Кто русских писателей принимал участие. Какие российские писатели «шли против системы»

Контрабанда животных

Задержанные в порту Суpaбaи в Индонезии кoнтpaбaндиcты перевозили 24 жeлтoхoхлых кaкaду в плacтикoвых бутылках.

Еcли бы пoгpaничникaм нe удaлocь oбнapужить контрабанду, peдких птиц пpoдaли бы нa чеpнoм pынкe по $1000 за кaждoгo. Нeизвecтнo, вce ли птицы выжили. Желтoхoхлыe кaкaду, кoтopыe зaнeceны в peecтp Мeждунapoднoгo coюзa oхpaны пpиpoды и пpиpoдных pecуpcoв, находятся под угрозой вымирания. Винoй тoму выpубкa лecoв и бpaкoньepcтвo.


Полицейские несут голову бенгальского тигра в индийском Нагпуре. По заявлению полиции, аэропорту были арестованы два браконьера, имевших при себе шкуру и голову тигра.


Новорожденный детеныш панголина в клетке во время пресс-конференции в Бангкоке. Таможенные службы Таиланда обнаружили 175 панголинов в кузове грузовика, следовавшего в Бангкок.


На границе Китая и России в Маньчжурии таможенники задержали двух российских граждан, пытавшихся перевезти через границу 213 медвежьих лап, спрятанных в старых автомобильных шинах. По приблизительным подсчётам браконьеры лишили жизни не менее пятидесяти четырёх мишек. Охотники рассчитывали на хорошую прибыль. В Китае за один килограмм деликатесных медвежьих лап можно выручить за $800.


Таможенники в Сальвадоре обнаружили более 90 черепах, обезьян и попугаев были, помещенных контрабандистами в пластиковых мешках в мусорном контейнере.


Грузовик контрабандистов с длиннохвостыми макаками, направлявшийся из Вьетнама в Китай, задержан в городском округе Чанша, провинция Хунань.


Офицеры таможенной службы Китая проверяют 645 контрабандных волчьих шкур, изъятых в международном аэропорту Пекина. Это крупнейшая партия шкур за несколько десятков лет.


Пара детенышей паукообразной обезьяны сидит в гамаке в Федеральном центре охраны дикой природы в Мехико. Животные были обнаружены в сумке на вокзале. Несколько других обзъян, которых контранадист провозил вместе с ними, погибли.


Полиция в индонезийском Денпасаре сорвала попытку контрабанды 70-ти зеленых черепах, которым предстояло быть съеденными посетителями ресторанов.


Задержанный браконьер рядом с убитыми панголинами в китайском Гуанчжоу. Панголины находятся под угрозой исчезновения, но они по-прежнему востребованы в Китае, где их мясо является деликатесом, а также, как считается, обладает лечебными свойствами.


Немецкий таможенник держит голову белого медведя, которую, вместе со шкурой, попытались провезти в Германию из Норвегии.


Детеныш морского крокодила, конфискованный наряду с еще 27 рептилиями у контрабандистов в Индонезии.


Коллекция конфиската в Службе охраны рыбных ресурсов и диких животных США (Wildlife Service Repository) в Колорадо.


Конфискованные когти черного медведя и ювелирные изделия из них в Wildlife Service Repository.

Хоть чучелом, хоть тушкой

Многие птицы прилетают к нам весной - факт общеизвестный. Менее известно, что именно с наступлением тепла особенно активно перемещаются они не только "на своих двоих", но и "на двоих чужих" - дюралевых. Весной входит в активную фазу контрабандный ввоз в страну пернатых. На прошлой неделе в Домодедове задержали целую партию таких путешественников поневоле. Что и неудивительно: контрабанда птиц и животных не первый год фигурирует как одна из очень прибыльных.

Спрос - предложение

Предложение рождается спросом. Однако доминанту этого спроса все-таки формируют отнюдь не любители братьев наших меньших. Панты, засушенные эмбрионы, жилы, хвосты изюбря и марала. Черепахи - живые и их части. Клыки и пенисы моржей. Сушеный трепанг. Мускусная железа кабарги. Желчь, лапы, глаза, кости медведя и тигра. Шкуры тигра, леопарда, бурого, белого и гималайского медведей. Все эти жилы, эмбрионы да железы - сырье для препаратов традиционной восточной медицины. Именно поэтому везут их из России и через Россию в Китай, Японию, Южную Корею, КНДР, Сингапур, Гонконг. Мех, конечно, для тепла и красоты.

В Россию же да в Европу не везут разве что живых слонов. Хотя Европе, к примеру, всегда была интересна именно слоновая кость. И чтобы удовлетворить потребности европейского рынка, еще в конце XIX века ежегодно уничтожалось около 70 тысяч слонов. Правда, передовые умы того времени этим обеспокоились, и в 1900 году по инициативе Великобритании и Германии была созвана Международная конференция с целью защитить африканскую фауну. И что же? По данным статистики, в начале 80-х годов прошлого века люди уничтожали ежегодно уже не по 70 тысяч слонов - в четыре раза больше. А ведь к тому времени уже не первый год действовала Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (россиянам она известна как Конвенция СИТЕС - от английской аббревиатуры ее названия).

Конвенция опоздала

У конвенции три приложения, известные как Красная книга. Они перечисляют виды представителей мировой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения. Третье приложение учитывает интересы отдельных государств. Так что международная торговля более чем 40 тысячами видов животных и растений с момента принятия конвенции может осуществляться только при определенных условиях. Строгость этих условий определяется тем, насколько тот или иной вид уже пострадал от немилосердного внимания человека.

Впрочем, конвенция сильно припоздала. К примеру, для стеллеровой морской коровы: последнюю представительницу этого вида люди съели в 1768 году - всего через 27 лет после ее открытия и начала активного промысла.

В 1914 году в Цинциннатском зоопарке умер последний странствующий голубь. Этих голубей очень ценили за необыкновенно вкусное мясо. И было их так много, что для добычи не приходилось даже стрелять. Просто в период гнездования, когда еще не умеющие летать, но уже поднабравшие жирку птенцы находились в гнездах, люди ночью подкрадывались к этим гнездам и длинными шестами сбивали всех, кого достанут, - и детей, и родителей. Если шесты не доставали до гнезд, люди срубали деревья, на которых эти гнезда были свиты. Птицы падали дождем, и на базарах тушки несчастных не взвешивали, а "отсыпали" мерами - по объему, как зерно.

Попугаям повезло

Попугаям повезло чуть больше: их покупатель ждет живыми. И тем не менее есть виды этих смышленых пернатых, которых в мире осталось всего 50 пар. Хотя с точки зрения бизнесмена это даже хорошо: редкую птицу, приобретя у тех же африканцев за бесценок, можно продать дороже. Как вам покажется птичка ценой пять - семь, а то и в тридцать тысяч долларов? Внесенный в первое приложение СИТЕС попугай ара оценивается примерно так. Хотя, конечно, птиц из первого приложения относительно редко ввозят в Россию по воздуху - слишком большие и шумные. Имеются другие пути. Впрочем, с шумливостью крупных особей давно научились бороться при помощи транквилизаторов да наркотиков. А бывает, им просто обматывают клювы скотчем, связывают лапки и туго пеленают. В таком виде бросают в обыкновенную спортивную сумку и иногда даже пытаются пронести как ручную кладь.

Полудохленькие, одурманенные птички помельче перелетают тесной компанией: в коробку из-под бумаги для ксерокса ухитряются набить 100-150 особей. Могут взять коробку побольше, к примеру, из-под DVD-плейера - и в багажный отсек. Где примерно пятая часть из них неминуемо погибает. Еще процентов тридцать невольниц отдает богу душу при дальнейшей транспортировке и акклиматизации. Так что до потребителя доходит примерно половина этого живого товара. Но, оказывается, и при подобных "издержках" бизнес этот очень выгоден.

Попугаям, задержанным на прошлой неделе в аэропорту Домодедово, повезло - их перемещали через границу почти легально, а посему в трезвом уме и здравой памяти. Почти легально потому, что запрет Конвенции СИТЕС, конечно же, не абсолютен. Провоз объектов дикой фауны и флоры допустим, но при наличии определенных разрешительных документов. Выдают эти документы административные органы той же СИТЕС. Так вот, задержанный на прошлой неделе поставщик живого товара - включенных в приложение неразлучников и карел - в огромной и вполне легально перемещавшейся клетке вез из Узбекистана вперемешку с обычными волнистыми попугайчиками. И не только вперемешку, но и под видом волнистых попугайчиков. Так что документы были в порядке, если, так сказать, не вглядываться в лица. Но человек в темно-синих погонах все-таки вгляделся - и пернатым гостям пришлось преодолеть обратный путь, правда, уже в куда более комфортных условиях и под своим именем.

Вот змеюки!

Впрочем, часто живой товар перемещают через границу люди, можно сказать, случайные, и есть все основания полагать - не за слишком уж и большие деньги. В начале этой недели домодедовские таможенники воспрепятствовали незаконному провозу через границу... змей. Причем змей, уже расставшихся с жизнью, везла гражданка Вьетнама. А, надо сказать, при досмотре прибывающих из этой страны пассажиров таможенники особенно бдительны: контрабанда идет серьезная и привычные критерии в отборе багажа для досмотра не всегда срабатывают. Обычно стражей экономической безопасности страны настораживают люди напряженные, явно или неявно нервничающие. Вьетнамцы же ступают на российскую землю в таком состоянии все поголовно: лица перепуганные, глаза в пол-лица.

Так вот, недавняя эта контрабандистка привлекла к себе внимание тем, что была, наоборот, на удивление спокойна. Может, тертый калач? Проверили паспорт - летит впервые. Тогда проверили багаж: среди прочего - рисоварка. А что в ней? Там, куда, очевидно, нужно класть рис, таможенники увидели.. змей. Пять, по некоторым признакам, ядовитых, но, похоже, уже неопасных: в пакете и в прозрачной жидкости, как потом оказалось, в спирте. И что ж тут удивляться? Сырье и для целых народов еда.

Кстати, сегодня есть виды крупных змей, сохранившиеся лишь в неволе, во многом благодаря усилиям любителей животных. Хотя мелких, конечно, преимущественно ввозят.

Как и крупных змей, удается разводить в неволе ящериц, хамелеонов. Для многих пресмыкающихся да и птиц схема примерно тоже такая: пару вывозят, допустим, в Чехию, на Украину или в тот же Узбекистан, там она акклиматизируется и начинает давать потомство - существуют специальные питомники. Но вот попытки ввезти таких животных в Россию, бывает, квалифицируются как контрабанда по разным причинам: бывают не в порядке документы, а бывает, так взаимодействуют законы двух стран.

Кому легко?

Впрочем, есть все-таки категория животных и птиц, которых снабдить соответствующими разрешениями легко. К примеру, животных из едущего на гастроли цирка или путешествующих по каким-либо причинам обитателей зоопарков, зверинцев. Легко снабдить разрешением на провоз животных и из подобных только что упомянутым питомников по разведению редких видов, даже если их разводят в коммерческих целях.

В Таиланде, да и не только, есть фабрики по производству... крокодилов - крокодилы тоже из приложения СИТЕС. Но эта организация тем не менее дает им разрешение на, если можно так выразиться, хозяйственное использование начавшего было вымирать вида. Потому что процентов двадцать своих питомцев фабриканты выпускают в дикую природу, то есть прилагают усилия к восстановлению популяции. Ну а тех, кому не повезло, пускают на мясо да кожу - ценность их общеизвестна. Но эту кожу и изделия из нее, снабженные разрешением административного органа СИТЕС, таможенники пропустят через границу с чистым сердцем.

Живых крокодилов ввезти сложнее. Во всяком случае, по воздуху. Но ввозят. И если видом маленького симпатичного крокодильчика соблазняется не специалист, а кто-либо, ищущий таким странным образом душевной теплоты, исход может быть трагичным. Ведь крокодилы растут очень быстро, и не слишком крупный из них - с крупную человеческую особь - метр восемьдесят. Только зубки у крокодила совсем не как у человеческой особи. И этому самому неспециалисту со стремительно подрастающим своим другом общаться становится все равно что одновременно с тремя чужими ротвейлерами, с той только разницей, что крокодил команд не знает и знать не стремится. И не здесь ли причина появления этих африканских хищников... в Днепре, аккурат там, где Киев стоит? Был такой эпизод. И вряд ли крокодил "притек" к берегам славного этого города вместе с водой, скорее всего таким образом избавились от стремительно становящегося опасным животного-компаньона. А ведь и правда, не убивать же!

Кстати, к вопросу о "не убивать же". Несколько лет назад на Урале в одном из озер обнаружили... пиранью. Вряд ли она сама там каким-то образом вывелась. И не известно, удалось ли ей там дать потомство. Но знающему, что пиранья - та самая рыбка, что от живого оставляет лишь скелет моментально, в озеро входить, я думаю, не захочется.

Чем опасны шкуры да головы

Но крокодилов "фабричного производства", конечно же, на всех не хватает, вот и везут их через границу на "авось проскочим". В результате на складе временного хранения шереметьевской таможни сегодня "проживает" более сотни чучел крокодилов. Будущее их печально: полежат-полежат да и будут сожжены - но не ранее, чем будет на то воля суда. Уничтожать то из задержанного на границе, что потенциально опасно, - кредо стражей нашей безопасности. Однако чем могут быть опасны все эти кожи, головы, черепа да панцири, когти, клыки да бивни, равно как и изделия из них - пепельницы, браслеты, кольца и пр.? Оказывается, как потенциальное средство переноса инфекции.

А живое? К живому отношение на таможне еще более настороженное. Ведь если в той же коробке из-под бумаги среди крылатых невольников оказался даже один носитель инфекции, то он за время пути свое черное дело все же, возможно, сделал.

Но куда же девают этот "дышащий конфискат"? До недавнего времени недалеко от Шереметьева функционировал пункт передержки животных. Потом он сгорел, а с ним и более двухсот попугаев. Так что сегодня каждое задержание несанкционированного живого груза - дополнительная головная боль для таможенников. Хоть Конвенция и требует возвращать животных в страну, из которой те прибыли, не всегда это сразу получается. Вот и пытаются задержавшие пристроить бедняг, что называется, в хорошие руки. В качестве обладателя таковых чаще всего вспоминают здесь о зоопарке. Но при этом имеются свои сложности, сопряженные именно с тем, что все контрабандное живое - тоже потенциальный переносчик инфекции. Насколько реальна опасность, постоянно доказывает жизнь: недавно принятая таким образом в зоопарк партия птиц поставила под угрозу представителей редкой популяции тамошних обитателей.

Правда, для определенной категории этих невольных нарушителей международных договоренностей не исключен и еще один сценарий: продолжить свой (не обязательно, кстати, скорбный) путь по территории России. Речь о животных, конфискованных по причине всего лишь их недекларирования. Чаще всего такое некорректное свое поведение хозяева этих нарушителей поневоле объясняют просто: не знал.

Однако незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает. Незаконное же перемещение включенных в Красную книгу образцов флоры и фауны, их частей и дериватов, независимо от стоимости, должно повлечь за собой возбуждение уголовного дела и квалифицироваться как контрабанда. Но на практике возбуждается административное дело, в рамках которого объекты задерживаются, ведь как иначе их вернешь на родину? Уголовный кодекс РФ с недавних пор с Конвенцией СИТЕС корреспондируется плохо: статья о конфискации объектов правонарушения, как мера пресечения контрабанды, из него не так давно изъята, так что контрабандистам жить стало легче, жить стало веселее. Возбуждается дело об административном правонарушении. Конфискация животного производится по решению суда - тот самый случай, когда решение это принимается оперативно. Еще одна мера пресечения - штраф. И те, кому животные дороги, этот штраф платят. Тогда, если ветслужба дает "добро", животных возвращают их хозяину. Но такой ход событий - скорее исключение, чем правило. Пишет "Российская Газета"


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

February 7th, 2015

Сразу было интересно
Потом страшно.
Потом грустно.

Учителя литературы в школе заставляют детей анализировать и понимать стихи алкоголиков, покончивших жизнь самоубийством. (с)
Выглядело полушуткой. Оказалось, зря.

Стало мне интересно, кто они, эти русские писатели и поэты, и кто их пороки.

Страшно, что их проходят в школе - в подростковом возрасте, когда так хочется подрожать кумиру.
Грустно оттого, что создается впечатление об алкоголизме, наркотиках, самоубийствах как о неизменных спутниках творчества, своего рода платы за него.

Про Есенина , конечно все знают, что он алкоголик. Его стихи проходят в школе.
Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесившись. Ее проходят в школе
У Булгакова есть цикл повестей "Записки юного врача", основанный на событиях его жизни. Совершенно потрясающие произведения, без иронии. Я их перечитывала не один раз. Среди них "Морфий". небольшие выдержки оттуда. Про Булгакова как раз и приходят мысли о "плате" за творчество.
Да, Булгаков наркоман. Его тоже проходят в школе.

Я вот призадумалась. Правильно ли анализировать произведения писателей и поэтов, без учета факта, что они были психически нездоровы? Иногда об этом сообщают, мельком, чаще умалчивают.
А ведь это влияет на их творчество . Иногда это и есть причина их творчества в том виде, в каком мы его знаем.

С одной стороны, странно сказать школьникам: "Это X, алкоголик, великий русский писатель, самоубийца"
С другой стороны, зачем вообще детям слышать в школе сочетания о достойных писателях и алкоголизме, наркотиках, самоубийствах и прочих пороках? Мы же пытаемся научить их тому, что это плохо, зло, никогда не пробуй. А тут - писатель, поэт, с экранов телевизоров - актер, певец и т.п. Слава и популярность. Какая-то двойная мораль.

Большинство взрослых способны понять, что у медали есть две стороны, и отделить семена от плевел. Потому что система жизненных ценностей уже сформирована. Но в ранней юности этому еще только учатся и именно в подростковом возрасте пробуют алкоголь, сигареты, наркотики, начинают задумываться о ценности жизни и значении смерти. Хочется проверить всё на личном опыте.
Зачем в этом возрасте позитивные примеры пороков?
Или если ребенок не открыл томик Есенина в 16 лет, то в 25 он его уже не оценит?
И также верно, что если убрать всех, кто дружил с пороками - то слишком много убирать придется.
Может тогда правильно изучать произведения вне контекста биографии его автора? Без " "="что хотел сказать алкоголик/наркоман и т.п.", а как-то только с точки зрения личных впечатлений детей о произведении?

У меня нет ответов на эти вопросы.
Единственное, в чем я уверена - в том возрасте, когда проходят эти произведения, ввиду отсутствия жизненного багажа и опыта, дети еще не способны понимать настоящую связь жизни автора с его творчеством. Иногда осознать и полное отсутствие этой связи по причине психических отклонений в момент написания произведения.
Отстраненно отнестись к порокам писателей. В этом возрасте жизнь еще в процессе разделения на черное и белое, хорошее и плохое.
В школе я не понимала "Мастера и Маргариту" Булгакова. Оно мне казалось странным. Помню, когда я увлеклась Булгаковым от нечего читать и узнала про его зависимость (это было гораздо позже школы), мое отношение к его произведениям не изменилось. Скорее этот факт дополнил в моей голове пазл о "Мастере и Маргарите", объяснив его странность, и пазл о Записках врача, когда я поняла, каким образом он так правдоподобно всё описывает.
Возможно сам факт того, что Булгаков был врачом и стремился приносить пользу людям, сильно смазал негатив от наркотиков.
Когда я узнала про Есенина - я поняла, почему у меня к нему отторжение: все эти картинки в его стихах - они были итак неприятны, и оказались не вымыслом, а реальностью, которая мне неприятна вдвойне. Кое-как закончив в школе, я к нему никогда не возвращалась.

САМОУБИЙЦЫ. Список огромен. Вот некоторые фамилии на слуху

Есенин, Сергей Александрович (1895—1925) — русский поэт. Перерезав себе вены, повесился.
Купала, Янка (1882—1942) — белорусский поэт. По официальной версии покончил с собой в гостинице «Москва». [его фамилия в этом списке удивила, я не знала об этом]
Лондон, Джек(1876—1916) — американский писатель, принял сверх дозу снотворного. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Маяковский, Владимир Владимирович (1893—1930) — русский поэт. Застрелился.
Радищев , Александр Николаевич (1749—1802) — автор «Путешествие из Петербурга в Москву» и других произведений. Сначала принял яд, а потом еще и пытался зарезаться бритвой. Умер после долгих мучений.
Сенека Луций Аней (сын) (4 г. до н.э.- 65 после н.э.) — римский поэт, философ. Вскрыл себе вены в ванной, предварительно выпив яду. Вокруг сидели друзья и записывали его последние откровения.
Соболь Андрей Михайлович (1888—1926) — советский писатель, отец поэта Марка Соболя, застрелился среди бела дня, сидя на скамейке в московском сквере.
Стахура , Эдвард (1937—1979) — польский поэт, повесился в собственном доме, до этого бросался под поезд, который отрезал ему руку.
Табидзе , Галактион Васильевич (1891—1959) — великий грузинский поэт. Выбросился из окна лечебницы.
Успенский , Николай Васильевич (1837—1888) — русский писатель. Зарезал себя в переулке.
Фадеев , Александр Александрович (1901—1956) — русский советский писатель. Застрелился на даче, не выдержав разоблачений культа личности и погрязнув в алкоголизме.
Цветаева , Марина Ивановна (1892—1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчица. Повесилась.
и др.

НАРКОМАНЫ .

Кэрролл Льюис - английский писатель, автор "Алисы в стране чудес", употреблявший опиум.
Кинг Стивен - американский писатель, общепризнанный «король ужасов». В период с 1974 по 1987 имел большие проблемы с алкоголем и наркотиками. Как это ни парадоксально, именно в этот период он создаёт свои наиболее яркие и жёсткие произведения, среди которых романы «Сияющий», «Мёртвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Куджо», «Бегущий человек», «Кладбище домашних животных», «Кристина», «Талисман», «Худеющий», «Оно», «Томминокеры» и «Тёмная Башня», а также повести «Тело», «Способный ученик», «Рита Хейворт и побег из Шоушенка». По его личному признанию, некоторые романы он даже не помнит как писал .
Берроуз Уильям - американский писатель, автор романа «Голый завтрак» (Naked Lunch) и других книг, основанных на его опыте полученного во время пристрастия к героину и многим другим наркотическим веществам.
Бодлер Шарль - французский писатель, свои впечатления от гашиша и опиума описывал в книге «Искусственный рай».
Булгаков Михаил - русский писатель, автор частично автобиографичного романа «Морфий». И вообще, все его произведения невероятно интересные.
Высоцкий Владимир - русский советский поэт, музыкант, актёр, бард, автор сотен песен на собственные стихи, употреблял морфий внутривенно. Об этом стало широко известно только после его смерти.
Владимир Маяковский , по воспоминаниям современников, пристрастия к алкоголю не имел, но зато употреблял кокаин и страдал от всевозможных маний, граничащих с помешательством.
Гайдук Дмитрий - писатель, известный своими растаманскими народными сказками - небольшими юмористическими рассказами о жизни растаманов.
Кастанеда Карлос - написал множество книг, из которых две посвящены описанию опыта употребления галлюциногенных растений, используемых мексиканскими индейцами. В данных впоследствии интервью выступал против употребления наркотиков.
Томас де Квинси - английский писатель XIX века, автор знаменитой книги «Исповедь курильщика опиума»
Кен Кизи - по крайней мере в 1960х годах активно потребителял ЛСД и марихуану. Автор романа «Пролетая над гнездом кукушки», являющимся одним из центральных литературных произведений движений битников и хиппи, в основу которого лёг опыт участия Кизи в экспериментах с ЛСД, мескалином, и другими психоделиками.
Кроули Алистер - британский писатель, автор «Дневника наркомана» (The Diary of a Drug Fiend) и других книг, имеющих дело с гашишем, кокаином и героином.
Пелевин Виктор - герои его книг употребляют наркотики. В романе «Generation П» подробно описаны ощущения от приёма наркотиков, в том числе яркие трипы под ЛСД и мухоморы. Автор эссе «Мой Мескалитовый Трип (о Карлосе Кастанеде)».
Хантер Томсон - американский журналист, автор книги «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas), создатель гонзо-журналистики.
Роберт Антон Уилсон - американский писатель, философ, анархист, на протяжении жизни эсперементировал с наркотиками, преимущественно с психоделиками, получал медицинскую марихуану, был ярым противником войны с наркотиками.
Ирвин Уэлш - британский писатель, автор романа Trainspotting и других книг, описывающих жизнь английских наркоманов.
Олдос Хаксли - автор The Doors of Perception, книги, описывающей его опыт с мескалином.
Баян Ширянов - русский писатель, автор цикла романов Пилотажи, описывающих жизнь московских «винтовых» наркоманов, принимающих внутривенно эфедрин и первитин.


АЛКОГОЛИКИ

Шолохов Михаил Александрович. Выросший среди донских казаков, он с ранних лет пил, как воду, местное вино, водку и самогон. К концу жизни увлечение алкоголем стало сказываться на здоровьеШолохова. Он пил по-тихому вплоть до своего восьмидесятилетия и умер от рака горла.
По Эдгар Аллан. Его не раз отвозили в больницу с приступом белой горячки, в котором он ругался с привидениями и неистово отбивался от них. Однажды его пьяным нашли в канаве, привезли в больницу, где он и скончался.
Уильям Фолкнер . Безумный пьяница. Родился и вырос в семье алкашей. К 18 годам будущий писатель пил, как заправский алкоголик. Его алкоголизм длился на протяжении 30 лет практически не прерываясь. Но именно в этот период он написал многие свои лучшие произведения.
Ремарк Эрих Мария. Писатель стал знаменитым после одного-единственного произведения «На Западном фронте без перемен» (1930). Ему, как человеку прошедшему две мировых войны, алкоголь стал анестезией. Сам же он, после прекращения запоев винил себя за пусто потраченное время.
Хемингуэй Эрнест. Лауреат Нобелевской премии 1954 года по литературе, полученной за известнейшую повесть «Старик и море», журналист. Один из самых известнейших алкоголиков. В последний год перед смертью он лежал в больнице с диагнозом депрессия, умственное расстройство и...цирроз печени. В июне 1961 года он приставил к голове охотничье ружье и покончил с собой, сидя на своем ранчо.
Есенин Сергей. О пристрастии Сергея Есенина к алкоголю известно пожалуй всем. Но быть может именно благодаря этой пагубной привычке Есенину удавалось с такой поразительной точностью изложить в своих стихах мотивы русской действительности и загадочной русской души и грусти.
Лондон Джек. Он работал по 17 часов в сутки, и за 15 лет писательства сочинил на 40 томов. При этом страдал депрессией и алкоголизмом. В ночь на 22 ноября 1916 года Джек Лондон покончил с собой. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Стейнбек Джон. В 1947 году он приехал в Советский Союз, чтобы написать серию репортажей. Утомившись от официоза, Стейнбек решил посмотреть настоящую жизнь русских. Он вышел из московского отеля один и догулялся до того, что напился в компании алкашей (!) и заснул на скамейке.
Стайрон Уильям. Пил 40 лет подряд. В возрасте 60 лет Стайрон заработал непереносимость алкоголя. Один глоток - и у него начинались тошнота и кошмары. Стайрон перестал пить, однако без привычных вливаний ему было еще хуже. Он впал в депрессию и попал в психиатрическую больницу. Оклемался и написал - по следам своего пребывания в дурдоме - книгу "Зримая тьма". Прожил после этого Стайрон еще 15 лет, умер в возрасте 86 лет. Не пил. Страдал ли от вынужденной трезвости, мы не знаем.
Твардовский Александр Трифонович
Берггольц Ольга Федоровна
Олеша Юрий Карлович
Успенский Николай
Блок Александр Александрович
Фадеев Александр Александрович

и многие другие писатели

К сожалению, их очень много. Многие и умирали от алкоголизма опустившимися людьми или совершали на его фоне самоубийства.
Более подробно о влиянии порока на их жизнь и творчество.




Top