Кто такая снегурочка на самом деле. А.Н

Новый Год невозможно себе представить без его главной женской героини, Снегурочки. Кажется, что этот образ всегда был атрибутом этого веселого праздника. Тем не менее, о Снегурочке просто ничего не было известно вплоть до 19 века. Только в 1869 году известный писатель и фольклорист А. Афанасьев написал старинную сказку северных поморов об ожившей ледовой девочке.

Любопытно, что эта красивая история, скорей всего, так бы и осталась незамеченной, если бы спустя несколько лет гениальный русский драматург А. Островский не сочинил бы свою историю о снежной девушке. Выражаясь современным языком, можно сказать, что в 1873 году сказка «Снегурочка» стала настоящим бестселлером. Спустя 8 лет, этот сказочный образ стал настолько популярным в России, что Н. Римский-Корсаков сочиняет оперу «Снегурочка», которая тоже немедленно завоевывает немыслимый успех. Хотя и в это время снежная красавица прямого отношения к новогодним торжествам еще не имела. Правда, до революции на елки было принято вешать стеклянные или фарфоровые фигурки Снегурочки. Но они, большей частью, напоминали просто красивые елочные игрушки для детей. Официальной спутницей Деда Мороза Снегурочка становится только в СССР, в 30-е годы 20-го века. Именно тогда эти два персонажа становятся неизменными атрибутами новогодних торжеств и всегда появляются вместе. Но кем же на самом деле приходится Снегурка Деду Морозу? Неужели действительно внучкой?

Происхождение Снегурочки

Несмотря на то, что Снегурочка - это фольклорный персонаж, мнений о ее происхождении очень много. Самая распространенная - Снегурочка внучка Деда Мороза. Тогда возникает законный вопрос о том, кто его сын или дочь. Поговаривают, что это Снеговик, который стал плодом любви Дедушки Мороза и Метелицы. Может быть. Правда, есть и версия, что Снегурочка - дочка Деда Мороза и Весны-Красны. По крайней мере, А. Островский считает именно так. Существуют и злопыхатели, утверждающие, что Снегурочка - жена Деда Мороза. Вполне вероятно, ведь браки с большой разницей в возрасте были на Руси в почете всегда.

Что касается родины Снегурочки, то здесь загадок еще больше. Следуя логике, это Великий Устюг. Но некоторые фольклористы рассмотрели связи образа Снегурочки с образом Костромы (Морены) - языческой богиней зимы, чучело которой сжигали с наступлением весны. Честно говоря, общего мало, но любая версия имеет право на жизнь.

Снегурочка - уникальный фольклорный персонаж

Кем бы ни была Снегурочка, образ ее уникален. Ни у одного из заморских Дедов Морозов нет такой очаровательной спутницы. Разве что, итальянский Баббо Натале приходит в гости в сопровождении феи Бефаны, вот, пожалуй, и все. Поэтому можно смело сказать, что Снегурочка - бесценное достояние русской культуры и один из самых ярких и красивых символов Нового Года.

Юная помощница Деда Мороза – внучка Снегурочка является уникальным новогодним персонажем, встречающимся только в русской культуре. Невероятно милая Снегурочка без труда находит общий язык с лесными зверями и непоседливыми малышами, которые видят в ней посредника при общении с Дедом Морозом.

Каждая девочка, выбирая костюм на новогодний карнавал, мечтает быть Снегурочкой, поскольку она является воплощением красоты, добродушия и воспитанности.

Родом из сказки

Вечно юная и сияющая Снегурочка вошла в нашу реальность со страниц книги «Поэтические воззрения славян на природу», автором которой является русский фольклорист Александр Афанасьев. В 1869 году он рассказал трогательную историю про старую бездетную пару Ивана и Марью, которым для полного счастья не хватало в доме только детей.

Однажды зимой они вылепили для себя из снега доченьку Снегурку, которая ожила и наполнила их жизнь радостью. Впрочем, семейная идиллия длилась недолго: с приходом тепла родители прятали Снегурочку от солнечных лучей, но все же не уберегли её – ослушавшись стариков, она отправилась с подружками на праздник Ивана Купалы и вместе со всеми решила прыгнуть через костёр.

Вдохновившись рассказом Афанасьева, писатель Александр Островский решил написать свою пьесу под названием «Снегурочка», в которой родителями бледнолицей новогодней красавицы являются Весна-Красна и Дед Мороз.

Драматург изобразил Снегурочку 15-летней девушкой, облачённой в шубу с меховым воротником, изящную шапку и тёплые рукавички. По сюжету Снегурочка живет в лесу и лишь однажды под надзором Бакулы-бобыля отправляется в слободу Берендеевку к людям, которые увлекли её своими волшебными песнями.

Именно в этот день слободчане отмечали День весеннего равноденствия, когда в свои законные права вступал языческий бог солнца – Ярила, от тепла которого таяли зимние сугробы. Не устояла под натиском жгучих лучей и Снегурочка, но тая весной, она снова возрождалась зимой.

К образу Снегурочки в своём творчестве обращался композитор Римский-Корсаков, написавший одноименную оперу, имевшую огромный успех.

Фольклорные корни

Возможно, свою биографию Снегурочка ведёт из русского фольклора, основывавшегося на языческих верованиях. Поклонники одной версии, считают Снегурочку воплощением богини зимы - Мораны, которая символизировала собой снег, морозную чистоту и свежесть. С приходом весны и тепла Морана, так же как и Снегурочка, таяла, однако вновь возрождалась с первыми заморозками.

Другие видят в Снегурочке прототип Костромы – чучела, сжигаемого во время празднования Ивана Купалы. Ещё существует мнение, что это рождающаяся с приходом зимы снежная нимфа, которая испаряется весной, забирая с собой мечты о хорошем урожае сельчан.

Как ни парадоксально, но Снегурочку также сопоставляют с богиней весны – Лелей, видя в ней символ возрождения природы: родившись из снега, она дарит счастье пожилой чете, побеждает зимние оковы, а превратившись в воду, дарит плодородие почве.

Не зря же Снегурочку также считают олицетворением речной воды, скованной мощными льдами.

Совместный выход

Когда 1935 году в СССР стали официально отмечать Новый год, главными символами торжества были определены Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Кстати, до сих пор неизвестно, с чьей легкой руки между ними возникла такая родовая связь.

Уже через два года в столичном Доме Союзов на первом новогоднем балу у самой главной ёлки страны состоялся дебютный совместный выход этих персонажей. С тех пор Снегурочка верой и правдой служит своему дедушке, помогая ему в общении с детьми, в раздаче подарков, организации весёлых игр и хороводов.

Немного подзабыли про Снегурочку в суровые годы войны, но в воцарившееся мирное время она вновь блистала с Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Кстати увлекательные сюжеты приключений новогодних героев выходили из-под пера всеми любимых детских писателей Сергея Михалкова и Льва Кассиля.

Место рождения Снегурочки

В отличие от Деда Мороза, выбравшего своей вотчиной Великий Устюг, Снегурочка обосновалась в Костроме, куда ей можно посылать письма сразу на два адреса - на ул. Лагерную 38, где стоит её терем, и на ул. Ленина 3.

Хотя жители деревни Берендеевка на границе Ярославской и Костромской областей, считают Снегурочку своей землячкой.

Часто по этому поводу с ними спорят смотрители имения Щелыково, в стенах которого Островский создал пьесу «Снегурочка».

Ещё одним местом на карте России, ассоциируемым со Снегурочкой является подмосковное имение Саввы Мамонтова - Абрамцево, где художник Васнецов написал образ зимней красавицы в сарафане, лаптях и ленточным ободком на голове.

Кроме того на сцене абрамцевского театра была впервые поставлена посвящённая Снегурочке пьеса Островского и прозвучало музыкальное сочинение Римского-Корсакова.

Образ Снегурочки

Кроме Васнецова над внешним обличьем Снегурочки задумывались живописцы Врубель и Рерих: первый изобразил её в снежно-пуховой шубе, отороченной мехом горностая, а второй, представляя её символом России, расписал наряд таинственными завитками и орнаментами.

В современном облике Снегурочки переплелись старые и добавились новые черты: наряду с 8-ми лучевым венцом с серебром и жемчугом она может надеть капюшон, облачиться в костюм, как белого, так и голубого цвета.

Мифологический и сказочный персонаж Снегурочка в наше время чаще всего упоминается на Новогодние праздники. Сегодня Снегурочка — это внучка и непременный спутник . Оба персонажа являются частью народных представлений о хозяевах зимы. Сам образ Снегурочки достаточно противоречивый, а некоторые и вовсе высказываются в пользу того, что такого персонажа у древних славян и в языческой мифологии просто не существовало. Далее рассмотрим, так ли это на самом деле, и если Снегурочка существовала, то что же это могло быть за божество?

Высказывающиеся против существования Снегурочки и за её относительно недавнее появление в культуре и фольклоре, подкрепляют свои заявления одним историческим фактом. Дед Мороз и Снегурочка стали впервые появляться на Новогодних праздниках в 40-х годах XX века. Считается, что впервые Снегурочка появилась на новогоднем празднике в 1937 году, участвуя на новогодней ёлке в московском Доме Союзов. Важно знать, что впервые породнил Снегурочку и Деда Мороза русский драматург А. Н. Островский, который написал пьесу «Снегурочка». Произошло это гораздо раньше того самого праздника в Доме Союзов. Пьеса была написана в 1873 году. Тогда Островский назвал Снегурочку не внучкой, а дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Однако Островский не выдумал девочку из снега, а заимствовал из книги известного русского историка, исследователя славянского фольклора А.Н. Афанасьева. Афанасьев упомянул сказку о Снегурочке в своей книге « », которая была написана в 1869 году. Стоит здесь также отметить, что Афанасьев не занимался сочинительством, а взял сказку и образ Снегурочки из народного фольклора. Таким образом, можно вполне конкретно утверждать, что заявления о выдуманном образе Снегурочки несостоятельны. Если так, тогда что за мифологический персонаж может скрываться под обличьем девочки из снега?

Снегурочка (Снегурка, Снегурушка, Снежевиночка) — само имя этого персонажа говорит о её связи со снегом. Судя по сказке, которая дошла до собирателя фольклора Афанасьева, Снегурочку слепили из снега крестьянин Иван и его жена Марья, которые состарились, но так и не заимели детей. Когда выпал снег, они вышли из хаты и слепили снежную куклу или снежную бабу, которая вскоре ожила. Девочка или девушка, которая является самим олицетворением снега и которая тает с приходом весны — это вполне ясный персонаж. Яркие черты Снегурочки явно намекают на то, что в глубокой древности Снегурочка могла быть ни кем иным, а богиней зимы — (Мара, Марена). Мара — олицетворение зимы и снега, зимней свежести и чистоты. Также одинаково характерны для обоих персонажей их символическая смерть (таяние или сжигание) с приходом весны.

Всё бы так и всё вроде бы сходится, однако есть одно очень важное но! Дело в том, что в сказке Афанасьева Снегурочка погибает вовсе не с приходом первых весенних дней, как Морана, а на праздник , то есть в середине лета. С приходом весны Снегурочка стала прятаться от солнечных лучей, всё больше стала тосковать. Когда пришёл день Купалы подружки стали выпрашивать у стариков отпустить Снегурочку погулять, чтобы та немного развеселилась. Вечером, когда пришло время традиционных купальских игр, подруги сложили костёр из травы и хвороста и стали прыгать через него. Снегурочка, которая была позади всех, прыгнула последней, а когда её подруги обернулись, то её уже не было. Снегурочка растаяла, прыгнув через огонь. Именно этот сюжет опровергает теорию, что Снегурочка может быть снежной королевой Мораной. Если исходить из этих суждений, то Снегурочка — это Кострома (Костробунько, ). Именно чучело Костромы или Ярилихы принято сжигать, топить или разрывать на Купалу. Это один из самых известных купальских обрядов. Считается, что сжигание куклы Костромы является ритуальным прощанием с русалками, так как праздник Купала является последним днём Русальной недели или Русалий.

Снегурочку также сравнивают с — богиней весны. Леля — юная богиня, которая приходит в мир сразу после окончания зимы. Её приход сопровождается возрождением природы. Именно это мы и видим в образе Снегурочки, которая возродилась из «мёртвого» снега, победила смертельные оковы зимы, принесла жизнь и счастье, стала дочерью для пожилых крестьян. Всё это символизирует возрождение жизни и плодородие после окончания зимы.

Леля и Кострома — кто из них является прообразом Снегурочки? Вполне возможно, что обе богини. Дело в том, что этнографами были зафиксированы интересные поверия, судя по которым Кострома — богиня женского рода, богиня весны и является женой бога весны Ярилы. В некоторых областях чучело, сжигаемое на Купалу, так и называют — Ярилиха, то есть невеста или жена Ярилы. Если и Ярилиха (Кострома) и Леля считаются юными богинями весны, то вполне можно предположить, что это один и тот же персонаж славянской мифологии, называемый по-разному в разных областях и регионах, и обе они, соответственно, стали прообразами той самой Снегурочки, историю о которой услышал и записал замечательный русский учёный, историк, исследователь, фольклорист, писатель Александр Николаевич Афанасьев.

Мультфильм Снегурочка:

Большое собрание фильмов для самых маленьких на сайте «Мультики». Только здесь мультики про машинки все серии подряд , а также свинка Пеппа, Маша и Медведь и многое другое. Мультфильмы для мальчиков и девочек в отличном качестве.

Персонаж городского новогоднего фольклора. Помощница и спутница , приходится тому внучкой. В устном народном творчестве героиня изображалась чаще в образе маленькой девочки, но в литературе и современной культуре возраст Снегурочки изменили, сделав ту взрослой девушкой. В таком виде Снегурочка обычно и сопровождает Деда Мороза на праздниках, играя роль посредницы между ним и детьми.

История появления

В русском фольклоре есть сюжет о девочке, которую сделали из снега. Та ожила и получила имя Снегурка или Снежевиночка. В сказке обычно идет речь о крестьянской паре, которая живет вместе в любви до старости, но дети у них так и не появляется. Немолодые уже герои горюют и печалятся по этому поводу. Как-то раз снежной зимой старики выходят из избы и лепят из снега девочку. Снежная фигурка оживает, герои оставляют ту у себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает.

Снегурочка в культуре


В 2007 году вышел сиквел знаменитой советской мелодрамы «Ирония судьбы, или С легким паром!» - комедия «Ирония судьбы. Продолжение». В фильме есть эпизод, где главный герой Константин Лукашин, роль которого исполняет актер , сталкивается на лестнице с пьяными Снегурочкой и Дедом Морозом.

Новогодние «персонажи» должны попасть на праздник в соседнюю квартиру, но их состояние этому препятствует. Снегурочка просит Константина о помощи, и тот соглашается изобразить Деда Мороза. Сама Снегурка тоже в «нерабочем» состоянии, поэтому Константин находит замену и для нее. Роль Снегурочки соглашается исполнить героиня Надя.


Позже протрезвевшая парочка «новогодних персонажей» находит Константина спящим в аэропорту, чтобы забрать у того реквизитную шубу Деда Мороза. Самого героя персонажи спящим загружают в такси и отвозят назад - в квартиру Нади, откуда его до этого в том же бессознательном состоянии увезли. Роль Снегурочки в этом фильме играет актриса .

Образ Снегурочки фигурирует и во многих мультфильмах. Во одном из выпусков советского мультипликационного сериала «Ну, погоди!» за 1974 год в костюме Снегурочки предстает Волк, который на пару с Зайцем исполняет знаменитую песню «Расскажи, Снегурочка, где была?»

В 1978 году выходит мультфильм «Дед Мороз и серый волк» по сценарию Владимира Сутеева. Снегурочка появляется там эпизодически. Озвучивает героиню Ольга Громова.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.




Top