Кто такой неформал человек мальчик. Неформал - кто это? Одежда для неформалов (фото)

При слове «неформал» у людей возникают различные ассоциации. Кто-то вспоминает о готах, панках и т. д. У всех этих есть общие характеристики.

Общие сведения

Итак, неформал - кто это? В обобщённом понятии к таким людям относятся те, чьё мышление, поведение, привычки и внешность отличаются от общественно принятых норм. По сути, любой человек, который выделяется из общей массы людей, даже просто своим стилем в одежде, уже принимается за неформала. Для этого достаточно будет ярких шнурков на обуви или длинных волос молодому человеку. Все. Готово! В глазах общества вы уже неформальная личность. Но быть не таким, как все, - это необязательно выделение из общей массы за счет неординарной внешности. Вполне достаточно иметь то, что делает неформала таковым - мышление и взгляды, которые кардинально отличаются от общепринятых норм. Отсутствие рамок, которые люди рисуют себе сами, - характерная особенность рассматриваемых представителей различных субкультур и просто неординарных личностей.

Подростки-неформалы - это не просто юношеский бунт против общества. Это разрыв рамок, противопоставление себя предпочтению большинства людей. Они отрицают бывший опыт поколений. Их цель - эпатаж, поиск нового, переворачивающего сознание. Авангард и устремлённость в будущее - лучшие черты неформальной среды.

Неординарных течений существует огромное количество. Причем одни из них характерны для определённых стран, а другие приобрели мировой характер.

Готы

Гот, несомненно, тоже неформал. Кто это? Готическая субкультура появилась в семидесятых годах прошлого века. Своими корнями она вышла из панк-культуры. Так что же получается? Эти два течения одинаковы?

От панков готы отличались более утонченными манерами поведения и Также разница еще и в том, что готы более усердны. Они могут гордиться своей успеваемостью в учебных заведениях. Часто такие люди имеют склонности к искусству. При появлении рассматриваемого течения стала развиваться готическая рок-музыка.

Самих представителей субкультуры часто обвиняют в пропаганде суицида и смерти. Но так кажется тем людям, которые смотрят на них невооруженным глазом. Психологи же в своих высказываниях отмечают, что готы - это потенциальные суициденты. И, собираясь вместе, они помогают друг другу адаптироваться к социуму.

Одежда для неформалов, которые причисляют себя к готам, имеет соответствующий их мировоззрению стиль. Представители этой субкультуры предпочитают черный цвет, иногда сочетая его с белым, красным. Основными материалами для их вещей выступают козий мех, замш, атлас, бархат. Обязательной является декоративная часть - корсеты, бижутерия, кружева, воланы, шнуровка. При нанесении макияжа у готов обеих полов практикуется чрезмерное осветление кожи лица. Характерная особенность - подведённые черным карандашом глаза. По этим основным параметрам можно узнать гота в любое время. Допустимы какие-то дополнения в образе. Например, стрижка с

В данное время существуют даже марки Наиболее известны следующие фирмы:

1. Spiral Direct.

Неформалы эмо

Слышали ли вы о таком течении? Эмо - тоже неформал. Кто это? Данное направление пришло к нам в восьмидесятых годах с Запада. Последняя волна была примерно лет 5 назад. Стоит отметить, что в ходе своих возрождений движение приобрело яркие отличия от эмо-культуры запада.

Западные неформалы (фото см. ниже), входящие в течение эмо, - это подростки, которые предпочитают пастельные или природные тона в одежде. Представители указанного течения не приемлют татуировки и пирсинг. Такие подростки позиционируют себя как дети с гиперэмоциональностью. Представители рассматриваемой субкультуры западных стран кардинально отличаются от эмо с Востока.

Среди наших подростков обязательной атрибутикой считают татуировки и пирсинг. А девушки-неформалы у нас практически не отличаются от парней. Нет, вы не подумайте, что они одеваются как мужчины. Скорее, наоборот, парни очень похожи на девушек. Они так же подводят глаза, красят ногти, носят такие же прически. В одежде эмо можно выделить преобладание черного и розового цветов, клетки, полосок. Также неотъемлемым атрибутом является великое множество браслетов и большая сумка через плечо с неимоверным числом значков. Эмо позиционируют себя как бисексуалы. Наверное, этим объясняется схожесть парней и девушек, а также то, что они пропагандируют мир на всей планете.

Эмо слушают музыку, в которой отражена печаль, грусть, апатия.

Гопники

Да, совершенно верно, гопники - это тоже неформальная молодёжь, которая существовала во все времена. Почему они считаются отдельной субкультурой? Ответ прост. У них есть свой стиль одежды, взгляды, сленг, особенности поведения и музыкальные предпочтения. Поэтому и получается, что гопники - это тоже неформалы (фото представлено ниже).

Увидев представителя этой субкультуры, узнать его можно безошибочно по спортивному костюму, бейсболке и кроссовкам (или туфлям). Причем классическую обувь парни носят всё под тот же спортивный костюм. У продвинутых гопников могут быть при себе чётки и барсетка. У этих неформалов имеется репутация задир и хулиганов. Также они имеют личную визитную карточку: пиво с семечками. Причиной такой репутации является их неприятие инакомыслия. Жертвами гопников могут стать не только представители других неформальных групп, но и интеллигенция.

Основную часть субкультуры составляет молодёжь из семей рабочего класса.

Панки

Панк - тоже неформал. Кто это? Панки появились ещё в СССР. Они пугали взрослое поколение своей численностью, поведением и Сейчас это движение поутихло. Панков, оставшихся верными своим вкусам и взглядам, сегодня не так уж и много.

Данное движение не признаёт никакой власти и законов. Панки отвергают общепринятые социальные нормы. Если коротко, то они предпочитают анархию каким-либо рамкам.

Панки носят потёртую одежду, красят волосы в яркие цвета или выбривают узоры, присутствует пирсинг, цепи, татуировки и напульсники. Среди них есть и девушки. Неформалы этого течения предпочитают рок.

Как появляются течения?

У каждого из тех, кто стал приверженцем одной из субкультур, есть свои причины на это. Наиболее распространенные из них перечислены ниже.

1. Осознание своей уникальности.

2. Проблемы во взаимопонимании со сверстниками или родителями.

3. Желание признания.

4. Одиночество.

Что делать родителям таких детей?

Чтобы этот период прошёл быстро и безболезненно, необходимо действовать не воинственно.

1. Обойтись без скандалов.

2. Узнать о субкультуре максимальное количество информации.

3. Найдите положительную сторону в этом (может быть, ваш ребенок научится играть на гитаре).

5. Расскажите о своей молодости и о том, какими были вы. Возможно, если он поймёт, что вы похожи, то у вас получится найти общий язык.

6. Позвольте сыну или дочери разместить атрибутику своей субкультуры у себя в комнате.

Заключение

В завершение хотелось бы отметить, что принадлежность к какой-либо группе неформалов не всегда дает возможность охарактеризовать личность. Чаще всего эти предпочтения являются временными. Человек находит свое «Я», осознает, что он уникален. Для этого ему необязательно чем-либо ярко выделяться из общей массы.


лФП ФБЛЙЕ ОЕЖПТНБМЩ?
йИ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ЗДЕ ХЗПДОП. оБ ХМЙГЕ, Ч НБЗБЪЙОЕ, Ч ЛЙОПФЕБФТЕ, Ч РПДЯЕЪДЕ... йИ ДПЧПМШОП НОПЗП. пОЙ ОПУСФ ЮЕТОЩК ГЧЕФ, ПВЧЕЫЙЧБАФ УЕВС ГЕРСНЙ, ДЕМБАФ УФТБООЩЕ РТЙЮЕУЛЙ Й ОЕОБЧЙДСФ цБООХ жТЙУЛЕ. йИ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ПВЭЕРТЙОСФПЗП. пОЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБРТБЧП, Ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ ЙДХФ ОБМЕЧП.
оЕЖПТНБМЩ Ч УПЧТЕНЕООПН ПВЭЕУФЧЕ ДЕМСФУС ОБ ОЕУЛПМШЛП ЛБФЕЗПТЙК: РБОЛПЧ (ЧЕЮОЩЕ РПЖЙЗЙУФЩ), ЗПФПЧ (РТЕУМЕДХЕНЩ НЩУМСНЙ П УНЕТФЙ), ьнп (ЗМХВПЛП ТБОЙНЩЕ МЙЮОПУФЙ), УФТЕКОДЦЕТПЧ (РБОЛЙ, УПВМАДБАЭЙЕ РТБЧЕДОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ: ОЕ РШАФ, ОЕ ЛХТСФ Й РПЮФЙ ОЕ ТХЗБАФУС), МАДЕК ПУПВП ОЕ ЪБГЙЛМЙЧБАЭЙИУС ОБ ФПН, ЛЕН ЦЕ ЙНЕООП ПОЙ СЧМСАФУС, Й УПЧУЕН ЮХФШ-ЮХФШ ЕЭЕ ПУФБМПУШ ИЙРРЙ. чУЕ ЬФЙ ОБРТБЧМЕОЙС ПВЯЕДЙОСЕФ ПДОБ ПВЭБС ФЕНБ: НХЪЩЛБ. тПЛ. лБЛ УЛБЪБМ ПДЙО НПК ИПТПЫЙК ДТХЗ: #171;тПЛ ЧППВЭЕ ОЕМШЪС РТПУФП УМХЫБФШ, ЛБЛ УМХЫБАФ ТЬР, РПРУХ, ЙМЙ ЛМХВОСЛ. тПЛ #8211; ЬФП УБНБ ЦЙЪОШ, Й ЙН ОХЦОП ЦЙФШ. тПЛ #8211; ЬФП ОБЙЧЩУЫБС ЖПТНБ УЧПВПДЩ. уЧПВПДЩ УМПЧБ, НЩУМЙ, УПЪОБОЙС Й ЮХЧУФЧ#187;. ьФЙН ОЕЖПТНБМЩ Й ПФМЙЮБАФУС ПФ ЧУЕИ РТПЮЙИ ЛХМШФХТ. чУЕ ЛХМШФХТЩ, МАВПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ ЧРЙУЩЧБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩЕ ТБНЛЙ Й ЗТБОЙГЩ. рПФПНХ ЮФП ФБЛ ХУФТПЕО НЙТ. оЕЖПТНБМЩ ЦЕ ОБ ЬФПФ НЙТ РМЕЧБМЙ. б НЙТ РМЕЧБМ ОБ ОЙИ... рЕЮБМШОП, ОП ЬФП ФБЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕМШЪС УФБФШ УПЧЕТЫЕООП УЧПВПДОЩНЙ. чУЕЗДБ ВХДЕФ ЛБЛБС-ФП ЗТБОШ, ЪБ ЛПФПТХА ОЕМШЪС ВХДЕФ РЕТЕУФХРЙФШ.
ч бЮЙОУЛЕ ОЕЖПТНБМПЧ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ бЧБФХ Й 3-ЗП НЙЛТПТБКПОБ, НЕОШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ рТЙЧПЛЪБМШОПЗП. оЕЖПТНБМЩ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ТЬРРЕТПЧ Й ЗПРОЙЛПЧ. б ТЬРРЕТЩ Й ЗПРОЙЛЙ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ОЕЖПТНБМПЧ. уПЧЕТЫЕООП ЪТС, С ЧБН УЛБЦХ.
с ЧЩЪЧПОЙМ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ ЧЪСФШ Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША. юЕМПЧЕЛБ ЪЧБМЙ уБФБФБОПН. пО ЦЕ бОБОБУ. рП ТПЦДЕОЙА ВЩМ ОБТЕЮЕО ЙНЕОЕН чБМЕТЙК. нЩ УЙДЕМЙ Ч РБТЛЕ рПВЕДЩ Й РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РПЗМСДЩЧБМЙ ОБ ОЕВП. б ФПЮОЕЕ ОБ ФХЮЙ, ЛПФПТЩЕ РП ЬФПНХ УБНПНХ ОЕВХ ИПДЙМЙ.
- уЛБЦЙ ЧПФ НОЕ, ЛБЛ ФЩ ДПЫЕМ ДП ФБЛПЗП УПУФПСОЙС?
- ч УНЩУМЕ?
- оХ, ЛПЗДБ ФЩ ОБЮБМ УМХЫБФШ ТПЛ, ЛПЗДБ РТЙПВЭЙМУС Л ОЕЖПТНБМШОПНХ ДЧЙЦЕОЙА... оБЮЙОБМПУШ ЧУЕ У ЮЕЗП?..
- бББ... уОБЮБМБ С УМХЫБМ БМШФЕТОБФЙЧЛХ... #171;Linkin Park#187; Й ФПНХ РПДПВОПЕ... рПФПН ТЬР УМХЫБМ. нЕУСГЕЧ ЫЕУФШ... дБЦЕ УБН ЛПЕ-ЮФП РЙУБМ. ъБФЕН ЛБЛ-ФП УТБЪХ РЕТЕЫЕМ ОБ #171;лПТПМС Й ыХФБ#187;, #171;Koсn#187;...
- б УЛПМШЛП ФЕВЕ МЕФ ВЩМП ФПЗДБ?
- мЕФ 14...
ч ЬФП ЧТЕНС УФБМЙ РПДИПДЙФШ ПУФБМШОЩЕ. рПМФЕТ, NeedLZ, рШАЭБС уПМОГЕ Й РТПЮЙЕ... рП-ЪДПТПЧБЧЫЙУШ УП ЧУЕНЙ, С ЧЕТОХМУС Л уБФБФБОХ:
- рПЮЕНХ ЙНЕООП ТПЛ? юФП ФЕВС Ч ОЕН РТЙЧМЕЛБЕФ? юФП ФЩ Ч ОЕН ЧЙДЙЫШ ДМС УЕВС?
- тПЛ - ЬФП ОЕ ФХРБС НХЪЩЛБ. ч ТЬРПЧУЛЙИ РЕУЕОЛБИ НПЦОП РПМПЦЙФШ ВЙФ, ОБЗПЧПТЙФШ Ч НЙЛТПЖПО ЧУСЛПК ЖЙЗОЙ Й ФТЕЛ ЗПФПЧ. рПРУБ - ЬФП ФПЦЕ РТПУФП ЧПРМЙ РПД ЖБОЕТХ. ч ТПЛ-НХЪЩЛЕ ЦЕ ЕУФШ ДХЫБ. ьФП ЧУЕ ДЕМБЕФУС ОЕ ТБДЙ #8220;ВБВПЛ#8221;. мАДЙ ЧЩЛМБДЩЧБАФУС. ч ЛПОГЕ ЛПОГЕТФБ ЧУЕ НХЪЩЛБОФЩ РПФОЩЕ Й ЗТСЪОЩЕ.
ч ФПМРЕ УМЩЫЙФУС ПДПВТЙФЕМШОЩК УНЕИ. оЕУНПФТС ОБ ДПЦДШ, МАДСН ЧЕУЕМП.
- рПОСФОЕОШЛП... еЭЕ ЧПРТПУ. чПФ ЧЕДШ ОЕЖПТНБМШОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ, Ч ГЕМПН, Ч ПУОПЧЕ УЧПЕК, ПОП ПЮЕОШ ВПМШЫПЕ. й ПОП УБНП РП УЕВЕ ДЕМЙФУС ЕЭЕ ОБ ЛХЮХ ЧУСЛЙИ ОБРТБЧМЕОЙК. л ЛБЛПНХ ОБРТБЧМЕОЙА ФЩ УЕВС ПФОПУЙЫШ?
- юФП-ФП УТЕДОЕЕ НЕЦДХ ЗПФПН Й РБОЛПН. фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК dark-РБОЛ.
- уЛБЦЙ НОЕ, ФЩ УПЗМБУЕО У ФЕН, ЮФП ОЕЖПТНБМЩ - ЬФП ОЕ РТПУФП НПМПДЕЦОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ, ОП ГЕМБС ЛХМШФХТБ, ГЕМЩК УПГЙБМШОЩК УМПК?
- дБ, ЛПОЕЮОП.
- фПЗДБ ТБУУЛБЦЙ НОЕ П УЧПЙИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЧЪЗМСДБИ. лБЛ ФЩ ПФОПУЙЫШУС Л ФПНХ, ЮФП УЕКЮБУ РТПЙУИПДЙФ Ч УФТБОЕ? юФП ФЩ ПВП ЧУЕН ЬФПН ДХНБЕЫШ?
- с ДХНБА, ЮФП ВЩ ОЙ РТПЙУИПДЙМП, ЛБЛ ВЩ ОЙ НЕОСМУС УПГЙБМШОЩК УФТПК, ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИТЕОПЧП, Й ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИПТПЫП. б ЛФП-ФП ЧППВЭЕ ВХДЕФ Ч НЕДХ ХНЩЧБФШУС.
- еЭЕ ТБЪ ПВ ПВЭЕУФЧЕ... лБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ Ч ОЕН ЪБОЙНБАФ ОЕЖПТНБМЩ? лБЛ ЛХМШФХТБ?
фХФ ТЕЫЙМБ ЧЩУЛБЪБФШУС NeedLZ:
- чЕТИОАА УФТПЮЛХ.
уБФБФБО ПФЧЕФЙФШ ОЕ ХУРЕМ. ч ЬФП ЧТЕНС рПМФЕТ ОЕПЦЙДБООП ДПЗБДБМУС П ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ОБ УБНПН ДЕМЕ РТПЙУИПДЙФ:
- фЩ ЮФП, Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША ВЕТЕЫШ? пО ЦЕ ВЕЪНПЪЗМЩК!!!
ъБ УЙН ЪБСЧМЕОЙЕН РПУМЕДПЧБМБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС уБФБФБОБ, ДБМЕЕ ПВНЕО МАВЕЪОПУФСНЙ, РМБЧОП РЕТЕЫЕДЫЙК Ч ЛТПЧБЧХА ТБЪВПТЛХ. рПОБВМАДБЧ ЪБ ЬФПК ЛБТФЙОПК ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, С ТЕЫЙМ, ЮФП У уБФБФБОБ ОБ УЕЗПДОС, РПЦБМХК, ИЧБФЙФ. рТЙЫМПУШ РЕТЕЛМАЮЙФШУС ОБ NeedLZ, ЛПФПТБС СЧМСМБУШ ьнп:
- фЕРЕТШ ФЧПС ПЮЕТЕДШ. тБУУЛБЦЙ НОЕ РТП БЮЙОУЛЙИ ьнп.
- юЕЗП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?.. рПЪЕТЩ.
рПМФЕТ:
- мАДЙ У ОЕДПУФБФЛБНЙ, РПУФПСООП РМБЮХФ Й РХУЛБАФ УПРМЙ.
оБТПД ЪБУНЕСМУС, ОБЮБМ ЮФП-ФП ПВУХЦДБФШ. уФБМП ЫХНОП. с РТПДПМЦБМ ДЙУЛХУУЙА У NeedLZ:
- фП ЕУФШ ьнп - ЬФП НПДБ?
- оЕФ... иПФС Х ОБУ Ч ЗПТПДЕ, ДБ.
нЕЦДХ ФЕН УП ЧУЕИ УФПТПО ХЦЕ УЩРБМЙУШ ФЕПТЙЙ, РТЕДМПЦЕОЙС Й ЧЕТУЙЙ... лФП ФБЛЙЕ ьнп, ПФЛХДБ РПСЧЙМЙУШ, ЪБЮЕН ПОЙ ЧППВЭЕ ОХЦОЩ Й ЮЕН ЙЪЧЕУФОЩ. оЕТПМЙ ЮФП-ФП ХРТСНП ВПТНПФБМБ РТП СРПОУЛЙИ ЗПФПЧ, рПМФЕТ - РТП ЪБЛПОЮЕООЩИ ОЕХДБЮОЙЛПЧ, Й ФБЛ ДБМЕЕ... уФБМП РПОСФОП, ЮФП ФЕНХ ьнп РТЙДЕФУС ПУФБЧЙФШ ЪБ ЛБДТПН.
уТЕДЙ ЧУЕК ЬФПК ЫХНЙИЙ ФПМШЛП ПДЙО ЮЕМПЧЕЛ УПИТБОСМ ПФОПУЙФЕМШОПЕ УРПЛПКУФЧЙЕ. рТЙЕЪЦЙК ОЕЖПТНБМ ЙЪ оПЧПУЙВЙТУЛБ. ъПЧХФ бОФПОПН. ч НЙТХ ВПМЕЕ ЙЪЧЕУФЕО ЛБЛ оЕоПТНБМ. пО Й УФБМ НПЕК УМЕДХАЭЕК #8220;ЦЕТФЧПК#8221;.
- бОФПО, ТБУУЛБЦЙ НОЕ П ОПЧПУЙВЙТУЛПК ОЕЖПТНБМШОПК ФХУПЧЛЕ...
- юФП ЙНЕООП?
- оБЮОЙ У ФПЗП, УЛПМШЛП ЧБУ ФБН ЧППВЭЕ... ч бЮЙОУЛЕ, ОБРТЙНЕТ, ФПМШЛП ПДОБ ОЕЖПТНБМШОБС ЛПНРБОЙС. зПТПД НБМЕОШЛЙК, ЧУЕ ДТХЗ ДТХЗБ ЪОБАФ. оПЧПУЙВЙТУЛ РПВПМШЫЕ, ФБН УЙФХБГЙС ДПМЦОБ ЧЩЗМСДЕФШ РП-ДТХЗПНХ. уЛПМШЛП ФБН Х ЧБУ РПДПВОЩИ УВПТЙЭ?
- чУЕ ПФ ЧТЕНЕОЙ ЪБЧЙУЙФ. дОЕН ОБ РМПЭБДЙ мЕОЙОБ УПВЙТБЕФУС ПДОБ ЛХЮЛБ. чЕЮЕТПН, ФБН ЦЕ, ХЦЕ ДТХЗБС... й ТСДПН ФПЦЕ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ УФПСФ. фПМШЛП ЛПЗДБ ДПЦДШ ЙДЕФ, ЧУЕ УПВЙТБАФУС РПД ЛТЩЫЕК пРЕТОПЗП ФЕБФТБ. рПМХЮБЕФУС ПДОБ ВПМШЫБС ЛПНРБОЙС. с ФБЛ ПДЙО ТБЪ 200 ЮЕМПЧЕЛ ОБУЮЙФБМ...
дПНБ ЧПЪОЙЛМБ РТПВМЕНБ У ЪБЛМАЮЕОЙЕН. с ЪБДБМУС ЧПРТПУПН: ЮЕЗП ЦЕ ОЕЖПТНБМЩ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ? ч РПЙУЛБИ ПФЧЕФБ ПВТБФЙМУС Л УЧПЕНХ ДТХЗХ уЕТЗЕА. пО ЦЕ Air. пФЧЕФ НЕОС ЧРПМОЕ ХУФТПЙМ. #171;оЕЖПТНБМЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ. пОЙ ФПМШЛП РЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ ЕЈ... рЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ МАДЕК, ПВТБЪХНЙФШ ЙИ, ЧЕТОХФШ Ч ЙИ ДХЫЙ ЧПМА, ОБУФПСЭЙЕ ЮХЧУФЧБ... чТПДЕ ФБЛ.#187;
оХ ЮФП ФХФ ДПВБЧЙЫШ?..

Серьёзно обсуждать эту статью не имеет смысла. А помещаю я её, как и большинство подобных статей, лишь из-за культурологического интереса. Только два вопроса возникло – а что это за «дарк метал» в 89 году? И что такое «московская сатанинская церковь»?

Статья была оформлена двумя безвкусными коллажами из фотографий каких-то рок-звёзд и их фанатов. Помещу один из двух, т.к. они плохого качества, да и вообще, статья не про музыку.

Источник: «Наука и религия» , №7 за 1989 год.

В статье говориться о четырёх группах с названием «ПАМЯТЬ». Я знаю о существовании двух организаций под этим названием: православная «ПАМЯТЬ» Дмитрия Васильева и менее известная про-языческая «ПАМЯТЬ» Валерия Емельянова.

Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Сергея БАРСУКОВА с социологом Андреем БЫСТРИЦКИМ. Андрею 28 лет, и молодёжные «неформальные» объединения, часть из которых называет себя «Системой», – основной предмет его исследований.

Классическое начало беседы требует обозначить предмет разговора, а именно основные типы неформальных объединений.

– Для меня и некоторых моих коллег более приемлема типология построенная на отношении той или иной группировки к личности как таковой, к познанию окружающего мира и тому, что называется «общественно значимым действием». Мы выделяем группы, где коллективное начало «мы» явно превалирует над личностным началом «я». К ним относятся в основном экстремистские объединения как правого, так и левого толка. Здесь личность – некое производное от родового целого, рассчитывать на самостоятельное значение она не имеет права. Есть группы, в которых наблюдается уравновешенность и личностного и коллективного начала. Это хиппи, панки и им подобные. И есть группы, где личностное усилие необходимо.

Говоря о типологии групп, нужно сказать, что само слово «неформал» подразумевает большой набор самых различных характеристик, которые трудно свести к единому целому, поскольку, к примеру, ставить в один ряд «люберов» и «Демократическую перестройку» просто немыслимо. Есть иная типология, основанная на возрастном цензе, при которой неформальные группировки подразделяют на подростково-юношеские и взрослые. Первые – это хиппи, панки, кришнаиты, люберы, «Ремонт», «Внуки Дзержинского» и многие другие. Вторые – это в основном общественно-политические группы, от «Демократического союза» до «Памяти». Их принято делить на «левые» и «правые» – в зависимости от политической установки, часто даже неосознаваемой.

– А как вписываются сюда религиозные группы?

– Дело в том, что сознание очень многих людей не религиозно в привычном смысле этого слова, но и не атеистично. Можно сказать, что оно мифологическое. Мы еще вернемся к этому определению, пока же скажу, что религиозность так или иначе пропитывает многие неформальные группы. Скажем, «металлисты». Казалось бы, просто музыка. Однако если мы будем подниматься по ступеням «хэви-метал-рока», то столкнемся с группами «трэш-метал», «дарк-метал», «спид-метал» и т. д. Многие из них связаны с восточной биоэнергетической символикой. У подростков популярны значки с изображением символов «Инь» и «Ян», хотя, как правило, они не понимают до конца этих значений.

В группах экологического типа наряду с декларацией неких общегуманитарных ценностей занимаются оккультно окрашенной медитативной практикой. Что касается, скажем, групп «Память» (только в Москве их сейчас четыре), то там можно встретить самые разные религиозные течения: неоязычников , ортодоксальных христиан (в основном православного толка), биоэнергетиков. Я столкнулся, например, с одной группой, члены которой занимаются борьбой с силами Шамбалы. Что такое Шамбала, они знают весьма смутно, поскольку сведения о ней почерпнули из книг , сочинений некоего Андрея Томашевского (он же Эндрю Томас) и каких-то отдельных текстов, связанных с супругами Рерих.

В столице есть даже «московская сатанинская церковь» .

– И чем занимаются ?

– По моим сведениям, преимущественно «черной» медитативной практикой. Немного упростив, можно сказать, что среди «сатанистов» существует установка: взять с собой на тот свет как можно меньше греха. А поскольку серьёзный грех совершить непросто, если принять во внимание Уголовный кодекс, то требуется определённого рода компенсация, особого рода состояние, при котором человек внутренне переживает совершение этого греха. Поскольку же в состояние грехопадения тоже войти не так-то просто, то используются различные медитативные направления, получившие распространение на Западе: переживание сиюминутных парадоксальных ситуаций, дзэновские игры самого различного свойства и т. д.

– А что такое «православные хиппи»?

– Это группы вполне хипповского мировоззрения, которые разделяют общие евангельские установки на всеобщую любовь, отказ от насилия, сориентированные на религиозность православного толка. Они часто занимаются весьма своеобразной миссионерской деятельностью, например пытаются лечить наркоманов посредством приобщения к вере христовой, делая упор на богоспасаемость души и её очищение. Деятельность порой бывает довольно успешной.

– Кстати, а используют ли наркотики как медитативное средство?

– Такие группы есть. Как правило, там курят гашиш, употребляют кохнар.

– Думаю, что нет. Многим участникам молодёжного неформального движения просто не по силам целостное религиозное мировоззрение. И те группы молодежи, которые ориентируются на христианскую идею, обычно группируются вокруг священнослужителей. Скажем, у евангельских христиан-баптистов – свой молодёжный клуб.

Некоторые группы интересуются русской религиозной философией, изучают труды Н. Фёдорова, П. Флоренского, Вл. Соловьева. С. Булгакова. Но это группы, сформировавшиеся по индивидуальным интересам и стоящие вне стихийного течения.

– Где же проходит некая опознавательная грянь между сознанием религиозным и мифологическим, вернее, неомифологическим?

– Религиозное сознание ориентируется на сакральные, нематериальные ценности, существующие за рамками «мира дольнего» в «мире горнем». Для него характерно понятие «мира нашего» и «мира иного». Мифологическое сознание нерасчлененное, у него сакральный смысл может придаваться самым обыденным вещам. Для религиозного сознания характерны свои понятия о добре и зле. Есть силы зла и добра, причём силы зла сами по себе не столько мирские, сколько потусторонние: они могут входить в человека, могут выходить из него. Сознание же мифологическое просто делит реально живущих людей на «своих» (добрых) и «чужих» (злых), и у «чужих» огульно отрицаются все человеческие качества. «Чужого» можно убить, зарезать – для мифологического сознания он не человек, тогда как для целостного религиозного сознания, особенно христианского – люди одинаковы.

– А как же тогда «басурманы», иноверцы?..

– На мой взгляд, это и означает отсутствие целостного христианского мировоззрения. Поиски «неформалов» по-своему подтверждают такое предположение. Мне кажется, появление протестантизма на Западе знаменовало принципиально новое отношение к вере. В России протестантизма не было, в России был раскол. Это качественно другой процесс. Я не могу сказать, что Россия по-настоящему не знала христианства, поскольку оно само по себе глубоко неоднородно: в нём смешались самые различные направления. Но развитого религиозного сознания, без напластований языческого мифологизма, в России все-таки было немного. Возможно, только сейчас мы переживаем ситуацию, когда мифологическое сознание начинает изживаться. Например, возьмём наши споры о том, что такое «социализм». Сам «социализм» не является здесь предметом рационального познания, а, скорее, вопросом веры. Городская культура предполагает большую степень плюрализма, личностного самостоятельного выбора, тогда как патриархальной культуре свойственна гораздо меньшая выделенность личности из мира. Поэтому именно патриархально-эпигонские группы в большей степени ориентированы на синкретическую (нецелостную) религиозность, при которой зачаточное религиозное и устоявшееся мифологическое сознания смешиваются между собой. Различия, наблюдаемые в этих группах, весьма поверхностные, кажущиеся. Недаром такая организация, как «Память», являясь фундаменталистской реакцией на вестернизацию России, объединяет в себе совершенно разных людей. Казалось бы, что общего у неохристианина с человеком, считающим язычество наивысшим достижением русской культуры? Тем не менее общее есть. Страх перед самостоятельным развитием личности, стремление переложить ответственность на какого-нибудь вождя, отца, мудреца.

– То есть это предпочтение общинной модели?

– Да, это сходно с тем, что многие люди боятся самостоятельно жить в таком мире, где бы они полностью отвечали за себя. Даже самые казалось бы продвинутые неформальные группы ещё далеки от настоящего понимания личности и от настоящей цивилизованности. Патриархально-общинное сознание, к тому же не отвечающее новым условиям жизни, рождает искажённые формы мышления. Они и питают так называемую «неформальную» религиозность. Я не намерен трогать чувства верующих, по-настоящему религиозных людей – это их личное дело. Я говорю о том, что та религиозность, которая сейчас складывается в самых разных слоях нашего общества,– это религиозность вторичная, мифологическая и архаичная по своей форме, и эта её архаичность выливается в пугающие результаты.

– Вы имеете в виду «казанский вариант»?

– И его. Но дело в том, что так называемый «казанский вариант» реализуется не только в Казани. Сходные процессы наблюдаются в Астрахани, в Павлодаре. Если подростковые драки всегда были присущи механизму молодёжной социализации, то этого не скажешь о степени жестокости, забвения всех гуманистических ориентиров, которые в этих местах переходят все возможные границы. В моем представлении «казанский вариант» имеет прямое отношение именно к такой синкретической, неорганической религиозности. Ситуация в Казани характерна тем, что город жестко поделен группировками на районы, и за считанные часы может быть выставлена тысячная армия боеспособных единиц. Здесь нет ни спонтанности, ни стихийности: организация этих подростков ничуть не слабее армейских подразделений.

Такая жесткая социализация связана с тем, что две трети жителей Казани мигрировали в 70-е годы из сельской местности, и одновременно с этим началась массовая застройка города. Двор всё-таки сдерживал социальную агрессивность, предписывал определённые поведенческие ритуалы: «драться до первой крови», «один на один» и т. д. Теперь старая клановая структура Казани распалась. В подобных ситуациях естественна тяга подростков к сплачиванию в жёсткие замкнутые группировки. По существу, они воспроизводят модели патриархальных «паханских» структур. И если подростками ещё не руководят уголовники, то это лишь случайность, поскольку место для уголовных лидеров там припасено: оно подготовлено патриархально-общинной мифологией. Как ни парадоксально, всё это происходит на некой полурелигиозной основе вторичного мифологического сознания. Если сюда добавить совершенно невероятную политизацию, то эта картина может вызывать серьезное беспокойство. С одной стороны, десоциализованная молодёжь, с другой – «паханские» структуры. С третьей – какая-то полууголовная идеология, и с четвертой – глобальная политизация с утопиями социальной справедливости, возможности достижения всеобщего социального блага жёсткими насильственными действиями. Может быть, покажется натяжкой связывать это с религиозностью, но если всерьёз говорить о мифологическом сознании, которое очень развито в нашей стране, то это всего лишь один из факторов распадающегося мифа.

Другой несомненный симптом нашего времени – это переживаемый нами распад того, что принято называть имперским сознанием. Идеи мессианства, что были свойственны людям в 20–40-е и даже 50-е годы, сейчас, в общем-то, умерли. Очень мало молодых людей теперь открыто заявляют, что идеи социализма должны распространиться на весь мир. Но это не значит, что мессианская идея всеобщего насильственного благодетельствования исчезла окончательно. Выбросы её могут быть самыми поразительными. Это ведь тоже форма своеобразной мифологической религиозности.

– И попахивает культовой магией...

– В какой-то мере. Если говорить о сегодняшнем религиозном сознании, то картина возникает довольно размытая. Нельзя сказать, что вот эти люди – религиозные, а эти – убеждённые атеисты. На самом деле есть множество людей, живущих среди мифов, слухов, предвзятых мнений, болезненных установок и болезненных разочарований. Всё это во многом и определяет духовную атмосферу сегодняшнего дня, и не только молодежную, но, скорее всего, всеобщую.

– Получается, что деление на «формалов» н «неформалов» происходит сейчас по принципу: «формалы» – это некое социальное добро, а «неформалы» – социальное зло?

– Вы правильно отметили этот мифологический водораздел: «формалы» – социальное добро, «неформалы» – зло. Дело в том, что общественное мифологическое сознание склонно к полярным противопоставлениям, когда мир четко делится на «чёрное» и «белое», «злое» и «доброе», а заодно на «неформальное» – как некое общественное зло, и «формальное» – некое «правильное» добро. Это одна из утопий, как и другие представления обыденного сознания – скажем, противопоставление социализма капитализму (примечательно, что такие демократические страны, как Швеция, Англия, Бельгия, Голландия, Монако сохранили формальный монархический строй).

– Андрей, а «митьки» это группа или общественное движение?

– Ситуация складывается такая: с одной стороны, мы осваиваем культуру нынешнюю, с другой – культуру прежних времён. А «митьки» представляют собой некую промежуточную группу, пытающуюся осваивать культурный контекст. Они ведут игру с культурными символами и через уподобление им стремятся освоить ту культуру, от которой мы так отстали. Они пишут картины, рассказы, музыку. Есть такая картина, на которой «митьки» дарят свои уши Вен Гогу. То есть налицо попытка посмотреть на мировую культуру не снизу вверх, а на равных. Но попытка эта не во всех «митьках» реализуется одинаково. У них тоже достаточно патриархально-общинных заморочек: щеголяние ватником, тельняшкой, кирзовыми сапогами. В определённом смысле «митьки» – это альтернативное культурное движение.

Иногда на улицах встречаются люди, облик которых вызывает вопросы. Кто они? Почему они так тяготеют к ярким цветам, абсурдным формам и кричащим аксессуарам? Почему они так стремятся вырваться из норм приличия и морали? Их называют одним

общим термином - "неформалы", не разделяя на касты и группы. Кто такие неформалы и в чём смысл их бытия - неужели просто отличаться от других?

Серость окружающего мира

Никто не знает, когда человечество стало напрягать схожесть черт и поведения. Ведь было же время, когда люди довольствовались звериной шкурой в качестве одежды и вместе ели одного мамонта. Как бы отреагировало племя, если бы один из его членов вдруг выкрасил добытую шкуру охрой и повязал её по-новому? Наверное, сперва бы старейшины возмутились, а потом, осознав удобство или красоту новинки, взяли бы мысль на вооружение.

Чем отличаются сегодняшние дни от минувших? Также есть бунтари, не желающие походить на остальной мир. Для них китч в одежде - это способ самовыражения, этакий крик души, при помощи которого они заявляют о себе и своих правилах. В основном, подростки-неформалы воодушевляются идеей быть яркими, а на деле даже не догадываются о том, что каждая субкультура имеет свою историю и свои ценности.

Красота по-своему...

Каждый человек красив и неповторим. Поэтому нельзя приравнять человечество к серой массе. Но порой нам становится мало этих фактов, и мы стремимся раскрасить будни.

Неформалы "эмо" в сегодняшнем мире стали несколько ограниченными, хотя первоначальная идея их образования была поистине восхитительна. Сокращение "эмо" произошло от слова "эмоциональный", тем самым выражается суть субкультуры. Эмо не боятся выражать свои чувства. Они смеются, когда на душе хорошо, и плачут, когда напрашиваются слёзы. Такая открытость души вполне логично сосуществует рядом с внешней хрупкостью и нежностью. Но это не куколки в человеческом обличии, а настоящие романтические неформалы. Фото девушек, одетых в стиле "эмо", дают лишь приблизительную картину, а не руководство к действию. Действительно "эмо" любят розовый цвет и дополняют его чёрным, но это не значит, что они доводят общую картину до абсурда. Просто их главные ценности - яркость и сила мысли, а самый простой способ выразить это в одежде - это совместить самый нежный и самый грубый цвета. Если вам действительно интересна культура "эмо", не ограничивайте себя в цвете. В конце концов, кто такие неформалы, если не бунтари, нарушающие правила? Совмещайте в своём образе сочный зелёный и золотисто-рыжий, добавьте мягкости серого цвета или создайте образ в нежно-бирюзовом оттенке.

Мрак в окружающем мире

Хоть эмо и ценят чёрный цвет, но они стремятся разбавлять его, а вот истинные адепты мрака - это, конечно, готы. Изначально их приравнивали к панкам, а стиль характеризовался резкостью и циничностью. Постепенно к образу гота пришли и девушки. Приверженцев стиля можно легко узнать на улице. Длинные плащи, корсеты и чёрная кожа, ботинки на высокой платформе и чёрное кружево. Существует и готический макияж, который, кстати, наносят не только девушки. Мужчины с густо подведёнными глазами выглядят несколько странно, но при разумном подходе даже стильно.

Несколько в стороне от стиля готов отстоит стиль готической Лолиты. Помните такую героиню романа Набокова? Так вот её соблазнительность и кукольные черты дополнили нотками викторианской эпохи и готического мрака. В результате появились хрупкие девочки в кружевных нарядах и грубых ботинках с аксессуарами в виде крестов, черепов и прочих элементов темноты.

А был ли мальчик?

Разве представители мужского пола могут иметь слабости? Неужели им также хочется выразить себя во всём? Обеспокоенные родители, заметившие, как их чадо меняется,

начинают судорожно мониторить СМИ и искать ответ на вопрос, кто такие неформалы. Сказывается страх за своего ребёнка, стремление его опекать и контролировать каждый шаг. Но бунт - это естественная часть взросления, которая лишь говорит о том, что жизнь идёт своим чередом. Подрастающему мальчику важно знать, что у него есть собственный мир, где он может быть кем угодно, независимо от своего социального статуса.

Парни неформалы объединяются на почве общих музыкальных интересов, приобщению к особой социальной группе. Порой причиной интереса становится и влюблённость. Причём не обязательно в девушку, далёкую от принятых идеалов красоты. Кто такие неформалы, если не яркие птицы в массе? Девушки часто выделяют их хотя бы за яркость образа. А там уже недалеко до взаимного интереса (при правильном подходе). На подсознательном уровне парни стараются запомниться и выделиться из группы друзей, чтобы быть достойным внимания своей избранницы.

Внутренний кризис

К сожалению, часто примыкание к какой либо субкультуре является не частью самовыражения, а стремлением выдать себя за кого-то другого. Быть жёстким, как представители стиля "панк", не бояться своих чувств, как "эмо", радоваться жизни, как "хиппи". Порой это даже упрощает жизнь, ведь даже одинаковые причёски выбирают многие неформалы. Фото девушек в статье - яркий тому показатель.

Многие из них искренне переживают, завидев особу с похожей стрижкой, и стремятся выделиться за счёт новой укладки или способа окраски волос. А приверженцы одного стиля иногда просто копируют друг друга. Так где же суть этого отделения от массы? Получается, что из толпы привычно одетых людей выделяется толпа фриков, которые похожи друг на друга, как клоны. Поверхностное отношение к субкультуре даёт именно такой эффект, поэтому для ответа на вопрос, кто такие неформалы, придётся в первую очередь разобраться в себе.

Кто ты и кто они?

Кем ты хочешь себя видеть? Что тебя привлекает в субкультуре? Соответствует ли она твоему стилю жизни, и сможешь ли ты существовать внутри такого социума? Если ответы на эти вопросы утвердительные, то вперёд - к новым достижениям, но только стоит помнить про разумность подхода. Мало быть ярким, как попугай, надо быть красивым, как птица феникс. Направьте свой стиль к своему образу. Какие цвета вам идут? Не розовый, а жёлтый? Отлично, это ведь тоже эмоциональный оттенок! Это цвет солнца и радости, так сделайте свой образ соответствующим. Дополните жёлтый цвет синим - и получите гармоничную комбинацию. Но не забывайте про правила трёх цветов. Если в вашем ансамбле оттенков больше, то вы рискуете вызывать рябь в глазах.

Допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей - группы социальной инициативы, клубы по ин­тересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

В разговорной речи применяют и сокращённые формы - «нефоры», «ниферы» и прочее.

История

В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» - контркультурное , демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была осно­вана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском .

Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура. Другой характерной особенностью современной молодёжной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью молодёжной субкультуры можно назвать её авангардность, устремлённость в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьёзного фундамента исторических и культурных традиций .

Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:

  • фенечки (браслеты из ниток или бисера),
  • рваные джинсы .

Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения - КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом ». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту , много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.

Неформальные субкультуры в СССР


В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:

Образ жизни

Характерными элементами которого являлись:

  • сейшены (от англ. session ) - «квартирные» или подпольные концерты;
  • автостоп - путешествия;
  • сквоты - самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
  • тусовки - традиционные места встреч.

См. также

Напишите отзыв о статье "Неформалы"

Литература

  • Здравомыслова Е. А. // Социология в России. - М., 1998. - С.545-568.
  • Анастасия Козлова // Вестник, Сургут, №21, 22.5.1998)
  • Розин М. В. // Вопросы психологии . - 1990. - № 4. - С. 91-99.
  • Игорь Пономарёв. // «Нева». - 2004. - №3
  • Тарасов А. Н. . // «Свободная мысль-XXI». - 2003. - № 3.
  • Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: , ,
  • Борис Фетисов // OCJ №11. Январь 1999 г.

Ссылки

  • // kompost.ru
  • Людмила Брус .
  • Светлана Амосова
  • Д. Саблин

Примечания

Отрывок, характеризующий Неформалы

«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.




Top