная мучительная смерть есть испытание, которое самурай с достоинством проходит, умирая с честью. Если самурая приговаривали к сэппуку, его семья не подвергалась гонениям, сохраняла свою фамилию и имущество. Недостойной же являлась казнь путем усекновение головы, считавшаяся великим позором, когда голову преступника выставляли на всеобщее обозрение и возили по всему городу.

Традиционно в ритуале сэппуку принимали участие два человека: собственно, тот, кто совершает самоубийство, и его «секундант», помощник. Как уже было сказано, процедура вспарывания живота крайне мучительна и мгновенной смерти обыкновенно не приносит. Поэтому самурай выбирал себе помощника, который стоял рядом с ним, и после того, как он вспарывал себе живот, секундант должен был отрубить ему голову, избавив тем самым самурая от дальнейших мучений.

В европейской христианской культуре существует жесткий запрет на самоубийство, а в японской культуре запрета на него никогда не существовало. У христиан считается, что тело человека принадлежит не ему самому, но Богу, его сотворившему. Лишая себя жизни, человек идет против воли Бога, совершая грех. В Японии же считалось, что твое тело принадлежит родителям или господину и своим телом ты должен им служить. Тело самурая принадлежит его даймё.

Следует отметить, что случаев совершения харакири в истории Японии было на самом деле не так много. Массовая культура растиражировала образ самурая, совершающего харакири, поэтому у зрителя может возникнуть впечатление, что сэппуку было крайне распространенной и даже будничной практикой любого самурая, но это, разумеется, не так. Этот ритуал был достаточно редким явлением, и уже в XVIII веке был запрещен такой вид сэппуку, когда после смерти сюзерена наиболее преданные ему вассалы совершали самоубийство. В Средние века среди самурайского сословия умереть вслед за своим господином считалось хорошим тоном. Но уже в начале XVIII века это было законодательно запрещено, и в связи с этим количество совершенных харакири заметно уменьшилось.

Окончательно сэппуку было запрещено во второй половине XIX века после установления постоянных связей Японии с европейцами. Последние посчитали харакири варварским и антигуманным способом умерщвления, после чего оно было заменено на более привычные для европейцев повешение и расстрел. Тем не менее случаи харакири зафиксированы и в ХХ веке. Они были уже редки, но вызывали большой общественный резонанс - именно в силу своей редкости. Так, после поражения Японии во Второй мировой войне к харакири прибегло несколько военных чинов, а самый последний громкий случай - это самоубийство знаменитого писателя Мисима Юкио в 1970 году.




Top